Реферат по предмету "Психология"


Нарушения памяти и мышления

1. Память .2. Виды нарушений памяти .3. Механизмы развития патологии 2. Мышление 2.1 Патология ассоциативного процесса 2.2 Патология суждения 17 Заключение 25 Литература 26 Введение Память особый вид психической деятельности, связанный с восприятием рецепцией, удержанием ретенцией и воспроизведением репродукцией информации.

Память является интегральной частью процессов мышления и обучения. В механизмах памяти главенствующее значение отводится рибонуклеиновой кислоте РНК, в молекуле которой кодируется, шифруется и хранится информация. Память одна из самых уязвимых способностей человека, ее многообразные нарушения весьма распространены. Как отмечал Ларошфуко Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум.

Проблема расстройств памяти всегда стояла в центре психиатрических и патопсихологических исследований. Это происходит не только потому, что мнестические нарушения являются часто встречающимся синдромом, но и потому, что проблема памяти наиболее разработана в классической психологической литературе. Мышление это высшая форма психической деятельности человека, включающая в себя активную переработку чувственных ощущений и восприятия, т.е. это опосредованное отражение связей и отношений между предметами

объективного мира. Для успешного выполнения задачи необходимо постоянно удерживать эту цель, осуществлять программу операций, сличать ход выполнения с ожидаемым результатом. На основе этого сличения происходит коррекция неправильных ходов. Эти положения советской психологии о структуре мышления должны лечь в основу анализа различных форм патологии мышления. Нарушения мышления, встречающиеся в психиатрической практике, носят разнообразный

характер. Их трудно уложить в какую-нибудь схему, классификацию. Речь может идти о параметрах, вокруг которых группируются различные варианты изменений мышления, встречающиеся у психических больных. Память Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Без памяти писал

С.Л.Рубинштейн мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта.

Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Виды памяти. Виды памяти различают по времени сохранения материала мгновенная, кратковременная, долговременная и оперативная по цели произвольная и непроизвольная по характеру психической активности двигательная, эмоциональная, словесная, наглядно-образная, зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая

по способу запоминания механическая и логическая. Мгновенная память ее длительность от 0,1 до 0,5 секунд. Она связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. В ней сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы.

Объем кратковременной памяти равен в среднем от 5 до 9 элементов информации. Долговременная память это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Оперативная память рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней.

Произвольная и непроизвольная память. В первом случае процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий и обязательной постановки задачи, цели. Непроизвольное запоминание происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи. Двигательная эта память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений.

Эмоциональная это память на переживания. Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Слуховая память это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесно связана со словом, мыслью и логикой. Обонятельная, осязательная и вкусовая память их роль в основном сводится к удовлетворению биологических

потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма. Процессы памяти. Процесс запоминания это выделение информации для хранения и ее кодирования. На процесс запоминания влияют два основных фактора первый фактор материала привычный, простой или необычный, оптимальный объем 5 9 элементов информации, значимый для человека, второй фактор деятельности имеется цель, мотив, готовность к запоминанию, осмысленность материала.

Процесс забывания это процесс стирания следов памяти за счет наложения другой информации или за счет устаревания информации. Этот процесс был изучен немецким психологом Г.Эббингаузом закон гиперболы - информация сначала забывается быстро, затем медленно. Процесс сохранения удержание информации. Для сохранения в долговременной памяти информации нужна ее организация правильная классификация, пространственное расположение текст, ассоциации, таблицы и т.д.

Чем лучше уложится информация, тем лучше она сохранится. Процесс воспроизведения процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания психики путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную. Для извлечения информации необходим ключ кодирования мелодия, запах, предмет и т.д Извлечение информации проходит на разных уровнях 1Узнавание воспроизведение какого-либо объекта в условиях

повторного восприятия. 2Воспоминание воспроизведение при отсутствии объекта. 3Припоминание сознательно воспроизведенное, связанное с преодолением затруднений, требующее волевого усилия. 1.2. Виды нарушений памяти Нарушение эмоционального равновесия, чувства неуверенности и тревожности задают тематическую направленность гиперфункции памяти, которая принимает в этих случаях форму навязчивых воспоминаний. Мы непреодолимо вспоминаем в самой яркой образной форме свои крайне неприятные или позорные

поступки. Изгнать подобные воспоминания практически невозможно они возвращаются вновь и вновь, вызывая у нас чувства стыда и раскаяния память совести. Нарушения непосредственной памяти, или Корсаковский синдром, проявляется в том, что нарушена память на текущие события, человек забывает, что он только что сделал, сказал, увидел, поэтому накопление нового опыта и знаний становится невозможным, хотя прежние знания могут сохраняться. Этот синдром описан

С.С.Корсаковым в 1887 году при алкогольном полиневритическом психозе. Он получил название своего первооткрывателя и был выявлен при очень многих психических заболеваниях, кроме шизофрении. Могут наблюдаться нарушения динамики мнестической деятельности Б.В.Зейгарник эффективность запоминания периодически то ухудшается, то улучшается, то вновь ухудшается. Такое нарушение памяти часто наблюдается у больных с сосудистыми заболеваниями мозга, а также после

травмы мозга, после интоксикаций как проявление общей умственной истощаемости работоспособности. Достаточно часто встречаются забывчивость, неточность усвоения информации, забывание намерений как следствие эмоциональной неустойчивости человека. При заболеваниях, особенно в случае поражения нервной системы, можно встретиться с различными нарушениями памяти. Страдать могут отдельные ее компоненты запоминание, удержание, воспроизведение.

По течению расстройства памяти могут быть прогрессирующими, регрессирующими или стабильными, могут быть кратковременными эпизодами и более или менее длительными состояниями. Патология памяти, называемая общим термином дисмнезия, в психиатрической клинике выражается в гипермнезии, гипомнезии, амнезии и парамнезии. Гипермнезия кратковременное усиление, обострение памяти. Больной к своему удивлению, вспоминает давно забытые достаточно крупные эпизоды своего детства или

юности в мельчайших подробностях, воспроизводит наизусть целые страницы когда-то прочитанных, но давно забытых произведений. Состояние гипермнезии отмечается при маниакальном синдроме, при некоторых бредовых состояниях, наркоманиях и при исключительных состояниях, например перед смертью, когда вся жизнь человека мгновенно проносится перед глазами. По миновании болезненного состояния гипермнезия проходит. Гипомнезия снижение памяти удел всех людей в пожилом возрасте.

При этом заболевании наряду с неудовлетворительным запоминанием человек не может вспомнить некоторые события прошлого. Развитие гипомнезии подчиняется закону Рибо-Джексона обратный ход памяти, когда накопленная за всю жизнь информация постепенно теряется в порядке, обратно пропорциональном приобретению ее, т.е. от настоящего к прошлому. В первую очередь при этом страдает механическая память на имена, номера телефонов, точные даты, важные

жизненные события. В таких случаях люди, не полагаясь на свою память, обычно пользуются записными книжками. Особенно характерна гипомнезия для сосудистых, травматических и атрофических процессов головного мозга. Если болезнь распространяется только на текущие, недавние события, то применяют термин фиксационная гипомнезия. При затруднениях воспроизведения говорят об анэкфории. Амнезия. Гораздо чаще встречается ослабление функций памяти, частичная утрата способности сохранять

или воспроизводить имеющуюся информацию. К самым ранним проявлениям ухудшениям памяти относится ослабление избирательной репродукции, затруднения в воспроизводстве необходимого в данный момент материала дат, имен, названий, терминов и т.п Затем ослабление памяти может принять форму прогрессирующей амнезии. Ее причины алкоголизм, травмы, склероз, возрастные и негативные личностные изменения, некоторые заболевания. Амнезия отсутствие памяти воспоминаний занимает более значительное место, чем гипер- и гипомнезия в

клинике психических заболеваний. Амнезия бывает общей, распространяющейся на достаточно большой временной период, или частичной, когда она касается лишь каких-то определенных воспоминаний например, переводчик восточных языков после травмы черепа напрочь забыл на полгода японский язык, которым свободно владел ранее, но который откровенно не любил. Его же любимый корейский язык совершенно не пострадал. В данном случае можно говорить лишь о частичной амнезии.

Амнезии могут подвергнуться также приобретенные специальные знания и умения, например способность рисовать или водить машину. Выделяют несколько разновидностей амнезии. Ретроградная амнезия отсутствие памяти на период до начала заболевания. Например, больной, получивший травму черепа, может забыть все, что происходило с ним в течение недели до получения травмы. Антероградная амнезия потеря памяти на период после возникновения заболевания.

Продолжительность как ретро так и антероградной амнезии может варьировать от нескольких часов до нескольких месяцев. Ретроантероградная амнезия охватывает более или менее длительный период выпадения памяти до и после, например, травмы черепа. Фиксационная амнезия заключается в неспособности больного удержать и зафиксировать поступающую информацию. Все, что ему говорят, что происходит вокруг него, воспринимается адекватно, но не удерживается в памяти отсутствует фиксация поступающей информации и спустя несколько

минут, а то и секунд больной полностью забывает об этом. Прогрессирующая амнезия характеризуется, как и гипомнезия, постепенным ослаблением по закону Рибо-Джексона от настоящего к прошлому. Тотальная амнезия это выпадение из памяти всей информации, которая только была у больного, включая даже сведения о себе. Такой больной не знает, как его зовут, сколько ему лет, где он живет, есть ли у него родители, другими

словами, он не помнит ничего. Тотальная амнезия может быть при выраженной травме черепа, особенно в военных условиях, реже она встречается и при функциональных заболеваниях при выраженных стрессовых ситуациях. Палимпсест выпадение из памяти отдельных событий в состоянии алкогольного опьянения. Истерическая амнезия провалы в памяти, касающиеся неприятных, невыгодных для больного фактов и событий. Развивается по типу вытеснения не только у больных, но и у здоровых, но акцентуированных по истерическому

типу личностей. Если провалы памяти по истерическому типу возникают у субъекта, не имеющего в преморбиде истерических черт, такая дисмнезия называется скотомизацией. Парамнезия это обман, провал памяти, который заполняется различной информацией, определяющей вид парамнезий. Выделяют четыре вида этой патологии конфабуляции, псевдореминисценции, криптомнезии и эхомнезии. Самым распространенным вариантом парамнезии являются конфабуляции это замещение провалов памяти вымыслами

фантастического характера, в которые больной верит абсолютно. Псевдореминисценции это замещение провалов памяти информацией и реальными фактами из жизни больного, но значительно смещенными во времени. Например, больной со старческим слабоумием, находящийся в больнице около шести месяцев, бывший до болезни прекрасным преподавателем математики, утверждает, что он только что проводил занятия по тригонометрии в 10 классе.

Иногда в литературе вместо этого термина используют понятие замещающие конфабуляции. Криптомнезии присвоенные воспоминания провалы памяти, заполняемые информацией, источник которой больной забывает он не помнит, наяву или во сне произошло то или иное событие, а вычитанные в книгах или услышанные от кого-то мысли считает своими собственными. К криптомнезиям относятся и так называемое отчужденное воспоминание, состоящее в том, что события, произошедшие в жизни больного, он в последующем воспринимает

не как реальные, а как прочитанные в книге, увиденные в кино или театре, услышанные по радио, от собеседников или пережитые в сновидениях. Некоторые исследователи относят к парамнезиям и эхомнезии редублицирующие воспоминания. Это особый вид обмана памяти, при котором события, происходящие в настоящее время, кажутся уже происходившими раньше. С известной долей условности в эту группу расстройств относят и экмнезии, при которых далекое прошлое переживается как настоящее.

При экмнезии весьма пожилые люди считают себя юнцами и начинают готовиться к свадьбе. 1.3. Механизмы развития патологии Патологические состояния мозга очень часто сопровождаются нарушением памяти однако до последнего времени очень мало известно было о том, какими психологическими особенностями отличаются нарушения памяти при различных по локализации мозговых поражениях и какие физиологические механизмы лежат в их основе. Поражение глубоких отделов мозга области гиппокампа и системы, известные

под названием круг Пейпеца гиппокамп, ядра зрительного бугра, мамиллярные тела, миндалевидное тело, приводят, как правило, к массивным нарушениям памяти, не ограниченным какой-либо одной модальностью. Больные этой группы, сохраняя воспоминания о дальних событиях, оказываются, однако, не в состоянии запечатлеть следы текущих воздействий в менее выраженных случаях они жалуются на плохую память, указывают, что они вынуждены все записывать, чтобы не забыть.

Массивные поражения этой области вызывают грубую амнезию на текущие события. Характерно, что нарушения памяти в таких случаях не носят избирательного характера и в равной степени проявляются в трудности удержания зрительного, слухового, наглядного и словесного материала. В случаях, когда поражение захватывает оба гиппокампа, эти нарушения памяти оказываются особенно отчетливыми. В случаях относительно не резко выраженных поражений указанных областей мозга нарушения ограничиваются

дефектами элементарной, непосредственной памяти, оставляя возможность компенсации этих дефектов путем смысловой организации материала. Нарушения памяти, возникающие при локальных поражениях внешней конвекситальной поверхности мозга, существенно отличаются от других вариантов. Подобные поражения никогда не сопровождаются общим нарушением памяти и никогда не приводят к возникновению корсаковского синдрома и тем более нарушений сознания с распадом ориентировки в пространстве и во времени.

Больные с локальными поражениями конвекситальных отделов мозга могут проявить частное нарушение мнестической деятельности, обычно носящее модально-специфический характер, иначе говоря, проявляющиеся в одной какой-нибудь сфере больные с поражением левой височной области обнаруживают признаки слухоречевой памяти, не могут удержать сколько-нибудь длинных рядов слогов или слов больные с локальными поражениями левой теменно-затылочной области могут обнаруживать нарушение зрительно-пространственной памяти, но, как правило,

в значительно большей степени сохраняют слухоречевую память больные с поражением лобных долей мозга, как правило, не теряют памяти, но их мнестическая деятельность может существенно затрудняться патологической инертностью раз возникших стереотипов и трудным переключением с одного звена запоминаемой системы на другое. Характерно, что локальные поражения правого субдоминантного полушария могут протекать без заметных нарушений мнестической деятельности. Исследования, проведенные за последние десятилетия, позволили ближе

подойти к характеристике тех нарушений памяти, которые возникают при общемозговых нарушениях психической деятельности. Если эти нарушения вызывают слабость и нестойкость возбуждений в коре головного мозга а это может иметь место при различных сосудистых поражениях, внутренней гидроцефалии и мозговых гипертензиях, нарушения памяти могут выразиться в общем снижении объема памяти, затруднения заучивания и легкой тормозимости следов интерферирующими воздействиями. Характерными особенностями отличаются нарушения памяти при органической

деменции болезнь Пика, Альцгеймера и в случаях олигофрении. Центральным для таких поражений обычно являются нарушение высших форм памяти, и прежде всего логической памяти. Такие больные оказываются не в состоянии применить нужные приемы смысловой организации запоминаемого материала. В случаях умственной отсталости олигофрении эти нарушения логической памяти могут выступать иногда на фоне хорошо сохранной механической памяти, которая в отдельных случаях может быть удовлетворительной

по своему объему. Исследование памяти имеет очень большое значение для уточнения симптомов мозговых заболеваний и их диагностики. 2. Мышление У здравого смысла прекрасный нюх, но зато старчески тупые зубы - так охарактеризовал значение мышления один из его наиболее интересных исследователей К.Дункер. Мышление наиболее обобщенная язык является средством обобщения и опосредованная мышление опосредованно языком и речью форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Задача мышления раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования. Операции и формы мышления. Из совокупности простейших мыслительных процессов слагается сложная мыслительная

деятельность. Она, как и всякая деятельность, может быть расчленена на отдельные мыслительные действия. Анализ процесс расчленения предмета или явления на составные части. Синтез получение единого целого из отдельных составных частей. Сравнение это мысленное установление сходства и различия между объектами мышления. Обобщение объединение нескольких объектов в группы по определенному признаку.

Абстракция это мысленное выделение существенного при одновременном отвлечении от несущественного. Конкретизация появление в случае, если нужно какое-либо положение показать, раскрыть на примере действительно существующего в объективном мире предмета, явления. Мышление функционирует в форме понятий, суждений и умозаключений. Понятие основной элемент мышления отражение в сознании человека общих и существенных свойств и качеств

предметов и явлений. Мышление, перерабатывая богатый материал чувственного восприятия, подвергая его рациональной обработке, дает знание общего в явлении. Понятия формируются на основе восприятий и представлений. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными, непосредственными и опосредованными, положительными и отрицательными. Понятия характеризуются содержанием и объемом.

Непременные свойства это формирование через язык. Без речи, слов невозможно как образование, так и существование понятий. Суждение это утверждение или отрицание чего-нибудь. В самом суждении как некой законченной мысли можно выделить две части подлежащее, т.е. то, относительно чего в суждении что-нибудь утверждается или отвергается, и сказуемое, т.е. словесное выражение утверждения

или отрицания. Суждение основной акт или форма, в которых совершается мыслительный процесс, ибо мыслить это прежде всего судить. Всякий мыслительный процесс выражается в суждении, формируется его предварительный итог. Умозаключение рождается вследствие сравнения двух или нескольких суждений. Умозаключение это вид суждения, логическое следствие сопоставления суждений, полученных в ходе предварительного мыслительного процесса. Включая ряд операций, подчиненных единой цели, умозаключение заканчивает собой

процесс мышления, выступая в качестве окончательного вывода. Несколько логически связанных между собой суждений и умозаключений называются рассуждением. Виды мышления. По форме Наглядно действенное мышление реализуется преимущественно во внешних действиях, а не в словесных формах, которые вплетаются в него лишь в качестве отдельных элементов. Образное мышление это мышление через представление.

Мышление с опорой на образы восприятия. Абстрактно логическое мышление оперирует с понятиями, суждениями, символическими и иными отвлеченными категориями. По характеру решаемых задач Теоретическое направленное на нахождение общих закономерностей. Практическое направленное на проверку теоретических гипотез при решении практических задач. По степени развернутости Дискурсивное мышление развернутое во времени, поэтапное, значительно осознанное.

Интуитивное мышление свернутое, одномоментное, особая форма бессознательной деятельности мозга. Расстройства мышления разделяются на патологию ассоциативного процесса и патологию суждения. 2.1 Патология ассоциативного процесса Ускорение мышления выражается в том, что условно за единицу времени образуется больше ассоциаций, чем в норме, при этом страдает их качество. Быстро сменяющие друг друга образы, представления, суждения, умозаключения крайне поверхностны.

Обилие и легкость новых ассоциаций, спонтанно возникающих от любого зрительного, звукового, обонятельного и других раздражителей, отражается в речевой продукции, которая может напоминать так называемую пулеметную речь. Для этого варианта характерна повышенная отвлекаемость, мешающая больному довести до конца любое начинание. В голове так много мыслей, что они нередко принимают характер скачки идей. При этом мыслительный процесс и речевая продукция как бы имитируют бессвязность.

Другим вариантом ускорения темпа мышления является ментизм мантизм, который представляет собой возникающий помимо воли больного наплыв мыслей. Поток образов, представлений, воспоминаний обрушивается на больного в таком стремительном темпе, что он не может справиться с ними, теряется от их обилия, чувствует себя беспомощным вариант синдрома Кандинского Клерамбо при шизофрениях или при психозах. Замедление мышления проявляется в заторможенности и бедности ассоциаций.

Наиболее выражено замедление ассоциативного процесса в абсолютно пустой голове, в которой мысли вообще не появляются. Подобное нарушение обычно характерно для депрессивного синдрома, но может отмечаться при апатических и астенических состояниях, а также при легких степенях помрачения сознания. Полная остановка течения мыслей шперунг англ. происходит, когда на фоне ясного сознания и при отсутствии галлюцинаций больной на какое-то время теряет нить беседы, при этом в голове возникает ощущение пустоты,

он перестает говорить и как бы приходит в себя лишь через некоторое время. Это расстройство весьма характерно для шизофрении. Насильственное мышление характеризуется тем, что в сознании больного помимо воли и желания возникают случайные, малозначимые для него мысли или поток мыслей, от которого он избавиться не может. Патологическая обстоятельность мышления это чрезмерная вязкость, тугоподвижность ассоциативного процесса,

застревание на несущественных признаках, трудность переключения с одной темы на другую. Речь больных изобилует множеством ненужных деталей. Кроме того, нередко речь приобретает особые интонации, растягиваются слова, используются уменьшительно-ласкательные суффиксы. Характерно для эпилепсии, при травмах головного мозга, сосудистых психозах. Персеверация мышления застревание на одних и тех же представлениях, выражается в постоянном повторении

какого-то слова или группы слов. Обычно это правильный ответ на первый заданный больному вопрос. Это состояние так называемые стоячие симптомы весьма характерно для атрофических процессов головного мозга болезнь Пика, Альцгеймера, но может отмечаться при травматических и сосудистых психозах. Вебигерация спонтанное и стереотипное повторение каких-то слов, звуков или простых предложений. Парциализация мышления выражается в том, что, по мнению больных, мыслить могут все части тела.

Характерна только для шизофрении. Резонерство склонность к пустому, бесплодному рассуждению с отсутствием конкретных идей. Крайнюю бессодержательность и бедность суждений больной облекает в грамматически правильную, но пространную, порой витиеватую словесную форму с использованием высокопарных выражений и обилием научных и философских терминов. Символическое мышление присуще всем людям и здоровым, и больным. Есть символы, которые понятны если не всем, то большинству.

При патологии ассоциативного процесса в виде символического мышления символы всегда сугубо индивидуальны и понятны только самому больному. Паралогическое мышление развивается по законам кривой логики и понятно только самому больному. В мышлении отсутствует логическая связь, выводы, к которым приходит больной, нелепы и неадекватны. Чаще всего отмечается при шизофрении. Разорванность мышления это утрата логической связи между представлениями, понятиями и идеями, хотя

мысль при этом иногда облекается в правильную грамматическую форму. Бессвязность мышления характеризуется полной хаотичностью и бессмысленностью ассоциативного процесса, речь состоит из отдельных, не связанных между собой слов. Несколько напоминая шизофазию, бессвязность отличается от нее тем, что всегда возникает на фоне нарушенного сознания, в частности при аменции любого генеза. 2.2

Патология суждения Навязчивые состояния обсесии. Так называют разнообразные мысли, влечения, страхи, сомнения, представления, непроизвольно вторгающиеся в сознание больного, который прекрасно понимает всю их нелепость и в то же время не может с ними бороться. Обсессии как бы навязываются человеку, избавиться от них усилием воли он не может. Навязчивые явления условно разделяют на две группы отвлеченные, или аффективно нейтральные, т.е. протекающие

без аффективных реакций навязчивости навязчивый счет, бесплодное мудрствование, навязчивые действия образные, или чувственные навязчивости, протекающие с выраженным аффектом контрастные представления навязчивые антипатии к близким людям, навязчивые страхи, навязчивые сомнения и т.д. Сверхценные идеи. Сверхценными доминирующими считаются чрезвычайно эмоционально заряженные и правдоподобные идеи, не носящие нелепый характер, но имеющие по каким-то причинам огромное значение для пациента.

Это ошибочнее либо односторонние суждения или группа суждений, которые вследствие своей резкой аффективной окраски получают перевес над всеми остальными идеями и доминируют в течение длительного времени. Они вытекают обычно из реальных событий, и им придается гиперквантивалентная значимость. Весь строй мыслей и чувств подчинен одной сугубо субъективной идее. Сверхценными могут быть не только идеи собственной значимости, но и ревности, физического недостатка,

недоброжелательного отношения, материального ущерба и т.д. Бредовые идеи. Бред это неправильное, ложное умозаключение, имеющее колоссальное значение для больного, пронизывающее всю его жизнь, всегда развивающееся на патологической почве на фоне психического заболевания и не подвергающееся психологической коррекции извне. Содержание бредовых высказываний душевно больных, как правило, отражает идеологическое учение эпохи,

социальные отношения, уровень культуры, научные и технические достижения общества. По тематике переживаний или по содержанию бред делится на три группы Персекуторный бред II. Бредовые идеи величия III. Бредовые идеи самоуничижения или группа депрессивного бреда Кроме трех групп бредовых переживаний, выделяют индуцированный и конформный бред. В группу персекуторного бреда входит собственно бред преследования больной стойко убежден в том, что

его постоянно преследуют люди из определенных организаций. Бред отношения выражается в том, что больной убежден в плохом к нему отношении со стороны окружающих, которые осуждают его, презрительно посмеиваются, особым образом перемигиваются, насмешливо улыбаются. По этой причине он начинает уединяться, перестает посещать общественные места, не пользуется транспортом. Разновидностью бреда отношения является бред особого смысла или особого значения, когда тривиальные

события, явления или детали туалета больной трактует роковым для себя образом. Бред отравления стойкое убеждение больного в том, что его хотят отравить, с этой целью в пищу постоянно подсыпают яд или дают смертельные таблетки уколы под видом лекарств. Больной начинает отказываться от еды. Бред материального ущерба связан со стойкой убежденностью больного в том, что его постоянно обворовывают соседи. Кражи обычно маломасштабные, они касаются мелких предметов,

старой одежды, продуктов. У таких больных обычно в квартире металлические двери с несколькими сложными замками. Тем не менее стоит им отлучиться из квартиры на несколько минут, как при возвращении они обнаруживают следы воровства. Бред воздействия это ложная убежденность больного в том, что на него на расстоянии действуют гипнозом, телепатией, лазерными лучами, компьютером и т.д. с целью управления его интеллектом, эмоциями, движениями для выработки нужных поступков.

Особенно часто встречается бред психического и физического воздействия, входящие в структуру так называемых психических автоматизмов при шизофрении. Бред инсценировки восприятие реальной обстановки как ненастоящей, подстроенной специально, при этом вокруг пациента разыгрывается спектакль, лежащие вместе с ним больные это переодетые сотрудники спецслужб или других карательных организаций. Бред обвинения болезненная убежденность больного в том, что окружающие люди постоянно обвиняют его

в различных преступлениях, авариях, катастрофах и трагических происшествиях. Бред ревности больному начинает казаться, что его жена без всякой на то причины становится безразличной к нему, что она получает подозрительные письма, заводит роман. Страдающие этим бредом во всем видят следы измены, постоянно и пристрастно проверяют постельное белье и т.д. Бред ревности типичен для хронического алкоголизма и некоторых алкогольных психозов.

Бред колдовства, порчи болезненная убежденность больного в том, что его околдовали, навели порчу, сглазили, отняли здоровье. Такой бред следует отличать от обычного заблуждения суеверных людей и культурных особенностей различных групп населения. Бред одержимости выражается в убежденности больного, что в него вселилось какое-то другое существо нечистая сила, черт, бес, ангел, другой человек. Этот вид относится к архаическим бредовым расстройствам и нередко комбинируется с иллюзиями и галлюцинациями.

Бред метаморфозы проявляется у больного, который полагает, что он превратился в какое-то одушевленное живое существо зооантропия, например, в какое-нибудь животное. При этом больной теряет свое Я, не помнит себя человеком и, как животное, в которое он превратился, воет, рычит, бегает на четвереньках и т.д. Значительно реже больные осуществляют превращение в неодушевленный предмет. Бред положительного и отрицательного двойника отмечается, когда больной совершенно незнакомых

ему людей считает своими родственниками или друзьями, а внешнее несходство объясняет удачным гримом. И наоборот, своих родственников или друзей считает чужими людьми. II. Группа бредовые идеи величия состоит из Бред высокого происхождения заключается в том, что больной непоколебимо убежден в своей принадлежности к знатному роду, известному если не всему миру, то всей стране, что он сын важного государственного деятеля, популярной кинозвезды или имеет внеземное космическое

происхождение. Бред богатства это ложная убежденность человека в том, что он богат. Бред изобретательства больной убежден, что он сделал выдающееся открытие, нашел лекарство от всех неизлечимых болезней, открыл все недостающие химические элементы в таблице Менделеева. Реформаторский бред связан с уверенностью больного в своей способности преобразовать существующий мир путем, например, изменения скорости вращения Земли вокруг своей оси общего изменения климата в благоприятную

сторону. Любовный, эротический бред проявляется в патологической убежденности больного в том, что его на расстоянии любит известный человек, который выражает свои чувства цветом одежды, многозначительными паузами во время теледебатов, тембром голоса, жестикуляцией. Нередко любовный бред сопровождается бредом ревности. Альтруистический бред или бред мессианства содержит идею возложенной на больного высокой миссии политического

или религиозного характера. III. Бред самоуничижения депрессивный бред заключается в умалении больным своего достоинства, способностей, возможностей, физических данных. Больные убеждены в своей ничтожности, убожестве, никчемности, по этой причине они сознательно лишают себя всех человеческих удобств. Бред самообвинения виновности выражается в том, что больной постоянно обвиняет себя в мнимых проступках, непростительных ошибках, преступлениях.

Ретроспективно он оценивает всю свою жизнь как цепь черных деяний и преступлений, он обвиняет себя в болезни и смерти близких друзей, родственников, считает, что за свои проступки заслуживает наказания. Бред физического недостатка бред Квазимоды, называют также дисморфофобическим. Больные убеждены в том, что их внешность уродует какой-либо дефект оттопыренные уши, некрасивый нос и т.п Этот дефект, как правило, касается видимой, нередко практически идеальной или обычной части тела.

Бред физического недостатка встречается при психозах, дебютирующих в подростковом или юношеском возрасте. Ипохондрический бред это патологическая убежденность в наличии тяжелого, неизлечимого заболевания или дисфункции какого-либо внутреннего органа. Больные проходят многочисленные исследования, сдают анализы, любая консультация оставляет у них острое чувство неудовлетворенности и твердую убежденность в наличии неизлечимого заболевания. Если в основе ипохондрического бредового переживания лежат сенестопатии или

какие-то ощущения, исходящие из внутренних органов, такой бред называется катастезическим. Нередкой разновидностью ипохондрического бреда является так называемый нигилистический бред, или бред отрицания. Индуцированный привитой, наведенный бред заключается в том, что бредовые идеи больного начинает разделять психически здоровый член его семьи. Причины а тесная, порой симбиотическая связь индуктора и индуцируемого б индуктор непререкаемый авторитет для индуцируемого в наличие повышенной внушаемости,

более низкий интеллект индуцируемого по сравнению с индуктором г правдоподобие и отсутствие нелепости в бредовых идеях индуктора. По своему содержанию индуцированный бред может быть любого содержания бредом преследования, отношения, изобретательства и др Конформный бред также как и индуцированный встречается редко. Два близких психически больных родственника начинают высказывать идентичные бредовые идеи. По особенностям формирования выделяют первичный и образный чувственный бред.

Первичный бред строится на абстрактных представлениях и бредовой оценке фактов реальной действительности без нарушений чувственного познания т.е. при отсутствии галлюцинаций. Адекватно воспринятые факты реальной действительности интерпретируются по-бредовому по законам паралогического мышления. Кроме того, больные с первичным бредом склонны по законам паралогики по-бредовому переоценивать свое прошлое. В возникновении образного чувственного бреда главную роль играют нарушения чувственного

познания в виде воображения, фантазий, вымыслов. Больные с образным бредом высказывают свои суждения как данность, не подвергающуюся сомнениям, как нечто само собой разумеющееся и не нуждающееся в доказательстве и обосновании. Нередко при чувственном бреде отмечается бредовая ориентировка в окружающем, бред инсценировки, ложные узнавания. По содержанию чувственный бред весьма разнообразен идеи величия, ипохондрический бред и др Бредовые синдромы. Сюда включают Паранойяльный синдром представляет собой лишенный нелепости

правдоподобный систематизированный бред монотематического характера. Другой составной частью синдрома является слегка повышенное настроение и самодовольство, убежденность в собственном превосходстве перед окружающими, а также выраженная стеничность и кипучая энергия, направленная на реализацию своих бредовых притязаний. Параноидный синдром включает в себя самый разнообразный бред но чаще всего персекуторный в сочетании с нарушениями ощущения и восприятия иллюзии, галлюцинации.

Частым и самым распространенным вариантом этого симптомокомплекса является синдром Кандинского Клерамбо, в структуру которого входят псевдогаллюцинации, бред воздействия психического, телепатического, физического пр. и психические автоматизмы. Психический автоматизм проявляется только тогда, когда больной воспринимает себя как марионетку, которая перестает контролировать свои мысли, ощущения, движения он не может самостоятельно управлять своей волей,

эмоциями. Варианты автоматизма двигательный кто-то действует на мышцы больного сенестопатический больной ощущает жжение ассоциативный или мыслительный кто-то отнимает мысли у больного и считывает их. Синдром Кандинского Клерамбо нередко сопровождается транзитивизмом. Это убеждение больных в том, что не только они, но и их близкие, врачи, медсестры слышат внутренние голоса и ощущают воздействие из вне что больные не они, а их родственники.

В наиболее полном виде синдром Кандинского Клерамбо отмечается лишь при шизофрении. Однако в редуцированном виде он отмечается также при экзогениях, в частности при хроническом алкоголизме и алкогольных психозах. Парафренный синдром включает в себя систематизированный бред преследования, материального ущерба, величия фантастического характера или отравления с явлениями психического автоматизма, а также слуховыми и висцеральными галлюцинациями.

Протекает на фоне патологически повышенного настроения эйфории. Синдром Котара включает нигилистический бред разновидность бредовой ипохондрии в сочетании с тяжелой депрессией. Больные с этим синдромом жалуются на то, что у них отсохла половина сердца, легкие зашлакованы, кишечник атрофировался, отсутствует желудок и т.п. В состав синдрома Котара могут входить, хотя далеко не всегда, также бред мучительного бессмертия больной

убежден в том, что он будет вечно мучиться и страдать, отрицательного величия злого могущества и бред гибели мира больной уверен в наступающем конце света. Синдром Котара в основном характерен для инволюционных и старческих психозов. Синдром дисморфофобии дисморфомании это бредовая или сверхценная идея физического недостатка, бред отношения и пониженное настроение вплоть до тяжелой депрессии с суицидальными тенденциями.

Больные испытывают активное недовольство какой-то частью своей внешности, постоянно обращаются к хирургам с требованием проведения косметической операции для исправления дефекта внешности. При отказе хирургов от проведения пластической операции и при невозможности самостоятельной коррекции имеющегося недостатка внешности больные нередко прибегают к самоубийству. Бредовый вариант характерен для юношеского возраста при шизофрении.

Синдром Капгра включает в себя бред двойника, бред отношения, бред интерметаморфозы, страх, тревожные опасения и расстройства восприятия иллюзии, галлюцинации с бредовой интерпретацией последних. Синдром часто сочетается с явлениями психического автоматизма больной убежден, что родственников уничтожили, вместо них агенты. Синдром Фреголи получил свое название по имени актера, постоянно меняющего маски во время выступления. Здесь характерны бредовые идеи преследования, сочетающиеся с постоянным ложным

узнаванием преследователя во многих окружающих. Отношение к преследователям, как правило, агрессивно угрожающее с нанесением им тяжких телесных повреждений вплоть до убийства феномен преследования преследователей. Заключение Исследования патологии памяти и расстройства мышления важны в теоретическом отношении, так как они позволяют выяснить, какие структуры, факторы участвуют в протекании мнестической деятельности, и сопоставить данные о нарушенных звеньях мнестической деятельности с разработанной отечественными

психологами системой взглядов на формирование процессов памяти и мышления. Исследования расстройств важны также для практических вопросов психиатрической клиники. Резюмируя, следует подчеркнуть, что психологический анализ различных форм нарушений деятельности психических больных является ценным материалом, который должен быть учтен при построении психологической теории, особенно при изучении такого сложного вопроса, как строение потребностно - мотивационной сферы человека.

Литература 1Зейгарник Б.В. Патопсихология Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. М. Академия, 2005. 208 с. 2 Лурия А.Р. Лекции по общей психологии СПб. Питер, 2004. 320 с. 3 Марилов В.В. Общая психопатология Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. Академия, 2002. 224 с. 4 Мягков И.Ф Боков С.Н Чаев С.И. Медицинская психология.

Учебник для вузов. М. Логос, 2003. 320 с. 5 Немов Р.С. Психология Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений В 3 кн. М. ВЛАДОС, 2003. Кн. 1 Общие основы психологии. 688 с. HYPER13PAGE HYPER15 HYPER13PAGE HYPER1425HYPER15



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат TheIndustrial Revoultion And Its Impact On
Реферат Индивидуально-психологические и личностные особенности лживой личности, классификация обманов
Реферат Анализ ассортимента и конкурентоспособности коньяка, реализуемого в ТЦ "Метро Кеш энд Керри"
Реферат Моделирование работы конечного распознавателя для последовательно-сти элементов типа "дата" в немецком формате, разделенных запятыми и заключённых в фигурные скобки
Реферат Структурные особенности развития промышленности РФ
Реферат Аналітична довідка за 2011 рік щодо економічного розвитку вінницької області промислове виробництво
Реферат Основные средства организации и их эффективность 2
Реферат 1.Історія розвитку неврології в Україні, вклад вітчизняних та зарубіжних вчених у розвиток неврологічної науки
Реферат Города Северной и Средней Италии в Х-ХШ вв. Образование коммун и городов-государств
Реферат Плакат. Специфика художественного языка плаката
Реферат Лабораторная работа-Маятник Обербека
Реферат Организационно-управленческая структура филиала "Междугородная связь" РУП "БЕЛТЕЛЕКОМ"
Реферат Мировое хозяйство современное состояние, закономерности и тенденции развития
Реферат Гражданство: понятие, принципы и порядок приобретения
Реферат Адольф