На правах рукописиЧЕМОДАНОВАТатьяна ВячеславовнаГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ШКОЛЬНОГО ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 1920-Х - НАЧАЛЕ 1930-Х гг.(НА МАТЕРИАЛАХ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ)Специальность 07.00.02 – Отечественная историяАВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наукАстрахань - 2010 Работа выполнена на кафедре истории России исторического факультета ГОУ ВПО «Астраханский государственный университет»^ Научный руководитель: доктор исторических наук, профессорТимофеева Елена ГеоргиевнаОфициальные оппоненты: доктор исторических наук, доцентГригорьева Наталия Анатольевнакандидат исторических наук ^ Житкова Светлана АнатольевнаВедущая организация: Волгоградский государственный медицинский университет Защита состоится «____» марта 2010 года в ____ часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.009.08 при ГОУ ВПО «Астраханский государственный университет» по адресу: 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, д.20, ауд. ____.С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Астраханского государственного университета по адресу: 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, д.20а.Автореферат разослан «____» февраля 2010 г.Ученый секретарь диссертационного совета, доктор исторических наук, профессор Е.В. Савельева^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.Актуальность темы диссертационного исследования определяется пониманием значимости образования как особого социального института, необходимостью изучения истории государственной образовательной политики с учетом современных методологических и исследовательских подходов. Период 1920-х-нач.1930-х гг. характеризуется историками как время начала радикальных преобразований во всех сферах жизни советского общества, в том числе, и в народном образовании. Борьба за новую школу была «третьим фронтом» после военного и хозяйственного. Приоритетным направлением государственной образовательной политики стала организация учебного процесса на идейных основах марксизма. Партией был сформирован целый комплекс приемов и методов по созданию «нового человека», в котором обществоведению отводилась ведущая роль. Из школьной учебной дисциплины его превратили в универсальное средство воспитания детей, которое носило тотальный политико-идеологический характер. Закономерно возникают вопросы, насколько поиск путей реформирования школьного обществоведения, осуществлявшийся в 20-30-е годы ХХ века соответствовал общей логике становления советской государственной системы образования, тенденциям общественного развития, в какой мере эти преобразования были жизнеспособны и перспективны. В условиях процесса модернизации современного российского образования ответы на данные вопросы имеют особую актуальность и практическую значимость. Обращение к опыту реформирования советского обществоведения, его анализ, позволит не только выявить причины многих проблем решаемых сегодня, но и проводить современную образовательную политику с учетом исторических уроков. Региональный опыт реализации государственной политики в сфере обществоведческого образования в 1920-1930-е годы представляет несомненный интерес для определения особенностей и основных противоречий в процессе создания советской школы, анализа результатов политического воспитания подрастающего поколения и их наставников. Его изучение даст возможность прогнозировать оптимальные пути развития отечественного гуманитарного образования в будущем, сохраняя преемственность с опорой на традиции и позитивный исторический опыт. ^ Изучение степени научной разработки проблемы показало, что вопросы государственной политики в сфере обществоведческого образования в целом по стране, и в Нижнем Поволжье в частности, в 1920-х-нач. 1930-х гг., при наличии широкого объема публикаций изучены недостаточно. Данная тема не стала предметом специального исследования историков. В историографии исследуемой проблемы можно условно выделить два периода: советский и постсоветский (новейший), с начала 1990-х годов и по настоящее время. Работы периода 1920-х-1930-х гг. отражали характерные особенности поиска путей создания новой системы советского образования, в том числе обществоведческого с позиций марксистско-ленинской идеологии. Идейной основой всех вышедших в этот период сочинений стали труды партийных лидеров и руководителей народного образования1. Они сформулировали программно-методические и партийные требования к школе. Значительная часть исследований представляла собой обобщение практического опыта преподавания общественных дисциплин и стремление показать позитивную роль коммунистической партии в деле становления обществоведческого образования2. С середины 1920-х - нач. 1930-х гг., в связи с расцветом педологии, издается ряд работ по изучению социально-политических представлений школьников, на основе которых партийно-правительственное руководство могло проследить тенденции развития обществоведения и его влияние на формирование коммунистического мировоззрения учащихся3, с тем, чтобы наметить стратегию будущих преобразований. В отдельных трудах историков и педагогов анализировалась специфика различных направлений политического воспитания: антирелигиозного4, нравственного5, интернационального6, общественно-политического7. Начиная с 1931 года, когда период «свободного» реформирования образования был завершен, началось постепенное движение к созданию централизованной школьной системы, выстроенной на новой идейно-политической основе. Труды историков, как правило, носили прикладной или обобщающий характер. Их основу составляла марксистско-ленинская методология. Подавляющее большинство работ отличали схематизм и тенденциозность в изображении происходивших процессов. В описании реформирования системы исторического и общественно-политического образования ученые отражали в целом позитивные тенденции, умалчивая о многочисленных проблемах и недостатках8. В исследованиях советской системы высшего образования нашли отражение такие аспекты как идейно-политическое воспитание учительства, формирование профессорско-преподавательского состава вузов страны9. Общую картину дополняли труды по истории отдельных учебных заведений10. Решения XX съезда положили начало новому этапу в развитии историографии проблемы. Наука испытала на себе частичную либерализацию. Партийный контроль над содержанием исторических исследований несколько ослаб, вводились в оборот новые источники, что привело к расширению тематики гуманитарных исследований. Издаются первые монографии, в центре внимания которых была государственная политика реформирования системы народного образования в советской России, характеризовались планы и программы школ, особенности организации процесса обучения, подготовка и переподготовка педагогических кадров. Вопросы становления общественно-исторических дисциплин освещались кратко, исходя из перечня поставленных партией задач 11. В 1960-е годы отдельными авторами была сделана попытка целостного рассмотрения процессов развития советского школьного исторического образования, выделены ведущие направления модернизации содержания учебных курсов и особенности методики преподавания истории12. Вышли в свет первые труды калмыцких исследователей по региональной истории, освещавших общие вопросы становления народного образования в Калмыкии13. Значительное место в исследованиях 1970-1980-х гг. занимал показ идеологической работы партии по вопросам исторического образования и науки в первые годы существования советской власти14. В монографии Гаврилова В.А. отражена эволюция государственной политики в области нравственного воспитания школьников в непосредственной зависимости от общественных условий развития советского общества на различных этапах его становления15. В конце 1980-х-1990-х гг. начался процесс освобождения исторической науки от идеологической опеки партии и правительства, протекавший трудно и противоречиво. Отличительной чертой историографии становится плюрализм и критическое переосмысление политики советского государства в области школьного обществоведения. Оживились дискуссии о концептуальных основах обществоведческого и исторического образования, о стратегии его развития в общеобразовательных учреждениях, об учебных программах и учебниках по данным дисциплинам16. Вышли в свет сборники по проблемам партийного руководства народным образованием, где вопросы преподавания обществоведения рассматривались опосредованно, в рамках коммунистического воспитания школьников17. В 1999-2000-е годы продолжилось исследование проблематики становления и развития школьного и высшего историко-обществоведческого образования российскими историками и практиками. Впервые проведено комплексное исследование процессов становления «нового» сознания детей и подростков в монографии Е.М. Балашова18, рассмотревшего основные факторы, влиявшие на его формирование в 1917-1927-х годах. Были опубликованы труды по малоизученному в отечественной историографии вопросу- политическому воспитанию детей в Советской России. Формы и методы воспитательной, образовательной и внеклассной работы с детьми, их досуг освещались в тесной связи с политикой советского правительства19. Несомненную научную значимость представляют работы Булыгиной Т.А., Тимофеевой Е.Г., Петуховой О.А.20, в которых дан комплексный анализ государственной политики в сфере обществоведческого образования в разные исторические периоды. Предметом особого внимания историков являлась проблема подготовки педагогических кадров, главным образом, в отдельных регионах России. В контексте развития истории высшего образования она отражена в коллективных трудах астраханских и волгоградских исследователей21. Оглаев Ю.О. и Корнилова И.М. в своих монографиях затронули вопросы государственной политики в формировании системы вузов Калмыкии22. Котомкина Е.А. осветила процесс становления и развития системы педагогических учебных заведений в 1917-1932 годах, проанализировала социальный состав студенчества и преподавателей, содержание идейно-воспитательной работы в вузах23. Ушмаева К.А. рассмотрела основные этапы и тенденции в развитии высшего исторического образования в советское и постсоветское время на Юге России24. Анализ современной образовательной политики в РФ проходил в контексте переосмысления пути, пройденного системой образования. В ряде работ даны содержательные характеристики эволюции советской школы в её различных аспектах. Так, решительная критика прежней образовательной традиции дана в работах Красовицкой Т.Ю.25. Соскин В.Л. представил в своих монографиях очерки социальной истории народного образования, включив её в контекст истории советской культуры в целом26. Григорьева Н.А. уделила внимание проблемам реализации государственной политики в области гражданского образования в 1958 - 2006 гг. в России27. Проведены диссертационные исследования, освещающие проблемы политики государства в области народного образования в целом, и исторического в частности, на примере отдельных регионов, в том числе Нижнего Поволжья28. Таким образом, историками проделана значительная работа по выявлению различных аспектов государственной политики в сфере обществоведческого образования и его влияния на формирование «действенного мировоззрения» советских школьников в 20-30-е годы ХХ века. Однако, тема данной диссертации в представленном круге исследовательских задач, не являлась предметом специального рассмотрения историков. Проведенное исследование на базе источников регионального уровня, с опорой на достижения советской и российской историографии, поможет расширить научные представления по указанной проблематике.Целью диссертационного исследования является комплексный научный анализ государственной политики в сфере школьного обществоведческого образования в 1920-х- начале 1930-х гг. на примере крупного региона России- Нижнего Поволжья. Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: - проанализировать основные направления и содержание деятельности советского партийно-правительственного руководства по реформированию обществоведческого образования в центре и на местах в первое послереволюционное десятилетие; - исследовать эволюцию государственной политики в сфере школьного обществоведческого образования в конце 1920-х-нач.1930-х гг., рассмотрев деятельность отделов партии и государственных органов власти Нижневолжского региона по созданию условий для его развития; - выявить государственные приоритеты в становлении системы подготовки педагогических кадров обществоведов; - обобщить опыт работы партийно-государственных структур по решению материально-бытовых проблем учителей Нижнего Поволжья; - охарактеризовать содержание и основные черты образовательной политики государства в рамках политического воспитания советских школьников; - раскрыть характерные особенности внешкольной работы по обществоведению в контексте заданных партией идейных установок. ^ Хронологические рамки исследования охватывают период 1920-х- начала 1930-х гг.. Это достаточно целостное временное пространство, в рамках которого прошло становление и апробация в отдельных регионах страны модели советского образования вообще, обществоведческого в частности, задавшей на десятилетия направление развития школы. Определение нижних хронологических границ связано с началом государственного реформирования системы исторического образования и появлением в школьных программах обществоведения, призванного формировать мировоззрение молодежи, приобщая ее к «революционной теории марксизма». История стала изучаться в рамках этой новой дисциплины лишь как иллюстрация важнейших событий современности. Верхние хронологические рамки ограничены началом 1930-х годов. С 1931г., партией и правительством был взят курс на восстановление истории как отдельного учебного предмета. В постановлении ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932г. «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» особо отмечалась необходимость «значительно усилить элементы историзма» в программах по обществоведению29. Окончанием длительных экспериментов с дисциплинами общественно-исторического цикла можно считать постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О преподавании гражданской истории в школах СССР» (1934г.). Стабилизировав структуру школьных обществоведческих курсов, оно установило новую модель исторического образования, максимально идеологизированную и политизированную.^ Территориальные рамки исследования охватывают Нижнее Поволжье (современные Астраханская, Волгоградская и Саратовская области, республика Калмыкия). Это позволило выявить характерные особенности реализации государственной политики в области школьного обществоведческого образования на примере одного из крупных регионов РФ.^ Методологическую основу диссертации составили принципы историзма, научной объективности и системности. Адекватно требованиям принципа историзма автор рассмотрел исторические события и явления в определенной временной последовательности, в контексте основных политических и социально- экономических процессов 20-х-нач. 30-х гг. ХХ века. Диссертант в оценке приоритетных направлений и содержания государственной политики в области реформирования школьного обществоведческого образования, опирался на широкий комплекс исторических источников, в том числе, регионального уровня, что позволило объективно реконструировать основные события, избежать точек зрения, подверженных идеологическому влиянию. Системный подход дал возможность рассмотреть явления и процессы исследуемого прошлого как элементы одного целого во взаимосвязи и взаимообусловленности. В работе использованы общепринятые в научных исторических исследованиях методы: сравнительный, статистический, хронологический, метод социально психологического анализа. С помощью историко-сравнительного метода удалось выявить общие закономерности в партийно-правительственном руководстве обществоведческим образованием и его региональную специфику. Статистический метод дал возможность сопоставить количественные и качественные характеристики образовательного уровня и партийной принадлежности учителей обществоведения Нижнего Поволжья. Образ «нового человека» и влияние на его формирование политического воспитания помог создать и определить метод социально-психологического анализа. Применение этих методов позволило работать с разными группами источников, добиваясь воссоздания целостной картины изучаемой эпохи и реализации поставленных исследовательских задач.^ Источниковая база диссертации. Исследование опирается на широкий круг опубликованных и неопубликованных источников. С учетом многообразия материалов их можно разделить на несколько групп.^ Неопубликованные источники представлены материалами более 20 фондов восьми российских архивов: центральных- Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ) и шести местных архивов- Государственного архива современной документации Астраханской области (ГАСДАО), Государственного архива Астраханской области (ГААО), Государственного архива новейшей истории Саратовской области (ГАНИСО), Государственного архива Саратовской области (ГАСО), Государственного архива Волгоградской области (ГАВО), Центра современной документации новейшей истории Волгоградской области (ЦДНИВО). В РГАСПИ объектом изучения диссертанта стали документы оргбюро и Секретариата ЦК РКП(б)-ВКП(б), в которых отражены базовые направления государственной политики в сфере общественно-исторического образования. Богатый материал по специфике системы воспитания молодежи получен при обработке личных фондов Н.К. Крупской и А.В. Луначарского. В ГАРФ наибольший интерес для анализа государственной политики в сфере народного образования в целом и общественно-исторического в частности представляют сведения отделов Народного комиссариата просвещения РСФСР (Наркомпроса) и Государственного ученого совета (ГУСа). В фондах местных архивов сосредоточены ценные материалы партийных органов власти: губкомов, окружкомов, горкомов, крайкомов, позволяющие диссертанту выявить характерные черты государственной политики на местах. Сведения о специфике становления системы образования, новых форм и методов преподавания обществоведения предоставляют фонды губернских и уездных отделов народного образования Нижнего Поволжья, высших учебных заведений, средних школ II ступени. К группе опубликованных источников относятся официальные документы партии и правительства различного уровня. Их изучение позволяет проследить периодичность, характер и результаты реформирования системы народного образования в целом и общественных дисциплин в частности30. В сборниках постановлений и решений местных органов власти Нижнего Поволжья отражены особенности воспитательной работы среди молодежи31. Следующую группу опубликованных источников составили статистические сведения, характеризующие особенности культурного развития страны и Нижневолжского региона32. В работе использованы материалы учебных программ Наркомпроса по обществоведению и истории за 1919-1934гг., а также локализованных программ для школ Нижнего Поволжья, отражавших местные особенности социально-экономического и политического развития. Объектом источниковедческого анализа послужили и издаваемые в изучаемый период учебные книги для различных типов школ. Значительный объем информации, характеризующий стратегию партийных и государственных органов власти в области реформирования обществоведческих дисциплин, содержат периодические издания. Это, в первую очередь, центральные научно-теоретические педагогические журналы, освещающие общие вопросы школьного и вузовского образования («На путях к новой школе», «Народное просвещение» и т.д.) и региональные, содержащие материал о реализации мероприятий партийно-правительственных органов на местах («На культурном фронте», «Нижневолжский просвещенец», «Дети Октября», «Юный коммунист»). Отдельную группу представляют специализированные журналы для учителей истории и обществоведения, актуализирующие проблемы преподавания данных дисциплин в рассматриваемый диссертантом период («Историк-марксист», «Обществоведение в трудовой школе» и т.д.).^ Научная новизна диссертации определяется тем, что в ней впервые, в контексте общеисторических процессов 1920-нач.1930-х гг., комплексно исследуются ключевые направления и содержание государственной политики в сфере школьного обществоведческого образования молодежи и специфика её реализации в Нижнем Поволжье. В диссертации выявлены основные принципы и совокупность факторов, влиявших на определение приоритетов государственной политики в сфере обществоведческого образования в первое послереволюционное десятилетие. Диссертант исследовал эволюцию образовательной политики по отношению к школьному обществоведению в 1920-нач. 1930-х гг., рассмотрев деятельность отделов партии и государственных органов власти Нижневолжского региона по созданию условий для его развития. С привлечением широкого круга источников общегосударственного и регионального уровней, многие из которых впервые введены в научный оборот, в работе проанализирована деятельность ЦК ВКП(б), местных партийных органов по выработке идеологических и содержательных основ обществоведения как самостоятельной учебной дисциплины. Автор делает вывод о том, что на общественные дисциплины была возложена задача осуществления социального заказа государства в идейно-политическом воспитании школьников. В результате сравнения учебных программ Наркомпроса по обществоведению и истории за 1919-1934гг., диссертант выявил общее и особенное в реформировании содержания общественно-политических дисциплин и степень влияния на отбор учебного материала идеологических установок партии и советского правительства. В диссертации особо отмечено, что на протяжении всей первой половины 1920-х годов углублялась децентрализация образовательного пространства, отражавшаяся в локализованных программах и краеведческих рабочих книгах по обществоведению, издававшихся специально для Нижнего Поволжья губернскими отделами народного образования в согласовании с требованиями ГУСа. В работе впервые, с учетом региональных особенностей, в соответствии с основными направлениями образовательной политики, представлены разнообразные формы подготовки и переподготовки педагогических кадров обществоведов. Принципиально новым является авторский анализ созданной в Нижнем Поволжье системы высших учебных заведений, нацеленных на формирование кадров, способных и готовых, в соответствии с партийными установками, преподавать общественно-исторические дисциплины в советской школе. В рамках диссертации проведен анализ проблематики политического воспитания молодежи посредством общественных дисциплин в конкретном регионе. Автор подчеркивает, что в период 20- начала 30-х гг. ХХ века образование стало сильнейшим политико-воспитательным средством формирования человека «нового типа», а обществоведческим дисциплинам в реализации этой задачи отводилась первостепенная роль. ^ Научная и практическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты исследования позволяют составить целостное представление об основных проблемах образовательной политики в сфере школьного обществоведческого образования в 1920-нач. 1930-х гг. и методах их решения на государственном и региональном уровнях. Материалы диссертации могут быть использованы при написании обобщающих трудов по истории народного образования, учебных пособий, разработке курсов лекций, семинаров, спецкурсов по проблематике исследования.^ Апробация результатов исследования. Материалы диссертации отражены в научных публикациях автора. О результатах своего научного исследования диссертант докладывал на кафедре истории России исторического факультета Астраханского государственного университета, а также в ходе региональных и всероссийских научных конференций, на которых выступал с докладами по проблемам становления и развития обществоведческого образования в Нижнем Поволжье в соответствии с государственными приоритетами образовательной политики.^ Структура диссертации соответствует цели и задачам исследования, состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы. ^ II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ. Во введении обосновываются актуальность избранной темы диссертации, характеризуется степень разработанности поставленной проблемы в научной литературе, дается анализ источниковой базы, определяются цель и задачи исследования, его хронологические и территориальные рамки, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования. Первая глава диссертации «Становление и развитие системы обществоведческого образования в школах Нижнего Поволжья в 1920-х-нач.1930-х гг.» посвящена анализу основных направлений политики партии и советского правительства в реформировании системы народного образования в целом и преподавания общественных дисциплин в частности в Нижневолжском регионе.^ В параграфе первом «Партийно-правительственное руководство обществоведческим образованием в центре и на местах в первое послереволюционное десятилетие» диссертант отмечает историческую предопределенность изменений в преподавании общественно-исторических дисциплин и их ориентированность на удовлетворение интересов нового государства. Предстояло создать целостную систему народного образования, базирующуюся на совершенно иных принципиальных основах, чем до революции. Автор обращает внимание на внутренние условия, обусловившие закономерность реформирования системы исторического образования, как то: перестройка системы управления, создание единого типа образовательного учреждения – «единая трудовая школа». Диссертант прослеживает изменения в структуре школьных учебных заведений на протяжении 1920-х годов. В неразрывной связи с общей перестройкой народного образования решались и вопросы преподавания обществоведения, которое должно было осуществлять социальный заказ государства в идейно-политическом воспитании учащихся. Его первоначальной задачей стало раскрытие смысла и значения проходивших в стране преобразований, объяснение закономерностей дальнейшего развития общества по пути к социализму. Автором рассматриваются специфические особенности программ по обществоведению 1921, 1923, 1925 гг. в плане их соответствия политическим (целевыми) установками партии. Они были наполнены преимущественно революционным, марксистски выдержанным содержанием и имели характер необязательных, ориентировочных. История изучалась в рамках обществоведческого курса современности. Одним из показателей её «отмирания» как самостоятельной дисциплины стало появление дополнительных политизированных курсов. В частности, в 1920 году вводилось обязательное изучение Советской Конституции, а в 1923г. в учебных планах школ Нижнего Поволжья появилась политграмота. На протяжении всей первой половины 1920-х годов углублялась децентрализация образовательного пространства. В соответствии с рекомендациями ГУСа, педагоги имели возможность вносить изменения в поступавшие к ним программы, адаптируя их содержание к особенностям местности. Например, в Астраханской губернии, в зависимости от природных условий и занятий населения, вводилось несколько вариантов программ с «рыболовным, скотоводческим, садоогородническим, земледельческим уклоном»33. В указаниях губернского отдела народного образования (губоно) к каждой обществоведческой теме рекомендовалось обратить внимание на главные виды производства Астрахани - бондарное и консервное, судоремонтную и рыбообрабатывающую промышленность34. В Калмыцкой автономной области основное внимание уделялось изучению вопросов скотоводства, рыболовства, бахчеводства, в зависимости от места расположения школы35. Пересмотр программ по обществоведческим дисциплинам вызвал необходимость создания новых учебников. Диссертант анализирует ход дискуссии среди известных историков, методистов, педагогов и организаторов народного просвещения относительно необходимости учебника, его типологии и места среди других возможных средств обучения в школе. В целом следует отметить, что первое послереволюционное десятилетие стало временем становления обществоведения как самостоятельной учебной дисциплины. Общественные науки рассматривались через призму их классовой полезности. Они были «обречены обслуживать власть», объяснять (т. е. оправдывать) ее политику и воспитывать подрастающее поколение в соответствии с требованиями партии.^ Во втором параграфе «Эволюция государственной политики в сфере школьного обществоведческого образования в конце 1920-х- нач. 1930-х гг.» анализируются изменения, произошедшие в содержании и структуре обществоведческого образования, вызванные результатами региональных обследований. Их закономерным итогом стало постановление ЦК ВКП (б) «О преподавании обществоведения в школах II ступени, фабрично-заводского ученичества и крестьянской молодежи», опубликованное 18 января 1927года, в котором признавалось необходимым закончить разработку и пересмотр программ и рабочих книг по обществоведению, принять меры к обеспечению школ квалифицированными кадрами учителей. В итоге, в 1927г. были изданы первые, за все послереволюционные годы, обязательные, а не «примерные» программы по обществоведению и учебные планы. В регионах они корректировались с учетом специфики местности и современной политической обстановки. Так, в связи с угрозой надвигающейся войны во многих школах Нижнего Поволжья, в частности в Астраханской губернии, в курс обществоведения вводились военные знания36. А в 1928г. Агитационно-пропагандистские отделы губкомов исследуемого региона обязали учителей обществоведения пропагандировать решения ХV съезда ВКП (б), обозначив тем самым генеральную линию партии на индустриализацию. Параллельно с регламентацией программ проводилась работа по стабилизации учебников и учебных пособий. В ходе острых споров на Всероссийской конференции по учебной и детской книге (8-15 мая 1926г.) было решено начать создание краеведческих рабочих книг. В итоге, в 1927г. вышла в свет основная рабочая книга для третьих групп школ Нижнего Поволжья, составленная комиссией Саратовского губернского методического бюро. Вторая половина 1920-х годов ознаменовалась началом острой дискуссии, взволновавшей широкие массы методистов и преподавателей обществоведения, по вопросу о выделении истории в самостоятельный курс. Все доводы сводились, главным образом, к тому, что учащиеся не имели достаточно ясных и отчетливых представлений о важнейших исторических фактах и в целом об историческом процессе. В 1931г. было принято принципиальное решение о восстановлении преподавания в школе, начиная с четвертого года обучения, отдельного исторического курса, а согласно постановлению ЦК ВКП (б) «О начальной и средней школе» от 5 сентября 1931 г., Наркомпрос обязали организовать научно-марксистскую проработку программ с тем, чтобы в них был обеспечен точно очерченный круг систематизированных знаний по дисциплинам общественно-исторического цикла. Итогом экспериментов с обществоведческим образованием стало постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 16 мая 1934 г. «О преподавании гражданской истории в школах СССР», которое отделило историю от обществоведения и сформулировало основные требования к преподаванию гражданской истории в школе. Курс обществоведения в учебных планах был сохранен, однако пришлось пойти на некоторое сокращение часов, что совсем не означало перевод этой дисциплины на второй план, так как её материал, по-прежнему, давал партийному руководству возможность для всестороннего коммунистического воспитания детей и подростков.^ Вторая глава «Государственные приоритеты в подготовке кадров советских учителей по общественно-историческим дисциплинам» отражает особенности кадровой политики государства в обеспечении школ квалифицированными учительскими кадрами. В первом параграфе «Система подготовки педагогических кадров обществоведов в Нижневолжском регионе» автор отмечает крайнюю неоднородность состава учителей общественно- исторических дисциплин к началу 1920-х годов. Основную массу обществоведов в первые послереволюционные годы составляли старые педагоги, которые не соответствовали предъявляемым партией требованиям по главному критерию профпригодности- они не являлись носителями марксистского мировоззрения. Диссертант характеризует сложившуюся в 1920-х- нач.1930-х систему переподготовки кадров. Основной формой ликвидации пробелов в образовании стали краткосрочные и летние педагогические курсы. С 1924-1925г.г. переподготовка учителей получила планомерное развитие. Распространенными организационными формами стали совещания, методические семинары при опорных школах, уездные, губернские и центральные краткосрочные курсы, экскурсии- конференции, проводившиеся в Москве. Приветствовалось самообразование педагогов через индивидуальную и кружковую работу. В 1927 г. были открыты первые заочные курсы повышения квалификации для педагогов-обществоведов. Для руководства работой по переподготовке работавшего учительства в составе народных комиссариатов просвещения республик создавались специальные отделы переподготовки учителей, реорганизованные в 1928 г. в институты повышения квалификации педагогов, а в краях и областях были созданы институты повышения квалификации кадров народного образования (ИПККНО). В частности, в Нижнем ПОсновные положения диссертационного исследования изложены в следующих публикациях автора:Работы, опубликованные в перечне периодических научных изданий, рекомендованных ВАК Министерства образования РФ:Статьи: Чемоданова Т.В. Основные направления государственной образовательной политики советской власти в области школьного обществоведческого образования в 1917-1927гг. [Текст] / Т.В. Чемоданова // Южно-Российский вестник геологии, географии и глобальной энергии. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2006. - № 8 (21). - С. 143-146. (0,3 п.л.) Чемоданова Т.В. Подготовка педагогических кадров обществоведов в 1920-е гг. в Нижнем Поволжье [Текст] / Т.В. Чемоданова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки.- Тамбов: ГОУВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина», 2009.- Вып. 8 (76).- С.344-349. (0,5 п.л.)Работы, опубликованные в других научных изданиях:Статьи: Чемоданова Т.В. Проблемы формирования педагогических кадров обществоведов в Нижнем Поволжье в 1920-е гг. [Текст] / Т.В. Чемоданова // Перекрестки истории. Актуальные проблемы исторической науки: материалы Всероссийской научной конференции к 450-летию г. Астрахань, 18 апреля 2008 г. / сост. и отв. ред. Д.В. Васильев, А.В. Сызранов. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2008. - С. 74-78. (0,3 п.л.) Чемоданова Т.В. Становление школьного обществоведческого образования в 1920-е годы (на материалах Нижнего Поволжья) [Текст] / Т.В. Чемоданова // Альманах современной науки и образования.- Тамбов: «Грамота», 2009.- №1 (20).- С.173-175. (0,3 п.л.) Чемоданова Т.В. Реформирование системы школьного обществоведческого образования в Нижнем Поволжье в 192