Содержание: Введение …………………………………………………………………….. Трудовые ресурсы мирового хозяйства ……………………………… 1.1. Динамика и структура населения мира ……………………………. 1.1.1. Возрастная структура населения …………………………. 2. Трудовые ресурсы мира: количественные и качественные аспекты … 2.1. Экономически активное население ……………………………….. 2.2. Уровень образования трудовых ресурсов ………………………… 2.3. Эффективность использования рабочей силы ……………………. 2.4. Проблема занятости населения ……………………………………. 2.5. Трудовые ресурсы России …………………………………………. 2.6. Отраслевая структура занятости …………………………………… 3. Мировой рынок труда и международная миграция рабочей силы …… 3.1. Миграционная политика …………………………………………… 3.2. Важнейшие этапы и направления международной миграции рабочей силы ……………………………………………………………. 3.3. Теории международной трудовой миграции …………………….. 3.4. Масштабы миграции рабочей силы ………………………………. 3.5. Государственное регулирование миграции ………………………. 3.6. Стимулирование реэмиграции …………………………………….. 3.7. Правовое регулирование миграции ……………………………….. 3.8. Последствия миграции для национальных рынков труда ……….. Заключение …………………………………………………………………. Список использованной литературы ………………………………………. Приложение …………………………………………………………………. 3 4 4 5 7 7 7 8 8 10 11 13 1319 23 26 33 39 41 44 46 4849 Введение Массовая миграция населения стала одним из характерных явлений жизни мирового сообщества второй половины XX века. Миграция населения представляет собой перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращением к нему. Международная (внешняя) миграция существует в разных формах: трудовой, семейной, рекреационной, туристической и др. В данной работе, в основном, будет уделено внимание трудовым ресурсам мирового хозяйства, международной миграции рабочей силы. Международная миграция рабочей силы во второй половине XX века стала важной частью процесса интернационализации международной хозяйственной жизни. Трудовой потенциал, будучи важнейшим фактором производства, ищет своего наиболее эффективного использования не только в рамках национального хозяйства, но и в масштабах международной экономики. Международный рынок рабочей силы охватывает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы. Международный рынок труда объединяет национальные и региональные рынки рабочей силы. Международный рынок рабочей силы существует в форме трудовой миграции. Вопросы народонаселения в целом, воспроизводства рабочей силы увлекают к себе растущее внимание специалистов, политиков и общественности. Причины этого заключаются в том, что демографическая ситуация, положение с использованием рабочей силы, складывающиеся в удельных странах и регионах, во многом влияют на состояние и перспективы их экономического и социального развития, на расстановку экономических и политических сил в региональном и мировом масштабе. Целью курсовой работы является анализ трудовых ресурсов мирового хозяйства. ^ Трудовые ресурсы мирового хозяйства Под трудовыми ресурсами понимают часть населения, обладающую физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для полезной деятельности в общественном производстве. К трудовым ресурсам относят население в трудоспособном возрасте; работающих подростков моложе трудоспособного возраста.^ 1.1. Динамика и структура населения мира Население Земли в 20в. Увеличилось с 1,5 до 6 млрд человек. Рост населения в отдельных странах и регионах происходит весьма неравномерно (табл.1).1Таблица 1. Рост населения Земли по основным экономическим группам стран. Группы стран Среднегодовые темпы, % Доля в населении мира (1997г.), % 60-е гг. 70-е гг. 80-е гг. 1997 г. Все страны Развитые Развивающиеся В том числе: Латинская Америка Африка Восточная и Юго-Восточная Азия Южная Азия С переходной экономикой (СНГ, Балтия, Централь-ная и Восточная Европа)В том числе Россия 2.1 1.1 2.42.7 2.6 2.32.4 1.21.3 1.9 0.8 2.32.5 2.8 2.12.3 0.80.7 1.7 0.7 2.12.1 2.9 1.62.2 0.90.6 1.5 0.7 1.91.7 2.7 1.31.9 0.1-0.1 100 15.9 76.08.5 12.3 30.122.1 8.12.5 Темпы прироста населения в развитых странах остаются в последние два десятилетия стабиль низкими. Резко замедлились темпы прироста в государствах с переходной экономикой, а в России, в ряде стран СНГ, Балтии и Восточной Европы наметился процесс естественной убыли населения. Замедлились темпы роста населения и в развивающихся странах, в основном за счет Восточной (включая Китай) и Юго-Восточной Азии, а также Латинской Америки. В результате усилилась диспропорция в распределении населения Земли между основными группами стран. Главным следствием этого стала неуклонно увеличивающаяся концентрация трудовых ресурсов мира в развивающихся странах. Причем 2/3 мировых ресурсов рабочей силы приходится на страны с самыми низкими показателями ВВП на душу населения.^ 1.1.1. Возрастная структура населения Возрастная структура населения мира влияет на долю и численность экономически активного населения. Выделяются два основных типа возрастной структуры. Первый тип, который характерен для большинства развивающихся стран отличается очень высокой долей детских возрастов и небольшой долей людей пожилого возраста (65 лет и старше). Второй тип, характерный для промышленно развитых стран и государств с переходной экономикой, отмечен, наоборот, пониженной долей детских возрастов и высокой долей пожилых людей. Как демографическое омоложение населения (1 тип воспроизводства), так и демографическое старение (2 тип воспроизводства) влекут за собой ряд негативных последствий для динамики трудовых ресурсов. Ввиду чрезвычайно высокой доли детей и подростков в населении развивающихся стран для них характерен низкий удельный вес лиц трудоспособного возраста. Так, в Нигерии из общей численности населения на лиц трудоспособного возраста приходилось по данным переписи в 1991г. 48,4%, а на детей и подростков моложе 15 лет – 47%. Индия, где на долю детей в 1995г. Приходилось 35,2% населения, не в состоянии ежегодно строить 130 тыс. новых школ, подготавливать 400 тыс. учителей, создавать 5 млн. рабочих мест. Напротив, в индустриальных странах, а также в странах с переходной экономикой усиливается демографическое старение населения. В соответствии с критерием ООН, население считается демографически старым, если доля лиц в возрасте 60 лет и старше составляет 12% и выше по отношению ко всему населению. Эта доля достигла в Швеции 22,1%, Японии – 19,9%, России – 16,6%. Демографическое старение населения увеличивает экономическую нагрузку на общество: во многих развитых странах численность трудоспособного населения лишь ненамного превышает число пенсионеров, и это превышение быстро сокращается.Трудовые ресурсы мира: количественные и качественные аспекты^ 2.1. Экономически активное население Экономически активное население включает занятых и ищущих работу, т.е. это лишь основная часть ресурсов, т.к. остальное трудоспособное население учится, занято только домашним хозяйством или служит в вооруженных силах и т.д. Экономически активное население мира в 1997г. Оценивалось в 2784 млн человек, что составляло 47,8% всего населения мира, в том числе мужчины – 60%, женщины – 40% (табл. 2).Таблица 2. Трудовые ресурсы ряда стран мира в 1997г. Страны Население, млн. человек Всего Экономически активное Доля женщин в экономически активном населении, % Россия 147 78 49 США 268 110 46 Китай 1227 726 45 Индия 961 416 32 Бразилия 164 74 35 Нигерия 118 47 36 Пакистан 137 49 27 Мексика 95 38 32 Германия 82 41 42 Франция 59 26 45 Великобритания 59 29 44 Темпы прироста экономически активного населения снизились в среднем с 2% в 80-е гг. до 1,6% в 1990-1997гг., что связано с некоторым замедлением темпов прироста населения в мире. В развитых странах сосредоточено всего 16% экономически активного населения мира. Основная доля трудовых ресурсов мира приходится на Восточную и Юго-Восточную Азию (35%), Южную Азию (20%) и Тропическую Африку (10%).^ 2.2. Уровень образования трудовых ресурсов Для развитых и большинства стран с переходной экономикой характерен высокий процент занятого населения, получившее высшее и среднее специальное образование. Так, доля лиц с таким образованием в России составляет – 51% общей численности занятых. Хотя развитые страны значительно уступают развивающимся государствам по численности трудовых ресурсов, они опережают последние по качеству рабочей силы – общеобразовательному уровню, численности высококвалифицированных специалистов, мобильности рабочей силы. В развивающихся странах качество трудовых ресурсов во многом определяется не только наличием высшего и среднего образования, сколько просто уровнем грамотности. В этих странах уровень грамотности в середине 90-х гг. составлял, % к общей численности взрослого населения: мужчины – 78,4% и женщины – 60,3%. Велика доля не грамотных в трудоспособном населении стран Южной и Западной Азии и Тропической Африки. Низкий уровень грамотности населения многих стран определяет весьма невысокую производительность труда, ведет к консервации устаревших форм хозяйствования, блокирует технический прогресс1.^ 2.3. Эффективность использования рабочей силы Использование трудовых ресурсов определяется, в частности, количеством рабочих часов в год, приходящимся на одного занятого. Этот показатель достигает самого высокого уровня в новых индустриальных странах: Республике Корея (2547ч. в середине 90-х гг.), Чили (2400ч.). Несколько ниже объем отработанного времени в развитых странах: Японии (2017 ч.) США (1945ч.), Великобритании (1880ч.). В России данный показатель составил 1441ч., что во многом обусловлено высокой скрытой безработицей.^ 2.4. Проблема занятости населения К безработным, согласно рекомендациям Международной организации труда, относятся лица 15 лет и старше, которые в рассматриваемый период не имели работы, занимались поисками ее и были готовы приступить к ней. Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к численности экономически активного населения. Уровень безработицы в промышленно развитых странах в 1998г. Составлял, % к экономически активному населению: в США – 4,5; Японии – 4,3; Великобритании – 6,2; Германии – 10,9; Франции – 11,8; Италии – 12,0; Испании – 18,8. В странах с переходной экономикой в 90-х гг. безработица впервые за несколько десятилетий появилась в открытой форме и в ряде стран достигла высокого уровня. Так в 19998г. Она составила, %: в Словении – 14,3; Словакии – 13,5; России – 9,3; Румынии – 8,7; Чехии – 6,1. В то же время экономический подъем позволил в 1997-1998 гг. сократить уровень безработицы в Болгарии с 14,2 до 11,4%, Венгрии – с 10,3 до 9,1 и Польше с 11,6 до 10%. Самые низкие показатели уровня безработицы в мире в 1997г. Имели новые индустриальные и новые развитые страны: Таиланд (1,4%), Сингапур (1,9%), Южная Корея (2,4%). Это было обусловлено рядом обстоятельств: высокими темпами экономического роста в тот период, сравнительно низкой производительностью труда, системой пожизненного найма в некоторых из этих стран, а также отсутствием в большинстве из них действенной системы социального страхования. В развивающихся странах индустриальное развитие ведет к подрыву трудоемких традиционных производств, на которых держится существование значительной части населения. В результате традиционные уклады выталкивают из всего производства большое число разоряющихся крестьян и ремесленников, формирующих армию полностью безработных, и в тоже время не обеспечивают полной занятостью оставшихся работников. Постоянная незанятость значительной части сельского населения только в следствии сохранения традиционных укладов воспринимается как перенаселенность, не превращаясь в открытую безработицу. В ряде развивающихся стран происходит выталкивание разоренного крестьянства из перенаселенной деревни в города независимо от спроса на рабочую силу в неаграрных отраслях национальной экономики1.^ 2.5. Трудовые ресурсы России В России в настоящее время в состав трудовых ресурсов входят лица в трудоспособной возрасте (женщины от 15 до 54 лет, мужчины от 15 до 59 лет включительно) и работающие лица пенсионного возраста, но в них не включается нетрудоспособное население (инвалиды). В силу демографического старения населения России с конца 80-х до середины 90-х гг. прослеживалась тенденция сокращения доли населения моложе трудоспособного и трудоспособного возраста и увеличения доли населения пенсионного возраста. На рубеже веков в России прогнозируется заметное сокращение общей численности и доли населения моложе трудоспособного возраста, стабилизации доли населения пенсионного возраста и некоторое увеличение доли населения трудоспособного возраста. Это обусловлено низким уровнем рождаемости в 90-х гг., вступлением в трудоспособный возраст сравнительно многочисленного поколения, родившегося в конце 70-80-х гг., а также выходом на пенсию малочисленного поколения «детей войны». Немалую роль играет также иммиграция русского и русскоязычного населения из стран – членов СНГ и Балтии, значительная часть которого приходится на трудоспособные возрастные группы. Уровень образования трудоспособного населения России остается высоким: в основных рабочих возрастах (от 25 до 50 лет) в середине 90-х гг. более 50% имели высшее, незаконченное высшее и среднее специальное образование. В связи с происходившими в 90-е гг. изменениями в отраслевой структуре экономики России имели место значительные сдвиги в распределении занятого населения: Снизилась доля занятого населения в промышленности, строительстве, науке; Увеличилась доля занятого населения в торговле, общественном питании, кредитовании, финансах и страховании и других отраслях сферы услуг.^ 2.6. Отраслевая структура занятости В развитых странах сдвиги в отраслевой структуре занятости происходят по трем главным направлениям. 1. Удельный вес населения, занятого в сельском и лесном хозяйстве, достиг, вероятно, минимального уровня и в 1997г. Составлял, %: в Великобритании – 2,5; США – 3,1; Германии и Швеции 0 5,6; Канаде – 4,7; Нидерландах – 5; Франции – 8 и Японии – 10. Правда, в средних по уровню развития индустриальных странах доля занятых в сельском хозяйстве заметно выше (в том же 1997г. Она составляла в Испании 15%, а в Греции – даже 29,5%). 2. Постепенно снижается доля занятых в промышленности и строительстве. В 1997г. Она составляла, %: в Японии – 31,4; Италии – 38; Франции – 32; Великобритании – 36,6; США – 27,9; Канаде – 26. 3. Продолжает расти доля занятых в сфере услуг. В 1997г. Она характеризовалась следующими данными, %: в США – 59; Канаде и Великобритании – 57; Швеции – 59,5; Франции – 52; Японии – 50; Италии – 44,7. В странах с переходной экономикой прослеживаются следующие тенденции в отраслевой структуре занятости: 1) быстрый рост доли занятых в сфере услуг, например, в России – с 37% в 1990г. До 48% в 1996г.; 2) сокращение доли занятых в промышленности и строительстве, например, также в России – с 42,3% в 1990г. До 37,9% в 1997г.; 3) сохранение довольно высокой доли занятых в сельском и лесном хозяйстве. Так, в 1997г. Она составила, %: в России – 14,9; Румынии – 28; Польше – 27; Венгрии – 15;Словакии – 12; Чехии – 11. В развивающихся странах преобладающая часть занятого населения сосредоточена в сельском и лесном хозяйстве (в 1997г. В Индонезии – 56%, Пакистане – 51, Египте – 35). Только в новых индустриальных и новых развитых странах доля занятых в сельском и лесном хозяйстве находится на уровне, близком к показателям стран с переходной экономикой (в 1997г. В Южной Корее – 18%, Бразилии – 25%, Тайване – 16%). Доля занятых в промышленности и строительстве в развивающихся странах невысока. Так, в 1997г. Она составила в Египте и Пакистане – 20%, Индонезии – 13%. Заметно выше этот показатель в Южной Корее (35%) и Бразилии (23%).1^ 3. Мировой рынок труда и международная миграция рабочей силы^ 3.1. Миграционная политика На современном этапе мировое сообщество переходит к координации усилий многих стран по разрешению острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков. Организационно-институциональные, нормативно-правовые и финансовые механизмы регулирования, созданные в прошлые годы на глобальном (в рамках ООН и других организаций), региональном (региональные экономические организации) и национальном (в основном промышленно развитыми странами) уровнях, позволяют постепенно ослаблять остроту в сфере международной миграции населения и нормализовать миграционные потоки. Последнее десятилетие нашего столетия характеризуется тем, что страны-импортеры и страны-экспортеры трудовых ресурсов вносят существенные коррективы в свою миграционную политику. Как было показано выше, международная миграция населения и трудовых ресурсов возникает при наличии определенного контраста в уровнях экономического и социального развития и темпах естественного демографического прироста стран, принимающих и отдающих рабочую силу. Вместе с тем мировая практика свидетельствует, что подобная трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, как принимающим рабочую силу, так и поставляющим ее. Но при этом возможно возникновение и острых социально-экономических проблем. Ныне к положительным последствиям трудовой миграции специалисты относят: 1 смягчение условий безработицы, появление для страны-экспортера рабочей силы дополнительного источника валютного дохода в форме поступлений от эмигрантов, а также приобретение ими знаний и опыта. По возвращении домой они, как правило, пополняют ряды среднего класса, вкладывая заработанные средства в собственное дело, создавая дополнительные рабочие места. Среди негативных последствий трудовой миграции следует назвать: тенденции роста потребления заработанных за границей средств, желание скрыть получаемые доходы, «утечку умов», а иногда и понижение квалификации работающих мигрантов. Не случайно, поэтому в последнее время довольно широко в интересах нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта, получаемого страной в результате трудовой миграции, используют средства государственной политики. В этой сфере особенно очевидны неэффективность жестких, директивных мер и, напротив, необходимость косвенных, координирующих воздействий со стороны государств и правительств. Так, мировым сообществом признано целесообразным и необходимым условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций. Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством, что имеет важное значение как для страны, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются. Если страна-импортер рабочей силы в основном отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в функции страны-экспортера рабочей силы прежде всего входит регулирование оттока и зашита интересов своих граждан-мигрантов за рубежом. Поэтому во многом интересы стран-экспортеров и импортеров рабочей силы оказываются тесно переплетенными. Ныне немалое число глобальных учреждений и организаций (прежде всего в рамках ООН), а также региональных группировок продолжают заниматься проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов. Так. Комиссия ООН по народонаселению располагает фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения. Деятельность Международной организации труда (МОТ) предусматривает в качестве одной из своих целей регулирование межстрановой миграции населения. Ряд международных договоров, принятых Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-мигрантов. В документах ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Возрастает роль Международной организации по миграции (MOM), целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой межстрановой миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по этим вопросам.1 Кроме того, в регионе Западной Европы Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ) своей деятельностью способствует обеспечению и защите прав трудящихся-мигрантов. Как известно, основополагающие документы международных организаций имеют большое значение применительно к национальному законодательству, поскольку при формировании национальной политики в области межстрановой трудовой миграции должны быть учтены нормы международных конвенций. Так, страны-импортеры трудовых ресурсов, постоянно испытывающие потребности в привлечении рабочей силы, свою иммиграционную политику основывают прежде всего на мерах регулирования численности и качественного состава прибывающих трудящихся-мигрантов, а в качестве инструмента регулирования используется показатель иммиграционной квоты, который ежегодно рассчитывается и утверждается в стране-импортере. При определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населения (половозрастным группам, образованию и т. п.), а также состояние национальных рынков труда и жилья, политическая и социальная ситуация в стране-импортере. На практике иммиграционная квота, как правило, распределяется в определенной пропорции между различными категориями иммигрантов. Так, в США в 1995 г. было принято следующее ее распределение: 71% - родственники граждан США, 20% — специалисты, в которых нуждаются США, и 9% - прочие группы иммигрантов. Новый закон об иммиграции (1996 г.) в США не только существенно расширил размеры квоты для иммигрантов, но и ужесточил требования к их качественным характеристикам. Примером высоких требований к качеству прибывающей рабочей силы свидетельствует необходимость прохождения процедуры признания имеющихся у мигранта документов об образовании или профессиональной подготовке, а также имеющегося опыта работы по специальности. Возрастной ценз является одним из распространенных критериев отбора иммигрантов и действует в пользу более молодых претендентов. Среди других требований, предъявляемых к качеству рабочей силы. выделяются: хорошее состояния здоровья у прибывающего мигранта (характерно для ряда скандинавских стран и США); дополнительные профессиональные требования, относящиеся к ряду специальностей или профессий (в США иностранный программист должен владеть принятыми в стране программными средствами, быть знакомым с соответствующими компьютерными системами); ограничения личностного и психологического плана. Так, претендент на получение гражданства ЮАР должен иметь «приятный характер», а в США ограничен въезд для представителей любой из партий тоталитарного типа. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что значение какого-либо качественного признака при отборе иммигрантов не является постоянным и может меняться в пользу других приоритетов. Но по ряду характеристик, таких как возрастной ценз, наличие трудового сертификата, обладание профессией и профессиональной подготовкой, требования достаточно устойчивы во времени. Понятно, что известная избирательность миграционной политики стран-импортеров может выражаться также в предоставлении льгот отдельным категориям мигрантов с целью их привлечения в страну: как правило, приоритетным правом получения разрешения на иммиграцию пользуются бизнесмены, предполагающие открыть свое дело в стране пребывания. С другой стороны, среди целей иммиграционной политики находится и защита национального рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы. Для этого используются меры, направленные на ограничение иммиграции и сокращение иностранной рабочей силы в стране пребывания. Кроме того, страны-импортеры рабочей силы реализуют и государственные программы стимулирования репатриации официально зарегистрированных иностранцев, в которых преобладают экономические стимулы (предоставление материальной помощи, получение возможности приобретения профессии и т. п.). Согласно определению Международной организации труда (МОТ), цели эмиграционной политики стран-экспортеров состоят в том, что эмиграция рабочей силы должна способствовать сокращению безработицы, поступлению валютных средств от трудящихся-эмигрантов, которые используются для сбалансированности экспортно-импортных операций; эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответствующий жизненный уровень; требование возвращения на родину эмигрантов сочетается с приобретением ими в зарубежных странах профессии и образования. На современном этапе международную миграцию трудовых ресурсов характеризуют активизация и рост влияния стран-экспортеров рабочей силы, использующих различные подходы к достижению целей эмиграции: 1 методы и средства защиты интересов государства-экспортера путем регулирования масштабов эмиграции и качественного состава эмигрантов, выезжающих за пределы страны. (Большинство государств демонстрируют своей эмиграционной политикой уважение прав своих граждан на свободное перемещение, а некоторые - проводят политику сдерживания эмиграции, особенно в отношении высококвалифицированных специалистов и при неблагоприятной демографической ситуации.); методы использования эмиграции в целях обеспечения ресурсами экономики страны путем привлечения валютных средств трудящихся-мигрантов. (С этой целью в национальных банках открывают эмигрантам валютные счета под более высокую процентную ставку, создают им выгодные условия использования своих валютных средств для приобретения товаров и производственного оборудования, а ряд государств прямо обязывает трудящихся-эмигрантов переводить в свою страну значительную долю полученной за границей заработной платы.); методы и средства по защите прав трудящихся-эмигрантов путем использования двусторонних соглашений и контрактной формы найма рабочей силы для работы за границей, которая призвана обеспечить определенные экономические и социальные гарантии, а также путем организации учреждений, фондов, представительств, назначения специальных должностных лиц в целях контроля за выполнением условий международных соглашений по трудовой миграции, решения спорных вопросов в стране пребывания мигрантов и соблюдения их основных прав; меры, способствующие сочетанию как защиты государственных интересов, так и прав и свобод трудящихся-мигрантов. (Одним из инструментов реализации данной задачи служит введение порядка обязательного государственного лицензирования деятельности по найму граждан для работы за границей. Цель лицензирования - наделение правом посредничества при трудоустройстве за границей только тех организаций, которые обладают достаточными знаниями, опытом работы, располагают надежными международными связями и способны нести материальную и юридическую ответственность за результаты своей деятельности.); меры, направленные на взаимную защиту интересов стран-экспортеров и стран — импортеров трудовых ресурсов. Речь идет, в частности, о проведении политики сдерживания масштабов миграции, нелегальных перемещений, стимулирования возвращения мигрантов на родину.^ 3.2. Важнейшие этапы и направления международной миграции рабочей силы Современная история межстрановой миграции рабочей силы позволяет выделить несколько важнейших ее направлений. К ним следует отнести: 1. миграция из развивающихся в промышленно развитые страны; 2. миграция в рамках промышленно развитых стран; 3. миграция рабочей силы между развивающимися странами; 4. миграция рабочей силы из бывших социалистических стран в промышленно развитые страны (сходна с миграцией из развивающихся в промышленно развитые); 5. миграция научных работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых в развивающиеся страны. Так, иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает для промышленно развитых стран обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми работниками, без которых невозможен нормальный производственный процесс, а иногда просто нормальная повседневная жизнь. В частности, во Франции эмигранты составляют одну четвертую всех занятых в строительстве и одну треть - в автомобилестроении; в Бельгии - половину всех шахтеров, в Швейцарии - две пятых строительных рабочих. Современная межстрановая миграция рабочей силы, существующая в рамках промышленно развитой зоны, связана в большей мере с неэкономическими факторами, чем с экономическими. И тем не менее нередко такое явление, как «утечка умов», в частности из Европы в США. Специфическим примером служит также межстрановая миграция рабочей силы в рамках ЕС. В ЕС принята «Хартия основных социальных прав рабочих ЕЭС» (подписана 9 декабря 1989 г.), в разделе 1 которой записано, что «каждый работник ЕЭС должен иметь право свободного перемещения по территории Сообщества, подчиняясь правилам и ограничениям, обусловленным общественным порядком, общественной безопасностью и здоровьем», а во втором - «свобода перемещения должна давать право каждому работнику выбрать любое занятие или профессию в ЕЭС на основе принципов равноправия, касающихся трудоустройства, условий труда и социальной защиты в принимающей стране». Таким образом, в этом документе декларируется, что создание единого экономического пространства подкрепляется его социальным обеспечением. Несмотря на то обстоятельство, что предложенные принципы могут иметь ряд негативных последствий на практике (демпинг, дифференциация стран по использованию рабочей силы определенной квалификации и пр.) рассмотрение модели межстрановой трудовой миграции в рамках ЕС весьма полезно для дальнейшего становления рынка трудовых ресурсов в СНГ. На протяжении десятилетий послевоенного периода наблюдался существенный рост миграционных потоков рабочей силы также и между развивающимися странами. Как известно, в период 50-70-х гг. происходило ускоренное промышленное развитие «периферийных» регионов мира, которые добивались впоследствии определенных результатов в своем промышленном развитии. К ним относились страны Латинской Америки, Юг Африки, Ближний Восток и Юго-Восточная Азия. Специалисты считают первым (по временному принципу) среди таких центров «притяжения» иностранной рабочей силы Южную Африку, которая еще со второй половины 50-х гг. активно привлекала «лишнюю» рабочую силу из соседних африканских стран. Последовавшая затем волна обретения многими африканскими государствами политической независимости способствовала развитию этого процесса. Активное проникновение в Южную Африку международных корпораций из США и Западной Европы в 70-е годы сделало довольно устойчивой широкую миграцию африканских рабочих в этот субрегион. Позднее, уже в 60-е годы стал формироваться международный центр притяжения рабочей силы в Южной Америке в составе наиболее развитых стран: Аргентины, Бразилии, Венесуэлы и Мексики. Страны региона становятся экспортерами как низкоквалифицированных работников, так и специалистов высокой квалификации (инженеры, врачи). Параллельно в эти страны ежегодно приезжает многочисленная рабочая сила из сравнительно более экономически отсталых стран континента, а также из азиатских и африканских стран. Далее, формирование ближневосточного центра притяжения рабочей силы связано с бурным развитием нефтедобывающей промышленности в 70-х годах. Уже в конце 70-х годов в Саудовской Аравии, Кувейте, Омане, ОАЭ работало свыше 3 млн. иностранных рабочих и специалистов как из соседних арабских стран, так и из Азии, особенно из Индии и Пакистана, отчасти из Южной Кореи. Последние десятилетия текущего столетия явились периодом становления еще одного региона как центра притяжения рабочей силы из разных стран. Это - Юго-Восточная Азия, где с 70-х гг. происходил процесс ускоренного промышленного развития и интернационализации хозяйственной жизни стран этого гигантского региона. Немаловажная роль в указанных процессах принадлежит деятельности ТНК разного «национального» происхождения: американским, японским, австралийским, южнокорейским, тайваньским. На современном этапе существует миграция рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны, представляющая собой сравнительно небольшой поток квалифицированных кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся страны. Причинами подобной трудовой миграции выступают как экономические (достаточно высокие заработки у преподавателей, инженеров, инструкторов и других специалистов, в частности, в странах арабского региона), так и чисто бытовые. Таким образом, международная миграция трудовых ресурсов представляет собой одну из важных особенностей современных МЭО. На современном этапе и страны-импортеры, и страны-экспортеры рабочей силы, международные организации по миграции совершенствуют законодательство, механизм регулирования этих процессов и потоков, руководствуясь принципами свободы и демократии с учетом национальных интересов. Особая роль принадлежит Международной организации труда (МОТ), одной из основных функций которой является принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые стандарты в таких областях, как свобода ассоциаций, зарплата, продолжительность рабочего дня, социальное страхование, оплачиваемый отпуск, охрана труда, служба найма, рабочая инспекция и др. Как известно, за время функционирования МОТ было принято более 300 конвенций и рекомендаций.^ 3.3. Теории международной трудовой миграции Международное разделение труда как высшая ступень развития общественного территориального разделения труда между странами, предусматривающая устойчивую концентрацию производства определенной продукции в отдельных странах, предусматривает наличие в разных странах трудовых ресурсов различного объема и квалификационного состава. Широкая трактовка международного разделения труда как обособления отдельных видов человеческой деятельности необязательно подразумевает его последующую кооперацию - основанный на международном разделении труда устойчивый обмен между странами продуктами, про изводимыми ими с наибольшей экономической эффективностью. Но если такая кооперация осуществляется, то происходить она