6- (17.03.2005) Гришунин С.И. ver 2.2 Аристотель.(384-322 гг. до н.э.)Аристотель родился в полисе Стагира, который был расположен рядом с Македонией (и был зависим от Македонии). Аристотель был сыном придворного врача (правителя Македонии) и сверстником будущего царя Македонии Филиппа. В 17-летнем возрасте Аристотель пришел в философскую школу Платона (Академию). Но уже тогда он понял, что учение Платона об идеях имеет определенные изъяны. Аристотелю приписывается выражение: «Платон мне друг, но истина дороже» (хотя в произведениях Аристотеля есть несколько другое выражение: «Хотя Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит отдать предпочтение истине»). После смерти Платона Аристотель покинул академию.Аристотель странствовал по различным полисам древней Греции, и, в конечном счете, его пригласил царь Македонии Филипп II для воспитания своего сына (будущего Александра Македонского). Аристотель воспитывал и обучал его в течение четырех лет. Впоследствии Александр Македонский сказал: если отцу я обязан своей жизнью, то Аристотелю обязан тем, что дает цену этой жизни. Однако после того, как Александр Македонский стал царем, его отношения с Аристотелем резко охладели (хотя они и не были теплыми). Аристотель был вынужден покинуть Македонию. В возрасте 50-ти лет Аристотель приехал в Афины и основал свою школу, которая получила название «Ликей» (школа была расположена вблизи Ликейского храма Аполлона).^ Основные произведения Аристотеля. Собственно философские произведения называются «Метафизика». Это название дал не сам Аристотель, а Андроник Родосский в I в. до н.э. когда он систематизировал рукописи Аристотеля. Андроник поставил философские труды Аристотеля после физики. Отсюда и появился термин метафизика, т.е. то, что после физики. На самом деле у Аристотеля собственно философия – это «первая философия», а физика – «вторая философия». Аристотелю принадлежат также произведения по логике: «^ Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Топика», «Категории», «Опровержение софизмов». Основные сочинения по физике: «Физика», «О небе»; по биологии – «История животных», «О происхождении животных». Аристотелю принадлежат сочинения по экономике («Экономика») и политике («Политика»). Ему также принадлежат произведения по этике - «Никомахова этика», «Эвдемова этика» и «Большая этика».Предмет философии. Точно так же, как и у Платон, Аристотель считал, что природа – не единственный род сущего. По мнению Аристотеля, должен существовать также сверхприродный род сущего. И если физика должна изучать подвижные предметы и чувственно воспринимаемые сущности и материю, то собственно философия, «первая философия» («Метафизика» в терминологии Андроника Родосского) должна изучать вечные неподвижные сверхчувственные сущности. Такие сущности, по мнению Аристотеля, существуют, ибо если бы их не было, то тогда и науки никакой бы не было и быть не могло. Если были бы только чувственно воспринимаемые сущности, то тогда все знание воспринималось бы непосредственно органами чувств, и никакая наука, которая основана на разуме, была бы не нужна. Предметом философии, по мнению Аристотеля, являются также высшие причины (первоначала сущего, бытия). Одним из этих начал является бог как перводвигатель. Поэтому философия Аристотеля – это в т.ч и теология (тео - бог). Кроме того, «первая философия» является также «началом для всех других аксиом», поскольку форма мышления есть суть формы бытия.^ Основной закон бытия. Учение о противоположностях и противоречиях. Гераклит задолго до Аристотеля учил о тождестве противоположностей (живое и мертвое, прекрасное и безобразное – это одно и то же). По мнению Аристотеля, противоположности не могут существовать сами по себе; для их наличия необходим субстратный носитель. По мнению Аристотеля, высказывание Гераклита о том, что в одном и том же может наличествовать прямо противоположное – неверно. Учение Аристотеля о противоположностях и противоречиях основано на идее о различении между собственно противоположностями и противоречиями. Аристотель утверждает, что противоположности не могут наличествовать, если нет различия. Между различием и противоположностью он ставит противолежащее – предельно законченное, предельно завершенное различие. Противолежащее может быть двух видов: противоположностью и противоречием. Итак, противолежащее – это виды, роды противолежащего.Различие между противоположностью и противоречием следующее: если между противоположностью может быть что-то среднее, то ничего среднего между противоречием быть не может. Пример: человек может быть добрым или дурным. Но если человек не дурён, то это вовсе на значит, что он должен быть добрым – он может быть нечто средним между. Здесь речь идет о противоположностях. Другой пример: четные и нечетные числа – это не просто противоположности, это предельно законченные различия (противоречия). Ничего среднего между четным и нечетным быть не может; любое число либо четно, либо нечетно.Используя различие между противоположностью и противоречием, Аристотель формулирует основной закон бытия (и начало для всех других аксиом). В краткой форме этот закон звучит так: вместе существовать и не существовать нельзя. В широкой формулировке: невозможно, чтобы в одно и то же время одно и то же было и не было присуще одному и тому же в одном и том же смысле. По мнению Аристотеля, этот закон универсален: он справедлив для бытия и справедлив в качестве начала всех других аксиом. Всякий, кто пытается нарушать или игнорировать этот закон, неизбежно впадает в противоречие и затруднение. Закон справедлив только для актуального бытия. Он несправедлив для возможного бытия, потому что в возможности любой предмет может быть и не быть. Он несправедлив также для будущего бытия: будущее чревато различными возможностями.^ Учение о сущностях. Аристотель критикует учение Платона о сущностях (идеях). Его критика заключается в следующем: 1)Идеи-сущности Платона – это двойники, копии чувственно воспринимаемых вещей. Например, идея человека практически не отличается от общих признаков, присущих отдельному человеку. 2)С точки зрения Аристотеля, идеи Платона ничего не могут дать существованию вещей, поскольку Платон отделил идеи от чувственно воспринимаемых вещей. Аристотель не согласен с точкой зрения Платона о соотношении между идеями и вещами (с тем, что вещи причастны (подражают) идеям). 3)Платон считает, что одни идеи относятся к другим как общее к частному (идея подчиненности одних идей другим идеям), и каждая идея представляет сущность бытия. Здесь, с точки зрения Аристотеля, Платон неизбежно впадает в противоречие: одна и та же идея может быть одновременно и сущностью и не сущностью. Идея является сущностью как общее, причастное к менее общей идее; в то же время она причастна к более общей идее, которая является ее сущностью. 4)Платон отделил мир идей от мира чувственно воспринимаемых вещей, что привело к нелепому выводу. Рассмотрим пример: идее человека соответствует конкретная чувственно воспринимаемая вещь. В то же время, все чувственно воспринимаемые вещи, соответствующие идее человека, подобны идеям, и между ними должны быть сходства. По Платону, для каждого сходного должна быть идея. Следовательно, между идеей человека и соответствующей ей чувственно воспринимаемой вещью (человеком) должно быть нечто среднее: идея сходства между идеей человека и соответствующей ей чувственно воспринимаемым вещам. Однако этой идее сходства должна соответствовать идея идеи сходства (идея сходства идеи сходства между идеей человека и соответствующей ей чувственно воспринимаемой вещью). Ей, в свою очередь, соответствует идея сходства идеи сходства между идеей сходства человека и вещами. Другими словами, для всякого сходства должна быть идея сходства, поэтому для всякой первичной идеи будет вторичная идея, для нее, в свою очередь – третичная, и т.д. до бесконечности (Аристотель не признавал «дурную бесконечность»). Аристотель, не приняв учение Платона о сущностях-идеях, разработал собственное учение о сущностях. Он выдвинул два критерия сущности:1)сущность должна обладать отдельным существованием 2)сущность должна быть мыслима и познаваема в понятиях (ей можно дать определение). У Аристотеля насчитывается 6 возможных воплощений сущности: 1)субстрат 2)суть бытия вещи 3)то, что состоит из сути бытия и субстрата 4)род 5)общее 6)всеобщее. В подлинном смысле отдельным существованием обладают только отдельные единичные вещи. Но поскольку, по мнению Аристотеля, невозможно дать определение отдельной единичной вещи, то она в этом смысле не может быть сущностью. Субстрат – это то, из чего все состоит (материя). Аристотель использовал для обозначения материи термин хюле (бесформенное, неопределенное вещество). Аристотель отказывает материи в отдельном существовании и в познаваемости (т.е. она непознаваема в понятиях, ей нельзя дать определение). Поэтому материя не может быть сущностью. Субстрат не может быть сущностью, значит, то, что состоит из сути бытия и субстрата, тоже не может быть сущностью, поскольку включает то, что не является сущностью (субстрат).Роды познаваемы в понятиях (им можно дать определения), но они не обладают отдельным существованием. Роды всегда существуют через виды. Пример: не существует мебели вообще. Мебель как таковая существует через определенные стулья, столы, кровати и т.д. Аристотель также отказывает общему быть сущностью, поскольку общее не существует помимо единичного. Всеобщее также не может быть сущностью, поскольку оно не обладает отдельным существованием, ибо всеобщее – это то, что по природе присуще многому, а не отдельному. Таким образом, сущностью вещи, по мнению Аристотеля, является суть бытия вещи. Под этой первичной сущностью (сутью бытия вещи) Аристотель понимал наименьший вид определенного рода (такой вид, который нельзя далее разложить на другие виды; минимальное общее по отношению к единичному). Эту первую сущностью вещи Аристотель назвал морфе (перевод. – форма). Аристотель использовал термин морфе, а не термин форма. Термин форма имеет латинское происхождение.Четыре первоначала, или высшие причины. Аристотель развивает учение о четырех высших причинах и первоначалах (для Аристотеля высшие причины и первоначала – это синонимы). Первая причина - формальная причина. Аристотель утверждает, что суть бытия вещи, или первая сущность и форма (морфе) – это одно и то же (форма - наименьшее общее по отношению к единичному). В этом принципиальное отличие учение о сущностях Аристотеля и Платона. Вторая высшая причина (первоначало) – это хюле (бесформенное, неопределенное вещество; в более поздней трактовке в латинском языке – материя). Аристотель различает два вида материи: 1)первичная материя («первая материя»), представляющая собой бесформенное неопределенное вещество, которая может принимать определенные формы. 2)«последняя материя» - то, из чего состоит вещь. Например, для медного шара «последней материей» является медь. Однако, медь – это оформленная материя, которая приняла форму меди. С точки зрения Аристотеля, форма является активной причиной (первоначалом), а материя – пассивным началом. Любая вещь представляет собой единство формы и материи (единство сущности и материальной основы). Это учение о форме и материи как основных принципов бытия впоследствии в XIX в. было названо гилеморфизм (перевод. гиле – материя; морфе – форма). Аристотель пытается объяснить соотношение между формой и материей с помощью динамических терминов возможность и действительность. С его точки зрения, материи дана возможность. Когда же материя осуществляется в действительности, то она принимает определенную форму. Поэтому Аристотель пишет: материи дана по природе возможность, а когда она превращается в действительность, то становится определенной через форму. Термину возможность Аристотель ставит в соответствие материю (хюле), но термину действительность он не ставит в соответствии вещь. По мнению Аристотеля, вещи не присуще полнота действительности, поскольку вещь – это единство формы и материи, и поскольку материи присущ элемент возможности, то и в вещи есть элемент возможности. Полной действительностью, по мнению Аристотеля, обладает только форма. Используя термины возможность и действительность, Аристотель дает определение движению вообще: движение есть осуществление в действительности возможного, поскольку это возможно. Это предельно общее определение, относящееся к любому движению. Кроме формальной и материальной причины, Аристотель выделяет другие две причины. Он называет осуществление термином энтелехия. Аристотель утверждает, всем явлениям окружающей природы и процессам присуще определенная целенаправленность, целесообразность. Например, для куриного яйца целью является цыпленок. Энтелехия – это осуществление не какого-либо процесса, а лишь целенаправленного процесса. Аристотель выделяет кроме целевой причины также движущую причину. По его мнению, все изменяется благодаря воздействию или действию чего-либо во что-либо. Аристотель исходит из установки, что всякое движущееся вообще с необходимостью приводится в движение чем-нибудь другим. Таким образом, Аристотель отрицал наличие спонтанного движения (самодвижения). Поскольку материя не обладает активностью, а ей обладает форма, то форме присуще некоторая деятельность. У деятельности формы есть своя собственная причина деятельности. Эта причина находится в некоторой высшей сущности, или в форме всех форм. Этой высшей причиной является это бог-перводвигатель.Итак, существуют 4 высшие причины (первоначала): 1)формальная причина (отвечает на вопрос ^ Что это такое?). 2)материальная причина (Из чего это?) 3)движущая причина (Откуда происходит движение?) 4)целевая причина (Ради чего?)Физика. Физика Аристотеля в основном отражена в его произведении «Физика».Предмет физики. Предметом физики, по мнению Аристотеля, являются подвижные предметы, материя и чувственно воспринимаемые сущности. Если говорить в общем, предметом физики является природа, как совокупность чувственно воспринимаемых сущностей. В своем учении о природе Аристотель проводит принцип целесообразности, который он распространяет на все процессы как живой, так и неживой природы. Поскольку речь идет о подвижных предметах, то естественным будет рассмотреть понятие движения, основную физическую догму Аристотеля и виды движения. Определение движения в самом общем виде у Аристотеля следующее: движение – это осуществление в действительности возможности, поскольку это возможно. Основные виды движения по Аристотелю: 1)движение относительно сущностей, возникновение и уничтожение 2)движение относительно качества в пределах одной и той же сущности 3)движение в отношении количества (рост и убыль) 4)движение в отношении места (перемещение в пространстве). Здесь возможны различные варианты видов движения: прямолинейное, криволинейное и круговое; равномерное и неравномерное; прерывное и непрерывное. Аристотель считает равномерное непрерывное круговое движение совершенным, идеальным движением. ^ Учение о пространстве и времени. Аристотель не использует специальной категории пространство в своей философии, используя лишь категорию место. В отличие от Зенона, который считал, что место предмета совпадает с границей этого предмета, Аристотель считает, что место предмета – это граница объемлющего данный предмет тела. Отсюда вытекает вывод: нет места без объекта, т.е. в пространстве нет никакой пустоты. Аристотель учил: «Природа не терпит пустоты». С точки зрения Аристотеля, Зенон, утверждая в апории о летящей стреле, что место перемещается вместе с движущимся телом, не прав. Согласно Аристотелю, место вместе с телом не перемещается. Поскольку любое движение осуществляется во времени, то время и движение взаимосвязаны друг с другом. Время измеряется с помощью движения. По мнению Аристотеля, время является мерой движения, а движение является мерой времени. Выход из этого парадокса заключается в том, что мерой времени является не всякое движение, а равномерное непрерывное круговое движение небесной сферы. Кроме того, Аристотель считает, что Зенон не прав, утверждая, что время состоит из отдельных «теперь». По мнению Аристотеля, «теперь» – это граница, которая как связывает, так и разделяет прошлое и будущее, и поэтому время не состоит из только из одних «теперь». Аристотель утверждает, что движение и время вечны. Если предположить, что движение не вечно, то неизбежно приходим к противоречию. Поскольку движение как такового нет (можно говорить лишь о движущихся предметах), то эти предметы когда-то возникли, либо же предметы вечно находились в состоянии покоя. Однако если движущиеся предметы возникли, то возникновение есть движение, т.е. движение не вечно. Если же предметы вечно находились в неподвижном состоянии, то непонятно, почему с некоторого момента они начали двигаться, не раньше и не позже. Кроме того, движение вечно, поскольку время вечно. Аристотель, в отличие от Платона, считает, что время вечно. Оно вечно вследствие того, что всякое настоящее («теперь») предполагает наличие прошлого, а то прошлое, когда было настоящим, предполагало наличие моментов предыдущего прошлого. Таким образом, не может быть начального момента времени, т.е. время вечно. ^ Основная физическая догма. Это догма формулируется Аристотелем так: всякое движущееся вообще с необходимостью должно двигаться чем-нибудь иным, отличным от него. Аристотель разделил два вида бесконечности: актуальную бесконечность и потенциальную бесконечность. Это оказалось возможным потому, что Аристотель ввел понятия возможности вообще, как таковой (это потенциальность) и действительности вообще (это актуальность). Под актуальной бесконечностью, по мнению Аристотеля, следует понимать бесконечно воспринимаемое чувствами тело или бесконечную величину, а таковых быть не может. Аристотель признает существование только потенциальной бесконечности. Тем самым, он говорит, что Вселенная в пространстве конечна. Бесконечность Аристотель понимает не как состояние, а как процесс. Не может быть бесконечного тела или бесконечной величины (числа) – всегда можно найти число или тело, которое больше данного. Под потенциальной бесконечностью Аристотель понимал то, что какую бы ни установить границу или предел, всегда есть возможность перейти эту границу и преодолеть этот предел.^ Учение о душе. Учение о душе развивается Аристотелем в произведении «О душе». Душой, по мнению Аристотеля, обладает не всякая вещь, а только естественное тело. Нет никакой души у ножа и топора. Естественное тело должно обладать возможностью жизни. Когда осуществляется возможность жизни, может идти речь о наличии души. Используя понятие сущности формы и энтелехии, Аристотель дает общее определение души. Первое определение души (через форму и сущность): душа с необходимостью есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающая возможностью жизни. Второе определение (через понятие энтелехия): душа – это первая энтелехия естественного тела, обладающая возможностью жизни. Из этих определений ясно, что душа является спутницей жизни. С точки зрения Аристотеля, существуют три вида души. Два вида принадлежат к физической психологии, третий вид души носит метафизический характер. Поскольку душа является спутницей жизни, то есть у растений и животных, а не только у человека и богов. Наличие растительной души связано со способностью к питанию. Отличительная черта животной души – способность к чувствам. Например, способностью к осязанию – это первичный признак наличия животной души. Существует также метафизический вид души – разумная душа, наличие которой связано со способностью к рассуждению и размышлению. Такой душой обладают два рода существ: боги (у которых есть только разумная часть души) и человек (у которых есть все три вида души: растительная, животная и разумная).^ Логика. Аристотель использовал термин аналитика, эквивалентный термину логика (термин логика он не использовал). Учение о логике Аристотель изложил в произведениях «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Топика», «Категории», «Опровержение софизмов». Позднее совокупность этих произведений была названа «органон» (перевед. - орудие). В этих произведениях Аристотель сформулировал основные законы мышления, дал определение понятиям истина, умозаключение (силлогизм), а также разработал учение о доказательствах.Законы мышления. По мнению Аристотеля, существуют 4 основных закона мышления: 1)закон противоречия, или закон запрещения противоречия 2)закон исключенного третьего 3)закон тождества 4)закон достаточного основания. Закону противоречия и закону исключенного третьего Аристотель дал явную формулировку, а закону тождества и закону достаточного основания – нет. 1)В общей экзистенциальной формулировке закон запрещение противоречия звучит следующим образом: невозможно, чтобы в одно и то же время одно и то же было и не было присуще одному и тоже же в одном и том же смысле. Если рассматривать логический аспект закона, то он означает следующее: неверно в одно и то же время нечто утверждать и отрицать. Можно сказать и так: нельзя в одно и то же время об одном и том же нечто утверждать и отрицать. Формальная запись этого закона выглядит следующим образом: . Здесь является символом конъюнкции (можно также использовать символы & и ·). Под A имеется в виду любое суждение. Пример: не может быть в одно и то же время, чтобы доска была и черной и не черной. Вопрос из зала: Следовало бы записать: , поскольку в записи нет утверждения. Ответ: Знак равенства – это не единственный возможный оператор в формальных исчислениях (он здесь в принципе не обязателен). Черта сверху в записи относится ко всему, что находится в скобках. Запись, в которой присутствует пустое множество – это отношение между множествами, а это не единственный вариант отношений высказывания. Запись относится к любым высказываниям, в том числе, где и нет множеств. Смысл закона, запрещающего противоречия, состоит в том, что он запрещает одновременно утверждение и его отрицание. Если игнорировать этот закон, то рассуждения неизбежно приведут к противоречию. Этот закон действует только в актуальном бытие и не распространяется на потенциальное бытие. Пример: С точки зрения Аристотеля любой человек актуально жив, но потенциально мертв. 2)Закон исключенного третьего в общей форме записывается в виде . В данном случае также нет знака равенства, поскольку речь идет о формальном исчислении высказываний, где можно использовать не только отношения между множествами, но и вообще любые отношения между высказываниями. Формулировка закона: не может быть ничего посередине между двумя противоречащими друг другу высказываниями. Или: между двумя противоречащими друг другу высказываниями не может быть ничего среднего. Пример: доска черная или не черная. Ничего среднего между этими высказываниями не может быть. Среднее может появиться в следующем случае. Если высказать два утверждения: доска черная и доска белая, то между ними есть нечто среднее: доска серая. Поэтому белое и черное – это противоположности, а не противоречия. Черное и не черное – это противоречивые высказывания, а не просто противоположные. 3)Закон тождества Аристотеля заключается в следующем высказывании: невозможно ничего мыслить, если не мыслить каждый раз что-нибудь одно. Этот закон означает следующее: объем и содержание понятия о предмете должны быть строго определены и оставаться неизменными в ходе рассуждения об этом самом предмете. Под содержанием понятия обычно понимаются все составляющие его элементы, которые могут быть выделены в качестве самостоятельных понятий. Под объемом понятия понимаются обычно все другие понятия, отличные от данного понятия, для которых это понятие является главным признаком или главной составной частью. Если речь идет о конкретных, а не абстрактных понятиях, то нередко под объемом понятия понимается совокупность предметов, которые относятся к данному понятию. Однако это не совсем точно, поскольку логика рассматривает соотношения не между понятиями и предметами, а между понятиями и понятиями. Формальная запись закона тождества: A=A. Знак равенства здесь является обязательным. 4)Закон достаточного основания звучит следующим образом: в процессе рассуждения достоверными следует считать те суждения, относительно истинности которых могут быть приведены достаточные основания. Достаточные основания истинности некоторого суждения – это совокупность обязательно истинных других суждений, в которую обычно входят аксиомы, определения, суждения, связанные с непосредственным восприятием, а также другого рода суждения, истинность которых доказана с помощью других суждений. Из этой совокупности обязательно истинных суждений истинностью первого суждения должна вытекать с логической необходимостью. Вопрос из зала: В каком количестве следует привести основания, чтобы доказать истинность суждения? Ответ: Чем больше можно привести достаточных оснований, тем более вероятно доказательство (это моя [лектора] личная точка зрения, а не точка зрения Аристотеля).Силлогизмы. Аристотель разработал учение об умозаключениях (силлогизмах) и дал определение термину силлогизм. Силлогизм – это речь, в которой если нечто предположено, то с логической необходимостью следует отличное от положенного, поскольку положенное есть. Силлогизмы Аристотеля состоят из трех суждений, при этом два из них являются посылками, а третье – выводом, заключением. Посылки могут быть общеутвердительными, общеотрицательными, частноутвердительными и частноотрицательными. Аристотель также выделил фигуры силлогизма. Наибольшее значение имеет первая фигура силлогизма: если A сказывается о всяком B, а B сказывается о всяком C, то A сказывается о всяком C (из истинности первых двух посылок вытекает заключение). Пример: Все млекопитающие теплокровные.Собаки – млекопитающие.Вывод: собаки теплокровные.Другой пример:Все люди смертны.Путин – человек.Вывод: Путин смертен.^ Понятие истины. С точки зрения Аристотеля, истина носит не онтологический, а гносеологический характер. В самой действительности истины как таковой нет. Истинными и не истинными можно квалифицировать лишь суждения. Поэтому под истиной Аристотель понимает соответствие мысли (суждения) действительности. Истина в суждении – это соответствие того, что соединено или разделено в суждениях, тому, что соединено и разделено в действительности. ^ Учение о доказательствах. В широком смысле под научным доказательством и доказательством вообще Аристотель понимает дедуктивное доказательство – когда из истинности двух посылок с логической необходимостью вытекает истинность заключения. Для истинности, с точки зрения Аристотеля, недостаточно логической правильности соотношения между субъектом и предикатом суждения. Поэтому подлинно (научно) доказательным будет тот вывод, в котором из истинных посылок и правильной логической связи между субъектом и предикатом (а эта связь должна быть необходимой и выражать существенную связь между субъектом и предикатом) с логической необходимостью следует вывод. Вопрос: Что такое субъект и предикат высказывания? Ответ: Под субъектом суждения обычно понимается объект, о котором нечто сказывается; предикат (перевод. – сказывание)– это то, что сказывается. Обычно предикат выражается сказуемым (но в русском языке сказуемое может выражаться как глаголом, так и прилагательным без глагола). Несмотря на то, что Аристотель в основном разрабатывал дедукцию, он упомянул также и индукцию (он использовал термин эпагогия). По его мнению, индукция – это восхождение от единичного к общему. Аристотель считал, что если бы не было индуктивных умозаключений, то нельзя было бы объяснить происхождение общего знания. Космология. Учение Аристотеля о космосе и Вселенной носит геоцентрический характер – в центре космоса и Вселенной находится Земля. Космос, как впрочем, и Вселенная, конечен и замкнут. Аристотель отрицает материальное единство космоса. Если атомисты (Левкипп и Демокрит) учили о бесконечности универсума в пространстве и о бесчисленности миров в этом пустом пространстве, то у Аристотеля существует только один мир (один космос), который, в конечном счете, является замкнутым. Аристотель говорит, что Земля имеет форму шара. К идее шарообразности Земли его подвинули два обстоятельства: 1)он наблюдал за тенью Земли на Луне во время лунных затмений 2)он разработал учение о «естественных местах» в пространстве. С его точки зрения, всякой тяжелое движется к центру, вниз, а легкое движется все выше и выше. Поэтому Земля, как самая тяжелая, находится в центре космоса (в центре Вселенной) и имеет шарообразную форму, т.к. со всех сторон Вселенная оказывает равносильное воздействие. Таким образом, пространство неоднородно, поскольку существуют различные «естественные места» тел. В своем учении Аристотель разбивает космос на подлунный мир и лунно-надлунный мир. В подлунном мире все состоит из четырех первоэлементов: огня, воды, земли, воздуха. Точно так же, как и Анаксимандр, Аристотель конструирует их из противоположностей: из активных качеств (теплое и холодное) и пассивных качеств (сухое и мокрое). Эти элементы могут переходить друг в друга, но не беспорядочно, а при наличии общего качества. В подлунном мире существуют различные типы движений: как криволинейное, так и прямолинейное; как равномерное, так и неравномерное, как прерывное, так и непрерывное. Лунно-надлунный мир состоит из пятого физического элемента – эфира. Из этого эфира Аристотель конструирует все небесные объекты. В лунно-надлунном мире существует только один тип движения – идеальное (круговое непрерывное равномерное) движение небесных сфер. Однако это противоречило наблюдениям за движением небесных сфер, поскольку в их движениях наблюдались петли. Для того чтобы избавиться от этого противоречия, Аристотель учил, что вокруг Земли движутся по кругу не сами объекты, а центры окружностей, по которым движутся эти объекты (центры центров). Каждая из небесных сфер движется по кругу равномерно и непрерывно. При этом, с точки зрения Аристотеля, поскольку космос конечен и замкнут, то в целом он нигде не находится, поскольку нет объемлющего его тела. За пределами космоса есть только один объект (существо) – бог-перводвигатель. Поскольку Аристотель не признавал наличие абсолютной пустоты, он не мог при интерпретации движения небесных тел избавиться от сопротивления среды (эфира). Для того чтобы небесные тела двигались равномерно и непрерывно по кругу, этот бог-перводвигатель должен оказывает на них постоянное равносильное воздействие, поддерживая их движение. ^ Учение о государстве. Аристотель, в отличие от Платона, дает определение государству. Под государством Аристотель понимает «форму общежития граждан, пользующихся известным политическим устройством». Политическое устройство состоит из трех частей: административной, законодательной и судебной. Основным элементом государства являются граждане. Только свободные люди являются гражданами государства. Рабы не являются гражданами и быть не могут. Аристотель рассматривает различные формы государственного устройства. Среди них он выделяет приемлемые и неприемлемые формы. Приемлемыми являются монархия (царство), аристократия, полития. Под политией Аристотель понимает республику, в которой правят большинство, а именно свободные граждане, которые носят оружие. По мнению Аристотеля, полития – это единственная приемлемая форма народовластия. К неприемлемым формам государственного устройства Аристотель относил тиранию, олигархию и демократию. Аристотель критикует проект идеального государства Платона. Основные возражения Аристотеля следующие: 1)По мнению Платона, счастье и благо целого не предполагают счастья его частей; человек живет для государства, а не государство для человека. Аристотель же утверждает, что если несчастливы части, то не может быть счастливо и целое, состоящее из этих частей. Аристотель считает, что основные функции государства – не экономические и юридические; государство нужно для того, чтобы жить счастливо. Цель человеческого общежития заключается не в том, чтобы жить, а в том, чтобы жить счастливо. 2)Аристотель также критикует казарменный социализм Платона. Платон видел источник всех человеческих пороков и бедствий в частной собственности, поэтому он считал, что частную собственность необходимо ликвидировать. Аристотель же считает, что частная собственность необходима, ибо «одна мысль о частной собственности доставляет несказанное удовольствие», а если ликвидировать частную собственность, то «всякое общее дело начнут сваливать друг на друга». Но в то же время Аристотель утверждает, что должна существовать умеренная частная собственность, поэтому он отрицательно относится к олигархии и к олигархам. Аристотель – сторонник среднего сословия (класса), которые обладают умеренной частной собственностью. Граждане государства, по мнению Аристотеля, должны выполнять следующие функции: законодательную, исполнительную (административную), судебную, воинскую и жреческую. Другими видами трудовой деятельности (земледелием, ремесленничеством и торговлей) свободные греки заниматься не должны. Это дело рабов. Для того чтобы найти их, необходима внешняя экспансия Греции. С точки зрения Аристотеля, все народы мира, кроме греков – потенциальные рабы. С рабами не воют – на них следует охотиться, как на зверей. Аристотель считает, что одни люди по природе рождаются рабами, а другие – свободными, т.е. с его точки зрения, рабство имеет не социально-экономическое происхождение. Естественно, он считал, что греки по природе свободны. ^ Значение философии Аристотеля и ее практическое примене