Реферат по предмету "Разное"


32 Организация деятельности учреждений для детей сирот в России и за рубежом: история и современность 32 глава проблемы социально-психологической адаптации выпускников интернатных учреждений 47

Выполнено в «Росдипломе» Содержание 3ВВЕДЕНИЕ 3ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ-СИРОТ 61.1. Понятие сиротства и социального сиротства 61.2. Проблемы развития детей в условиях детского дома и интерната 11 321.3. Организация деятельности учреждений для детей сирот в России и за рубежом: история и современность 32ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 47^ 2.1. Содержание деятельности учреждений для детей-сирот на современном этапе 472.2. Социально - педагогическая поддержка детей, оставшихся без попечения родителей 632.3 Основные проблемы социально-психологической адаптации выпускников интернатных учреждений 72^ ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ИНТЕГРАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ОБЩЕСТВО 81ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 95 ВВЕДЕНИЕ Глубокий кризис российского общества, связанный с переме­нами в политической, социально-экономической, культурной сфе­рах, вызвал резкое ухудшение положения детей, о чем свидетель­ствуют статистические данные, представленные в ежегодных го­сударственных докладах «О положении детей в Российской Федерации». В современных условиях количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. Сиротство — одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. В нашей стране ежегодно более полумиллиона де­тей разного возраста остаются без попечения родителей. Реаль­ную картину сиротства в России определить сложно. Причин тому много, но одно обстоятельство имеет особенно важное зна­чение. На протяжении почти всего XX века политика нашего государства состояла в том, чтобы определять детей-сирот в специально организованные для них учреждения, что может рассматриваться как своеобразная резервация детей. Поэтому общество уделяло недостаточно внимания этой категории де­тей, фактически оно не решало их проблемы, а скорее их «кон­сервировало». Проблема социального сиротства является и сегодня пробле­мой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. Так, американские исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведе­ния заполнены брошенными младенцами. Их называют по-разному— «отказные дети», «казенные младенцы», «рож­денные, чтобы быть покинутыми», «вечные новорожденные» и др. По данным международных экспертов ООН, отмечается заметный рост брошенных детей в странах Западной и Вос­точной Европы. Отмечается рост таких детей и в развиваю­щихся странах. Педагоги и психологи, занимающиеся исследованием про­блем ребенка в учреждениях интернатного типа, установили, что разлука с близкими в ранний период жизни фатальным об­разом предопределяет дальнейшую судьбу ребенка. Разлука с матерью или вообще отсутствие близких сказывается на разви­тии детей. Наиболее трагичен тот факт, что стремительно растет количество брошенных новорожденных младенцев, которые наиболее чувствительны к отрыву их от биологической матери. Это более типично для крупных индустриальных городов. Дет­ство — период, когда закладываются фундаментальные каче­ства личности, обеспечивающие психологическую устойчи­вость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизне­способность и целеустремленность. Эти духовные качества лич­ности не формируются спонтанно, они формируются в услови­ях родительской любви, когда семья создает у ребенка потреб­ность быть признанным, способность сопереживать и радовать­ся другим людям, нести ответственность за себя и других. В связи с оторванностью маленького человека от биологических родителей, отстраненностью от полноценного развития в рамках семьи у этих детей возникает ряд проблем, которые неведомы ребенку в нормальной семье. Эти дети психологически отчуждены от людей, и это открывает им «право» к правонарушению. В школе, куда они ходят учиться, одноклассники из семей выступают в их сознании как «они», что развивает сложные конкурентные, негативные отношения детдомовских и домашних детей. В свете вышесказанного особо важной задачей социального педагога, осуществляющего свою работу в таких государственных учреждениях, как детские дома, приюты и интернаты является помощь ребенку преодолеть барьер, ограждающий его от полномерного жизненного опыта, которые обычные дети получают при общении с родителями и помочь адаптироваться к реалиям окружающего мира. Не для кого не секрет, что выпускники интернатных учреждений слабо представляют себе свою роль в обществе, плохо разбираются в обстановке окружающего их мира, у них преобладают пассивные поведенческие реакции. Многие из них не хотят иметь свои семьи, часто выбирают криминальный путь. Цели дипломной работы: Исследование теоретических аспектов социально-психологической адаптации выпускников социальных учреждений к требованиям современного общества. Разработка программ социально-психологической адаптации выпускников интернатных учреждений. Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи: - Изучить понятия сиротства и социального сиротства; - Рассмотреть проблемы развития детей в условиях детского дома и интерната; - Рассмотреть взгляды российских исследователей по обозначенной теме; - Проанализировать педагогическую практику; При изучении темы автор руководствовался диалектическим методом познания. В качестве частнонаучных использовались сравнительный, системный, формально-логический методы. К методам исследования, используемым в данной работе, можно отнести также и анализ педагогической практики. В работе были использованы труды известных ученых педагогов, занимавшихся подробным изучением данного института. В частности, теоретическую основу работы составили монографии и статьи А.С. Макаренко, К. Д. Ушинского, С.Т. Шацкий. Логическая структура дипломной работы обусловлена целью и задачами исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, теоретической и практической, включающих в себя параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы. Представленный в работе материал позволяет сделать самостоятельные выводы по теме исследования, которые будут даны в заключении.^ ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ-СИРОТ 1.1. Понятие сиротства и социального сиротства Ребенок, потерявший родителей - это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать - одна из сильнейших потребностей ребенка. В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Попечительство - это форма защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних (и некоторых других категорий людей). Понятие, близкое к опеке. Опека - это "форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных" Под опекой также понимают лица и учреждения, на которые возложено такое наблюдение. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства опекунством. Под попечение, по сравнению с опекой, может попадать значительно более широкая категория детей. К ним относятся дети, родители которых: - умерли; лишены родительских прав; ограничены в родительских правах; признаны безвестно отсутствующими; недееспособны (ограниченно дееспособны); отбывают наказание в исправительных колониях; обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей; уклоняются от воспитания детей; отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно. Согласно закону Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" опека и попечительство - норма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливаются над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет. В дальнейшем, употребляя слово "сирота", мы будем иметь в виду и ребенка, оставшегося без родителей, и социального сироту. Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено особыми социальными условиями и процес­сами в обществе, характеризующими развитие России на про­тяжении XX века и связанными с тремя разрушительными вой­нами (первая мировая война, гражданская война, Великая Оте­чественная война), террором 20-30-х годов, а также последстви­ями перестройки конца 80-х — начала 90-х годов. Назвать все причины сиротства довольно трудно, поскольку это многоаспектная проблема, которой занимаются ученые раз­ных областей наук (медики, психологи, социологи, педагоги и многие другие) и которая до конца еще не исследована. Однако по крайней мере три причины такого явления можно назвать. Первая заключается в том, что родители (чаще всего мать) добровольно отказываются от своего несовершеннолетнего ре­бенка, причем чаще это наблюдается в младенческом возрасте: отказ от новорожденного в родильном доме, подброшенные но­ворожденные. С юридической точки зрения отказ от ребенка — правовой акт, который официально подтверждается специаль­ным юридическим документом. В течение трех месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью. Вторая причина связана с принудительным изъятием ребен­ка из семьи, когда родителей лишают родительских прав в це­лях защиты интересов ребенка. В основном, это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают ал­коголизмом, ведут антисоциальный образ жизни, недееспособ­ны и т. п. Лишение родителей родительских прав — это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом. И третья причина связана со смертью родителей. Сюда же могут быть отнесены дети, потерянные в силу каких-либо при­родных или социальных катаклизмов, вынуждающих населе­ние страны к хаотической миграции. Но стоит обратить внимание, что в последние годы возникло так называемое "скрытое" социальное сиротство, которое распространялось под влиянием ухудшения условий жизни значительной части семей, падением их нравственных устоев. Следствием чего стало изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей. Социальное сиротство - обусловлено недостаточными усилиями общества по преодолению и профилакгике негативных явлений в социуме, мшросоциуме, оказанию своевременной помощи для полноценного развития, образования и воспитания личности ребенка.^ Первая группа причин связана с нарушением прав ребенка. Наиболее типичные из них нужда, голод, отказничество, заброшенность детей, беженство, отчуждение, жестокость и насилие, инвалидность и миграция. Когда социальное сиротство связано с невыполнением семьей (ближайшим окружением) функций по воспитанию и образованию ребенка, тогда у него возникают проблемы в реализации его гражданских прав на жизнеобеспечение.^ Вторая группа причин связана с отсутствием ясного видения социальных групп детей и проблем их социальной жизни. Выделяются дети, имеющие проблемы медико-психологической, социально-педагогической и психолого-педагогической дезадаптации.Последствия социального сиротства заключаются в отчуждении, разрыве связей между миром детей и миром взрослых. Его дефицит уважения к ребенку, его личности, индивидуальности, игнорирование прав на индивидуальное свободное развитие. Это низкий духовный уровень образования личности при возросшей социальной требовательности к духовности человека, в связи с обострением социально-экономических и политических проблем в обществе. Это незащищенность детей от деструктивных влияний среды, общества, родителей и, как следствие, деформация личности ребенка, неуверенность в себе, дезориентация, дезадаптация и десоциализация. Ярким проявлением данного феномена является миграция населения как следствие разрушения СССР и последовавших за ним вооруженных конфликтов. Так, на 1 января 1997 года в Российской Федерации официально было зарегистрировано свыше 1,1 млн. вынужденных беженцев переселенцев и беженцев, из них в возрасте от 6 до 15 лет 233,0 тыс. человек. Из общего числа вынужденных переселенцев (данные за 1996 год) около 13 % составили многодетные и неполные семьи. Из года в год растет число родителей, уклоняющихся от своих обязанностей, злоупотребляющих спиртными напитками, ведущих аморальный образ жизни, проявляющих по отношению к детям жестокость и насилие. Если в 1995 г. было удовлетворено 19 846 ис­ков по делам о лишении родительских прав, то в 2005 г. — 48 222 иска. Соответственно растет численность детей, родители которых были лишены родительских прав (1995 г. — 31 403 чел.; 2005 г. — 56 350 чел.). В последние годы отмечается также рост внебрачной рождаемости детей. На 1 января 2006 г. вне зарегис­трированного брака родилось 339,3 тыс. детей, или 27,9% от об­щего числа родившихся (1995 г. — 288,3 тыс., или 21,14%). Ста­бильно высокое число разводов, не компенсируемых последую­щим вступлением в брак, способствует увеличению числа неполных семей. Из-за распада семей по причине развода более 2 млн. детей и подростков до 18 лет в 1999-2005 гг. остались без одного из родителей. Существующая тенденция свидетельствует о последо­вательно развивающихся изменениях в самом институте семьи. В то же время в стране отсутствует эффективная система соци­альной и психологической поддержки семьи. Таким образом, в связи с дезорганизацией жизни семьи, ее материальными трудностями, увеличением внебрачной рождае­мости, снижением стабильности брака в России наблюдается по­стоянный рост детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Чтобы ощутить масштабы сиротства, сопоставим их со статистикой начала XX века (1922) — 540,0 тыс. осиротевших детей — и послевоенных лет (1945) — 678,0 тыс. сирот. В настоя­щее время (на 1 января 2006 г.) в России насчитывается 685,1 тыс. таких детей. При этом более 80% из них — социальные сироты, лишившиеся попечения родителей по социально-экономическим причинам, то есть дети-сироты при живых родителях. Практика показывает, что именно они составляют основной контингент дет­ских домов. Несмотря на предпринимаемые усилия по развитию приори­тетных форм устройства детей-сирот в семью (под опеку, попечительство, на усыновление, в приемные и патронатные семьи), отме­чается постоянное увеличение численности образовательных уч­реждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди­телей, и воспитанников в них. В настоящее время только в системе Минобразования РФ функционирует более 1700 подобных образо­вательных учреждений (детские дома, детские дома-школы, детс­кие дома семейного типа, школы-интернаты для детей-сирот, шко­лы-интернаты для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья). К сожалению, реальность такова, что традиционные дет­ские дома еще долго будут наиболее распространенной формой вос­питания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в 2001 г. было открыто 1347 детских домов (в 1995 г. — 820). Одна из главных задач любого общества и государства — осуществление права ребенка на воспитание в семье. Эти права ребенка зафиксированы как в международных документах (Конвенция ООН о правах ребенка и др.), ратифицированных Россией, так и в российских законодательных актах. Так, в Семейном кодексе РФ в качестве приоритетных и самостоятель­ных выделяются следующие права ребенка: право жить и вос­питываться в семье, право на общение с родителями и другими родственниками, право на свою защиту, право на имя, отчество и фамилию. Принят Федеральный Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (1998 г.). В настоящее время создана сеть специализированных учреждений: детские дома, социальные приюты, центры психолого-педагогической службы, центры социальной реабилитации, которые призваны устранять различные причины социального сиротства: несоблюдение на местном и региональном уровне нормативных актов государства, направленных на помощь детству; отсутствие достаточной финансово-экономической базы социальной защиты и поддержки детства; отсутствие должной помощи семье.^ 1.2. Проблемы развития детей в условиях детского дома и интерната В 1984-1985 годы в нашей стране была предпринята по­пытка комплексного реформирования всех звеньев образова­ния. Предполагалось придать приоритетный характер разви­тию этой жизненно важной сферы. Целевая установка рефор­мы: «все ценное, добытое трудом нескольких поколений педагогов, советской школой и педагогической наукой, все, вы­державшее испытание временем, должно быть бережно сохра­нено и активно использовано». Однако начавшиеся социально-экономические преобразова­ния в России породили много социальных проблем. В услови­ях инфляции, безработицы, вынужденной миграции населения, падения социального престижа семьи «положение детства» ухудшилось. Созданная за годы советской власти система уч­реждений не смогла справиться с нарастающей численностью детского сиротства. Особую тревогу вызывает постоянно уве­личивающееся количество детей, оставшихся без попечения родителей, — социальных сирот. Такое явление приобретает в стране все более угрожающие масштабы, продолжает расти и число детей, ставших сиротами в первые месяцы жизни. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть переданы на воспитание в семью (под опеку, попе­чительство, на усыновление, в приемные и патронатные семьи). Однако следует отметить, что усыновляются преимущественно дети раннего возраста. Дети-сироты и дети, оставшиеся без по­печения родителей в подростковом возрасте, как правило, на­правляются в детские дома. Статистические данные свидетель­ствуют, что в детских домах России воспитывается 83,3% де­тей в возрасте от 7 лет и старше. Анализ условий жизни детей перед поступлением в уч­реждение для детей, оставшихся без попечения родителей, по­казывает, что редко можно выделить какую-либо одну, изолиро­ванную причину или обстоятельство, приведшее сюда ребенка. В большинстве случаев в семьях имелось сочетание неблагоприятных факторов, что делало невозможным дальнейшее проживание детей либо создавало прямую угрозу их жизни и здоровью. Зачастую неблагоприятные условия существовали достаточно долго и оказали негативное влияние на психичес­кое и физическое здоровье детей. Жестокое обращение с деть­ми, пренебрежение к их потребностям и интересам, безработи­ца родителей — вот неполный перечень причин роста социаль­ного сиротства. Проблемы и последствия социального сиротства, организация работы с неблагополучной семьей отражены в ра­ботах И. Ф. Дементьевой, А. А. Лиханова, Л. Я. Олиференко, Е. М. Рыбинского, Т. И. Шульги и др. Проблемы психологического характера чаще определяются недостатком родительской ласки и любви, ранней депривацией неформального общения со взрослыми. По мнению А. М. При­хожан, симптоматика психической депривации может охваты­вать весь спектр возможных нарушений: от легких странностей, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, до очень грубых поражений развития интеллекта и личности. У оторванного от родителей и помещенного в условия дет­ского дома, приюта ребенка снижается общий психический то­нус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пони­женное настроение. У большинства детей развиваются чувства тревоги и неуверенности в себе, исчезает заинтересованное от­ношение к миру, у детей появляется «чувство незащищеннос­ти». Причем чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, тем более выражены деформации по всем направлени­ям психического развития. Исследование, проведенное коллективом ученых под руко­водством Л. И. Божович, позволило выделить такую особен­ность психического развития детей-сирот: «у детей отпадает один из важнейших источников постоянного накопления опы­та и знаний, они не усваивают многообразие межличностных отношений, так как в условиях школы-интерната дети посто­янно находятся в кругу сверстников, в кругу одних и тех же впечатлений, одних и тех же педагогических воздействий». Психологи Л. И. Божович и Л. С. Славина отмечают также, что регламентация поведения детей в условиях учреждения и вве­дение дисциплинарных правил сдерживают естественную ак­тивность ребенка (22) В исследованиях И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной, В. С. Му­хиной, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых проанализированы осо­бенности эмоционального развития детей, воспитывающихся вне семьи. По данным М. И. Лисиной, дети, лишенные родительс­кого попечения, уже на первом году жизни отличаются от ро­весников, растущих в семье: они вялы, апатичны, лишены жиз­нерадостности, у них снижена познавательная активность, уп­рощены эмоциональные проявления. Как отмечает В. С. Мухина, основные причины отклоняющегося поведения детей в том, что у них не реализуется «потребность в любви и признании, что приводит к деформации детской личности». В силу неправиль­ного формирующего опыта общения дети зачастую занимают по отношению к другим людям агрессивно-негативную пози­цию. Нереализованность потребностей в родительской любви и признании ведет к формированию отклоняющихся форм пове­дения, трудновоспитуемости, личностным трудностям в разви­тии, приводит к эмоциональному напряжению и фрустрации, может повлечь развитие лживости, зависти. Указанные неадек­ватные аффективные реакции (драчливость, конфликтность, агрессия, грубость) выступают, по мнению Л. С. Славиной, за­щитной реакцией на неудовлетворенность жизненно важных потребностей, позволяющей ребенку не снижать оценку своих возможностей. Особенности развития познавательной, личностной, эмоцио­нально-волевой сфер в раннем детстве у дошкольников и де­тей младшего школьного возраста имеют фундаментальное зна­чение. Подростковый возраст как бы накапливает и усугубляет все недостатки внесемейного формирования, выступая как квинтэссенция и отражение генезиса личности вне системы детско-родительских связей. Более детально остановимся на характеристике особеннос­тей развития личности детей этого возраста, поскольку именно в данный период ребенок выходит на качественно новую соци­альную позицию, в которой реально формируется его созна­тельное отношение к себе как члену коллектива детского дома, члену общества, развивается жизненное и профессиональное самоопределение. В этой связи возникла необходимость проанализировать ведущие концептуальные подходы к вопросам психологии развития личности подростка, воспитывающегося пне семьи. Исходя из этого, законо­мерности развития личности ребенка, утратившего семью, вы­водятся из исследования динамики и удовлетворения различ­ных потребностей и мотивов. В качестве личностной доминанты сторонники этой концепции выделяют депривацию как особое психическое состояние ребенка, возникающее в результате дли­тельного ограничения в условиях детского дома основных пси­хических потребностей и выражающееся в следующих типах: • сенсорной, вызванной недостатком стимулов разной модаль­ности (зрительных, слуховых); • когнитивной, вызванной неудовлетворительными условия­ми для учения и приобретения различных навыков, хао­тичностью внешней среды; • эмоциональной, вызванной недостаточностью общения со взрослыми, прежде всего с матерью, и сверстниками; • социальной, возникшей из-за невозможности осуществлять общественную самореализацию посредством усвоения со­циальных ролей. Таким образом, теоретический анализ научных исследова­ний свидетельствует о том, что развитие ребенка, утратившего семью, идет по особому пути, у него формируются специфичес­кие черты характера, поведения, про которые «часто нельзя сказать, хуже они или лучше, чем у обычного ребенка, — они просто другие». Для ребенка, выросшего в условиях детского дома, харак­терно: неумение самостоятельно контролировать и планиро­вать свои действия; преобладание защитных средств поведе­ния в конфликтных ситуациях; тревожность и неуверенность в себе; узость и бедность содержания мотивов; ориентация на настоящее, суженная перспектива прошлого и будущего; очень низкий уровень знаний; бедность словарного запаса; слабая развитость воображения и творческого мышления; низкие по­казатели здоровья. Непосредственное изучение деятельности учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, в ряде регионов России показало отсутствие системной, комплексной, целенаправленной воспитательной работы детских домов и приютов с учетом психологических, медицинских, социальных и педаго­гических проблем ребенка. Он не умеет обустраивать свой быт, составлять и соблюдать бюджет, отстаивать свои юридические права, решать жилищные проблемы, искать и находить работу. Таким образом, выявленные социально-педагогические, психологические и медицинские проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требуют иного подхо­ди к содержанию деятельности педагогических коллективов. У этих детей масса проблем, которые неведомы ребенку в нормальной семье. Эти дети психологически отчуждены от людей, и это открывает им «право» к правонарушению. В школе, куда они ходят учиться, одноклассники из семей выступают в их сознании как «они», что развивает сложные конкурентные, негативные отношения детдомовских и домашних детей. Каждый ребенок, живущий в учреждении интернатного типа, вынужден адаптироваться к большому числу сверстником. Многочисленность детей и постоянное пребывание в их круге создают эмоциональное напряжение, тревожность, усиливающие агрессию ребенка. В детских домах и школах-интернатах встречается онанизм, гомосексуализм и другие сексуальные отклонения. Это в числе прочих причин —деформированная компенсация недостающей любви, недостающих положительных эмоций нормального человеческого общения. Особая психологическая проблема—отсутствие свободного помещения, в котором ребенок мог бы побыть один, передохнуть от взрослых и других детей. Каждый человек с детства нуждается в общении с другими людьми, но одновременно—в одиночестве и обособлении от других, так как именно в этом состоянии происходит внутренняя работа, формируется самосознание. Отсутствие условия для внутреннего сосредоточения стандартизирует определенный социальный тип личности. Нереализуемая потребность в жизненном пространстве для психологического обособления приводит к тому, что дети из учреждений интернатного типа в больших городах осваивают чердаки и подвалы соседних кварталов. Однако это совсем не то обособление, которое нужно для индивидуальной жизни души: здесь эти дети снова вместе, но без позитивного внимания взрослого; здесь они невидимки и потому способны на безрассудные и непредвиденные ими самими поступки. Такое обособление способствует побегам и бродяжничеству. У детей, живущих в сложившихся условиях воспитания в интернате на полном государственном обеспечении, появляется иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствуют бережливость и ответственность. Формальное дисциплинирование таких детей таит в себе опасность отчуждения во взаимоотношениях взрослого и ребенка. Эти дети нуждаются в особом гуманистическом и профессиональном отношении к ним. Ребенку нужен друг, способный к пониманию,— тот человек, который поможет правильно ориентироваться в жизни. Попечительская, психологически обоснованная помощь должна состоять и в умении создать у этих детей правильную позицию по отношению к людям, в умении снять позицию потребительства, негативизма, отчуждения не только к известным взрослым и детям, но и к людям вообще. Для оценки значения реальной помощи детям важно обсудить методологическую позицию, исходя из которой мы строим основы психологической помощи. При построении концепции личности мы исходили из понимания человека как исторического субъекта, поэтому в онтогенетическом развитии всегда должны быть задействованы феномены, которые определят построение структуры самосознания. При этом мы исходим из положения о социальном наследовании психических свойств и способностей, об активном присвоении индивидом духовной культуры, созданной человечеством. Наша исходная позиция состоит в том, что самосознание человека развивается внутри следующей исторически сложившейся социально обусловленной структуры: имя собственное плюс личное местоимение (за которыми стоят физический облик и индивидуальная духовная сущность человека); притязание на признание: половая идентификация; бытие в прошлом, настоящем, будущем; долг и права. Это положение апробировалось через: 1) теоретический анализ психологических исследований, касающихся развития личности на всех ее возрастных этапах, 2) специальные исследования особенностей развития структуры самосознания в современных культурах (48). Структура самосознания личности универсальна. Позитивное значение структуры самосознания состоит в следующем. Имя собственное в процессе индивидуального развития становится тем первым кристаллом личности, вокруг которого позднее формируется сознаваемая человеком собственная сущность. Притязать на признание ребенок начинает с раннего возраста: уже в то время он стремится овладеть тем; что одобряется другими людьми. Притязание на признание постепенно обретает для человека личностный смысл, что способствует саморазвитию, утверждению индивидуальности, разносторонним достижениям. Свою половую принадлежность ребенок устанавливает рано: на протяжении дошкольного детства он присваивает многие поведенческие формы, интересы и ценности своего пола. Стереотипы женского и мужского поведения входят в психологию человека через идентификацию с представителями своего пола. Психологическое время личности—способность к соотнесению себя настоящего с собой в прошлом и будущем — важнейшее позитивное образование развивающейся личности, обеспечивающее ее полноценное существование (54,55). Бытие в социальном пространстве обеспечивается нравственным чувством, которое резюмируется в житейских отношениях между людьми в слове «должен». В процессе индивидуального развития человек постигает и свои права, которые предоставляют ему возможность нормально развиваться в физическом, умственном и нравственном отношении. Таким образом, для воспитанников детского дома, характерно ярко выраженное доминирование желаний, непосредственно связанных сих повседневной жизнью, учением, выполнением различных правил поведения. В то же время их сверстников из обычной школы, наряду с повседневными заботами, волнуют и многие проблемы, абсолютно, казалось бы, не связанные ни с их учебой в школе, ни с домашними делами, проведением досуга. Конечно, подобные интересы, выходящие за рамки личного опыта, у детей младшего школьного возраста не могут являться реально действующими мотивами, однако в качестве смыслообразующих они, безусловно, важны для полноценного развития личности (Л. И. Божович, Л. С. Славина, Н. Г. Морозова, 1951). Временная перспектива и профессиональное самоопределение. Выявленная ограниченность мотивации, ее единообразие и привязанность к непосредственной жизненной ситуации сохраняются у воспитанников на протяжении всего периода пребывания в детском доме. Это ярко проявилось в особенностях формирования у них такого существенного новообразования подросткового возраста, каким является «обращенность в будущее» (86, с. 374). Подростковый возраст можно считать сензитивным для формирования специфической ориентации на будущее, временной перспективы (64). При сравнении временной перспективы подростков, воспитывающихся в детских домах, и подростков из массовой школы обнаружено, что временная перспектива у последних значительно глубже, чем у их сверстников из детского дома. Если для учащихся массовой школы (особенно старшего подросткового возраста) характерно большое количество мотивов, реализация которых связана с достаточно отдаленным будущим (стремление поступить в институт, обзавестись в зрелые годы семьей, достичь успехов в профессиональной деятельности и т.п.), то у воспитанников детского дома преобладают мотивы сегодняшнего дня или ближайшего будущего (пойти поиграть в футбол, написать завтрашнюю контрольную на «4», продолжить занятия в волейбольной секции и т. п.), а мотивы отдаленной перспективы оказываются практически не выраженными. Профессиональная перспектива может быть полноценно сформирована лишь как часть целостной временной перспективы будущего. Сюда входят и мотивы общения с другими людьми в будущем (стремление иметь друзей, вступить в брак), и мотивы, связанные с развитием собственного «Я». Эти группы мотивов временной перспективы также значительно менее выражены у воспитанников детского дома. Они представлены незначительно и относятся лишь к периоду актуальной жизнедеятельности и самого ближайшего будущего (Н. Н. Толстых, 1982). У детей, воспитывающихся вне семьи, могут отсутствовать мотивы и представления, связанные не только с будущим, но и с прошлым. И более всего они живут только в настоящем. По-видимому, отсутствие четких представлений о своем прошлом препятствует становлению перспективы будущего. «Удивительно,— пишут авторы классического исследования по проблемам психической депривации в детском возрасте Лангмейер и Матейчик,— настолько мало осведомлены дети, поступающие в семейные группы, о себе и своем прошлом. У них обычно бывают какие-то весьма туманные представления о собственной семье, а потом уже лишь впечатления от пребывания в учреждении. Это ничтожно мало, по сравнению с тем, что знают дети из семей, где альбомы фотографий запечатлевают прошлое всей семьи, мебель несет следы творчества детских рук, традиции проявляются во всем, что происходит в доме, а забавные детские истории из прошлой жизни ребенка снова и снова повторяются за семейным столом. Прошлое ясно, и оно постоянно присутствует. Напротив, неясность в собственном прошлом и в причинах собственного «социального» осиротения выявилась как фактор, препятствующий созданию собственной идентичности. Борьба за новую идентичность является, по-видимому, одной из основных проблем детей в период исправления депривации. Поэтому детям в поселке необходимо было объяснять в простой и понятной форме, но в основном правдиво, как с ними дело обстояло раньше и как обстоит сейчас. Обычно это значительным образом способствовало успокоению ребенка и его уравновешиванию. Видно, что выход за границы настоящего, в котором эти дети почти исключительно проживали, причем выход в обоих направлениях: в прошлое и будущее, представляет условие для приобретения новой жизненной уверенности и новой идентичности, а тем самым и условие бегства из порочного круга психической депривации» (41, с. 279—280). Произвольность. Если сравнить, какие стороны собственного поведения наиболее значимы для подростков, воспитывающихся в семье и вне семьи, то оказывается, что д


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Организационные структуры предприятий
Реферат Preparing For The Ultimate
Реферат Нормы кормления молодняка крупного рогатого скота при выращивании и
Реферат European Union Essay Research Paper Executive SummaryThis
Реферат Дополнительные туристские продукты как конкурентное преимущество туристского предприятия
Реферат Система философских взглядов Д. Локка, Д. Беркли, Д. Юма
Реферат Принципы организации и деятельности коммерческого банка
Реферат Управление Паевыми инвестиционными фондами на примере УК "Интеграл"
Реферат Sphinx Essay Research Paper BullheadedDuring this great
Реферат Remembering The Music Of Gershwin Essay Research
Реферат Классификация и ассортимент косметических изделий
Реферат Зарождение банковской системы в Европе в Средневековье
Реферат Rape Essay Research Paper RapeSeek safe grounds
Реферат Древнерусская притча
Реферат Вина как основание гражданско-правовой ответственности