Глава 5Божие царство5.1 Определение ЦарстваВ наших предыдущих главах мы показали, что цель Бога состоит в награждении Своих верных людей вечной жизнью при возвращении Христа. Эта вечная жизнь будет проводиться на земле; неоднократные обетования Бога о ней никогда не содержали слов о том, что праведные отправятся на небо. "Евангелие (хорошие новости) Царствия" (Матфей 4:23) было сообщено Аврааму в виде обетований Бога в отношении вечной жизни на земле (Галатам 3:8). Царство Божие будет тогда, когда вернется Христос и исполнятся эти обетования. Хотя Бог в конечном счете является Царем всего Своего мироздания даже сейчас, Он представляет человеку свободу в управлении миром и в собственной жизни по своему желанию. Таким образом, сейчас мир представляет собой "царствие человека" (Деяния 2:37-44; 4:17).Когда возвратится Христос, исполнятся слова, "говорящие: царство мира соделалось Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков" (Откровение 11:15). Тогда воля и желания Бога будут полностью и открыто осуществлены на земле. Поэтому, Иисус и наставляет нас молиться: "Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе" (Матфей 6:10). Отсюда, слова "Царствие Божие" взаимозаменяются со словами "Царствие Небесное" (Матфей 13:11; сравните Марк 4:11). Обратите внимание, мы нигде не читаем "царство на небе"; но царство небесное будет установлено Христом на земле при Его возвращении. Как Ангелы полностью подчиняются воле Бога на небе (Псалом 102:19-21), так будет и в будущем Божьем Царстве, когда земля будет населена только праведными, которые будут тогда "равны Ангелам" (Лука 20:36).Вхождение в Божие Царство при приходе Христа, будет конечным результатом всех наших христианских скорбей в этой жизни (Матфей 25:34; Деяния 14:22); поэтому, нам абсолютно необходимо иметь правильное представление обо всем этом. Проповеди Филиппа о Христе определяются как "благовествующие о Царствии Божьем и о имени Иисуса Христа" (Деяния 8:5, 12). В проповедях Павла отрывок за отрывком напоминает нам, что "Царствие Божие" было его основной темой (Деяния 19:8; 20:25; 28:23, 31). Поэтому, первоочередную важность приобретает вопрос о нашем полном понимании учения о Божьем Царстве, так как оно составляет важную часть писаний Евангелия. "Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие" (Деяния 14:22); это - свет в конце туннеля нашей жизни, и он побуждает нас совершать жертвы, которые входят в нашу истинную христианскую жизнь.Вавилонский царь Навуходоносор хотел узнать будущее мира (см. Даниил 2). Ночью во сне он увидел большого истукана, сделанного из разного металла. Даниил пояснил, что золотая голова истукана означает царя Вавилонского (Даниил 2:38). После него поднимутся на территории вокруг Израиля другие большие царства, и в конце концов создастся такая обстановка, при которой "как персты ног были частью из железа, а частью из глины, так и царство будет частью крепкое, частью хрупкое" (Даниил 2:42).В настоящее время мир населен многими народами, одни из которых сильные, а другие слабые. Даниил сказал далее, что небольшой камень, оторвавшийся от горы, ударил в истукана и разбил его ноги, а сам сделался великой горою и наполнил всю землю. Этот камень олицетворял Иисуса (Матфей 21:42; Деяния 4:11; Ефесянам 2:20; 1 Петра 2:4-8). "Гора", которая будет создана им во всем мире, представляет собой вечное Божие Царство. Оно будет образовано при втором приходе Иисуса Христа. Это пророчество само по себе служит доказательством, что Царство будет на земле, а не на небе.Вопрос о том, что Царство будет фактически полностью установлено при возвращении Христа освещается и в других местах Библии. Так, Павел говорит, что Иисус будет судить живых и мертвых "в явление Его и царствие Его" (2 Тимофею 4:1). Михей (4:1) подхватывает идею Даниила о том, что Царство Божие будет подобно большой горе. "И будет в последние дни: гора дома Господня поставлена будет". Затем дается описание царства на земле (Михей 4:1-4). Бог даст Иисусу престол Давидов в Иерусалиме: "И будет царствовать... вовеки, и Царству Его не будет конца" (Лука 1:32-33). Здесь возникает вопрос, в какой момент Иисус начнет царствовать на Давидовом престоле, и когда начнется его царство. Это будет при возвращении Христа. Слова "Царству Его не будет конца" перекликаются со словами стиха Даниил 2:44: "Бог небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится и царство это не будет передано другому народу". В Откровение 11:15 при описании второго пришествия Христа употребляется тот же самый язык: "Царство мира соделалось Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков". И опять, должно быть какое-то определенное время, когда начнется царство Христа и Его царствование на земле. И снова ответ будет такой же - это будет при Его возвращении.^ 5.2 Сейчас Царство не установленоСуществует широко распространенное мнение, что Божие Царство сейчас полностью существует, и оно состоит из нынешних верующих - "церкви". Хотя в перспективе истинные верующие уже "спасены", и им предоставлены потенциальные места в Царстве; однако, ясно, что мы не можем быть сейчас полностью в Царстве, так как Христос еще не вернулся, чтобы установить его.Из того, что мы изучили до настоящего момента, становится очевидным, "что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия" (1 Коринфянам 15:50). Мы являемся "наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его" (Иаков 2:5), ибо крещение делает нас наследниками обетований Аврааму, а эти обетования составляют основу Евангелия Царства (Матфей 4:23; Галатам 3:8, 27-29). Не удивительно, поэтому, что в Библии часто встречаются стихи, в которых говорится, что обетования Аврааму о наследовании будут выполнены при возвращении Христа (Матфей 25:34; 1 Коринфянам 6:9-10; 15:50; Галатам 5:21; Ефесянам 5:5). Сам язык в этих стихах о будущем наследовании показывает, что Царство не состоит из нынешних верующих.Иисус рассказал притчу, чтобы поправить тех, кто думал, "что скоро должно открыться Царствие Божие. Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться". На время своего отсутствия он дал своим рабам определенные задания. "И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех", и судил их (Лука 19:11-27).Человек высокого ранга - это Иисус, отправляющийся в "дальнюю страну" небес, чтобы получить Царство, с которым он возвратится ко времени проведения суда, и это будет Его второй приход. Невозможно, поэтому, чтобы "рабы" обладали Царством сейчас, во время отсутствия своего Господа.Вышесказанное подтверждается также следующими местами из Библии:"^ Царство Мое не от мира века сего", объяснил просто Иисус (Иоанн 18:36). Однако, даже в то время Он мог сказать: "Я Царь" (Иоанн 18:37), показывая тем самым, что нынешнее "царство" Христа еще не означает, что оно уже установлено сейчас.Христос сказал Своим ученикам, что Он никогда больше не будет пить вино "до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего" (Матфей 26:29). Это ясно имеется в виду, что Царство будет в будущем. И люди так понимали его, "когда Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие" (Лука 8:1). "Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божьем" (Лука 14:15).Лука 22:29-30 продолжает эту тему: "^ Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем".Иисус объяснил знаки, которые будут предвещать его второй приход, и закончил следующими словами: "^ Так, и когда вы увидете то сбывающимся, знайте6 что близко Царствие Божие" (Лука 21:31). Это категорически опровергает утверждения, что Царство существует сейчас до второго прихода Христа."^ Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие" (Деяния 14:22). Не удивительно, что каждый страждущий верующий искренне молится о приходе Царства (Матфей 6:10).В ответ на слова Бога, "призвавшего вас в Свое Царство" (1 Фессалоникийцам 2:12), мы должны стремиться войти в это Царство через духовную жизнь сейчас (Матфей 6:33). Царство Божие внутри Вас?Несмотря на эти убедительные доводы, многие православные христиане основывают свою веру на том, что Царствие существует сейчас в сердцах верующих. При этом они исходят из одной единственной фразы: "Царствие Божие внутрь вас есть". По контексту, Иисус говорил с фарисеями (стих 20); и, поэтому, слово "вас" относится к ним. Безусловно, они не были христианскими верующими - Царство Божие не было создано в их сердцах.Евреи делали большое публичное представление из стремления встретить Мессию. В этом отрывке слова "Царство Божие" можно было бы заменить словом "Мессия", ибо он будет Царем этого Царства. Так, когда Иисус вошел в Иерусалим, люди начали кричать: "Благословен Грядущий (Мессия) во имя Господне! Благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида!" (Марк 11:9-10). Здесь слово "царство" приравнивается к слову "Мессия". А Иоанн Креститель в своих проповедях говорил, что "приблизилось Царство Небесное. Ибо он (Иисус) тот, о котором (предсказывалось)" (Матфей 3:2-3). Когда фарисеи спросили Иисуса о том, "когда придет Царствие Божие", он ответил им о приходе "Сына Человеческого" (Лука 17:20-24).Христос видел как сильно евреи демонстрировали свое ожидание прихода Мессии; думая о неожиданном проявлении им своей силы, они даже не заметили Мессию - "Божие Царство" - среди себя в скромной личности Иисуса. и он предупредил их: "Не придет Царствие Божие приметным образом... Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть" (Лука 17:20-21).^ 5.3 Царство Божие в прошломЦарство Божие будет будущей наградой для верующих. Как таковое, оно вдохновляет их жить так, как жил Христос, преодолевая кратковременные страдания и неудобства. Следует ожидать, поэтому, что верующие посвятят все свои дни все более растущему желанию понять и оценить чудеса будущего Царство. Это будет итогом всех их духовных стремлений и проявлением своей любви к Богу, как к своему Отцу.Священные Писания изобилуют подробностями о том, каким будет Божие Царство. Человеку придется потратить всю свою жизнь, чтобы ясно представить себе только несколько из них. Одним из способов, при помощи которого мы можем понять некоторые основные принципы будущего Царства, является осознание того, что Божие Царство уже существовало в прошлом в виде Израильского царства. Такое Царство будет восстановлено при возвращении Христа. Библия дает нам много информации о народе Израиля с тем, чтобы мы могли понять в широком плане организацию будущего Царства.Бог часто описывается как "^ Царь Израиля" (Исаия 44:6; сравните с Исаия 41:27; 43:15; Псалом 47:3; 88:19; 149:2), из чего следует, что народ Израиля был Его Царством. Израильтяне стали Божьим Царством, заключив завет с Ним на горе Синай, вскоре после своего исхода из Египта и перехода через Красное море. В соответствии с их желанием соблюдать этот завет, Бог сказал им, что они "будут уделом из всех народов... и народом святым" (Исход 19:5-6). Таким образом, "Когда вышел Израиль из Египта... сделался... Израиль владением Его" или Царством (Псалом 113:1-2). Заключив такое соглашение, израильтяне перешли через пустыню Синай и обосновались в обетованной земле Ханаан. Так как Бог был их Царем, то управлялись они скорее "судьями" (например, Гедеоном и Салманом), а не царями. Эти судьи не были царями, но администраторами, руководимыми Небесами. Они управляли определенными частями страны, а не всей страной. Бог их часто призывал для определенных целей, например, привести израильтян к покаянию и к освобождению от своих врагов. Когда израильтяне попросили судью Гедеона быть их царем, он сказал: "Я не буду владеть вами... Господь владеет вами" (Судей 8:23).Последним судьей был Самуил. В его время израильтяне попросили себе царя-человека, с тем чтобы быть как народы вокруг них (1 Царств 8:5-6). В течение всей своей истории истинный Божий народ подвергался искушениям недооценивать своего близкого родственного отношения с Богом, и приносить эту близость в жертву ради видимости подобия с окружающим его миром. Эти искушения исключительно сильные в нашем нынешнем мире. Бог жаловался Самуилу: "Они отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними" (1 Царств 8:7). Однако, Бог ниспослал им целый ряд царей. Более духовно одаренные из них признавали, что Израиль все еще был Божьим Царством, несмотря на то, что он отказался от Его Царства. Такие судьи понимали, что они управляют Израилем скорее от имени Бога, чем по своему собственному праву.Понимание этого принципа дает нам возможность описать правление Соломона, Давидова сына, которого Бог "благословил посадить на престол Свой в царя у Господа, Бога твоего" (2 Паралипоменон 9:8; 1 Паралипоменон 28:5; 29:23). Правление Соломона принесло Израилю мир и процветание и было прообразом (или было "типичным" для) будущего Божьего Царства. Вот почему подчеркивается, что Соломон был царем у израильтян и управлял ими от имени Бога, также как Иисус будет сидеть на Божьем престоле и как их Царь будет управлять ими от имени Бога (Матфей 27:37, 42; Иоанн 1:49; 12:13).Многие праведные цари, о которых говорится в Ветхом Завете царствовали таким образом, что это стало восприниматься как прообраз для будущего Царства Христа. Как Соломон построил для Бога храм в Иерусалиме, так и Иисус сделает то же самое в будущем Царстве (см. Иезекииль 40:48). Как Езекия и Соломон принимали подарки и знаки признательности от соседних народов (3 Царств 10:10) и сделали благословенную землю Израиля плодородной и процветающей (Исаия 37:30), так все это будет сделано во много раз больше во всемирном Царстве Христа.^ Супружеская жизньНесмотря на свое хорошее начало, Соломон уже в молодые годы начал совершать ошибки в отношении своих супружеских обязанностей, которые с возрастом все более иссушали его силу. "И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин... Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок... из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: "Не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам"; к ним прилепился Соломон любовью... и развратили жены его сердце его. Во время старости Соломона, жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу, Богу своему... И делал Соломон неугодное пред очами Господа, и не вполне последовал Господу... И разгневался Господь на Соломона... И сказал Господь Соломону... Я отторгну от тебя царство" (3 Царств 11:1-11).Падение веры у Соломона продолжалось всю жизнь. Его отношения с женщинами, которые не признавали Бога Израиля, все больше приводило к тому, что он стал поклоняться их ложным Богам. Любовь своих жен затмило его настолько, что он перестал рассматривать этих богов как духовное извращение истинного Бога. Со временем, его сердце совсем отошло от Бога Израиля. "Сердце его было не в порядке", то есть, совесть не мучила его поклоняться ложным богам. Отсутствие у него сердечной привязанности к истинному Богу было "злом в глазах Бога" и привело к тому, что Бог порвал свои отношения с Соломоном. Сынам Израилевым неоднократно говорилось, чтобы они не брали себе жен из других народов (Исход 34:12-16; Иисус Навин 23:12-13; Второзаконие 7:3).Крещением во Христа мы становимся духовными израильтянами. Если мы одинокие, то мы должны жениться или выходить замуж только за человека, который разделяет нашу веру и находится "в Господе" (1 Коринфянам 7:39), то есть за крещеного верующего "во Христа". Если мы уже женаты в то время, когда совершаем обряд крещения, то мы не должны расставаться с нашими женами. Наши супружеские отношения освящены нашей верой (1 Коринфянам 7:12-14). Сознательная женитьба на тех, кто не знает истинного Бога, в конце концов, приведет к нашему вероотступничеству. Соломон, по всей вероятности, недооценил важность Божьего предупреждения о таких женах: "Они склонят сердца ваши" (3 Царств 11:2; Исход 34:16). Требуется исключительно большой самоконтроль и искреннее покаяние, чтобы быть исключением из этого правила.Мы сказали ранее, что православные христиане не понимают еврейской основы христианской надежды; они не знают истинного Бога Израиля. Смешанные браки у таких людей обычно ведут к постепенному отходу от славных доктринных истин, которые являются основой нашего спасения. По этой причине Исаак и Иаков с большим трудом могли встретить на своем пути женщин, на которых они могли жениться. Исаак женился только в возрасте 40 лет, так долго он искал себе будущую жену своей веры. Огорчение Ездры и Неемии по поводу вступления в брак евреев на нееврейках служит подтверждением важности данного вопроса (Ездра 9:12; Неемия 10:29, 30).Мы заострили внимание на этом вопросе сейчас с тем, чтобы вызвать у читателя определенный душевный отклик; более подробно о супружестве говорится в разделе 11.3.^ Божий судВ результате отступничества Соломона царство Израиля было поделено на две части: сын Соломона Ровоам правил коленами Иуды, Вениамина и над половиной колена Манассии, в то время как Иеровоам правил над десятью другими коленами. Это царство в составе десяти колен называлось Израилем или Ефремом, а царство в составе двух колен называлось Иудеей. Большая часть населения всех этих колен следовала плохому примеру Соломона - они говорили, что верят в истинного Бога, хотя одновременно поклонялись идолам соседних народов. Через пророков Бог неоднократно обращался к ним с призывом покаяться, но все было безрезультатно. Тогда Он наказал их, изгнав из царства Израиля в земли их врагов. Это произошло через ассирийцев и вавилонцев, которые вторглись в Израиль и увели в плен его жителей. "Ты (Бог) медлил многие годы, и напоминал им Духом Твоим чрез пророков Твоих, но они не слушали. И Ты предал их в руки иноземных (соседних) народов" (Неемия 9:30).Царство Израиля в составе десяти колен совсем не имело хороших царей. Иеровоам, Ахав, Охозия и другие, как об этом говорится в книге Царств, были идолопоклонниками. Последним царем Израиля был Осия; в его правление ассирийцы разгромили израильтян и увели все десять колен с собой в плен (4 Царств 17). Из этого плена они не вернулись.Иудейское царство имело несколько хороших царей (например, Езекия, Иосия), но большинство из них были плохими. Из-за неоднократно повторяемых грехов народа, Бог отказался от Иудеи как от Своего царства. Правил тогда народом Седекия, когда вавилонцы вторглись в Иудею и увели ее жителей в плен в Вавилон (4 Царств 25). Пленные оставались в Вавилоне в течение 70 лет, после чего некоторые из них вернулись в Израиль под руководством Ездры и Неемии. С тех пор они не имели своего собственного царя, а управлялись вавилонцами, греками и римлянами. Иисус родился во время римского владычества. Вследствие отказа израильтян от Иисуса, римляне вторглись в их владения в 70 г. н.э. и расселили их по всему миру. Только 100 лет назад евреи начали опять возвращаться в Израиль, возвещая тем самым приход Христа (см. Приложение 3).Иезекииль 21:25-27 дал пророчество концу Божьего Царства, как это было видно по народу Израиля: "^ И ты недостойный, преступный вождь Израиля (то есть, Седекия), которого день наступил ныне... Так говорит Господь Бог: сними с себя диадему и сложи венец (то есть, наступает конец царствования Седекии); этого уже не будет... Низложу, низложу, низложу, и его не будет, доколе не придет Тот, кому принадлежит он, и Я дам Ему" (Иезекииль 21:25-27).Отрывок за отрывком в пророчествах оплакивает конец Божьего Царства (Осия 10:3; Плач Иеремии 5:16; Иеремия 14:21; Даниил 8:12-14).Трижды повторяемое слово "низложу" в стихах Иезекииль 21:25-27 относится к трем вторжениям в Израиль Навуходоносора, царя Вавилона. Внимательный студент увидит в этих стихах пример того, как можно обращаться с царством и его царем, ведь свержение Седекии было в то же время и свержением Божьего Царства (см. раздел 5.2). Так закончилось Божие Царство, каким оно было в народе Израиля: "Я... положу конец царству дома Израилева" (Осия 1:4). "И его не будет доколе..." содержит намек, что Царство оживет, когда "придет Тот, кому принадлежит оно: и (Бог) даст ему". "И даст ему Господь Бог престол Давида, отца Его... Царству Его не будет конца" (Лука 1:32-33) при возвращении Христа. Тогда и осуществится обетование о возрождении Царства.В Ветхом Завете уделено много места пророчествам о возрождении Божьего Царства при возвращении Мессии. Ученики Христа также интересовалиь этим вопросом: "Посему они, сошедшись, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?", то есть, будет ли выполнено сейчас пророчество Иезекииля 21:27? На это Иисус Христос ответил, что они никогда не узнают точного времени Его второго прихода; и сразу же после этого Ангелы заверили их, что Иисус возвратится таким же образом, как они видели Его восходящим на небо (Деяния 1:6-11).Восстановление Божьего Царства/Израиля произойдет, следовательно, при втором пришествии. И Петр проповедовал, что Бог пошлет "Иисуса Христа, которого небо должно было принять (то есть, он должен оставаться там) до времени совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков" (Деяния 3:20-21). Второй приход принесет восстановление Божьего Царства как возрождение старого царства Израиля.Восстановление Божьего Царства является поистине общей темой "всех (Божиих) святых пророков":"^ И утвердится престол милостью, и воссядет (Иисус) на нем в истине, в шатре Давидовом (при втором приходе - Лука 1:32-33), судия... и стремящийся к правосудию" (Исаия 16:5)."^ В тот день Я восстановлю скинию Давидову (то есть, Давидов "престол" - Лука 1:32-33) падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние" (Амос 9:11). Последняя фраза ясно говорит о восстановлении."^ И сыновья его (Израиля) будут, как прежде, и сонм его будет предстоять предо Мною" (Иеремия 30:20)."Тогда Господь... снова изберет Иерусалим" (Захария 2:12), сделав его столицей Своего всемирного Царства (сравните с Псалом 47:2-3; Исаия 2:2-4)."^ И возвращу плен Иуды и плен Израиля, и устрою их, как в начале... опять будет слышен голос радости... Я возвращу плененных сей земли в прежнее состояние... опять (в Иерусалиме) будут жилища пастухов, которые будут покоить стада" (Иеремия 33:7-13).Возвращение Христа для установления этого Царства является поистине "надеждой Израиля", и эту надежду мы должны разделить крещением.^ 5.4 Царство Божие в будущемВ предыдущих статьях мы привели достаточное количество пояснений о том, каким будет это Царство. Как мы уже знаем, Аврааму было обетовано, что через его семя получат благословение люди во всех частях мира. Римлянам 4:13 идет дальше и говорит, что весь мир будет наследован теми людьми, которые в "Авраамовом" семени, то есть, во Христе. Пророчество Даниил 2 символически сравнивает приход Христа с падением маленького камня и постепенным увеличением его затем как Царства во всем мире (сравните Псалом 71:8). Это означает, что Божие Царство будет располагаться не только в одном Иерусалиме или только лишь на земле Израиля, как об этом думают некоторые, хотя эти области, конечно, будут являться его сердцевиной.Люди, живущие во Христе в этой жизни, будут "царями и священниками Богу нашему и мы будем царствовать на земле" (Откровение 5:10). Мы будем управлять селениями и городами разных размеров и в разном количестве. Один будет управлять десятью городами, другой пятью (Лука 19:17). Христос разделит свое управление на всей земле с нами (Откровение 2:27; 2 Тимофею 2:12). "Царь (Иисус) будет царствовать по правде, и князья (верующие) будут править по закону" (Исаия 32:1; Псалом 44:17).Христос будет царствовать вечно на восстановленном Давидовом престоле (Лука 1:32-33), то есть, он будет занимать Давидово место, которое находилось в Иерусалиме. А так как он будет управлять из этого города, то Иерусалим станет столицей будущего Царства. И на его территории будет построен храм (Иезекииль 40-48). В то время как люди будут славить Бога в разных местах земли (Малахия 1:11), этот храм будет являться центром всемирного богослужения. Народы "будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празднования праздника кущей" к храму в Иерусалиме (Захария 14:16).Это ежегодное паломничество в Иерусалим также было предсказано в Исаия 2:2-3: "^ И будет в последние дни гора (Царство - Даниил 2:35, 44) дома Господня (храма) будет поставлена во главу гор (то есть, Божие Царство и храм будут возвышаться над царствами людей)... и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы, и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям... Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима". Такой представляется картина ранних дней Царства, когда будет распространяться знание о царствовании Христа, и люди будут ходить к "горе" Божьего Царства, которая постепенно будет расширяться на весь мир. Так мы представляем себе картину великого торжества в нашем искреннем поклонении Богу.Одной из величайших трагедий наших дней является то, что большинство людей "поклоняются" Богу скорее из-за политических, общественных, культурных или экономических соображений, чем исходя из истинного понимания Его как своего Отца и Создателя. В Царстве будет непревзойденное желание познать пути Господни, и с этой целью люди будут совершать паломничество со всех концов земли в Иерусалим, чтобы получить больше знаний о нашем Творце.Вместо сумятицы и несправедливости, производимых узаконенными системами и судебной организацией людей, будет существовать только один всеобщий кодекс - "закон и слова Господа", произносимые Христосом из Иерусалима. "Все народы будут стекаться", чтобы лично услышать его; и всеобщее желание иметь истинное знание Бога, будет сглаживать естественные трения между народами, как это бывает иногда между отдельными людьми, посвятившими себя познанию нашего Господа Бога в этой жизни.Такое описание всех народов, стекающихся в Иерусалим, подобно картине, нарисованной в стихе Исаия 60:5, где евреи "все... собираются" вместе с неевреями поклониться Богу в Иерусалиме. Все это вполне соответствует пророчеству о Царстве, описанном в стихах Захария 8:20-23:"Будут приходить народы и жители многих городов; и пойдут жители одного города к жителям другого и скажут: пойдем молиться лицу Господа, и взыщем Господа Саваофа; и каждый скажет: пойду и я. И будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме... десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея, и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог".Отсюда видно, что еврейский народ является "головой, а не хвостом" всех народов, вследствие своего покаяния и покорности (Второзаконие 28:13), и еврейская основа Божьего плана спасения будет признаваться всеми. Тогда сразу же прекратится игнорирование, которое проявляют сейчас нынешние христиане. Люди с волнением и радостью будут обсуждать происходящие события, и скажут евреям: "Мы слышали, что с вами Бог". И разговоры тогда будут скорее идти на духовные, а не на разные неопределенные темы, которыми изобилует современное мировое мышление. Когда люди будут проявлять такую большую набожность, то не удивительно, что Христос "будет судить народы, и обличит многие племена, и перекуют мечи свои на орала, и копья свои на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать" (Исаия 2:4). Абсолютный авторитет Христа и полная справедливость его разбора споров приведут к тому, что народы охотно будут заменять свое братоубийственное оружие на сельскохозяйственные машины, и прекратят всякое военное обучение. "Во дни его процветет праведник" (Псалом 71:7) - духовность будет тогда расти и уважение будут иметь те, кто проявляет Божии характеристики любви, милосердия, справедливости и т.д. Сравните это с нынешним возвеличиванием городости, самоуверенности и честолюбия.Добровольная перековка "мечей на орала" будет частью гораздо большего изменения сельского хозяйства на всей земле. Из-за Адамова греха, земля была проклята (Бытие 3:17-19), в результате чего сейчас требуются большие усилия для получения от нее продуктов питания. В Царстве "будет обилие хлеба на земле, наверху (ранее бесплодных) гор; плоды его будут волноваться, как лес на Ливане" (Псалом 71:16). "Пахарь застанет еще жнеца, а топчущий виноград - сеятеля и горы источать будут виноградный сок" (Амос 9:13), таково будет возросшее плодородие земли, и уменьшится проклятие на землю, провозглашенное в Эдеме.Резко возросшее сельскохозяйственное производство привлечет к себе много людей. Пророчества о Царстве дают представление о том, как люди будут сами обеспечивать себя всем необходимым и будут жить в деревенских условиях, занимаясь сельским хозяйством:"^ Каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своей смоковницею, и никто не будет устрашать их" (Михей 4:4).Самообеспечение преодолеет недостатки, присущие любой системе использования рабочей силы за деньги. Проведение всей своей жизни в труде для обогащения других станет тогда делом прошлого."^ И будут строить домы и жить в них (сами), и насаждать виноградники и есть плоды их. Не будут строить, чтобы другой жил, не будут насаждать, чтобы другой ел... и избранные Мои долго будут пользоваться изделием рук своих. Не будут трудиться напрасно..." (Исаия 65:21-23).Исаия 35:1-7 дает несравненное пророчество о том, как изменится неплодородная земля и будет приносить радость и счастье для тех, кто работает на ней; как облегчится труд людей тогда и станет более богатой их духовная жизнь. "Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая, и расцветет как нарцисс... великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать... ибо пробьются воды в пустыне, и в степи - потоки. И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля - в источник вод". Исчезнет даже вечная вражда между животными: "Волк и ягненок будут пастись вместе", и дети будут играть со змеями (Исаия 65:25; 11:6-8).Так же, как намного уменьшится проклятие на землю, уменьшится и проклятие возложенное, на человечество. В Откровение 20:2-3 символическим образом говорится о дьяволе (грехе и его последствиях), который будет "скован" или изолирован на тысячу лет. Продолжительность жизни будет увеличена, и, если человек умрет в возрасте ста лет, то будет считаться, что он умер юношей (Исаия 65:20). Женщины будут меньше мучиться при родах (Исаия 65:23). "Тогда откроются глаза слепых и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь" (Исаия 35:5-6). Все это будет происходить благодаря чудесным дарам Духа, который опять снизойдет на людей (сравните Евреям 6:5).Не следует, однако, думать, что Божие Царство будет представлять собой рай на каком-либо тропическом острове, где праведники будут жить беззаботно, как люди, загорающие на фоне великолепной природы. Основное назначение Царства будет состоять в прославлении Господа Бога, до тех пор пока земля не наполнится славой Ему, "как воды наполняют море" (Аввакум 2:14). В этом состоит конечная цель Бога: "жив Я (и всегда живет имя Мое) и славы Господней полна вся земля" (Числа 14:21). Слава Господу означает, что жители земли будут понимать, восхвалять и перенимать Его праведные атрибуты; и так как мир будет находится в таком состоянии, то Бог позволит земле отражать все это. Таким образом, "кроткие наследуют землю (в Царстве) и насладятся множеством (духовного) мира" (Псалом 36:11), а не будут только получать удовольствие от легкой жизни. "Блаженны алчущие и жаждущие правды... насытятся" им в Царстве (Матфей 5:6).Мысль об обладании вечной жизнью в Царстве часто используется как "морковь" для возбуждения в людях интереса к христианству. Но обладание ею в таком случае будет скорее случайной, а не истинной причиной нашего пребывания в Царстве. Настоящая же причина состоит в прославлении Бога. Для автора этой книги жизнь в течение десяти лет в состоянии ощущения радости от абсолютного совершенствования и мысленного единения с Богом превзойдет преодоление им всех трудностей и превратностей этой жизни. Одно лишь представление, что такое славное состояние будет продолжаться вечно, просто потрясает воображение, унося нашу мысль за пределы человеческого восприятия.Если даже рассматривать с некоторых физических сторон, то нашей высшей целью является нахождение в Божьем Царстве, пренебрегая при этом мирскими преимуществами и материальными благами. Вместо того, чтобы мысленно настроиться на ближайшем будущем, Христос советовал: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Матфей 6:30-34). Все что мы сейчас можем мысленно представить себе и к чему стремимся, является малозначительным по сравнению с нашей конечной целью - быть в Божьем Царстве.Мы стремимся к Божьей праведности, то есть, стараемся развивать в себе любовь к Его характеру, и это означает, что мы желаем быть в Царстве Господнем. Мы хотим быть морально чистыми, и вовсе не потому, что стараемся избежать смерти и жить вечно легкой жизнью.Очень часто, однако, надежда Евангелия представляется таким образом, что она отвечает человеческому тщеславию. Конечно, причина для нашего пребывания в Царстве меняется в значительной степени день ото дня. Мы предлагаем следующий идеал - наш первый приоритет заключается в изучении Евангелия и повиновении ему, проявляемому в крещении, которое исходит от нашей покорности Богу. Надежда, которую Он дает нам, и наши истинные побуждения для нахождения в Царстве будут расти и зреть после нашего крещения.^ 5.5 Тысячелетнее Царство ХристаВнимательный читатель, возможно, спросит сейчас: "Не выглядит ли это описание Божьего Царства слишком человеческим?" Люди в Царстве будут по-прежнему рожать детей (Исаия 65:23) и даже умирать (Исаия 65:20). У них будут возникать споры между собой и Христос будет судить их. Они по-прежнему будут обрабатывать землю, чтобы жить, хотя эта работа будет более легкой, чем сейчас. Все это кажется непохожим на то, что мы слышали о Божьем Царстве, как о месте, где праведники будут иметь вечную жизнь, иметь природу как у Бога, и что они будут приравнены к Ангелам, которые не вступают в брачные отношения и не размножаются (Лука 20:35-36). Ответ состоит в том, что это первая часть Божьего Царства будет длится 1000 лет. (см. Откровение 20:2-7). В время этого периода времени на земле будет две группы людей:Святые - те из нас, кто жил во Христе в этой жизни и кому будет предоставлена вечная жизнь на суде. Обратите внимание, что "святой" означает "вызванный" человек, и относится к любому верующему.Обычные, смертные люди, которы