Реферат по предмету "Государство и право"


Особенности городских и муниципальных образований и стратегия их развития

Особенности городских и муниципальных образований и стратегия их развития

Содержание
/>Введение
Глава 1. Методологические основы стратегического планированияразвития муниципальных образований
1.1 Необходимость стратегическогопланирования МО
1.2 Разработка стратегии развития муниципального образования
Глава 2. Стратегия социально-экономическогоразвития Одинцовского муниципального района
2.1 Социально-экономическое положение и основные проблемыразвития Одинцовского муниципального района
2.2 Стратегический анализ Одинцовскогомуниципального района
2.3 Определениестратегии развития Одинцовского муниципального района
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Переход к рыночной экономике в Россиипривел к изменению муниципального менеджмента, которые заключаются в том, что доказавшиесвою результативность методы и приемы коммерческого менеджмента переносятся на практикумуниципального управления. Наиболее яркими примерами этого являются стратегическоеуправление муниципальным образованием (МО). Стратегическое управления муниципальнымобразованием — это процесс управленческой деятельности органов местного самоуправленияпо обеспечению устойчивого социально-экономического развития в долгосрочной перспективе[7, c.82].
Система стратегического управления муниципальнымобразованием представляет собой часть общего управления и включает в себя следующиесоставные части: получение, анализ и оценка необходимой информации; выработка ипринятие решений и организация их выполнения; анализ полученных результатов и внесениекорректировок в ход дальнейшей работы. Указанные составные части в отличие от текущегоуправления нацелены на решение глобальной задачи управления. Помимо определениявидения, миссии и целей каждая стратегическая программа включает в себя характеристикупотребности в ее разработке, описание места программы в общей или функциональнойстратегии, формулировки общей цели и целей подсистем, описание взаимосвязей подсистеми ресурсов, необходимых для реализации программы и т.д. Задача стратегических программ:привести к росту потенциала муниципального образования, обеспечить его конкурентнымипреимуществами на региональном, федеральном и международном уровнях. А также реальноизменить в лучшую сторону уровень и качество жизни населения. Целью курсовой работыявляется исследование стратегии развития МО на примере Одинцовского муниципальногорайона.
/>Глава 1. Методологическиеосновы стратегического планирования развития муниципальных образований 1.1 Необходимостьстратегического планирования МО
Для того, чтобы добиться качественного повышения управленческойдеятельности необходимо наряду с решением оперативных, тактических задач разработатьстратегию развития муниципального образования. Стратегия (от греч. strategia — вестивойско) представляет собой набор правил, которыми руководствуются при принятии управленческихрешений. В стратегическом планировании важное место отводится анализу перспектив,выяснению тех тенденций, опасностей, возможностей, а также отдельных чрезвычайныхситуаций, которые способны изменить сложившиеся тенденции.
Стратегическое планирование и управление развития территориимуниципального образования обеспечивает единство действий, осуществляемых на разныхуровнях системы управления, и степень мобильности, отвечающую темпам изменений средыдеятельности муниципального сообщества. Чтобы достичь такого единства, нужно сформироватьсистему представлений, обладающих двумя основными характеристиками: а) достаточновысокой степенью общности, необходимой для того, чтобы она могла непротиворечивовместить в себя вопросы и представления, возникающие и работающие на различных уровняхуправления, существующих в территориальной организации местного сообщества, с однойстороны, и представления об условиях и обстоятельствах, в которых происходит еедеятельность, с другой; б) возможностью превращать эти представления в пониманиетого, какие конкретные действия надо осуществлять на разных уровнях управления[12, c.136].
муниципальное образование стратегическое планирование
Стратегический план развития муниципального образования — управленческийдокумент, который содержит взаимосвязанное изложение таких вопросов, как:
1) цели развития муниципального образования;
2) пути достижения поставленных целей;
3) потенциальные возможности муниципального образования, реализациякоторых позволяет достичь успехов;
4) методы организации движения по избранным направлениям;
5) ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей;
6) способы использования ресурсов [15, c.97].
Такой план позволяет органам местного самоуправления, населениюи другим организациям действовать совместно, предвидя и опережая основные измененияв структуре занятости, технологии производства и территориальной среды. Он создаетновые инструменты, направляющие и стимулирующие развитие муниципального образования.Стратегический план — это документ не только местной администрации, но и всех другихсубъектов муниципальных правоотношений. Он представляет собой инструмент стратегическогопартнерства, механизм определения и осуществления эффективных стратегий во всехсферах жизни муниципального образования. Это работа по формированию представленийо смысле и назначении деятельности территориальной организации местного сообществаи превращению этих представлений в ориентиры, необходимые для осуществления конкретнойуправленческой работы по достижению социально значимых целей развития территориимуниципального образования.
Ключевой исходной точкой стратегического планирования являетсяформирование представлений о смысле и назначении организации местного самоуправления.Эти представления оформляются в ключевых инструментах стратегического планирования- миссии и целях. В миссии формулируются фундаментальные представления о смыслежизнедеятельности местного сообщества. Цели могут быть с учетом этого самыми разными:увеличение доходов населения, эффективное управление муниципальной собственностью,освоение новых рынков, изменение имиджа и др.
Чтобы перейти к стратегическому планированию прежде всего необходимопонимание необходимости изменений, осознание того, что наряду с оперативным — тактическимуправлением и планированием важно и стратегическое. Такое осознание подчас являетсярезультатом анализа допущенных просчетов в выборе направлений развития или организацииуправления, последствий увлечения краткосрочными проектами. Таким образом, формируетсясобственное понимание содержания стратегического управления. От характера и глубиныпонимания зависит чрезвычайно много. Так, часто под стратегическим управлением понимаетсяразработка концепции или сценариев развития, выделение перечня основных проблеми путей их решений, иногда — четкий план действий. Понимание формирует набор субъектовстратегического управления и способы организации взаимодействия между ними.
После достижения определенного понимания и в зависимости от негоформулируются принципы стратегической деятельности и определяются приоритеты развития,которые, как правило, должны быть связаны с повышением качества жизни населения.В связи с тем, что качество жизни — характеристика относительная и сравнительная,анализ проблем и состояния муниципального образования проводится на основе сравненияего базовых характеристик с другими. В рамках этой работы формируется установкана усиление сильных сторон, и превращение слабых сторон в сильные. Следует особовыделить проблемы в реализации вопросов местного значения, которые находят наибольшуюподдержку населения. Для этого используются различные опросы, социологические исследования[17, c.22].
Необходимо формирование установки на длительную работу, связаннойпрежде всего с признанием того, что изменения будут происходить медленно, постепенно.Но отдельные мероприятия стратегической программы должны выстраиваться таким образом,чтобы жители регулярно видели результаты — небольшие социальные приращения в каждыйпромежуток времени. Нельзя забывать о продвижении таких изменений в социальной среде.Одновременно с этим следует выявлять силы и факторы, противодействующие стратегическимпеременам. На пути любых планов возникают препятствия. Не являются исключением истратегические планы, особенно если они затрагивают экономические интересы, способныповлиять на прибыль и доходы.
Выработка политики по отношению к возможности использования внешнихконсультантов обусловлена тем, что всегда существует дилемма между приглашениемконсультантов, получением внешней помощи и опорой на собственные силы. Обычно оптимальнаориентация на комбинацию внутренних и внешних интеллектуальных ресурсов. При отборевнешних консультантов следует оценить тип предоставляемых услуг, предусматриваютли они передачу современных методов управленческой работы и обучение им местногоперсонала.
Наконец, осуществляются определенные изменения в системе управления.Это может быть в отдельных случаях связано с изменением и территориальной организацииместного самоуправления. Как орган управления процессом разработки и управлениястратегическим планом обычно создается постоянно действующая рабочая комиссия. Следуетиспользовать административные рычаги, закрепляя ответственность за реализацию отдельныхмероприятий за конкретными подразделениями и руководителями.
Таким образом, разработка стратегического плана муниципальногоразвития состоит из следующих этапов:
1) анализ ресурсов и условий развития;
2) составление прогноза;
3) формирование концепции развития муниципального образования;
4) обсуждение концепции;
5) разработка целевых программ по стратегическим направлениям;
6) сведение целевых программ в стратегический план с оценкойзатрат, потребностей в привлечении средств и эффекта от реализации;
7) разработка графика выполнения стратегического плана с указаниемисполнителей;
8) обсуждение и утверждение стратегического плана [16, c.33]. 1.2 Разработка стратегии развития муниципального образования
Местное самоуправление призвано решатьзадачи жизнедеятельности населения, имея непосредственный контакт с ним, ощущаяего насущные проблемы, местные власти должны управлять портфелем вопросов местногозначения, не забывая при этом о задачах стратегического управления. До недавнеговремени самой популярной стратегией, озвучиваемой органами местного самоуправления,была стратегия выживания, хотя на самом деле успешность работы отдельных муниципальныхобразований свидетельствует об активной позиции и развитии. О том, насколько эффективнадействующая стратегия, судить можно по количественным и качественным результатамдеятельности конкретного муниципального образования. На практике нет ни одной социальнойсистемы и организации, не имеющей действующей стратегии. Это не означает, что всеони разрабатываются и имеют конкретный образ. Руководство организаций, не говоряуже о рядовых работниках, порой даже не знает, какую стратегию в данный период времениимеет его организация.
Для разработки стратегии развития необходимосформулировать действующую стратегию и оценить ее. Оценка стратегии с качественнойточки зрения заключается в целостности и ее внутренней согласованности (системности),а также обоснованности и соответствии реальной ситуации. Количественные результатыпроявляются в фактическом состоянии социально-экономического положения МО, что находитсвое подтверждение в данных статистической отчетности. Результативность действующейстратегии зависит от социальной активности населения, притока инвестиций, а такжесодержания функциональных составляющих стратегии: рациональность каждой составляющейстратегии (политик, проектов и программ), последние действия администрации, субъектовбизнеса и местного сообщества [8, c.63].
Стратегии развития муниципального образования- это важнейший элемент, в котором формируются окончательные выводы о целях социально-экономическогоразвития территории, факторах и механизме его достижения, а также о методах управленияэтим развитием. Выводы делаются с учетом новых тенденций и особенностей социально-экономическогоразвития региона, страны и муниципального образования. В основу концепции должныбыть положены разработка альтернативных стратегий и их оценка, выявление приоритетныхнаправлений развития муниципального образования, анализ ресурсов развития, а такжеконкурентные преимущества муниципального образования.
На основе концепции стратегииразвитиямуниципального образования формируется план конкретных стратегических действий,представляющий собой вектор развития муниципального образования и имеет следующийпорядок формирования:
• стратегический анализ муниципального образования;
• разработка и оценка сценариев развития на основе эталонной и действующейстратегий;
• выработка философии развития муниципального образования, включающая в себяопределение видения, миссии, целей и задач муниципального образования;
• определение подходов и методов разработки стратегических планов и действий[5, c.189].
Ключевые звенья концепции развития муниципальногообразования — это определение его видения, миссии, целей и задач, то есть то, чтоназывают философией развития. При стратегическом управлении важно помнить о такназываемой иерархической структуре стратегии, которая заключается в следующем: то,что на высшем уровне управления считается средством достижения каких-либо целей,на более низких уровнях оказывается целью. Из этого следует, что стратегия, разработаннаядля организации в целом, выступает в качестве цели по отношению к структурным подразделенияморганизации. На основании указанной цели и разрабатываются функциональные стратегии(политики) структурных подразделений, которые, в свою очередь, являются целями отдельныхболее мелких подразделений организации или отдельных работников.
Исходя из выше сказанного, определяютсяосновные подходы и методы разработки стратегии развития муниципального образования.При отсутствии стратегии как документа предпринимаются попытки выделения факторов,характеризующих деятельность муниципального образования. Это необходимо для того,чтобы затем выдвинуть гипотезу о содержании возможно действующей стратегии. Приэтом проводится анализ как внутренних, так и внешних параметров муниципального образования.В качестве критериев выбора стратегии используются сильные стороны и внешние возможности,цели и все виды ресурсов.
Разработка стратегии осуществляетсяпутем последовательного приближения к ответу на вопрос: что принесет МО успех вбудущем? В начале необходимо «увидеть» МО в будущем, причем образ МО,с одной стороны, создается как образ идеального муниципального образования. Однако,с другой стороны, этот образ должен соответствовать именно тому муниципальному образованию,для которого разрабатывается стратегия, поскольку не из любого исходного состоянияМО можно достичь желаемого лучшего будущего. Этот образ необходимо наполнить содержаниемтого, что муниципальное образование желает предложить обществу и самому себе — местномусообществу, то есть содержанием той миссии, которую муниципальное образование хотелобы выполнять в будущем. Определение конкретного результата, который может проявиться,прорасти из образа будущего и миссии, обеспечивает формулирование целей муниципальногообразования, для достижения которых разрабатывается стратегия. При этом разрабатываетсясвоего рода модель, реализация которой должна обеспечить успех муниципальному образованию.Все подходы к разработке стратегии муниципального образования сводятся к тому, чтостратегия представляет собой сочетание стратегического анализа и интуиции разработчиков,коими в первую очередь должны являться те субъекты, которые затем будут детализироватьи реализовывать стратегию. Важным является и то, что стратегия никогда не можетбыть продумана и просчитана до конца, а ее корректировка по мере изменения внешнихи внутренних условий — необходимая процедура. К тому же универсального, пригодногона все случаи жизни метода разработки стратегии не существует [4, c.18].
Содержание стратегии должно соответствоватьварианту развития, который носит пессимистичный, реалистичный или оптимистичныйхарактер. Каждый из них, в свою очередь, предполагает несколько видов стратегии.На разных этапах развития муниципального образования эти варианты могут изменяться,комбинироваться и дополнять друг друга. Такой подход во многом предопределяет эффективностьформирования стратегии развития муниципального образования. Для того чтобы стратегиядала импульс социально-экономического развития с первых шагов ее разработки, целесообразнооценивать эффективность механизма разработки стратегии на стадии именно ее разработки,обсуждения или принятия. Самый простой способ такой оценки эффективности — экспертнаяоценка. Опытный эксперт или группа экспертов, анализируя все этапы разработки стратегии,все изложенные выше факторы и т.д. выскажут замечания и предложения, дадут своюоценку. Чем больше будет привлеченных со стороны экспертов, чем опытнее они будут,тем выше вероятность исключения ошибок или исправления их до стадии реализации стратегии.Как правило, на такую работу у муниципальных образований не хватает средств. Поэтомув качестве экспертов выступают местные специалисты, руководители предприятий, представителиразличных групп сообщества, депутаты и т.д. В любом случае эксперты как местные,так и приглашенные используют единую методику оценки эффективности формированиястратегии. Эффективность механизма формирования стратегии — это отношение качествастратегии к затратам на ее разработку.
Следует подчеркнуть, что привлечениеэкспертов обязательно при многокритериальной оценке эффективности сложных, многоцелевыхорганизаций, каковыми являются муниципальные образования, и стратегии которых ужена стадии разработки связаны с достижением целого набора взаимосвязанных показателей,формирующих их образы (профили). С определением данного образа связаны методы изученияпрофиля (их ещё называют методы перечня критериев). Суть этих методов состоит втом, что рассматривается соответствие объектов исследования каждому из установленныхкритериев и по каждому критерию даётся оценка, которая может быть представлена графически.
Стратегию или ее составные части вовремяможно поправить и не допустить ненужного расходования финансовых, материальных,интеллектуальных и прочих ресурсов муниципального образования. Стоит сказать, чтохарактер деятельности муниципальных образований, различные условия и исходные данные,их различные цели, а также неоднозначные подходы и способы их достижения, предопределяютспецифику разработки стратегий. А это значит, что система оценочных критериев дляконкретного муниципального образования носит строго индивидуальный характер.
/>Глава 2. Стратегия социально-экономического развития Одинцовского муниципального района/>2.1 Социально-экономическоеположение и основные проблемы развития Одинцовского муниципального района
Одинцовский муниципальный район в социально-экономическом отношенииразвивался как территория, имеющая рекреационное значение и обеспечивающая Москвурабочей силой.
Основу экономики Одинцовского муниципального района составляютсельское хозяйство, средние и мелкие предприятия строительного комплекса, предприятияпо производству товаров народного потребления, развитая система санаторно-курортныхучреждений, пансионатов, домов отдыха, предприятия, обеспечивающие население бытовыми,коммунальными, транспортными услугами и услугами связи. Численность населения района:286 132 чел.
В Одинцовском муниципальном районе промышленную деятельностьосуществляют 303 предприятия, из них 25 средних и 278 малых предприятий. В районеработают предприятия по производству строительных материалов, машиностроительногокомплекса, черной металлургии, химической, деревообрабатывающей, легкой и пищевойпромышленности. В структуре промышленного производства наибольший удельный вес приходитсяна промышленность стройматериалов — 31%, пищевую — 23%, машиностроение — 16%. Приэтом, в рамках концепции «Экополис Одинцовский» акцент делается на созданиепредприятий сферы услуг и инновационных производств.
Наибольший удельный вес по объему отгруженных товаров занимает:
производство пищевых продуктов — 40,2%,
выпуск лекарственных препаратов, парфюмерно-косметической продукции- 18,4%,
производство строительных материалов — 16,6% [19].
Стабильный рост промышленного производства обеспечивается активизациейпроцессов модернизации и реконструкции действующих предприятий, строительства новыхпроизводств, а также разработкой новых видов продукции, технологий, материалов.Растет престиж предприятий района на федеральном уровне, продукция многих предприятийзанимает лидирующие позиции в списке 100 лучших товаров России.
Средняя заработная плата в промышленности составила более 20,0тысяч рублей, что выше уровня прошлого года на 25%. На отдельных промышленных предприятияхзаработная плата превышает 30 тысяч рублей (табл.1).
Таблица 1
Среднемесячная заработная плата в промышленностиПоказатели
Единиц
измерения 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. Среднемесячная заработная плата в промышленности руб. 8702,0 11417,0 13425,0 16034,4 20 043,0 Годовой темп роста % 119,9 131,2 117,6 119,4 125,0
Основным источником формирования денежных доходов населения являютсяфонд оплаты труда и социальные трансферты, на их долю приходится около 80% в общемобъеме доходов. Несмотря на объективные трудности в 2008 году району в основномудалось сохранить темпы социально-экономического развития. По ряду показателей,характеризующих экономическую активность, в сравнении с прошлым годом наблюдаетсяположительная динамика: собственные доходы консолидированного бюджета района составилив первом полугодии 2990 млн. руб., что выше уровня собственных доходов 1-го полугодия 2008 г. в 1,3 раза, или на 645,6 млн. рублей (рис.1).
Рост
645, 6 млн.руб.   /> />
Рис.1. Собственные доходы консолидированного бюджета Одинцовского муниципальногорайона, млн. руб. [19]
 
На прежнем уровне остался объем инвестиций в строительство — 6 млрд. рублей. Сохранены достигнутые темпы ввода жилья — введено в эксплуатацию386,6 тыс. кв. м, в том числе 105,5 тыс. кв. м. многоэтажного жилья и 281,1тыс.кв. м — индивидуального жилья (это наибольший объем ввода жилья по Московской области).Введено в эксплуатацию 30 объектов социально-культурного и производственного назначения.
В результате падения «оплаченного спроса» наблюдаетсянекоторое снижение показателей потребительского рынка. Вместе с тем они остаютсязначительными по объему. Одинцовский район по товарообороту входит в пятёрку самыхкрупных по Московской области, занимает 3-е место по оказанию платных услуг населению.Оборот розничной торговли составил 22,2 млрд. рублей, а объем платных услуг населению- почти 10,5 млрд. рублей.
Бюджетная политика Одинцовского муниципального района в 2008году была ориентирована на максимально полный сбор налогов, их увеличение за счетразвития налогового потенциала, увеличение неналоговых доходов за счет повышенияэффективности использования муниципального имущества.
Объем доходов, собираемых на территории Одинцовского муниципальногорайона во все уровни бюджетной системы Российской Федерации, включая государственныевнебюджетные фонды, составил 29 633,4 млн. руб., что в 1,2 раза выше уровня 2007года (24 335,1 млн. руб.)
Основная доля доходов, собираемых с территории района, являетсяисточником формирования федерального и областного бюджетов — 64,2%;
· федеральный бюджет — 9 158,3 млн. руб. (30,9%);
· областной бюджет — 9 869,4 млн. руб. (33,3%);
· местный бюджет — 6 361,7 млн. руб. (21,5%);
· государственные внебюджетные фонды — 4 244,0 млн. руб. (14,3%).
В 2008 году доходы бюджета Одинцовского муниципального районас учетом безвозмездных поступлений от бюджетов других уровней и доходов от предпринимательскойи иной приносящей доход деятельности увеличились по сравнению с прошлым годом в1,2 раза. Основным источником формирования доходов бюджета района является налогна доходы физических лиц, удельный вес поступлений которого составил 25,8% от общейсуммы доходов бюджета района. Удельный вес поступлений земельного налога, зачисляемогов бюджет района, составил 17,7%.
Доля неналоговых доходов составила 20,9 % от общей суммы доходовместного бюджета. Основным источником неналоговых доходов на протяжении ряда летостаются доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальнойсобственности, удельный вес которых в 2008 г. составил 14,8%.
Расходная часть районного бюджета является инструментом достиженияважнейших социальных целей. Главным приоритетом в бюджетных расходах на 2008 годоставалась социальная сфера, удельный вес расходов на которую составил более 68%от общего объема расходов бюджета (в 2007 году — 67%), в том числе на образование- 43,5%, на здравоохранение и спорт — 16,6% [19].
Удельный вес расходов бюджета района на жилищно-коммунальноехозяйство в 2008 году снизился и составил 10% против 15,1% в 2007 году. Это связано,главным образом, с перераспределением источников финансирования данной сферы в связис постепенным переходом на полное возмещение населением расходов по текущему содержаниюжилого фонда и коммунальных услуг.
Главными задачами бюджетной политики Одинцовского муниципальногорайона является повышение благосостояния населения, обеспечение роста доходов консолидированногобюджета муниципального образования.
В связи с этим бюджетная политика должна способствовать повышениюкачества и доступности бюджетных услуг, формированию благоприятного предпринимательскогоклимата, повышению конкурентоспособности экономики города, обеспечению социальнойстабильности. 2.2 Стратегическийанализ Одинцовского муниципального района
SWOT-анализ — это один из самых распространенных видов анализав стратегическом управлении на сегодняшний день. SWOT-анализ позволяет выявить иструктурировать сильные и слабые стороны, а также потенциальные возможности и угрозы.
Цель SWOT-анализа — сформулировать основные направления развитиячерез систематизацию имеющейся информации о сильных и слабых сторонах, а также опотенциальных возможностях и угрозах.
Процедура проведения SWOT-анализа в общем виде сводится к заполнениюматрицы, в которой отражаются и затем сопоставляются сильные и слабые стороны объектаанализа, а также возможности и угрозы. Это сопоставление позволяет чётко определить,какие шаги могут быть предприняты для развития и, на какие проблемы необходимо обратитьособое внимание [13, c.74].
SWOT-анализ развития Одинцовского муниципальногорайона представлен в Приложении 1.
По результатам диагностики определены основные группы ключевыхпроблем социально-экономического развития района, на решении которых необходимосконцентрировать усилия в рамках реализации основных направлений (табл.2)
Таблица 2
Ключевые проблемы развития Одинцовского муниципального районаИнфраструктурные проблемы Значительный износ коммуникаций жилищно-коммунального хозяйства; Большое количество объектов теплоснабжения с низким коэффициентом загрузки мощностей Слабое внедрение новых технологий в области ЖКХ Кадровые проблемы Проблемы демографического характера и рынка труда. Экономические проблемы  - Высокая стоимость энергоресурсов;  - Высокий моральный и физический износ основных производственных фондов;  - Недостаток собственных средств предприятий для реализации инвестиционных проектов;  - Отсутствие у предприятий — заемщиков реального залогового обеспечения кредитов;  - Отсутствие системы защиты местных товаропроизводителей от иностранных конкурентов. Законодательные проблемы Непостоянство законодательства; Недостаточное наличие комментариев и разъяснений о порядке применения законодательных актов федерального и областного уровня для принятия подзаконных правовых актов на муниципальном уровне; Несовершенство законодательства, освобождающее индивидуальных предпринимателей и малые предприятия отчитываться перед органами статистики по объемам вырабатываемой продукции, что в значительной степени искажает реальное положение дел в отраслях; Социальные проблемы  - Сокращение уровня безработицы;  - Снижение доли населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума;  - Доведение заработной платы работающего населения до среднеотраслевого уровня. Экологические проблемы  - Наличие несанкционированных свалок на территории района;  - Высокий износ очистных сооружений и канализационных сетей;  - Хранение на специальных складах пестицидов и агрохимикатов, требующих утилизации специализированными организациями;  - Рост выбросов загрязняющих веществ автотранспортом, вызванный как увеличением его количества, особенно в летний период, так и ухудшением его технического состояния, а также использование низкокачественного моторного топлива.
В отрасли животноводства:
изношенность материально-технической базы и недостаточная обеспеченность высокотехнологичным оборудованием;
выкуп животноводческих помещений у предприятий-банкротов;
низкий генетический потенциал используемых животных;
слабые темпы освоения прогрессивных технологий. Прочие проблемы
В отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности:
высокий моральный и физический износ основных фондов;
недостаток сырьевых ресурсов из-за диспаритета цен.
Малые формы хозяйствования — личные подсобные хозяйства и крестьянские (фермерские) хозяйства:
недоступность кредитных ресурсов для большинства личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств из-за отсутствия залоговой базы;
отсутствие научной, технологической и рыночной информации, и информации о передовом производственном опыте;
ограничение роста производства продуктов животноводства в ЛПХ санитарными нормами;
отсутствие цивилизованного рынка сбыта продукции, производимой данной категорией хозяйств.
 
Конкурентные преимущества территории Одинцовского муниципальногорайона:
выгодное географическое положение,
финансовая устойчивость,
стабильное социальное положение,
опыт международного сотрудничества,
динамичность в принятии решений,
интеллектуальный потенциал. 2.3 Определениестратегии развития Одинцовского муниципального района
Стратегическая цель — повышение качества жизни населения за счетпоступательного экономического развития Одинцовского муниципального района и формированияустойчиво растущей доходной базы консолидированного бюджета муниципального района.
Стратегические направления развития Одинцовского муниципальногорайона направлено на:
1. Обеспечение устойчивого экономического роста района на основе повышенияего конкурентоспособности.
2. Кардинальное повышение качества и продолжительности жизни, развитиечеловеческого потенциала района на основе повышения эффективности здравоохранения,образования и жилищного строительства.
3. Повышение качества управления для реализации стратегии социально-экономическогоразвития путем проведения административной реформы.
Дерево целей Одинцовского муниципального района представленов Приложении 2.
Для дальнейшего обеспечения социальной стабильности важно предотвратитьвозможные кризисные явления в экономике и на рынке труда. Это потребует решенияследующих первоочередных задач.
Первое. Необходимо сохранить высокий уровень жизни населения,обеспечить рост заработной платы, сохранить имеющиеся рабочие места и выполнитьпрограмму по созданию новых.
В целях обеспечения социальной защищенности работающего населениярайона сегодня будет подписано Одинцовское районное трехстороннее соглашение междуАдминистрацией Одинцовского муниципального района, Координационным советом профессиональныхсоюзов и Обществом предпринимателей Одинцовского муниципального района. В соответствиис данным соглашением установлена минимальная зарплата в 2009 году в размере 6700рублей и поставлена задача повышения среднемесячной зарплаты до 35 тыс. рублей.
В ближайшее время необходимо заключить соглашение с руководителямивновь открывающихся предприятий о приеме на работу жителей Одинцовского района,а также студентов Одинцовского гуманитарного института и выпускников школ. Для реализацииданного соглашения создать целевую группу из представителей структурных подразделенийАдминистрации Одинцовского муниципального района.
Второе. Необходимо активизировать использование современныхинновационных технологий на производстве с целью снижения себестоимости выпускаемойпродукции, продвигать отечественную продукцию. Например, на сельскохозяйственныхпредприятиях района с целью уменьшения затрат сократить до минимума покупку импортнойтехники в пользу отечественной. При проектировании и организации строительства объектовобязать застройщиков применять строительные материалы, производимые предприятиямиОдинцовского района и Московской области.
Важно найти дополнительные источники экономии в производственномпроцессе. В сельском хозяйстве это может быть увеличение использования органическихудобрений при сокращении затрат на приобретение минеральных удобрений; уменьшениеиспользования покупного комбикорма, увеличение посевов зерновых культур и производствособственного комбикорма; уменьшение затрат на содержание молочного животноводстваза счет улучшения работы по селекции животных и более внимательного отношения квыбраковке яловых животных.
Третье. Для усиления реального сектора экономики необходимоиспользовать такой ресурс, как малое и среднее предпринимательство. Управлению комплексногосоциально-экономического развития в 1-ом квартале 2009 года разработать и утвердитьмуниципальную целевую программу развития и поддержки малого и среднего предпринимательстваОдинцовского муниципального района на 2009-2012 гг.
Комитету по управлению муниципальным имуществом активизироватьработу по реализации преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательствана приобретение арендуемого недвижимого имущества, находящегося в государственнойили муниципальной собственности.
Четвертое. Бюджетную политику необходимо направить наповышение устойчивости бюджета района. Прежде всего, усилить контроль за своевременнойуплатой налогов, активизировать работу Комиссии по вопросу погашения предприятиями,организациями Одинцовского муниципального района задолженности по налогам и сборамв бюджет.
Усилить контроль за закупками товаров, работ и услуг для муниципальныхнужд.
На случай возникновения непредвиденных обстоятельств в бюджетерайона и бюджетах поселений сформировать резервные фонды.
Пятое. Для поддержания социальной стабильности на территориирайона сохранить все социальные обязательства органов местного самоуправления переднаселением.
Прежде всего, сохранить все льготы и компенсации нуждающимсягражданам за счет средств районного бюджета и бюджетов городских и сельских поселений.Продолжить реализацию программы обеспечения льготных категорий граждан бесплатнымимедикаментами.
Наращивание капитальных расходов на развитие объектов социальнойинфраструктуры надо сопровождать снижением бюджетных расходов на их содержание.
Реализация основных направлений социально-экономического развитияОдинцовского муниципального района должна оказать положительное влияние как на экономику,так и социальную сферу района.
/>Заключение
Ситуация, сложившаяся в России, сопровождается обострением проблеми противоречий в экономической, политической и социальной сферах общественной жизни.В этих условиях важнейшим фактором стабилизации выступает использование потенциаласамоорганизации и самоуправления местных сообществ. Базовым уровнем территориальнойи экономической организации местных сообществ являются муниципальные образования.Федеральным законодательством определены рамки организации муниципального развития,но они далеко не охватывают всех необходимых условий для активизации жизнедеятельностина управляемых территориях.
Одним из активно развивающихся способов управления и совершенствованиягосударственного и общественного регулирования социально-экономических процессовна территориях является процесс стратегического управления.
Стратегическое управление представляет собой особый вид управленческойдеятельности, состоящий в разработке управленческих решений, ориентированных наперспективу, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий, мероприятий ипроектов, реализация которых обеспечивает эффективное развитие территории.
Механизм формирования стратегии развития муниципального образованиявключает в себя весь процесс разработки и принятия стратегии: от стратегическогоанализа внутренних и внешних факторов, формирования концепции и содержания стратегии,до предварительной оценки социально-экономической эффективности проводимой работыи разрабатываемой стратегии, порядка ее обсуждения и принятия [12, c 164].
Концепция стратегического развития муниципального образования- это его стратегический выбор, определяемый философией развития муниципальногообразования на основе SWOT — анализа и сравнительного анализа действующей стратегиии образцов успешной реализации стратегий развития других муниципальных образований.
Содержание стратегии развития муниципального образования заключаетсяв конкретном изложении процесса достижения целей, сформулированных в концепции стратегии.Этот процесс заключается, в первую очередь, в реализации матрицы решений посредствомконкретных действий, определяемых структурой стратегии, индивидуальной для каждогомуниципального образования.
Формирование стратегии развития муниципального образования предопределяетуспех ее реализации и подлежит качественной экспертной оценке с целью своевременнойкорректировки действий, направленных на повышение эффективности стратегическогоуправления муниципалитетом.
Необходимость разработки стратегии развития муниципального образованияопределяется рядом факторов, важнейшими среди которых являются: повышение экономическогороста и уровня жизни населения, обеспечение занятости. Одинцовский муниципальныйрайон имеет свои уникальные особенности, конкурентные преимущества, нереализованныйпотенциал, ресурсы и т.п., которые необходимо использовать для привлечения инвесторов.Территория из простого места проведения экономических акций приобретает более широкоезначение и становится продавцом товаров и услуг, т.е. равноправным участником рынка.Благодаря наличию богатых природных и рекреационных ресурсов, мощному экономическомупотенциалу и выгодному географическому положению — Одинцовский муниципальный районможет с большой долей уверенности позиционировать себя как инвестиционно привлекательноеи перспективное муниципальное образование Московской области.
Необходимым условием для положительного решения инвестора являетсяоптимальное соответствие между его ожиданиями и возможностями муниципального образования.
/>Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 21.07.2007)«Об общих принципах организацииместного самоуправления в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.09.2003)// Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст.3822.
2. Алисов А.Н., Гапоненко А.Л., Мельков С.Б., Николаев В.А. Муниципальное управление:социально-экономическое развитие города — М.: 2006.
3. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. — М.: Юнити,2008.
4. Гармаев А.Б. Системный подход к управлению муниципальным образованием.// Теория и практика управления. — М., 2007, N 7.
5. Гневко М.В. Инновационное развитие муниципального образования. — СПб.: ИЭУ,2008.
6. Жданова А.А. Процесс формирования социально-экономического развития муниципальныхобразований // Актуальные проблемы социально-экономического развития России: Сборникнаучных трудов (выпуск V) / Под общей редакцией проф. ПилипенкоН.Н. — М.: ИТК «Дашков и Ко», 2008.
7. Зотов В.Б., Макашева З.М. Муниципальное управление. Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2007.
8. Иванов В.В., Коробова А.Я. Муниципальный менеджмент. — М.: ИНФ-РА-М, 2008.
9. Каверзин М.Ю. Государство и местное самоуправление: проблемы взаимодействия// Вестник Российского университета дружбы народов. — Сер.: Политология. 2007, N 4.
10. Мирсанов Д.К., Харкута К.Я. Основы муниципального права — М.: Феникс, 2006,348с.
11. Милькина И.В. Инновационное развитие территорий: путь выхода из кризиса./Актуальные проблемы управления. — М.: ГУУ, 2007.
12. Муниципальное управление: Справочное пособие / В.В. Иванов, А.Н. Коробова.М., 2006.
13. Панов А.И. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ- ДАНА. 2006. — 240 с.
14. Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемыразвития конституционно-правовой модели, — М., Статут, 2007.
15. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления.2-е изд. — СПб.: Питер, 2007.
16. Трофимова И.Н. Муниципальное управление: ориентация на результат // Государственнаявласть и местное самоуправление, 2008, N 12.
17. Шевырова М.А. и др. Оценка степени освоения новых моделей и инструментовмуниципального управления в российских городах // Региональные исследования №3(5), 2007.
18. Шевченко И.В., Александрова Е.Н. Инновационная экономика: вопросы теориии основные тенденции развития // Финансы и кредит. 2008. № 14.
19. Сайт администрации Одинцовского муниципального района Московской области:www.odin.ru
Приложения
Приложение 1
SWOT-анализ развития Одинцовскогомуниципального района
Сильные (S), слабые (W) стороны, возможности (О) и угрозы (Т). Сильные стороны: Слабые стороны:
1. Выгодное географическое положение, хорошо развита транспортная инфраструктура: наличие в городе Одинцово крупной узловой железнодорожной станцией и крупной автотранспортной развязки.
2. Наличие инженерной инфраструктуры. Обеспеченность водоснабжением составляет — 96%, электроснабжение — 100%, газификация — 79%, централизованной канализацией — 72%. Развитая мобильная и электропроводная связь
3. Обеспеченность высококвалифи-цированными кадрами в сфере строительства, здравоохранения, образования;
4. Наличие свободных площадей для реализации инвестиционных проектов в каждом поселении МО
5. Развивающаяся система ипотечного кредитования жилищного строительства
6. Развитая система финансово-кредитных и страховых организаций
1. Слаборазвитый агропродовольственный рынок, диспаритет цен на сельхозпродукцию и энергоносители;
2. Высокая степень физического и морального износа основных производственных фондов на ряде предприятий района (от 40-80%); недостаток современных технологий, обеспечивающих высокие качественные характеристики производимых товаров и услуг;
3. Неразвитость использования современных рыночных систем управления, организации труда, ресурсосбережения и т.д.
4. Недостаток собственных оборотных средств в отдельных отраслях экономики;
5. Высокая степень износа коммуникаций ЖКХ (около 60%);
6. Недостаточная материальная база учреждений здравоохранения и образования (изношенность зданий, систем обеспечения, оборудование учреждений социальной сферы требует модернизации). Возможности (О) Угрозы (Т)
1. Увеличение мощностей по производству продукции за счет действующих предприятиях (ОАО «Одинцовский лакокрасочный завод», ООО «Одинцовский машиностроительный завод», ЗАО «Баковский завод», ООО «Пластконцепт», ЗАО «Одинцовский завод легких конструкций», ООО «ИНВИТО», ОАО «121 Авиационный ремонтный завод»);
2. Эффективное использование территориальных ресурсов (земли, недвижимости) — совершенствование учета объектов недвижимости и земельных участков, формирование банка данных объектов недвижимости и свободных земельных участков;
3. Расширение поставок произведенной сельскохозяйственной продукции в другие регионы страны (овощи, плоды и ягоды, виноград);
4. Произвести техническое перевооружение предприятий с использованием механизмов кредитования и финансового лизинга;
5. Масштабное и системное привлечение инвестиций в экономику муниципального образования:
создание перерабатывающих предприятий и предприятий промышленной индустрии;
создание предприятий топливно-энергетического комплекса;
замена коммуникаций, прокладка новых сетей, увеличение мощности существующих;
6. Развитие малого предпринимательства;
7. Развитие туризма и оздоровительного отдыха.
1. Нестабильность цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию в условиях рынка;
2. Неблагоприятная экономическая среда
3. Загрязнение окружающей среды;
4. Ввоз более дешевой импортной продукции из-за пределов области;
5. Тенденция старения населения муниципального образования по причине низкой рождаемости и миграции людей пенсионного возраста из других регионов, оттока молодых кадров в Москву;
6. Значительная зависимость экономики муниципального образования от деятельности естественных монополий


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.