71. Типовой контракт купли-продажиДоговор купли-продажи товаров в материально-вещественной форме в международной коммерческой практике называется контрактом. Контракт купли-продажи представляет собой коммерческий документ, оформляющий внешнеторговую сделку, в котором содержится письменная договоренность сторон о поставке товара: обязательство продавца передать определенное имущество в собственность покупателя и обязательство покупателя принять это имущество и уплатить за него определенную денежную сумму, или обязательства сторон выполнить условия товарообменной сделки. Регулирование заключения договора купли-продажи и те права и обязанности продавца и покупателя, которые возникают из такого договора, унифицировано в Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров. Применяемые во внешней торговле контракты содержат различные условия, характеризующие товар, служащий предметом купли-продажи, определяющие коммерческие особенности сделки, права и обязанности сторон, взаимные обязательства сторон по операциям, обеспечивающим исполнение контракта. Все условия контракта можно классифицировать следующим образом: с точки зрения их обязательности для продавца и покупателя; с точки зрения их универсальности.С точки зрения обязательности условия контракта делятся на обязательные и дополнительные.К обязательным условиям относятся: наименования сторон - участников сделки; предмет контракта; качество и количество; базисные условия поставки; цена условия платежа санкции и рекламации (штрафы, претензии); юридические адреса и подписи сторон.Дополнительные условия: сдача-приемка товара; страховка; отгрузочные документы; гарантии; упаковка и маркировка; форс-мажорные обстоятельства; арбитраж; прочие условия.Обязательными эти условия (“conditions”) называются так потому, что, если одна из сторон не выполняет эти условия, то другая сторона вправе расторгнуть контракт и требовать возмещения убытков. С точки зрения универсальности условия контракта делятся на индивидуальные и универсальные.К индивидуальным, то есть тем, которые присущи только одному конкретному контракту, относятся: наименование сторон в преамбуле; предмет контракта; качество товара; количество товара; цена; сроки поставки; юридические адреса и подписи сторон.К универсальным условиям относятся: сдача-приемка товара; базисные условия поставки; условия платежа; упаковка и маркировка; гарантии; санкции и рекламации; форс-мажорные обстоятельства; арбитраж. Основные пункты внешнеторгового контракта:Преамбула. Преамбула предшествует тексту контракта и начинается со слова контракт в середине страницы, после которого следует номер контракта. Ниже, справа, пишется дата, а слева указывается место заключения контракта. Далее в преамбуле четко указывается фирменные наименования сторон. В преамбуле также дается определение сторон как контрагентов. Наглядным примером может служить преамбула контракта приведенного в приложении 12.Предмет контракта. После преамбулы следует описание предмета контракта и устанавливается его точное наименование, характеристика, модель, сорт и т.д. Если товар требует более подробной характеристики или ассортимент товара широк по наименованиям и количеству, то все это указывается в приложении к договору (спецификации), которое является неотъемлемой частью контракта, о чем делается соответствующая оговорка в тексте контракта.Количество. В контракте устанавливается единица измерения количества, система мер и весов.Качество товара. Определить качество товара в контракте купли-продажи - значит установить качественную характеристику товара, т.е. совокупность свойств, определяющих пригодность товара для использования его по назначению в соответствии с потребностями покупателя. Выбор способа определения качества зависит от характера товара, от практики, сложившейся в международной торговле данным товаром, и других условий. Способы определения качества: по стандарту по техническим условиям по спецификации по образцу по описанию по предварительному осмотру по содержанию отдельных веществ в товаре по выходу готового продукта по натурному весу способ “тель-кель”. Если в контракте не указан способ определения качества, обычно считается, что качество определяемого товара должно соответствовать среднему качеству, являющемуся в стране продавца или в стране происхождения товара обычным для данного вида товара.Транспортные условия контракта. Транспорт является основным связующим звеном между продавцом и покупателем; конечной целью транспортировки является своевременное прибытие груза в конечный пункт назначения в хорошем состоянии. При рассмотрении вопросов транспортировки грузов для участников внешнеторговой сделки необходимо установить следующее: каковы базисные условия поставки товара, как в соответствии с ними распределяются обязанности продавца и покупателя по обеспечению доставки товара; как осуществляется обратная связь между продавцом и покупателем при доставке товара (извещения); каким видом транспорта будет доставляться товар, какие документы сопровождают договор перевозки.Базисными условиями во внешнеторговом контракте купли-продажи называют специальные условия, которые определяют обязанности продавца и покупателя по доставке товара и устанавливают момент выполнения продавцом своих обязанностей по поставке товара и перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя, а также могущих возникнуть в связи с этим расходов. Применение базисных условий упрощает составление и согласование контрактов, помогает контрагентам найти способы разделения ответственности и разрешения возникающих разногласий. Международная торговая палата разработала и выпустила сборники толкований базисных условий, так называемые “International Commercial Terms”.Из всех базисных условий наибольшее распространение получили условия FOB и CIF, и в практике международной торговли “цена FOB” обычно понимается как экспортная цена товара, цена CIF - как импортная. Не менее важным вопросом при заключении контракта является вопрос о виде транспорта. Для ответа на этот вопрос необходимо проанализировать следующие факторы: вид груза; расстояние и маршрут перевозки; фактор времени; стоимость перевозки.6. Цена товара. Цена на каждый товар устанавливается за какую-то определенную единицу измерения. Выбор единицы измерения, за которую устанавливается цена, определяется характером товара и практикой которая сложилась на мировом рынке при торговле данным товаром. 7. Условия платежа. Условия платежа определяют в контракте следующие моменты: способ платежа средства платежа форму платежаСпособ платежа показывает, когда производится оплата товара по отношению к моменту его фактической поставки. Существует три способа платежа: платеж наличными, авансовый платеж, платеж в кредит.К формам расчетов, применяемым в международной торговой практике, относятся следующие (даются по степени выгодности для экспортера от наиболее выгодной до наименее выгодной): 100% авансовый платеж аккредитив инкассо открытый счетТак, в Контракте КЕ-02-ЕС/96 (Приложение 13, п.4.1) как форму платежа используют 100% предварительную оплату (условия приведены в Приложении), а в Контракте № КЕ - 07 - МК/95 используется 100% безотзывной аккредитив. (см. Приложение 12, п. 4.1). Причем если в контракте условием платежа используется аккредитив, то в контракте должен будет присутствовать пункт об условиях раскрытия аккредитива. Подробнее формы расчетов освещаются в пункте 8.^ 8.Срок и дата поставки. Под сроком поставки товара понимается момент, когда продавец обязан передать товар покупателю или по его поручению лицу, действующему от его имени. Количество товара указанное в контракте, может быть поставлено единовременно или по частям (партиями). К примеру в Контракте КЕ-02-ЕС/96 (Приложение 13, п. 3.3) четко оговаривается момент о недопустимости частичной поставки. Датой поставки называется дата передачи товара в распоряжение покупателя.^ 9.Упаковка и маркировка. Обычно в контракте различают внешнюю упаковку - тару (ящики, картонные коробки, бочки, контейнеры и др.) и внутреннюю упаковку, неотделимую от товара. При заключении контракта упаковка товара относится к обязанностям продавца.(пример условия упаковки см. Приложение 13 п.4.4 ) Маркировка, наносимая на упаковку, определяется обычно покупателем и выбирается в зависимости от характера товара, а также условий контракта. Маркировка должна включать: наименование продавца; наименование покупателя; номер контракта; место назначения номер упаковочной единицы и их общее количество; габариты упаковочной единицы; вес упаковочной единицы брутто; вес упаковочной единицы нетто; указания по транспортировке и погрузке-разгрузке (“верх”, “низ”, “осторожно” и т.п.; указания во избежание инцендентов при транспортировке опасных товаров; страну изготовления товара.