Реферат по предмету "Педагогика"


История развития первых университетов

Доклад
 
Историяразвития первых университетов

Средневековьезнало три вида школ. Низшие школы, образовавшиеся при церквях и монастырях,ставили целью подготовить элементарно грамотных духовных лиц — клириков.Главное внимание обращалось в них на изучение латинского языка (на которомвелось католическое богослужение), молитв и самого порядка богослужения. Всредней школе, возникавшей чаще всего при епископских кафедрах, практиковалосьизучение семи «свободных искусств» (грамматика, риторика, диалектика, илилогика, арифметика, геометрия, куда входила и география, астрономия и музыка).Первые три науки составляли так называемый тривиум, последние четыре — квадривиум.Позднее изучение «свободных искусств» стало производиться в высшей школе, гдеэти дисциплины составляли содержание преподавания на младшем («артистическом»)факультете. Высшая школа вначале называлась Studia Generalia (буквально — общиенауки), потом это название было вытеснено другим — университеты.
Первыеуниверситеты возникли в XII веке — частью из епископских школ, имевших наиболеекрупных профессоров в области богословия и философии, частью из объединенийчастных преподавателей — специалистов по философии, праву (римское право) имедицине. Наиболее древним университетом в Европе считается Парижскийуниверситет, существовавший в качестве «вольной шкоды» еще в первой половинеXII и в начале XIII века (учредительной грамотой Филиппа II Августа 1200 г. оправах Сорбонны). Роль университетских центров, однако, еще в XI веке началииграть итальянские высшие школы — Болонская юридическая, специализировавшаясяна римском праве, и Салернская медицинская школа. Наиболее типичный Парижскийуниверситет, устав которого лег в основу других университетов Европы, состоялиз четырех факультетов: артистического, медицинского, юридического ибогословского (включавшего в себя и преподавание философии в церковномосвещении).
Другиминаиболее старинными университетами Европы были Оксфордский и Кембриджский вАнглии, Саламанкский в Испании и Неаполитанский в Италии, основанные в XIIIвеке. В XIV веке были основаны университеты в городах Праге, Кракове,Гейдельберге. В XV веке число их быстро увеличйва лось. В 1500 году во всейЕвропе было уже 65 университетов.
Преподаваниев средневековых университетах велось на латинском языке. Основным методомуниверситетского преподавания были лекции профессоров. Распространенной формойнаучного общения являлись также диспуты, или публичные споры, устраивавшиесяпериодически на темы богословско-философского характера. В диспутах принималиучастие главным образом профессора университетов. Но также устраивались диспутыи для схоларов (схолары — студенты, от слова Schola — школа).
В общей массесредневековых университетов выделяются так называемые «материнские».Это — университеты Болоньи, Парижа, Оксфорда и Саламанки. По мнению некоторыхисследователей, это были своего рода факелоносцы и остальные университеты лишьподражали им. Особенно подражали Парижскому университету, который даже прозвалив средние века «Синаем учености». Таким образом, выражение«материнские университеты» имеет два значения:
— это былипервые по времени университеты;
— на новыеучебные заведения после провозглашения их университетами автоматическипереходили завоеванные материнскими права и привилегии.
По мнениюотдельных исследователей «самым ранним университетом средневековойЕвропы» был Салернский. Он развивался на основе древнейшей Салернскоймедицинской школы, первое упоминание о которой относится к 197 г. до н. э. Впериод существования римской империи небольшой городок Салерн в глубинеПестанского залива в Кампании был своеобразны курортом. В 9в. Он был столицейлангобардского королевства, а с 11 века стал резиденцией норманнского герцогаРобера Гюискара. Существовавшая здесь «Гиппократова община» (civitasHippocratica) хранила и развивала лучшее из античного медицинского наследия.Именно здесь в 820 году был основан госпиталь — первая гражданская больница вЗападной Европе, финансировавшаяся за счет средств города. Салернскаямедицинская школа в качестве одного из крупнейших центров образования былаизвестна вплоть до 1812 года. Однако университетом она все же не стала.Во-первых, потому, что кроме медицины такого же высокого уровня образования поостальным дисциплинам не давала. Во-вторых, широкое распространение с начала 13века арабской медицины, новых идей, лекарств, созданных на основе идеихимического воздействия на организм, смесь знаний и заговоров поразили воображениеЕвропы. Идеи здорового образа жизни, физического воздействия на организм Галенаи Гиппократа были оттеснены в университетах на второй план. Салернская же школасохраняла слепую преданность античным медикам. Студенты начали разбегаться.Примером продукции салернских медиков стал написанный в 13 веке известнымврачом, поэтом и еретиком Арнольдом из Виллановы «Салернский кодексздоровья», вышедший у нас уже несколькими изданиями.
Поуказанным причинам первым европейским университетом традиционно считаетсяБолонский университет возникший на основе Болонской юридической школы. Годом ееоснования называют 1088 год. Основателем считается знаменитый правовед тоговремени Ирнерий, впервые ставший в широкой аудитории читать римское право. Этоимело принципиальное значение для тогдашней Европы, где широко распространялсяновый тип города — феодальный. Торговля и ремесла нуждались в правовомобосновании своего существования. Именно римское право является универсальным иуже в этом смысле подходило для интегрирующейся христианской Европы. В нем былиразвиты торговое и вещное право, четко сформулировано понятие частнойсобственности, т. е. оно являлось именно такой правовой системой, котораясоответствовала складывавшемуся товарно-денежному хозяйству. В «возрождении»римского права и использовании его для оправдания и защиты своих политическихпритязаний была заинтересована и королевская власть, особенно в период своегоусиления. Лекции Ирнерия оказались очень популярны и к нему стали стекатьсяученики со всех концов Европы.
Ноподлинный рост значения Болонской школы начинается с середины 12 века. В 1158году германский император Фридрих I Барбаросса захватил один их самых богатыхгородов Ломбардии г. Милан и созвал на Ронкальском поле ( на р. По, междуПьяченцей и Пармой) сейм с целью навязать североитальянским городам новыйпорядок управления. В благодарность за помощь со стороны болонских профессоровв этом же году он издал закон, по которому:
брал подсвое покровительство тех, кто «путешествует ради научных занятий, вособенности преподавателей божественного и священного права»;
болонскиешколяры освобождались от круговой поруки в уплате налогов и от подчинениягородским судам Болоньи.
Этипривилегии усилили приток слушателей. По свидетельствам современников к началу13 века в Болонье обучалось до 10 тысяч человек со всей Европы. У знаменитогоболонского профессора Ацо будто было так много слушателей, что приходилосьчитать лекции на площади. Здесь были представлены почти все языки Европы. Школастала называться генеральной. Именно в Болонье впервые стали появляться такназываемые нации (землячества).
Иной типобъединения представлен Парижским университетом. Здесь объединение начали нешколяры, а преподаватели. Но это были не простые преподаватели, а студенты старшихфакультетов, успевшие закончить подготовительный факультет. Они являлисьодновременно магистрами семи свободных искусств и студентами. Естественно, чтоони начали противопоставлять себя другим преподавателям, школярам — подготовишкам и горожанам, требовать определения своего статуса. Новыйуниверситет развивался бурно, Объединение с другими факультетами происходилопостепенно. Могущество университета выросло в ожесточенной борьбе с духовными исветскими властями. Основание университета датируют 1200 годом, когда вышлиуказ французского короля и булла папы Иннокентия III, освобождавшие университетот подчинения светской власти. Автономия университета была закреплена булламипап 1209, 1212, 1231 годов.
В 13 векевозникает и Оксфордский университет. Как и Парижский университет, он возникаетпосле массы конфликтов с городскими и церковными властями. После одной из такихстычек в 1209 году студенты в знак протеста ушли в Кембридж и там возник новыйуниверситет. Эти два университета настолько тесно связаны друг с другом, чточасто объединяются под общим названием «Оксбридж». Здесь в меньшейстепени были представлены богословские проблемы, зато гораздо большее вниманиеуделялось естественным наукам. Особенностью Оксбриджа является и наличие такназываемых колледжей ( от слова «коллегия»), где студенты не толькоучились, но и жили. Образование в общежитиях привело к появлению такогофеномена децентрализованного университета.
ГордостьюИспании является университет в Саламанке (1227г). Об основании его окончательнобыло заявлено в грамоте короля Альфонса X в 1243 году. В XIII веке возникает имасса других университетов:
1220г. — университет в Монпелье( привилегии университета получил, правда, лишь в конце13 века).
1222г. — Падуанский ( в результате ухода школяров из Болоньи).
1224г. — Неаполитанский, т. к. сицилийскому королю Фридриху II нужны были опытныеадминистраторы.
1229г.-Орлеанский, Тулузский (местные власти соблазнили школяров тем, что можнослушать запрещенного Аристотеля и рассчитывать на стабильные цены на вино ипродукты питания).
Многоуниверситетов появилось в 14-15 вв.:
1347г. — Пражский.
1364г. — Краковский.
1365г. — Венский.
1386г. — Гейдельбергский.
1409г. — Лейпцигский.
К 1500 годув Европе существовало уже 80 университетов, численность которых была самаяразная. В парижском университете в середине 14 века обучалось около трех тысяччеловек, в пражском к концу 14 века — 4 тысячи, в краковском — 904 человека.
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.