Реферат по предмету "Разное"


4. Национальное возрождение южнославянских народов и его значение для развития славяноведения

8(прод-е)Болгария-Д.Рачки – исслед-е КиМ пробл-ки.»История Болгарии»с н.11до к.14в.1869-в Румынии болг.научное общ-во.1878-в Софии-нар.библ-ка,откр.училище,преобраз.в унив.Любен Каравелов – писатель,первый болг.исслед-ль1861-фунд.сб-к «Б.нар.песни» - Д.и К.Милодиновы,ок.600 образцов фольклора,придания,игры,обычаи.Стал учебником болг.яз.Марин Дринов – историко-фил.фак.МУ,раб.в России.»Истор.взгляд на б.церковь»концепция происх-я др.болгар:протоболг,кот.сч-ся основной и в совр.славяновед.Теодоров-Болан-автор 900исслед.,ректор Соф.унив-та.Б.Цонев-история,диалектология,критика.»Классификация б.памятников»Словения-Ф.Ниглашич – «Сравнит.словарь слав.языков»,этимолог.словарь.развивал сравнит.языкозн-е.Матиа МуркО – анализ.произв-я нар.эпоса,сопост.с рус.и болг.^ Польша – А.Брюкиар-«Свентакширские проповеди»,монографии «История п.яз.», «История п.л-ры» 4.Национальное возрождение южнославянских народов и его значение для развития славяноведения.В 18 веке нек. гос-ва зап. и юж. (Сербия, Болгария,Босния,Черногория,Герцеговина, Чехия)были лишены независимости.Часть населения на Балканах обращ. в магометанство.Болг.попала под греч.влияние,греч.церковь контролир. болг.Упадок интеллиг.и языка. Исключение – Польша.18 век- век просвещения(идеал-один яз.,одно законод-во,одна нация)Славянское нац.возрождение-движение за незав-ть,возр.культуры(2п.18в-1878г.)^ 1период(2пол18в)начало д-ти будителей,попытки кодификации нац.языка;2п-д(н.19-1848-49)революции по всей Европе,активиз.нац-освоб.движения,борьба за яз.незав-ть,развив.нац.л-ра,1ые сб-ки нац.фольклора,осн.научно-просветит.учреждения-славянские матицы,попытки кодиф.языки3п-д(50-70г19в)нац.языки утвержд.в правах,произ.кодиф-я языков,становление науч.терминологии.Важной стала защита культуры.К-ра б.осн.ср-вом выр-и нац.духа.Борьба за нац.язык.Письменность б.не нормирована – везде свои диалекты.^ 2п.18в.-возр-е в Болгарии.Паисий Хилендарский «История славяноболг.»Величие болг народа в прошлом,пыт.сохр-ть болг.нац.яз.=>борьба за незав-ть,всеобщее книжное просвещ-е.Программа возрождения Паисия Х.:1.развитие языка2.борьба за освобождение3.всеобщее книжное просвещение.Развитие болг.историографии.Начало сербского возр-я связано с Россией.Церковь формир.взгляд на Р. как на единоверную опору.С 16в. нарастало влияние Р.,к 18в. богослужение по московскому образцу.Основа-русский(акцент церк)+сербские слова-конгломерат-р-церк-славянский(с18-с19)-ост-ся лит.языком сербов.Абрадович.Язык-ср-во,а не цель.Захарий Орферин,Иован Раич уподобил общ-во чел.организму.История призвана рассказать др.народам,величие корней в прошлом.опирались сербские историки.^ Хорваты нач.обращать интерес к языку.Андриа Качич «Приятный разговор слав.народа»стилизовал под народный эпос,хронолог посл-ть,источники сведений,цитат;объед историю,худ. и эпос. ^ 5.Национальное возрождение западнославянских народов и его значение для развития славяноведения.(периодизация - см.4 вопрос)Чешское возрождение(70г18в-к.19в)акт деят-ть нац.просветителей-будителей,борьба за возр-е чешского языка(носит.был простой народ,интеллигенция говор.на нем,лат)Основоп.чешский славист Добровский,его труды-импульс к возрождению;родным яз.б.немецкий,но Д.сч.себя чехом,труды писал на латыни.Важн.труд-«Грамматика чеш.яз»(1809)где Д.разработал морфолог.нормы языка;в основе чеш.яз – добелогорский пер-д языка.в осн.кодифиц.языка был язык 16в.Д.язык лег в основу чешского литер.яз.«Нем-чеш словарь»Д – отриц отн-е к неологизмам,заимствованиям.«История чеш.яз.и лит-ры» - периодизация лит-ры и языка,предлож.классиф.слав.языков:русский,польский(в нем диалект силезский), иллирский(в нем сербский,болг,словенский,долматинский и хорматский,чешский(в нем моравский и словацкий диал).Сб. «Славин» и «Слованка» - 1е славистич.журналы,затем изд.томом(Славин) и стали 1й слав энциклопедией с очерками о слав ист., лит-ре;»Слованка»-грамм.вопросы,лит.обозрения,этнография,лит-ра,история.Копитар – 1 из основоположников слав.науки. «открыл» словенский народ.Издал сборник «Клоца» с кр.грамматикой старославянского языка;»Фрейзингский сборник»,изучал ватиканский кодекс.Перепис.с Добровским=>корреспонд.компенсир.недостаток науч.л-ры.Кон.18в – просвет.идеи пришли в словацкие земли.Словаки насел.территорию в составе империи Габсбургов=>у них не было гос-ти.Родной яз не преподавался.До 18в отсутств.нац.лит.яз. Исп.латынь,чешский,нем,венгерский(латынь сохр.до сер.19в)Общ-во раскололось:протестанты хотели сохр.чешского яз, католики – созд.словацкого.Польша – не отн-ся.На пер.возрожд.,т.к. яз.и к-ра развив.поступательно и непрерывно.Ед.ср-во после потери нез.-нац.язык.Достижение польской филологии – словарь Богомила Линде – нормы нац.лит.яз. Польские слова сопост. с др.слав.и лат. Сравнит.метод подачи материала. ^ 6.Славистические исследования в России в 18-начале 19в.Становление нац.науки.1725-открытие АН=>изучение славян.В Р.не было дост.претендентов.Вз.заруб.:Иоганн Коль (каф.церковн.истор.,писал словари,в Герм.нап. «Введение в ист.ил-ру славян» - происх.и родство слав.яз.-1ый опыт ист.лит.исслед.слав.письменности)Герард Фридрих Миллер-придворный историограф,ост.навсегда в Р., 1ые публикации древнерус.летописи по изводам.Благ.ему вышла 4хтомная «История Российская»Татищева;связ.с нормандской теор.:в основе рус.гос-ти – варяги. Ломоносов выст. против доклада М(уничтожить как чрезвычайно вредный)Август Шлёцер-дом.учитель М,изучал русск.,церковнослав.языки,заним.сравнит.хар-кой языков. – предвестн.сравнит.языкознания.»Всеобщая нордическая? история»,где опис. все слав.народы и этнографически описал Сев.Европу. Воспр.сербов и хоравтов как 1 народ,счит. болг.яз самостоятельным,различ. нижнелужицкий и верхнелужицкий, понимал единство языка чехов и мораван,доказ. родство славян – предшеств.Добровского.Тредиаковский-интерес этимол.слав.яз.В его теории много подгонов.есть и значит.наблюд.В.И.Татищев работал над «Историей…»обращ.ко многим источникам о славянстве(легенда о Лехе,Чехе,Руссе б.пост.Татищевым под сомнение – впервые в рус.историогр.)Нач.созд-ть словари и грамматики.«Церковный словарь»Петра Алексеева – этимолог,,этнографич.Заложил основы филологии,этимол,этнографии.Учреждение Российской Академии в 1783-изуч.рус.яз.и словесности,сост.словаря(толкового),граммат. Много членов АН19в-Академии объед. =>2еотд.русского яз.и словесности(ОРЯС)«Словарь Акад.Росс.»-6 томов,изд. в теч. 11 лет (1789…)Устанавл.лекс.нормы русс.лит.яз.М.В. Ломоносов-важный этап русской словесности.Заним.пробл.филологии,критики,стихослож,стилистики.Основат.рус.филологии1757-«Росс.Грамматика»Л.разграничил старослав.и русский яз.,а древних прародитель – словенский.1758»Учение о 3х стилях русского лит.яз» Предисловие о пользе книг церковных:высокий стиль:оды;средний:театр.представл.,элегии,письма;низкий:комедии,эпиграммы – живая нар.речь. ^ 7.Становление университетского славяноведения в России.Научная деят-ть первых русских славистов.В 19в в общ-ве б.осознана необх-ть появления слав.кафедр.С^ 1811г в МГУ действ.кафедра славяно-российской словесности.Основа-церк-слав.яз.1835-новый универс.устав.Пет.,Моск,Харьк и Каз.унив.-слав.каф-ры.Реш.отпр-ть за границу:М-Бодянский,Х-Срезневский,П-Прайс,К-Григорович.1839-42-Ср,Пр и Б отпр.за границу.Ж «Министерство народного просвещения».Для чехов и словаков русские слависты б.силой,кот.м.объединить всех славян.Познак-сь с историей,этнографией,Обширная география поездки=>богатейшие библиот.О.М.Бодянский – магистр слав.филологии(дисс.»О нар.поезии слав.племен»)Сравнит-истор.анализ фольклора.сд.единств. перевод «Слав.древностей»Шафарика.1855-докт.дисс.»О времени происхождения слав.письмен».Сотрудничал с общ.истории и древностей российских.Чтение в общ-ве.С 1846 по 4 книги ежегодно.Редактор.П.И.Прейс в 1843 приступил к работе в Пет.Специалист по литовскому яз.Умер в молодом возрасте,оставив богатейший архив.Срезневский развивает славистику в Х.унив-те:фольклор,этнография,языки,лит-ра.1846-исслед. «О языческом богослужении древних славян» =>доктор славяно-русской филологии.Древнейшие обычаи,обряды,слав.лит-ры.Истор.очерк сербо-лужицкой лит-ры.После смерти Прейса переб-ся в Петербург.Переворот в интересах:проблемы истории русского языка.»Славяно-русская палеография».В.И.Григорович-1842-дисс.»Опыт изложения лит-ры славян».Попытка осмысления фактов.Проблема слав.взаимности.Б.20 лет занимал каф.в Казани,Москве,Одессе,препод.почти все слав.яз,1ый препод болг.яз.Осн-ль болг.диалектологии в русс.науке.Изучал связи древних славян с Византией.60-е г. – интерес к слав-ке,появл.научные общества,созд.кафедры истории слав.стран.50-60е-процесс обработки сведений.Расшир.направл-я славист.иссл-я.Слав.съезды:1848Пражский1867Московский.Реформа 60-х нормализовала деят-ть кафедр,откр-сь новые унив-ты(10)Выд. история сл., литературоведение,языкозн.Кафедра делится на 2,закрепляя дифференц.:история сл;языков и литератур.В МГУ общество истории и древностей Росс;Моск.археолог.общ-во;географич.общ. ^ 8.Славистические иссл-я втор.пол.19-нач.20в.у зарубежных славян.Слав.фил-я игр.огр.роль:вл.на рост нац.самосозн-я,на становл-е литератур.Чехия-наиб.благопр.усл-я для распр-я славистики.После рев-и – новый этап возрожд-я,форм-ся новые стр-ры науки,разл.организации.Действ.Пражский унив,кот.разд-ся на чешск.и нем.Сформ.АН-научн.центр Чехии.Сохр-ся интерес к слав.древностям.Важная тема-КиМпробл-ка (Пастернак,ВОндарк),тема слав.взаимности.Издание сбоников нац.фольклора.Ян Гибавер-крупн.фил.,его занимали все слав.страны,показ.универсальность славистики.»История чешск.грамм-ки»(опис.фонетики,морфол.,словообр.по древним ист-кам)Интерес к проблемам слав.взаимности.Первольф-концепция:1слав.народ-единый народ.Фунд.труд на рус.яз.»Славяне»-проблема слав.вз-ти:одни корни.,культ,языковые.1том-очерк слав.культуры(быт,поэзия,мифолог)2т.-развитие слав.идеи в л-ре;3т-анализ слав.идеи в пол.и культуре славян.К к.19в.в Ч.появ.новое поколение ученых.Они интер-ся истор.,яз.,историей яз.Пастернак изуч.КиМ проблему,собрал и проанал.осн.ист-ки,опубл.жития,др.докум.Йосаф Вайс – обл-ть текстологии,вклад изданием Еванг.от Марка.Ян Махал-исслед.мифологию «Очерк слав.мифологии»Дал опис.всех богов и духов.Удел.вним-е и совр.л-ре (Пушкин,Толст,Дост)Ирж Попивка – миф.,идеология,др.л-ра,изуч.нар.сказки и предания. «Исследования язычества» - показал все слав.страны и сопост.с Европой, добился огр.рез-в.Любомир Нидерле – комплексный подход к изуч.слав.древностей.Энцикл.труд «Славянские древн.»Сообщ.сведения о древн.жизни славян,показ.тесную связь истории славян с ист.Европы.Затронут вопр.о слав.прародине,отстаивал среднеднепровскую теорию(между Эльбой и Днепром).Рссказ о пост.разъединении единого слав.яз.Отдел.части посв.этногенезу отд.ветвей славян.Книга перевед.на все слав.яз.Словакия-во стор.пол.19в.вступ.в новый этап развития.Вводится венг.яз.,сл.ост-ся только в кругу семьи.1861-движ-е»меморандум словац.дв-я»:треб.автономию,введ.сл.яз.,созд.нац-просвет.обществ.=>к.19в-музейное славац.общ-во,кот.изд.неск-ко сборников.^ Сербия-1886-сер.Академия Наук и Искусств.Крупнейший будитель-Караджич.Стоян Навакрович- истроия и грамм-ка с.яз.,диалектология.»История с.л-ры»(с+х,словенск.,дубровск.)»законод.памятники»сребского средневек.права. Любомир Стоянович – старосл.,черты становления нар.сербского. «Стыре сербские записи и надписи», «Жизнь и тв-во В. Караджича»собрал всю доступную инф. о жизни,трудах. Ёван Скерлич – критик,публицист,увлек.новойшей сербской лит-рой-взгляд на текущ.события.Сторонник реалистич.метода в лит-ре. «История новой с.лит-ры»(1877-1914)созд-ль ж.»Сербский литер.вестник»Хорватия-Иван Кукулевич-Сакцинский – инициатор общ-ва югослав.истории.Ж «Архив югосл.истории» - источник хроник,с. летописи,биогрфии деятелей,законод.акты.Подг-ка х.библиографии(1860) – сведения обо всех письм.источниках с появления письм. «Литераторы Х 1ой пол 17в» с отрывками произв.Заложил основы историогр. и археогр. ^ 9.Славистические иссл-я в России во вт.пол.19в.Сер19-20в-3 напр-я:славянофильское,народническое,позитивистское1.славянофильство:конс.и либ.черты,православное начало.Под его влиянием оф.концепция слав.взаимности.Преобраз.в панславизм – объединение политич. всех славян под рук-вом России.Сказ.на Пет.и Моск.унив-х и славистах.В.И. Ламанский(ученик Срезн.)вед.предст-ль славяноф-ва.Слав.мир-как единое целое.Добровольное объед-е славян и возвр-е полит.незав-ти и культ.свободы.Пров.тщательный лингвист.филолог.анализ «Новейших памятников древнечешского яз.»;разоблачил Ганку.Создание научной школы в Пет.Славянофилы выдв.новую концепцию истории:1)правосл-е сущ.во время КиМ;2)спец.черты,дух жизни,хар-ра;2 мира-зап-кат,вост-прав.идея полной противоп-ти миров.;3)треб-е изучать историю(фольк);4)идея выдвижения славян на 1 место среди рас.ГельфердИнг-уч-к Бод.и Григ.,МГУистория единого народа(слав.племени),интерес к сербам и болгарам.изд.сб-к сербских пословиц на рус.яз. «Босния,Герцеговина и старая Сербия» - истор.пам-ки,монастыри,нравы и обряды,экономика,бесправие,объект.критика.соч-е богато факт.мат-ми.Изучение балт.славян.Поездка по сев.Герм.Все доступные источники-историко-этногр.труды.50-е-60-е-Исследования и История балт.славян.К.Я.Грот – взаимоотн-е Моравии с венгерскими племенами и др.соседями,изуч-е слав-венг взаимоотн.из-е Великой Моравии, КиМ вопрос2.позитивизм-идеи:1)непрер-ть и поступат-ть развития чел.общ-ва,прогресс д.б. ср-вом планомерного развития.2)повыш.вним-е к источникам.Флорицкий – уч-к Ламанского,пыт-ся док.единий лит.яз.(русский),ост.яз.-диалекты.Истор.судьбы славян,1ый др.лит.яз.Основное пособие по курсу грамм-ки.3.народническое – общий культ.фонд.Движ сила-народ.П.Равинский(этнограф),Венгеров(историк).Требовали актуальности,полезности.итог развития 2ой пол.19в.-росла база,изд-сь мап-ки,сист.изучение и исслед-е славян. 20. Деятельность Института славяноведения и балканистики АН.(прод-е)формирования польской нации, польскому национально-освободительному движению, антифеодальной борьбе польского крестьянства, аграрной реформе 1864 и русско-польским революционным связям 19 в. посвящены работы И. Славяноведение Миллера, И. И. Костюшко, И. М. Белявской, В. А. Дьякова, А. Ф. Смирнова, П. Н. Ольшанского и др. Значительное место занимает проблематика истории рабочего и национально-освободительного движения в славянских странах во 2-й половине 19 - начале 20 вв., а также накануне и в период 1-й мировой войны 1914-18 (работы И. А. Хренова, А. Я. Манусевича, Ю. А. Писарева, Я. Б. Шмераля, М. В. Миско, А. Х. Клеванского, В. А. Жебокрицкого, Славяноведение М. Стецкевича и др.). Вопросам полит. и эк. развития слав. стран в межвоенный пер-д, рабочего движения посвящены работы М. А. Бирмана и др. Значительные успехи достигнуты в разработке проблематики истории 2-й мировой войны и возникновения социалистического строя в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, социально-экономических преобразований этих стран и их взаимного сотрудничества (А. И. Недорезов, Л. Б. Валев, В. К. Волков). ^ 10.Сл-ка в межвоенн.пер-д и в годы 2МВ1МВ,револ.1917-начало межвоенного пер-да.1918-новое терр.размежевание Европы,возн.Польша,Чехосл.Советское слав-е переж.самый сложн.пер-д.Слав.идея-объед-е слав.гос-в на осн.антисоветской.Становл-е новых организационных стр-р.АН,крупнейш.унив-ты предст.науку.К окт.рев-и АН отн.враждебно,резолюция против насильников,захват.власть.Постеп.советизация АН->пересройка научных исследований.Комиссия по научному изданию с.библ-ки – полное научное издание текстов самого раннего пер-да КиМ(Державин,Лавров,Шахматов)Апофеоз деят-ти – издание матер.по истории возн-я древнейш.письменности-1930 собрание научно прокоммент.текстов.2ая пол.20х-процесс укрепления АН путем включения большевиков;начали искл-ся люди,запятнавшие себя с царем.в к30х постр.многие ученые АН.Универ-ты:в 20е очаги славяновед-я теплились:Пет-Державин,Бел.-Печета,М-Селищев.А.М.Селищев-диалектология,праслав.,старосл.,палеографияЗаним.балканистикой:макед.говоры,болг.яз.«Слав.языкозн-е»опуб.в1941-первое системат.изложение вопроса расселения диалектов.Н.С.Державин – профессор,вставший в новый строй.преп.б.30 лет в Пет.унив-те,20 лет руков.слав.кафедрой;»Славяне в древности».Посв.много времени болг л-ре,монографии Х.Ботева,И.Вазова.В 50-е изд.3хтомная история Болг.1931-в Лен.откр.инст-т славяновед-я – колл-в10-12 чел.в помещениях БАН,возгл.Державин.1934-закр.,упсел опубл. «Труды инст-та слав-я»-неск-ко томов.Развитие комплексного подхода к слав-ке.Почти все сотр-ки репрессированы.1931-прекр.препод-е языков в М,затем в Л.Массовые аресты слав.-фил.по сравнит.грамм.,КиМвопроса.Обвин.в буржуазности,1933-«Дело славистов»На роль предв-лей Якобсон,Боагтырев.Арест.Сперанский,гл.обвиняемые-Ильинский,Селищев.1934-Димитров(отпущенный)опубл.статью «Слав.филология на путях фашистизации»Чехославакия-обр.библ-ка,слав.институт в Праге в 1922г.Предс. НидерлеКомиссия заним.письменностью древн.пер-да,греч.переводы.Комплексные слав.исслед-я.Ян Махал»Слав.лит-ры»-одна единая лит-ра со своими особ-ми,сопоставлял в комплексе Б,Ч,П,Р.Ф.Вольман «Словесность славян»с момента зарожд.сопост.в разных лит-х.В.Матейзус-основ-ль пражского лингв.кружка.»Основа српавн.слав.литературоведения»-влияние яз.мат-ла на поэт.ф. Концепция периодизации праслав.л-ры:1.распадение индоевр.яз.;2.единство праслав.яз;3.диалектное расслоение;4.завершения д.дробления->форм.совре.слав.яз.Ян Мукаржовский-основоп-к структурализма,поэтика,стилистика,редакт.чешские издания1939-кружок прекр-ся.Польша-1918-обр.незав-ть.Брюкнар «Этимолог.сл-рь польск.яз.»созд.собств.научн.школу. «Полабская грамм-ка» - Сплавинский.собр.всю инф.до 20 столетия.Ян Чихановский-статистика и методология.»Польская методология»Болгария-Меладенов,Пепев,Орнаудов.иссл.жанры новой болг.л-ры.Югославия-Сербская АН,матица,универ.(Белградский)-прибежище для многих русскихэмигрантов(Погодин,Островский) ^ 12.Деят-ть слав.благотв.общ-в в России.в19в.вР.созд-ся благотв.общ-ва и комитеты.Налажены связи в церк.сфере,эпизодическая помощь.Слав.благотв.комитет для помощи южным славянам(славянофилы,западники,проф.МГУ,дух.лица,О.Бодянский,Соловьев,Максимович)Покровитель-Цесаревич.Но он был обществ.,а не госуд.Инициатива исх.снизу,а не сверху.Спустя 10 лет существования появ.свои отд-я во мн.городах-Пет.,Киев,Одесса,Казань,Тифлис.С-Пет.слав.благотв.общ-во:предс-ль-Гельфердинг.Собрания прох у него или у Срезневского.Сформ-сь библ-ка (сейчас в БАНе)Лит-полит.ж.»Известия»У Киева «Слав.ежегодник»(Задерацкий)Деят-ть комитетов в Р.способств.распр-ю знаний о слав-ве.Идея панславизма.Ж.»Слав.заря» в Вене призвал сплотиться и перейти на рус.яз.Комитеты спонсировали обучение славян в школах,гимназиях,универах России.Погодин жаловался,что олка от этого нет.Должны обучаться на юге,в Одессе.Учились:Марин Дринов-1ый мин-р нар.просв.Болг.,Каравелов,Мелодинов.Апогея дост.в сер.70х,когда активиз.д-я.1875-нач.в Боснии,1876-в Болг.,Серб.и Черног.Слав.комитеты соб.ср-ва в помощь,волонтерское движ,обр.отъезды отрядоб добровольцев.С нач.рус-тур.войны комитеты начали вести переписку с повстанцами->их д-я насильственно прекр.Действ.3-4десятилетия. ^ 13.Славист.иссл-я в СССР во 2ой пол.20в.во вр.войны выш.на 1ый план объединение слав.народов против фашистов=>снова идея объед-я слав.1941-всеслав.комитет создан для сплочения славян,изд-ся журнал,где упомин.,что слав.едины.1946-съезд вБелграде,сплочение слав.стран вокруг СССР,быстро развалился и не вошел в число др.съездов(в Праге,Варшаве,Белграде-1939)1958-междунар.съезд в М.Межд.комитет славистов публ.матер.,раб.с яз.4ый съезд задал программу для послед.съездов(5-Соф.,6-Пражский(68),7-Варшава(73),8-Загреб(78),9-Киев(83),10-Соф(88),11-Брастисл.(93),12-Краков(98)2003-Любляна,2008-Македония1.этногенез славян(происх,прародина,истоки языка)2.пер.нац.возрожд.(18-19в)становление яз.и л-ры.3.всестор.разв.слав.стран в послев.пер-д(лит..яз-ие)Организация науки.1868-устав разделил кафедры слав.филологии и слав.имстории(древности:этногр.,фольклор)к.19в-выделение слав.филологии.Споры инициировал Ягич(сл-не и сл.ф.->все обл-ти дух.жизни славян).ранее+нумизматика,палеография;позже язык,л-ра,фольклор.Осознание того,что наука изуч.не только в слав.странах.Там:из.все слав. народы или 1.У нас:все заруб.слав.страны.В 20в.слав.съездык.70х-представление о славистике(сл.ф.)-комплекс научных обществ дисциплин,кот.изучает разные стороны жизни славян.1947-Институт славяноведения объединил историков,филологов. ^ 15.Идея слав.взаимности и разв.сл-я в 19в.Сущность:возм-ть объединения славян на осн. языков и близости нравов,обычаев,схожести черт фольклора и литератур.Полит.интерпретации различны,но основа-осознание общности народа и лит.истоков.Уходит корнями в раннее Среднев.Ю.Крижанич разр.искусств.язык,объедин. лексику и грамм-ку всех слав.яз. Главную роль отводил России.Не уд-сь обзавестись учениками=>язык был забыт на столетия.2пол18в-новая волна.В 19в.идея оказ.сильное влияние.К18-н19-зарождение славяновед. Обращение к истории слав.яз-в.П.Ё.Шафарик «Слав.древности»-слав-во заявило о своем едином прошлом с едиными корнями и многовековой историей.Ё.Юнгман-теория:чешский нар.может обрести свободу путем объединения с русскими.Я.Коллар «О лит.взаимности»-объед.на основе лит-ры,языка.Словаки-составная часть неделимого организма.4 племени: р.,иллирийское(ю.),чешско-слав. и польское.В полит.сфере тоже сторонник объед.сР.Л.Штур не отвергал понятие единого народа.Для дост-я единства не нужна единая наука, д.б. равноправие.Русофильская напр-ть.Русофильство характ.для всех славян 1ой пол.19в.^ Идея объединения южных славян.В.Карджич-соглашение С и Х о создании единого с-х яз.В 30е г. нац-освоб.дв-е «Иллиризм».Идеолог Людовид Гай развивал идею Коллара.Концепция Великлй Иллирии,кот.д.б. объединить всех балк.славян=>теория 1 народаОбъед.с-х.яз.(Венское соглашение 1950)В сер.19в.идея проникла в Словению. В.Капитар,М.Маяр в 1948 «Правила преобр. или наречия в общеслав.язык». Распространение единого алфавита-кириллицы 1965-взаимная слав.грамматика. Из совр.языков отобрал пласт лексики и наложил на ц-слав.В 70е из. ж.»Славян»,где планир.опубл.язык,но никто не хотел его.Идея панславизма-объединение всех славян под эгидой России и религии КиМ(правосл.)Идеи до 2пол19в,созд-сь благотв.общ-ва,возн-ли матицы,вдохновляли орг-ров слав.съездов. ^ 18.Славянские съезды 19-н.20 века.Под влиянием идей панславизма орг-сь слав.съезды-неордин.движ-е в жизни славян.1)1848-Прага.славяне разрознены,не им.возм-ти пол.обр-е на родных яз.1830-Франц.револ-я.Россия переест.быть оплотом слав.надежд,в общ.полит.мысли появл.критическое отн-е к Р.,зарожд-ся австрославизм.К.Г.Боровский ограничил общность «Австрославизм»1848-волнения по всей А-В.В подготовке прин.уч-е Палоцкий,Ганка,Штур,кот.раб.на терр. Австр. империи.Съехались депутаты от сословий.Манифест,где излагались идеи.14 июня в Праге-восстание.Значение:1е в новой истории этно-полит.совещание,10 дней 300 чел. обсуждали положение славян в Австро-Венгрии.Толчок в разв.славяноведения.2)панславизм исходил из России (1858 осн. Моск.общ-во)1867-попытка пров.съезда.Попов-предс-ль выставки.Чешская делегация возгл.Палоцким.Крупная полит.акция. Трактат Штура «Славянство и мир будущего» неосуществимость идеи объединения.^ 3)1868-в чешской культ.жизни реш.открыть Нац.театр. «2ой пражский съезд» или «Тайный»Съезды принесли не одни разочарования,спос-ли дух.консолидации дворянства,вырос интерес к России,в Р.интерес к слав. странам. сближение,укрепление связей.На руб.19-20в. съезды по проф.интересам. Спортивно-просвет.общ-ва «Сокол»- > сокольское движение пров.свои съезды. Идеи неославизма,которую пород. экспансия Германии на Балканах.Идея объед.слав.,чтоб отторг.герм.угрозу.1908-пражский съезд,1910-в Софии. предст-ли объед.по этно-культ. принципу. Общ-полит.д-ти из сл.стран. Попытка принять новую программу.1910-врачй,юристов-поиск путей культ.роста слав-ва. Свободный обмен студентов. 1914-неослависты признали крах движ-я. ^ 16.Попытки созд.всеслав.лит.яз.Юрий Крижанич (около 1617—1693) — хорватский богослов, философ, писатель, лингвист-полиглот, историк, этнограф, публицист и энциклопедист, автор многочисленных трудов по самым разным отраслям знания — от музыки и эстетики до риторики и политэкономии.всю свою жизнь посвятил идее славянского единения. Венцом его деятельности стало создание общеславянского языка.1659 прибыл в Москву, пропагандировал идею славянского единства, выступал за присоединение Украины к России.1661 обвинен в поддержке униатов и отправлен в ссылку в Тобольск, где провел 16 лет. В Тобольске Крижанич написал свои основные труды: «Политика», «О божественном Провидении», «Толкование исторических пророчеств», «О святом крещении», «Грамматическое изыскание о русском языке (идея всеславянского языка)».В 1661 г. опальный ученый приезжает в Тобольск. Именно в Тобольске он больше всего думает о путях объединения славян. приходит к мысли, что единство государственное, религиозное и культурное должно быть дополнено единством языковым. Но к тому времени старославянский язык уже безнадежно устарел. избрать языком межнационального общения один из национальных языков - значит дать необоснованные привилегии одному народу и ущемить тем самым другие. пришел к мысли о создании общеславянского языка. Огромный материал для этого был накоплен, оставалось лишь систематизировать его, что и сделал Крижанич в своем труде "Грамматично исказание об русском езику"(1666).В своей работе он проявил подлинно научный подход. Прежде всего, Крижанич стремился создать чисто славянский язык, без иностранных заимствований. Выбирая слова и грамматические конструкции, он придавал им такую форму, которая была бы близка ко всем славянским языкам. Основу лексики составляли слова, общие для всех языков этой группы. Когда же не удавалось найти общего слова, оно заимствовалось из какого-либо конкретного языка. При этом критерием для выбора служила степень распространенности данного слова. 60% слов были общеславянского происхождения, 10% - русские и церковнославянские, 9% - сербохорватские, 2,5% - польские, затем - болгарские, украинские и др. Этот язык был очень гибок и позволял легко создавать новые слова из имеющихся элементов. Так, например, возникли слова "чужебесие" (излишнее доверие к иностранцам), "гостогонство" (гонение на гостей, т.е. купцов), "людодер" (так Крижанич охарактеризовал Ивана Грозного). Алфавит использовался латинский, хотя Крижанич допускал и употребление кириллицы. В "Грамматичном изказании" был дан блестящий сравнительный анализ славянских языков. Это был первый в Европе труд по сравнительному языкознанию.В предисловии к грамматике Крижанич изложил свою теорию соотношения славянских языков.Искусственный язык, скомпонованный Крижаничем из соединения разноязычных лексических и грамматических элементов, использован был им самим в его литературной деятельности. ^ 17.Славянские матицы 19в.В 1ой пол.19в.начали возникать культ-просвет. общ-ва-матицы.созд-сь на обществ.ср-ва. корнями восходит к праслав.яз:-сборники религ. и нравств. статей;-балка, кот. подд. дерев.дом;-пчелиная матка. Так на матицах должна держаться наука и просвещение в слав.землях.Ж «Улей», «Пчела».1826-осн.сербская матица.1931-в Праге откр. чешская.1942в Загребе-хорватская.1947-лужицкая;1948-Галицкая;1962-Словацкая;1962 –словенская и долматинская. Задача: сохранение родных языков,образование и книгоизд-во на родных яз.Предпосылки:Сербская.откр-сь в пеште(Венгрия).сербы, стрем-ся к образ-ю, учред.лит.общ-во, распростр. книги в народе.Инициаторы-купцы, в общ-во вх.купцы,духовенство,интелл., чиновники,дворяне,кр-не. Первое общенац. культурное учрежд.в Сербии. Сущ. матицы за счет частных пожертвований.С.матица нач. обмениваться книгами=>создана солидная библ-ка.Собирали произв. ис-ва=>худ.галерея.Чешская.1818-орг. «Патриотический чешский музей»,вокруг кот.сплотились патриоты. Пис.работы на чешском, собир.истор.и археол. памятники. Франтишек Палоцкий – активный общ.деят-ль.Превр.журнал музея в научно-полит.орган. Ч музеем издан 5-томный ч-нем словарь Юнгмана. Многотомная история чешского народа Палоцкого,изд.произв.худ.л-ры.Члены:Погодин,Срезневский,Соловьев.после 1845-общ-во Национ.музей в Праге вып.роль матицы.действ.до сих пор.Хорватская.связ.с иллиризмом.ЛюдовИд Гай выст.за созд-е общ-ва просвещения народа.1838-в Загребе Иллирская читальня (библиотека):развитие науки,популяризация знаний->стала центром->1842фонд «иллирская матица» с целью изд-я книг.Ж»Коло»Сербо-лужицкая.учр.в1845 Яном Смоляром в Бауцине.Учителя,священники,врачи,адвокаты, крестьяне.1848-«жкрнал с-л матицы».вопрос кодификации верхнее-луж.яз.Матица нач.изд-е дешевых книг для простого народа.к19в-лидер-Арнашт МУко-дух.вождь народа.Возн.центр сербистики в Будапеште.Болгарская.просвещение не м.сущ.там до ее освоб-я.Болг.фил.общ-во возн.в Румынии.Попытка нормализации болг.яз.«Рыбный букварь»1824-1ый печатный;1852-созд.матица;1856-общ-во болг.письм-ти;1866-общ-во болг.л-ры->создание АН1863-Словацкая – 1ая орг-я,собир.памятники истории,старины,связ.со страной.способств. утверждению родного языка.1864-Словенская-изд-е книг и журналов на род.яз.Календарь «Летопись слав.матицы» - геогр.,ботаника,язык,культура.переводы с р.и нем.1848-Галицкая-во Львове;Моравская1853,Долматинская1862.укр.яз.вытеснялся со ст.Польши и А-В. учебники и попул.изд-я для народа. ^ 19.Международные слав.съезды1)`29-в Праге – 100летие со дня смерти Добровского. Инициатор-Де Куртене,Мейс-«филсъезд».В науке мен-сь методы иссл.2)Варшава – лингвистич.пробл-ка-`343)`39 Белград,5 томов материала.из-за войн съезд не сост-ся.4)в Москве после 2МВ `54 ^ 2. Славистические исследования до XVIII в. у зарубежных славян.Зарожд. слав-ки нач. в 16—17 вв., когда появ. чешск., польск., словенск., хорв., церковносл. и др. грам-ки и грамм. соч-я и когда было написано «Граматично изказанье» Ю. Крижанича (1666). Истоки Славяноведения восходят ко времени возникновения и укрепления первых слав. государств, когда была осознана и письменно зафиксирована идея славянской взаимности, славянского этнического единства («Повесть временных лет» Нестора, хроники Галла Анонима и Козьмы Пражского, «Летопись попа Дуклянина» и др.). Интерес к славянству проявляется и в более поздних исторических и художественно-публицистических памятниках эпохи феодализма (гуситские трактаты, чешская рифмованная хроника Далимила, летопись Пулькавы и др., «История Польши» Я. Длугоша, «Трактат о двух Сарматиях» Матвея из Мехова, история Марцина Кромера, произведения польского поэта Я. Кохановского, русские летописи и хронографы, белорусско-литовское и украинское летописание, трактат «О происхождении и судьбах славян» В. Прибоевича и др.). В 17 в. повышенное внимание к прошлому и настоящему славянских народов отразилось в учёной деятельности хорватов Ю. Крижанича и П. Витезовича, в сочинениях далматинского историка М. Орбини «Славянское царство» (1601), в переводах в России с польского исторических сочинений (М. Стрыйковского и др.). Сознание славянской общности создало условия для зарождения научного Славяноведение, чему способствовали также успехи античной филологии и переход к научным методам издания средневековых источников. Славяноведение (а также сам термин «Славяноведение», или славистика) возникло во 2-й половине 18 в. как дисциплина в основном филологическая, занимающаяся главным образом изучением языка и литературы слав. народов, их древностей, изданием и критикой преимущественно древнейших письменных памятников. ^ 3. Славистические исследования до XVIII в. на Руси.Зарождение славистики началось в 16—17 вв., когда появились чешские, польские, словенские, хорватские, церковнославянские и другие грамматики и грамматические сочинения и когда было написано «Граматично изказанье» Ю. Крижанича (1666).Предшественниками научной славистики в 18 в. были В. М. Дурих в Чехии, М. В. Ломоносов и А. Шлёцер в России и другие.Истоки Славяноведения восходят ко времени возникновения и укрепления первых слав. государств, когда была осознана и письменно зафиксирована идея славянской взаимности, славянского этнического единства («Повесть временных лет» Нестора, хроники Галла Анонима и Козьмы Пражского, «Летопись попа Дуклянина» и др.). Интерес к славянству проявляется и в более поздних исторических и художественно-публицистических памятниках эпохи феодализма (гуситские трактаты, чешская рифмованная хроника Далимила, летопись Пулькавы и др., «История Польши» Я. Длугоша, «Трактат о двух Сарматиях» Матвея из Мехова, история Марцина Кромера, произведения польского поэта Я. Кохановского, русские летописи и хронографы, белорусско-литовское и украинское летописание, трактат «О происхождении и судьбах славян» В. Прибоевича и др.).Зарождению Славяноведения в России предшествовали труды М. В. Ломоносова, обратившего внимание на родство славянских языков, на роль церковнославянского языка в формировании русского литературного языка, на историческую роль славян в мировой культуре. ^ 20. Деятельность Института славяноведения и балканистики АН.Славяноведения и балканистики институт Академии наук СССР, научно-исследовательское учреждение, изучающее историю, литературу, культуру, языки зарубежных слав. народов, а также других народов Балкан и Центральной Европы. Создан в Москве на рубеже 1946-47 (до 1968 - институт славяноведения). Разрабатывает проблемы истории народно-демократических и социалистических революций и строительства основ социализма в европейских социалистических странах, генезиса капитализма и национально-освободительных движений, международный отношений, истории литературы, революционных, политических и культурных связей в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе, проблемы славянского и балканского языкознания. Институт осуществляет подготовку совместных научных исследований и публикаций с АН социалистических стран. В институте работали крупнейшие слависты - академик Б. Д. Греков В. И. Пичета, Н. С. Державин, М. Н. Тихомиров и др. Периодическое издание института - журнал «Советское славяноведение» (с 1965).На рубеже 1946-47 было создано центральное комплексное славистическое учреждение (с 1968 - Славяноведения и балканистики институт АН СССР); возникли кафедры и группы в университетах Ленинграда, Киева, Львова, Минска, Воронежа, Харькова, Саратова, в АН УССР. В 1956 организован Советский комитет славистов. Были установлены тесные научные контакты с учёными НРБ, ПНР, ЧССР. СФРЮ и других стран. В 50-60-х гг. созданы крупные обобщающие труды по истории зарубежных славянских стран (Болгарии, Польши, Чехословакии, Югославии). Продолжалось исследование основных социально-экономических процессов исторического развития слав. стран, межславянских связей. Началось изучение культурных преобразований в зарубежных славянских странах в послевоенный период. Важное место в Славяноведение заняли вопросы, связанные с ролью славянских народов в европейском и мировом историческом процессе на всех его этапах, вопросы межславянских отношений, славянского этногенеза, связей славянских народов с другими народами Центральной и Восточной Европы, Балкан, славяно-германских отношений (работы Б. А. Рыбакова, П. Н. Третьякова, Ю. В. Бромлея, В. Д. Королюка и др.), славяно-византийских отношений (Г. Г. Литаврина и др.), истории полабо-прибалтийского славянства, крестьянства и развития городов в феодальном славянском обществе (Л. В. Разумовской, Д. Л. Похилевича), гуситского революционного движения в Чехии (Б. Т. Рубцова и др.). Исторические отношения и связи России с южными и западными славянами (в эпоху феодали


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Об использовании квазираспределения Глаубера-Сударшана для описания динамического хаоса
Реферат Администрация города красноярска постановление от 12 января 2004 г. N 7/1 об утверждении основных направлений реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства города красноярска на 2004 2007 годы
Реферат Iii. Логопедическая работа по формированию и развитию просодического оформления речи у дошкольников с речевыми нарушениями
Реферат Г. Р. Державин
Реферат Підготовка молодших школярів до самостійних занять фізичними вправами у процесі позакласної і позашкільної 2
Реферат Предпринимательская тайна и правовое регулирование правовой защиты информации
Реферат Системы контроля состояния подсистем танкера с использованием современной элементной базы
Реферат Русская Антология от романтизма до авангарда
Реферат Проблемы предпринимательской деятельности в Республике Казахстан
Реферат Анализ производственно-хозяйственной деятельности ОАО "Минский завод отопительного оборудования"
Реферат Красота спасет мир, если мир спасет красоту
Реферат Конспект по личностно-ориентированному образованию
Реферат Разработка предложений по использованию населением информационно-телекоммуникационных услуг связи на примере Нижнекамского районного узла электрической связи
Реферат Врожденные пороки сердца: эмбриогенез, этиология и патологическая анатомия
Реферат Патологическая анатомия. Неэпителиальные опухоли