Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Разное"


© А. Афиногенова, перевод на русский язык, 1997 © В

ИНГМАР БЕРГМАНКАРТИНЫМУЗЕЙ КИНОAleksandra Москва -Таллинн 1997Это издание осуществлено при поддержкеШведского Института и Посольства Швециив РоссииПеревод со шведскогоА. АфиногеновойПредисловиеВ. Гульченко Редактор и автор комментариевВ. ЗабродинОбложка и версткаД. Лавровой© CINEMATOGRAPH AB 1990 NORSTEDTS FORLAG AB, STOCKHOLM GRAFISK FORMGIVNING BJORN BERGSTROM SATTNING YTTERLIDS TRYCKT HOS ABM TRYCK, AVESTA 1990© А. Афиногенова, перевод на русский язык, 1997 © В. Гульченко, предисловие,1997© Музей кино, 1997ISBN 9985-827-27-95^ САМОПОЗНАНИЕ БЕРГМАНАПрошлое - слишком серьезная вещь, чтобы с ним можно было не счи-таться, в отличие от будущего, в котором мы, как нам по нашему легко-мыслию кажется, совершенно свободны. Но прошлое не угнетает сво-ей завершенностью, напротив, оно позволяет по мере отдаления от не-го окидывать его новым "взрослеющим" взором.Прошлое возбуждает фантазию. Оно ведь существует в нас, внашем сознании, стало быть, мы и заведуем собственным прошлым, мывправе и переиначивать его, если это потребуется.С годами в Бергмане все сильнее растет "желание проникнутьв тайны, кроющиеся за стенами действительности", усиливается любо-пытство к прошлому, которое по непосредственности его проявленийвпору назвать детским или, что правильней, здоровым.Для чего он пишет книги, где вспоминает о своей работе в ки-но и театре? Да он просто тем самым удовлетворяет свое любопытствок прошлому - и только. Как все и все меняясь во времени, он был готоввслед за вышедшей книгой "Бергман о Бергмане" (она издана на рус-ском языке в 1985 году) приняться за такую же, с тем же названием,но по своему содержанию уже другую.В искусстве быть другим, оставаясь собой, Бергман, пожалуй,превзошел многих своих современников. Он продолжает писать книги,как продолжает жить в искусстве, не раз объявляя о своем уходе из те-атра, как когда-то объявлял об уходе из кинематографа. Вот и сейчасБергман вновь вернулся в свой "Драматен" и намерен выпустить вфеврале 1998 года премьеру пьесы Пера Энквиста "Художники".Между прочим, квартет действующих в этой пьесе лиц составляютзнаменитые соотечественики Бергмана: писательница Сельма Лагер-леф, кинорежиссер Викто Шестрем, актриса Тора Тейе и операторЮлиус Янссон. Время действия - 1920-й год.Вышедший именно в том году фильм В. Шестрема " Возница"оказал на Бергмана огромное влияние. "В сущности, я все время живуво снах, а в действительность наношу лишь визиты", - напишет он в"Картинах". то очень важное признание Бергмана помогает понятьход мыслей автора, свободный полет фантазии его недремлющей памя-ти. Да, да, именно так: в книге "Картины" мы имеем дело с фантази-ей памяти. Ее написал человек, для которого вымышленная жизньочень часто бывает подлинней и ближе жизни реальной.Виктор Шестрем сыграл в "Земляничной поляне" ИсакаБорга, внешне напоминающего отца Бергмана, но внутренне похожегои на него самого. В этом фильме Бергман "взывал к родителям: увидь-те меня, поймите и - если можете - простите".Память о "Земляничной поляне" продолжает свою работу,6продуцируя все новые воспоминания, вызывая все новые ассоциации идаже ощущения. Фильм продолжает жить в Бергмане, равно как и онпродолжает оставаться в своем фильме - уже на страницах книгидостраивая, шлифуя и подчас переосмысливая его. Этот процесс про-должается, в частности, и сейчас, когда он выводит Шестрема на сце-ну "Драматена" в качестве одного из героев нового спектакля.Вот один из многих примеров того, как безостановочно рабо-тает фантазия его памяти.Вслед за Бергманом мы относимся к его книгам о творчествекак к продолжению (дополнению, комментарию, полемике) самогоэтого творчества, как к одной из дарованных ему Богом возможностейсамопознания.Фильм как данность никогда не удовлетворял любопытстваБергмана. Для него всегда существовал фильм как процесс и существу-ет и поныне - когда он уже давно не выходит на съемочную площадку.Жизнь как процесс, фильм как процесс, не говоря уже о теат-ре, который только и возможен, когда он процесс, - в этом одновремен-ном многостороннем движении весь Бергман.Весь Бергман - зто то, что подарил уходящему веку и следу-ющим поколениям один из беззаветных тружеников искусства.Нет ничего удивительного, что, вспоминая в разные годы, вразных статьях или книгах о собственных постановках на экране или насцене, Бергман взглядывает на предмет своего творчества с разных сто-рон и нередко по-разному толкует одно и то же.Незастылость, многоракурсность, "текучесть" взглядов Берг-мана общеизвестна, и предъявлять ему за это какие-либо претензии всеравно, что лишить, например, фильм японского его коллеги Куросавы"Расемон" версионного развития сюжета.Так построена и эта его книга "Картины", вышедшая в Шве-ции в 1990-м году. Надо ли говорить, что и за прошедшие с момента ееиздания годы мысль Бергмана тоже не стояла на месте.Но есть вопросы, на которые Бергман до сих пор не знает от-вета. Ну, например, вот этот, который задавали Юхан в "Часе волка"и Петер в картине "Из жизни марионеток": "Зеркало разбито, но чтоотражают осколки?". Повторяя в настоящей книге данный вопрос,Бергман, очевидно, все больше проникается осознанием того, что не-знание - тоже сила.Незнание не есть невежество. Человек, переживающий своенезнание, неминуемо движется к знанию.О зеркале нам известно много больше, чем об осколкахзеркала. В каждой новой книге Бергмана число подобных "осколков"не уменьшается. Обладающий способностью "запрягать демонов втанк", он и по отношению к себе бывает деспотичен. Собственно, не7проявляй он этого максимализма, не о чем было бы уже и писать, какнечего было бы и ставить на театральной сцене.Любопытен, в связи с этим, один биографический штрих, ка-сающийся детства Бергмана. Будучи мальчишкой, он покупал в мага-зине использованную кинопленку, погружал ее на полчаса в крепкийраствор соды и смывал изображение. Пленка становилась прозрачнойи таким примитивным образом как бы предоставляла пытливому ребен-ку возможность делать кино с "чистого листа".Оценка и переоценка того, что попало впоследствии на этот"чистый лист", неотрывна у Бергмана от оценки и переоценки собст-венной его жизни. Как ни банально это звучит, но он растворен в сво-их фильмах, спектаклях, книгах весь без остатка, подобно эмульсии вы-шеупомянутой старой пленки в растворе соды.Достигший зрелого возраста, он предъявит в 1968-м году мо-ральный счет престарелому своему отцу, обвинив его в бессердечии иэгоизме (отец спустя полтора года умрет), а юный Ингмар и молодойотец его Эрик станут героями автобиографического его романа "Воск-ресный ребенок" (1993). Если прибавить сюда предшествующий ро-ман "Благие намерения" (1991) и "Латерну Магику" (1987), то не-трудно заметить, что и взаимоотношения Бергмана с родителями, вособенности, с отцом, вынесенные на страницы его книг, тоже являют-ся одним из важнейших объектов его самопознания.Кризисы индивидуальные порой совпадали с кризисами об-щественными, например, с потрясшим всю Европу 1968-м, когда "спе-цифическая бацилла года" добралась и до съемочной группы на Форе,где шла работа над фильмом "Страсть". Очевидно, эта же "бацилла",в частности, и поспешествовала бунту Бергмана против отца.И все в том же 1968-м, 30 сентября, после премьеры "Сты-да", Бергман запишет в своем дневнике: "Разумеется, хочется, чтобыи критики, и зрители хвалили тебя постоянно. Но как давно этого ужене было. У меня такое чувство, будто меня отодвинули в сторону. Чтовокруг меня установилась вежливая тишина. Трудно дышать. Как ясмогу продолжать работать? .. "И, наконец, уже выпустив фильм "Фанни и Александр"(1982) и работая над телефильмом " После репетиции", Бергман вдругначнет злиться на Ингрид Тулин, которая на съемках одного кадра вовсех дублях плакала после слов "Ты считаешь, что мой инструмент ис-порчен навсегда?". Актриса играла актрису и как бы примеряла эту ре-плику на себя. Бергман потому и злился, что переадресовал данный во-прос себе. И переадресовал, как известно, не случайно: с тех пор оннеработает в кино.Бергман предпочитал делать "относительно искренние и бес-стыдно личные фильмы". И эта собственная его характеристика отно-8сится не только к "Вечеру шутов". "Я создалплохие фильмы, близкие моему сердцу, - напишет он в своейкниге. - И объективно хорошие фильмы, которые мне безразличны.Некоторые ленты до смешного подчинены изменчивости моих собственныхвзглядов. Бывает, услышу благожелательный отзыв о какой-нибудь из моих картин итут же с ра- достью соглашаюсь - да, мне она тоже нравится". Чего онвсегда стре- мился избегать, так это делать бергмановские фильмы,как, например, Бунюэль, который, по его мнению,в основном только бунюэлевские фильмы и делал; или как Феллини, который вконце своего творчества тоже не избежал феллиниевских картин.Наверное, Бергман потому и обьявлял время от времени о своем уходе из кино,что боялся сделать бергмановский фильм.Подобные опасения могут казаться неуместными, когдаопыт прожитых лет и накопленное мастерствовроде бы должны надежно страховать от самоповторов и канонизации себя, но именноони-то, как правило, и усыпляют первооткрывательскуюбдительность, тормозят движение вперед.С момента "молчания" самого Бергмана-кинорежиссерав ки- нематографе выросла целая "семья Бергмана",прежде всего, из числа прямых его соратников, детей соратников, а такжетех, кто экранизи- рует его прозу. "Благие намерения" перенесна экран датчанин Билле Аугуст, "Воскресного ребенка" - сын БергманаДаниэль. Сын бергма- новского оператора Нюквиста Карл-Густавпоставил фильм "Женщи- на на крыше". А вот послужнойсписок старших членов "семьи Берг- манов", попробовавших себя в режиссуре:"Бык" Свена Нюквиста, "Катинка" Макса фон Сюдова, "Софи"и " Исповедальные беседы" Лив Ульман, два фильма Эрланда Юсефсона и т.д.Легче всего отнестись к перечисленным работамснисходи- тельно, отдав должное способностям их создателей,но и намекнув при этом на неизбежное якобы их эпигонство. Да,разные по своим худо- жественным достоинствам, все это несомненнобергмановские фильмы, в той или иной степени наследуя открытия великогомастера, явно не портят общей картины мирового кино.Продолжение Бергмана неизбежно. Какнеизбежно продол- жение Стриндберга или продолжениеЧехова. Впрочем, это уже фан- тазии будущего, а мы вели речь о фантазияхпрошлого, фантазиях па- мяти, запечатленных в книге Бергмана "Картины".Виктор ГульченкоСОДЕРЖАНИЕВ. Гульченко. Самопознание Бергмана 5^ СНЫ. СНОВИДЕЦ "Земляничная поляна"13 "Час волка"27 " Персона"46 "Лицом к лицу"68 "Шепоты и крики"84 "Молчание"104ПЕРВЫЕФИЛЬМЫ "Травля" - "Портовый город"117 "Тюрьма"144 "Жажда"154ШУТОВСТВО.ШУТЫ "Лицо""161 "Ритуал"173 "Вечер шутов"184 "Змеиное яйцо"190 "Из жизни марионеток" 209 "После репетиции"221НЕВЕРИЕ.ДОВЕРИЕ "Седьмая печать"231 "Как в зеркале"243 " Причастие"257ДРУГИЕФИЛЬМЫ "К радости" - "Лето с Моникой"277 "Стыд"298 "Страсть"304 "На пороге жизни"311 "Осенняя соната"326КОМЕДИИ.ЗАБАВЫ Комическое - "Улыбки летней ночи" 339 " Волшебная флейта"350 "Фанни и Александр"360Фильмография383 (отдельно) Комментарии424==========================================================================================================================================Моя пьеса начинается с того, что актер, спустившись в зал, душит критика и по черной книжечке зачитываетвсе зане- сенные в нее унижения. Затем окатывает зрителейблевоти- ной. После чего выходит и пускает себе пулю в лоб.Из рабочего дневника, 19 июля 1964 года=======================================================================Глава 1^ СНЫ. СНОВИДЕЦ"Земляничная поляна"13 "Час волка"27 " Персона"46 "Лицом к лицу"68 "Шепоты и крики"84 "Молчание"104=====================================================================^ СНЫ. СНОВИДЕЦ13На имеющихся фотографиях мыаккуратно причесаны и вежливо улыбаемся друг другу. Мы, все четверо,полностью поглощены проектом, который будетназываться "Бергман о Бергмане". Замысел состоял втом, чтобы три молодых всезнающих журналиста расспрашивали меняо моих филь- мах. Это происходило в 1968 году,я только закончил "Стыд". Перелистывая эту книгусегодня, я нахожу ее лживой. Лживой? Разумеется. Моимолодые собеседники воплощали в себе носителей единственно верногополитиче- ского мировоззрения. К тому же они твердо знали,что мое время миновало, что новая, молодая зстетика оставиламеня далеко позади. Несмотря на это, у меня ни разу не былопо- вода пожаловаться на отсутствие вежливостиили внимания с их стороны. Чего я не понимал во время интервью, такэто того, что они осторожно реконструировали динозаврас лю- безного соизволения самого Чудища. Япроизвожу впечат- ление человека не слишком искреннего, постояннопребыва- ющего начеку и довольно-таки боязливого. Дажена вопро- сы, носящие весьма непритязательно-провокационныйха- рактер, отвечаю как-то вкрадчиво. Стараюсьвызвать сим- патию. Взываю к пониманию,которого никоим образом быть не могло. Стиг Бьеркман вопределенной степени представляет собой исключение. Он самв начале своей карьеры был талантливым кинорежиссером.Мы говорили о конкретных вещах, и основой нам служила нашаобщая про- фессия. Помимо этого если книга и заслуживаетхоть одно-===========================================К стр 13 Мы, все четверо, полностью поглощены проектом... Речь идет о книге (в форме интервью) "Бергмано Бергмане", напи- санной авторским коллективом в следующем составе:Стиг Бьеркман, Турстен Маннс, Иунас Сима. Русский перевод(в сокращении) опуб- ликован в издании "Бергман о Бергмане. ИнгмарБергман в театре и кино" (М., "Радуга", 1985, с. 125 - 271).Бьеркман Стиг (р. 1938) - шведский кинокритик и режиссер. В 1964 - 1972 гг. - главный редактор журнала"Чаплин". В 1972 г. по- ставил документальный фильм "Мир Ингмара Бергмана".=====================================================================15го доброго слова, так именно благодаряБьеркману - это он подобрал и изысканно смонтировалвесь богатейший иллю- стративный материал. Я не обвиняюсвоих собеседников в странности дос- тигнутого результата. С детскимтщеславием и восторгом ждал я наших встреч.Представлял, с каким наслаждением и законной гордостью разверну передними дело моей жиз- ни. Осознав же - чересчур поздно,- что цель-то у них со- всем иная, начал притворяться и,как я уже говорил, боять- ся, праздновать труса. После "Стыда"в 1968 году прошло, несмотряни на что, много лет, было снято многофильмов. А потом я решил отложить камеру в сторону. Этопроизошло в 83-м. Я полу- чил возможность обозреть сделанноеи заметил, что охотно рассказываю о былом. Слушали менявроде бы с интересом, и не только из вежливости иличтобы прищучить - посколь- ку я отошел от дел, опасности я уж точно не представлял. Время отвремени мы с моим другомЛассе Берг- стремом обсуждали возможностьсоздания новой книги "Бергман о Бергмане", но на этотраз более честной, более объективной. Бергстрем будет задаватьвопросы, а я рас- сказывать - в этомзаключалось единственное сходство с предыдущей. Так, подначивая другдруга, мы внезапно сели за работу. Я не могпредвидеть лишь одного: что подобноеко- пание в прошлом окажетсядовольно-таки кровавым заня- тием. Кровавое занятие - звучиткроваво, но я не нахожу других слов: занятие было действительно кровавое. По какой-топричине, о которой я раньшене заду- мывался, я упорноизбегал просматривать собственные фильмы. Те немногие разы,когда в том появлялась нужда или же меня одолевало любопытство,я всегда, без единого исключения, независимо от того, чтоэто была за картина, впадал в дикое возбуждение,ощущал неотложную потреб-"Земляничная поляна": "Лицо Виктора Шестрема, его глаза..." ность помочиться, опорожнить кишечник,трепетал от стра- ха, был готов разразиться слезами, гневался,боялся, чувст- вовал себя несчастным, испытывалностальгию, становился сентиментальным и так далее. Такимобразом, из-за этого не вмещавшегося ни в какие планыурагана чувств я свои фильмы не смотрел. Вспоминал жео них вполне доброже- лательно, даже о плохих: я сделал все, чтомог, и в тот раз было по-настоящему интересно.Ты только послушай, до чего интересно было именно в тотраз! И какое-то время я бродил по залитой мягким светом улице в кулисах памяти. И вот,столкнувшись с необходимостьюпересмот- реть свои картины, яподумал: теперь-то, когда прошло уже столько времени - теперь-тоя способен принять этот эмоциональный вызов. Некоторые опусыя сразу же отбро- сил. Их Лассе Бергстремпосмотрит в одиночестве. Он же как-никак кинокритик,человек закаленный, но не прожженный. Созерцать результатысорокалетней деятельности в течение целого года неожиданнооказалось работой на из- нос, порой невыносимой. Я пришелк безжалостному и ре- шительному выводу, что чащевсего мои фильмы зарожда- лись во внутренностях души, в моемсердце, мозгу, нервах, половых органах и, не в последнююочередь, в кишках. Кар- тины были вызваны к жизнине имеющим имени желанием. Другое желание, которое можноназвать "радостью ремес-"Сны были в основном подлинные: опрокидыввющийся катафалкс открытым гробом..." ленника", облекло их в образы чувственного мира. Итак, мне предстоялоуказать источники и выта- щить на свет божий расплывчатыерентгеновские снимки души. И сделать это, опираясь на записи,рабочие дневни- ки, возвращенные воспоминания и, конечноже, на мудрый взгляд и объективное отношение семидесятилетнегочелове- ка к болезненным и наполовину стершимся переживаниям. Мне предстояловернуться к своим фильмам и про- никнуть внутрь, в их ландшафт.Дьявольская получилась прогулка. Прекрасный примертому - "Земляничная поляна". На примере "Земляничной поляны"я могу продемонстри- ровать коварность моего сегодняшнеговосприятия. Мы с Лассе Бергстремом смотрели этот фильмлетним вечером в моем просмотровом зале на Форе.Копия была великолеп- ная, меня до глубины души потряслолицо Виктора Шест- рема, его глаза, губы, хрупкий затылок сжидкими волоса- ми, неуверенный, ищущий голос. По-настоящемубрало за душу! На следующий день мы проговорилио картине мно- го часов, я рассказывал о ВиктореШестреме, о наших сложностях и неудачах, нои мгновениях контакта и триумфа. Следует заметить,что рабочий дневник со сценари- ем "Земляничной поляны" пропал. (Яникогда ничего не хранил, это своеобразное суеверие. Другие хранят, я - нет.)18Когда мы позднее прочитали расшифрованнуюс магнитной ленты запись нашей беседы, я обнаружил,что не сказал ничего разумного по поводу того, каквозник этот фильм. Процесс работы над сценариемсовершенно изгла- дился из памяти. Я лишь смутно припоминал,что написал его в Каролинской больнице, куда меня поместилидля об- щего обследования и подзарядки. Главнымврачом был мой друг Стюре Хеландер, и потому я имелвозможность посе- щать его лекции, посвященные новомуи необычному явле- нию - психосоматическим расстройствам.Я лежал в кро- шечной палате, куда с трудом втиснулиписьменный стол. Окно выходило на север. Из него открывался видна десят- ки километров вокруг.Год этот прошел в довольно-таки лихорадочной работе: летом 1956 года были завершенысъемки "Седьмой печати". А далее последовалипостановки в Городском театре Мальме: "Кошка нараскаленной крыше", "Эрик XIV" и " Пер Гюнт", премьера которого состояласьв мар- те 1957 года.После чего я почти два месяца находился в Каро- линской больнице. Съемки "Земляничнойполяны" нача- лись в начале июля и закончились 27 августа.И я немед- ленно вернулся в Мальме,чтобы поставить там "Мизан- тропа".Зиму 56-го я помню туманно. Каждый шаг вглубь этого тумана причиняет боль. Из кипы писемвдруг выска- кивает отрывок письма совсем другого сорта.Оно написано в Новый год и, очевидно,адресовано другу Хеландеру: "...на следующий день после крещенскихпраздников нача- ли репетировать "Пер Гюнта", все было бы хорошо,если бы не мое дурное самочувствие. Труппа на уровне, аМакс бу- дет великолепен, это можно утверждать ужесейчас. Тяже- лее всего по утрам - никогда не просыпаюсьпозже полови- ны пятого, внутренности выворачивает наизнанку.И одно-======================================================К стр. 18 А далее последовали постановки в Городскомтеатре Мальме... Ингмар Бергман работал художественным руководителемГородского театра в Мальме с 1952-го по 1958 г.... а Макс будет великолепен...Речь идет о Максе фон Сюдове (наст. имя Карл Адольф) (р. 1929) - шведском артисте театра и кино,сыгравшем у Бергмана в 1956 - 1970 гг. в 11-ти фильмах. В спектакле"Пер Гюнт" по пьесе Иб- сена он сыграл главного героя.===================================================================19 временно горелка страха выжигает душу.Не знаю, что это за страх, он не поддается описанию.Возможно, я просто боюсь оказаться не на высоте. Повоскресеньям и вторни- кам (когда у нас нет репетиций) я чувствую себя лучше". И так далее.Письмо не отослано. Вероятно, я пола- гал, что чересчур разнылся, а нытьебессмысленно. Я не очень-то терплю нытье - ни своесобственное, ни чужое. Неизмеримое преимущество и в тоже время недостаток ре- жиссерского труда состоит в том, чтоздесь не бывает ви- новных. Практически каждыйчеловек при случае может кого-то обвинить или на что-то сослаться.Но не режиссе- ры. Они обладают непостижимойвозможностью создавать собственную действительность или судьбу,или жизнь, или назовите это как хотите. Я не раз обретал утешениев дан- ной мысли, горькое утешение, приправленное долей досады. По дальнейшемразмышлении, сделав еще один шаг в расплывчатое пространство"Земляничной поляны", я под покровом трудовой сплоченности иколлективных уси- лий обнаруживаю отрицательный хаосчеловеческих отно- шений. Развод с моей третьей женой всееще вызывал силь- ную боль. Это было необычное переживание- любить че- ловека, с которым ты не можешьжить. Милая творческая близость с Биби Андерссон началаразваливаться, не пом- ню по какой причине. Я отчаянновраждовал с родителями, с отцом не желал и не мог говорить. С матерьюмы то и де- ло заключали временное перемирие, нослишком много бы- ло там спрятанных в гардеробахтрупов, слишком много Воспалившихся недоразумений. Мы старались изовсех сил, потому что оба хотели заключить мир,но нас преследовали постоянные неудачи. Мне представляется,что именно в этом крылось од- но из сильнейших побуждений, вызвавшихк жизни "Зем- ляничную поляну". Представив себя вобразе собственного отца, я искал объяснения отчаяннымсхваткам с матерью."закончившийся катастрофой экзамен, прилюдно совокупляющаяся жена..." ============================================================К стр. 19 Развод с моей третьей женой... Бергман имеет в виду Гун Хагберг (Грут). Оботношениях с ней под- робно рассказано в книге "Латерна Магика".См. русское издание (М., " Искусство", 1989, с. 159 - 170).Андерссон Биби (р. 1935) - шведская актриса. Впервые сня- лась у Бергмана в 1951 г. в рекламном ролике.С 1955-го по 1973 г. сыг- рала у него в 10-ти фильмах.===========================================================22Мне казалось, будто японимаю, что был нежеланным ре- бенком, созревшим в холодномчреве и рожденным в кризи- се - физическом ипсихическом. Дневник матери позднее подтвердил мои догадки,она испытывала очень двойствен- ное чувство к своему несчастному, умирающему дитяте.В каком-то выступлении или интервью вгазете или на телевидении я упомянул,что лишь много позднее понял смысл имени главного героя - ИсакБорг. Как и все, что го- ворится в средствах массовойинформации, это ложь, впол- не вписывающаяся в сериюболее или менее ловких прие- мов, с помощью которых создается интервью. ИсакБорг = И Б = Is (лед)Borg (крепость). Просто и банально. Я смоделировал образ,внешне напоминавший отца, но, в сущности, то был от началаи до конца я сам. Я, в возрас- те тридцати семи лет, отрезанныйот человеческих взаимо- отношений, отрезающийчеловеческие взаимоотношения, самоутверждающийся, замкнувшийсянеудачник, и притом неудачник по большому счету.Хотя и добившийся успеха. И талантливый.И основательный. Идисциплиниро- ванный.Я блуждал в тщетных поисках отца иматери. Поэ- тому-то заключительная сцена"Земляничной поляны" не- сет сильный заряд тоскии желания: Сара, взяв за руку Исака Борга, ведетего на освещенную солнцем лесную опушку. По ту сторону проливаон видит своих родителей. Они машут ему руками.Вся история пронизанамногократно варьируемым лейтмотивом: поражения,бедность, опустошенность, ника- кого помилования. Каким-тоспособом - каким не знаю и тогда не знал,- но "Земляничнойполяной" я взывал к ро- дителям: увидьте меня, поймитеменя и - если можете - простите."Виктор Шестрем был превосходным рассказчиком..." 24В книге "Бергман о Бергмане" я довольно подробно рассказываю об однойавтомобильной поездке ранним ут- ром в Уппсалу. Как у менявдруг возникло желание посетить бабушкин дом на Трэдгордсгатан.Как я, стоя на пороге кухни, в какой-товолшебный миг испытал возможность вернуться в детство.Это достаточно непритязательная ложь. На самом деле япостоянно живу в своем детстве, брожу по сумеречным этажам,гуляю по тихим уппсальским улицам, стою перед дачейи слушаю, как шумит листва ог- ромной сдвоенной березы.Перемещение происходит мгно- венно. В сущности, я все времяживу в снах, а в действи- тельность лишь наношу визиты.В "Земляничной поляне" я без малейшихусилий и вполне естественно перемещаюсьво времени и пространст- ве, от сна к действительности.Не припомню, чтобы само движение причиняло мнекакие-либо технические сложно- сти. То самое движение, котороепозднее - в "Лицом к ли- цу" - создаст непреодолимыепроблемы. Сны были в ос- новном подлинные: опрокидывающийсякатафалк с откры- тым гробом, закончившийсякатастрофой экзамен, прилюд- но совокупляющаяся жена (этотэпизод есть уже в "Вечере шутов").Таким образом, главная движущая сила"Землянич- ной поляны" - отчаяннаяпопытка оправдаться перед от- вернувшимися от меня,выросшими до мифических разме- ров родителями, попытка, с самогоначала обреченная на не- удачу. Лишь много лет спустямать и отец обрели в моих глазах нормальные пропорции -растворилась и исчезла ин- фантильно-ожесточенная ненависть.И наши встречи на- полнились доверительностью и взаимопониманием.Итак, я забыл причины, побудившие меняк созда- нию "Земляничной поляны".Когда пришла пора говорить, мне нечего было сказать.Загадочное обстоятельство, со"По ту сторону пролива он видит своих родителей.Они машут ему рукой". 26временем вызывавшее все большийинтерес - по крайней мере у меня.Сейчас я убежден, что зтот провал в памяти, зта за- бывчивость связаны с ВикторомШестремом. Когда мы ра- ботали над картиной, разница ввозрасте была велика. Се- годня ее практически не существует.Как художник Шестрем с самого начала затмевал всех. Он создал картину, по значимостипревосходящую все остальное. Первый раз я посмотрелее в пятнадцать лет. Те- перь я смотрю этот фильм раз вгод, каждое лето, либо в одиночестве, либо в компании людейпомоложе. И отчетли- во вижу, какоевлияние, вплоть до мельчайших деталей, оказал " Возница" на мое профессиональноетворчество. Но это уже совсем другая история.Виктор Шестрем был превосходным рассказчиком, остроумным, увлекательным - особеннов присутствии мо- лодых красивых дам... Чертовскиобидно, что в то время еще не пользовались магнитофоном.Все внешнее легко восстановить в памяти. Лишь од- ного я не понимал вплоть до сегодняшнегодня - Виктор Шестрем вырвал у меня из рук текст,сделал его своим, вло- жил свой опыт: собственные муки,мизантропию, отчуж- денность, жестокость, печаль,страх, одиночество, холод, тепло, суровость, скуку. Оккупировавмою душу в образе моего отца, он превратил ее всвою собственность - не ос- тавив мне ни крошки! И совершилэто с независимостью и одержимостью великой личности.Мне нечего было доба- вить, ни единого сколько-нибудьразумного или иррацио- нального пояснения. "Земляничнаяполяна" перестала быть моей картиной - она принадлежалаВиктору Шестрему.Вероятно, весьма знаменательно, что, когда я писал сценарий, у меня ни на мгновениене возникла мысль о Ше- стреме. Его кандидатуру предложилКарл Андрес Дюм- линг. Кажется, я довольно долгосомневался.=====================================================К стр. 26 Шестрем Виктор (1879 -1960) - актер и режиссер. В шведском кино - с 1912 г. В 1923 - 1930 гг. работал вГолливуде. У Бергмана снимался в двух картинах: "Крадости" и "Земляничная поляна". ОВикторе Шестреме Бергман написалв "Латерне Магике" (с. 177- 179). Фильм "Возница" ("Korkarlen")(1921) был поставлен Шестремом по роману Сельмы Лагерлеф.Дюмлинг Карл Андерс (1898 -1961) - директор "Свенск Фильминдустри" в 1942 -1961 гг. В сборнике "Ингмар Бергман. Ста- тьи. Рецензии. Сценарии.Интервью" (М., "Искусство", 1969, с. 93 - 96) напечатано егопредисловие к американскому изданию (1960) сценариев Бергмана.==================================================================="Час волка"27Мне сперва никак не удавалось найти рабочийдневник по "Часу волка", и вдруг он оказался передомной. Демоны иногда помогают. Но надо быть начеку.Порой их помощь может загнать тебя в ад. Записи начинаются12 декабря 1962 года. Я только что закончил "Причастие". В каком-то приступеотчаянного энтузиазма и ус- талости принимаюсьза осуществление этого про- екта. Долженбыл поехать в Данию, писать набро- сок, заработатьмиллион. Три дня и три ночи пани- ки, духовногои физического запора. После чего я сдался. Существуетведь определенная грань, ко- гда самодисциплинаиз чего-то положительного превращаетсяв чертовски вредное насилие над со- бой. Я сдался,написав две страницы и съев упа- ковку слабительного...Этого я не помню. Помню, что был в Дании, собираясьчто- то написать. Возможно, речь идет о синопсисепо роману Яльмара Бергмана "Начальница госпожаИнгеборг". Ин- грид Бергман очень хотелось осуществить эту идею. Как хорошо вернутьсядомой. Напряжение отпус- тило, по крайней меревременно. Вылазки в неус- тойчивость никогдане бывают особо творческими.============================================================ К стр. 27 Бергман Яльмар (1883 - 1931) -шведский писатель, драматург и ки- носценарист. Бергман Ингрид (1915 - 1982) - шведская киноактриса, при- глашенная в 1939 г. в Голливуд и покинувшаяего в 1949 г., чтобы сни- маться в фильмах Росселлини. УБергмана снималась в фильме "Осен- няя соната". Оставила воспоминания овстречах с Бергманом и съемках фи


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Нормативно-правовой акт в системе источников права
Реферат Экология_3
Реферат Необережне знищення або пошкодження майна
Реферат Новгородская республика характеристика органов власти и управления
Реферат Нотаріат в Україні, Фурса
Реферат Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средств
Реферат Несостоятельность банкротство юридических лиц
Реферат Необходимость и значение государственного регулирования инновационной деятельности
Реферат Неуважение к суду
Реферат Необходимая оборона как обстоятельство исключающее преступность деяния
Реферат Новая система оплаты труда работников общеобразовательных учреждений Вологодской области
Реферат Нематериальное право
Реферат Необходимая оборона как обстоятельство исключающее преступность де
Реферат Незаконная охота 2
Реферат Необхідна оборона