Что и как мы читаем.9 октября 2007 года мы провели в школе открытые уроки чтения с целью привлечения внимания учащихся к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры.Не секрет, что наши дети читают все меньше и меньше. Причины тоже известны, хотя проблем с приобретением книг сейчас нет, и в каждом доме книга не дефицит.Вспомним героиню романа Е. Евтушенко «Ягодные места», которая обставила свою квартиру дорогой мебелью и сетовала лишь на то, что осталось полметра в стенке книгами заполнить.А сейчас прилавки книжных магазинов ломятся от литературы на любой вкус.Вот только как отличить хорошую литературу от ширпотреба? Конечно, воспитывать думающего читателя призваны уроки литературы в школе, учителя-словесники.Анкетирование, проведенное в 5-11 классах нашей школы, показало, что учащиеся не только мало читают, затрудняются назвать фамилии классиков отечественной литературы, особенно детской, не знают современных художников слова, но если и читают, то отдают предпочтение книгам, которые не заставляют думать, не учат размышлять. Это чтение не ради наслаждения и извлечения жизненного опыта, определенных уроков, а чтение «от нечего делать»…Мы, учителя, прежде всего, должны заниматься пропагандой книги и делать это на лучших произведениях мастеров слова.Одним из таких писателей, на наш взгляд, является В.П. Астафьев. Для уроков чтения мы выбрали его повесть «Ода русскому огороду» и провели их в 6,8,11 классах, обращаясь к эпизодам и проблемам, соответствующим возрасту и литературной подготовке детей.В начале рассказ учителя о жизни и творчестве писателя, о его нелегкой судьбе.В 6-ом классе подробнее остановились на детских и отроческих годах В.П. Астафьева, которые прошли в Сибири в 30-х годах 20 века, когда формировался и закалялся характер будущего писателя, оставшегося рано сиротой.В старших классах – годы Великой Отечественной войны, участие в ней, становление как писателя, формирование художественного мира и вкусов, самобытность языка, обращение к форме и жанру воспоминаний.Краткий обзор лучших произведений В.П. Астафьева: «Кража», «Последний поклон», «Пастух и пастушка», «Где-то гремит война», «Царь-рыба» и другие.Обоснование выбора для чтения и беседы повести «Ода русскому огороду».Почему такое парадоксальное название? Что это за жанр – ода?Почему эта повесть – хвалебная песнь именно русскому огороду?Почему писатель возвращает нас в свое нелегкое детство?Чем, в понимании писателя, отличался огород в Сибири от огородов южной стороны и европейских стран и для чего это сравнение приводится им?Эти и другие вопросы звучали на уроках по ходу обсуждения.Привлекаем для дальнейшего анализа выразительное чтение различных эпизодов: как обустраивался огород, что и как на нем росло, о вовлечении детей в работу на огороде, о первом выросшем долгожданном огурце, о тыкве-иностранке, про баню на огороде, где-то слез терли, скребли, отхаживали веником мальчика, про ласточку, опьяневшую от счастья возвращения на родину из южных краев и на время забывшую о подстерегавшей ее опасности.Эпизод про эту ласточку, которую мальчик убил брошенным в нее камнем, а потом долго думал над ее могилкой и пришел к мысли: «никогда и никого я больше не буду убивать», особенно потряс шестиклассников, потряс до слез. Свои впечатления они потом выразят в иллюстрациях, сочинениях.Учащиеся старших классов говорили о наслаждении, которое получили во время чтения, о сопричастности к тому, что услышали, о юморе, с которым Астафьев вспоминал детские шалости и проказы.Отметили, что писатель – настоящий мастер слова: он так им владеет, что читатели видят нарисованные им картины, чувствуют запахи сибирского огорода, слышат «щебет, чурлюкание» ликующей ласточки.Удачные, точные сравнения, метафоры, олицетворения живописуют увиденные картины: «ласточка с ликованием носилась над рекой, взмывала вверх, к облакам, падала на воду, кружилась над домами, над лесом, над горами, впархивала во дворы, сделав вид, что совсем она сюда случайно угодила, стремглав неслась по улице над самой дорогой, щебеча, чурлюкая, всех, извещая, что прилетала она из дальних стран и так стремилась к родной сияния, беды и бури, что совершенно теперь счастлива и, отпраздновав возвращения, порезвившись в радости, сразу же возьмется за дело, отремонтируют гнездышко под застрехой, высадит детей и станет ловить комаров и мошек, и пусть люди не беспокоятся, что она все».Использование звукозаписи, инверсии помогают нам увидеть, как «целый мир живет, растит потомство, шевелится, поет, плачет, прячется плотно сомкнувшееся зелени огорода».Разговор об этом удивительном произведении может быть долгим, потому что принадлежит эта повесть перу мастера, настоящего художника слова В.П. Астафьева.Грамотно построенный урок – общение с этой книгой формирует читателя, его мировоззрение, учит любить книгу, сам процесс чтения.Читая «Оду русскому огороду», ненавязчиво проникаешься любовью к отчему краю, своей родине.Учитель литературы Троицкой средней школы Чеховского района Московской области Страхова Н.А.