РАЙОННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ НАНАЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНАПРИМЕРНЫЕ ТЕКСТЫ ЗАДАНИЙ ПО ИСТОРИИ ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ОЛИМПИАДЫ 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД 7 классЗадание 1.Основное занятие восточных славян в V-IX вв. – это:скотоводствоземледелиеремеслоогородничествоЗадание 2.Власть князя в Древнерусском государстве:была ограничена волей вече и дружины;носила абсолютный характер;подтверждалась грамотами от императора Византии;ограничивалась сословно-представительными органами.Задание 3.Характерная черта экономического развития Древней Руси в XI-XII вв. – это:формирование единого рынка;создание единой денежной системы;складывание крупного вотчинного землевладения.Задание 4.Укажите форму правления, установившуюся в Новгороде в XII-XBV вв.:княжеское правление;боярская республика;демократическая республика;сословно-представительная монархия.Задание 5.Венгерский монах Юлиан, проезжавший близ русских рубежей, об этих событиях писал:«Завоеватели ждут того, чтобы земля, реки и болота с наступлением зимы замерзли, после чего всему множеству татар легко будет разгромить всю Русь, страну русских…»Речь идет о событиях:1223 г.;1235 г.;1237 г.;1242 г.Задание 6.Судебник 1497 г.:закрепил деление страны на губернии;установил единый срок перехода крестьян – Юрьев день;определил порядок получения дворянских чинов;отменял систему кормлений.Задание 7.В правление Ивана Грозного:впервые введен Юрьев день;отменено местничество;учреждена опричнина;свергнуто ордынское иго.Задание 8.Крупным социальным движением периода Смуты было:восстание под предводительством С. Разина;выступление казаков во главе с К. Булавиным;восстание под предводительством И. Болотникова;движение под предводительством У. Кармелюка.Задание 9.Бессрочный сыск беглых и окончательное закрепощение крестьян были введены:Судебником 1550 г.;Указом об урочных летах 1597 г.;«Уложением о службе» 1556 г.;Соборным уложением 1649 г.Задание 10.С эпохой Петра I связано учреждение:Славяно-греко-латинской академииМосковской навигацкой школы;Смольного института благородных девиц;Петербургского университетаЗадание 11.Расположите события в хронологической последовательности.А) правление Ивана IIIБ) правление Бориса ГодуноваВ) правление Федора ИвановичаГ) правление Василия IIIЗадание 12.Установите соответствие между именами деятелей эпохи Смуты и их характеристиками: к каждому имени из первого столбца подберите соответствующую ему характеристику из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.^ ИМЯ ХАРАКТЕРИСТИКАА) Григорий Отрепьев 1) самозванец, выдававший себя за царевича ДмитрияБ) Прокопий Ляпунов 2) руководитель Первого ополченияВ) Иван Заруцкий 3) предводитель казачьих отрядов 4) командующий объединенным русско-шведским войском А Б В Задание 13.В числе причин Смуты называютпоследствия опричной политики Ивана IVраскол Русской православной церквипрекращение царской династии московских Рюриковичейвторжение войска польского короля Сигизмунда IIIЗадание 14.Прочитайте отрывок из летописи. Укажите событие, описываемое автором. Название события впишите в строку ответа. «И созвал Владимир бояр своих и старцев и сказал им: «пришли посланные нами мужи, послушаем же их». И обратился к послам: «говорите дружине». Они же сказали «Ходили к болгарам, смотрели как они молятся в храме, то есть в мечети, … нет в них веселия, только печаль. .. И пришли мы к немцам, и видели в храмах многие их службы, а красоты никакой не видели. И пришли мы в Греческую землю и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как рассказать об этом, знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем в иных странах. Не можем забыть красоты той, ибо каждый, кто вкусит сладкого, не возьмет потом горького. Так и мы не можем уже оставаться прежними».Задание 15.Укажите любые две характерные особенности культуры Древней Руси. Приведите любые два примера произведений древнерусской культуры.Прочитайте фрагмент документа. Ответьте на вопрос.Судебник 1497 г. о крестьянских переходах«57. О христианском (крестьянском) отказе. А христианам переходить из волости в волость, из села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и неделю после Юрьева дня осеннего. Дворы, находящиеся в полях платят пожилое за двор рубль, а в лесах полтина. А который христианин проживет на нем год, да и пойдет прочь, т он платит четверть двора, а два года поживет да и пойдет прочь, и он платит три четверти двора; а четыре года проживет, и он весь двор платит». Какой порядок выхода крестьян устанавливает Судебник?^ РАЙОННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ НАНАЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНАПРИМЕРНЫЕ ТЕКСТЫ ЗАДАНИЙ ПО ИСТОРИИ ^ ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ОЛИМПИАДЫ 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД 8 классаЗадание 1.Деятельность Уложенной комиссии, созванной Екатериной II , имела своей целью:отменить привилегии дворянства;восстановить право крестьян на выход от помещиков;разработать новый свод законов;ввести деление страны на губернииЗадание 2.В войнах с Турцией 1768-1774 гг. и 1787-1791 гг. прославились:Б. Шереметьев и Ф. Апраксин;И. Миних и Ф. Ласси;А. Суворов и Ф. Ушаков;А. Ермолов и И. Паскевич.Задание 3.Прочитайте фрагмент закона и определите категорию крестьян, о которых говорится в документе: «…крестьяне находятся в том же отношении к императорской фамилии, как помещичьи к помещикам».Речь идет о крестьянах:частновладельческих;удельных;черносошных;помещичьих.Задание 4.Реформа 1837 – 1841 гг. в государственной деревне (реформа П. Киселева) предусматривала:создание специального фонда государственных земель;внедрение временнообязанного положения крестьян;упразднение общины и формирование частной собственности на землю;отмену круговой поруки в крестьянской общине.Задание 5.Первое сражение, которое жали Наполеону объединенные Первая и Вторая русские армии, - это сражение:за Шевардинский редут;под Смоленском;около деревни Салтановки;под Малоярославцем.Задание 6.Прочитайте отрывок из летописи. Укажите событие, описываемое автором. Название события впишите в строку ответа. «И созвал Владимир бояр своих и старцев и сказал им: «пришли посланные нами мужи, послушаем же их». И обратился к послам: «говорите дружине». Они же сказали «Ходили к болгарам, смотрели как они молятся в храме, то есть в мечети, … нет в них веселия, только печаль. .. И пришли мы к немцам, и видели в храмах многие их службы, а красоты никакой не видели. И пришли мы в Греческую землю и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как рассказать об этом, знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем в иных странах. Не можем забыть красоты той, ибо каждый, кто вкусит сладкого, не возьмет потом горького. Так и мы не можем уже оставаться прежними».Задание 7.Укажите сражения, в которых участвовала русская армия в XIX в. (Выберите правильные ответы и запишите цифры, соответствующие им, в строку ответа в порядке возрастания).взятие Измаила;битва при Аустерлице;Бородинское сражение;Брусиловский прорыв;Взятие Плевны.Задание 8.Установите соответствие между именами авторов и их произведениями.Произведения Произведения1) Грановитая палата; А) О. Бове;2) Царь – пушка; Б) А. Чохов;3) Тюремный дворец; В) М. Руффо;4) дом Пашкова. Г) В. Баженов. 1 2 3 4 Задание 9.Итальянский дипломат, посланный к ордынскому двору, Паоло Карпини писал: «Когда мы ехали через их землю, то находили бесчисленные головы и кости мертвых людей, лежавшие на поле. Некогда богатый и многолюдный Киев сведен почти на нет: едва существует там двести домов». Используя фрагмент документа, сформулируйте любые три последствия нашествия монголов на Русь.Задание 10.Укажите любые две характерные особенности культуры Древней Руси. Приведите любые два примера произведений древнерусской культуры.Прочитайте фрагмент документа. Ответьте на вопрос.Судебник 1497 г. о крестьянских переходах«57. О христианском (крестьянском) отказе. А христианам переходить из волости в волость, из села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и неделю после Юрьева дня осеннего. Дворы, находящиеся в полях платят пожилое за двор рубль, а в лесах полтина. А который христианин проживет на нем год, да и пойдет прочь, т он платит четверть двора, а два года поживет да и пойдет прочь, и он платит три четверти двора; а четыре года проживет, и он весь двор платит». Какой порядок выхода крестьян устанавливает Судебник?Задание 11.Расположите события в хронологической последовательности.А) правление Ивана IIIБ) правление Бориса ГодуноваВ) правление Федора ИвановичаГ) правление Василия IIIЗадание 12.Расположите события в хронологической последовательности.А) «Великое посольство» Петра IБ) Полтавская битваВ) Прутский походГ) основание Санкт-Петербурга Задание 13.Установите соответствие между именами деятелей эпохи Смуты и их характеристиками: к каждому имени из первого столбца подберите соответствующую ему характеристику из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.^ ИМЯ ХАРАКТЕРИСТИКАА) Григорий Отрепьев 1) самозванец, выдававший себя за царевича ДмитрияБ) Прокопий Ляпунов 2) руководитель Первого ополченияВ) Иван Заруцкий 3) предводитель казачьих отрядов4) командующий объединенным русско-шведским войском А Б В Задание 14.Установите соответствие между событиями и именами их участников: к каждому событию из первого столбца подберите соответствующее имя из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.^ СОБЫТИЕ ИМЯА) А.В. Суворов 1) Полтавская битваБ) Г.А. Спиридов 2) взятие ИзмаилаВ) Петр I 3) Чесменское сражение 4) Бородинская битва А Б В Задание 15.В числе причин Смуты называют последствия опричной политики Ивана IVраскол Русской православной церкви прекращение царской династии московских Рюриковичей вторжение войска польского короля Сигизмунда III^ РАЙОННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ НАНАЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНАПРИМЕРНЫЕ ТЕКСТЫ ЗАДАНИЙ ПО ИСТОРИИ ^ ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ОЛИМПИАДЫ 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД 9 класс Задание 1. Историк должен грамотно писать исторические понятия и термины. Впишите правильную букву (буквы) вместо пропусковЖр ч ство — служители культа, почитавшиеся как посредники в общении людей с миром богов и духов.Пр в сл вие — направление в христианстве.Г г мония — господство политической силы или класса.Б бли гр фия — научное описание книг и составление их перечней.Задание 2. Расставьте в соответствии с нормами современного русского языка ударения в исторических терминах и понятиях, а также в именах исторических деятелеМестничество.Парсуна.Лествица.Соборность.Языковая семья.Тягло.Задание 3.Перед вами два списка российских и зарубежных монархов. Укажите, кто из них был современником покорителя Сибири Ермака Тимофеевича. Ответ занесите в таблицу. В списке «А» - цифры, в списке «Б» - буквыСписок «А» российские монархи:Михаил Романов;Василий Темный;Иван Калита;Иван Грозный.Список «Б» зарубежные монархи:Людовик XIII, Франция;Б) Генрих Наваррский, Франция;Елизавета Тюдор, Англия; Г) Генрих Тюдор, Англия;Д) Август Саксонский, Польша; Е) Стефан Баторий, Польша; Ж) Карл V, Испания; 3) Филипп И, Испания. Ермак Тимофеевич Список «А» Список «Б» Задание 4. Замените выделенный курсивом фрагмент историческим термином.А) Это слово — едва ли не самое частое в историко-культурных размышлениях о российском XVII в. И не случайно, ведь речь идет об освобождении культуры, науки, индивидуального сознания от церковной опеки, церковного духовного влияния, религиозного мировоззрения. Б) До революции 1905 г. сохранение неограниченной верховной власти одного человека оставалось главным пережитком прошлого в политической системе Российской империи.Задание 5. Прочитайте отрывок из исторического произведения С.С. Наровчатова «И бысть сеча велика...» и ответьте на вопросы.«Рано утром, после переправы, русское войско стало готовиться к битве. Взошло солнце, но густой туман покрывал землю, и ничего не было видно. Великий князь, воспользовавшись этим, отправил Владимира Серпуховского и Дмитрия Боброка вверх по течению Дона за лес в засаду. Она потом сыграла важную роль в сражении. Туман наконец рассеялся, засияло солнце. Дмитрий Иванович избрал себе место в первых рядах войска. Все начальники советовали ему встать позади или сбоку, но князь сказал: "Где вы, там и я. Скрываясь назади, могу ли сказать вам: братья! Умрем за отечество? Слово мое да будет делом! Я вождь и начальник. Стану впереди и хочу положить свою голову в пример другим". Русское войско подвинулось к устью Непрядвы. Эта неприметная речка с тех пор навсегда осталась в памяти народной как знак неколебимой стойкости перед лицом неприятеля.»А) О каком сражении идет речь? (Дополните ваш ответ упоминаниями о важнейших событиях и именах, связанных с этим сражением.)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Б) Когда произошло это сражение и как оно, по преданию, началось?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________В) Каков был исход сражения для Руси?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Г) В чем заключается историческое значение этого сражения?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Задание 6.Постарайтесь извлечь из данного источника максимум дополнительной, не содержащейся непосредственно в тексте информации, связанной с А) характером, Б) методами, В) идеологией ведения войны гитлеровской Германии против СССР и Г) ее последствиями в случае победы противника. Кратко изложите эту информацию.Из директивы Гитлера командованию вермахта: «Город [Москва] должен быть окружен так, чтобы ни один русский солдат, ни один житель — будь то мужчина, женщина или ребенок — не мог его покинуть. Всякую попытку выхода подавлять силой. Произвести необходимые приготовления, чтобы Москва и ее окрестности с помощью огромных сооружений были заполнены водой. Там, где стоит Москва, должно возникнуть море . Для других городов должно действовать правило: перед их занятием они должны быть превращены в развалины артиллерийским огнем и воздушными налетами» (Нюрнбергский процесс. М., 1957. С. 495)А) _____________________________________________________________________________________________________________________________Б) _____________________________________________________________________________________________________________________________В) _____________________________________________________________________________________________________________________________Г) _____________________________________________________________________________________________________________________________Задание 7.Двуглавый орел, изображенный на Государственном гербе Российской Федерации, символизирует:А) _____________________________________________________________________________________________________________________________Б) _____________________________________________________________________________________________________________________________Задание 8.По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.1755, 1804, 1835, 1863, 1884 гг.С.Ю. Витте, В.И. Ленин, В.М. Молотов, А.Н. Косыгин«Суд о холопах», «Суд о крестьянах», «О службе всяких ратных дел»Прибор, приказ, полк.Ответы: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Задание 9. Заполните пропуск в ряду: 1) «Жизнь и судьба» В.С. Гроссмана, Сталинградская битва; «Ленинградские поэмы» О.Ф. Берггольц, блокада Ленинграда; «Горячий снег» Ю.В. Бондарева _____________________________________________________________ 2) «Слово о полке Игореве», поход против половцев; «Песня о Щелкане», _________________________________________________; «Задонщина», Куликовская битва.Задание 10. Расположите в хронологической последовательности А. Учреждение приказов.Б. Создание Государственной ДумыВ. Учреждение Главного магистрата. Г. «Наказ» Уложенной комиссииД. Открытие Шляхетского корпусаУ. «Манифест о вольности дворянства». Задание 11. Представьте себе такую ситуацию. В княжеском суде в конце XI в. разбираются две абсолютно одинаковые жалобы. В обоих случаях жалуются на то, что должник не хочет возвращать данные под проценты деньги – 5 гривен. Однако в первом случае судья требует привести свидетелей, а во втором – приказывает жалобщику принести клятву в том, что он не лжет. Историки утверждают, что они могут точно определить род занятий второго жалобщика. Определите, чем он занимался, и объясните свое решение.__________________________________________________________________Задание 12. Ученику случайно попал в руки отрывок из документа:При приобретении крестьянами в собственность … полевого надела оказывается … содействие от правительства посредством выкупной операции (выкупа). Содействие сие заключается в том, что правительство ссужает под приобретаемые … земли определенную сумму с рассрочкой уплаты оной на продолжительный срок и само взыскивает следующие с них платежи как в счет процентов по выданной сумме, так и на постепенное погашение долга. Означенная сумма выдается помещику процентными кредитными бумагами, по коим правительство принимает на себя уплаты процентов и капитала…Смысл прочитанного он понял не до конца. Помогите ему, ответив на вопросы:Назовите документ, отрывок из которого попал ученику, и укажите дату его публикации.Кому и в какой форме правительство выдает выкупную сумму?Кто оплачивает эту сумму правительству?В документе сказано, что операция рассчитана на «продолжительный срок». Укажите точное количество лет.Ответы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Задание 13. В ходе какого из перечисленных ниже путешествий русские корабли впервые пересекли экватор? А. Путешествие Афанасия Никитина «за три моря» Б. Экспедиция Н.П. Резанова в Испанскую Калифорнию на кораблях «Юнона» и «Авось» В. Путешествие инока старообрядческого Топозерского монастыря Марка «в Опоньское царство» Г. Первая русская кругосветная экспедиция под командованием И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского Д. Экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева в «южнополярные моря» Е. Плавание М.П. Шпанберга к берегам Японии (в составе Великой Северной экспедиции) Ж. Первое плавание Н.Н. Миклухо-Маклая к берегам Новой Гвинеи.Задание 14. Соотнесите имена авторов исторических трудов и их названия. Ответ оформите в виде таблицы.С.М. СоловьевМ.В. ЛомоносовГ.Ф. МиллерН.Я. ЭйдельманА.С. ПушкинА. «История Пугачева» Б. «История России с древнейших времен» В. «Грань веков» Г. «Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 года. Д. «История Сибири 1 2 3 4 5 ^ РАЙОННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ НАНАЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНАПРИМЕРНЫЕ ТЕКСТЫ ЗАДАНИЙ ПО ИСТОРИИ ^ ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ОЛИМПИАДЫ 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД 10 классЗадание 1.Перед вами два списка российских и зарубежных монархов. Укажите, кто из них был современником покорителя Сибири Ермака Тимофеевича. Ответ занесите в таблицу. В списке «А» — цифры, в списке «Б» - буквы Список «А» российские монархи:Михаил Романов;Василий Темный;Иван Калита;Иван Грозный.Список «Б» зарубежные монархи:Людовик XIII, Франция;Б) Генрих Наваррский, Франция;Елизавета Тюдор, Англия; Г) Генрих Тюдор, Англия;Д) Август Саксонский, Польша; Е) Стефан Баторий, Польша; Ж) Карл V, Испания; 3) Филипп И, Испания. Ермак Тимофеевич Список «А» Список «Б» Задание 2.Замените выделенный курсивом фрагмент историческим термином.1) Успешность военной кампании Германии против СССР в 1941 г. предопределялась планом «молниеносной войны».___________________________________________________________2) Во второй половине XIX в. в России произошло удвоение городского населения. К 1897 г. насчитывалось уже 14 городов с населением свыше ста тысяч человек, причем число жителей Петербурга и Москвы превысило миллион человек.^ Это свидетельствовало о том, что в стране шел процесс роста городов и усиления их роли в общественной жизни.____________________________________________________________Задание 3. Прочитайте стихотворение советского поэта B.C. Сидорова и ответьте на вопросы. Поражение под _________________________________ И вновь отступление пели Печально и хрипло рожки. В беснующейся метели Смешавшиеся полки, Ломая незыблемость линий, По скользким мосткам переправ___________________________________________________________ Уходят от твердыни,_____________________________ Обозы и пушки отдав. Поземкою синей обвитый, Покрыт ледяною корой, Глядел, как бредут московиты С усмешкою свейский король. О, кто в то мгновение ведал (Жгла очи метельная мгла), Что дальней предтечей победы Конфузия эта была...А) О какой битве идет речь? Вставьте пропущенные в тексте слова.Б) Когда произошла эта битва и чем она закончилась?В) Кто был «свейским королем»?Г) Какова историческая роль данной битвы? Д) Назовите имена исторических деятелей, связанных с этим событием?Задание 4.Попытайтесь определить, какие еще данные, на ваш взгляд, должен содержать этот источник, чтобы полностью представить роль поставок по ленд-лизу в достижении СССР победы в Великой Отечественной войне.«...В течение многих послевоенных лет буржуазная историография утверждает, что якобы решающую роль в достижении нашей победы над врагом сыграли поставки союзниками вооружения, материалов, продовольствия. Спору нет, Советский Союз действительно получил во время войны важные для народного хозяйства машины, оборудование, материалы. Из США и Англии было доставлено, например, более 400 тысяч автомобилей, поступали паровозы, горючее, средства связи. Но разве все это могло оказать решающую роль на ход войны? Относительно вооружения могу сказать следующее. Мы получили по ленд-лизу из США и Англии 18,7 тысячи самолетов, 10,8 тысячи танков, 9,6 тысячи орудий. К общему числу вооружения, которым советский народ оснастил свою армию за годы войны, эти поставки составили соответственно 12; 10,4; 2 процента. Определенное значение бесспорно, но о решающей роли говорить не приходится» (Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М., 1969. С. 722—723).Задание 5.Прочитайте отрывок из интервью академика РАН Д.С. Лихачева газете «Известия» (1996), прокомментируйте изложенную в нем позицию. Знаете, если говорить о будущем России, а этот вопрос занимает меня каждодневно и иногда целыми ночами, я бы сказал, что наше будущее — в открытости всему миру и просвещенности. Главной заботой государства, власти должна быть не химера национальной идеи, а культура. В самом широком ее понимании — образование, наука, искусство, отношение друг к другу и к природе. Культура как глубинное основание общественного устройства и всего социально-экономического развития. Не вульгарная «надстройка» в противовес «базису», а главный смысл и главная ценность существования как отдельных народов и малых этносов, так и государств. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла...1) В чем основная идея ученого? _________________________________ щит с двуглавым орлом, поднявшим вверх2) Какие исторические события в России привели его к этой идее? 3) Какие последствия могут быть вызваны недостаточным вниманием к культуре со стороны государства, общества, человека?Задание 6.Восстановите в тексте пропущенные места, объясните значение символа. «Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический__________________________________ ___________крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными________________________________ лентой. В правой лапе орла ______________ , в левой __________________ ________________. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона» (из Закона РФ «О государственном гербе Российской Федерации»).Государственный герб свидетельствует о том, что Россия _________________Красный цвет — символ .Задание 7. Установите соответствие, соединив в ответе соответствующую цифру с буквой. № Имя Буква Сфера культуры 1 Д. Трезини А Театр 2 Ф.И. Шубин Б Живопись 3 Ф.И. Шаляпин В Архитектура 4 Ф.Г. Волков Г Музыка 5 А.П. Сумароков Д Литература 6 П.Я. Чаадаев Е Скульптура 7 Ф.С. Рокотов Ж Философия 1 2 3 4 5 6 7 Задание 8. Журналист, пишущий на исторические темы, изложил некоторые факты жизни и характеристики Владимира Мономаха. Однако среди них есть то, что имеет отношение не к нему, а к двум другим историческим деятелям Древней Руси. Самостоятельно составьте таблицу. В соответствующие колонки запишите имена этих исторических личностей и номера предложений, соответствующих фактам их биографий. Основными источниками сведений о является «История» Льва Дьакона и «Повесть временных лет». Иван III, любивший в политических интересах «ворошит летописцы», обратился к фигуре , с именем которого связана легенда о получении царских регалий. Первое свое большое путешествие совершил 13-летним мальчиком, проехав из Переяславля в Ростов. Шестнадцать лет княжил в Чернигове. В летописях подробно освещается главным образом «языческий» период жизни . был женат на английской принцессе Гите, дочери короля Гарольда, погибшего в знаменитой битве при Гастингсе. воевал в Хазарии, на территории Болгарии и в Византии. На Днепре дружины разбили окончательно половцев и убили хана Тугоркана. Съезд, собранный в древнем Любече, не принес победы . Идея единства в противоборстве с внешними врагами была поддержана князьями чисто формально. Ученые полагают, что известное «Поучение», адресованное детям, предназначалось для феодальных верхов Руси.Задание 9.Соотнесите гражданские чины Табель о рангах с официальной формой обращения к ним. Заполните таблицу. Чины А) Канцлер Б) Действительный тайный советник В) Коллежский асессорГ) Действительный статский советник Д) Коллежский регистратор Е) Коллежский советник Ж) Надворный советник 3) Губернский секретарь И) Статский советник Титулы Высокопревосходительство Благородие Высокородие4.Превосходительство5.Высокоблагородие Чин А Б В Г Д Е Ж З И Титул Задание 10. Назовите лишнее слово в ряду. Кратко объясните свой юр. Иерей; епископ; митрополит; дьяк; монах. Варяги; викинги; кельты; норманны. Аршин; пядь; берковец; вершок. Надворный советник; дьячок земский; коллежский зсор; коллежский секретарь. Единорог; пищаль; палаш; мортира; тюфяк. Есаул; сотник; драгун; атаман.Задание 11. Как известно, в дореволюционной России православие было официальной государственной религией. Но в многоконфессиональной стране были представлены практически все ведущие религии мира. Определите соответствие между названными религиозными направлениями и приведенными местами наибольшего проживания их представителей, заполните таблицу: впишите в соответствующую графу номера направлений. 1. Старообрядчество. 2. Католичество. 3. Ислам. 4. Буддизм. 5. Униатство. 6. Язычество. Территории Российской империи Конфессии Алтай Западная Украина Поволжье, Сибирь, Урал, Кавказ Крайний Север Север, Центральная Россия Польша, Прибалтика, Финляндия, Западная Украина Задание 12. По приведенным отрывкам определите: 1) о ком идет речь в документе; 2) кто его автор; 3) название исторического источника; 4) когда он написан (с точностью до десятилетия). «Совсем малолетним, лет двух, остался он без отца. Через несколько лет и мать его умерла. А когда начал он подрастать, начал сначала проливать кровь животных, выявляя будущее свое немилосердное своеволие. Когда же стало ему лет пятнадцать и больше, тогда начал он и людей бросать... бить, грабить простых людей, мужчин и женщин. Действительно, совершал он просто разбойничьи поступки, совершал другие преступления, о которых говорить не стоит, да и стыдно, а льстецы себе на беду все это расхваливали… А немного раньше был удавлен пятнадцатилетний юноша, сын князя Богдана Трубецкого, по имени Михаил, в тот же год убиты были благородные князья: князь Иван Дорогобужский... Федор, единственный сын князя Ивана, по прозванию Овчина. Но когда стал он потом превосходить меру в бесчисленных своих преступлениях, то Господь, смиряя его свирепость, послал на великий город Москву громадный пожар, так что с очевидностью проявил свой гнев...» Ответ:________________________________________________________________________________________________________________________________Задание 13. Расположите в хронологической последовательности дующие события Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. Это было самое крупное танковое сражение Второй мировой войны. Потерю этого города накануне двадцать шестой годовщины праздника Великого Октября А. Гитлер оценил как потерю всей Украины. Настоящим восклицательным знаком в завершение этого сражения стала капитуляция войск противника во главе с фельдмаршалом Ф. Паулюсом. После того как советская разведка получила сведения о том, что Япония намерена начать военные действия на Тихом океане и воздерживается пока от нападения на СССР, на запад были переброшены войска из Сибири и с Дальнего Востока. В Москве состоялась конференция представителей СССР, Великобритании и США. Согласно ее решениям на Советский Союз распространялась система ленд-лиза. Войска трех Белорусских и 1-го Прибалтийского фронтов приступили к операции «Багратион». Началась срочная эвакуация из Москвы правительственных учреждений, заводов и фабрик.Задание 14. Из перечисленных исторических личностей двое современники. Укажите их, написав номера по списку.1) Петр I; 2) Кромвель; 3) Борис Годунов; 4) Леонардо да Винчи; 5) Андрей Рублев; 6) Марко Поло.Задание 15. Журналист написал эссе к очередному юбилею П.А. Чаадаева, но допустил в нем 6 фактических неточностей. Найдите их в приведенном отрывке и объясните, в чем неправ журналист.«П.Я. Чаадаева можно считать первым «лишним человеком» в истории России. Он никогда не служил, а его обращение к философии являлось жестом отчаяния перед лицом оной действительности. В цикле статей, которые он назвал «Апология сумасшедшего», мыслитель попытался дать видение ситуации и оценить путь, пройденный родной страной. Ее судьба вызывала у Чаадаева лишь отчаяние, чувство безнадежности, поскольку он не видел для России таких светлых перспектив. Весь цикл его статей был внимательно прочитан властями, и мыслителю пришлось поплатиться за них долголетней ссылкой».^ РАЙОННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ НАНАЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНАПРИМЕРНЫЕ ТЕКСТЫ ЗАДАНИЙ ПО ИСТОРИИ ^ ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ОЛИМПИАДЫ 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД 11 классЗадание 1.1. Перед вами два списка российских и зарубежных литераторов. Укажите, кто из них был современником М. В. Ломоносова. Ответ занесите в таблицу. В списке «А» — цифры, в списке «Б» — буквы. Список «А» российские литераторы:А.П. Сумароков;Н.И. Новиков;В.К. Тредиаковский;В.А. Жуковский.Список «Б» зарубежные литераторы:Д. Свифт; Б) В. Скотт;Д. Дефо; Г) Д.Г. Байрон; Д) Г. Гейне. М.В. Ломоносов Список «А» Список «Б» Задание 2.Замените выделенный курсивом фрагмент историческим термином.1) Успешность военной кампании Германии против СССР в 1941 г. предопределялась планом «молниеносной войны».___________________________________________________________2) Во второй половине XIX в. в России произошло удвоение городского населения. К 1897 г. насчитывалось уже 14 городов с населением свыше ста тысяч человек, причем число жителей Петербурга и Москвы превысило миллион человек.^ Это свидетельствовало о том, что в стране шел процесс роста городов и усиления их роли в общественной жизни.____________________________________________________________Задание 3. Прочитайте стихотворение советского поэта B.C. Сидорова и ответьте на вопросы.Поражение под