Реферат по предмету "Разное"


«Герой нашего времени»

Муниципальное общеобразовательное учреждениеСтавровская средняя общеобразовательная школаСобинского района Владимирской областиРЕФЕРАТСложносочиненные и сложноподчиненные предложенияв романе М.Ю. Лермонтова«Герой нашего времени»Ученицы 9 «А» класса Серакова Екатерина,Серебренникова АлинаУчитель-методист Дьячкова Т.А.П. Ставрово2010 г.План.Цель работы.Композиция романа.Понятия сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.Роль сложносочиненных и сложноподчиненных предложений в истории Бэлы.Роль сложносочиненных и сложноподчиненных предложений в характеристике Печорина.Роль сложносочиненных и сложноподчиненных предложений в описании природы.Умение оперировать сложносинтаксическими конструкциями для выражения глубочайших мыслей.Мы выбрали тему для своего реферата роман Лермонтова «Герой нашего времени», потому что нас привлек интересный сюжет, композиционная особенность, которая заключается в том, что роман построен на объединении малых жанровых форм. Каждая повесть, таким образом, оказывается значимой не только сама по себе, но играет свою особую роль в системе всего произведения, задуманного как роман о современном герое. Это обстоятельство и определило и порядок расположения частей, следующих друг за другом вне хронологии реальных событий. Развитие сюжета связано не с историей жизни героя, а с историей знакомства автора с героем, то есть с "историей" раскрытия характера героя. Лишь мысленно переставив повести, можно восстановить хронологическую последовательность фактов жизни Печорина. "Очевидно,- писал Белинский, - что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия- совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества". Роман "Герой нашего времени" стал продолжением темы "лишних людей". Эта тема стала центральной в романе в стихах А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Герцен назвал Печорина младшим братом Онегина. .«Герой нашего времени»- центральное произведение Лермонтова. Созданный в годы творческой зрелости, роман обнаружил разносторонность и мощь художественного дарования Лермонтова. По мнению Белинского, лермонтовский роман- «это грустная дума о нашем времени». В произведении поднята проблема судьбы волевой и одаренной личности в эпоху безвременья. По справедливому утверждению Эйхенбаума, «предмет художественного изучения Лермонтова… личность, наделенная чертами героики и вступающая в борьбу со своим веком». "Герой нашего времени" - сложное произведение. Это и роман-путешествие, и роман-исповедь, и роман-очерк. Но в своей общей тенденции - это социально-психологический и философский роман. Бурные споры о нем не затихают и в наши дни. Гоголь говорил: "Никто еще не писал у нас такой правильной, прекрасной и благоуханной прозой". Своеобразие лермонтовского романа во многом предопределило то, что в нем фокус изображения был перемещен с рассказа о деяниях героя на его внутренний мир, т.е. на интеллектуальную жизнь героя и мир его чувств. Тем самым «Герой нашего времени» стал первым в России аналитическим романом. Содержание его в целом не исчерпывается проблемой судьбы и нравственных прав мыслящей личности. Оно гораздо богаче. Само заглавие романа «Герой нашего времени»-двусоставно. Акцент в нем ставится и на слово «Герой», и на «наше время». В романе раскрывается авторское представление не только о герое, но и о современности. Лермонтов - лучший стилист. Умелое использование многочленных конструкций свидетельствует о сложившемся писательском стиле. В манере употребления многочленных предложений проявляется самобытность писателя, его стиль. Стиль-это форма движения художественной мысли, познающей действительность, воплощающей идеал, созидающей художественный мир. У каждого писателя свой индивидуальный стиль. Индивидуальный стиль писателя неразрывно связан с его творческой индивидуальностью. В индивидуальном стиле писателя отражается его духовная, творческая индивидуальность, органическая цельность человека и писателя.По количеству грамматических основ предложения делятся на простые (одна грамматическая основа) и сложные (две и более грамматических основ). В зависимости от средств связи сложные предложения делятся на союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные. Сложносочиненными называются такие сложные предложения, части которых соединены сочинительными союзами и грамматически не зависят друг от друга, т. е. находятся в отношениях равноправия, равнозначности. Сочинительные союзы указывают на относительную автономность соединяемых предложений; позиция самого союза при сочинительной связи также характеризуется большей автономностью по сравнению с позицией союза подчинительного. Грамматическое равноправие при сочинении выявляется в составе сложного предложения неэлементарной структуры, оформляемого при участии подчинительных союзов или союзных слов: в этих условиях каждая из частей, соединяемых сочинительным союзом, либо одинаково подчинена главной части (соподчинена), либо занимает позицию главной части по отношению к общему придаточному.    Классификация сложносочиненных предложений опирается на классификацию сочинительных союзов по признаку их неоднозначности или однозначности, т. е. по их способности к семантической дифференциации. К союзам недифференцирующего типа (неоднозначным) относятся союзы и, а, но, да, же, или и их синонимы. Для них характерна тенденция к преимущественному оформлению отношений того или иного определенного типа; например, союз но оформляет отношения противительные, а - сопоставительные, и - собственно соединительные. В то же время, являясь носителями соединительного значения, эти союзы часто оказываются потенциальными эквивалентами; например, союзы а, да являются потенциальными синонимами союзов и и но. В силу такой неоднозначности дифференцирующая способность союзов этой группы ограничена: их значение всегда в той или иной степени определяется контекстом или уточняется при помощи специальных конкретизаторов. ^ На основании грамматического значения Сочинительная связь может оформляться следующими отношениями в предложении:Соединительными. Для них характерно значение логической однородности. Во временном плане — одновременность двух действий или их следование друг за другом. Средства связи: союзы и, да (в значении и) и др.; частицы и… и, ни… ни, тоже, также.Разделительными. Включают в себя значения последовательности, смены, чередования, сопоставления или перечисления взаимосвязанных событий. Средства связи: союзы или, что, повторяющиеся союзы или… или, повторяющиеся частицы ли.. ли, то ли… то ли, не то… не то, а то… а не то, наречие иначе в роли союза.Сопоставительными. Указывают на равнозначность, тождественность ситуации. Средства связи: союзы то есть, а именно.Пояснительными. Включают в себя собственно сопоставительные, противительные отношения и отношения несоответствия. Средства связи: союзы а, но, да (в значении но), частица же, конкретизаторы а значит, а потому, а однако, а также, а зато, а кроме того.Градационными. Это дальнейшее развитие сопоставительных отношений. Градация может быть по степени значимости (средства связи: союзы не только… но и, не то что… но, даже не… тем более не, даже… не то что, мало того что… ещё и), по степени интенсивности (средства связи: союзы если не… то по крайней мере, если не… то в таком случае, не то чтобы… но, не сказать чтобы… но), по степени соответствия обозначаемому (средства связи: союзы вернее, точнее, конструкцией точнее сказать).Сложноподчиненным называется сложное предложение, части которого связаны подчинительными союзами или относительными (союзными) словами. Подчинительная связь между частями сложноподчиненного предложения выражается в синтаксической зависимости одной части от другой. Часть сложноподчиненного предложения, синтаксически зависимая от другой, подчиняющей части, называется придаточной частью. Часть сложноподчиненного предложения, подчиняющая себе придаточную, называется главной частью.Зависимость придаточной части от главной - явление синтаксическое, структурное, а не смысловое. Довольно часто большую смысловую значимость имеют именно придаточные части предложения.Подчинительная связь выражается в определенных формальных показателях - подчинительных союзах и относительных (союзных) словах. Например, из двух предложений.Части сложноподчиненного предложения находятся в смысловой и структурной взаимозависимости, взаимосвязи. И хотя формальный показатель подчинения, указывающий на необходимость другой части предложения, находится в придаточной части, главная в свою очередь не всегда обладает достаточной самостоятельностью, поскольку по тем или иным причинам требует придаточной части, т.е. структурно предполагает ее. Взаимосвязанность частей проявляется в смысловой и структурной неполноте главной части, в наличии в ней соотносительных слов, а также второй части двойного союза, в особых формах сказуемого.Сложноподчиненные предложения включают главное и одно или несколько придаточных предложений. Придаточные подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения. Придаточное может стоять после главного, в середине его или перед ним. Место придаточного предложения по отношению к главному можно изобразить графически.[ ], (которые). [ и, (когда), ].(Если), [ ]Придаточные предложения отделяются от главных запятыми. Если придаточное стоит в середине главного, оно выделяется запятыми со всех сторон. Если в сложноподчиненном предложении несколько придаточных, то они могут пояснять не только главное предложение, но и друг друга. Придаточные предложения присоединяются к главному или к другому придаточному подчинительными союзами или союзными словами.Подчинительные союзы не являются членами предложения, а служат только для присоединения к главному или другому придаточному. Союзные слова не только прикрепляют придаточные предложения к главному, но и являются членами предложения. Лермонтов, как и другие великие писатели, мастерски владеет словом. Он применяет сложносочиненные и сложноподчиненные предложения в своих произведениях, создавая эпизоды более выразительными, образными, торжественными и конкретными. ^ Роль сложносочиненных и сложноподчиненных предложений в истории БэлыБелла- чуткая, искренняя девушка, способна любить страстно и самозабвенно. Однако гордая горянка долго отвергает Печорина, равнодушно относится к его дорогим подаркам. Для нее важно, чтобы за ней признали право собственного выбора. Печорин в задумчивости не сводил с нее глаз, и она частенько исподлобья на него посматривала.[ ], и [ ].Мало-помалу она приучилась на него смотреть, сначала исподлобья, искоса, и все грустила, напевала свои песни вполголоса, так что, бывало, и мне становилось грустно, когда слушал ее из соседней комнаты.[ ], (так что), (когда)^ Да, она нам призналась, что с того дня, как увидела Печорина, он часто ей грезился во сне и что ни один мужчина никогда не производил на нее такого впечатления.[ ], ( что,(как), ) и (что).Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою...(когда),(когда), [ ], (что)О ее любви, смене настроений, страданиях можно лишь догадываться по поступкам и скромным речам. Печорин пытается добиться ее расположения, но как только ему это удается, он начинает скучать рядом с Бэлой.Я нанял нашу духанщицу: она знает по-татарски, будет ходить за нею и приучит ее к мысли, что она моя, потому что она никому не будет принадлежать, кроме меня, - прибавил он, ударив кулаком по столу.[ ]:[ ],(что), (потому что), -[ ]Но на вопросы Максима Максимовича она ничего не отвечала. Вырванная из родной семьи, а затем брошенная, она в итоге погибает. И в ее смерти, хоть и косвенно, конечно виноват Печорин.Максим Максимович рассказывал о Печорине:Он слушал ее молча, опустив голову на руки; но только я во все время не заметил ни одной слезы на ресницах его: в самом ли деле он не мог плакать, или владел собою - не знаю; что до меня, то я ничего жальче этого не видывал.[ ];[ ]:[ ]-[ ];(что)Я вывел Печорина вон из комнаты, и мы пошли на крепостной вал; долго мы ходили взад и вперед рядом, не говоря ни слова, загнув руки на спину; его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя.[ ],и [ ]; [ ]; [ ], и [ ]: [ ]Их история несчастной любви с трагическим финалом как нельзя лучше раскрывает характер главного героя. Да, он жесток и холоден с Беллой, она погублена. Однако в этом не только в этом не только вина Печорина. Он сам переживает глубокие душевные муки после смерти Беллы. Герой несет окружающим лишь горе, оно не умышленно только потому, что, как он сам признается, его жизнь прошла в «борьбе с собой и светом», а свои лучшие чувства, боясь насмешки, он «хранил в глубине сердца; там они и умерли». Оттого, что об истории Бэлы и Печорина повествует человек простой, искренний и прямой, еще больше ощущается трагическая опустошенность героя, которого не может возродить даже самоотверженная любовь гордой и нежной Бэлы.^ Роль сложносочиненных и сложноподчиненных предложений в характеристике ПечоринаГригорий Печорин- молодой человек, представитель высшего светского общества и мыслящих людей своего времени. Он обладает несомненным умом и критически относится к себе и свету. Глубокий ум Печорина позволяет ему верно судить о людях, и в то же время он самокритичен. Он холоден, высокомерен, но нельзя сказать, что ему чужды чувства, и нельзя назвать его инфантильным, безвольным человеком.Портрет героя не является изображением только его внешности. Лермонтов дает при этом и индивидуально-психологическую характеристику. Портрет строится по определенной схеме: вначале даются внешние признаки, затем - признаки, характеризующие внутреннюю сущность персонажа.Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными; пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека; его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев.Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, - верный признак некоторой скрытности характера.[ ], но [ ], (что),- [ ].Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные - признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади.[ ]-[ ].Человек решительный, ищущий тревог и бурь. Таинственный, с сильной волею, отважный, не бледнеющий никакой опасности, напрашивающегося на бури и тревоги, чтобы занять себя чем-нибудь и заполнить бездонную пустоту своего духа. в нём два человека: первый действует, второй наблюдает. Причины ссоры с самим собой очень глубоки и в них же кроется противоречие между глубиной души и мелкостью поступков. В самых пороках его проблескивает что-то великое, как молния в чёрных тучах, и он прекрасен и полон поэзии. Этот человек не пылкий юноша, который гоняется за впечатлениями и отдаёт себя первому из них, пока оно не изгладится и душа не спросит нового. Нет, он вполне пережил юношеский возраст, этот период романтического взгляда на жизнь… Он в состоянии рефлексии — а это значит, что человек распадается на два человека, из которых один человек живёт, а второй судит о нём. Душа Печорина — не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля…Скажу в заключение, что он был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским.[ ], (что), (которые).Мы узнаем, что в юности Печорин бешено наслаждался всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и они опротивели ему.В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и разумеется, удовольствия эти мне опротивели.[ , (когда), ], (которые), и [ ].Потом пустился в большой свет, и скоро общество ему так же надоело, а любовь светских красавиц только раздражало его воображение и самолюбие, но сердце оставалось пусто. От скуки Печорин стал читать, учиться, но науки так же надоели. Я стал читать, учиться - науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди - невежды, а слава - удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким.[ ]-[ ]; [ ], (что), (потому что),[ ], (чтобы), [ ].Печорин - это аристократ, осознавший пустоту своей жизни и порывающийся к деятельности, но в пределах своего сословного круга, притом к деятельности чисто эмпирической, не вытекающей из какой-то четко осмысленной системы убеждений. Возможно, это и определяет трагедию Печорина как личности. Однако именно это состояние (стремление к деятельности без ясно осознанных целей) делает образ Печорина типичным для передовой русской молодежи 30-х годов.Лермонтов вплотную подошел к труднейшей задаче: показать в реальной обстановке человека своего времени — мыслящего и чувствующего, талантливого, но искалеченного средой, не сумевшего найти достойное применение своим «силам необъятным» Автору важно было объяснить появление человека такого типа, как Печорин, раскрыть с наибольшей глубиной его внутренний мир, дать полную характеристику героя. Печорин- романтик по характеру и поведению, человек исключительных способностей, выдающего ума и сильной воли, он необычайно одинок. Лермонтов -романтик, романтические черты столь же свойственны и его герою. Главное его стремление - свобода.Страстность, горячность, отвага, готовность к риску, свойственные «естественному» человеку, причудливо сочетаются в нем с постоянным самоанализом, скептицизмом, холодностью внешнего поведения «цивилизованной» личности.Таких сложных людей, как Печорин, лучше всего можно понять, следя за их мыслями, анализируя внутренние мотивы поступков. Поэтому Лермонтов заставляет Печорина самого рассказывать о себе, создавая -путевые записки и дневник своего героя. Большое значение имеет то, что эти записки не были предназначены для кого-либо, это не публичная исповедь.…у меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение - только дело в том, что это так.[ ];[ ],ли [ ]; [ ]; [ ], (что), [ ]; [ ]-[ ], (что).Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, - тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины; но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней, и я вам прочел ее эпитафию.[ ]: [ ], [ ], [ ],- [ ], и [ ], (потому что); но [ ], и [ ].Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали - и они родились. [ ],(которых); но [ ]-и [ ].Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. [ ]-[ ]:[ ].Автор относится к герою романа критически, да и сам Печорин в дневнике не скрывает своих противоречий и недостатков. Печорин, конечно, далеко не положительный герой, но роман написан так, что чем дальше читатель знакомится с Печориным, тем больше проникается к нему уважением и даже симпатией. Печорин- один из самых мужественных и самых умных героев в русской классической литературе. …во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня; мне осталось одно средство: путешествовать.[ ], [ ], [ ]; [ ]:[ ], и [ ]: [ ].Конфликтом произведения является конфликт личности и общества, причем более болезненный, чем в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Ведь Печорин "бешено гоняется за жизнью", но ничего от нее не получает, а Онегин и не стремится ничего получить. ^ Роль сложносочиненных и сложноподчиненных предложений в описании природыВсестороннее раскрытие характеров определяет основное назначение пейзажа как средства художественного отображения внутреннего мира персонажей. В отношении к природе проявляется настоящая, глубинная суть человеческой натуры. Богатство языка “Героя нашего времени” основывается на трепетном отношении Лермонтова к природе. Он писал роман на Кавказе, южный пейзаж вдохновлял его. В романе автор протестует против бесцельной и бездумной жизни, на которую обречено его поколение, и пейзаж помогает нам понять внутренний мир героев.Именно с помощью сложносочиненных и сложноподчиненных предложений можно целиком показать всю красоту природы.Кой-где из- под снега выглядывали кустарники, но не один сухой листок не шевелился, и весело было слышать среди этого мертвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и нервное побрякивание русского колокольчика.[ ], но [ ], и [ ].Посередине трещал огонек, разложенный на земле, и дым, выталкиваемый обратно ветром из отверстия в крыше, расстилался вокруг густой пеленою, что я долго не мог осмотреться.[ ], и [ ], (что).Крепость наша стояла на высоком месте, и вид был с вала прекрасный.[ ], и [ ].С другой стороны бежала мелкая речка, и к ней примыкал частый кустарник, покрывший кремнистые возвышенности, которые соединялись с главной цепью Кавказа.[ ], и [ ], (которые)Солнце пряталась за холодные вершины, и беловатый туман начинал расходиться в долину, когда на улице раздался звон дорожного колокольчика и крик извозчика.[ ], и [ ] ,(когда)Высланный в крепость, Печорин скучает, природа кажется ему скучной. Пейзаж и здесь помогает понять душевное состояние героя. Этому служит описание взволнованного моря в рассказе "Тамань". Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее, и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны.[ ], и [ ].Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию, и я мог различить при свете ее, далеко от берега, два корабля, которых черные снасти, подобно паутине, неподвижно рисовались на бледной черте небосклона.[ ], и [ ], (которых).Между тем луна начала одеваться тучами, и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить.[ ], и [ ]; [ ];[ ].На площадке близ него построен домик с красной кровлею над ванной, а подальше галерея, где гуляют во время дождя.[ ], а [ ], ( где ).Тихо было все на небе и на земле, как в сердце человека в минуту утренней молитвы; только изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем.[ ],(как);[ ].Иногда картины природы служат у Лермонтова поводом для мысли, рассуждения, сравнения. Примером такого пейзажа является описание звездного неба в повести "фаталист", вид которого приводит его к размышлениям о судьбе поколения.Месяц, полный и красный, как зарево пожара, начал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или какие- нибудь вымышленные права.[ ]; [ ],и [ ],(когда),(что), (что).В произведении Лермонтова «Герой нашего времени» характеры героев изображаются не только через раскрытие их взаимоотношении с обществом, но и в контексте с природой. Можно выделить следующие функции пейзажа в этом произведении: создание фона изображаемых событий, средство раскрытия характеров, способ создания тональности повествования и косвенного выражения авторских оценок.Нас очень увлекла работа с языком романа, мы более глубоко узнали роль в художественном тексте сложноподчиненных и сложносочиненных предложений, поняли, что они в художественной речи не заменимы, без них речь писателя не будет такой выразительной и яркой. Во время нашей работы, а она была долгой, но очень интересной, мы осознали, что истинно грамотный человек должен оперировать сложносинтаксическими конструкциями, чтобы выразить рождение мысли, её развитие, сделать определённое обобщение, то есть создать в одном предложение целостную картину виденья мира, отразить субъективные переживания. Используемая литература1)М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», 1975 г.2) В.Г.Белинский «О русских классиках». Москва, 1978г.3) Саморепетитор по русской пунктуации «Точка, точка, запятая…» под ред. А.М.Ломова. Воронеж, 1993 г.4) А.А.Шагалов «М.Ю.Лермонтов в школе» .


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.