Реферат по предмету "Разное"


7. 3 Функциональные зоны склада. Технико-экономические показатели работы склада

7.3 Функциональные зоны склада. Технико-экономические показатели работы складаДля обеспечения эффективной работы склад обычно делят на несколько зон. Зона хранения – это часть склада, занимаемая обору­дованием, предна­значенным для хра­нения товаров. Зона хранения включает следующие площади: полезную площадь, занятую хранимыми материалами (в штабелях, на стеллажах); проезды для внутрискладских средств механи­зации; технологические проходы между оборудованием; проти­вопожарные разрывы, необходимые по требованиям безопас­ности. ^ Зона сортировки и комплектования предназначена для приемки заказов, сортировки, комплектования, упаковки и маркировки отобранных грузов, их перемещения в зону погрузки.^ Зоны экспедирования предназначены для уче­та получаемых и отправляемых грузов, проверки и составления транспортно-сопроводительной документации. При размещении товаров необходимо исходить из частоты их заказов. Так, товары с высокой частотой заказов надо размещать в горячей зоне (вблизи зоны отгрузки); со средней частотой – в теплой (в середине склада); с низкой часто­той – в холодной (вдали от зоны отгрузки). В этих зонах товары должны размещаться в зави­симости от их размеров (малые, средние и круп­ные), что значительно снижает трудозатраты на отборку товаров при подготовке заказов. При этом товары с ограниченным сроком годности необходимо хранить отдельно, особенно если склад небольшой и не оборудован складским модулем ERP-систем или WMS-системой. В этом случае отдельное хранение таких товаров единственно возможный способ не «забыть» о сроке годности товаров и не начать отпускать более «свежий» товар до того как распродана предыдущая партия, а также своевременно информировать о том, что отдельные товары требуют немедленной реализации. Существует четыре основные группы технико-экономических показателей работы склада: -показатели характеризующие интенсивность работы склада; -показатели характеризующие эффективность использования площадей склада; -показатели характеризующие уровень сохранности грузов и финансовые показатели работы склада; -показатели характеризующие уровень оптимизации склада. К показателям, характеризующим интенсивность работы склада, относятся: -грузооборот (товарооборот) склада – стоимость (мас­са) отпущенных со склада или поступивших на склад грузов за определенный период времени; -удельный грузооборот – товаро-, грузообо­рот на единицу площади склада; -средний запас – характеризует средний за­пас товаров за период и определяется в нату­ральном и стоимостном выражении; -коэффициент неравномерной загрузки скла­да – отношение максимального товарооборо­та (грузооборота) к среднему обороту скла­да за период времени; -оборачиваемость – отношение товарооборо­та к среднему уровню запаса за период; -длительность оборота (средний срок хранения запасов) – отношение длительности планово­го периода к оборачиваемости склада; -готовность к по­ставке – отноше­ние выполненных заказов к общему числу поступив­ших; -ошибки в поставках – количество и доля ошибок в поставках к обще­му числу выпол­ненных заказов; К показателям, характеризующим эффективность использования площадей склада, относятся следующие: -вместимость – максимальная загрузка скла­да (измеряется в тоннах, кубических метрах и др.); -полезная площадь склада (Sпол) – площадь склада непосредственно занятая материально-техническими ресурсами, т.е. площадь зоны хранения:, (7.1)где Зmax – максимальный запас материала на складе, т; qсут – средне­суточное поступление материалов на склад с учетом неравномерности этого процесса, т/сут; tхр – средняя продолжительность хранения ма­териалов на складе, суток; – допустимая или средняя нагрузка на 1 м2 пола склада, зависящая от специализаций склада, т/м2. Среднесуточное поступление материалов на склад:, (7.2)где Qг – годовой грузооборот склада, т.; Кн – коэффициент неравномерного поступления материалов на склад, определяемый как отношение грузооборота напряженного месяца к среднемесячному грузообороту (1,2-1,4); Т – количество дней работы склада. Площадь приемочной и отправочной экспедиции (Sпр):, (7.3)где Qг – годовой грузооборот склада, т.; Кн – коэффициент неравномерного поступления материалов на склад, определяемый как отношение грузооборота напряженного месяца к среднемесячному грузообороту (1,2-1,4); t – количество дней нахождения материала в приемочной или отправочной экспедиции (1-2 дня); – нагрузка на 1 м2 пола экспедиции, т/м2. -грузонапряженность склада – допустимая нагрузка на 1 м2 площади склада; -степень использования объема склада. К показателям, характеризующим уровень сохранности грузов и финансовые показатели работы склада, относятся следующие: -потери от хранения – число случаев и стои­мость хищений и порчи товаров по вине ра­ботников склада; -доля затрат на складирование на 1 м2 площади склада (нетто, брутто), на 1 м3; -прибыль и рентабельность склада за период времени; -уровень механизации и автоматизации и др. К показателям, характеризующим уровень оптимизации склада, относятся следующие: -степень охвата рабочих механизированным трудом - оп­ределяется отношением числа рабочих, выполняющих работу механизированным способом, к общему числу рабочих, заня­тых на складских работах; -уровень механизации складских работ – определяется от­ношением объема механизированных работ к объему выпол­ненных работ; -объем механизированных работ – определяется как произ­ведение грузопотока, перерабатываемого механизмами, на ко­личество перевалок грузов механизмами; -уровень оснащенности склада вспомогательными средствами (поддоны, тара) – отношение объема перевозок с помощью вспомогательных средств к общему объему грузооборота. Расчет необходимого количества машин на складе осуществляется по формуле:, (7.4)где ^ Q – количество перерабатываемого груза за определенный период (день, смену, месяц), т.; П – производительность машины за определенный период (день, смену, месяц), т/ч. Сменная производительность машины циклического действия определяется по формуле:, (7.5)где Пч – часовая производительность машины, т/ч; Т – продолжи­тельность рабочей смены, ч; Ки.в. – коэффициент использования вре­мени смены. Часовая производительность машины циклического действия равна:, (7.6)где Гн – номинальная (паспортная) грузоподъемность машины, т; Ки.г. – коэффициент использования грузоподъемности машины; Nц – число рабочих циклов машины в час. Количество рабочих циклов машины, совершаемых за час, рассчитывают по формуле:, (7.7)где tц – время рабочего цикла, мин. Часовая производительность машины непрерывного действия определяется по формуле:, (7.8)где m – вес груза на одном погонном метре несущего элемента маши­ны (ленты конвейера, транспортера), кг; v – скорость движения лен­ты, м/с. При транспортировке тарно-штучных грузов часовая производительность равна:, (7.9)где l – среднее расстояние между единицами., (7.10)где – площадь поперечного сечения слоя груза на ленте конвейера или транспортера, м2; – насыпной (объемный) вес груза, т/м3; v – скорость движения ленты, м/с. Предельный срок хранения на складе рассчитывается по формуле:, (7.11)где ^ М – критический срок по позиции, дольше которого ее хранение на складе будет убыточным, мес.; R – средняя маржинальная рентабельность продаж по этой позиции ((выручка - себестоимость товаров) / себестоимость то­варов), %; Н – альтернативная доходность вложенных в запасы денег (например, проценты по депозитам в банке), % в мес.; Z – переменные затраты за месяц, связанные с обслуживанием и хранением анализируемых товаров, % от их себестоимости; W – отсрочка платежа, предоставленная поставщиком това­ра, мес.; Y – средняя отсрочка платежа клиентам, мес. Продвигая свой товар на рынок сбыта, каждый распределительный склад должен определить границы рынка, где он будет иметь преимущества. Если предположить, что качество товара разных распределительных складов одинаково, то границы рынка будут напрямую зависеть от издержек на хранение единицы запасов (Схр), а также транспортных тарифов по доставке единицы запасов потребителям (Стр):, (7.12)где Схр – издержки на хранение единицы запасов; Стр – транспортный тариф на перевозку груза; R – расстояние от распределительного склада до потребителя товара.^ 7.5 Автоматизация управления складомАвтоматизация склада сегодня может осущест­вляться с помощью разнообразных решений: программ складского учета, складских модулей ERP-систем и др. Однако только WMS-системы позволяют учитывать складские операции в режиме реального време­ни, в то время как другие решения анализируют транзакции по факту их свершения.^ Система управления складом (Warehouse Management System – WMS) – система управления, обеспечивающая автоматизацию и оптимизацию всех процессов складской работы предприятия. Универсальной системы складской автома­тизации не существует, поэтому выбор WMS-системы должен прежде всего опираться на: -стратегические и тактические цели пред­приятия; -комплекс необходимых предприятию складских операций (логистика склада, логистика запасов); -возможность интеграции складской систе­мы с корпоративной системой предприятия (КИС, ERP), от которой и зависит эффективность биз­неса в целом.^ WMS-системы принято разделять согласно двум критериям. 1) Сфера охватываемых складских операций. Разделяют две системы – в зависимости от широ­ты сферы поддерживаемых операций: -обеспечивающие традиционное складское то­вародвижение (используются, как правило, на предприятиях с единым каналом продаж); -обеспечивающие работу мулътиканальных дистрибуционных центров в части как оптовых, так и розничных заказов (паллетный и штучный отбор соответственно). 2) Возможность модификации и адаптации системы в соответствии с потребностями пред­приятия. По данному критерию выделяют три клас­са WMS-систем: -начального уровня – с ограниченным набо­ром базовых функций, минимальными возмож­ностями модификации и объемом обрабатыва­емой информации; -среднего уровня – с ограниченным набором функций, но расширенными возможностями адаптации системы под нужды бизнеса; -комплексные – с полным набором функций и возможностью значительной модификации комплекса выполняемых задач в соответствии со спецификой предприятия. Предприятие, где внедрена WMS-система, ста­новится уникальным носителем знаний о внутрискладской грузопереработке, выдавая сотрудни­кам через радиотерминалы готовые задания на выполнение операций. В заданиях определяется оптимальный вариант выполнения той или иной операции с точки зрения схемы движения товара и производительности процесса. Ни один, даже очень опытный и профессиональный, сотрудник склада не может так оперативно и быстро при­нимать решения по управлению адресным складом. Система также накапливает всю статисти­ческую информацию по складским процессам, позволяет проводить инвентаризацию без оста­новки работы склада и формирует развернутую отчетность в любых разрезах – как по товарам, так и по сотрудникам. Все это превращает WMS-систему в неотъемлемый инструмент принятия решений руководством предприятия.^ WMS-система осуществляет мониторинг рабо­ты склада и формирует полную и подробную ста­тистику по его сотрудникам. На основании по­лученных данных определяются коэффициенты трудового участия (КТУ) каждого отдельного со­трудника (бригады, смены). Такие коэффициенты интегрируются в систему КРІ (Key Performance Indicators) либо систему сбалансированных пока­зателей (Balanced Scorecard) предприятия и яв­ляются важными показателями эффективности использования трудовых ресурсов организации. Имея в распоряжении более полные и точные дан­ные по эффективности работы сотрудников, ру­ководство сможет построить наиболее адекват­ную систему мотивации персонала склада. Кроме того, современные WMS-системы предполагают установку, помимо спе­циализированного оборудования для сбора дан­ных, также и электронных табло, на которых отображаются результаты сравнения складских групп. Это позволяет сформировать элемент со­ревнования персонала, тем самым еще более уве­личив эффективность работы склада. Одной из важных функций, обычно закладыва­емых в любую современную систему управления складом готовой продукции, является контроль ее качества. Такой контроль обычно возлагается на отдел сертификации. Зачастую отсутствие полноценного взаимодействия между персона­лом, осуществляющим контроль качества готовой продукции, и управляющим персоналом склада может привести к нарушению или даже полной остановке технологических процессов. Системы класса WMS дают возможность контролировать наличие сертификатов на продукцию. Использо­вание системы WMS исключает вероятность слу­чайной отгрузки продукции, не прошедшей кон­троль качества, позволяет отслеживать отбор проб, необходимых для этого контроля, и отправку проб в лабораторию сертификации. Не менее важной особенностью систем автоматизирован­ного управления складами готовой продукции является необходимость их интеграции с уже су­ществующими на предприятиях системами кор­поративного управления классов MRP (Material Requirement Planning), ERP (Enterprise Resource Planning), CSM (Chain Supply Management).^ WMS-система позволяет значительно сократить издержки предприятия посредством: -оптимизации использования ресурсов склада; -размещения груза в наиболее подходящем месте, снижая риски его порчи, потери и затрат на его подбор; -рационального использования как высоты, так и всего объема складского пространства и увеличения его пропускной способности благо­даря технологии динамического размещения; -увеличения производительности труда пер­сонала за счет снижения количества «пустых» заданий. Система позволяет улучшить и качество кли­ентского сервиса за счет увеличения точности подбора и комплектации заказов. Повышение качества оказываемых услуг не­избежно влечет за собой повышение лояльно­сти клиентуры и, как следствие, рост выручки и прибыли предприятия. В современных условиях WMS-система обе­спечивает потребности автоматизации склад­ских операций не только установившему ее предприятию. Система также способствует взаимосвязи и обеспечивает прозрачность процессов для всех партнеров в цепочке поставок организации. Система генерирует и обрабатывает информа­цию в едином, понятном всем участникам цепочки поставок, формате, тем самым позволяя интегриро­вать и персонализировать системы всех торговых партнеров. Таким образом, информация обрабаты­вается в едином формате в режиме реального вре­мени, что делает работу всех предприятий – участ­ников поставок корректной и оперативной.^ 7.6 Состояние складской инфраструктуры в Республике БеларусьНа начало 2009 г. в Республике Беларусь действовало более 7,29 тыс. специальных складских помещений, более 1 тыс. временных помещений, 29 хранилищ для картофеля, овощей и фруктов, 139 складов-холодильников и 59 магазинов-складов. Однако основная часть функционирующих в Беларуси складов по степени оснащенности и техническому состоянию относится к складам класса «С» (старые классические постройки советских времен в 2-4 этажа, имеющие автомобильную и железнодорожную рампу и грузовой лифт) и «D» (подвальные или неотапливаемые производственные помещения, ангары). Многие белорусские предприятия нерацио­нально используют свои складские помещения, не улавливая прямой зависимости между эф­фективной работой склада и результатами ра­боты предприятия. Так, согласно официальным данным в 2009 году в Республике Беларусь использо­вались в качестве складов около 2 тыс. объектов общей площадью чуть более 1,65 млн. м2. Одна­ко эти объекты сложно назвать современными, т.к. большинство из них возведено еще во време­на СССР, когда задачи по созданию качественных условий хранения товаров на складах не ставились. Почти 75 % белорусских складских помещений при­надлежат к самым низким классам – С и D. Имеющиеся склады используются организациями оптовой торговли недостаточно эффективно, средний коэффициент использования емкости складов составляет 0,52 (например, в США этот показатель – 0,92–0,95). Уровень механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ достаточно высок и составляет 95,2 %. Однако для механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных и складских работ используются машины и механизмы с высокой степенью износа. О недостаточно эффективном использовании складских помещений свидетельствуют и данные сравнительной характеристики складских площадей организаций оптовой торговли и торговых площадей организаций розничной торговли. Это соотношение показывает, что с 1 м2 складов обслуживается около 1 м2 розничных магазинов.Анализ состояния складской инфраструктуры оптовой торговли показывает, что ее техническое состояние и изношенность материальной базы не способствуют использованию современных технологий товародвижения. Так, только 1/10 складских помещений, расположенных в г. Минске и Минском районе, – отремонтированные или новые склады, относительно соответствующие требованиям к современной складской инфраструктуре. Наибольшим спросом пользуются небольшие складские помещения площадью до 150 м2. Суще­ствует острая нехватка в таких площадях, поэтому многие предприятия строят собственные склады. Современные складские объекты в Минске принадлежат крупным предприятиям («Coca-Cola», «McDonalds», «Санта-Бремор», «ГИППО», «Vitalur», «Euroopt», «Prostor'e»), которые, в основном, строят небольшие склады – в среднем 2-3 тыс. м2 – класса «А» для собственных нужд. Число проектов в сфере логистики, реали­зованных в 2009 году, по мировым меркам сравнительно невелико – белорусский рынок «прирос» всего на 18,1 тыс. м2. Производитель мороженого «Морозпродукт» в Марьиной Горке в 70 километрах от белорус­ской столицы возвел склад-холодильник на 4,6 тыс. м2, компания «Белрусинвест» в минской промышленном узле «Западный» построила склад на 9 тыс. м2, а компании «Комкон» завершила строительство складского комплек­са на 4,5 тыс. м2. И все же обеспеченность Республики Беларусь современными складскими помещениями крайне низка. Суммарная площадь складов класса «А» в Минске составляет всего 250 тыс. м2 (к примеру, в Риге и ее пригороде – почти 500 тыс. м2, в Вильнюсе – около 350 тыс. м2). В Беларуси на 1 тыс. жителей приходится 0,002 тыс. м2 складских помещений класса «А» и «В». Для сравнения в Москве на 1 тыс. жителей приходится около 120 м2 складов класса «А» и «В», в Будапеште этот показатель выше втрое, а в Варшаве и Праге - в 6 раз.Основными владельцами складов, обслуживающих внешнеторговые грузопотоки, являются Белорусская железная дорога (общая площадь складов – 365 тыс. м2); Белорусский государственный концерн пищевой промышленности «Белгоспищепром» (общая площадь – 146 тыс. м2) и Белорусский государственный концерн по нефти и химии (общая площадь – 226 тыс. м2). Грузопоток, перерабатываемый на складах, по видам перевозок распределяется следующим образом: во внутриреспубликанском сообщении – около 60 %; на вывоз за пределы территории республики – 7,5 %; ввоз из-за пределов территории республики – 30 %; транзитный грузопоток – 2,5 %. По оценкам специалистов, транзитный потенциал Республики Беларусь сейчас используется только на 20-30 %, прежде всего, из-за отсутствия современной логистической инфраструктуры. В связи с чем, транзитный грузопоток составляет весьма незначительную величину.Таким образом, в Республике Беларусь пока не получили достаточного развития современные складские комплексы класса «А» и «В», работающие по логистическим технологиям товародвижения. Организации оптовой торговли не имеют своевременного технологического и программного обеспечения, ориентированного на потребителя.Основным направлением повышения уровня технического оснащения складской инфраструктуры в Республике Беларусь является реконструкция складов, для чего потребуются значительные инвестиции. Поэтому модернизация складов должна осуществляться поэтапно с привлечением собственных средств организаций, кредитов банков и средств инвесторов (в том числе иностранных).^ Повышение эффективности использования складской инфраструктуры в Республике Беларусь возможно за счет:-обновления средств механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ и складских операций;-улучшения использования складских площадей за счет привлечения дополнительных товаропотоков.В соответствии с ^ Программой развития логистической системы Республики Беларусь до 2015 года, только в Минском рай­оне планируется построить 3 складских комплекса класса «А». В целом же в Минске и Минском районе логистические объекты будут возведены на площади 450 га. Однако строительство указанных объектов затягивается в связи с отсутствием потенциальных инвесторов. Необходимо создать более выгодные условия для инвесторов, предложив ряд налоговых льгот, упрощенный порядок отведения земель под складские комплексы и гарантии защиты права собственности и иностранных инвестиций.Реконструкция и модернизация складской инфраструктуры в Республике Беларусь позволит увеличить экономические и сервисные выгоды от их использования. Об экономических выгодах можно говорить, когда использование одного или более складов ведет к непосредственному сокращению общих логистических издержек. Экономические выгоды тесно связаны с основными функциями, которые выполняют склады, – консолидация, разукрупнение, перевалка, доработка (отсрочка) и накопление запасов.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :