Реферат по предмету "Разное"


4 Тема Понятие мышления

4.1. Тема 1. Понятие мышления 1. По мнению У. Джемса, различие между простыми умственными процессами и мышлением заключается в том, что мышление продуктивно, а простые умственные процессы являются …: a. Образными; b. Обобщёнными; c. Репродуктивными; d. Простейшими. 2. Согласно мнению У. Джемса, искусство мышления можно охарактеризовать следующими чертами: a. Проницательностью и запасом знаний; b. Исследованием проблемной ситуации и наличием задачи; c. Наличием задачи и запасом знаний; d. Наличием операций и способностями. 3. Кто из авторов дал следующее определение: «Мышление –это замещение целого его частями и связанными с ним свойствами и следствиями»? a. С.Л. Рубинштейн; b. Ж. Пиаже; c. У. Джемс; d. К. Дункер. 4. Кто из авторов дал следующее определение: «Мышление – это процесс, который посредством инсайта проблемной ситуации приводит к адекватным ответным действиям»? a. С.Л. Рубинштейн; b. Ж. Пиаже; c. У. Джемс; d. К. Дункер. 60 5. По мнению К. Дункера, мышление характеризуется следующим: a. проницательностью и запасом знаний; b. исследованием проблемной ситуации и наличием задачи; c. наличием задачи и запасом знаний; d. наличием операций и способностями. 6. Согласно мнению А.Н. Леонтьева, «Мышление – это процесс … объективной реальности, составляющий высшую ступень человеческого познания»: a. Понимания; b. Познания; c. Отражения; d. Осознания. 7. С.Л. Рубинштейн рассматривает мышление: a. Как процесс; b. Как процесс мгновенного отражения существенных связей и отношений в проблемной ситуации; c. Как высшую форму адаптации организма к среде; d. Как замещение целого его частями и связанными с ним свойствами и следствиями. 8. Ж. Пиаже рассматривает мышление: a. Как деятельность; b. Как процесс отражения объективной реальности; c. Как высшую форму адаптации организма к среде; d. Как замещение целого его частями и связанными с ним свойствами и следствиями. 9. «Основным способом существования психического является его существование в качестве процесса или деятельности» – данное положение составляет основу теории мышления …: a. А.Н. Леонтьева; b. С.Л. Рубинштейна; c. Ж. Пиаже; d. У. Джемса; 10. Согласно мнению С.Л. Рубинштейна, «мышление потому и является …, потому, что оно есть непрерывное взаимодействие человека с объектом»: a. Адаптацией; b. Отражением; c. Процессом; d. Инсайтом.^ 4.2. Тема 2. Виды мышления 1. Термин «визуальное мышление» был предложен: a. Э. Блейлером; b. Р. Арнхеймом; c. Л. Леви-Брюлем; d. Б.М. Тепловым. 2. Какое из утверждений относительно аутистического мышления является неверным? a. Аутистическое мышление подчиняется принципу удовольствия; b. Аутистическое мышление может давать выражение скрытым тенденциям и влечениям; c. Аутистическое мышление является бессознательным; d. Механизмы аутистического мышления являются врожденными. 3. Какое из утверждений относительно первобытного мышления является неверным? a. Первобытное мышление обращает внимание исключительно на мистические причины; b. Первобытное мышление является более низкой стадией развития логического мышления; c. Первобытное мышление ориентировано иначе, чем мышление современного человека; d. Первобытное мышление обнаруживает безразличие к противоречиям. 4. Характерный принцип первобытного мышления, согласно Л. Леви-Брюлю, называется: a. «законом партиципации»; b. «законом антиципации»; c. «законом мистификации»; d. «законом ассоциации». 5. Какой вид мышления направлен на выявление недостатков и дефектов новых идей? a. Критическое; b. Творческое; c. Теоретическое; d. Практическое. 6. Конформизм является препятствием для реализации … мышления a. Аутистического; b. Пралогического; c. Творческого; d. Критического. 7. Какое из утверждений относительно практического и теоретического мышления является верным? a. Различие практического и теоретического мышления состоит в различии механизмов; b. Различие практического и теоретического мышления состоит в различии характера связи с практикой; c. Различие практического и теоретического мышления состоит в том, что один из них связан с практикой, а другой – нет; d. Верный ответ отсутствует. 8. Какое из утверждений относительно критического и творческого мышления является неверным? a. Результатом критического мышления может быть выявление недостатков и дефектов каких-либо идей; b. Результатом творческого мышления может быть усовершенствование решения какой-либо задачи; c. Одним из препятствий для реализации критического мышления является ригидность; d. Одним из препятствий для реализации творческого мышления является желание найти ответ немедленно. 9. Препятствием …. мышления является «опасение быть слишком агрессивным»: a. Критического; b. Визуального; c. Творческого; d. Практического. 10. Тревожность является препятствием для реализации ….мышления: a. Аутистического; b. Пралогического; c. Критического; d. Творческого.^ 4.3. Тема 3. Теоретические подходы к изучению мышления в отечественной психологии 1. Согласно С.Л. Рубинштейну, основной механизм развития мышления состоит: a. В усвоении значений словесных знаков; b. В освоении собственных предметных действий; c. В усвоении знаний; d. В формировании мыслительных операций. 2. Образование ориентировочной основы действия – главная задача данного этапа формирования умственных действий: a. Второго; b. Третьего; c. Последнего; d. Первого. 3. Согласно исследованиям О.К. Тихомирова, эмоциональная активация, влияя на процесс решения задачи, способствует: a. Расширению зоны поиска; b. Фиксации зоны поиска; c. Сужению зоны поиска; d. Стереотипизации решения. 4. Кто из отечественных психологов сформулировал закон единства структуры и функции мышления: «^ Что функционирует до известной степени определяет как функционирует»? a. С.Л. Рубинштейн; b. Л.С. Выготский; c. О.К. Тихомиров; d. П.Я. Гальперин. 5. Какие процессы относятся к высшим психическим функциям? a. Произвольная память; b. Произвольное внимание; c. Словесно-логическое мышление; d. Все ответы верны. 6. Согласно мнению С.Л. Рубинштейна, абстракция – это: a. Конкретная форма взаимосвязи анализа и синтеза, посредством которой осуществляется эмпирическое обобщение и классификация; b. Соотнесение, сопоставление, установление связи между различными элементами; c. Специфическая форма анализа, которую анализ приобретает при переходе u1082 к абстрактному мышлению в понятиях; d. Верный ответ отсутствует. 7. О.К. Тихомиров в своих исследованиях в качестве основных механизмов интеллектуальной активности рассматривал: a. Мотивы; b. Целеполагание; с.Мыслительные операции; d. Эмоции. 8. Согласно П.Я. Гальперину, суть поэтапного формирования умственных действий заключается в том, что: a. Предметное действие становится автоматизированным; b. Предметное действие становится актом внутренней речи; c. Предметное действие становится произвольным; d. Верный ответ отсутствует. 9. Под влиянием каких факторов, согласно Л.С. Выготскому,осуществляется развитие мышления? a. Овладение знаками; b. Включение во взаимодействие с другими людьми; c. Употребление орудий (счетные палочки и т.п.); d. Наследственность. 10. Содержание последнего этапа формирования умственного действия, согласно П.Я. Гальперину, заключается в следующем: a. В развертывании и обобщении действия; b. В образовании ориентировочной основы действия; c. В перенесении громкоречевого действия во внутренний план; d. В перенесении действия в план громкой речи без опоры на предметы.^ 4.4. Тема 4. Индивидуальные особенности мышления 1. Учёные … типа, по мнению Э. Кречмера, предпочитают наглядно-описательные науки (ботанику, анатомию, геологию и т.п.): a. Циклотимического; b. Шизотимического; c. Истерического; d. Мыслительного. 2. Согласно мнению П.Б. Ганнушкина, наиболее характерной особенностью мышления людей данной группы является склонность к образованию сверхценных идей: a. Группы шизоидов; b. Группы истерических характеров; c. Группы циклоидов; d. Группы параноиков. 3. Особенности мышления учёных шизотимического типа рассматривал: a. П.Б. Ганнушкин; b. К.Г. Юнг; c. Э. Кречмер; d. Б.М. Теплов. 4. Индивидуальные особенности мышления экстравертированного мыслительного типа рассматривал: a. П.Б. Ганнушкин; b. К.Г. Юнг; c. Э. Кречмер; d. Б.М. Теплов. 5. Один из критериев, лежащий в основе классификации характеров К.Г. Юнга: a. Направленность субъекта на внешний или внутренний мир; b. Тип психопатии; c. Тип телосложения; d. Верный ответ отсутствует. 6. В основе классификации характеров П.Б. Ганнушкина лежит следующий критерий: a. Направленность субъекта на внешний или внутренний мир; b. Тип психопатии; c. Тип телосложения; d. Верный ответ отсутствует. Сколько направлений в исследовании образования понятий выделяют Дж. Рэдфорд и Э. Бартон? a. 4; b. 3; c. 5; d. 2. 8. Согласно мнению Дж. Брунера, одним из условий повышения эффективности той или иной стратегии приёма информации при образовании понятий является: a. Уменьшение числа признаков задачи; b. Упражнение в решении задачи; c. Увеличение числа признаков задачи; d. Верный ответ отсутствует. 9. Эксперименты по «идентификации правила» при изучении формирования понятий были проведены: a. Сигелем; b. Уосоном; c. Динсом и Дживсом; d. Боурном и Рестлом. 10. Кто из указанных ниже авторов занимался созданием математических моделей процесса формирования понятий? a. Сигель; b. Уосон; c. Дживс; d. Рестл.^ 4.6. Тема 6. Язык и речь. Теории речи 1. Гипотеза о перерождении эгоцентрической речи в речь внутреннюю принадлежит: a. Л.С. Выготскому; b. Ж. Пиаже; c. А.Н. Соколову; d. Дж. Брунеру. 70 2. Согласно Л.С. Выготскому, автономная речь выполняет следующую функцию: a. Номинативную; b. Сигнификативную; c. Обобщающую; d. Магическую. 3. Согласно Л.С. Выготскому, характер связи между автономной речью и мышлением состоит в том, что: a. Мыслить с помощью слов в ненаглядной ситуации ребёнок не может; b. Словесное мышление ребёнка возможно в ненаглядной ситуации; c. Мышление и автономная речь не связаны между собой и протекают независимо друг от друга; d. Все ответы верны. 4. В экспериментальных исследованиях данного автора изучались 3 основных феномена эгоцентрической речи ребёнка: иллюзия понимания, коллективный монолог и вокализация: a. Л.С. Выготского; b. Ж. Пиаже; c. А.Н. Соколова; d. Дж. Брунера. 5. Согласно мнению Ж. Пиаже, к категории эгоцентрической речи не относится: a. Передаваемая информация; b. Эхолалия; c. Монолог; d. Коллективный монолог. 6. Какая из категорий не относится к категории социализированной речи, по мнению Ж. Пиаже? a. Передаваемая информация; b. Критика; Коллективный монолог; d. Просьба. 7. Какое из утверждений относительно эгоцентрической речи является верным? a. Согласно мнению Ж. Пиаже, эгоцентрическая речь не вы-полняет никакой функции в мышлении и поведении ребёнка; b. Согласно мнению Л.С. Выготского, эгоцентрическая речь является феноменом перехода интерпсихических функций в интрапсихические; c. Согласно мнению Ж. Пиаже, эгоцентрическая речь является прямым выражением недостаточности и неполноты социализации детской речи; d. Все ответы верны. 8. Согласно мнению Ж. Пиаже, внутренняя речь: a. Возникает из эгоцентрической, развивается изнутри; b. Вносится извне вместе с социализацией; c. Все ответы верны; d. Верный ответ отсутствует. 9. Различие внутренней и внешней речи состоит в том, что: a. Внешняя речь слышима, а внутренняя – беззвучна; b. Внешняя речь развёрнута, а внутренняя является свёрнутой по своей структуре; c. Они выполняют совершенно разные функции: внешняя –коммуникативную, внутренняя связана с мышлением; d. Все ответы верны. 10. Согласно мнению Соколова А.Н., отношения между мыслью и речью состоят в том, что: a. Мысль может предшествовать внешней речи; b. Мысль может опережать внутреннюю речь, представленную в форме монолога; c. Мысль не может опережать сокращённую форму внутренней речи; d. Все ответы верны.^ 4.7. Тема 7. Воображение как познавательный процесс 1. Определите, какие приёмы использованы для создания образов творческого воображения: 1.1. В мифах и легендах древности описываются различные фантастические существа – кентавры, сфинксы, драконы и т.д.: a. Агглютинация; b. Типизация; c. Преувеличение – преуменьшение; d. Акцентирование; 1.2. Беседуя о создании литературных образов, А.М. Горький говорил: «Они строятся, конечно, не портретно, не берут определённо какого-нибудь человека, а берут 30–50 человек одной ли- нии, одного ряда, одного настроения и из них создают Обломова,Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т.д.»: a. Агглютинация; b. Типизация; c. Гиперболизация; d. Акцентирование; 1.3. Поглядел богатырь в руку правую,Увидал тут Илью Муромца.Он берёт Илью за жёлты кудри, Положил Илью да он себе в карман,Илью с лошадью да богатырской: a. Агглютинация; b. Типизация; c. Гиперболизация; d. Акцентирование; 2. Выделите характеристики воображения: a. Создаёт новые образы, содержание которых выходят за пределы реальности; b. Является врождённым процессом; c. Формируется на основе восприятия; d. Опирается на индивидуальный опыт. Механизмами воображения являются: a. Ассоциация; b. Классификация; c. Агглютинация; d. Аналогия. 4. Какие из определений относятся к понятию «воображение»? a. Психический процесс, выражающийся в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; b. Психический процесс, выражающийся в создании образов, соответствующих описанию объекта; c. Психический процесс, выражающийся в создании программы поведения, когда проблемная ситуация является неопределенной; d. Все ответы верны. 5. Связь мышления и воображения характеризуется тем, что: a. Оба процесса возникают в проблемной ситуации; b. Оба процесса мотивированы потребностями личности; c. Оба процесса обусловлены уровнем развития общественного сознания; d. Все ответы верны. 6. Согласно мнению Л.С. Выготского, развитие воображения находится в зависимости от: a. Развития памяти; b. Развития речи; c. Развития головного мозга; d. Степени удовлетворения потребностей. 7. Согласно критерию зависимости от намеренности и сознательности воображения различают следующие его виды: a. Конкретное и абстрактное воображение; b. Воссоздающее и творческое воображение; c. Активное и пассивное воображение; d. Верный ответ отсутствует. 74 8. Согласно критерию новизны образов, которыми оперирует воображение, выделяют следующие его виды: a. Конкретное и абстрактное воображение; b. Воссоздающее и творческое воображение; c. Активное и пассивное воображение; d. Верный ответ отсутствует. 9. Согласно мнению Ж. Пиаже, переходной ступенью от воображения к реалистическому мышлению является: a. Понятие; b. Мышление, направленное на познание действительности; c. Детский эгоцентризм; d. Верный ответ отсутствует. 10. К какому виду воображения относится данное утверждение: «Этот вид воображения имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию»? a. Активное воссоздающее воображение; b. Пассивное преднамеренное воображение; c. Пассивное непреднамеренное воображение; d. Активное творческое воображение. Темы рефератовпо дисциплине «Психология мышления» Особенности мышления младших школьников. Особенности мышления подростков. Особенности мышления у детей раннего и дошкольного возраста. Методы диагностики мышления и интеллекта у детей. Методы коррекции мышления. Теоретические концепции мышления. Исследование процессуальной стороны мышления у С.Л. Рубинштейна. Теория П.Я. Гальперина о планомерном формировании умственных действий. Выделение стадий процесса решения задач в разных школах. Проблема понятия и значения в исследованиях мышления. Концепции творческого мышления. Диагностика и развитие креативности. Мотивация умственной деятельности. Эмоциональная регуляция мышления. Соотношение мышления и интеллекта. Теория интеллектуального развития Ж.Пиаже. Психологические тесты для измерения интеллекта. Нейропсихологическая основа мышления и интеллекта. Развитие пространственных представлений в онтогенезе. Нейропсихологические синдромы нарушенного развития и их связь с мышлением. 3 ч Реферат


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.