1305 Финансы Неналоговые доходы федерального бюджета, анализ их динамики и структуры Курсовая 26 2007 1200 Координаты: электронная почта acher@wiseowl.ru Icq 170552870, телефон 89168119086. www.wiseowl.ruСодержание Введение 11. Значение неналоговых доходов в российской экономике 31.1 Понятие доходов бюджетов 3^ 1.4 Зарубежный опыт формирования доходной части (в части неналоговых доходов) 52. Анализ неналоговых доходов федерального бюджета РФ 62.1 Динамика неналоговых доходов Федерального бюджета 63. Пути совершенствования неналоговых доходов 9Заключение 10Список использованной литературы 11 Введение Система поступлений бюджета государства определяется содержанием социально-экономического устройства и уровнем экономического развития общества. Если экономическая база общества построена на частной собственности, то доходы представляют собой изъятие государством средств у других экономических субъектов. Основными доходами бюджетной системы Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой, являются налоги. Большинство неналоговых платежей имеет сравнительно небольшой удельный вес в доходах бюджета, однако порядок их исчисления и взимания имеет важное значение для организации контроля за использованием отдельных видов имущества, правомерностью и целесообразностью совершения определенных действий, правильностью образования и использования некоторых сумм, поступающих в распоряжение предприятий и организаций. Когда не хватает налогов регионы пытаются повысить собственные доходы бюджетов за счет неналоговых доходов, в частности за счет эффективного управления госимуществом. В связи с этим, тема работы является весьма актуальной. Цель работы состоит в изучении неналоговых доходов страны, а также их анализа.. Исходя из цели, были определены следующие задачи: - изучение значения, особенностей и состава неналоговых доходов; - анализ неналоговых доходов федерального бюджета РФ; - пути совершенствования неналоговых доходов. Предметом исследования являются неналоговые доходы. Объектом исследования является федеральный бюджет РФ. Размер неналоговых доходов зависит от объемов и результативности функционирования имущества государства. Наибольшие доходы казна должна получать от прибыли государственных предприятий (ЦБ РФ, Газпром и др.) и дивидендов по акциям, находящимся у государства. Что касается поступлений от разгосударствления и приватизации государственного имущества (земли, различных активов), то здесь доходов нет, а есть лишь смена товарной формы стоимости на денежную, осуществляемая, как правило, не в пользу государства. Информационно-методологической основой работы послужили работы следующих авторов: Васиной Е. С., Ливеровского А. А., Рудого К.В., М.Яндиева, законодательная база, а также официальная информация сети Internet.^ 1. Значение неналоговых доходов в российской экономике 1.1 Понятие доходов бюджетов Доходы бюджета создают не только материальную основу существования самого государства, но и базу покрытия потребностей в средствах для выполнения основной части возложенных на государство функций. Доходы бюджета необходимо рассматривать, прежде всего, как фактор, влияющий на совокупное потребление путем оказания влияния на уровень доходности социальных групп и виды деятельности. Взимание доходов позволяет оказывать определенное воздействие на выбор направлений использования накоплений, образующихся в ходе хозяйственной деятельности, регулировать спрос и структуру конечного потребления. Доходы бюджета способны воздействовать на хозяйственную активность, на объемы выпускаемой продукции и техническое оснащение производства, на равновесие цен, на отраслевое и территориальное размещение инвестиций. Регулирующие возможности бюджетных доходов, однако, имеют определенные пределы. Высокий уровень изъятия денежных средств у предприятий и населения ведет к падению хозяйственной активности, уменьшению потребительских расходов, снижению совокупного спроса на рынке, что, соответственно, способствует падению объемов выпускаемой продукции, повышению цен, уменьшению реально произведенного валового национального продукта. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств между государством, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами и имеют специфическое общественное назначение, связанное с мобилизацией денежных средств в распоряжение государства. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей предприятий, организаций и населения в бюджет, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжение органов государственной власти и служат для обеспечения их функций. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта, а с другой – выступают объектом дальнейшего перераспределения. Состав бюджетных доходов, их структура органически связаны с объемами общественного производства и национального дохода и определяются финансовой политикой государства. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых, неналоговых видов доходов и безвозмездных перечислений. В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года. Налоговые доходы считаются уплаченными доходами соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента, определяемого налоговым законодательством РФ, т.е. с момента дачи налогоплательщиком поручения кредитной организации о перечислении денежных средств в бюджет соответствующего уровня при наличии средств на счете плательщика. Неналоговые доходы и иные поступления считаются уплаченными в бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации. Денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда. Выделяют собственные и регулирующие доходы бюджетов. К собственным относятся следующие виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ: • налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством РФ; • неналоговые доходы (от использования и продажи имущества, оказания платных услуг и др.), а также безвозмездные перечисления. Финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда. К регулирующим доходам бюджета относятся: -федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем 3 года) по разным видам таких доходов. 1………^ 1.4 Зарубежный опыт формирования доходной части (в части неналоговых доходов) В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. Во всех странах большую часть доходов всех бюджетов составляют налоги. В Центральных и Европейских странах доля налогов 80 - 90%, в США - 95%. В территориальных и местных бюджетов налоги составляют более 50%. Финансовая система Великобритании включает в себя четыре традиционных звена: государственный бюджет, местные бюджеты, специальные внебюджетные фонды, финансы государственных предприятий. Основная часть расходов финансируется из консолидированного фонда (98%), который формируется преимущественно налоговыми поступлениями (95%). К неналоговым поступлениям относят доходы от продажи государственной собственности, административные взыскания и др. Доходная часть национального фонда займов формируется за счет процентов, поступающих от корпораций и местных органов власти как оплата за кредит, части прибыли Банка Англии, средств некоторых специальных фондов. Бюджетное устройство США является федеративным и состоит из трёх уровней: 1. Федеральный бюджет; 2. Бюджеты 50 штатов – членов федерации; 3. Бюджетов 12,7 тыс. административных, хозяйственно-предпринимательских, культурно-просветительских и других местных подразделений (графств, муниципалитетов, тауншипов и т.п.).……… Доля налоговых поступлений в общей сумме поступлений бюджета США колеблется на уровне 90 процентов. Соответственно доля неналоговых доходов составляет порядка 10%. Таможенные пошлины и многочисленные прочие источники вносят гораздо меньший вклад в доходную часть американского бюджета, по сравнению со сбором налогов.…. К неналоговым доходам региональных бюджетов относятся доходы от предприятий, находящихся в муниципальной собственности, арендной платы, санкций, налагаемых за нарушение законодательства, добровольных взносов юридических и физических лиц. В формировании доходной части региональный бюджетов участвуют и такие поступления из вышестоящих органов, как дотации и субвенции, при помощи которых государство имеет возможность покрывать дефицит местных бюджетов. Основную долю в структуре неналоговых доходов местных бюджетов зарубежных стран составляют доходы от государственной собственности муниципалитетов. Можно отметить, что по неналоговым доходам местных бюджетов зарубежных стран наблюдается следующая структура, так в доходы США поступает порядка 12% неналоговых доходов из общей суммы доходной части, Франции – 15%, Германии порядка 31%, Англии – 34%.2……….^ 2. Анализ неналоговых доходов федерального бюджета РФ 2.1 Динамика неналоговых доходов Федерального бюджета Основными доходами государственного бюджета в Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой, являются налоги. Большинство неналоговых платежей имеет сравнительно небольшой удельный вес в доходах бюджета, однако порядок их исчисления и взимания имеет важное значение для организации контроля за использованием отдельных видов имущества, правомерностью и целесообразностью совершения определенных действий, правильностью образования и использования некоторых сумм, поступающих в распоряжение предприятий и организаций. Роль и значение неналоговых доходов в консолидированном бюджете отражены в таблице 1.Таблица 1 Доходы консолидированного бюджета РФ, млрд.руб. ^ Статьи дохода 2005 год 2006 год 2007 год КБРФ ФБ КБСРФ КБРФ ФБ КБСРФ КБРФ ФБ КБСРФ ^ ИТОГО ДОХОДОВ 7847,5 4979,7 2867,8 9791,7 6170,4 3621,3 10741,2 6965,3 3775,9 Налоговые доходы 5171,5 3056 2115,5 6179,7 3572,4 2607,3 7059,8 4243,7 2816,1 Неналоговые доходы 2092 1840,5 251,5 2893,5 2573,9 319,6 3003 2721,6 281,4 Безвозмездные перечисления 527,2 83,2 444 634,7 24,1 610,6 586,1 586,1 Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 56,8 56,8 84,5 0,8 83,7 84,2 0,5 83,7 В таблице 2 представим удельный вес по видам доходов в общей сумме доходной части консолидированного бюджета.Таблица 2 Структура доходов консолидированного бюджета РФ, % ^ Статьи дохода 2005 год 2006 год 2007 год КБРФ ФБ КБСРФ КБРФ ФБ КБСРФ КБРФ ФБ КБСРФ ^ ИТОГО ДОХОДОВ 100 100 100 100 100 100 100 100 100 Налоговые доходы 65,9 61,4 73,8 63,1 57,9 72,0 65,7 60,9 74,6 Неналоговые доходы 26,7 37,0 8,8 29,3 41,3 8,8 27,9 39,0 7,5 Безвозмездные перечисления 6,7 1,7 15,5 6,5 0,4 16,9 5,5 0,0 15,5 Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 0,7 0,0 2,0 0,9 0,0 2,3 0,8 0,0 2,2 На рис. 1. представим структуру доходов консолидированного бюджета в общем виде. Рис. 1 Структура доходов консолидированного бюджета РФ. Следует отметить, что наибольший удельный вес занимают налоговые доходы. При этом, доля доходов консолидированного бюджета РФ занимает более 65%, и уменьшается за анализируемый период. Налоговые доходы федерального бюджета сокращаются с уровня в 61,4 % в 2005 году, до 60,9% в 2007 году. Следует отметить рост в структуре доходов неналоговых доходов федерального бюджета и консолидированного бюджета субъектов РФ. Безвозмездные перечисления в консолидированный бюджет составили 6,7% в доходах на 2005 год, далее происходит падение до уровня в 5,5% в 2007 году о утвержденному бюджету. Доходы от предпринимательской деятельности занимают очень малую часть в доходах консолидированного бюджета РФ, и занимают порядка 0,7% в 2005 году, и 0,8% в 2007 году. При этом доходы от предпринимательской деятельности сформированы за счет поступлений в консолидированный бюджет субъектов РФ, в то время как данные доходы в федеральный бюджет не поступают. Таким образом, отметим, что неналоговые доходы в структуре консолидированного бюджета РФ приходятся в большей части на федеральный бюджет РФ. В таблице 3 представим сравнительный анализ налоговых и неналоговых доходов в федеральный бюджет. Таблица 3 Доходы федерального бюджета, %………^ 3. Пути совершенствования неналоговых доходов Включение в состав неналоговых доходов - доходов от оказания платных услуг фактически означает, что в составе бюджетов должны учитываться доходы, которые традиционно именовали внебюджетными. Такая норма в бюджетном законодательстве направлена на реальное отражение в составе доходов бюджета всех имеющихся источников. Однако можно предположить, что возникнут трудности с ее практической реализацией, поскольку вряд ли, например, бюджетные учреждения будут заинтересованы в "выявлении" всех источников доходов, так как в условиях хронического бюджетного недофинансирования для всех бюджетных организаций значительно большее значение приобретают "внебюджетные средства", которые становятся для них дополнительными по отношению к выделяемым из бюджета средствам. Неточность и неконкретность нормативных правовых актов, регулирующих вопросы получения и использования средств от оказания платных услуг приводит к возникновению различных противоречий в толковании и практическом применении отдельных правовых норм. Отсутствие четкого правового механизма, регулирующего отношения государственных учреждений в сфере получения и использования денежных средств от деятельности, приносящей доход, значительно снижает эффективность такого источника финансирования учреждений и приводит к возникновению различных нарушений. 3 На мой взгляд, доходы, полученные от оказания платных услуг, должны в обязательном порядке реинвестироваться на улучшение материально-технического обеспечения государственных учреждений и на социальные нужды. Следовательно, в сметах, составляемых по каждому виду такой деятельности, целесообразно показывать в составе расходов суммы, предусмотренные бюджетными статьями. Сохраняется проблема невыполнения прогнозных планов приватизации государственного и муниципального имущества. Неоправданно затягиваются сроки принятия решений по значимым приватизационным сделкам. Серьезным резервом пополнения доходной базы бюджетов РФ является рост доходов от использования государственной и муниципальной собственности, что возможно лишь при эффективном управлении государственными активами, установлении жесткого контроля со стороны государственных органов за использованием объектов недвижимости, находящихся в ведении государственных и муниципальных предприятий и организаций, эффективном регулировании ставок арендной платы. Продажа неэффективной муниципальной собственности инвесторам будет способствовать снижению затрат на содержание объектов, прежде всего, учреждений, финансируемых за счет бюджетов. 4 Политика государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере управления региональной и муниципальной собственностью должна реализовываться путем оптимизации объема и состава находящейся у регионов собственности, осуществления мониторинга финансово-хозяйственной деятельности предприятий, создания реестра показателей экономической эффективности, а также повышения эффективности управления находящимися в государственной и муниципальной собственности акциями открытых акционерных обществ.5……… Заключение Состав бюджетных доходов, их структура органически связаны с объемами общественного производства и национального дохода и определяются финансовой политикой государства. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых, неналоговых видов доходов и безвозмездных перечислений. Неналоговые доходы включают: 1 Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; 2. Доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; 3. Доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями; 4. Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности; 5. Иные неналоговые доходы. Следует отметить, что наибольший удельный вес занимают налоговые доходы. Наблюдается постепенный рост неналоговых доходов Федерального бюджета РФ. Так увеличение в 2006 году составило 39,8%, что произошло за счет значительного роста доходов от штрафных санкций, а также иных неналоговых доходов. В 2007 году планируется прирост неналоговых доходов в размере 5%. Наибольший удельный вес занимают доходы от внешнеэкономической деятельност. На втором месте по доле в неналоговых доходах федерального бюджета занимают доходы от использования имущества находящегося в государственной и муниципальной собственности – порядка 4% от неналоговых доходов. Остальные виды неналоговых доходов занимают незначительные позиции в структуре, к таковым относятся доходы от продажи материальных и нематериальных активов, штрафы, административные сборы, и прочие неналоговые доходы. Серьезным резервом пополнения доходной базы бюджетов РФ является рост доходов от использования государственной и муниципальной собственности, что возможно лишь при эффективном управлении государственными активами, установлении жесткого контроля со стороны государственных органов за использованием объектов недвижимости, находящихся в ведении государственных и муниципальных предприятий и организаций, эффективном регулировании ставок арендной платы.^ Список использованной литературы Конституция РФ. от 12.12.1993 года Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями от 30 декабря 2006 г.) Федеральный закон от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" (с изм. и доп. от 26 июля, 1 декабря 2006 г.) Федеральный закон от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" (с изм. и доп. от 5 июля, 4 ноября 2005 г.) Александров И.М. Бюджетная система Российской федерации - 2006. - 486 с Батяева А. Р. Неналоговые доходы и их роль в бюджетной политике государства // Финансовое право. - 2005. - N 1. - С. 15-19. Борисов А.Н. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ. - "Юстицинформ", 2006. Бычков С.С. Актуальные вопросы о порядке мобилизации в бюджетную систему поступлений от денежных взысканий (штрафов) //Советник бухгалтера социальной сферы. 2006. -№5. – с.15 Васина Е. С. Арендная плата как вид неналоговых доходов государственного и муниципального бюджетов // www.yurclub.ru Гришанова О.А.. Повышение собственных доходов бюджетов субъектов Федерации за счет неналоговых доходов//Финансы и кредит.-2004.-№8.-С.4-6. Гуляева И. В. Администрирование неналоговых доходов / И. В. Гуляева // Финансы. - 2004. - N 6. - С. 18-19. Ермакова Е. А. К вопросу об управлении неналоговыми доходами российского бюджета // Финансы и кредит. - 2006. - N 23. - С. 68-75 Жук И.Н., Киреева Е.Ф., Кравченко В.В. Международные финансы: Учеб. пособие / Под общ. ред. И.Н. Жук. — Мн.: БГЭУ, 2001. — 149 с. Николаева Т.П. Бюджетная система РФ / Московская финансово-промышленная академия. – М., 2005. – 279 с. Парыгина В.А. Бюджетная система РФ: Учеб. для вузов / В.А. Парыгина, А.А. Тедеев, С.И. Мельников. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. – 752 с. Пауль А. Г. К вопросу о понятии доходов бюджета // Финансовое право. - 2004. - N 3. - С. 25-28. Рудый К.В Финансовые, денежные и кредитные системы зарубежных стран: Учеб. Пос. М.: Финансы. 2004. – 400 с. Яндиев М. Когда не хватает налогов регионы пытаются повысить эффективность управления госимуществом// Российская газета.- 11 мая 2005 г Яндиев М.. Аренда госимущества как вид корпоративного бизнеса // Российская газета.- 20 сентября 2005 г. 1 Николаева Т.П. Бюджетная система РФ / Московская финансово-промышленная академия. – М., 2005. – с.98 2 Рудый К.В. Финансовые, денежные и кредитные системы зарубежных стран. Учебное пособие. М.: «ИНФРА-М». 2004.- 400 с. 3 Пауль А. Г. К вопросу о понятии доходов бюджета // Финансовое право. - 2004. - N 3. 4 О.А. Гришанова. Повышение собственных доходов бюджетов субъектов Федерации за счет неналоговых доходов//Финансы и кредит.-2004.-№8.-С.4-6. 5 М.Яндиев. Когда не хватает налогов регионы пытаются повысить эффективность управления госимуществом// Российская газета.- 11 мая 2005 г