ОУ «Прослаухинская муниципальная средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края»Благоустройство школыПрослауха 2011Содержание Стр. 1 Введение ……………………………………………………………………..…3 2. Цветники ……………………………………………………………….............4 2.3 Предпроектная оценка участка………………………………………………6 2.4 Разработка проекта……………………………………………………………6 3.Механизм и этапы реализации проекта (программа действий) ……………..7 4.Альпийская горка (альпинарий)………………………………………………7 5. Игровая зона…………………………………………………………………..11 6. Результаты реализации …….………………………………………………..121.ВведениеКрасивый, ухоженный пришкольный участок вызывает эстетические чувства, любовь к родному краю. Школьный участок – место, где мы приобретаем основы экологических знаний, так как при создании любого сада необходимо понимание того, как взаимодействуют растения между собой и с окружающей средой. Декоративное озеленение территории растениями доставляет удовольствие в первую очередь нам самим. Порой мы не замечаем, что мир вокруг нас становится серым, и что есть много прекрасных растений, которые могут заменить его серые краски на живописные оттенки, радующие глаз. Озеленение – это ответственная процедура. Планируя его, нужно знать, где и какое растение можно посадить, какой уход ему необходим. Заинтересованность в благоустройстве участка без сомнения есть у директора школы и учителя биологии, которые за него отвечают. Однако не менее в этом заинтересованы обучающиеся школы, так как пребывание на благоустроенном участке приятно. К тому же если учащиеся сами непосредственно участвуют в оформлении пришкольного участка, это накладывает на них ответственность и вызывает гордость за результаты своего труда.Актуальность На территории школы было некрасиво: большие тополя затеняли пришкольную территорию, из-за этого посаженные цветы вырастали слабыми и тусклыми. В 2008 году старые тополя были срублены, и это дало возможность учителям и ученикам школы преобразить окружающую природу. Целью данной работы является разработка проекта озеленения пришкольного участка на основе изученной литературы и воплощение его в реальность.Задачи: 1. Изучить литературу по созданию ландшафтного дизайна. 2. Оценить участок. 3. Разработать проект (эскиз плана местности с внесением в него всех известных данных с включением дорожек, расположением растений, клумб, зоны отдыха.) 4. Воплощение проекта в реальность. 2.Методики исследования проблемы и методики проведения работ, сбора и анализа материала 2. Цветники Цветники – одна из самых красивых и эффектных деталей ландшафтного дизайна, последний, самый яркий «штрих» на безупречном «полотне». Сегодня многие предполагают, что цветник – это аналог клумбы, однако на самом деле это совсем не так. Профессионально спроектированный цветник – это целый декоративный комплекс, кроме непосредственно цветочных насаждений он включает лужайку или газон, зеленые «бордюры», а при желании – место для отдыха или рокарий. Дополняют и окаймляют композицию причудливые тропинки, которым уделяется немаловажная роль – желательно, чтобы цветник просматривался со всех сторон. Создание цветника – это трудоемкий и интересный процесс, для которого необходимы знания по ландшафтному дизайну и ландшафтной архитектуре, ботанике, почвоведению и художественный вкус. Для цветника выбирается солнечное место, если состав и кислотность почвы неудовлетворительны, то их корректируют с помощью различных добавок, удобрений или же делают насыпи. Цветники в озеленении пришкольной территории играют важную роль. Их размещают перед зданием школы, вдоль дорожек, вокруг спортивных площадок (если они огорожены сеткой), у памятников. Богатое разнообразие ассортимента цветов делает возможным их применение во всех видах зеленых устройств.^ Разнообразие цветочного оформления. К цветникам регулярного стиля относятся клумбы, рабатки, бордюры.Клумба представляет собой участок с правильными геометрическими формами, украшенный однолетними цветами. Располагают ее в центре композиции. Фоном может служить газон. Центр клумбы приподнимается над окружающей территорией.Рабатки — это длинные гряды вдоль границ газонов, оформленные цветущими или декоративными растениями.Бордюры — окаймляют отдельные части цветника, декоративно лиственные однолетние или многолетние композиции по контуру, вдоль дорожек, рабаток, газонов, аллей. Бордюры придают композициям законченный вид.Одиночными посадками могут быть крупные цветы, представленные в единичном экземпляре. ^ Группы создаются из цветов одного или нескольких видов.Миксбордеры (смешанные бордюры) — представляют собой цветочные опушки или ленты на газонах, у зданий с особым подбором ассортимента цветов. Цветение миксбордера не должно прерываться с весны до осени, что достигается посадкой цветов разного периода цветения. Миксбордеры чаще всего содержат кустарники, которые являются «скелетом» композиции, которые обрамляют сочетающиеся с ними многолетники.^ Общие сведения о цветочно-декоративных растениях. К группе цветочно-декоративных растений относят древесные, кустарниковые и травянистые растения разных ботанических семейств. Одни из них выращивают ради красоты цветка (азалия, антуриум), другие – ради аромата (ландыш, жасмин, маттиола, резеда), третьи – ради оригинальной формы и окраски листьев (монстера, аралия, пальма, колеус). Цветочно-декоративные растения произошли из самых различных климатических областей, и в зависимости от этого им необходимы разные условия выращивания. Одни из них в зимнее время содержат при температуре открыто грунта, другие – в помещениях с температурой +1 – 2˚С, а некоторые культуры требуют для своего роста зимой температуры не ниже +20˚С. По отношению к свету цветочные растения также разнообразны: папоротники, фикусы, плющи могут произрастать при ограниченном освещении, а лиственно-декоративные при недостатке света теряют яркость окраски листьев. Декоративные растения предъявляют различные требования к водному и воздушному режиму и к содержанию питательных веществ в почве. Общение с цветами облагораживает человека, воспитывает в нем любовь к прекрасному. И где бы ни жил человек, любящий цветы, он всегда стремится украсить ими окружающую обстановку: устраивает цветник перед окнами квартиры, высаживает цветы на балконе и в оконном ящике, озеленяет территорию, приусадебный участок. ^ Классификация цветочно-декоративных растений 1) по условиям выращивания (растения открытого грунта, оранжерейные); 2) растения открытого грунта по продолжительности жизни (летники, двулетники, многолетники); 3) многолетники по морфологическим особенностям (корневищные многолетники, луковичные, клубнелуковичные, клубневые); 4) летники по использованию (красивоцветущие, сухоцветы, ковровые, вьющиеся, декоративно-лиственные).^ 2.1 Предпроектная оценка участкаДо проекта озеленения территории на ней находились тополя, пара клумб с ирисами и бархатцами, группы мальвы. Общий вид пришкольного участка не был привлекательным. ^ 1) Климатические условия. Климат в с. Прослауха резко континентальный. Умерено тёплый, слабо увлажнённый, характеризуется большой амплитудой колебаний температур, морозной зимой и тёплым летом. Последние заморозки наблюдаются во вторую декаду мая. Первые заморозки приходятся на середину сентября. Снежный покров появляется 27октября, а сходит 17 апреля. Господствующее направление ветров юго-западное.^ 2)Почва: дерново-подзолистые почвы. 3)Освещение. Из-за тополей солнечный свет в малом количестве проникал на пришкольную территорию. Для озеленения участка было необходимо большое количество солнечного света. Поэтому тополя были срублены. Почва под цветник была удобрена черноземом.^ 2.4 Разработка проекта Работа над озеленением пришкольного участком началась с размышлений о том, что в итоге хочется видеть на пришкольном участке. Участок должен быть красивым, удобным, практичным. Он должен быть комфортным, ярким за счет цветов и растений, хорошо освещенным, с удобной поливочной системой. Для разработки проекта озеленения мы сделали на листе бумаги план пришкольного участка. Затем продумывали, как его преобразить. Итогом наших размышлений стал готовый план благоустроенного участка: 4 средних круглых клумбы с одной стороны асфальтированной дорожки и 2 с другой, по 3 маленьких клумбы по обе стороны вдоль фасада школы, 1 большая справа и 1 клумба в форме ромба слева, окруженная 6 треугольными. Также украшением школы станет зона отдыха.^ 3 .Механизм и этапы реализации проекта (программа действий) № Действия Сроки Участники Ответственный 1 Составление плана будущего цветника апрель Притчина Ирина,Халипова Ирина 2 Покупка семян 15 апреля Васильченко Ирина Григорьевна Васильченко Ирина Григорьевна 3 Подвоз черноземной земли 25 апреля Романенко Петр Михайлович Романенко Петр Михайлович 4 Разметка клумб 28 апреля 10 класс (Притчина Алена, Трушевский Роман, Горбоносова Виктория, Халипова Ирина,) Васильченко Ирина Григорьевна 5 Разбивка и оборудование клумб (использовали кирпичи, большие металлические колеса, шины автомобилей) 4 – 15 мая 10 класс Романенко Петр Михайлович Васильченко Ирина Григорьевна 6 Посев семян в грунт 15 – 25 мая 5-9 классы Романенко Петр Михайлович Васильченко Ирина Григорьевна 7 Уход за цветами (полив, рыхление, прополка) май – август 2-7 классы (летняя практика) Васильченко Ирина Григорьевна Чеботарева Лидия ЕгоровнаМушинская Елена Сергеевна 8 Сбор семян сентябрь 5-9 классы Васильченко Ирина Григорьевна 9 Фотографирование основных моментов постоянно Притчина Алёна, Притчина Ирина Притчина Ирина 10 Песочница 20-29 апреля Гартман Юрий Романенко П.М. 11 Качели 2- 15 мая Десятов Александр Романенко П.М. 12 Домик 15-28 мая Гуль Виталий Романенко П.М. 13 Фигурки «Лебеди» 10-20 апреля Бардикова Евгения Голенкова О.Б. ^ 1. Разметка и разбивка клумб. В соответствии с разработанным планом на пришкольном участке были высчитаны размеры и распределение клумб, которые затем были созданы и оборудованы. Декоративными элементами оформления являются кирпичи, металлические колеса, шины автомобилей, с помощью которых рисунок становится четче и выразительней.^ 2.Озеленение участка. Очень важно территорию школы сделать яркой и красочной, это создаст положительный эмоциональный настрой. Для озеленения участка мы выбрали следующие растения: астра, цинния, партулак, бархатцы низкорослые, львиный зев, алиссум, петуния, ноготки, ирисы, гвоздики китайские, мальва.^ 3. Декоративные элементы. На пришкольной территории присутствует зона отдыха, включающая в себя скамейку и качели, находящиеся в тенистом, прохладном участке возле берез. ^ 4. Альпийская горка (альпинарий)Альпийская горка (альпинарий) — ландшафтная композиция, как правило, высотная, которую устраивают на естественном или искусственном рельефе в сочетании с подпорными стенками. Для альпинария присущ подбор растений горных ландшафтов. Самое идеальное размещение альпинария — на восточном или северо-восточном склонах. При создании альпинария используют естественный камень, гальку, песок, а цветы дополняют мхом, кустарником, карликовыми деревьями. Желательно, чтобы альпинарий размещался обособленно, имел красивый фон и естественное окружение. Альпинарий должен представлять собой фрагмент горного пейзажа (см. фото альпийских горок). Создать альпинарий — дело непростое. Прежде чем начать его сооружение, необходимо очень тщательно обдумать: где, в каком месте, и почему именно там, вы хотите расположить альпинарий. Альпинарий сооружают в таком месте, где он будет вписываться в ландшафт, не нарушая общей планировки территории ландшафтного объекта. Целесообразнее всего расположить альпинарии на холмистой, неровной местности. Желательнее всего использовать склоны, расположенные на восточной, юго-восточной и юго-западной сторонах. Если же альпинарий расположен на южном склоне, то сажать там можно только солнцелюбивые и засухоустойчивые растения. Очень сложно устраивать альпинарий на северном склоне — для него нужно тщательно подбирать тенелюбивые виды и неприхотливые растения. Необходимо продумать общую композицию альпинария, для чего следует выполнить общий вид и план альпинария. Альпинарий по высоте может быть от 1 м до 2-3 м. Для альпинария высотой более 1 м, кроме котлована с гравием высотой 30 см, следует выполнить ядро горки из отходов строительного мусора, а затем создать небольшой дренажный слой с растительным грунтом. Следует помнить, что каменистая горка дает усадку на 1/4 ее высоты. Растения и камни можно укладывать через 2-3 недели после ее создания. Для устойчивости горки в некоторых случаях необходимо создание подпорной стенки в ее центре для стабильности размещения грунта. Основным строительным материалом альпинария являются камни. Их следует выбирать особенно тщательно и продуманно, так как на одном месте они будут находиться очень долго. Вокруг них будут меняться растения, а камни останутся прежними. Интересный альпинарий можно создать из любых сортов природного камня. Однако лучше не применять каменный лом с острыми краями. Не годятся для альпинария речные камни округлой формы, с гладкой светлой поверхностью. Можно использовать природный известняк, подходят доломитовые породы, известняковый туф, песчаники. Для таких альпинариев важно правильно подобрать растения, которые хорошо развиваются на известняковых почвах. Размещение камней в альпинарии — самая ответственная работа. Прежде чем камни класть в грунт, их необходимо разложить на земле, тщательно осмотреть, выбрать наиболее интересное положение камня. Очень хорошо в альпинарии смотрятся камни с прожилками и вкраплениями иных пород, с выемками и щербинками, в которые можно посадить растение. Размещение камней в альпинарии — дело вкуса, но не забывайте о том, что альпийская горка должна выглядеть естественно. Наибольший декоративный эффект достигается при использовании одинакового материала: песчаника, доломита, известняка, туфа, ракушечника, гранита или валунного камня. На горке хорошо выглядят крупные камни (25-60 см в поперечнике). При выборе камней ограничьтесь каким-либо одним типом, не смешивая, например, окатанные валуны и битые куски гранита. Кстати, от цвета камня зависит и подбор растений: на темном фоне хорошо смотрятся растения с серебристой листвой, на светлом — растения более темной или красноватой окраски. Гармонично сочетая крупные валуны с более мелкими камнями, вы сумеете создать маленький уголок, так напоминающий суровую красоту далеких высокогорий. В промежутки между камнями посадите подходящие растения. Для особенно чувствительных к переувлажнению видов на дно посадочной ямки насыпьте дополнительный дренажный слой гравия. Декоративно-цветочные растения для альпинария, разные по форме и размерам, рассаживают между камнями на расстоянии 30-40 см друг от друга. Это в основном низкорослые или стелющиеся многолетники с декоративной листвой и красиво цветущие. При выборе места для их посадки следует учитывать отношение цветов к свету и влаге. Теневыносливые высаживают на восточных и северных склонах горки, устойчивые к засухе — на солнечных местах и на вершине. По срокам цветения растения подбирают с таким расчетом, чтобы добиться непрерывного цветения в течение всего вегетационного периода. Уход за альпинарием заключается в прополке, рыхлении, поливе и подкормке, а осенью, в период листопада,— в систематической уборке листьев. Многолетние теплолюбивые растения альпинария на зиму укрывают соломенными матами или еловым лапником. Наиболее распространенные растения для альпийской горки: сосна горная — не цветет, высота 50 см и ниже; ель голубая — не цветет, кустарник конусовидной формы, с тонкими иглами; спирея — куст, цветет в июле, и др. Однако этот список можно расширить. Например, на южных склонах альпинария можно высаживать портулак крупноцветковый. Высота растения 15-20 см, многочисленные цветки различной расцветки раскрываются только на солнце. Цветет портулак обильно с июля по сентябрь. Из красивоцветущих неприхотливых растений в альпинариях используют: герань гималайскую, высотой 25 см, с фиолетовыми цветками, цветет в мае— июне; герань кроваво-красную, высотой 30-50 см, окраска цветков карминово-красная, цветет в июне-августе; гвоздику перистую, высотой 25-40 см, цветки белой, розовой, красной окраски, цветет в июне—июле; гвоздику-травянку, высотой 20 см, цветки пурпурные, цветет в июне—августе; горечавку семираздельную, высота растения 20-30 см, цветки темно-синие, цветет в июне—июле; колокольчик карпатский, высотой 20-30 см, цветки белые, голубые, синие или фиолетовые, цветет с июня по сентябрь; василек горный, высота стебля 30-50 см, цветки ярко-синие, цветет в мае—июне. Подходит для альпинария и декоративный лук: лук каратавский, цветонос высотой 25 см заканчивается плотным шаровидным соцветием из мелких розовых цветков, после цветения образуются не менее декоративные розоватые плоды-коробочки; лук Моли цветет в июне—июле крупными золотисто-желтыми цветками, собранными в зонтики; у лука Островского цветки карминово-розовые стойким приятным ароматом. Особую декоративность имеют поздноцветущие луки. Их яркие краски оживляют композицию после отцветания большинства растений. Из поздноцветущих красив лук васильковый с ярко-синими цветками, распускающимися в сентябре; лук безианум с ярко-голубыми соцветиями; лук Тубергена с белыми цветками, украшающими горку до самых заморозков. Прекрасным украшением альпийских горок являются декоративные низкорослые травы. Среди них трясунка (бриза) большая — сильноветвящийся куст высотой 30-60 см с тонкими линейными листьями и золотисто-зеленоватыми цветками, собранными по 10-15 штук в овальные колоски, которые образуют пониклую метелку; трясунка средняя и трясунка малая, отличающиеся только высотой куста. Все они неприхотливы, холодостойки, способны расти на любых почвах, даже не слишком плодородных. Лагурус (зайцехвост) — травянистое растение высотой 15-50 см, образует небольшие кустики. Побеги оканчиваются очень пушистыми колосками, напоминающими заячий хвост. Хорошо растет как на солнце, так и в полутени. Растение холодостойкое, влаголюбивое. Уход за растениями на альпийской горке несложен. Им не страшны дожди, снег и заморозки. Поливы требуются в основном в первое время после посадки и в сухое жаркое лето, причем поливать нужно небольшими порциями, чтобы вода впитывалась в почву, а не стекала по ней. После полива и дождя почву обязательно нужно рыхлить. При этом не забывать, где посажены луковичные, чтобы случайно не повредить их, когда листья уже засохли. Дальнейший уход заключается в тщательной прополке, особенно в первое время. Не рекомендуется применять азотные и органические удобрения. После них растения сильно разрастаются, плохо цветут, становятся неустойчивыми к морозам. Для подкормки лучше использовать в малых дозах гранулированные фосфорно-калийные удобрения. Схема альпийской горки5. Игровая зона Северная часть территории ОУ «Прослаухинская МСОШ» Наименование Сроки Ответственный 1. Песочница 20-29 апреля Романенко П.М. 2. Качели 2- 15 мая Романенко П.М. 3. Домик 15-28 мая Романенко П.М. 4. Фигурки «Лебеди» 10-20 апреля Голенкова О.Б. 6. Результаты реализации Работа по реорганизации и перепланировке школьной территории была проведена в апреле – мае 2011 года. На территории школы в настоящий момент посажены деревья: береза, клен; кустарники: сирень. Украшением пришкольного участка являются клумбы, бордюры, группы, зона отдыха.^ В результате проделанной работы, с помощью изучения литературы по ландшафтному дизайну, мы разработали проект благоустройства пришкольного участка и воплотим его в реальность. Заключение В заключении хотелось бы отметить то, что нашим педагогам удалось привить детям чувство ответственности. Теперь ученики заботливо относятся к территории школы, они сами выращивают рассаду, пропалывают клумбы, снабжают растения водой. Ведь те, кто вырастит цветы сами, то они будут ценить свой труд и уважать труд других людей. Нам захотелось сделать нашу жизнь ярче, красочней, живописней, приобщить к этому и остальных учеников школы. Вместе у нас получится осуществить проект в реальность.