Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Разное"


6 Понятие арт-технологии. Возможности арт-технологий в экологическом воспитании школьников

Раздел 6. Арт-технологии экологического воспитания детей и молодежи Тема 6.1. Понятие арт-технологии. Возможности арт-технологий в экологическом воспитании школьников. Необходимость эффективного решения проблемы экологического воспитания школьников приводит к поиску новых психолого-педагогических средств. Одним из таких средств является арт-педагогика - современное, формирующееся практико ориентированное направление педагогической науки, изучающее природу, закономерности, принципы, механизмы и универсальные способы привлечения средств искусства для решения многообразных педагогических задач. Арт-педагогика представляет собой синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического процесса развития детей через искусство и художественно-творческую деятельность. Составляющая термина "арт" акцентирует внимание на использовании средств искусства (живописи, музыки и пения, движения и танца, театра, литературы, прикладного творчества и т.д.) в воспитании детей. Педагогическая система арт-педагогики позволяет без насилия корректировать просчеты воспитания и негативные черты личности ребенка. В то же время она дает удивительные возможности развить эмоциональную сферу, образное мышление, воображение, творческий потенциал ученика. В арсенале арт-педагогики существуют интересные и оригинальные методики, арт-технологии. Термин «технология», на первый взгляд несовместимый с таким творческим процессом, как воспитание, в переводе с латинского означает следующее: «техне» - искусство, ремесло, а «логос» - наука. Искусство воспитания – это, прежде всего, творческие технологии педагога. Арт-технология – это творческое конструирование средствами искусства эмоционально значимых для школьников творческих действий (взаимодействий), система педагогических методов, реализация которых способствует активному формированию личности, развитию духовно-нравственной культуры и потребности в самосовершенствовании. Логика построения этой деятельности - поэтапная реализация игровых технологий с использованием языка искусства – музыки, поэзии, живописи и «погружением» в мир природы. Можно говорить о некотором преимуществе арт-технологий перед другими формами воспитательной работы: - практически каждый ребенок может стать участником арт-технологий, не требующих от него каких-либо специальных способностей (музыкальных, художественных, пластических); - арт-технологии являются средством преимущественно невербального общения, что иногда является для ребенка единственно возможным для выражения чувств и переживаний. Особенно ценно это для тех детей, кто замкнут, стеснителен, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется словами выразить свои переживания; - в процессе участия в арт-технологиях ребенок раскрывает свои чувства, настроения, мысли, свое отношение к окружающему миру, что позволяет лучше узнать его, помочь. В процессе реализации арт-технологий как средства свободного самовыражения ребенка создается атмосфера доверия, терпимости и внимания к его внутреннему миру. Разработка арт-технологии – творческий процесс развития эмоционально-чувственной сферы личности ребенка, который не всегда поддается строгой алгоритмизации. Кроме того, разработка и реализация воспитательной технологии предусматривает творчество всех участников воспитательного процесса - как педагогов, так и учащихся. Арт-технологии экологического содержания направлены на осмысление и поиск путей взаимодействия ребенка с природным и внутренним миром, ориентированных на внутреннее принятие им экологических ценностей, этических норм, стремление к нравственному самосовершенствованию. Такие технологии носят прикладной характер, ориентированы на психовозрастные особенности детей, специфику их мировосприятия и опыт взаимодействия с окружающей средой. Это – творческие экологически ориентированные дела, эмоционально-образные арт-тренинги, разнообразные игры (ролевые, имитационные, игры-путешествия). Арт-технологии экологической направленности способствуют нравственному оздоровлению школьников, формированию положительного отношения к себе, преодолению эмоциональной закрепощенности, неуверенности в себе, своих возможностях, достижению гармонии с собой и окружающим миром. Ребенок, осваивая культуру нравственного здоровья, учится по-настоящему понимать себя, ценить, любить себя и мир вокруг, добиваться успеха, завоевывать признания как сверстников, так и взрослых, ставить цели и добиваться их, планировать свою жизнь, определять задачи своего саморазвития. Именно успешность ребенка, состояние гармонии с собой и окружающим миром – залог его хорошего самочувствия и комфортного состояния, нравственного здоровья в целом. В арт-технологиях экологической направленности, авторские разработки которых будут представлены на этом занятии, особое внимание уделяется не сколько усвоению экологической информации, нравственных норм, сколько расширению чувственного опыта, развитию эмоционально-ценностного восприятия окружающего мира и самого себя. Опираясь на ассоциативный характер чувственно-эстетического восприятия ребенком окружающего мира, мы использовали психолого-педагогические приемы, направленные на возникновение у ребят сюжетных, зрительно-смысловых, пространственно-временных ассоциаций. В своем воображении может переноситься в прошлое, исследовать настоящее, мечтать о будущем. Создавая в своем воображении образы своего «Я», зачастую не реальные, а вымышленные, но желанные, идеализированные, подросток приобретает опыт эмоционально-чувственного переживания, образного мышления, постигает чувство гармонии с собой и окружающим миром. Важным психологическим приемом для усиления эмоционального воздействия и воспитательной направленности нетрадиционных техник и методик, составляющих ядро эмоционально-образных арт-технологий, является язык искусства (музыки, живописи, поэтического слова). В основе любого вида искусства, в частности, музыки лежит эмоциональный эффект воздействия на душу человека. В возрасте активного развития и формирования личности особенно актуально воздействие искусства, музыки в качестве воспитывающего фактора. Особенности детской психики, эмоционально-чувственное и интеллектуальное развитие ребенка, способности к воображению, фантазии, творчеству определяют содержание воспитательных воздействий, основанных на психологии музыкального восприятия, которое, в свою очередь, оказывает влияние на сферы самосознания детей, стимулирует их самосовершенствование. Музыкальная арт-педагогика основана, прежде всего, на способности музыки воздействовать на эмоциональную сферу личности. Еще в 19 веке ученые установили, что при сильном эмоциональном переживании изменяются пульс, дыхание, скорость реакции, мускульной силы и т. д. Известно, что под воздействием негативных эмоций ослабевает иммунитет человека, в результате он чаще болеет. Различные по эмоционально-образному содержанию музыкальные произведения по- разному воздействуют на организм человека, вызывая различные эмоции и, соответственно, разные биохимические процессы. Так, мажорная музыка обычно вызывает светлое, приподнятое и радостное настроение, а минорная, как правило, связана с грустью, печалью, скорбью. Правда, минорная музыка, выражая суровую энергию, драматические переживания, может способствовать активизации физиологических процессов и вызывать активное состояние. Кроме тональности на слушателя оказывает мощное воздействие темп, ритм и динамика музыкального произведения. По мнению В. И. Петрушина, сочетание лада и темпа в наибольшей степени, по сравнению с другими средствами музыкальной выразительности, определяет эмоциональный «заряд» того или иного произведения. Специально подобранные музыкальные произведения позволяют дозировано «тренировать» эмоциональный мир ребенка. Средства музыкальной арт-педагогики способствуют гармонизации личности с природной и социальной средой. При восприятии музыки у ребенка развивается эмпатическая реакция, происходит вчувствование, вживание в музыкальный образ, активизируется воображение. В области арт-педагогики реализуются методики, имеющие так называемый музыкально-терапевтический эффект, обладающий, в основном, лечебной направленностью и оказывающий корректирующее воздействие на личность. Данные методики обращены, в основном, к взрослой аудитории с определенными личными проблемами и некоторыми патологиями психики. Однако особенности детского возраста требуют адаптации традиционных психологических и музыкально-терапевтических приемов, в частности, таких, как музыкальная медитация, релаксация под музыку и других, соответствующих возрасту и особенностям личностной сферы воспитанников. К таким методикам мы относим арт-технологии эмоционально-образного развития и самосовершенствования, направленные на развитие мыслительных способностей, дара образного видения и воображения, чувства ритма, темпа и времени, тренировку коммуникативных навыков, выдержки, самовоспитание нравственно-волевых качеств, способности разрешения внутренних конфликтов, личностных проблем, положительное восприятие и переживание собственного «Я». Данные технологии развиваются по двум направлениям. К первому мы относим музыкальную медитацию, основанную на недирективном восприятии музыки (свободном следовании образам и ассоциациям, возникающим у слушателя в процессе музыкального восприятия), несущей эффект катарсиса («очищения»). Детям предлагаются музыкальные произведения, различные по характеру, выражающие определенные эмоциональные состояния: грусть, тревогу, напряжение, назревание внутренних конфликтов и проблем; а как разрешение – музыку сдержанную, спокойную, дарующую утешение, выравнивающую эмоциональное состояние воспитанника; или жизнеутверждающую, ликующую, с радостным, оптимистическим заключением, освобождающую от эмоционального закрепощения, дающую стимул к самосовершенствованию и преодолению трудностей на этом пути. Подобные приемы так называемого «музыкально-психологического массажа», но с лечебно-терапевтическим эффектом и обращенные к взрослым слушателям использовал в своей работе В.И.Петрушин. Технологии такого плана включают в себя прослушивания музыкальных произведений высоких художественных достоинств (Б.Т.Лихачев в период повального увлечения молодежи рок-музыкой утверждал, что ребенка должна окружать экологически чистая звуковая аура). Это – музыка, рисующая картины и явления природы, отражающая целую гамму человеческих чувств. Подростку, который вживается в музыкальный образ, следует предоставить возможность музыке действовать на душу спонтанно – открыто выражать свои эмоции, плакать, грустить, радоваться, петь, двигаться. Так, технологии включают творческое музицирование, музыкально-ритмические импровизации, рисование под музыку. Технологии второго направления основаны на восприятии музыки, формирующей определенные переживания конкретной направленности. Музыка, наряду с поэтическими текстами и репродукциями картин здесь используется как важный психологический прием для усиления эмоционального воздействия и воспитательной направленности нетрадиционных техник и методик, составляющих ядро эмоционально-образных арт-технологий «Погружение в мир природы и музыки». Восприятие музыки сопровождается сюжетным воображением на определенную тему, задаваемую педагогом, (например, прогулка по волшебному лесу, путешествие на планету Цветов). Ребенок проходит увлекательный путь созидания себя в процессе реализации методик «В царстве говорящих цветов», «Карнавал животных», «В подводном царстве». Переживание образов помогает детям сконцентрироваться на образе своего «Я», совершенствовать нравственные качества личности, проанализировать мотивы и потребности, систему отношений, стили поведения и способы общения. В арт-технологиях предлагается ряд эффективных имагоприемов, формирующих способность решать личностные проблемы, разрешать конфликты, забывать неприятное, освобождаться от негативного (опадают с волшебного дерева желтые листья – наши неудачи, проблемы; меркнут цвета, окрасившие наши негативные переживания…). Восприятие музыки сливается с переживанием ребенком определенных чувств, определенных образов. Так, звуки органа в фа-минорной хоральной прелюдии И.С.Баха помогают ребенку постичь состояние гармонии с окружающим миром. Прозрачная поверхность «Волшебного озера» (оркестровая фантазия А.Лядова) отражает всю гамму чувств и переживаний подростков, его созерцание побуждает к размышлениям о внутреннем мире, достоинствах м недостатках, побуждает к «самоочищению». Отрывок из симфонической поэмы А.Скрябина «Прометей» сопровождает преодоление подростком символических ступеней роста, при котором он, силой своего воображения, «вырубает» ступени в скале, рисуя свои ближние, средние и дальние цели саморазвития, создает свои формулы-подбадривания. Мелодия К.Глюка из оперы «Орфей и Эвридика» сопровождает переживание подростком состояния душевной гармонии, ощущения необозримого сияющего пространства, светящегося мира вокруг себя и, как его частицу, себя в этом мире, представляя в себе внутренний источник света и тепла… Дополняет и органично сливается с музыкой язык живописи, используемый в арт-технологиях - "язык" визуальной и пластической экспрессии. Согласно восточной мудрости, "картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов". По мнению В.С. Мухиной и некоторых других исследователей, рисунок для детей является не искусством, а речью. Им свойственно стремление рисовать. Это - своеобразное экспериментирование с художественными символами в качестве заместителей реальных объектов. Посредством рисования реализуется потребность личности в самовыражении. Они словно чувствуют ограниченность выразительных возможностей слова, и это, наверное, делает их более "совершенными" существами по сравнению со взрослыми. Возраст от пяти до десяти лет даже называют золотым веком детского рисунка. Итак, классическая музыка развивает у воспитанников способности к образному мышлению, воображению. Специальный музыкальный ряд из созданной нами фонотеки экологической музыки, сопровождающий путь подростка к себе, включает произведения русских и зарубежных композиторов-классиков – Г.Генделя (сюита «Музыка на воде»), Д.Маруани («Космическая опера»), Н.Римского-Корсакова (музыкальная картина «Садко»), Я.Сибелиуса (сюита «Пеллеас и Мелисанда»), Б.Сметаны (концертная сюита для фортепиано «На морском берегу»), фортепианные прелюдии М.Чюрлениса. Результативность реализации арт-технологий выражается как в повышении уровня экологической воспитанности обучающихся, так и в реализации таких показателей, как: - степень развитости эмоционально-чувственной, образной сферы подростка, способность к чувственно-эстетическому восприятию окружающего мира; - способность к развитию эмоционально-эмпатической впечатлительности, сопереживанию, состраданию, «вчувствованию», вживанию в образы природы, искусства, состояние окружающих людей и свой собственный внутренний мир; желание перейти от сопереживания и сочувствия к содействию, помощи конкретному животному, растению, природе, другому человеку; - развитое чувство ответственности, умение и желание делать правильный нравственный выбор, уважение к себе и ко всему окружающему; - накопление опыта эстетического переживания взаимодействия с объектами природы, произведениями искусства, постижение чувства гармонии с собой и окружающим миром. Реализация воспитательных возможностей уроков, «трансдисциплинарное» их построение, обогащение «репертуара» внеучебной деятельности, использование музыки, артпедагогических воздействий, оригинальных эмоционально-образных технологий направленного воображения, содействующих «омузыкаленному» видению и восприятию себя и мира открывает новые перспективы в экологическом воспитании школьников, стимулирует их самосовершенствование. ^ Тема 6.2. Разработки арт-технологий, направленных на развитие экологической культуры школьников. Рассмотрим на конкретных примерах некоторые подходы к организации арт-технологий. Мы познакомим вас с вариантами групповых тематически ориентированных арт-технологий, объединенных единым тематическим замыслом. В структуре каждого занятия прослеживаются две основные части. Одна - невербальная, творческая, где ребенок слушает музыку, созерцает пейзаж в природе или живописное полотно. Основные средства самовыражения - рисунок, пластические движения, театрализация. Другая часть - вербальная, апперцептивная и формально более структурированная. Каждый интерпретирует услышанную музыку, нарисованные объекты, описывает возникшие ассоциации, размышляет, создает эссе и т.п. Представленные вашему вниманию технологии могут быть применены в условиях учебной работы (в практике преподавания предметов гуманитарного и художественного циклов – литературы, истории, музыки, мировой художественной культуры, изобразительного искусства, интегрированных уроков) и внеучебной деятельности школ, в условиях реализации модели экологического воспитания в школе полного дня. (Далее демонстрируются одна или несколько арт-технологий по выбору ведущего лекцию, семинар. Для проведения занятия следует подготовить записи рекомендуемых музыкальных произведений, слайды с репродукциями).Вниманию слушателей предлагаются разработки арт-технологий для младших школьников, младших подростков из цикла «Погружение в мир природы и музыки» и старшеклассников «К тайникам моей души». Содержание арт-технологий представлено текстом от первого лица – ведущего-педагога, который, естественно, к данным разработкам отнесется творчески – пропустит через свой жизненный опыт, вложит свои чувства и переживания, усилит те аспекты, которые более созвучны интересам и потребностям детей. «Карнавал животных». Звучит музыкальная запись – «Большая зоологическая фантазия» К. Сен-Санса «Карнавал животных». Произведение «Карнавал животных» французского композитора Сен-Санса, который всегда был «слишком ребенком», было написано в 1886 году. Он мечтал создавать музыку, «проникающую в душу и разливающуюся там по всем закоулкам», и ему это удавалось. Его Зоологическая фантазия - это ряд музыкальных картинок для небольшого ансамбля: флейта, кларнет, стеклянная гармоника (сейчас её заменяют металлофоном), ксилофон, 2 фортепиано, 2 скрипки, альт, виолончель, контрабас. «Карнавал животных» сочинялся как произведение юмористическое; в нём много пародий, легко узнававшихся современниками. Здесь удивительно тонко и поэтично, с некоторой долей юмора нарисованы образы разных животных – льва и кенгуру, слонов и черепах… Впрочем, композитор не столько рассказывает о животных, сколько подмечает разные человеческие характеры, причем остроумно и узнаваемо. (Дети слушают музыку, после прослушивания каждой пьесы пробуют дать ей свое название, объясняют его. Педагог, выслушав разные мнения, обобщает услышанное и называет каждое произведение. После прослушивания всей фантазии педагог предлагает ребятам нарисовать полюбившегося персонажа, отметить его «черты характера» и подумать над тем, какие качества, присущие этим животным, встречаются и у самих ребят (черепашья медлительность или поспешность, торопливость Кенгуру, стремительность антилопы, ловкость и расторопность рыбок в Аквариуме, гибкость и изящество Лебеди, а, может быть, и ослиное упрямство, и львиная гордыня…). Можно предложить детям написать короткое эссе со своими размышлениями об услышанном. Музыка пробуждает воображение детей, способствуют развитию эмоционально-чувственного отношения к природному миру, эмпатии, самопознанию). ^ Комментарии педагога: Вот «Вступление и королевский марш льва» — торжественный выход царя зверей. Лев встряхивает своей роскошной гривой, оглашая окрестности грозным рычанием («рычит» фортепиано)! Ах, как он любуется собой и своей внушительной поступью! «^ Куры и петухи» - хлопотливое квохтанье и задиристое кудахтанье, суетливость так мастерски переданы композитором! «Антилопы» - стремительную быстроту грациозных антилоп передает неистовый «бег» двух фортепиано. А вот «Черепахи». Как вы думаете, в каком темпе эта пьеса? Конечно, в очень медленном. Ползет черепаха, не торопясь вовремя сделать свои дела, решить свои проблемы… А в пьесе «Слоны» музыка настолько тяжеловесна, что так и видим мы слоновью неповоротливость, изображенную самим низким инструментом – контрабасом. Вот «Кенгуру». Кто бы мог подумать, что фортепиано может так «прыгать»! А в «Аквариуме» в звуках флейты, струнных слышатся переливы воды, изящные движения рыбок. Слушая эту дивную музыку, мы словно созерцаем стайку рыбок в аквариуме, дробящийся и колышущийся зеленоватый свет. «^ Персонаж с длинными ушами» — это именно тот, о ком вы подумали: крики «иа» забавно переданы «взвизгивающими» скрипками. Про очень упрямых людей говорят – «у него ослиное упрямство!». «^ Кукушка в глубине лесов» - таинственная мелодия (аккорды двух фортепиано) время от времени прерывается «кукованием» кларнета, которому Сен-Санс предписывает удалиться за сцену и звучать «издалека». «^ Птичник» - музыка передает чириканье, щебет, взмахи крыльев и порхание певчих птиц. «Пианисты» — камешек в огород тех, кто постоянно зубрит, не вкладывая в процесс постижения нового ни мысль, ни душу…упирающих на зубрежку гамм, без всякой «человеческой» мысли. «Ископаемые» - угловатая музыка, слепленная из фрагментов разных мелодий сопровождает танец нескольких персонажей – диковинных созданий, которые когда-то давно жили на Земле, а сейчас явились на карнавал в виде скелетов. Сухое звучание ксилофона напоминает щёлканье костей. И наконец, «Лебедь». Единственная часть, лишенная иронии. Песнь виолончели как мгновение ностальгии по сияющей синеве неба, по полету белоснежных крыльев, по самой Красоте… В «Финале» звучит общий танец, где в едином ритме соединяются темы разных зверей из предыдущих номеров; начинается похожей на вступление к карнавалу длинной шумной трелью, заканчивается знакомыми «И-а-а, и-а-а» ослов. После прослушивания этой удивительной музыки вспоминаются слова Ромена Роллана: «В современном искусстве, нервном и беспокойном, его музыка поражает своей безмятежностью, своими спокойными гармониями… своей кристальной чистотой… Он вносит в нашу тревожную жизнь немножко света и мягкости былых дней». «В подводном царстве» (арт-технология по самопознанию, открытию своего «я») (Звучит музыкальная картина «Садко» Н.А.Римского-Корсакова. Для занятия необходимо приготовить бумагу, карандаши, фломастеры или краски). …Попробуем совершить необычное «морское путешествие». Примем удобное положение сидя, позволяющее расслабиться, но в то же время оставаться внимательным к тому, что происходит внутри вас – к своим ощущениям, переживаниям. И - приготовимся к необычному погружению на дно морское, к воображаемой встрече с обитателями морского царства, к испытанию самих себя. Закроем глаза, и представим, что мы, облачившись в костюм аквалангиста, входим в море. Войти в воду – значит познать себя,- утверждали древние. Итак, мы «погружаемся» в море и встречаемся с чудесным и диковинным подводным миром – вот перед нами замысловатый узор хрупких коралловых веточек. Какая нежная палитра самых разнообразных красок! Молочную белизну некоторых кораллов увенчивают легкие голубые капельки на самых верхушках, а рядом – чарующе фиолетово-лиловый, нежно розовый, сиреневый цвета… Вдоволь налюбовавшись коралловыми рифами, познакомившись с любопытной рыбой-иглой, которая как бы застыла от неожиданной встречи с нами, мы погружаемся все глубже и … неожиданно видим осьминога с многочисленными извивающимися щупальцами. Держитесь от него подальше, ведь как легко может опутать осьминог свою жертву, заставить покориться, не дать плыть дальше… Попробуем на листе бумаги нарисовать своего осьминога, в щупальцах которого «запутались» наши недостатки и противоречия, мешающие жить. Это могут быть лень, трусость, отсутствие воли, слабохарактерность… (Какие разные осьминоги и осьминожки ожили под карандашами путешественников! Озорные и грустные, растерянные и хитрые, курносые и с радостной улыбкой, нарядные – с бусами, в кепке и в очках, и даже с плеером! Но объединяет их всех довольно критичный взгляд на самих себя: в щупальцах у каждого – недостатки, отрицательные качества личности, от которых, конечно же, каждый мечтает избавиться. Вот некоторые из них: «Я ревнивая и задиристая», «Я не умею проигрывать», «Я иногда жадничаю», «Если разозлюсь – становлюсь бешеным» (этому осьминогу не мешало бы поучиться выдержке), «Очень люблю сладости и из-за этого ворую их»(а от тебя никогда не прятали конфеты?), «Я иногда дерусь и огорчаю маму», «Я очень обидчивая». А вот – очень грустная осьминожка с целым веером «недостатков»(как ей самой это кажется) – «Я – злая, нервная, глупая, неграмотная, толстая, врунья…». Может, эта осьминожка очень одинока? Наиболее часто в щупальцах осьминогов запутывались лень, жадность, раздражительность, эгоизм, лживость, завистливость, хвастливость, трусость, невыдержанность, капризность). Осознавая свои недостатки, человек, естественно, стремиться их исправить. Ведь наши лень и несобранность мешают нам учиться, благодаря нашей грубости и вспыльчивости мы можем потерять друга, а наша неорганизованность так раздражает родителей и учителей! Терпение, сила воли, трудолюбие, настойчивость в достижении цели и упорство – вот наши верные спутники, которые помогут в пути. Цель нашего «погружения» – найти белоснежную жемчужину, спрятавшуюся в большой раковине. А всем ли удалось найти свою жемчужину – все самое ценное в нас и то лучшее, что бы мы желали приобрести? Попробуем нарисовать свою раковину и вложить туда свою жемчужину – все хорошее, что есть в нас, все лучшее, к чему мы стремимся… (Путешественники с гордостью «открыли» в себе следующее: «Я сильный, умный, хороший, красивый и добрый! Я умею играть на гитаре и хорошо играю в баскетбол.» «Я веселая, нежная и красивая, умею рисовать и красиво писать». «Я надежный и умелый». «Я храбрый. Я умею плавать и играть в водное поло». «Я честный, никогда не жадничаю и не обижаю других». «Я имею много друзей, люблю рисовать, у меня есть чувство юмора». К важным жизненным ценностям ребята отнесли здоровье, семью, верных друзей, счастье, фантазию, ласку, добро, любовь, и лишь немногие – материальное благополучие, деньги. А вот – очень искренние слова: «Хочу быть богатой, но богатство для меня – не деньги и бриллианты, а богатство воображения, доброты, радости…»). Познание себя – процесс долгий и сложный, но мы ведь не боимся трудностей на своем пути? Познавая себя, мы начинаем работу над собой – совершенствуем достоинства, преодолеваем слабости, проблемы и трудности, пробуем свои силы и возможности в различных видах деятельности. И – продолжаем погружение в свой внутренний мир, мир природы и музыки… «Волшебный лес» (Звучит музыкальная запись - Симфоническая поэма М.Чюрлениса «В лесу»). Ведущий: закроем глаза и представим, что мы с вами оказались в лесу – да не простом, а волшебном. Величавые деревья-великаны стремятся своими верхушками достать до самого неба. Стройные березки-подружки весело перешептываются друг с другом, словно делятся своими секретами. Пушистые елки приветливо тянут к нам свои ветви-лапы, словно желая познакомиться… Под ногами рассыпан яркий ковер из ягод, где-то под листочком спрятался крепкий гриб-боровик. А теперь представим, что мы с вами и есть этот волшебный лес, каждый из нас – дерево, растущее в этом лесу… Что мы чувствуем? Радуемся солнышку? Грустим унылой осенней порой, сбрасывая с себя последние листочки? Печалимся одиночеству? Вздрагиваем от грубого прикосновения человека, решившего развести костер из наших веток? Попробуем нарисовать дерево – образ своего «Я» и описать его чувства, мысли, переживания. Чему мы радуемся, отчего грустим? Хорошо ли нам в нашем волшебном лесу? Есть ли у нас друзья? Какие чудесные плоды дарит наше дерево окружающим? А теперь представим, что плоды нашего волшебного дерева – это наши возможности. Чем бы мы могли поделиться с друзьями, что бы мы могли подарить всем, кто находится с нами рядом? Подумаем, ведь нашими «дарами» могут быть и наши добрые качества – забота, любовь и нежность к близким, сострадание и участие, искренняя заинтересованность в успехах друга, помощь и реальные дела на благо природного мира… Мы знаем, что осенью деревья сбрасывают свои листочки. Подумаем, что бы и мы хотели с себя «сбросить» - наши неудачи, вредные привычки, черты характера, которые мешают нам жить. Нарисуем около нашего дерева падающие (от чего бы мы хотели освободиться) и уже лежащие на земле (от чего мы уже смогли избавиться) желтые листья. В каждый из них впишем определенное качество или привычку. Конечно, мы знаем, что избавление от недостатков – дело сложное и кропотливое, требует больших усилий, работы над собой, занимает достаточно много времени. Но и результаты не замедлят себя ждать – весной на нашем дереве появятся новые побеги и зазеленеет оно яркими свежими красками! «^ В саду говорящих цветов» (Занятие проходит под музыку П.И.Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»). Представим, что мы с вами попали в волшебный сад, в котором цветут прекрасные необыкновенные цветы. Даже названия у этих цветов необычные – «Мечта», «Улыбка», «Желание». А какие еще цветы могут расти в этом необычном саду? Нарисуем цветок из волшебного сада, дадим ему свое название и опишем на листе бумаги его характер, настроение, отношение к окружающим его другим цветам. Попробуем в этом цветке увидеть себя, свои проблемы, черты характера… (В «саду говорящих цветов» каждый ребенок, войдя в образ нарисованного им цветка, поделился своим самым сокровенным: «Я – цветок по имени «Улыбка». Мне хорошо, со мной мои друзья…»; «Я – бархатный цветочек, обо мне заботятся, меня поливают, мне тепло и уютно». «Я – Роза. Осторожно, у меня шипы!». А у этого цветка – горечь одиночества: «В этом саду я никому не нужен!» Вот колючий кактус: «Я все время даю сдачи!»). «Планета Цветок» (Звучит музыкальная запись – «Космическая опера» Д.Маруани). Педагог зачитывает детям отрывок из книги Дмитриевой Л.П. «Думалка»1. ^ Экипаж космического корабля попадает на незнакомую планету Мое имя Произнесем свое имя, медленно и тщательно его выговаривая. Обратим свое имя в музыкальную фразу, пропоем его как песню. Какая у нас получилась мелодия? Энергичная, жизнерадостная? Или нежная, печальная? А может, тревожная, смятенная? Подумаем, насколько музыка твоего имени соответствует твоему внешнему облику, характеру, душевным качествам. А теперь — несколько советов по интерпретации имени, которые дает О.Дьюхерст-Мэлдок в своей книге “Целительный звук”: экспансивная, произнесенная на одном дыхании, наполненная уверенностью фраза свидетельствует о жизненной энергии и оптимизме. Менее определенная высота и ритм в песне твоего имени могут говорить о том, что ты печален, обеспокоен и одинок. Маленькие паузы в мелодии являются знаками точности, и если ты их используешь, ты— уравновешен, внимателен и деятелен. А теперь напишем свое имя на листе бумаги, а рядом дадим несколько определений, созвучных вашему имени и образу. Подумаем, что преобладает в этих определениях, — любовь, нежность, уважение к себе или юмор, ирония, насмешка? Если проявилось негативное отношение, постаремся избавиться от него, чтобы относиться с уважением и любовью к своему имени и к себе! Постараемся силой своего воображения услышать внутренний голос, произносящий ваше имя, — голос самого мудрого и доброго человека, которого вы когда-либо слышали. Это будет звук вашего успокоенного “я”. Чаще обращайтесь по имени к окружающим вас людям, вкладывая в него доброе отношение, ведь имя человека — самый сладостный для него звук, убеждает нас Д.Карнеги.^ Радуга чувст^ Волшебное озер


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Everyman Essay Research Paper In the medieval
Реферат Фридрих II Великий. Жизнеописание
Реферат Коммутативная направленность проектной деятельности на уроках английского языка в средних классах
Реферат Игра как средство воспитания во внеурочное время
Реферат Оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия и состояния его баланса
Реферат Анализ экономического положения Республики Марий Эл, определение принципов и методов государственного регулирования в социально-экономической сфере
Реферат К вопросу об употреблении страдательного залога в профессионально-ориентированных текстах
Реферат Анализ работы менеджера с документами
Реферат "cлово о полку ігоревім" як джерело інтегрального націоналізму дмитра донцова
Реферат Андийские народы
Реферат Краткое доказательство гипотезы Биля
Реферат Выездная налоговая проверка по транспортному налогу
Реферат Wrestling Essay Research Paper Professional wrestling programs
Реферат Организация учебно-исследовательской деятельности старшеклассников в процессе обучения географии
Реферат George Frideric Handel Essay Research Paper George