Реферат по предмету "Разное"


4. История и современное состояние исследовательской деятельности

4. История и современное состояние исследовательской деятельности4.1 История развития исследовательской  деятельности  школьниковс 1917 года до наших дней. После революции 1917 года и гражданской войны в России были предприняты первые попытки вовлечения юного поколения в науку, в исследовательскую работу. В 1918 году в Москве, в Сокольниках, открылось первое государственное внешкольное детское учреждение - Станция юных любителей природы (с 1920 г. — Биостанция юных натуралистов им. К.А. Тимирязева). В ряде городов также возникают разнообразные детские клубы. В те годы Положением о единой трудовой школе было установлено выделить два дня в неделю для самостоятельных занятий, для клубных и лабораторных занятий, рефератов, экскурсий, ученических собраний. В период, когда государство взяло курс на индустриализацию народного хозяйства, коллективизацию сельского хозяйства и политехнизацию образования, была создана широкая сеть детских профильных учреждений: технические и сельскохозяйственные станции (Москва, 1926), детские железные дороги (Тбилиси, 1934), детская водная станция (Архангельск, 1935), детская автотрасса (Москва, 1937), детский сахарный завод (Винница, 1937), детский керамический завод (Харьков, 1938), отделы науки и техники при Дворцах пионеров. В стране появилась разветвленная сеть внешкольных учреждений, на базе которых активно действовали разнообразные добровольные объединения детей и подростков. На местах учебно-исследовательскую работу юных организовывали учителя общеобразовательных школ, активисты разнообразных обществ. Большая работа с юными любителями химии проводилась активистами Всесоюзного химического общества. В 1939 г. прошла первая Всесоюзная химическая олимпиада. Весной 1940 г. в Москве прошла первая Всесоюзная конференция юных техников. В работе конференции приняли участие академик В. Н. Образцов, профессор А. М. Биркенгейм, писатель-фантаст Г. Б. Адамов, представители научных учреждений и промышленных предприятий Москвы. В программе конференции были выступления юных авторов оригинальных проектов, создателей спортивных авиамоделей, установивших мировые рекорды. Война и послевоенная разруха приостановили работу в этом направлении. Ее продолжение активно стало развиваться в 1950—60-е годы. В 1959 г. проходил международный геофизический год. В этой международной акции активно участвова ли юные астрономы из Симферополя, Новосибирска, Иркутска, Уфы, г. Верещаги на Пермской области, Горького, Красноярска, г. Крымска Краснодарского края, Ярославля, г. Ухты Коми АССР, г. Улан-Удэ Бурятской АССР, Кургана, Омска, с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края, с. Мугур-Аксы Тонгун-Тайгинского района Тувинской АССР, г. Шуи Ивановской области и другие. В начале 1960-х, в годы «оттепели» в общественной жизни страны «ожила» идея вовлечения юных в учебно-исследовательскую деятельность под руководством и при участии высококвалифицированных специалистов науки, техники, производства, искусства, спорта. В эти годы значительно активизировались разнообразные школьные кружки, школьные клубы по интересам. В частности, продолжало работу общество «Юный химик» в средней школе № 1 г. Шумерля Чувашской АССР, созданное в 1949 г. В работе с учащимися принимали участие специалисты местной санэпидемической станции и местного химического предприятий. В Ленинграде действовало общество «Электрон», которое объединяло около 100 старшеклассников, проявляющих интерес к электронике и телемеханике. В планетарии Ленинградского Дворца пионеров был создан «Юношеский клуб космонавтики», продолжал работу «Клуб юных химиков». Подобные клубы и школы юных космонавтов в те годы возникли в Оренбурге, Челябинске, Иркутске, Свердловске, Горьком и других городах. В ряде школ и внешкольных учреждений учащиеся все чаще включались в поисковую и экспериментально-исследовательскую работу. Например, в школе № 92 г. Челябинска учитель химии Ю. Г. Цитцер организовал экспедицию юных исследователей, которые собирали пробы воды р. Миасс и составили карту загрязненности реки по всему ее течению. Учитель школы № 30 Ю. В. Александров организовал экспедицию школьников вдоль газопровода Бухара-Урал, и школьники собрали большой этнографический материал. Л. М. Кустов, директор станции юных техников г. Коркино (Челябинская область), по заданию областного треста геологов вместе с воспитанниками исследовал горные районы Южного Урала и открыл новое месторождение золота. В Новосибирске школьники под руководством директора СЮТ В. В. Вознюка, по заданию специалистов Сибирского отделения АН СССР, провели исследование электропроводности почвы по трассе нового газопровода. Во время экспедиции школьники проводили опыты по приему дальнего телевидения. Им удалось на телевизоры «Авангард » и «Заря-2» принимать телепередачи из Алма-Аты, Фрунзе, Улан-Удэ, Свердловска. В школе № 13 Саратова все действующие кружки объединились в школьное Научное общество учащихся (НОУ). Одним из показателей результативности занятий в НОУ определялся выбор направления продолжения образования после окончания общеобразовательной школы. Например, в г. Челябинске было отмечено, что 88% выпускников общеобразовательных школ связали свой выбор с содержанием занятий, которыми они увлеклись в НОУ. В целом по стране развитие движения научных обществ учащихся происходило довольно бурно, охватывая большое количество учащихся. Так, в зимние каникулы 1964 г. в Ленинграде прошла городская конференция НОУ. Тогда в школах города действовали 7025 научно-технических кружков с охватом около 102 тысяч учащихся. В 60 школах города работали филиалы городского НОУ. По инициативе Курганского Дворца пионеров и доцента кафедры ботаники местного педагогического института С. П. Каменкина 15 школьных кружков объединились в городское НОУ. В Подмосковье инициаторами создания НОУ выступи ли молодые специалисты Седьмой лесоустроительной экспедиции, которые привлекли школьников к работе в экспедициях мелиораторов, к работе в архивах по уточнению данных, связанных с историей мелиоративных работ в Московской губернии. В 1965 г. школьные кружки в г. Сыктывкаре объединились в Малую академию наук. В 1963 г. в Иркутске по инициативе Дворца пионеров и областного правления общества «Знание» 27 лучших школьных кружков объединились в городское НОУ. Спустя 10 лет здесь действовали 12 филиалов при школах, 22 секции при вузах города, в которых активно работали около 1200 старшеклассников. В 1966 г. в Якутии на базе Якутского государственного университета начало действовать научное общество учащихся. К этому времени в школах Якутии действовали 118 геологических отрядов. В них работали 1767 школьников. В 34 школах Якутска работали кружки юных геологов. Юные геологи только в 1966 г. изготовили для школьных музеев 84 коллекции минералов и горных пород. Участники геологических экспедиций подали 24 заявки на различные виды полезных ископаемых. В 1967 г. НОУ действовали в Омске, Свердловске, Уфе, Горьком. К середине 1960-х годов в стране наметился значительный рост числа новых внешкольных учреждений, которые, в свою очередь, широко развернули разнообразные заочные формы работы с учащимися, проявляющими повышенный интерес к поисковой и экспериментально-исследовательской работе. В Татарской, Удмуртской, Северо-Осетинской автономных республиках, в Свердловской, Псковской, Кировской, Костромской, Челябинской областях активно действо вали разнообразные телевизионные клубы любителей астрономии, физики, математики, химии и технического творчества. В 1964 году в Курске начал работать заочный университет школьников «Знать и уметь» на базе сельскохозяйственного института. Ежегодное проведение всероссийских олимпиад юных физиков, химиков, математиков, а также политехнических олимпиад способствовало росту количества кружков на базе школьных кабинетов физики, химии, математики и в школьных мастерских. В школах постоянно проходили конференции научных обществ учащихся, на которых выступления сопровождались демонстрацией опытов, действующих приборов, моделей, динамических и электрифицированных схем и таблиц. Местные газеты постоянно публиковали материалы о работе юных конструкторов, рационализаторов, исследователей. Успехи отечественной космонавтики, развитие электронной техники, появление электронно-вычислительных машин стимулировали интерес школьников к естествознанию и технике. Развитие научных обществ учащихся поддерживалось Академией наук и государством. В ряде городских научных обществ занятия юных исследователей проходили на базе местных вузов и НИИ. Так, в Нижегородском городском НОУ занятия секции физиков проходили на кафедре общей физики Нижегородского университета. Здесь были подготовлены такие работы, как: «Получение голограмм », «Лазерная спектроскопия», «Модель гидроакустического локатора ». Ежемесячно школьники издавали Информационный бюллетень. Богатые традиции имеет научное общество учащихся «Уральские искатели», созданное в 1973 г. в Екатеринбурге, истоки которого относятся еще к 1939 году, когда под руководством учителя О. С. Юсурова было создано общество юных краеведов «Глобус». В 1970-е годы в обществе действовали 10 секций, в которых систематически занимались 90 кандидатов в действительные члены общества и 12 действительных членов общества «Глобус». «Уральские искатели» объединили 42 школьных научных общества, начали выпуск бюллетеня, ежегодно проводили городскую конференцию НОУ. Несмотря на то, что к середине 1970-х годов в России уже действовали десятки школьных и городских НОУ, не было единства в понимании их целей и задач. Многие специалисты считали, что во-первых, занятия в научном обществе развивают в человеке много полезных качеств и нужных навыков и, прежде всего, умение работать с книгой. Из школьных учебников почти все легко воспринимается, так как они адаптированы специально для учащихся, а технические книги такой адаптации не имеют, и когда человек без подготовки переключается на техническую или другую специальную литературу, он теряется и не знает, как ему «плыть» и где же берега в этом книжном море. Научное ученическое общество, безусловно, поможет ему ориентироваться в этом. Второе и главное — участие в научных обществах развивает способность и умение самостоятельно думать, мыслить не формально. Это умение — основа того, чтобы потом служить развитию большой науки, научиться управлять любыми техническими устройствами, любой машиной. Движение юных исследователей широко распространилось в школах и внешкольных учреждениях Сибири и Дальнего Востока. В Красноярске и Норильске проходят городские и областные конференции школьных НОУ. Число научных обществ учащихся продолжало расти. На местах издавались сборники работ школьников. В местной печати обобщался опыт. Хорошей традицией в работе НОУ становятся летние сборы актива, в которых принимают участие ведущие специалисты местных вузов и НИИ. В это время приоритетным направлением в деятельности внешкольных учреждений была ориентация школьников на массовые рабочие и инженерно-технические профессии. В 1978 г. НОУ «Уральские искатели » в г. Свердловске реорганизовано в Малую академию наук на базе Уральского научного центра АН СССР. В этом же году прошло учредительное собрание НОУ «Сибирь» на базе вычислительного центра Сибирского отделения АН СССР. В ряде университетов работали школы юных физиков, химиков, математиков. В центральной печати бурно обсуждались результаты ежегодных химических, физических и математических олимпиад. Наши школьники постоянно занимали призовые места на международных физико-математических и химических олимпиадах. В Сибирском отделении АН СССР активно работала физико-математическая школа и  клуб юных техников, созданные по инициативе академика М. А. Лаврентьева. Управление внешкольной работы Министерства просвещения СССР провело в это период несколько совещаний и Всесоюзную конференцию в г. Кишиневе по проблемам развития деятельности НОУ. К 1979 году в стране действовали около трех тысяч научных обществ учащихся. В разнообразной деятельности НОУ условно выделяют следующие направления: поисковая, краеведческая деятельность; теоретическая исследовательская деятельность, экспериментально-исследовательская деятельность; конструктивно-продуктивная деятельность. Таким образом, в течение многих лет трудом сотен энтузиастов создана была система исследовательской деятельности учащихся, объединившая разнообразные формы и методы ее организации: от олимпиад и конкурсов до научных обществ и конференций. Сравнительный анализ участия школьников во всероссийских мероприятиях по учебно-исследовательской деятельности позволяет сделать вывод о том, что в 1970—80-е годы центрами исследовательской деятельности были внешкольные учреждения, и процент тех, кто занимался исследованиями относительно общего числа школьников, был сравнительно мал. Начиная с 90-х годов, в стране процесс организации исследовательской деятельности школьников претерпевает значительные изменения: его центрами  все чаще становятся лицеи, гимназии, школы. Более разнообразными стали формы исследовательской деятельности. Основные из них: детские объединения учащихся по интересам, конференции, олимпиады, турниры, выставки, научные соревнования, научно-методические сборы, летние (каникулярные) лагеря, школы, научные объединения учащихся (НОУ), малые академии наук (МАН).^ Современное состояние исследовательской деятельности учащихся. В настоящее время можно выделить следующие уровни организации исследовательской деятельности учащихся: образовательных учреждений; муниципальный; региональный; межрегиональный; всероссийский. ^ Уровень образовательных учреждений (школы, лицеи, гимназии, учреждения дополнительного образования детей и другие). Тот факт, в настоящее время центрами организации исследовательской деятельности чаще становятся лицеи, гимназии, школы объясняется процессами дифференциации образования в общей школе, а также притоком научных и инженерных кадров в педагогическую среду. Собственно это и позволяет развивать исследовательские проекты в конкретных образовательных учреждениях (Мурманский политехнический лицей, лицей № 1553 г. Москвы — ранее «Донская гимназия», лицей № 21 г. Кузнецка Пензенская обл., Политехническая школа-гимназия г. Чебоксары Чувашской Республики, гимназия № 2 г. Сарова Нижегородской обл., Политехническая гимназия г. Нижний Тагил Свердловской обл., Университетский лицей г. Петрозаводска Республики Карелия и многие другие). Традиционно исследовательская деятельность учащихся продолжает успешно развиваться в учреждениях дополнительного образования детей (Челябинский городской Дворец творчества, Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных, Дом научно-технического творчества молодежи Московского городского дворца детского и юношеского творчества, Обнинский городской центр научно-технического и эстетического образования учащихся и ряд других). Создаются специализированного вида образовательные учреждения дополнительного образования, ориентированного на работу с одаренными, способными, склонными к интеллектуальной творческой деятельности школьниками (центры, школы одаренных детей, творческого развития и др.). Тенденцией сегодняшнего дня стали прямые контакты школ с учреждениями высшего профессионального образования, непосредственное участие вузовских преподавателей, ученых и специалистов в учебно-воспитательном процессе, что объективно ведет к повышению качества образования. ^ Муниципальный уровень: в муниципальных образованиях, в первую очередь, наукоградах (г. Обнинск Калужской области, г. Саров Нижегородской области, г. Рыбинск Ярославской области и другие). ^ Региональный уровень (областной, краевой, республиканский): в субъектах Российской Федерации (Челябинская область, Кабардино-Балкарская Республика, Ставропольский край, Республика Карелия и многие другие). Здесь сложилась межведомственная система организации исследовательской деятельности учащихся, которая предусматривает соорганизацию взаимодействия органов управления образованием, школ различных видов, учреждений дополнительного образования детей, вузов, научных учреждений, общественных организаций, благотворителей. Система поддерживается администрациями, государственными органами управления образованием, в том числе системой мер поощрения учащихся, педагогов, ученых и специалистов. В настоящее время широко развиваются различные формы очно-заочного дополнительного образования, организуемые на базе областных, краевых и республиканских учреждений дополнительно го образования детей (Челябинский областной центр юных натуралистов и другие), а также высших учебных заведений (Ярославский государственный университет — областная физико-математическая школа и другие). Получили развитие каникулярные школы, сборы, экспедиции. ^ Межрегиональный уровень. Как показывает практика последних лет, межрегиональный уровень организации учебно-исследовательской деятельности учащихся может осуществляться на базе образовательных учреждений различного типа и вида. Причем инициаторами подобных межрегиональных проектов организации учебно-исследовательской деятельности выступают не только федеральные, республиканские, краевые и областные учреждения, но и муниципальные (лицей № 1553 г. Москвы, Центр научно-технического и эстетического образования г. Обнинска Калужской области, Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных, Челябинский городской дворец творчества юных и другие). Как правило, эти учреждения показывают хорошие результаты в работе, располагают сильным кадровым потенциалом, достаточной материально-технической базой, имеют систематические партнерские связи с вузами, институтами повышения квалификации работников образования, научными учреждениями: институтами, музеями, библиотеками, патентными бюро, общественными организациями, а также поддерживаются властными структурами. ^ Всероссийский уровень. В образовательном пространстве России можно выделить ряд программ и проектов, которые имеют определенный статус, получают государственную поддержку, пользуются широкой известностью в педагогической и научной среде. Отметим наиболее известные среди них: Международная научно-техническая конференция школьников «Старт в науку», организуемая Заочной физико-технической школой Минобразования России при Московском физико-техническом институте (МФТИ); Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И Вернадского, организуемый лицеем № 1553 и Московским городским дворцом детского и юношеского творчества;Российская научно-социальная программа для молодежи и школьников «Шаг в будущее», осуществляемая Московским государственным техническим университетом им. Н. Э. Баумана и Научно-технической ассоциацией «Актуальные проблемы фундаментальных наук». Среди проектов данного уровня следует упомянуть ряд достаточно широко известных проектов, осуществляемых общественными организациями: всероссийскую конференцию «Юность, наука, культура » (Калужская обл.), Всероссийский открытый конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ «Первые шаги» (г. Москва). Каждый из названных проектов при всей схожести применяемых методов и средств их реализации имеет свои четко выраженные цели и задачи. Так, Всероссийский конкурс юношеских исследовательских  работ им. В. И Вернадского, задает своей целью: «духовно-нравственное, экологическое воспитание, интеллектуальное и творческое развитие школьников  России посредством исследований ее территории, неповторимой природы, богатейшего культурно-исторического наследия, традиций и обычаев населяющих страну народов, жизни и  деятельности  людей, способствовавших развитию духовной и материальной культуры России. Конкурс направлен на приобщение юношества к традициям российской научной школы, явившей миру великие открытия и достойные образцы гражданственности. В. И. Вернадский занимает особое место в русской и мировой культуре, как создатель научно-философского обобщения — учения о ноосфере — сфере человеческого разума и ее великой созидательной силе. В этом учении логично объединились природа и люди, населяющие Землю, их взаимосвязи. В Федеральной научно-образовательная программе «Юность, наука, культура» формулируются следующие цели и задачи: активизация творческой, познавательной, интеллектуальной инициативы учащейся молодежи, вовлечение ее в исследовательскую, изобретательскую и иную творческую деятельность; стимулирование достижений учащихся в различных областях науки, техники, искусства. Стимулирование разностороннего образования детей и молодежи, основанного на соединении гуманитарного и естественнонаучного знания. Включение одаренной молодежи в исследование актуальных научных, технических, эстетических и духовно-нравственных проблем, ориентированных на перспективы развития цивилизации; пропаганда жизни и деятельности великих российских ученых — М. В. Ломоносова, К. Э. Циолковского, А. Л. Чижевского, В. И. Вернадского и других. «Юность, наука, культура» http://www.unk.org.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.