800 современных сочинений по русской и мировой литературе для 5-11 классов. Сост.: Белик Э.В., Музычук С.В. Ростов-на Дону: Баро-Пресс, 2003 - 896с. В сборник включены все основные темы сочинений до русской и зарубежной литературе, предусмотренные школьной программой для 5-11 классов. Издание призвано помочь учащимся и абитуриентам при подготовке программных сочинений, а также при сдаче выпускных и вступительных экзаменов Формат: pdf / rarРазмер: 4,9 Мб Скачать / Download файл Для удобства я перевел этот сборник в текстовой формат для Word.Формат: doc / zipРазмер: 1,0 Мб Скачать / Download файл ^ Общие требования к написанию сочинений Школьные и абитуриентские сочинения по тематике чаще всего делятся на несколько типов. • Сочинения на свободную тему. Темы этих сочинений носят идейно-политический, публицистический характер или предполагают размышления над морально-этическими вопросами. • ^ Литературоведческие сочинения. Их темой может быть раскрытие идейно-художественного содержания произведения, характеристика отдельного художественного образа, в частности сравнительная. Выделяются также сочинения-размышления и теоретико-литературные сочинения. • ^ Сочинения на полусвободную тему. Темой этих сочинений могут быть крылатые высказывания, анализ авторского произведения, изучаемого по школьной программе (опера, спектакль, кинофильм, картина и т. п.). В то же время ученикам или же абитуриентам изредка предлагается написать сочинение о воображаемой дальнейшей судьбе героев литературного произведения. • ^ Творческое сочинение. Сочинения такого рода чаще всего рекомендуются школьной программой. В них входят: зарисовка, этюд, статья, очерк или даже басня, новелла, рассказ. Следует отметить, что творческих сочинений на выпускных и вступительных экзаменах не бывает.^ Основные требования, которые выдвигаются к написанию экзаменационного сочинения: ♦ поскольку сочинение оценивается не только в области литературы, но и языка, за него ставятся две оценки: первая определяет уровень речевого оформления сочинения, то есть качество его содержания, вторая — уровень грамотности ученика или абитуриента; ♦ мысли автора сочинения должны быть изложены в определенном порядке, хотя включать план сочинения в работу совсем необязательно; ♦ школьники должны продемонстрировать в сочинении умение логически мыслить, исследовать материал, а также умение самостоятельно делать выводы и показать индивидуальный подход к определенным проблемам; ♦ вступление и выводы в сочинении должны занимать около четверти всего объема. Соответственно, основная часть сочинения должна составлять приблизительно три четверти текста. И вступление, и выводы могут быть меньшего объема, но ни в коем случае не должен сокращаться объем основной части сочинения; * ♦ объем сочинения должен составлять не менее трех с половиной и не более четырех с половиной страниц рукописного текста. ♦ раскрытие заданной темы предусматривает знание фабулы и сюжета произведения, понимание его символики и идеи, использование биографического материала. По мнению школьных учителей и преподавателей вузов, основными недостатками выпускных и вступительных сочинений являются: ♦ недостаточное знание необходимых художественных текстов и литературно-критических работ, а также биографий писателей; ♦ неправильное стилистическое оформление. Сочинение прежде всего должно быть полностью аргументировано и учитывать тематические особенности произведения; ♦ неумение придерживаться композиционных требований к сочинению, отсутствие самостоятельной аналитической работы экзаменуемого. Довольно часто сочинение подменяется пересказом содержания произведения, обилием привычных шаблонов и штампов. Нередко переход от мысли к мысли происходит скачкообразно (без логической мотивации); ♦ неумение отразить в сочинении эстетическое значение отдельного произведения, отсутствие анализа его художественной формы и специфики. Такой анализ должен быть в каждом сочинении.^ Несколько рекомендаций • Тему сочинения нужно выбирать по тому произведению, текст которого помнится лучше всего. • Сочинение должно свидетельствовать о достаточно высоком уровне вашей эрудиции и умении высказывать и отстаивать свою точку зрения. • Не следует злоупотреблять цитатами. Наличие многочисленных, объемных цитат говорит, прежде всего, об отсутствии собственных мыслей по предложенной теме. • Взявшись за свободную или полусвободную тему, необходимо доказать, что вы владеете приемами литературного письма. • Объем сочинения установлен' правилами. Но если все уже сказано, тема полностью исчерпана, — поставьте точку. Если же уже есть "перебор" объема, а тема еще полностью не раскрыта, — продолжайте. Лучше законченная мысль, чем ее скомканность. • Оживите свое сочинение, включите воображение, разнообразьте интонацию, покажите умение неординарно сопоставлять два программных произведения, и экзаменатор обратит внимание на ваше сочинение.