Реферат по предмету "Психология"


Психология дошкольника

Психология дошкольника

Возраст
от четырех до шести - период относительного затишья. Так или иначе ребенок
вышел из кризиса, стал спокойнее, послушнее, покладистее. У него развивается,
как выражаются медики, первичная аффективная привязанность к близким,
появляется потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру,
взаимоотношениям людей.

Приобретает
малыш и известную самостоятельность, хотя и добытую иногда в нелегком
"бою". В идеале он уже может самостоятельно есть, хорошо ходит и
бегает, легко говорит, обучен навыкам гигиены и опрятности, стабилизируется
сон, упорядочивается поведение, ему уже не нужна постоянная и неотлучная опека.
Но это, конечно, не значит, что все проблемы решены. При неправильной тактике
легко, например, нарушается аппетит или режим сна. Сразу заметим, как и на
предыдущих возрастных этапах, мерилом правильного питания являются показатели
физического развития ребенка. Так, на третьем году малыш вырастает
приблизительно на 10 см, а в весе прибавляет около 3 кг. В дальнейшем темп этот
несколько замедляется: до 5-7 см и до 2 кг каждый год. Если ребенок выдерживает
данный темп, особого беспокойства возникать не должно.

Ночной
сон в этот период, как и раньше, должен быть не менее 10 часов. И почти до
самой школы рекомендуется также и дневной сон - час-полтора. Возникают
известные трудности с вечерним засыпанием. Поэтому отход ко сну необходимо
обставить, как мы уже говорили, особым ритуалом: гигиенические мероприятия,
переодевание в ночную одежду, ласковая и тактичная беседа, повышенное внимание
к словам и поведению ребенка, интересная сказка или поучительная история,
рассказываемая спокойно, умиротворяюще, притушенный свет, относительная тишина.
Вся процедура укладывания должна быть неторопливой и приятной для ребенка.
Особенно это касается детей со слабым типом высшей нервной деятельности. Навыки
опрятности обычно уже хорошо усвоены ребенком, но еще некоторое время он
продолжает; иногда просыпаться "мокрым". И в этом случае нет места
излишней спешке и нервозности. Бессмысленно будить ребенка по ночам для того,
чтобы он сходил на горшок. Пусть все идет естественным путем.

Дайте
ему небольшой срок, и малыш будет сам просыпаться по ночам, когда это нужно.
Правда, поначалу ему требуется помощь от взрослых, поскольку он сам еще боится
подниматься ночью с постели. Но и это вскоре наладится, появится желанная
смелость. Для привития гигиенических навыков используйте тягу ребенка к
самоутверждению и склонность к подражанию. Если взрослые сами постоянно
выполняют требования гигиены, то и малыш в конце концов почувствует
необходимость вымыть руки перед едой: И как же, он ведь совсем
"большой".

Уже
младший дошкольник начинает осознавать свою индивидуальность, личную
обособленность, свою "самость", у него начинают формироваться первые
понятия о добре и зле. Безусловно, нельзя еще говорить о том, что у дошкольника
хоть в какой-то мере сформировались моральные принципы и нравственные оценки,
тем не менее он уже отлично знает, "что такое хорошо и что такое
плохо", он уже может понять, что необходимо слушаться и уважать старших,
что неприлично совершать те или иные поступки, он способен переживать такие
чувства, как гордость и стыд. Основным стимулом деятельности является оценка
его поведения взрослыми, хорошие поступки он чаще всего совершает ради того,
чтобы заслужить похвалу.

Ребенок
в дошкольном возрасте легко восприимчив как к плохому, так и к хорошему. Все
зависит от окружающей среды. У доброжелательных и любящих родителей малыш
быстрее набирает опыт любви и сердечности. Он уже способен в какой-то мере и к
сопереживанию, и к сочувствию. Он может заставить, себя (хотя бы на время) не
шуметь, если ему скажут; что мама заболела, что маме больно. Он уже может -
присмиревший и серьезный - подойти к ней, чтобы утешить, чтобы помочь ей своим
сочувствием и любовью, своим поцелуем и крепким объятием.

В
это же время появляются у ребенка и первые ростки доброты и великодушия. И
требуется не заглушить эти ростки в самом зародыше. Например, малыш делится с
вами или с кем-нибудь другим любимым-лакомством. И вряд ли нужно тут же
отдавать конфету или грушу ему обратно. Наоборот, надо дать ему вкусить радость
своего великодушия и даже самопожертвования, если хотите. Эта радость разовьет
в дальнейшем благодатные свойства его души.

Уже
в дошкольном возрасте надо воспитывать у ребенка способность считаться с
потребностями и нуждами других, прежде всего вас самих. Он уже может понимать,
что вы заняты, что вам сейчас некогда, что у вас неотложные дела, важная работа.
Необходимо обучать его также ладить с другими детьми в семье, в гостях, на
детской площадке, обучать дожидаться своей очереди в играх, уступать при
необходимости, делиться игрушками. Все это достигается не сразу, но вполне
доступно каждому ребенку. Эти навыки самоограничения и коллективизма помогут
малышу безболезненно приспособиться к детсадовским условиям, а в дальнейшем и к
школе.

Важным
фактором при воспитании дошколят является склонность их к подражанию родителям.
Вот что писал по этому поводу А. С. Макаренко: "Не думайте, что вы
воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его,
или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже
тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими
людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с
друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, - все это имеет для
ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или
чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не
замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже,
если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный вред вашим детям, вы уже
воспитываете их плохо... " Пожалуй, лучше и не скажешь. Мы приведем только
один пример из практики. В семье инженера Петрова очень часто при сыне родители
обсуждали производственные неурядицы, отец осуждал начальника отдела
Фарафонова, говорил, что тот ему "палки сует в колеса", называл его
дураком. Однажды на семейное торжество Петровы пригласили сослуживцев отца. Был
среди приглашенных и Фарафонов. В самом разгаре вечера Фарафонов подошел к
мальчику, начал задавать обычные в таких случаях вопросы, но малыш наотрез
отказался отвечать:

-
Это почему же? - спросил начальник.

-
Потому что ты Фарафонов!

-
Ну и что?

-
Ты дурак и папе работать мешаешь!

Конечно,
вечер был испорчен и для отца, и для Фарафонова, но больше всех пострадал
маленький Вася. Отец уволок его в другую комнату, отлупцевал, а мальчик,
всхлипывая, повторял только:

-
Ты же сам говорил!

Ведь
и правда - сам говорил! И не один раз! И откуда малышу было знать, что в глаза
можно рассыпаться перед начальством в комплиментах, и лебезить, и угождать, а
за глаза называть дураком. В результате у Васи развилось нервное расстройство,
рассыпалось, как карточный домик, радужное мироощущение, а самое главное - этот
позорный урок оставил в его душе глубокий след на долгие годы.

Для
большинства детей в обычных условиях характерно оптимистическое восприятие
жизни. Окружающий мир кажется им устроенным самым лучшим образом. Нужно всегда
помнить об этом, щадить и оберегать легкоранимую психику ребенка. Опасно
выяснять в присутствии детей свои отношения, устраивать, сцены и скандалы. Нет
смысла рассказывать при детях различные страшные истории, говорить о тяжелых
болезнях и смерти, потому что для иного ребенка подобная информация может стать
сверхсильным раздражителем, своеобразным трамплином для нервного срыва. Нужно
постепенно, крайне осторожно и в более старшем возрасте вводить маленького
человека в сложный и противоречивый взрослый мир.

Дошкольный
возраст - период насыщенной и богатой эмоциональной жизни, буйного расцвета
творческой фантазии, период открытия мира в его первозданной красоте и чистоте.
Вот как писал о ребенке раннего возраста Ф. Г. Лорка: "... какой это
чудесный художник! Творец с первоклассным поэтическим чувством. Стоит лишь
понаблюдать за его первыми играми, пока он не испорчен рассудочностью, чтобы
увидеть, какая звездная красота одухотворяет их, какая идеальная простота и
какие таинственные отношения обнаруживаются при этом между простыми вещами. Из
пуговицы, катушки ниток и пяти пальцев своей руки ребенок строит трудный мир,
пересеченный небывалыми резонансами, которые поют и волнующе сталкиваются среди
светлой радости, не поддающейся анализу. Ребенок знает гораздо больше, чем мы
думаем... В своей невинности он мудр и лучше нас понимает несказанную тайну
поэтической сути".

Любознательность
ребенка в дошкольном возрасте не знает границ. Его интересует буквально все, он
задает взрослым тысячи вопросов и на каждый требует немедленного, понятного для
него ответа. При объяснениях ребенок любит и просит повторений - они помогают
ему запомнить и лучше понять объяснение, поэтому нельзя сердиться и обрывать
малыша, когда он во второй, третий и четвертый раз задает один и тот же вопрос.
Ученые тот возрастной период так и назвали; "стадия вопросов". Очень
важно давать детям правдивые ответы на вопросы, доступные их пониманию.

Когда-то
Л. Н. Толстой писал, что для детей надо писать так же, как для взрослых, что
наиболее ценны и значимы те художественные произведения для детей, которые
одинаково интересны и взрослым. В таких произведениях заключена глубокая
жизненная и художественная правда, но подана она таким образом, что каждый
воспринимает ее в зависимости от жизненного опыта. Таковы, например,
"Винни-пух", "Аленький цветочек", детские рассказы
Толстого, сказки Андерсена и народные сказки. В своих ответах детям мы должны придерживаться
такого же принципа, в особенности это касается ответов на самые сложные
вопросы. Неправильные объяснения, заведомо ложные версии, попытки отмахнуться
от вопросов ребенка могут привести к печальным результатам. Как правило, если
ребенок обнаруживает эту неправду, он перестает обращаться к родителям со
своими переживаниями, сомнениями. Это, в свою очередь, отчуждает родителей и
детей, ведет к нарушению контакта между ними. А без контакта, доверия
невозможно нормальное развитие ребенка.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.eti-deti.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.