Project Report“SAICM- Global Commitment to Protection of Health and the Environment” –public participation in ArmeniaImplementing organizationArmenian Women for Health and Healthy Environment (AWHHE)During project implementation 8 workshops were organized with the goal to provide information on SAICM and issues related to chemical safety for health and the environment. Public debate about environmental problems related to chemical safety; as well as the public participation in decision making was organised. The EECCA Strategy and Action plan were presented.AWHHE presented the Guidelines for safe use of pesticides in Armenia. The Guidelines contains necessary information on the safety use of pesticides in agriculture, precautionary measures and ways to address acute toxicity. For this educational material information from WHO, UNEP, Eсo-Aссord and other organizations was used.Former base storage facilities of Armenia have accumulated about 300 tons of obsolete pesticides. Besides that, 550 tons of pesticide are buried in the pesticide burial site at the territory of Erebuni community (Yerevan) and substantial amounts of pesticides are still in possession of individual farmers. At the same time, according to the official data alone, Armenia imports 380 tons of pesticides annually. These amounts pose a major threat to Armenia.In the majority cases pesticides are stored in damaged facilities and without packaging, under the open air and sometime even in heaps on unprotected ground. In the latter case, pesticides may pollute soils, air and water. Unregistered pesticides represent a particular problem as nobody has information on their amounts and chemical compositions.In some cases pesticides are used improperly, e.g. as insecticides for treatment of cows and poultry or to combat human lice. It is worth to note that chlorinated pesticides were banned because they are persistent, degrade slowly and accumulate in living organisms causing adverse effects. Pesticides are prone to migration in food chains, e.g. to migration from a mother to her child via breast milk.Local people do not have adequate information and proper knowledge necessary to manage pesticides, including obsolete and banned pesticides. They do not follow safety instructions while working with pesticides and do not have information necessary to avoid pesticides toxic effects.The project helped to raise the importance of SAICM implementation and made information on chemicals safety and sustainable pesticide management available for the wide audience which will contribute to the creation of transparent public environment in relation to these issues; it strengthened the dialogue between the civil society and the Government, and consequently, favored the general democratization and improvement of management in the country. Information collected in the overview was disseminated via Eco-Accord news service on chemical safety and placed on Eco-Accord website. Information from the survey was incorporated into IPEN Global Citizens Report which was presented at ICCM-2 in Geneva on May, 13, 2009.Отчет по проектуСПМРХВ – Глобальное обязательство по защите здоровья и окружающей среды25.02.09 ЕреванОрганизация – исполнитель – Армянские женщины за здоровье и здоровую окружающую средуПриняв СПМРХВ в Дубаи в феврале 2006 год, мировое сообщество пришло к выводу, что ущерб здоровью людей и окружающей среде, вызванный воздействием токсичных химических веществ, представляет собой серьезную глобальную проблему, решение которой требует принятия срочных мер и целостного глобального подхода. Правительства заявили о своей четкой приверженности Стратегическому подходу и его осуществлению и обязались работать с гражданским обществом и другими заинтересованными группами в духе солидарности и партнерства для достижения химической безопасности и тем самым помочь в борьбе с бедностью, защите уязвимых групп и приоретизации общественного здоровья и безопасности человека. Информационная кампания, организованная НПО AWHHE в рамках проекта поддержанного IPEN, представляет собой часть глобальной международной кампании по формированию поддержки внутри гражданского общества действиям, направленным на реформирование того, как производятся, используются и регулируются химические вещества с целью минимизировать и ликвидировать ущерб, наносимый в настоящее время воздействием токсичных химических веществ. С целью помочь повысить информированность общественности в разных регионах республики о воздействии токсичных химических веществ на здоровье и окружающую среду в 4-х Орхусских Центрах Армении (4 региона) нами были организованы 4 семинара. Проведенные семинары с участием общественных организаций и местных органов власти были направлены на укрепление партнерства и сотрудничества между заинтересованными сторонами, для более эффективного разрешения проблем, связанных с химической безопасностью в стране или на местном уровне. Для распространения информации привлекались СМИ. В рамках проекта на семинарах был представлен СПМРХВ как глобальная стратегия для достижения будущего, свободного от токсичных веществ, как инструмент, который гражданское общество во всех странах может использовать в своих усилиях, направленных на продвижение целей химической безопасности. Были представлены рекомендации, как НПО и гражданское общество могут использовать СПМРХВ. Было важно проинформировать общественность о том, что СПМРХВ, не являясь юридически обязательным соглашением, представляет собой глобальное политическое обязательство со стороны правительств и других сторон, в котором признается ущерб, наносимый здоровью людей и окружающей среды воздействием химических веществ, и дается обещание1 проводить эффективные действия для реформирования того, как производятся и используются химические вещества, чтобы минимизировать наносимый ущерб. Были представлены возможные механизмы финансирования общественных организаций. Экологические НПО Армении в течение последних 10 лет привлекают внимание правительства и других государственных структур, к необходимости принятия мер по обеспечению химической безопасности населения. Так в 2007 в октябре нами (AWHHE) была организована международная конференция “Партнерство во имя достижения химической безопасности” с участием гредставителей различных заинтересованных секторов общества. www.awhhe.am где большое внимание было уделено экологическим рискам для здоровья и окружающей среды и международному процессу СПРМХВ. В конференции приняли участие представители IPEN, ученые из России и Грузии. Была представлена информация о работе, которая ведется в стране на государственном уровне в области химической безопасности и выполнения обязательств по химическим конвенциям, ратифицированным Арменией. В августе 2008 года AWHHE был организован семинар по представлению СПРМХВ общественным организациям г. Еревана, работающим в области химической безопасности и экологических рисков с участием представителей заинтересованных министерств. Семинар был проведен при экспертной поддержке руководителя программы по химической безопасности стран ВЕКЦА Ольги Сперанской и финансовой поддержке Фонда Барбара Смит и IPEN. Среди приоритетных проблем в области химической безопасности в Армении отмечаются такие как сжигание отходов – основной источник выбросов диоксинов, заброшенные хранилища ядохимикатов, неконтролируемое использование ядохимикатов в сельском хозяйстве, неорганизованные свалки.Известно, что проживание людей в непосредственной близости от таких горячих точек повышает значительно риски, связанные со здоровьем. Отсутствие информации и знаний еще более усугубляют положение. НПО Армении, занимающиеся проблемой химической безопасности, уделяют значительное внимание повышению уровня информированности местного населения об источниках загрязнения, работая со СМИ и органами власти разного уровня, чтобы сократить негативное воздействие химического загрязнения на здоровье человека. В стране сегодня мало крупных промышленных предприятий, которые выпускают промышленные товары. В основном в Армению поступает экспортная продукция. Те же, которые существуют работают в соответствии с требованиями стандартов. Система оповещения населения об опасных токсичных химикатах в продуктах практически бездействует. Министерство торговли и отдельные общественные организации ( например НПО Защита Прав Потребителей) в случае обнаружения нарушений при несистематическом общественном мониторинге выступают по телевидению, радио, прессе и предупреждают население о присутствии в потребительских товарах опасных химикатов. В страну поступает различными путями огромное количество игрушек китайского производства, при этом информация о содержании в них опасных химикатов отсутствует. Неосведомленность населения о рисках для здоровья такой продукции, а также отсутствие межсекторальной кооперации чиновников в соответствующих государственных ведомствах усугубляет положение. Практически все участвовавшие в семинарах НПО высказывали обеспокоенность и неудовлетворение по поводу недостаточного доступа к информации о токсичных химических веществах в товарах и отсутствии системы оповещения населения об опасных химических веществах. Люди сталкиваются с серьезными проблемами, пытаясь получить информацию из официальных источников по поводу токсичных выбросов предприятий, уровнях токсичных химикатов в продуктах питания, воздействии токсичных веществ на здоровье. Хотя Армения ратифицировала Орхусскую конвенцию о доступе к экологических информации, вовлечение общественности в процесс принятия экологически значимых решений оставляет желать лучшего. Министерства Здравоохранения и Охраны Природы, ответственные за имплементацию СПМРХВ практически закрыты для конструктивныго диалога с НПО. Сотрудничество с гос структурами носит формальный характер. Низкий уровень участия НПО в деятельности национальных координационных центров СПМРХВ в связи с труднодоступностью чиновников соответствующих министерств.В январе 2009 года начался проект в области имлементации СПРМХВ в Армении “Armenia and UNEP Partnership Initiative for Sound Management of Chemicals and Implementation of SAICM in Armenia.” The project‘s main objectives are to develop the National SAICM concept, risk assessment for priority chemicals (POPs, chloroprene, lead, copper, molybdenum, mercury, etc/) and risk reduction to ensure environmentslly sound chemicals and hazardous waste masnagement in the republic of Armenias in accordance with SAICM principles/Кроме того, вызывают обеспокоенность такие проблемы как горячие точки, репродуктивное здоровье, женское здоровье, дети и химическая безопасность, а также химические вещества в продуктах. Все эти вопросы весьма важны для Армении, которая интенсивно использовала химикаты в сельском хозяйстве и здравоохранении. Сегодня продолжается неконтролируемое использование химикатов в секторе сельского хозяйства, в быту. Отсюда проблемы загрязнения сельскохозяйственными и промышленными химическими веществами, заброшенные запасы опасных отходов, токсичные выбросы, неадекватное обращение с химическими веществами, загрязнение продуктов питания и других продуктов опасными химическими веществами. Все эти вопросы затрагивались на прведенных семинарах. Особое внимание уделялось уязвимым группам населения в частности женщинам и детям. Химическое загрязнение создает угрозу для их здоровья и для будущий поколений. Докладчики представили процесс СПМРХВ - эту уникальную возможность для разрешения проблем, которым не уделяют должного внимания в рамках существующих международных режимов для химических веществ. Было объяснено , что этот процесс охватывает химические вещества на всех стадиях их жизненного цикла, включая химические вещества в продуктах и все аспекты химической безопасности: медицинские, трудовые, социальные и экологические. Фундаментальные компоненты СПМРХВ, такие как минимизация отходов; предотвращение загрязнения; сокращение образования опасных отходов; поддержка экологически приемлемых альтернатив; межсекторальное регулирование химических веществ; активное участие гражданского общества и активное участие женщин, предоставление НПО возможности выбирать направления деятельности, которые будут наиболее полезны для Армении в частности, и которые помогут лучше добиться цели 2020 г. - будущего без токсичных веществ. Было обращено особое внимание на то, что СПМРХВ продвигает межсекторальное сотрудничество между организациями здравоохранения, охраны труда, охраны окружающей среды, гражданского общества, сельским хозяйством, промышленностью и других секторов, которые занимаются химической проблематикой. По мнению многих НПО Армении проблемы, связанные с загрязнением тяжелыми металлами, особенно важны для Армении. К сожалению НПО Армении практически не занимаются этой проблемой, что связано с недостатком информации по этим вопросам на национальном уровне, отсутствием интереса у доноров и национального правительства. Все данные исследований, проводящихся в государственных учереждениях в этой области закрыты для общественности, в то время как их необходимо широко распространять среди заинтересованных НПО, адаптировать эти материалы так, чтобы они были понятны местным организациям и сообществам, подверженным воздействию токсичных химикатов. При Министерстве Охраны Природы Создан руководящий Комитет по управлению СПРМХВ в Армении, членом которого является представитель AWHHE- эксперт организации по химическом конвенциям Лилик Симонян. Наш представитель является членом комиссии, созданной по поручению правительства, в управлении Чрезвычайных ситуаций для решения вопросов безопасности могильника пестицидов. НПО Армении первыми в стране приступили к ранней реализации ГПД СПМРХВ. Это стало возможным благодаря финансированию по модели IPEP. В рамках этой программы были выполнены несколько проектов. Женщины Армении за здоровье и здоровую окружающую среду НПО 1. “Экологическая безопасность жителей Араратского региона 2. Расширение возможностей для общественности Армении для перехода к экологически приемлемому обращению с отходами 3. Кампания НПО против сжигания отходов в Армении 4. Семинар СПМРХВ – глобальное обязательство по защите окружающей среды и здоровью Экотокс НПО 1. Мониторинг ПХБ в компонентах окружающей среды в Армении и определение горячих точек 2. Доклад о ситуации в стране 3.Определение потенциальных источников выбросов диоксинов/фуранов и разработка рекомендаций по сокращению их негативных воздействий на здоровье человека и на окружающую среду в Армении 4. Повышение уровня информированности о загрязнении СОЗ и о связанных с ним воздействиях на здоровье человекаВсего провели 4 семинара в 4 –х О рхусских центрах Армении.Списки присутствующих на семинарах прилагаются.^ Степанаван – Орхус 15. 01.09 Присутствовали 15 человек НПО Лорэ Экоклуб -Орхус центр Мэрия г. Степанавана Сельскохозяйственный колледж Проблемы, поднятые участниками семинараТревогу в районе вызывают предприятия горнодобывающей промышленности- шахты по разработке полиметаллов, которые своими выбросами загрязняют окружающую среду береговой территории в районе Арманис реки Дзорагет, которая впадает дальше в Дебет. К сожалению областные общественные организации пока не добились успеха, хотя неоднократно поднимали эту проблему.^ Раздан – Орхус 29. 01. 09Присутствовали 12 человек Орхус центр Гражданская академия НПО Детский национальный фонд НПОГорящая звезда НПО Отдел сельского хозяйства областного совета Отдел охраны природы областного советаОтдел охраны природы мэрииРазданский коледжАгрохимическое управление ПроблемаУчастники семинара в рамках дискуссии высказали обеспокоенность об экологической ситуации в Разданском районе. Так, по данным мониторинга Гидрометслужбы в воде реки Мармарик, протекающей по разданскому району и впадающей в реку Раздан, постоянно обнаруживаются различные химические элементы в количествах превышающих пдк, в том числе и тяжелые металлы. В настоящее время уже дважды были организованы общественные слушания по вопросу открытия объекта по добыче и обработке железа, что чревато дополнительным загрязнением и ухудшением экологии водного бассейна. Присутствие производства цемента в районе является еще одной головной болью для района. Лабораторные даные свидетельствуют о шестикратном превышении цементной пыли в атмосферном воздухе. Имеется информация, основанная на инициативных лабораторных исследованиях по Разданской ГРЭС (до и после выхода) о загрязнении воды элементами селена, ванадия и хрома. Однако официальные данные для общественности недоступны. И пока эти вопросы не получили своего разрешения. ^ Гюмри – Орхус центр 06.02.09Присутствовали 13 человек Центр по общинной инициативе НПОСодействие НПОНовый взгляд НПОБиософия НПООрхус центр Устойчивость и прогресс НПОСвятая память НПОТретья природа НПОКлуб НПОПроблемы поднятые участниками. Была высказана обеспокоенность отсутствием информации о местах скопления пришедших в негодность и неиспользуемых пестицидов и рисков, связанных с этой проблемой. Было отмечено, что на территории области имеются частные пункты продажи сельскохозяйственных ядохимикатов, где работают не всегда сведующие работники, не предоставляющие инструкции и правила использования ядохимикатов покупателю. Был поднят вопрос мусоросвалки, где постоянно сжигаются отходы и ветром разносится отравленный воздух в юговосточный жилой массив. Расположение мусоросвалки такое, что атмосферными осадками сточные воды свалки стекают в Ахурянское водохранилище, водла которого используется для орошения ряда районов. Сюда же сливаютс все каналиизационные воды г. Гюмри, а со стороны Турции сточные воды фабрики по переработке кожи. Большой проблемой после зелетрясения для Гюмри остается существование кварталов с домиками для временного проживания, где люди по причине бедственного положения сжигают в обыкновенных печах пластик, шины и другие опасные материалы в целях обогрева. Представители общественности неоднократно поднимали эти вопросы перед администрацией города, проводили информационные кампании, однако проблема и по сей день существует.г. Арташат - Араратский марз-18.02.09Присутствовали 12 человекАсмик НПОСоюз МХЧЯН НПО Зеленые Арарата НПОАрташатский филиал Ассоциации Женщин с Университетским Образованием НПОМарзпетаран г. Арарата 4Арташатская мэрия 2Местное телевидение Редакция местной газетыПроблемы, которые обсуждались Обеспокоенность была высказана в основном по поводу неконтролируемого использования химикатов в сельском хозяйстве и пришедшими в негодность пестицидами. Араратский марз является житницей страны, основной областью сельского хозяйства. Кроме того именнно в этом марзе находится основной запас устаревших пестицидов. На всех семинарах поднимался вопрос об отсутствии стратегии правильного управления твердыми бытовыми отходами и отсутствии организованных, отвечающих гигиеническим нормативам, свалок, где сегодня в отходах присутствуют различные токсические вещества.Так как на этом семинаре присутствовали представители средств массовой информации телевидение и редакция газет в тот же день по местному телевидению была организована переда и интервью с экспертом AWHHE Лилик Симонян, и выпущена статья в местной газете.Семинары выявили низкую осведомленность о процессе СПРМХВ и других химических конвенциях. Необходимо отметить слабую осведомленность общественности о рисках, связанных с промышленными товарами: детские игрушки, строительные материалы, косметика, бытовая химия, электронная промышленность и ее отходы. Отсутствие системы мониторинга и оповещения населения в этом вопросе вызывает серьезную обеспокоенность общественности.Участники семинаров отметили большой объем представленной информации, ее полезность и выразили готовность работать в направлении химической безопасности. AWHHE предложила свою методическую помощь и как результат орхус Центр Разданского Марза организовал серию семинаров с приглашением нашего эксперта для подготовки молодых учителей волонтеров школ района по вопросу химической безопасности, экологии и здоровья. Первый Семинар состоялся 25.02.09 Среди обозначенных общих проблем важнейшими были названы: Отсутствие исследований, мониторинга и системы оповещения населения о наличии в товарах опасных химикатовОтсутствие контроля и информации по малым производствам и их выбросам и отходам, в то время как они являю.тся основными загрязнителями окружающей среды в частности тяжелыми металлами (ртутью и ее соединениями, свинцом, кадмием, молдибденом и др)Загрязнение окружающей среды выбросами предприятий горнодобывающей промышленностиСлабое законодательство по химической безопасности и слабый котроль за его выполнениемСлабое участие гражданского общества в области химической безопасности страны в основном из-за отсутствия интереса и финансирования со стороны государственного сектораСлабая партнерство гражданского и государственного секторов Мы благодарим Ольгу Сперанскую руководителя программы по химической безопасности стран ВЕКЦА за постоянную информационную поддержку и консультативную помощь а также секрнтариат IPEN за помощь в проведении этой кампании. 1