Введение 2 Глава 1. Хорошево Мневники и ЦСПН СЗАО г. Москвы 1.1 Беспризорность как социально психологическое явление в современной РОССИИ. Условия возникновения беспризорности и безнадзорности в современной РОССИИ .1.2 Особенности и принципы организации системы реабилитации несовершеннолетних в социальном
приюте или ЦСПН СЗАО г. Москвы .7 Глава 2. Мневники и ЦСПН СЗАО г. Москвы 2.1 Выявление социально- психологических причин беспризорности и безнадзорности среди детей и подростков 2.2 Определение основных направление реабилитации несовершеннолетних в ЦСПН СЗАО г. Москвы 19 Глава 3. Выводы .25 Заключение 25
Библиография 26 ВВЕДЕНИЕ. Актуальность темы. Ситуация в мире современного детства тревожна и опасна как для детей, так и для будущего нашего общества. Глубинные деформационные процессы в духовной жизни российского общества усиливают развитие трудных социальных проблем детей и подростков, а также снижают их иммунитет на воздействие криминогенных факторов, активно стимулирующих детскую безнадзорность, бездомность, социальное сиротство.
ПРЕДМЕТ Особенности основных направлений реабилитации с беспризорными и безнадзорными детьми и подростками в социальном приюте Хорошево Мневники и ЦСПН СЗАО г. Москвы. ЦЕЛЬ Определить принципы организации системы реабилитации с беспризорными и безнадзорными детьми и подростками в социальном приюте Хорошево Мневники и ЦСПН СЗАО г. Москвы. ЗАДАЧИ 1. Выявить социально- психологические причины беспризорности, безнадзорности
и нарушения детско-родительских отношений. 2. Определить социально- психологические особенности беспризорных и безнадзорных детей и подростков на примере отдельно взятого социального приюта для детей и подростков , методом обработки социальных, медицинских и психодиагностических карт, психодиагностических тестов, проективных методик, анализа рисунков на свободную тему. 3. Определить основные направления социальной реабилитации несовершеннолетних в социальном приюте
Хорошево Мневники и ЦСПН СЗАО г. Москвы. Глава 1. Хорошево Мневники и ЦСПН СЗАО г. Москвы. 1.1 Беспризорность как социально психологическое явление в современной РОССИИ. Условия возникновения беспризорности и безнадзорности в современной РОССИИ. Как мягкий воск, который ты лепишь, как хочешь, принимает любую печать, так и из маленького
ребёнка ты можешь вылепить всё, что пожелаешь. Буквы, написанные на чистой бумаге, останутся неизгладимыми. И то, что узнает маленький ребёнок, неизгладимо останется с ним до старости . Если на дерево, когда оно мало, подует ветер и согнёт его, а мы подставим столбик, то оно станет прямым, если же мы не подставим столбик, то оно навсегда останется кривым. Если оно вырастит и хорошо укоренится, а мы захотим его выровнять, тогда оно трескается и ломается.
Так и наши дети . ГОРЬКОЕ ГОРЕ РОССИИ Это не укладывается в сознании в мирное время у нас растёт армия беспризорников Нет времени, более взывающего к объединению всех сил в обществе, чем время перемен. Россия переживает очередную историческую метаморфозу кризис политической и экономической системы, пересмотр законодательного устройства. Полная реорганизация системы государственного управления и другие социально-экономические процессы отражаются на состоянии людей, их физическом, психическом и материально-финансовом
благополучии. Эти процессы становятся для наших детей испытанием на жизнестойкость. Социальный кризис проявился в нарушении экологии детства. Появились не только школы бедных, но и школы улиц, школы беспризорников, в которых оказались миллионы детей. Их родители не сумели справиться с новыми требованиями жизни, стали безработными. Дети оказываются выброшенными на улицы в результате потери жилья, проданного или пропитого родителями.
Армии беспризорников пополняются беженцами из бывших союзных республик или бежавшими из сиротских, исправительных и других учреждений. Растущая организованная преступность успешно использует беспризорных в своих целях. В стране растет число детей и подростков-правонарушителей, совершивших различные преступления, участвующих в преступных группировках, нарушающих социально-правовые и культурные нормы. Алкоголизм, наркомания и токсикомания, распространившиеся в стране, усугубили бедствие только 14 детей,
поступающих в школу, признается сегодня врачами практически здоровыми 45 дошкольников - дети с нарушением психического здоровья и отклоняющимся от норм поведением. Ежегодные государственные доклады О положении детей в Российской Федерации походят на сводки с полей сражений, где общество несет потерю за потерей. Подростки сегодня составляют самую криминальную часть населения ежегодно несовершеннолетними или при
их участии совершается ЗОО тысяч преступных деяний в том числе детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности , 700 тысяч административных нарушений. При этом усиливается жестокость, общественная опасность убийства, учащаются хищения оружия и взрывчатых веществ, участие в сбыте наркотиков. Число больных наркоманией за десятилетие увеличилось семикратно. Девиантно-сексуальное поведение подростков также вызывает серьезную тревогу каждый десятый аборт в
стране приходится на девочек подросткового возраста. Среди поставленных на учет ОВД подростков каждый третий имеет лишь зачатки среднего образования, а десять тысяч, по официальной статистике, полностью неграмотны. Степень так называемой педагогической запущенности детей такова, что не дает возможности отличить ее от умственной отсталости. Пренебрежение нормами социально приемлемого поведения, возрастающая популярность
социальных вредностей становятся все более стойкими чертами молодежной, школьной и уличной среды. Первопричиной перечисленных проблем в среде несовершеннолетних, прежде всего, является нарушение их собственных прав иногда даже в нормальных с первого взгляда семьях . Ребенок, который не получает достаточно тепла, любви, взаимопонимания, а постоянно испытывает чувство беззащитности, боли, унижения, волей-неволей начинает отстаивать свое право на существование и нередко
незаконным образом. Не имея возможности удовлетворить свои потребности законным образом, он ищет другие пути Жизнь детей в кризисных семьях принимает все более острые формы. Большинство детских травм носит семейно-бытовой характер. Спасаясь от жестокого обращения, более 100.000 тысяч детей России ежегодно попадают в розыск как ушедшие из дома.
Еще более пугающими становятся цифры, показывающие динамику роста употребления ПАВ среди детей. Ежегодно прирост численности несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства, превышает 100 . Причем возрастной порог постоянно снижается все чаще в поле зрения наркологических служб попадают дети семи, то и шести лет. По данным Комитета здравоохранениния Москвы, каждый четвертый девятиклассник употребляет психоактивные средства.
Если учесть, что в Москве сейчас проживает около миллиона детей в возрасте от 8 до 18 лет, и темпы наркомании останутся прежними, то через несколько лет в городе не останется ни одного здорового ребенка. Социально- экономические и политические проблемы жизни современного общества значительно расширяют спектр социально педагогических проблем семей. Среди них наиболее остро проявляются нарушение структуры и функции семьи, падение её жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных
перегрузок у родителей, и как следствие, жестокое обращение с детьми. Заметное снижение уровня социальных гарантий для детей в этих условиях, а также дистанцирование школы от детей с трудными судьбами и значительные изменения в ценностных ориентациях общества, усиливают влияние асоциальных факторов в подростковой микросреде. 1. У современного подростка затруднено формирование таких ценностных ориентаций, которые бы способствовали
его безболезненному вхождению в систему социально-экономических отношений. Причиной того служит изменившаяся социально-экономическая ситуация и, как следствие этого ослабление референтной функции современной семьи в плане формирования долговременных личностных установок ребенка. 2. В настоящее время подростки не спешат создавать близкие и доверительные отношения со своими сверстниками, а предпочитают более легкие и ни к чему не обязывающие контакты, однако потребность в глубоком интимно-
личностном общении сохраняется, не находя своего удовлетворения. 3. Современный подросток стремится получить от школы не только предметные знания, но и определенный жизненный опыт, который бы помог ему в дальнейшем быть более эффективным в социальной среде. Но данная потребность сегодня в значительной степени депривирована ввиду неспособности современной школы транслировать такой опыт. 4. Возникшая на современном этапе развития социально-экономических отношений
потребность подростка в индивидуальной экономической деятельности не находит своего полного и истинного удовлетворения. Негативные проявления, сопровождающие раннюю включенность подростка в экономические отношения, обусловлены, с одной стороны, отсутствием реальной возможности наиболее полного и адекватного удовлетворения данной потребности, а с другой - несформированностью соответствующих культурных традиций. В обществе в последнее десятилетие возникла значительная по своим масштабам категория детей, которые
находятся в статусе ничейных . Часто они живут под одной крышей с родителями, но связи их с семьёй носят деструктивный характер или разрушены. Родительская семья нередко не только не выполняет по отношению к ним свои функции, но даже становится фактором, деформирующим их социальное и индивидуальное развитие. Отсутствие должного ухода и содержания, пренебрежение интересами и потребностями ребенка, жестокое обращение создают реальную угрозу его здоровью, интеллектуальному и нравственному развитию.
Сложившаяся ситуация требует переосмысления целей, ценностей, мотивов и эффективности средств и методов социального воспитания. Возрастающее число детей. имеющих проблемы, является наиболее важной причиной необходимости проведения глубоких научных исследований проблем детства. И реформирования социальной политики в этой области. Министерство труда и социального развития совместно с
МВД инициировало принятие Указа Президента РФ О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав . В этих условиях активно развивается система государственных учреждений для детей, лишенных попечения родителей, которая сегодня включает социально-реабилитационные центры и социальные приюты. Их численность за последние десять лет выросла в 35 раз и насчитывает более 9000 учреждений в Москве в 2003 г. было открыто 10 только социальных приютов для детей и подростков .
Интенсивное развитие сети специализированных учреждений в системе социальной защиты и всё возрастающее число детских проблем социально-педагогического свойства, существенно обострили востребованность научно-методического обеспечения социально-педагогического компонента реабилитационной работы специалистов этих учреждений. Срок существования специализированных учреждений в России еще весьма не велик. Анализ практики их работы показывает, что комплексное научно- обоснованные
методы и методики их деятельности по социально-педагогической коррекции детей находятся в стадии разработки. Сегодня на проблемы детей ориентирована деятельность многих социальных институтов, а в системе социальной защиты сама практика определила организующим центром специализированные учреждения, в работе которых объективно возникла социально-педагогическая функция. Существующие интернатные учреждения оказались не готовыми в полной мере решать проблемы детей и их
родителей, так как не могут обеспечить системную социально-педагогическую реабилитационную работу в детской и семейной среде. Суть данной работы заключается в попытке разработать модель социально-педагогической коррекции поведения детей на базе отдельно взятого специализированного учреждения социальной защиты в реальных условиях г. Москвы. Это позволит существенно обогатить практику деятельности детских специализированных учреждений на основе использования возможностей многоуровневого механизма социально-педагогической коррекции
поведения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, оказавшихся вне естественного семейного социума и временно находящихся в условиях специализированного учреждения. Реально действующая модель социально-педагогической коррекции поведения детей в условиях специализированного учреждения в значительной мере оптимизирует деятельность специалистов и позволяет формировать развивающее воспитательное пространство, адекватное требованиям конкретной стадии формирования личности ребёнка.
Анатомия рассматриваемой категории детей дети специализированного учреждения носит более сложный и объёмный характер. Социальную базу этого явления, как показывает опыт, составляют беспризорники дети, ушедшие от родителей дети, отлученные органами опеки и попечительства от родителей дети сироты и другие. Наибольшее распространение среди социальных явлений за последнее десятилетие получила беспризорность и безнадзорность. Более 2000 детей в Москве пытаются выжить в условиях улицы.
Характерные для многих из них отягощенная наследственность, неблагоприятные биологические и социальные факторы являются причинами формирования у большинства из них социальной дезадаптации. Дезадаптивные дети - это категория детей, отличающихся от своих сверстников нарушенной способностью к обучению, выраженностью отклонений в поведении, испытывающих затруднения в общении. Проблемы педагогического характера наиболее часто связаны с социально педагогической запущенностью
детей и подростков, поступающих в социально- реабилитационные учреждения, с девиантным поведением до поступления и в первые месяцы после поступления. Так, например, у 70 детей и подростков, лишенных родительских попечения, наблюдаются те или иные формы нарушения поведения. Характерные признаки заброшенного ребёнка ? стереотипные движения, например, ритмичное покачивание тела как это бывает при синдроме психического госпитализма ? жадно ест предложенную пищу ? постоянное
чувство голода, ребёнок выпрашивает или ворует еду у посторонних ? у ребёнка маленький прирост веса, который увеличивается при получении соответствующей его возрасту пищи, например, в больнице ? наличие необычайной усталости, пассивности, ребёнок может заснуть в окружении детей во время игры ? замкнутость, отсутствие желания общаться, стремление к одиночеству ? стремление обратить внимание каждого взрослого ? желание идти вместе с чужим человеком ? ребёнка часто оставляют дома одного или запирают в помещении
? заношенная, грязная одежда ребёнка ? замедленное развитие речи и движений ? отсутствие вакцинации ребёнка по причине нехватки времени у родителей пойти в поликлинику ? со слов родителей, частые случайные травмы ребёнка, выпадение из коляски и последующая травма головы, ребёнок хватается за горячий предмет, опрокидывает на себя горячую жидкость и т.д неоднократные опоздания в школу или уклонение от обучения в ней Причины, приводящие к социальной дезадаптации детей ? пьянство, асоциальное поведение тунеядство,
проституция, и т.п. родителей ? устройство родителями на квартире притонов для криминальных и асоциальных элементов ? сексуальное развращение детей, сексуальное насилие ? отсутствие в доме пищи, одежды оставление малолетних детей одних на длительное время ? психическое заболевание родственников ? смерть родителей ? жестокое обращение, побои ? продажа родителями жилья, скитание вместе с ними без средств к существованию ? побеги из дома вследствие конфликтов с родными, друзьями, сверстниками
Социальная дезадаптация детей проявляется в утрате социальных связей с семьёй, школой в отчуждении от труда в резком ухудшении нервно-психического здоровья детей в увеличении процента ранней подростковой алкоголизации в возрастании количества несовершеннолетних правонарушителей в предсуицидальном поведении и суицидальных попытках. Социальная дезадаптация выступает в различных формах нарушение обучения, нарушения поведения, нарушение контактов и смешанные формы, включающие сочетание перечисленных признаков.
Выраженность её в детском возрасте ведёт к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью, быть хорошим родителем. 1.2 Особенности и принципы организации реабилитации несовершеннолетних в социальном приюте. В Федеральном законе Об основах профилактики правонарушений несовершеннолетних 1999г. отражена тревога государства по поводу снижения ценностного отношения к детству и детям со стороны семьи, родителей,
школы, а также общества в целом. Законом обозначены социальные институты, на которые возлагается обязанность заниматься профилактикой неблагоприятных явлений и безотлагательные мероприятия, ориентированные на ее реализацию. Одним из учреждений такого типа является социальный приют для детей и подростков. Основные задачи приютов создать благоприятные условия детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, максимально реабилитировать и обеспечить их возврат в родную семью или, если это невозможно, определить
в детские дома, дома-интернаты. Эти задачи не всегда решаются полноценно, так как сроки, установленные прокуратурой, позволяют содержать ребенка в приюте не более 1-6 месяцев. И не всегда за это время можно восстановить до нормы состояние ребенка. Приюты вынуждены передавать детей в государственные детские дома и интернаты, оставляя невыполненными индивидуальные реабилитационные программы. Такая работа приносит вред не только детям, но и наносит
большой урон психическому состоянию штатного персонала приюта, ощущающего бессмысленность своей деятельности, так как вся реабилитационная работа, проведенная с подростками в приюте, остается невостребованной в дальнейшем. К примеру, наполняемость нашего приюта -64 человека. Фактически количество детей колеблется в пределах 45 - 55. За период с сентября 2003 по сентябрь 2004 г. через приют прошло более 500 детей.
В основной своей массе это мальчики и лишь 10 девочек. Все дети поступают в приют с какими-либо отклонениями в поведении, с дурными различными привычками и наклонностями. Причины ухода из семьи пьянство родителей, нищета, жестокое обращение, насилие, безразличие родителей и т.п. У трети поступивших в приют подростков очень низкий уровень образования или вообще нулевой. Да и что хорошего могли получить дети, живя в теплотрассах, в шалашах, на вокзалах и т.д.
Поэтому актуальность реабилитационной работы с подростками в настоящее время не вызывает сомнений. Физическое 80 , психическое, моральное и сексуальное насилие 15 девочек побывавших в приюте говорили о том, что с ними это происходило воспринимается самой жертвой как неблагоприятное действие, поэтому довольно часто дети в играх прибегают к темам насилия, повторяют их многократно, пренебрегая запретами или социальными нормами, правилами и т.д. Часто бывает довольно трудно переключить внимание детей на
другие игры или образы. При эмоциональных нарушениях психического развития дети проявляют реакции злости, агрессии, ослепленные миром супергероев, могущественных персонажей например герои сериала Зачарованные , фантазиями о величии собственного Я и т.д. По мнению психологов В.М.Случкий, Ф.Е.Василюк, Л,А,Петровская и др усвоенные однажды формы поведения в тех социальных условиях, в которых рос ребёнок,
остаются неизменными очень долгое время и могут остаться на всю жизнь. Травмированный, переживший чрезвычайно сильные разрушительные эмоции человек очень опасается их повторения. Если эмоции прорываются наружу, человек теряет контроль над собой, своим поведением и совершает непоправимые поступки. Дети, пережившие травму, становятся рассеянными, у них ухудшается память, внимание, что сказывается на их низкой успеваемости. Эмоциональное напряжение влияет на физическое здоровье, приводит к возникновению
психосоматических нарушений, расстройств, болезней на нервной почве . При долговременных стрессах возникает потребность в искусственных успокоительных средствах, поэтому дети начинают довольно рано курить до 90 детей находящихся в приюте курят , употреблять наркотики, алкоголь, транквилизаторы, токсические вещества. У ребенка меняется восприятие прошлого, настоящего и будущего под воздействием травмы, в результате чего он остается таким же по возрасту, каким был во время получения
травмы. Если травма была в более раннем возрасте, то ребенок не становиться психологически зрелой личностью, а остается инфантильным долгое время. По данным статистики, люди, пережившие психологические травмы, более часто совершают самоубийства, увлекаются алкоголем, наркотиками, с ними чаще происходят несчастные случаи. Столкновение ребенка любого возраста с травматической ситуацией, ее переживания показывают нереальность имеющихся иллюзий. Разрушение иллюзий очень болезненный процесс для любого взрослого человека, а ребенка
вдвойне. Открывая для себя переживания, полученный в результате травмы, ребенок обесценивает все свои усилия зачем хорошо учиться, стараться быть хорошим, ходить в школу - если это не дает чувства защищенности, нудности кому-то. И очень важно, что последует за этим открытием. Если человек почувствует путь выхода из иллюзий в мир опасный, но реальный, верит в себя, то он будет преодолевать трудности, стоящие перед ним, а значит, он повзрослеет и станет выше на уровень своего
развития как личность. Если не сможет преодолеть барьер иллюзий, то в человеке укрепится убеждение в существовании новых, и он будет верить в них, жить в мире придуманных им самим иллюзий. Ряд исследований М.К. Бардышевская, И.В.Дубровина, Э.А. Минкова отмечают, что общее физическое и психическое развитие детей, оказавшихся без попечения родителей, отличается от их сверстников, растущих в семьях.
Темп психического развития замедлен, имеется ряд негативных особенностей ниже уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера, воображение, позднее формируются навыки само регуляции и управления своим поведением, затруднено понимание требований взрослых, проявляются инфантильность, неумение строить отношения с другими, иллюзии простоты жизни, неуверенность в себе, неверие взрослым, обидчивость на весь мир, и т.д. Одна из особенностей нашего времени, что бегут не только из неблагополучных семей,
но и из семей с большим достатком. Хоть дом и полная чаша, но во мне не видят личности, а я хочу полноценного общения . Особо обращает на себя внимание, переживаемые воспитанниками приюта чувства покинутости и ненужности. Очень часто это связано с тем каким образом они попали в приют. Иногда это очень трагические события их жизни А родная мать пыталась задушить свою дочь Я сяду, но ты жить не будешь но дочь смогла сбежать
Б родная мать отвела ребёнка в милицию и просила забрать у неё родительские права Я не справляюсь со своим 13 летним ребёнком В при родах умирает родная мать её единственный родной человек к которой она очень сильно была привязана Г сожитель матери изнасиловал 13 летнюю девочку, она забеременела, а через 1,5 месяца произошел выкидыш. Когда об этом узнала мать, она закрыла её дома на 2 недели, но она смогла убежать Д 9 летняя девочка, идя с мамой через дорогу, попадает в больницу сотрясение головного
мозга, удаление левой почки и селезёнки , после этого мама не навешает ребенка ни в больнице, ни в приюте в течении2 лет Е мама забывает забрать своего ребенка из больницы куда его сама положила , в течении 1.5, 3, 6 месяцев в каждом отдельном случае по разному У всех у них был только один экзистенциальный вопрос Как мне с этим жить, за что мне это, как с этим дальше жить, как она могла так поступить, ведь я её дочь сын Очень часто это в тех семьях, где у родителей нет опыта, что такое нормальная семья и как надо
воспитывать детей ситуация в данный момент такая же что и в детстве у родителей . Если этого не дали родителям в детстве, то что, они могут дать своим детям. Зачастую приходиться помогать воспитанникам решать животрепешуший вопрос Чего я хочу, вернуться домой или ехать в детский дом? Моя мама пьёт, бьёт меня, ругает матом, таскает по притонам, но при этом кормит, одевает, делает со
мной уроки . Также особо хочется обратить внимание на такой аспект работы как, употребление алкоголя, никотина, ПАВ и увлеченность детьми компьютерными играми. Из опыта работы с детьми и подростками мы видим, что это способы уйти от неблагоприятной реальности в мир кайфа и развлечений. При наиболее продолжительной работе с психологом воспитанники приюта самостоятельно начинают снижать количество выкуренных за день сигарет а иногда и вообще бросают , меньше проводят времени
в компьютерном зале чем при поступлении или дома , налаживается их сон, поведение становится более спокойным. Вместо этого они начинают больше читать, посещать кружков, находить новых друзей и новые увлечения, более охотно и чаще посещать психолога и других сотрудников приюта кухня, прачечная, охрана, строители и т.д Из этого мы видим, что при решении актуальных для них проблем необходимость в компьютерных играх, стимулирующих, психоактивных и химических веществах никотин, алкоголь, шоколад, клей, димедрол, травка
и других , отпадает. Воспитанники начинают заниматься налаживанием межличностных отношений, учебой, развитием своих способностей нередко гениальных , интересов и т.д. Пребывая в приюте, они начинают понимать, что окружающий мир не так уж и плох, что те условия, в которых они жили не единственно правильные, есть и другие хорошие и замечательные условия, люди, обстоятельства в которых можно жить и развиваться. Пребывая в приюте, наши воспитанники, получив новый опыт готовы
вернуться, домой и дать еще один шанс своим родителям, а то и научить и поддержать их родителей в новой жизни без алкоголя, ссор и драк. В процессе реабилитации у них вырабатывается ощущение, что Я могу здесь быть приют , я личность, и я чего-то стою. Следующий этап их социализации это - Если Я могу быть здесь, то теперь я хочу и могу быть там дома или вернуться в свой детский дом , т.е. они готовы вернуться домой.
При работе с психологом и получении безоценочного принятия многими воспитанниками был пересмотрен свой преведуший жизненный опыт, они посмотрели на него с другой стороны, и сделаны новые выводы из него. В процессе этой работы они нашли много нового положительного опыта из своей во многом неблагоприятной жизни. У них вырабатывается своё мировоззрение, и они находят гармонию в своей душе. К ним приходит осознание, что жизнь им даёт испытания которые им по силам
Не больше, не меньше Как только начали решаться их проблемы, то воспитанники имеющие дома младших сестёр и братьев, начинают опекать дошкольников находящихся в приюте играют, гуляют, читают им книги и т.д. Заметный при общении с воспитанниками максимализм, это не испорченность социумом как думают некоторые люди, а потребность личности получить то, что она не получала и в чем есть потребность этой личности для дальнейшего развития. А также в процессе работы и после неё наблюдается устойчивый терапевтический
эффект снижается внутреннее напряжение, прекращается энурез, сноговорение, подростки лучше стали засыпать, продолжительность и глубина сна улучшаются и т. д. Употребление химических и ПАВ, протестное поведение, противоправные меры иногда бывает связаны с самоутверждением и самоощущением, что есть Я и я что-то могу делать в этом мире, что-то зависит и от меня. Нестабильность социальной среды требует от человека умения приспосабливаться к изменениям, преодолевать
трудности. В прошлом государство выступало в роли гиперопекуна, который превращал своих подопечных в пассивных исполнителей принятых за них решений. Сегодня социальная политика, касающаяся молодежи, направлена на создание условий для обучения навыкам самопомощи и саморегуляции. На Первой сессии Российского образовательного парламента московский мэр Лужков процитировал древнюю притчу Проще дать голодному рыбу, но не лучше ли дать ему удочку и научить
рыбачить . Наша воспитательная работа строится, исходя из того, что воспитание есть управление процессом развития. Перечень функциональных обязанностей воспитателей включает глубокое знакомство с особенностями личности каждого воспитанника, знание семейной ситуации, своевременную корректировку личности, основание сплоченного коллектива, проведение традиционных и нетрадиционных мероприятий. Совершенно очевидно, что наша работа на современном этапе требует новых принципов, которые рассчитаны
не на однородную детскую массу , а на значимую единицу - индивидуальность, личность со всеми ее особенностями, приятными и неприятными. Работа с детьми и подростками проводится дифференцированно. В зависимости от возраста, так как младший возраст 3-8 лет , средний 11-14 лет и старший периоды детства существенно отличаются друг от друга по физиологическим показателям, по уровню социальной адаптации, по своим интересам и потребностям и т.д. 10-16 лет - основной возраст подростков нашего приюта.
Глава 2. Экспериментальная разработка основных направлений реабилитации несовершеннолетних в социальном приюте Хорошево Мневники и ЦСПН СЗАО г. Москвы. 2.1 Выявление социально- психологических причин беспризорности и безнадзорности среди детей и подростков. Нам добрые матери и верные жены нужны сейчас больше, чем генералы да министры. Россия всегда сильна семьёй была . Л. Леонов. Современной семье выпала нелёгкая судьба жить в сложное
время. На протяжении многих лет российское общество несёт на себе тяжелое бремя перемен - в экономике, политике, других сферах жизни. Такая ситуация сказывается на семье, условиях её обитания и развития. Конечно, можно отмахнуться от всех проблем, сказать стерпится- слюбится. И всё же от них не уйти. Они всё равно дадут о себе знать. Безусловно, решение проблем молодой семьи - прерогатива её самой.
Однако куда гуманнее оказать поддержку, оградить от ненужных трудностей, предостеречь от беды семейный союз в трудную минуту. Современная семья сегодня, что бы выжить, решает каждодневно многочисленные проблемы. По данным последних исследований, проведенных Российским Центром по молодёжной семейной политике можно выделить следующие проблемы молодой семьи в России 1.Низкий уровень материальной и финансовой обеспеченности.
2. Необеспеченность семьи. 3. Низкий уровень здоровья семей. 4. Дорогое медицинское обслуживание. 5. Правовая неграмотность семьи, трудность в получении того или иного юридического статуса. 6. Безработица членов семьи, дискриминация при приёме на работу. 7. Низкий уровень детских дотаций. 8. Насилие в семье психологическое, моральное, физическое, сексуальное . 9. Рост алкоголизма, наркомании, токсикомании. 10.
Низкий уровень образования членов молодой семьи. 11. Низкий уровень культуры членов молодой семьи. 12. Рост преступности среди подростков. 13. Рост числа разводов. 14. Сексуальная безграмотность. 15. Отсутствие кредитования молодой семьи. 16. Низкий уровень досуга семьи. 17. Низкий уровень медико-социальной помощи. 18. Дороговизна детских до вне- и школьных учреждений.
19. Рост числа ранних браков. 20. Низкий уровень педагогической культуры родителей. 21. Рост числа неполных молодых семей. 22. Наличие непонимания между детьми и родителями. 23. Низкий уровень воспитания детей в семье. 24. Игнорирование психологического фактора в семье. 25. Неумение планировать семью. 26. Отсутствие условий для самореализации молодой семьи. 27. Инфантильность молодой семьи. 28. Несовершенство законодательства о молодой семье.
29. Отсутствие инфраструктуры для инвалидов. Не решаемость этих проблем оборачивается серьёзными негативными последствиями, которые практически привели к тому, что в стране с угрожающей скоростью растёт количество беспризорных и безнадзорных детей и подростков. Согласно Х, Христозову, факторы, обуславливающие расстройства поведения, ведущим проявлением которых является социальная дезадаптация, могут быть подразделены на следующие 1 болезненное усиление влечений в результате
органических мозговых или конституционально обусловленной неполноценности, что ведет к различным изменениям влечений, достигающих иногда степени глубоких, несовместимых с правилами социальной среды, извращениями 2 отсутствие авторитета воспитателей в условиях противоречивых морально-эстетических и общественных норм поведения родителей 3 реакция протеста, возникающие в результате несправедливого отношения со стороны родителей или воспитателей 4 неразрешимые личностные конфликты.
Практика показывает, что система воспитательно-образовательной работы в учреждениях для безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, не готовит воспитанников к самостоятельной жизни в обществе. После выхода за пределы этих учреждений воспитанники испытывают глобальные трудности адаптации и социализации к окружающему миру. В нашей стране существует много форм организаций жизни сирот, но детские дома и школы-интернаты остаются самыми распространенными учреждениями для данной категории детей.
Несмотря на огромные материальные затраты государства на воспитанников сиротских учреждений, методическую организованность, педагогические ухищрения коллектива, заполненность свободного времени разными мероприятиями и кружками, воспитанники, выходя из подобных учреждений, в большинстве своём нередко становятся асоциальными личностями зависимыми, не способными к самостоятельной ответственной жизни, часто эмоционально глухими и жестокими. Можно предполагать, что данный тип личности формирует система ценностей всей жизни в приюте
или школе интернате. Сегодня на первый план из учреждений для беспризорных детей и детей, лишенных попечения родителей выходят психолого-педагогические проблемы. Существующая специфика воспитания и обучения детей в приюте не приведёт к тому, что из стен будут выходить, как правило, полноценные, приспособленные к жизни в непростом обществе люди. Одна из причин такого положения заключается в том, что в воспитательной системе приютов, школ-интернатов
главное направление отношений между воспитанниками и взрослыми это воздействие. Администрация воздействует на педагогов и воспитателей, а взрослые оказывают действие на детей. В такой системе отсутствует взаимодействие. Дети попируют эту модель, и в контактах между ними нет взаимодействия на равных . Своё общение они строят на вертикали одни приказывают, требуют, критикуют, наказывают, другие подчиняются, сопротивляются и т.д.
Авторитарная система по-прежнему пор доминирует в приютах и не предусматривает проявления инициативы ни у педагога, ни у ребенка. Существующая система поддерживает только выполнение жесткой программы, зачастую игнорируя любую инициативу. В воспитательной системе приюта, школы-интерната не предусмотревается ни выявления желания ребенка, ни оказания помощи в их реализации. Свобода выбора, как возможность самостоятельного принятия решения, практически исключается.
Личность ребенка подавляется или воспитывается в рамках жесткого подчинения дисциплина. Это приводит к нарушению личности, и со временем деформации закрепляются. У ребенка остаётся только два пути быть пассивным, подчинённым или же сильным, властным, жестоким, что бы влиять на других. Существующую систему воспитания в приютах можно в значительной степени изменить первоочередной задачей на первом этапе поддержки ребёнка или подростка попавшего в любую трудную ситуацию
является, по-моему, доверие, оказанное этой личности. В том, что это произошло и в том, что это действительно трудная ситуация для этого конкретного человека нам не дано знать что для каждого из нас тяжело, а что легко . На этом этапе нужно принимать детей, такими как они, есть, так как они еще дети и у них еще мал их жизненный опыт в независимости, сколько они уже успели пережить за свои годы . на втором этапе работы
с таким ребёнком необходимо создать условия для покоя и выражения естественной реакции на сложившуюся ситуацию. Так если ребенок переживает горе, то дать ему погоревать, поплакать, побыть одному. Если ему требуется занять себя чем-то, то создать условия для его физической, эмоциональной или интеллектуальной занятости что бы эмоции улеглись и ребенок смог в последствии посмотреть на эту ситуацию другими глазами . третий этап заключается в том, что надо помочь ребенку признать, что это уже произошло и теперь надо
как-то с этим жить, и помочь ему найти этот дальнейший путь его жизни с этим. Здесь уже нужна помощь профессионалов психотерапевтов и психологов. На первом этапе работы индивидуальной с воспитанниками приюта нам приходится сталкиваться с такими проблемами и психотравмами как ? работа с потерями, отношение к жизни и смерти ? работа с зависимостями эмоциональная, табачная, алкогольная, токсическая, наркотическая, компьютерная и т.д школьное и семейное
насилие эмоциональное, психологическое, физическое, сексуальное ? суицидальные тенденции и попытки ? страхи ? ПТСР ? вина, стыд ? нарушенные детско-родительские отношения ? импульсивность и раздражительность ? зависимости и созависимости ? побеги из дома и приюта ? психосоматика ? любовь и ненависть ? агрессия ? клептомания ? эгоизм и эгоцентризм ? обман, подлость, месть ? добро и зло ? дружба и предательство ? скука и одиночество ? социальные и личностные ценности ? перспектива будущего
Нами накоплен опыт системы работы по оказанию психологической помощи несовершеннолетним СЗАО г. Москвы. По нашему мнению, имеет три уровня и включает на первом уровне помощь психолога детям и педагогическому коллективу непосредственно в самом приюте, на втором специальную помощь команды психологов, приглашенных для решения отдельных наиболее трудных проблем детей, на третьем помощь команды отдельных психологов-профессионалов педагогическому коллективу.
Хотелось бы остановиться на том, что в приютах, должны работать профессионально подготовленные специалисты. Замечу, что в настоящее время готовят большое количество психологов и социальных работников, но специализация, связанная с особенностями работы в приютах, в ВУЗах осуществляется редко. Нашим приютом заключены договора с несколькими институтами по подготовке социальных работников и психологов, и студенты этих институтов проходят практику непосредственно с тем контингентом несовершеннолетних
с кем им придётся работать в будущем. Деятельность всех специалистов в данных учреждениях должна быть направлена на компенсацию психического развития ребенка после полученных эмоциональных травм, восстановление его личности, равновесия чувств. Только после восстановления ребенка, снятия некоторых последствий разного вида травм психологических, физических, эмоциональных, сексуальных можно проводить работу по его психическому развитию, адаптации и социализации в современном обществе.
Деятельность всех специалистов будет сопровождать ребёнка на его этапном прохождении жизни в учреждении. На первом этапе происходит адаптация ребенка к учреждению и формируется чувство безопасности. Процесс вхождения ребёнка в коллектив приюта очень сложен, поэтому деятельность всех специалистов будет обеспечивать смягчение данного перехода. У ребёнка должна появиться уверенность, что его здесь поймут, защитят и примут таким, какой он есть. Знакомство с распорядком жизни приюта протекает для ребёнка
довольно сложно, так как его уклад отличается от домашнего . Психологи вместе с социальными педагогами и воспитателями может помочь ребёнку найти временного друга , который поможет ему овладеть всеми правилами жизни в приюте. Вхождение ребёнка в группу воспитанников приюта на втором этапе устройства его жизни также имеет много трудностей. Ребёнок прибывает в состоянии неуверенности, неопределенности из-за незнания своей дальнейшей
судьбы будет ли он жить в детском доме или вернется к родителям, или его заберут родственники под опеку , что приводит к болезням психосоматика , нарушениям поведения, негативизму, протестному поведению неблагодарности, максимализму и высказыванию потребительской позиции по отношению к сотрудникам приюта. Практика работы нашего приюта даже с самыми трудными воспитанниками показывает, что знание ребёнком своего истинного положения т.е. почему он оказался в данном приюте, где его родители и что с ними, какие
возможны перемены в его судьбе благотворно сказываются на его психическом состоянии. Роль всех специалистов в данной работе в том, что они, владея специальными методиками и техниками, помогают ребёнку раскрыться высказать свои мысли, чувства, переживания. Только тогда ребёнок осознаёт себя субъектом построения своей личности и своей судьбы, у него появится внутренняя мотивация собственного развития, способность преодолевать трудности, делать выбор своего
собственного жизненного пути. В такой ситуации ребенок понимает, почему в данном приюте такие требования и почему их необходимо выполнять. Это снимает многие вопросы нарушения поведения побеги, агрессивность и т.д проявления конфликтов, трудностей учебы, выбора профессии и т.д. Большие трудности вызывает у детей и воспитателей планирование свободного времени, а занятий в свободное время. Заорганизованность разными видами деятельности, кружковой работой, мероприятиями в приюте не
позволяет ребенку проявить инициативу, выбирать занятия по желанию, а не по принуждению. Неумение самостоятельно проводить свободное время очень тяжело сказывается на воспитанниках, когда они, покинув учреждение, начинают самостоятельную жизнь. Они возвращаются к самым элементарным видам проведения своего времени - просто гуляют по городу, смотрят телевизор, слушают музыку. Поскольку весь прежний опыт проведения свободного времени был связан со сверстниками
или другими детьми, в одиночестве они находиться не могут и постоянно ищут себе компанию. На улице всегда можно найти таких же, не знающих, куда себя деть, чем заняться. Далее идёт поддержка друг друга, проявление чувства стадности и т.д. Учитывая особенности детей и подростков, умея предугадывать дальнейшие последствия их поведения. Специалисты приюта или ЦСПН СЗАО г. Москвы могут проводить активные формы работы с группой детей, направленные
на формирование умений выделять наиболее интересные занятия, договариваться, считаться с чувствами, мнениями и желаниями других, приходить к единому решению, а так же обучать детей разным играм, в процессе которых развивается сотрудничество, взаимодействие, взаимопомощь и т.д. Проведение активных форм работы с воспитанниками таких учреждений позволяет в какой-то мере предупредить возможность проявления негативных сторон их поведения, которые имеют место
СРЕДНЕЕ ЗНАЧЕНИЕ УРОВНЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ АГРЕССИИ В ГРУППЕ ПОДРОСТКОВ ИЗ СОЦИАЛЬНОГО ПРИЮТА И ШКОЛЬНИКОВ. Форма агрессии СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ ШКОЛА Физическая 65 60,5 Косвенная вербальная 49 66 Вербальная 67 59 Негативизм 59 78 Обида 58 46 Подозрительность 56 49
Раздражение 56 43 Чувство вины 65 50 ПРОЯВЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ ИЗ СОЦИАЛЬНОГО ПРИЮТА И ШКОЛЬНИКОВ. Форма агрессии СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ ШКОЛА Физическая 72 50 Косвенная вербальная 28 89 Вербальная 66 100 Негативизм 67 94 Обида 55 39 Подозрительность 61 50 Раздражение 87 44
Чувство вины 83 33 ВИДЫ АГРЕССИИ ПО ДАННЫМ ПСИХОДИАГНОСТИКИ. ВИДЫ АГРЕССИИ ДОБРЫНИНА АЛ. КРИВКО АЛ. ФИЗИЧЕСКАЯ 50 80 КОСВЕННАЯ 77 66 РАЗДРАЖЕНИЕ 63 73 НЕГАТИВИЗМ 60 80 ОБИДА 50 50 РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ 70 30 ВЕРБАЛЬНАЯ 75 91 ЧУВСТВО ВИНЫ 100 33 ВИДЫ АГРЕССИИ ПО МНЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
ВИДЫ АГРЕССИИ ДОБРЫНИНА АЛ. КРИВКО АЛ. ХАНДУТЯН КР. РЕПЬЁВА Л. ЕГОРОВА Н. ФИЗИЧЕСКАЯ 10 0 40 10 10 КОСВЕННАЯ 50 20 60 40 60 РАЗДРАЖЕНИЕ 50 40 60 10 50 НЕГАТИВИЗМ 30 60 30 30 30 ОБИДА 50 30 60 50 70 РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ 50 40 60 10 60 ВЕРБАЛЬНАЯ 30 50 40 10 40 ЧУВСТВО ВИНЫ 40 30 70 40 80
В приютах и ЦСПН можно применять различные виды психологической помощи индивидуальное консультирование, групповую работу, психокоррекцию и психотерапию, телефон экстренной психологической помощи. Цель работы специалистов приюта или ЦСПН состоит в том, что бы способствовать психическому развитию детей и их адаптации к жизни в приюте и за его пределами. Наиболее эффективной формой является активные групповые занятия, на которых дети учатся навыкам конструктивного
общения, овладению своими эмоциями, развивают произвольное поведение, учатся толерантности, умению давать и получать эмоциональную поддержку, сотрудничать, договариваться, конструктивно разрешать конфликты. Проведение психокоррекционных занятий с воспитанниками приюта имеет свою специфику. Очень часто отклонения в развитии когнитивной сферы зависят от пережитых травм и блокируются их последствиями. Для проведения психокоррекционной работы необходимо проводить углублённую диагностику по выявлению
блокирующих последствий пережитых травм. Иногда плохая память ребёнка, отсутствие внимания являются показателями последствиями психических травм, стрессов и т.д. Поэтому, прежде всего надо проводить психокоррекцию личностного развития ребёнка и только потом заниматься развитием психических процессов или когнитивной сферы. Подбирая детей для занятий в психокоррекционую группу, следует учитывать индивидуальные особенности
детей, их совместимость, желание вместе заниматься, родственные связи. Для выполнения перечисленных направлений деятельности специалисты данных учреждений должны получать обучение специфическим формам работы, например терапии кризисных ситуаций, разрешению конфликтных ситуаций, снятию стрессов у детей и взрослых, игротерапии, музыкотерапии и т.д. Все это ставит вопрос о необходимости вносить изменения в подготовку специалистов данной категории,
повышения их квалификации. Второй уровень работы приюта - это работа с педагогическим коллективом. Зачастую в приютах работают люди, не имеющие специального образования. Поэтому необходима определённая психологическая, социальная и юридическая подготовка специалистов и воспитателей непосредственно в самом приюте или на специальных курсах повышения квалификации. Задача администрации и психологов помочь педагогическому коллективу освоить знания особенностей детей
конкретных возрастов, индивидуальных характеристик каждого ребёнка, учёта психологических особенностей детей, воспитывающихся вне семьи. Психолог может помочь педагогическому коллективу овладеть некоторыми специальными методиками работы с данной категорией детей. Воспитатели и специалисты, работающие в приюте, зачастую разобщены, у них редко бывает возможность обсудить свои проблемы с коллегами, да и друг с другом.
Поэтому одним из направлений деятельности психолога и администрации является проведение большой просветительской работы с педагогическим коллективом, включающей в себя теоретические знания о возрастных и индивидуальных особенностях детей, практические умения при проработке наиболее трудных ситуаций, обсуждение отдельных проблем, обучение проведению дискуссий. Известно, что система работы в приюте деформирует личность педагога, воспитателя и других специалистов. И чем больше стаж его работы, тем сильнее выражена деформация его
эмоциональной сферы. Происходит постоянное эмоциональное выгорание , что требует особого внимание психолога к работе с коллективом в подобных учреждениях. Супервизорство поможет педагогическому коллективу справиться со своими проблемами, поддержать друг друга, профессионально общаться. Очень часто воспитатели имеют негативную оценку своей деятельности. Зачастую огромный вклад в работы воспитателя и других специалистов не имеет положительного выхода и
это приводит к тому, что он теряет веру в себя и в свои силы. Третий уровень системы реабилитации - приглашение специальной команды психологов для оказания помощи детям, имеющим проблемы в развитии. Этот уровень оказания психологической помощи требует приглашения высоквалифицированных профессионалов, которые могут быстро, качественно и адресно оказать необходимую психологическую помощь воспитанникам. Эффективность такой помощи происходит тогда, когда психолог, работающий
непосредственно в приюте не в силах помочь ребёнку. Как бы не старались психолог или психологическая служба приюта, не все детские проблемы они могут решить. Так, работа с детьми, перенёсшим сексуальное насилие, требует особой подготовки, знания специфических методов и специализации. Или, например, для оказания помощи детям при снятии глубоких последствий пережитых травм страх землетрясения, агорафобии и т.д. требуется приглашение психотерапевта.
В команду приглашенных могут входить узкие специалисты сексопатологи, психоневрологи, наркологи, венерологи, гинекологи и т.д Четвертый уровень - помощь всему коллективу приюта. Это происходит в виде научно-практических семинаров, семинаров по конкретной проблеме, курсов повышения квалификации. Для проведения такой работы приглашаются высококвалифицированный специалист-психолог или команда психологов. Помощь ребенку может быть более эффективной, если учитывать каждого работающего
с ним специалиста. На основе учета всех мнений может строиться план индивидуальной коррекционно-реабилитационной работы с ребёнком. Перспектива его жизни, общая линия поведения, выделение сильных сторон личности ребёнка, намечается программа для проведения психокоррекционных и адаптационных занятий. Закрытость жизни детей в приюте сказывается и на опыте работы сотрудников. Поэтому для оказания эффективной помощи специалисты данных учреждений должны посещать и другие учреждения
такого типа, обмениваться опытом по отдельным вопросам и проблемам. Специалисты нескольких учреждений могут участвовать в совместной работе по какому-то направлению деятельности, в нашем приюте это связь с центрами Опора , Благополучие , группой Стимул и т.д. Профессиональное общение, знакомство с опытом работы, применяемыми методиками, оборудованием благоприятно влияет на улучшение качества работы приюта и
ЦСПН. К сожалению, специальной литературы сейчас явно недостаточно, что затрудняет рост профессионального мастерства. Современное состояние изучения особенностей жизни детей-сирот требует выпуска специальной библиотечки для специалистов данного типа учреждений, набора методик, психокоррекционных программ, программ для проведения адаптации и социализации, а также программ для проведения тренингов для сотрудников. Для работы с детьми можно выделить два вида оказания помощи 1 работа психологов и педагогов 2 привлечение
высококвалифицированных специалистов по отдельным проблемам детей или направлениям работы, центров, служб, консультаций и т.д. Любой специалист приюта, работающий непосредственно с детьми, в каждом конкретном учреждении должен, прежде всего, опираться на возрастные особенности детей и новообразования, характерные для каждого возрастного периода развития ребёнка наиболее благоприятно происходит именно в каждом возрастном периоде, при совпадении вида деятельности и социальной ситуации развития.
Если этого не происходит, то можно прогнозировать, что развитие приняло проблемный характер и может пойти по необратимому пути, привести к патологическим формам поведения. В тоже время психика ребёнка отличается гибкостью, пластичностью и возможности компенсации. При определенных видах реабилитационной и психокоррекционной работы можно частично компенсировать определённые стороны психического развития и помочь ребёнку овладеть навыками социальной компенсации, позволяющими
приспосабливаться к культурным типам поведения. Как было указано выше специалистам приюта и ЦСПН СЗАО г. Москвы приходится работать с А семьи, нуждающиеся в получении социальной помощи 1. малоимущие Кривопаловы, Скорняковы, Гущины 2. состоящая в браке, полная 3. состоящая в браке, неполная развод, смерть одного из родителей Лизунковы, Добрынины, Крыловы, Гагарины, Репьёвы, Пьяновы, Калеевы, Курцевы, Лопарёвы,
Букур и др. 4. многодетная, полная Хабибулины, Виссарионовы 5. многодетная, неполная Степановы 6. семья с родителями и или детьми инвалидами Степановы 7. семья уязвимая по социально деятельному признаку безработные, мало оплачиваемые, студенты Лизунковы 8. семья уязвимая в связи с выполнением репродуктивной функции неработающая безработная беременная или неработающая безработная с детьми до 1,5 лет Хабибулины,
Степановы 9. опекунские или попечительские семьи Гущины 10. семьи с несовершеннолетними родителями 11. семьи беженцев или вынужденных переселенцев Лебедевы Б неблагополучные семьи, нуждающиеся в получении социальной помощи 1. где родители не содержат и не занимаются обучением и воспитанием ребёнка Андреевы, Хабибулины 2. семьи с ребёнком, совершившим правонарушение или преступление
Петровы, Горбовы 3. жестоко обращающиеся с детьми Хабибулины, Пьяновы, Лизунковы, Курцевы, Фертюк 4. злоупотребляющие алкогольными напитками или употребляющие наркотики около 80 семей 5. где один родитель совершил преступление против личности члена семьи насилие, убийство и т.д. 2 случая убийства 6. с родителями, страдающими тяжелыми хроническими заболеваниями или психическим расстройством Лебедевы, Степановы, Узленковы В категории детей, нуждающиеся в получении социальной помощи 1.
оставшиеся без попечения родителей Андреевы 2. инвалиды Степановы, Гущин, Букур 3. имеющие недостатки в психическом и или физическом развитии Узленков, Исаджанян, Соколов 4. жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий, терроризма 5. из семей беженцев и вынужденных переселенцев Лебедевы 6. оказавшиеся в экстремальных условиях 7. жертвы насилия отбывающих наказание в виде лишения
свободы в воспитательных колониях 8. проживающие в малоимущих семьях Кривопаловы, Скорняковы 9. с отклонениями в поведении около 70 семей 10. жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств которые не могут преодолеть эти обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи около 40 семей . Отдельно хотелось бы выделить следующие признаки, которые часто проявляются у детей перенёсших психологические травмы
Проблемы в развитии сознания детей и подростков 1. Не выражают беспокойства по поводу агрессивного или жестокого поведения - оправдывают жестокость по отношению к другим, сами проявляют её. 2. Не испытывают чувство вины, нарушая правила и законы считают, что можно ездить без билета на транспорте, воровать в магазине, на рынке, брать или отнимать друг у друга вещи, предметы, деньги и т.д 3. Перекладывать вину на других.
Контроль над действиями 1. Не умеют контролировать себя, не соблюдают ограничений, просят других контролировать их действия и поступки. 2. Демонстрируют недостаток предвидения, не могут объяснить, что последует за их действиями, как отреагируют другие, какие последствия это будет иметь. 3. С трудом сосредотачиваются на каком-то деле чтении, вышивании, рукоделии и т.д Развитие самооценки 1. Не могут получать удовольствие от хорошо сделанных заданий.
2. Считают, что они ни чего не заслуживают 3. Считают, что они не способны, что-либо изменить и от них ни чего не зависит. 4. С трудом веселятся, часто грустят, озабоченны своими проблемами. Межличностное общение 1. Недоверие к другим людям и сверстникам. 2. Требуют любви, но при этом не допускают глубоких отношений, не раскрываются перед другими. 3. Проявляют враждебную зависимость. 4. Желают контролировать всё, что происходит вокруг постоянное
чувство бдительности . 5. Проявляют необоснованную социальную зрелость, делятся своим опытом и много рассказывают о своём прошлом. Особенности проявления чувств 1. Испытывают трудности в определении собственных чувств алекситимия не могут описать, что они чувствуют, рассказать о своих чувствах . 2. Отличаются бедностью эмоционального опыта. 3. Испытывают трудности в выражении чувств, особенно гнева, грусти, печали.
4. С трудом понимают чувства других, затрудняются описать, что чувствует другой человек. Особенности проявления мышления 1. Трудности использования логического мышления, замедленность его развития. 2. Испытывают трудности, думая о будущем. 3. С трудом овладевают многими понятиями, обобщениями. Проблемы в развитии 1. Проявляются трудности в развитии речи, навыках самообслуживания.
2. Испытывают трудности в личностном и социальном развитии, отличаются низким уровнем социальной компетентном по многим проблемам. Травмирующие переживания не только доставляют ребёнку страдание и боль, но и делают его озлобленным на обидчика. Особенно тяжело ребёнку, когда насильником выступает один из его родителей мать или отец, от которых есть экзистенциальная зависимость. Желание отомстить, а также расплата за причинённую боль, перенесённые на символические объекты или
фантастические образы в игре или на рисунке, потенциально могут обладать эффектом катарсиса. Использование игр позволяет воспитателям и психологу снять напряжение, которое возникло у ребёнка, но только на определённое время, до повторения их. Часто бывает довольно трудно переключить внимание детей на другие игры или образы. Эффективным методом в подобных ситуациях является постоянное физическое присутствие рядом с ребёнком.
Оно способствует появлению у ребёнка уверенности, что взрослый в любом случае будет рядом с ним, позаботиться о нём. Всем взрослым, оказывающим помощь и поддержку воспитанникам приюта, очень важно концентрировать внимание не на плохом поведении, а на положительных ожиданиях, которые возлагаются на ребёнка. При этом необходимы такие высказывания взрослых Я верю, что ты можешь находить общее дело с детьми , Я знаю, как хорошо у тебя может получиться эта работа ,
Я уверена, что ты можешь успешно учиться и т.д. При плохом поведении ребёнка важно оценивать не его как личность, а только сам поступок. Важно сказать ему Я уважаю тебя, твои желания цели , но мне не нравится то, как ты этого достигаешь . Пережив в детстве психотравмы, они научились ценить сегодняшний день, данную минуту и даже секунду. Они стараются жить данным моментом и наслаждаться жизнью, не думая о завтрашнем дне.
А так же занятия спортом и творчеством для снятия внутреннего напряжения. Многие дети и подростки, попавшие в приют, не имели дома зоны ближайшего развития своей комнаты, стола, своего места за столом, своей кровати . У многих из них дома отсутствовало иногда самое необходимое для психического и эмоционального развития книги, игрушки, нормальное общение, принятие и уважение их как личностей и т.д Исходя из выше сказанного, следует принять во внимание то, что у многих наших воспитанников
уже есть увлечения и хобби. Из этого следует, что нам нужно только помочь нашим воспитанникам развивать уже имеющиеся увлечения и навыки и выявить новые, еще не раскрытые таланты творческие, художественные, трудовые и т.д художественный талант Степанов Евгений, Ефимова Ирина, Курцева Екатерина - составляют сценарии спектаклей и своих выступлений Курцева, Добрынина - творческий прогресс 3 группы - изготовление кукол из подручных материалов
Груздева Анастасия - участие группы девочек во всех конкурсах, концертах, соревнованиях и т.д увлечения кулинарией Добрынина А Макаров А почти все воспитанники приюта всегда занимаются изготовлением оригами, лепка из пластилина, глины, солёного теста - большинство воспитанников приюта с большим удовольствием занимаются в кружке по выжиганию, кройке и шитью летом и осенью они с таким же удовольствием посещали кружок ИЗО у Оксаны Олеговны так же неоднократно наши воспитанники изготавливали большое количество
разнообразных поделок из различных видов материалов мешковина, бумага, коробки, природных материалов особенно 5 группа, приёмное отделение, поделки сделанные на конкурс Осень - мальчики нашего приюта с большим удовольствием играют в футбол, теннис, баскетбол некоторые из мальчиков с удовольствием принимали бы участие в мастерских по ремонту и изготовлению, каких нибудь предметов мебели, предметов для домашнего хозяйства и т.д многие ребята пишут стихи
Добрынина Александра, Хандутян Кристина, Кривко Александра Вы любите меня и потому вы мните, Что в праве жизнь мою лепить под стать своей. Не будет так! Я это я, и я свободен! Я знаю, что наделаю ошибок, И буду хныкать в беспокойном сне. Как много вы, родители, хотели б Предотвратить. Но я вам не щенок! Меня не научить забавным трюкам,
К командам властным вам меня не приучить. На задних лапах прыгать я не стану. Что там не ждёт меня провал или победа Я должен сам идти своим путём, Пусть мне и будет одиноко или больно 14 лет. Я люблю тебя милая мама Так как может любить дитя. И не сможет зажить эта рана Не смогу я забыть тебя, А ты вспомни, как мы играли
Как шутили с тобою порой, Как по парку с тобою гуляли И кидались осенней листвой. Вспоминаю всё это я с грустью Как хочу я тебя обнять И я знаю, что встану я грудью Эту память о нас защищать Александра 15 лет. Из опыта работы нашего приюта можно заметить и такой факт, что гиперопека тоже может приводить к безнадзорности, побегам, наркомании.
Гиперопека для ребёнка не полнота свободы, а свидетельство равнодушия к нему, постоянно травмирующая его душу, ожесточающая ситуацию. Нередко дети начинают совершать хулиганские поступки в попытке хоть и бессознательной привлечь к себе внимание матери, что о его безобразиях услышит отец и явиться для разборки . Дети готовы перенести даже наказание лишь бы при этом убедиться, что их судьба не совсем безразлична родителям, а значит, они им всё-таки нужны.
2.2 Определение основных направление реабилитации несовершеннолетних в ЦСПН СЗАО г. Москвы. В. Франкл сказал -Тот, кто знает, Зачем жить, может выдержать почти любое Как . Специалисты учреждений, в которых воспитываются дети, оказавшиеся без родителей, отмечают, что бывает очень трудно найти подходящие методы для работы с такими детьми. Имеющиеся практические материалы часто не могут быть использованы в работе с детьми, так как
детям невозможно справиться с предлагаемыми заданиями, с которыми хорошо справляются дети из благополучных семей. Нередко дети не понимают смысла предлагаемых заданий, они им не интересны, у них отсутствуют интеллектуальные навыки решения заданий, они не получают удовольствия от сделанной работы, и, как правило, такая работа оказывается малоэффективной. Так как в жизни многое зависит от эмоционального состояния, и наш приют занимается социальной реабилитацией детей и подростков, то мы в своей работе первое место
уделяем определению эмоционального состояния воспитанников в данное время и на данном этапе развития личности. Например, если ребенок переживает эмоциональную травму, то всё остальное его в данный период времени не интересует, мы это видим на примере наших воспитанников ? Добрынина, Курцева потеря матери ? Пьянову З. мать сдала её в милицию ? Ефимовы, Марущенко, Быстров, Курцева напряженные отношения с отчимом или отцом ?
Зерова Екатерина напряженные отношения с матерью ? Починкин напряженные отношения с приёмными родителями ? Попов Денис мать забыла забрать из больницы ? Митькова забрали из приюта в Ступино ? Репьёвы старшие забрали из дома, а подростки уже работали ? Хандутян нежелание ехать в Армению ? Степановы, Капля,
Воровина, Переплётовы скучали по семье и матери ? Фертюк Д. физическое насилие со стороны матери и т.д. Психолог и социальный педагог приюта должен, прежде всего, уметь очень квалифицированно провести диагностику личностного развития ребёнка и определить, что является блокиратором психического развития ребёнка или работы психических процессов, так как без снятия причины, блокирующей деятельность психики, практически
мало, что можно сделать. Как показывает опыт работы в приюте, психолог должен уметь проводить комплексную диагностику личностного развития ребёнка. Такая диагностика проводится довольно продолжительное время, иногда до трех месяцев. Но пока не будет выявлен блок, затрудняющий деятельность психики, применение различных методов и приёмов работы с детьми оказывается бесперспективным. Без разрушения травмирующего блока помочь ребёнку бывает невозможно или должно пройти довольно продолжительное
время, пока реакция на травму не станет спокойной нормальный срок горевания после физической потере длится 1 год . Всё это меняет направление деятельности психолога. Вначале психолог вместе с другими специалистами врачами, педагогами, социальными работниками проводит комплексную диагностику ребёнка. После консилиума специалистов ставится окончательный диагноз с учетом травмирующего блока. На основании данных, полученных в результате диагностики, составляется характеристика
ребёнка с указанием того, что мешает ему нормально развиваться и вести себя без патологий. Затем на основе такого анализа составляется индивидуальная программа реабилитации для каждого воспитанника. Если есть несколько детей, имеющих сходные проблемы, тогда можно составлять программу на небольшую подгруппу или группу и проводить работу с несколькими детьми. Как мы видим из выше приведенных сведений, при психодиагностике мы стараемся выявить такие серьёзные
эмоциональные проблемы как а потери родных и близких, б суициды и суицидальные тенденции в прошлом и настоящем, в школьное и семейное насилие физическое, эмоциональное, психологическое, сексуальное , г страхи, д психосоматика и т.д. При работе с такими детьми и подростками следует относиться к ним как к личностям и учитывать те условия, в которых они воспитывались. У многих из них кроме психологических травм присутствуют и социальные не было игрушек, дома царил беспорядок,
поэтому ожидать от них, что они сразу же будут ценить игрушки, имущество, соблюдать чистоту и порядок не следует, т.к. это не было вложено в них с самого рождения. Из этого следует что, зная о наличии педагогических и социальных задержек и запущенностей, мы совместными усилиями оказываем помощь в социальной реабилитации воспитанников нашего приюта. Но при этом хотелось бы отметить, что в социальной реабилитации воспитанников всё-таки нужна совместная
работа всех подразделений, совместное участие и выполнение рекомендаций МППК. Так же хотелось бы отметить, что в процессе психологической и психотерапевтической работы эмоциональное состояние и поведение воспитанников будет меняться иногда не в лучшую сторону , что связано с активизацией вытесненных эмоционально заряженных переживаний прожитых лет. Реабилитация должна учитывать все аспекты человека - биологический уровень - психологический уровень
- социальный уровень - духовный уровень Реабилитация это постепенная гармонизация всех частей личности. В данный момент в приюте уже эффективно функционирует несколько сфер реабилитации несовершеннолетних СЗАО г. Москвы, таких как МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ. Эта сфера касается всех сторон здоровья ребёнка и его благополучия. Она включает рост и развитие, а также физическое и умственное здоровье.
Необходимо учитывать влияние наследственных факторов и любых нарушений здоровья. Медицинское обслуживание включает предоставление необходимого лечения в случае болезни, организацию правильного и достаточного питания, занятия спортом, проведение прививок, когда это необходимо, и соответствующих профилактических осмотров. Сюда также входят осмотры окулистом и стоматологов, а для детей старшего возраста предоставление информации и оказание консультаций по вопросам, касающимся здоровья, что включает
половое воспитание и предостережения относительно химической зависимости. Специалистами отделения социальной реабилитации нашего приюта разработана программа Здоровый образ жизни подростка ребёнка включающая в себя занятия и лекции по ? выработка правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих ? профилактике различных заболеваний инфекционных, венерических, химической зависимости и т.д личной гигиене ? сохранение репродуктивного здоровья ? анатомии,
физиологии детского организма, полового созревания, беременности и др вопросам семьи и брака ? оказание первой помощи ? планирование здоровой семьи ОБРАЗОВАНИЕ. Эта сфера включает всё, что связано с умственным развитием ребёнка с момента рождения. Она включает наличие возможностей для игр и взаимодействия с другими детьми для доступа к книгам приобретение навыков и развития интересов возможность почувствовать вкус успеха и достижений.
Здесь необходимо участие взрослых, которые проявляют интерес к учебной деятельности, успехам и достижениям ребёнка и принимают во внимание начальный уровень образования ребёнка и его специфические образовательные потребности. Специалистами отделения социальной реабилитации нашего приюта разработаны программы Надомное обучение для иногородних и граждан других государств ближайшего зарубежья , Адаптация в социуме несовершеннолетних воспитанников приюта
Хорошево Мневники . ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. Эта сфера связана с адекватностью реакций ребёнка в его эмоциональных проявлениях и поступках в первую очередь по отношению к родителям и воспитателям, а по мере его роста к другим людям, не членам семьи. Она включает характер и качественную сторону ранних привязанностей, характеристику темперамента, адаптацию к изменениям, реакцию на стресс и степень соответствующего самоконтроля.
Достижения в этой сфере были достигнуты благодаря усердному и высокопрофессиональному труду воспитателей и психологов отделения социальной реабилитации приюта. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ. Эта сфера связана с развитием у ребёнка ощущения себя как отдельной значимой личности. Она включает мнение ребёнка о себе и своих возможностях, представление о себе и чувство самоуважения, наличие позитивного чувства своей индивидуальности.
Компонент этого представления являются расовая и религиозная принадлежность, возраст, пол, сексуальность и отклонения в физическом и умственном развитии. Сюда также относится принадлежность к семье, группе сверстников и к обществу в целом и принятие ими, а также и другими культурными группами. Здесь неоценимая роль принадлежит психологу, воспитателям и педагогам по музыке, физкультуре, рисованию, труду приюта. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СЕМЬЕ И ОБЩЕСТВЕ. Эта сфера включает развитие умения сопереживать и
ставить себя на место другого человека. Она включает наличие стабильной привязанности к родителям или воспитателям, хорошие отношения к братьям и сёстрам, важность правильных взаимоотношений со сверстниками и другими важными людьми в жизни ребёнка, а также реакцию семьи на эти отношения. В этой сфере психологами нашего приюта уже накоплен достаточный опыт и сделаны методические разработки в помощь воспитателям реабилитационных групп. СОЦИАЛЬНАЯ
ПРИЗЕНТАЦИЯ. Эта сфера связана с ростом понимания у ребёнка, как воспринимаются другими внешний вид, поведение и любые отклонения, недостатки какое, создаётся впечатление. Она включает одежду, соответствующую возрасту, полу, культуре и религии чистоту и личную гигиену возможность получить совет у родителей и воспитателей о том, как подать себя в разных ситуациях. В этой сфере проводится огромная работа всеми специалистами отделения социальной реабилитации, т.к.
эта сфера является одной из главных. НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ. Эта сфера связана с преобритением ребёнком уровня практической, эмоциональной и коммуникативной компетенции, который необходим для большей самостоятельности. Это связано с развитием не раннем этапе практического умения одеваться, кушать, приобретения уверенности и практических навыков, чтобы заниматься чем-то вне семьи и жить в более старшем возрасте самостоятельно.
Она включает содействие в приобретении навыков решения социальных проблем. Особое внимание при развитии навыков самообслуживания необходимо уделять роли, которую играют отклонения и другие уязвимые черты, имеющиеся у ребёнка, и социальным обстоятельствам, влияющим на них. В этой сфере потрясающих результатов добились воспитатели 3 группы для детей от 3 до 8 лет . ОСНОВНОЙ УХОД. Удовлетворение физических потребностей ребёнка, предоставление соответствующего медицинского
и стоматологического обслуживания. Включает обеспечение едой, питьём, теплом, кровом, чистой и пригодной одеждой и необходимыми средствами личной гигиены. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ. Обеспечение необходимой защиты ребёнка от причинения увечий и от опасности. Включает защиту ребёнка от причинения серьёзных увечий и опасности, от контактов с ненадёжными взрослыми другими детьми и от причинения себе увечий. Умение определить наличие риска и опасности в знакомой и
незнакомой обстановке. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ТЕПЛОТА. Обеспечение удовлетворения эмоциональных потребностей ребёнка, умение показать ребёнку, что он особенно ценен развитие позитивного ощущения своей расовой и культурной принадлежности. Включает обеспечение потребностей ребёнка в надёжных, устойчивых и нежных отношений с важными для него взрослыми, особое внимание и реакция на нужды ребёнка. Важность правильных физических контактов, ободрения и объятий, чтобы продемонстрировать теплоту и внимание,
похвалу и поддержку. Здесь неоценимую помощь оказывает психологическая служба нашего приюта. Так же хочется обратить внимание на проходящие 1 раз в месяц методические объединения отделения социальной реабилитации и заседания медико психолого-педагогической комиссии, проходящие 2 раза в месяц. На МППК составляются и принимаются индивидуальные программы реабилитации на каждого нового воспитанника нашего приюта и корректируются в зависимости от достигнутого эффекта реабилитации индивидуальные программы
на ребят находящихся в приюте продолжительное время. Для улучшения процесса реабилитации специалистами нашего приюта были разработаны 7 программ ? Надомное обучение для иногородних и граждан других государств ближайшего зарубежья ? Адаптация в социуме несовершеннолетних воспитанников приюта Хорошево Мневники ? Здоровый образ жизни подростка ребёнка ?
Профориентация несовершеннолетних воспитанников приюта Хорошево Мневники ? Программа психокоррекционно развивающей работа с воспитанниками приюта ? Программа по коррекции и развитию навыков общения несовершеннолетних воспитанников приюта при нарушениях социального и психического развития ? Трудовые мастерские Учитывая этот опыт работы социального приюта для детей и подростков
Хорошево Мневники с февраля 2003 г. по ноябрь 2004 г. и в связи с реорганизацией его в Центр социальной помощи несовершеннолетних Северо - Западного административного округа города Москвы, структура будущего Центра мне видится такой ЦСЗН СЗАО г. МОСКВЫ Является организацией координатором работы по поддержке социально неблагополучных семей с детьми или при нарушении детско-родительских отношений.
ЦСЗН СЗАО г. МОСКВЫ 1. Социальная помощь семье o организация попечения по семейному типу для социальных сирот o осуществления защиты прав семьи и детей включая социальную, психологическую и юридическую помощь жертвам насилия o сопровождение семей в кризисной ситуации o социальный патронаж, социальная помощь и социальное сопровождение совместно с муниципалитетами, управами и органами опеки налажены контакты с Центром Благополучие микрорайон Митино СЗАО г. Москвы o проведение различных мероприятий встреч, тренингов,
праздников, экскурсий и др. для детей и семей групп социального риска совместно с НПО Лилия , группой Стимул , Воскресной школой, с институтом им. Шнитке o исследовательская, аналитическая, информационная и методическая деятельность, информационный сервис по проблемам развития и защиты детей o обеспечение необходимыми товарами и продуктами первой необходимости o благотворительная помощь o сбор книг, одежды, обуви для малообеспеченных семей o работа
по выявлению семей с алкогольной зависимостью o медико-социальная помощь неблагополучным семьям оздоровительно-профилактические мероприятия по предупреждению алкоголизма, наркомании, токсикомании и абортов поликлиники 115,128, детские поликлиники 33,36, детская психиатрическая больница 6, санатории, ДКБ-цы г. Москвы 2.Социальная реабилитация детей o реабилитация детей из неблагополучных семей для компенсации дефицита родительского попечения и преодоления негативного воздействия семьи o организация
летнего и зимнего отдыха детей лагеря, санатории o решения вопросов детской безнадзорности, профилактика социального сиротства o группа дневного пребывания o социальная адаптация сирот 3. Социальна правовая помощь семье o реабилитация родителей из неблагополучных семей для повышения ответственности за судьбу детей o содействие в профориентации, обучении и трудоустройстве, дополнительном образовании несовершеннолетних совместно с Центром трудовой адаптации подростков и молодёжи
СЗАО г. Москвы, Перспектива o юридические консультации, правовая защита, сопровождение в суде o определение статуса ребёнка o юридические и правовые консультации o юридический телефон доверия o социально-правовая помощь детей o определение форм жизнеустройства ребёнка домой, под опеку, в интернат или детский дом o взаимодействие с различными государственными и общественными организациями, оказывающими конкретную материальную, правовую и другую помощь в т.ч. и партией
Единая Россия o выступление в качестве посредников при улаживании конфликтов в социальном окружении семьи и ребёнка o сопровождение ребёнка в различные учреждения приюты, детские дома, медицинские учреждения 4. Психолого-педагогическая помощь детям при случаях социально- педагогической запущенности o проведение мероприятий, направленных на формирование позитивной мотивации к учебной деятельности o адаптация ребенка к школе воспитанники приюта уже обучаются в школах 7 и 115
СЗАО г. Москвы o культурно досуговая, воспитательная и спортивная работа с социально неблагополучными несовершеннолетними совместно с группой Стимул , клуб Берендей o жизнеустройство детей, оставшихся без попечения родителей o выявление и помощь детям с нарушениями, направленными на раннее развитие и адаптацию ребёнка o психолого-педагогическая помощь консультации, тренинги, лекции o организация образовательных программ, тренингов и др. по проблемам семьи и детей
o психотерапевтическая и психоразвивающая коррекция o психологическая помощь и поддержка детям и родителям o помощь в обучении o спортивно-досуговая помощь o консультации педагогов, психологов, социальных работников o тематические лекции психологов, психотерапевтов, семейных психологов, наркологов o коррекция социально-педагогической запущенности 5. Экстренная психологическая помощь по телефону работает круглосуточно, анонимно, бесплатно для предотвращения побегов детей из семьи, выявления случаев насилия в семье, купирование
кризисных ситуаций o телефон доверия для несовершеннолетних и их родителей решение детско-родительских отношений, консультирование o телефонная служба один дома o экстренная помощь по телефону в кризисных ситуациях и при угрозе суицида, экстренные выезды o информирование обратившихся о наличии и возможностях других учреждений, оказывающих очную консультативную медицинскую, социальную и другую помощь детям и подросткам o направление обратившихся в соответствующие организации для получения помощи, в том числе
наркологической, психиатрической, социальной o помощь в помещении детей и подростков в приюты 6. Психологические консультации и поддержка семьи o поддержка института семьи, помощь в воспитании и образовании 7. Психокоррекционые группы o кризисная группа для отцов o кризисная группа для матерей o кризисная группа для детей o кризисная группа для подростков o кризисная группа для детей и подростков с ограниченными возможностями инвалидов o работа групп поддержки o реабилитационные программы для подростков и их родителей
o психотерапевтическая помощь Глава 3. Выводы. Как мы видим из опыта работы одного из социальных приютов г. Москвы, что при правильной организации реабилитации в системе социальной защиты, можно в значительной мере помочь воспитанникам приюта. Но это требует долгой и серьёзнейшей работе по дальнейшей разработке целой системы реабилитации, которая должна включать психологические, социальные, педагогические, медицинские, юридические и другие программы единой реабилитационной системы работы социальных приютов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Нет людей на одно лицо, и путей в жизни тьма, И к Богу пути различны. И хорошо, когда человек не действует по стереотипу. Он не сразу определиться на свою стезю, но зато верно. Первую духовную простуду дети схватывают благодаря открытым дверям чувств родителей. Больше всего их простужает мать, когда она не одета в скромность и опустошает своим поведением детей
Среди многих определений, какие заслужил ХХ век, есть и такое век ребенка. Именно в двадцатом столетии взрослые признали в ребенке личность, всерьёз отнеслись к детскому мышлению и творчеству. Всего сто лет с лишним лет назад многие были уверены в том, что малыш вообще не умеет мыслить, и, например, великий Виссарион Белинский считал мозг ребенка чистой доской , на которой можно написать всё, что угодно. Оказывается это не так. На якобы чистой доске , даже когда младенец находится
в утробе матери, уже многое начертано. Взрослым еще предстоит всесторонне осмыслить это открытие ребенок суверенная личность со всеми её правами и обязанностями. Но уже сейчас ясно такой взгляд требует совершенно иного, чем раньше, более гуманного подхода к подрастающему человеку. Прежние авторитарно-назидательные отношения следует перевести в русло конструктивного, партнёрского диалога. Не все мы, взрослые, к этому готовы. Однако есть уже немало профессионалов педагогов, воспитателей,
психологов, социальных работников, правозащитников владеющих самыми современными методами работы и с детьми, и с родителями. Время наше, казалось бы, мало способствует оптимистическому настрою. Но когда узнаешь, как много талантливых, хорошо обученных специалистов занимаются профилактикой асоциального поведения, психокоррекцией дезадаптированных или просто трудных, нестандартных детей, на какую серьёзную основу поставлено дело защиты прав ребенка, понимаешь, есть в нашей жизни и повод для некоторого удовлетворения.
Кто-то мудрый сказал дети это самый лучший народ в каждом народе. Нужно помнить только общими усилиями можем мы уберечь его от опасностей современной жизни и дать ему возможность для нормального функционирования и развития. БИБЛИОГРАФИЯ 1. Вопросы организации государственной социальной поддержки различным типам семей с детьми Результаты исследовательского проекта В.В.Елизаров,
Е.Н. Феоктистова, Г.И. Климантова и др. Редакционный совет М.В.Гордеева и др. Министерство труда и социального развития РФ, Департамент по делам детей, женщин и семьи Российский фонд социальных реформ М. Просвещение, 2003. 2. Ган М.П Черепахова Э.М. Я сама В помощь неполной семье. Ред сост. Э.М. Черепахова.
М. ООО Комментарий , 2003. 3. Зиновьева Н.О Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребёнок в кризисной ситуации. СПб 2003. 4. Ривера Л. К западу от смерти. СПб. Невский проспект , 2004. 5. Слёзы матери. О великой силе материнской молитвы за детей Сост. Г.П. Чинякова. М. Ковчег , Параклит , 2003.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |