Реферат по предмету "Разное"


7. современные требования к профессиональным качествам менеджера как руководителя. Обзор текущей литературы

7. СОВРЕМЕННЫЕ требования к профессиональным качествам менеджера как руководителя.Обзор текущей литературы.В эпоху научно-технической революции и "информационного общества" грамотный менеджер имеет исключительное значение для развития экономического и научно-технического потенциала человечества (5). Минимальный перечень требований к его (менеджера) тезаурусу можно сформулировать более или менее четко. Во-первых, менеджер должен быть образованным человеком. Как минимум, он должен прекрасно владеть русским и двумя-тремя иностранными языками. Во-вторых, он должен быть здоровым, физически крепким человеком. Нагрузки на менеджеров ложатся огромные. Выдержать их, не имея "тяжелого спортивного анамнеза", практически невозможно. В-третьих, профессия менеджера предполагает наличие высокого уровня культуры. Он должен свободно ориентироваться в вопросах права, истории, психологии, политики, социологии, литературы и искусства. Общенаучная подготовка тоже должна быть на высоте. Следствием наличия этой общеобразовательной (научной и культурной) базы должна быть высокая культура мышления и изложения своих мыслей. Однако одной общеобразовательной подготовки слишком мало, чтобы стать настоящим менеджером. Специалист потому и называется специалистом, что обладает многочисленными знаниями в некоторой конкретной предметной области. Настоящий менеджер должен хорошо ориентироваться в истории менеджмента и различных экономических учений. И не только в истории, но и в теории. Ему необходимо знать экономическую теорию, маркетинг, теорию организации, мировую экономику, финансы и кредит, статистику, организационное поведение, хозяйственное право, экономику предприятий, налоги и налогообложение, страхование, управление рисками, логистику. Менеджер должен уметь создать свой собственный имидж и имидж своей фирмы. А тут без знаний особенностей системы и, в первую очередь, управления качеством, не обойтись. Стандартизация и сертификация изделий стоят в том же ряду. Кроме того, современный менеджер должен владеть всеми приемами бухгалтерского учета, финансового анализа и аудита. Отбор кандидата на руководящую должность требует четкой индивидуально-психологической информации. Однако для осуществления отбора этого недостаточно. Необходимо также знание типовых психологических требований, предъявляемых к эффективным руководителям данного профиля, а иногда и к руководителям вообще. Иными словами, помимо дифференциально-психологических сведений на уровне конкретных лиц нужна также информация, приближающаяся к общепсихологической: на уровне требований к представителям общедолжностной группы, профессиональной специализации, к руководителю организации.В результате исследования руководителей разных категорий автором методики (8) были сделаны следующие выводы: * В личностном профиле (модели) руководителя стержневое значение имеют переменные, от которых в наибольшей степени зависит эффективность его деятельности. В их число у разных руководителей чаще всего входили настойчивость в достижении целей, точность самооценки (умение не завышать и не занижать свои достижения) и привлекательность работы, т.е. переменные из волевой, познавательной мотивационной сфер личности. Имеются переменные, сильно влияющие на эффективность, однако, более ограниченные по числу своих связей с другими переменными. К их числу можно отнести, например, обучаемость (легкость овладения новыми видами работы) и уверенность в правильности своих действий. * Личностный профиль руководителя имеет не только иерархическую (многоуровневую), но и многомерную структуру. В многомерных моделях личности руководителей обычно особенно отчетливо выделяются блоки переменных: "социально-психологические функции и особенности руководителя" (способность создать определенное общественное мнение в коллективе, умение активизировать других, воспитательное влияние на личности подчиненных и др.); "особенности познавательной сферы" (успешность предвидения – дальность и точность предвидения возможных изменений в компонентах работы), умение придерживаться главного в работе, не поддаваться "текучке", точность самооценки и др.); особенности, связанные с волевыми качествами и преодолением трудностей (стремление максимально "выложиться" на работе, стремление к совершенствованию, настойчивость, самокритичность, устойчивость к психологическим нагрузкам); проявление эффективности в разных видах работы; престижность (авторитет у подчиненных, авторитет у руководства и др.). Перемены в российском обществе требуют от государственных служащих готовности и способности к освоению новых знаний, высокой культуры делового общения, успешного сотрудничества с работниками своей организации (4). Изменилось отношение и к самой личности государственного служащего как субъекту деятельности, проявляющему инициативу и творческий подход к делу. Сегодняшний руководитель должен быть готовым и способным к сознательному изменению стереотипов своего поведения и профессиональных действий. А для этого мало одного стремления субъекта "успеть за временем", необходима еще и определенная культура самообразования, профессионального и личностного саморазвития. В связи с этим в профессиональных характеристиках специалиста все больше озвучивается сочетание личностных качеств и практических умений самоуправления, способность определить такое качество личности как психологическая культура. В пособии рассматривается основная теория и прикладные подходы к изучению недостаточно исследованного в психологической науке феномена – психологической культуры личности руководителя, признаваемой в психологии профессионализма как необходимое условие успешной профессиональной деятельности, личностного и профессионального саморазвития. Особое внимание уделено описанию технологии саморазвития и самокоррекции внутриличностных характеристик специалиста. Раскрываются отдельные нетрадиционные методы произвольной саморегуляции и саморазвития. Ряд особых, дополнительных требований предъявляется менеджерам, работающим в инновационной сфере (2). Несмотря на предпринимаемые в последние годы усилия, инновационная деятельность еще не стала основой российской экономики. Современные инновационные процессы достаточно сложны и требуют проведения анализа закономерностей их развития. В силу исторических и экономических причин у руководителей многих российских предприятий отсутствуют навыки успешного внедрения инноваций и завоевания новых, доходных рынков. Определяя роль и предстоящие перемены в управлении, важно исходить из реально складывающихся факторов развития экономики России. Те структуры и методы менеджмента, которые в западных фирмах отрабатывались в течение многих десятилетий, не могут переноситься в российскую среду механически, без учета конкретных внутренних и внешних условий. Для этого необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений – инновационные менеджеры. Кроме того, соединение действий и интересов организаций, участвующих в нововведениях – всегда актуальный вопрос (7). Процесс нововведения объективно разделен на стадии, на которых приходится специализироваться самостоятельным коллективам. Их относительная замкнутость – вещь неизбежная, поэтому даже при полной взаимной заинтересованности контакты между ними затруднены. В результате этого соединение потенциальных партнеров требует участия специально подготовленных менеджеров, своего рода системных технических координаторов. Эти специалисты не заняты непосредственно в ИР и не несут ответственности за работу конкретных подразделений. Их задача – осуществлять на всех этапах увязку и контроль за соблюдением всего комплекса технических и экономических требований, предъявляемых к конкретному нововведению. Инновационные менеджеры должны обладать не только научно-техническим, но в большой степени экономико-психологическим потенциалом (2). Инновационные менеджеры ответственны за решение о введении инноваций, их рыночный отбор, продвижение инновационного процесса, прогнозирование эффективности нововведений и их координацию. Так как инновации ориентированы на получение экономически значимых конкурентных преимуществ, то все этапы инновационного процесса находятся под сильным информационным, организационным, финансовым и иным воздействием рыночных факторов. Именно рынок, экономический интерес в конечном итоге определяет целесообразность осуществления, направленность, масштабы, темпы и формы инновационной деятельности. При этом хочется подчеркнуть самостоятельность и даже первичность управленческой составляющей инновационного процесса, т.к. именно она должна развиваться быстрее по сравнению с другими элементами всей инфраструктуры предприятия, для того, чтобы активно влиять не нее. В условиях постоянно меняющейся окружающей среды необходимы новые управленческие средства, учитывающие новые реальности и способные повысить эффективность работы компании без дополнительных затрат. В книге (1) рассмотрены функции и круг вопросов, которые определяют сущность работы менеджеров в организациях разного типа и любых сфер деятельности. Раскрывается содержание функциональных обязанностей лиц, принимающих решения, затрагивающие других людей, и отвечающих за их работу. Изложены способы и методы, применяемые при осуществлении трудовых процессов, в которых основными исполнителями являются менеджеры. Для изучения предлагаются процессы, обеспечивающие осуществление тех функций, которые обязательны для исполнения всеми менеджерами любой сферы деятельности. В учебном пособии (6) изложены социально-психологические основы менеджмента, ориентированные на рыночные условия хозяйствования, рассматриваются вопросы, имеющие первостепенное значение для специалистов-управленцев предприятий; основы общего процесса управления предприятием и его персоналом; современные подходы к структурам управления; условия и факторы становления стратегического менеджмента. Автор (3) – один из наиболее востребованных в настоящее время консультантов по организационному развитию и конфликт-менеджменту. По приглашению ЮНЕСКО участник ряда миротворческих проектов. Данная работа – один из наиболее признанных трудов в этой сфере, где методики работы и практика автора представлены на широком фоне существующих на сегодняшний день методик и практики. Книга – европейский бестселлер, ставший стандартом для всей отрасли конфликтоведения, выдержавший уже 7 изданий. На русском языке вышла впервые.^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.1. БЕЛОУСОВ В.Л., ЖИЧКИН А.М. Функции менеджеров в организациях: Учеб. пособие. – М.: ГУ РИНКЦЭ, 2004. – 229 с.2. ВОЛКОВА И.В. Инновационная деятельность как концепция современного менеджмента // Инновационные процессы в области образования, науки и производства: Материалы межрегион. науч.-практ. конф. (Нижнекамск, 14-16 апр. 2004 г.). – Казань, 2004. – Т. 2. – С. 330 – 332. – Библиогр.: с. 332 (5 назв.).^ 3. ГЛАЗЛ Ф. Конфликтменеджмент: Настол. кн. рук. и консультанта / Пер. с нем. – Калуга: "Духов. познание", 2002. – 516 с.4. ЕГОРОВА Т.Е. Психологическая культура руководителя: Учеб. пособие. – Н.Новгород: Изд-во Волго-Вят. акад. гос. службы, 2003. – 164 с.^ 5. ОСИПОВА Л.Я. Атрибуты современного менеджера // Наука, бизнес, образование' 2002: Материалы V юбил. Всерос. науч. конф. (19 апр. 2002 г.). – Самара, 2002. – С. 41 – 43.6. ПОПОВА Г.В., ЛИХАЧЕВА Н.В. Социально-психологические основы менеджмента: Учеб. пособие. – Воронеж: Воронеж. гос. техн. ун-т, 2003. – 120 с.7. ФОРМИРОВАНИЕ инфраструктуры инновационного комплекса как процесс управленческого нововведения / Рогалев Н.Д., Павловец В.И., Лебедев И.П., Хабалова Н.Л. // Экономика и коммерция. – 2003. - № 3/4. – С. 55 - 59. – Библиогр.: с. 59 (3 назв.).8. ЧЕРЕПАНОВА М.И. Профессиональное психологическое прогнозирование и методы исследования личности руководителя // Управление человеческими ресурсами: регион, территория, организация: Тез. докл. Междунар. науч.-практ. конф. – Барнаул, 2001. – С. 237 – 240.1.03.2005. Составители: Крюкова Н.Ю., Остертаг Т.Н.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проблема одиночества
Реферат Анализ результатов финансовой деятельности ОАО "ТАГМЕТ"
Реферат «Учет труда и заработной платы»
Реферат Zapata The Ideology Of A Peasant Revolutionary
Реферат Умственная деятельность и способы развития
Реферат Дневник по преддипломной практике 2
Реферат Податок на нерухомість в Україні джерело бюджетних доходів чи інструмент соціального вирівнюван
Реферат Rwanda Genocide Of 94 Essay Research Paper
Реферат Принцип громадянства та універсальний принцип дії кримінального закону Поняття злочину та його
Реферат Техническое обслуживание и ремонт трансформаторов
Реферат Управление по-японски
Реферат Акцентологические ошибки в речи учащихся начальных классов, их предупреждение и преодоление
Реферат Андорра 2
Реферат Аакер Д. Создание сильних брендов
Реферат Идейнохудожественный анализ комедии АС Грибоедова Горе от ума