МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ЗАПРЕТ ДИСКРИМИНАЦИИ: ПРОЦЕДУРЫ И МЕХАНИЗМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ(СБОРНИК ИНФОРМАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ)СОДЕРЖАНИЕОт составителяЧасть 1 . Учреждения и органы системы ООН как средства защиты против дискриминации1. Комиссия по правам человека2. Комиссия по положению женщины3. Механизмы договорного характера (Конвенционные органы): 3.1. Комитет по правам человека 3.2. Комитет по социальным, экономическим и культурным правам3.3. Комитет по ликвидации всех форм расовой дискриминации3.4. Комитет по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин3.5. Комитет по защите прав ребенка3.6. Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей3.7. Комитет против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания4. Специализированные агентства ООН4.1. Международная организация труда (МОТ)4.2. Международная организация по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)5. Международные судебные органы5.1.Международный суд ООН5.2. Международный уголовный судЧасть 2. Европейские организации и механизмы имплементации международно-правового принципа запрета дискриминации1. Европейский Союз1.1. Основные органы Европейского Союза1.2. Нормативные акты Европейского Союза в области предотвращения и пресечения дискриминации1.3. Основные механизмы Европейского Союза по предотвращению и пресечению дискриминации:– Суд Европейских сообществ и Суд (Трибунал) первой инстанции– Европейская Комиссия – Петиционный комитет Европейского парламента– Европейский омбудсмен– Европейский центр по мониторингу за фактами расизма и ксенофобии2. Содружество Независимых Государств2.1. Основные органы СНГ2.2. Основные документы по предотвращению и пресечению дискриминации 2.3. Основные органы СНГ по устранению дискриминации:– Экономический Суд – Межпарламентская ассамблея– Комиссия по правам человека3. Евразийское Экономическое Сообщество4. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)4.1. Органы и институты ОБСЕ4.2. Нормативные документы ОБСЕ в области борьбы против дискриминации4.3. Органы ОБСЕ, имеющие специальные полномочия в области борьбы против дискриминации– Бюро по правам человека и демократическим институтам– Комиссар по правам национальных меньшинств5. Совет Европы5.1. Основные органы и институты5.2. Основные направления деятельности и основные нормативные документы Совета Европы в области защиты против дискриминации5.3. Механизмы защиты против дискриминации в рамках Совета Европы– Парламентская ассамблея– Европейский суд по правам человека– Консультативный комитет Рамочной конвенции по защите национальных меньшинств– Европейский комитет по социальным правам– Европейский комитет против пыток– Европейская комиссия против расизма и нетерпимостиПриложения№ 1: Выдержка из официального документа ООН о порядке рассмотрения индивидуальных петиций в договорных органах ООН ПРАВА ЧЕЛОВЕК ПРОЦЕДУРЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ Изложение фактов № 7 (Rev.1)№ 2: Образец формы жалобы (Комитет по правам человека, Комитет против пыток, Комитет по ликвидации расовой дискриминации)№ 3: Руководство по представлению жалоб (Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин)№ 4: Руководство по представлению жалоб в Европейскую комиссию№ 5: Образец формы жалобы (Европейская комиссия)№ 6: Инструкция для желающих подать жалобу в Европейский суд по правам человека№ 7: Формуляр жалобы (Европейский суд по правам человека)ИНТЕРНЕТ-ресурсыБИБЛИОГРАФИЯЮРИСПРУДЕНЦИЯОт составителяЗадача данного сборника информационных материалов заключается в систематическом представлении основных сведений о существующих средствах предотвращения и ликвидации различных форм дискриминации посредством международно-правовых процедур и механизмов международных универсальных и региональных организаций. Органы и институты таких организаций проводят работу исследовательского, консультационного, примирительного, арбитражного, квазисудебного и судебного типа. Не ставя перед собой академических и теоретических целей, публикация направлена на обеспечение лучшего ознакомления с возможностями практической защиты прав личности против дискриминации в современных условиях. Данный сборник включает информацию об органах системы ООН, а также ряда региональных организаций, включая Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе. Вместе с тем подбор информации не ограничен международными институтами, в которых принимает участие Российская Федерация. В условиях интернационализации общественной жизни не только население Российской Федерации, но и диаспора, говорящая на русском языке, может быть вполне заинтересована в использовании международных организаций для защиты прав личности в государствах своего проживания. Особый интерес вызывают процедуры и механизмы обжалования в судебном или квазисудебном порядке нарушений международных обязательств как со стороны государств, так и частных лиц и общественных организаций. Вместе с тем, следует рассматривать их функционирование в общей институциональной системе, в рамках которых действует конкретный орган имплементации. Структура изложения сведений о международных механизмах и процедурах по предотвращению и ликвидации различных форм дискриминации основана в данной работе на классификации, строящейся от общего к частному – от институтов универсального характера к учреждениям регионального и специального типа. Было сочтено целесообразным представить в данном издании краткую библиографию и перечень наиболее важных судебных решений международных судебных учреждений, касающиеся дискриминации. Кроме того, в условиях развития информационных и телекоммуникационных технологий составной частью практического руководства должны быть адреса Интернет упоминаемых учреждений, которые могут послужить уточнению и углублению работы с источниками. Cоставители сборника благодарны сотрудникам органов системы ООН, специализированных учреждений ООН, Европейского Союза, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и Совета Европы за оказанные консультации и предоставленную информацию.^ Часть 1. Учреждения и органы системы ООН как средства защиты против дискриминацииПомимо Совета безопасности и Генеральной ассамблеи ООН, уполномоченных рассматривать любые вопросы, находящиеся в компетенции ООН, общие вопросы обеспечения прав человека рассматривает в первую очередь Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС). Этот орган уполномочен в соответствии с Уставом ООН принимать резолюции либо проекты резолюций (деклараций) и договоров в области прав человека, которые затем направляются на одобрение Генеральной ассамблеей ООН. В силу Устава ООН и соответствующих международных договоров были учреждены международные органы и учреждения, уполномоченные следить за соблюдением положений международных актов и принимать меры воздействия в целях восстановления нарушенных прав. К таким органам относятся инструменты и механизмы ООН, прежде всего, Комиссия по правам человека, Комиссия по положению женщины, конвенционные органы (то есть органы, созданные на основе отдельных международно-правовых актов), Международный суд ООН, Международный уголовный суд (МУС), специализированные агентства ООН – Организация по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная организация труда (МОТ). Хотя Комиссия по правам человека была объектом критики в силу своей политизированности, многие эксперты признают ее лидирующую роль в области защиты прав личности и продвижения ряда инициатив, в том числе и по вопросам предотвращения и запрета дискриминации. Так, Комиссия по правам человека назначила в 1993 году Специального докладчика по изучению институциональных и косвенных форм дискриминации, который подготовил ряд докладов по этой проблематике. Определенным вкладом в этой сфере является деятельность Специального докладчика по современным формам расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и нетерпимости 1. Для оказании помощи в рассмотрении вопросов, касающихся как прав человека общего характера, так и включающих вопросы дискриминации, ксенофобии и защиты национальных и других меньшинств, на основе решений ООН был создан ряд новых органов. В соответствии с Венской декларацией и Программой действий 1993 года Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию 48-141 от 7 января 1994 г. о создании должности Верховного комиссара по правам человека, который назначается Генеральным секретарем ООН. Функция Верховного комиссара заключается в оказании помощи под руководством и ответственностью Генерального секретаря ООН государствам в решении различных проблем, возникающих в области прав человека. Управление Комиссара выполняет вспомогательные функции в отношении Комиссии по правам человека, хотя статус двух органов различен. Верховный комиссар имеет ранг заместителя Генерального секретаря ООН и осуществляет руководство Центром прав человека – подразделением секретариата ООН. Помимо этого, Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека, входящее в состав Секретариата Организации Объединенных Наций, предоставляет органам Комиссии по правам человека и другим органам и совещаниям по правам человека секретариатское обслуживание 2. 1. 1. Комиссия по правам человекаВ 1946 году Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) учредил в силу Статьи 68 Устава ООН Комиссию по правам человека, которая состоит из представителей 53 государств-членов, утверждаемых в должности самим же ЭКОСОС. Комиссия принимает резолюции, а также проекты резолюций и договоров, направляемых затем на утверждение в ЭКОСОС. Кроме того, она имеет право назначать специальных докладчиков для изучения отдельных проблем (например, по произвольным казням, религиозной нетерпимости, терроризму) и положения в отдельных государствах (например, в Афганистане, Иране, Боснии-Герцеговине, Югославии, Бурунди, Камбодже, Ираке, Сомали, Судане, Мианмаре), а также рабочие группы (по отправлению правосудия, по меньшинствам, по коренным народам, по современным формам рабства, по транснациональным корпорациям, по праву на развитие, по случаям постоянного или грубого нарушения прав человека). Эти процедуры по изучению и исследованию, которые зачастую дают основания для принятия документов рекомендательного характера, получили название «специальных процедур». Первые годы существования Комиссии были посвящены подготовке проектов международных документов, прежде всего, Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года. Декларация провозгласила историческое положение о равенстве людей в своем достоинстве и правах. Декларация провозгласила как социальные, экономические и культурные, так и политические и гражданские права. Статья 7 упоминает равенство всех в отношении защиты закона.Подкомиссия по поощрению и защите прав человека Комиссия по правам человека создала в 1947 году экспертный орган – Подкомиссию по предупреждению дискриминации и защите меньшинств, ставшую основным вспомогательным органом Комиссии по правам человека. В 1999 году она получила новое название – Подкомиссия по поощрению и защите прав человека 3. В настоящее время она состоит из 26 экспертов в области прав человека, избираемых Комиссией по правам человека с учетом справедливого географического распределения. Они действуют в своем личном качестве. Каждые два года половина состава Подкомиссии избирается сроком на четыре года. Каждый год в течение трех недель в июле/августе в Женеве проходит очередная сессия Подкомиссии. Помимо членов Подкомиссии, на ежегодной сессии присутствуют более 1000 наблюдателей, включая представителей государств, органов и специализированных учреждений Организации Объединенных Наций, других межправительственных и неправительственных организаций, имеющих консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете. Основной задачей Подкомиссии является оказание помощи Комиссии в ее работе. Основными функциями Подкомиссии являются изучение вопросов, связанных с правами человека, внесение рекомендаций в Комиссию по предотвращению любого рода дискриминации в области прав человека и основных свобод, защита расовых, национальных, религиозных и языковых меньшинств, а также выполнение любых других функций, которые могут быть возложены на нее Советом или Комиссией. Проводимые исследования касаются, в частности, вопросов охраны здоровья матери и ребенка, дискриминации в отношении лиц, инфицированных ВИЧ/СПИДом, прав человека несовершеннолетних заключенных, а также прав меньшинств и коренных народов. На своих ежегодных сессиях Подкомиссия принимает около 40 резолюций и решений. Она вносит вклад в дальнейшую разработку нормативных положений в области прав человека, обращая внимание Комиссии на важные вопросы и давая необходимые рекомендации. Основными вопросами, находящимися на рассмотрении, являются: – отправление правосудия, включая дискриминацию в области отправления правосудия, права человека и чрезвычайное положение, смертная казнь в отношении несовершеннолетних правонарушителей, насильственные исчезновения; – экономические, социальные и культурные права, например, глобализация и ее воздействие на осуществление в полном объеме прав человека, право на доступ к питьевой воде и санитарным услугам, право на развитие, права на интеллектуальную собственность и права человека; – предупреждение дискриминации, т.е. расизма, расовой дискриминации и ксенофобии, защита коренных народов и меньшинств; а также другие вопросы прав человека, такие, как женщины и права человека, современные формы рабства, вопросы, касающиеся права искать убежище, права перемещенных лиц на возвращение, вопросы контрабанды и торговли людьми, оговорки к договорам по правам человека, вопросы передачи оружия и незаконной торговли оружием и т.д. Члены Подкомиссии регулярно выявляют новые вопросы для обсуждения в контексте прав человека и выносят экспертные мнения (правовые заключения). В последние годы такие вопросы включали в себя глобализацию, деятельность транснациональных корпораций, дискриминацию в сфере труда и по признаку происхождения, права интеллектуальной собственности, терроризм. Подкомиссия выступает в качестве основного исследовательского органа, прежде всего, в изучении вопросов прав человека и выдвижения проектов решений. Работе Подкомиссии оказывают помощь целый ряд специальных докладчиков и четыре рабочие группы, в задачу которых входит проведение исследований и выдвижение рекомендаций по конкретным проблемам прав человека, а также активизация диалога между правительствами, различными органами Организации Объединенных Наций, другими межправительственными организациями, учеными и гражданским обществом, в частности, неправительственными организациями (НПО). Членам Подкомиссии часто предлагается готовить рабочие документы, доклады и углубленные исследования. Исследования и доклады специальных докладчиков, которые были, например, представлены на сессиях в 2002 и 2003 годах, касались следующих вопросов: глобализация и ее воздействие на осуществление в полном объеме всех прав человека; концепция и практика позитивных действий (то есть превентивных действий, направленных на предотвращение нарушений); права лиц, не являющихся гражданами государства проживания; традиционные практики, затрагивающие здоровье женщин и девочек; терроризм и права человека; права и обязанности человека; осуществление права на доступ к питьевой воде и санитарным услугам. Четыре рабочие группы, каждая из которых состоит из пяти независимых экспертов, представляющих определенный регион, собираются до начала или после окончания ежегодной сессии Подкомиссии. На их заседаниях присутствуют должностные лица правительства и представители НПО. Небольшой состав этих групп и гибкие процедуры работы способствуют проведению дискуссий. Рабочая группа по меньшинствам осуществляет обзор практического осуществления Декларации 1992 года о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Она изучает возможные пути решения вопросов и высказывает рекомендации в отношении принятия дальнейших мер по урегулированию проблем, затрагивающих меньшинства, а также стремится содействовать взаимопониманию между меньшинствами и правительствами и между самими меньшинствами. Другие затрагиваемые ею вопросы касаются языковых прав, межкультурного и многокультурного образования и права меньшинств на участие в политической и общественной жизни. Рабочая группа по коренным народам основное внимание уделяет двум главным вопросам: во-первых, подготовке проекта декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов и, во-вторых, осуществлению обзора событий, относящихся к правам коренных народов и касающихся тех или иных принципиальных вопросов. К числу других вопросов, изучаемых в рабочих групп, относятся Международное десятилетие коренных народов мира (1995-2004 годы), культурное наследие и интеллектуальная собственность, земельные права, а также Постоянный форум по вопросам коренных народов, который впервые собрался в 2002 году. Рабочая группа по современным формам рабства рассматривает осуществление конвенций о рабстве, а также развитие событий в этой области и меры по предотвращению любых форм рабства. При этом обсуждаются такие вопросы, как экономическая или сексуальная эксплуатация, подневольный и принудительный труд и торговля людьми, особенно детьми. Каждый год рассматривается один конкретный вопрос. В 2002 году этим вопросом являлась эксплуатация детей, в частности, в контексте проституции и подневольного труда в качестве домашней прислуги. В названных рабочих группах вопросы рассматриваются углубленно. Принятые решения отсылаются в Подкомиссию и/или в Комиссию в качестве рекомендаций. Рабочая группа по сообщениям рассматривает на закрытых заседаниях конфиденциальные сообщения (жалобы), которые предположительно содержат сведения о грубых нарушениях прав человека. Кроме того, Подкомиссия обычно создает рабочие группы для обсуждения конкретных вопросов, которые заседают во время ежегодных сессий. В 2001 году рабочая группа по вопросам отправления правосудия рассмотрела проблемы, касающиеся, в частности, лишения права на жизнь, эффективности и улучшения деятельности судебных систем, исключительной юрисдикции и дискриминации в системах уголовного правосудия. Рабочая группа по методам работы и деятельности транснациональных корпораций изучила влияние деятельности ТНК на осуществление гражданских, культурных, экономических, политических и социальных прав и обсудила разработку принципов, относящихся к деятельности компаний в контексте прав человека.Процедура 1503 Существование органов, целью которых было провозглашено предотвращении нарушений прав человека, привело к тому, что с начала их существования они получали ежегодно тысячи сообщений (жалоб, петиций, исков, заявлений) о предполагаемых нарушениях прав человека. В последние годы их количество достигло десятков тысяч обращений в год (в среднем около 40 тысяч). Однако, их рассмотрение было невозможно в силу решения Комиссии по правам человека от 1947 года, где было определено, что она не имеет «полномочий предпринимать какие-либо действия в отношении жалоб, касающихся прав человека». Это решение было утверждено ЭКОСОС, который в резолюции 75 (V) от 5 августа 1947 года к тому же создал систему включения жалоб в специальный список, доступ к которому был строго ограничен даже для членов Комиссии. Эта система была несколько ослаблена решениями ЭКОСОС в конце 50-х годов, но в течение последующих лет в силу резолюций 1235 (XLII) от 6 июня 1967 года и резолюции 1503 (XLVIII) от 27 мая 1970 года был достигнут компромисс, позволяющий Комиссии рассматривать «крупномасштабные нарушения прав человека» (gross violations) – в первом случае речь идет о рассмотрении Комиссией и Подкомиссией по дискриминации и защите меньшинств «крупномасштабных нарушений прав человека» в рамках публичной процедуры (изначально имевших сходство с положением того времени в ЮАР и Родезии), а во втором – о системе петиций, где нарушения проявляют постоянный характер («a consistant pattern») в рамках закрытой процедуры. Рассмотрение проводится рабочей группой Подкомиссии по сообщениям, рассматривающей, главным образом, индивидуальные жалобы. 13 августа 1971 г. Подкомиссия приняла резолюцию 1 (XXIV), которая установила критерии приемлемости, требующий доказательства «постоянного характера» – нарушения. Хотя жалобы (петиции) в силу этой резолюции направляются индивидуально, они рассматриваются только в контексте массовых и повторяющихся нарушений. Автор петиции не должен быть лично «жертвой» нарушения, но должен иметь прямое и достоверное знание нарушения». Неправительственные организации могут быть авторами петиций. Необходимым является исчерпание средств внутренней защиты, за исключением тех случаев, когда они не являются эффективными (реально действующими) или затягиваются. В общих чертах, в силу процедуры 1503 петиция рассматривается рабочей группой, которая может передать Подкомиссии свой доклад, которая в свою очередь может передать ее в Комиссию, имеющую так называемую рабочую группу по ситуациям. Комиссия после рассмотрения предмета жалобы может передать свое заключение ЭКОСОС, который, как и Генеральная ассамблея ООН, может принять соответствующую резолюцию. Резолюция констатирует нарушение и призывает государство соблюдать Устав ООН. В крайних случаях Генеральная ассамблея ООН может призвать государства-члены принять добровольные меры против нарушающего государства. Концепция грубых нарушений прав человека и основных свобод, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека и других инструментах по защите прав, дала возможность ссылаться на нарушение Статьи 55 и 56 Устава ООН. В силу этого не является незаконным, по мнению некоторых экспертов, в силу Статьи 2-7 Устава принимать меры, обязывающие соблюдать права человека в случаях грубого нарушения прав человека. Такие меры, по их мнению, не рассматриваются как вмешательство во внутреннюю компетенцию государств-членов. Постепенно термин грубого нарушения прав человека был, таким образом, расширен и применен в случаях, определенных как массовые и систематические нарушения, которые требовали меньшего уровня грубости нарушений.Особенности рассмотрения сообщений в силу процедуры 1503 В 2000 году Экономический и Социальный Совет внес существенные изменения в данную процедуру, чтобы повысить ее эффективность, содействовать диалогу с соответствующими правительствами и более продуктивному обсуждению на конечных этапах рассмотрения жалобы Комиссией по правам человека 4. Ниже разъясняются особенности так называемой пересмотренной «процедуры 1503» 5. Полученные сообщения и ответы на них соответствующих правительств рассматриваются в Рабочей группе по сообщениям Подкомиссии. В тех случаях, когда большинство членов признает наличие разумных и достоверно подтвержденных свидетельств существования постоянной практики («consistent pattern») грубого нарушения прав человека и основных свобод, дело передается в Рабочую группу по ситуациям Комиссии для дальнейшего рассмотрения, которая принимает решение о целесообразности передачи данной ситуации для изучения самой Комиссии. Все эти вопросы носят конфиденциальный характер и рассматриваются только на закрытых заседаниях. Каждый человек может, таким образом, в теории содействовать созданию и улучшению условий, обеспечивающих уважение прав человека. Хотя частные лица не принимают непосредственного участия в сессиях Подкомиссии и Комиссии по правам человека, они играют весьма важную роль в деле снабжения ее механизмов информацией и тем самым способствуют деятельности самой Подкомиссии. Помимо отдельных лиц, неправительственные организации, имеющие консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете, могут направлять Комиссии письменные сообщения. Неправительственные организации (НПО) могут быть аккредитованы для участия в ежегодных сессиях Подкомиссии. Это дает им возможность выступать в ходе обсуждения пунктов повестки дня соответствующей сессии. То же самое относится и к ежегодным заседаниям рабочих групп Подкомиссии, за тем лишь исключением, что консультативный статус не является предварительным условием для участия. Однако, как уже было указано, Рабочая группа по сообщениям проводит закрытые заседания, и на ней не могут присутствовать представители НПО.Кто может подавать жалобу в соответствии с процедурой 1503? В соответствии с процедурой 1503 Комиссия уполномочена рассматривать систематические, достоверно подтвержденные грубые нарушения прав человека и основных свобод («a consistent pattern of grosss and reliably attested violations of human rights»), совершаемые в любой стране мира. Любое отдельное лицо или группа лиц, утверждающие, что они являются жертвой подобных нарушений прав человека, могут представить жалобу, равно как и любое иное лицо или группа лиц, у которых имеются непосредственные и достоверные сведения («reliable knowledge») о подобных нарушениях. В случае представления жалобы со стороны НПО она должна действовать добросовестно и в соответствии с признанными принципами прав человека. Эта организация должна также располагать достоверными непосредственными доказательствами («reliable direct evidence») ситуации, которую она излагает.Какие материалы следует представить согласно процедуре 1503? Во-первых, вы должны представить сведения о себе, поскольку жалоба не может быть анонимной. Вам следует направлять вашу жалобу в Управление Верховного комиссара по правам человека, в которой, в идеальном варианте, конкретно говорится о вашем желании видеть данную жалобу рассмотренной согласно процедуре 1503. Вам следует изложить цель жалобы и права, которые, как предполагается, были нарушены. Вы можете представлять эти материалы обычной почтой, в виде факсимильного сообщения или по электронной почте 6. В каждой жалобе должны быть, как можно более подробно изложены соответствующие факты, указаны имена предполагаемых жертв, даты, места и другие сведения. Поскольку в рамках данной процедуры рассматриваются главным образом систематические нарушения, а не отдельные нарушения как таковые, автору жалобы рекомендуется не просто уделять основное внимание фактам отдельного дела, а по возможности сообщить более широкую информацию о группе или серии подобных случаев. Ссылки на сообщения в средствах массовой информации недостаточно; следует приводить конкретные доказательства. Одним словом, должны быть разумные основания для извлечения из этих материалов вывода о предполагаемых систематических грубых нарушениях прав человека.Критерии приемлемости Для того чтобы ваша жалоба была сочтена приемлемой, необходимо выполнить ряд условий. Если жалоба не удовлетворяет этим критериям, она может быть отклонена. Вашу жалобу следует представить в течение разумного срока («reasonable time») после исчерпания существующих средств правовой защиты в вашей собственной стране. В идеальном варианте вам следует подтвердить, что вы исчерпали подобные средства. Ваша жалоба не должна содержать оскорбительных или ругательных выражений («abusive and insulting language»). Следует избегать представления жалоб, которые уже рассматриваются в рамках других процедур системы Организации Объединенных Наций, и дублирования жалоб, уже рассмотренных в рамках подобных процедур. И, наконец, никакая жалоба не должна быть политически мотивированной или противоречащей принципам Организации Объединенных Наций.Каким образом применяется процедура 1503? Вы можете представить жалобу в любое время. Если ваша жалоба проходит описанную ниже процедуру предварительной проверки, она будет рассмотрена официальными органами в рамках процедуры 1503, заседания которых проводятся ежегодно.Этап 1: Первоначальная проверка (секретариатом вместе с Председателем Рабочей группы по сообщениям) Секретариат проводит проверку всех жалоб по мере их поступления. Ваша жалоба может быть отклонена секретариатом, осуществляющим свою деятельность совместно с Председателем так называемой Рабочей группой по сообщениям, на том основании, что она плохо обоснована. Если ваша жалоба достигает следующего этапа данной процедуры, она будет подтверждена и направлена соответствующему правительству для представления им по ней замечаний. Ответы правительств носят конфиденциальный характер и не сообщаются вам. Этап 2: Рабочая группа по сообщениям В конце лета (обычно в августе) 7 Рабочая группа по сообщениям проводит сессию для оценки жалоб, которые прошли этап предварительной проверки в течение последнего года и были направлены соответствующему правительству для замечаний, по меньшей мере, за 12 недель до проведения заседания Рабочей группы. Она рассматривает жалобы и все ответы, полученные от правительств, чтобы обратить впоследствии внимание Рабочей группы по ситуациям на любые ситуации, которые свидетельствуют, по-видимому, о систематических и достоверно подтвержденных грубых нарушениях прав человека и основных свобод. Рабочая группа состоит из пяти членов Подкомиссии по поощрению и защите прав человека. Она может решить отложить рассмотрение сообщения для получения ответов или дополнительной информации от соответствующих правительств или в силу причин иного характера. Рассмотрения жалоб Рабочей группой являются конфиденциальными. Они проводятся также на основе только письменных материалов, чтобы на них не присутствовали ни представители правительств, ни авторы жалоб. Следует отметить, что большинству жалоб не удается пройти дальше этого этапа. Правительствам сообщается о решениях Рабочей группы, но вас о них не информируют. Этап 3: Рабочая группа по ситуациям В начале следующего года (обычно в феврале) Рабочая группа по ситуациям проводит сессию для рассмотрения ситуаций, о которых она была извещена Рабочей группой по сообщениям 8. Она рассматривает также любые ситуации, которые остались нерассмотренными самой Комиссией по правам человека со времени ее предыдущей сессии (см. следующий этап данной процедуры). На основании всех материалов, полученных после рассмотрения жалоб на предыдущих этапах данной процедуры, Рабочая группа принимает решение о том, свидетельствует ли ситуация, переданная на ее рассмотрение о наличии систематических и достоверно подтвержденных грубых нарушений прав человека и основных свобод. Группа состоит из пяти членов, которые обычно назначаются региональными группами государств в рамках Комиссии по правам человека, чтобы обеспечить справедливое географическое распределение. У Рабочей группы имеется целый ряд вариантов для рассмотрения представленных ей ситуаций. Она может предложить Комиссии рассмотреть ситуацию; в таком случае Рабочая группа обычно делает конкретные рекомендации в отношении мер для принятия решений. В качестве альтернативного варианта она может отложить на неопределенный срок рассмотрение представленной ей ситуации или закрыть данное дело. Как и в случае Рабочей группы по сообщениям, рассмотрение дел Рабочей группой по ситуациям носит конфиденциальный характер и основано только на письменных материалах, чтобы не вступать в контакт ни с представителями правительств, ни с авторами жалоб. Правительства извещаются о решениях Рабочей группы, включая любые рекомендации, сделанные Комиссией, но вас о них не информируют.Этап 4: Комиссия по правам человека Приблизительно через месяц после предварительного этапа (обычно в марте) Комиссия по правам человека на своих закрытых заседаниях рассматривает ситуации, переданные ей Рабочей группой по ситуациям. Представителям соответствующих правительств предлагается выступить перед Комиссией и ответить на вопросы. На последующем заседании, которое проводится вскоре после этого, Комиссия рассматривает также на закрытом заседании свое окончательное решение. Комиссия располагает целым рядом средств для рассмотрения представленных ей ситуаций. Она может решить продолжать рассмотрение ситуаций в свете любой дополнительной информации, которую она получила, или она может следить за ее развитием и назначить независимого эксперта. В качестве альтернативного варианта она может прекратить рассмотрение данного дела в соответствии с процедурой 1503, рассматривать ее вместо этого в рамках открытой процедуры 9 или закрыть данный вопрос при отсутствии необходимости его какого-либо дальнейшего рассмотрения. Она может также, если она этого пожелает, дать рекомендации своему главному органу – Экономическому и Социальному Совету. После рассмотрения Комиссией представленных ей ситуаций Председатель на открытом заседании объявляет названия государств, дела которых были рассмотрены в рамках процедуры 1503, и стран, дела которых не рассматриваются согласно этой процедуре.Конфиденциальность процедуры 1503 Хотя вы должны указать ваше имя при подаче жалобы, вы можете попросить о том, чтобы оно не упоминалось в том случае, если эта жалоба направляется соответствующему правительству. Все материалы, предоставленные отдельными лицами и правительствами, а также решения, принятые на различных этапах процедуры, остаются конфиденциальными и не публикуются. Это относится также к ситуациям, рассмотрение которых было прекращено, если Экономический и Социальный Совет не примет решения об ином или если соответствующее правительство не высказывает пожелания о том, чтобы досье были опубликованы. Однако, хотя эти правила конфиденциальности являются обязательными для органов Организации Объединенных Наций, занимающихся рассмотрением вашей жалобы, они не запрещают вам публично сообщить о подаче вами жалобы в соответствии с процедурой 1503.Преимущества и возможные недостатки процедуры 1503 Как и другие процедуры, процедура 1503 имеет преимущества и недостатки, которые вам следует взвесить, перед тем как принимать решение о том, в рамках какого механизма вы можете наилучшим образом представить вашу жалобу. Плюсы процедуры 1503 заключаются в том, что вы можете подать жалобу против любой страны без необходимости проверки того, ратифицировала ли она конкретный договор и внесла ли оговорки в свои обязательства по этому договору. После подачи вами жалобы вам не нужно предоставлять дополнительную информацию на последующем этапе; достаточно первоначальной жалобы. При использовании процедуры 1503 ваша жалоба может достичь самого высокого уровня механизма, занимающегося правами человека в системе Организации Объединенных Наций, – Комиссии по правам человека. Таким образом, она может привести к оказанию весьма значительного давления на государство, чтобы оно изменило законы, политику или практику, которые нарушают гарантированные на международном уровне права человека. Возможные недостатки этой процедуры заключаются в том, что вы не будете информированы о решениях, принимаемых на различных этапах данной процедуры или о мотивах этих решений. Вы не будете также информированы о соответствующих ответах правительства на вашу жалобу 10. Вам следует также помнить, что срок рас