План28. Общение. Ошибки восприятия28.1. Общение: понятие, структура, виды, средства, функции28.2. Трансактный анализ общения (Э. Берн)28.3. Структура общения28.3.1. Перцептивная сторона общения. Ошибки восприятия28.3.2. Коммуникативная сторона общения. Вербальная и невербальная коммуникация.Трудности межличностного общения28.3.3.Интерактивная сторона общения. Теории межличностного взаимодействия. Взаимодействие в группе=====================================================================^ 28. Общение. Ошибки восприятияТалантом собеседника отличается не тот, кто охотно говорит сам, а тот, с кем охотно говорят другие. Лабрюйер^ 28.1. Общение: понятие, структура, виды, средства, функцииЧеловек – социальное существо, его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с людьми. Изучением того, как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, что они думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу, как социальные условия влияют на поведение людей, занимается социальная психология. Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей. В психологии общение определяется как процесс взаимодействия между людьми, состоящий в обмене между ними информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. В общении выделяют три взаимосвязанные стороны (что составляет структуру общения): перцептивная сторона общения включает процесс восприятия, познания и понимания друг друга партнерами по общению и установление на этой основе определенных межличностных отношений, взаимопонимания; коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми, передаче и приеме знаний, идей, мнений, чувств; интерактивная сторона заключается в обмене действиями, т.е. в организации взаимодействия между людьми (например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника). Т.е. происходит восприятие – коммуникация – взаимодействие. В процедуре общения выделяют следующие этапы: 1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) – побуждает человека вступить в контакт с другими людьми. 2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения. 3. Ориентировка в личности собеседника. 4. Планирование содержания своего сообщения – человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет. 5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести. 6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи. 7. Корректировка направления, стиля, методов общения. Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практическим психологическим умом», «коммуникабельностью».Виды общения: 1. «Контакт масок». 2. Примитивное общение. 3. Формально-ролевое общение. 4. Деловое общение. 5. Духовное (межличностное общение друзей). 6. Манипулятивное общение. 7. Светское общение.Д/з: Столяренко, стр. 395-396.Следует различать стратегии общения, тактику общения и технику общения. Стратегия общения – способ достижения сложных целей, дает знания коммуникативного поведения в тех или иных ситуациях (стратегии открытого-закрытого общения, монологического-диалогического общения, ролевого-личностного общения).^ Тактика общения – реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками, приемами и на основе знания правил общения.^ Техника общения – совокупность конкретных коммуникативных умений (говорить, слушать) и средств.При исследовании общения в нем выделяют также содержание, цель, средства, функции.Содержание общения — это та информация, которая передается в процессе общения от одного человека к другому. Хотя человеческое общение многопредметно и носит самый разнообразный характер, по своему содержанию оно может быть представлено как: • материальное — обмен продуктами и предметами деятельности; • когнитивное — обмен знаниями; • деятельное — обмен действиями, операциями, умениями; • кондиционное — обмен психологическими или физиологическими состояниями; • мотивационное — обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями. Люди вступают в общение, преследуя определенные цели. Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Цели общения могут быть самыми разнообразными. Цель общения может заключаться в нем самом, тогда общение выступает самоцелью, средством удовлетворения потребности в общении. Цель общения может находиться вне самого взаимодействия субъектов, тогда мы имеем дело с деловым общением, служащим способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т.д. Целью общения может выступать и приобщение партнеров по общению к ценностям и опыту друг друга, как это представлено в личностном общении, которое сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко затрагивают личность человека. Исчерпывающую классификацию по целям общения дать сложно, учитывая все многообразие потребностей человека (социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития, биологических и т.д.), ради удовлетворения которых люди вступают в общение. Средства общения — это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Средства общения подразделяются на вербальные (словесные), представленные речью, и невербальные (несловесные), представленные жестами, мимикой, звучанием голоса, взглядом, прикосновениями и т.д. Выступая мощным потребителем энергии человека, общение вместе с тем является бесценным биостимулятором его жизнедеятельности и духовных устремлений. В соответствии с этим выделяются аффективно-коммуникативная, информационно-коммуникативная и регуляционно-коммуникативная функции общения.^ Аффективно-коммуникативная (перцептивная) функция, в основе которой лежит восприятие и понимание другого человека, партнера по общению, связана с регуляцией эмоциональной сферы человека, поскольку общение является важнейшей детерминантой эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей — происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.^ Информационно-коммуникативная функци^ Психологические механизмы восприятия и пониманияВ постоянном общении становится важным более глубокое и объективное понимание партнера — его актуального эмоционального состояния, намерений, его отношения к нам. Здесь восприятие и понимание партнера происходят на другой основе.^ Психологическими механизмами восприятия и понимания при межличностном общении являютс^ Вербальная коммуникацияВербальная коммуникация осуществляется посредством речи, или языка. Язык можно определить как систему знаков, имеющих смысл. Под речью понимается естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков (слов), включающих два принципа — лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации с ее помощью менее всего теряется смысл сообщения. Речь прежде всего подразделяется на внутреннюю, т.е. разговор человека мысленно с самим собой, через который осознаются мотивы его поведения, планируется и управляется деятельность и т.д., и внешнюю, направленную на партнера по общению (рис. 2).Рис. 2. Виды речиВнешняя речь существует на основе внутренней. Перевод содержания внутренней речи во внешний план связан с возникновением трудностей проговаривания вслух (вспомним устные ответы студентов, где наглядно видны эти трудности). Внешняя речь представлена в двух формах: устной и письменной.^ Устная речь: • это речь звучащая, в ней используются система фонетических и просодических7 средств выражения; • она создается в процессе говорения; • для нее характерны словесная импровизация и некоторые языковые особенности (свобода в выборе лексики, использование простых предложений, употребление побудительных, вопросительных, восклицательных предложений, повторы, незаконченность выражения мысли).^ Письменная речь: • это речь, графически закрепленная; • она может быть заранее обдумана и исправлена; • для нее характерны некоторые языковые особенности (преобладание книжной лексики, наличие сложноподчиненных предложений, строгое соблюдение языковых норм, отсутствие внеязыковых элементов). Устная речь отличается от письменной, что нужно учитывать в процессе общения. Отличие заключается в характере адресата. Письменная речь обычно обращена к отсутствующим. Тот, кто пишет, не видит своего партнера по общению, а может лишь мысленно представить его. На письменную речь не влияет реакция тех, кто ее читает. Напротив, устная речь предполагает наличие собеседника. Говорящий и слушающий не только слышат, но и видят друг друга. Поэтому устная речь зависит от того, как ее воспринимают. Реакция одобрения или неодобрения, демонстрация того, как ее воспринимают, понимают или не понимают — все это может повлиять на характер речи, изменить ее в зависимости от этой реакции. Говорящий создает, творит свою речь сразу. Он одновременно работает над содержанием и формой. Пишущий имеет возможность совершенствовать свой текст, изменять и исправлять его. Различен характер восприятия устной и письменной речи. Письменная речь рассчитана на зрительное восприятие. Во время чтения всегда есть возможность перечитать непонятное место, проверить правильность понимания. Поскольку устная речь воспринимается на слух, она должна быть построена и организована таким образом, чтобы ее содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателями. Различия между письменной и устой речью заключаются также и в том, что произнесенное, сказанное недолговечно, сохраняется в памяти лишь частично, а написанное может долго сохраняться, о чем говорят пословицы: «Слово не воробей, вылетит — не поймаешь»; «Что написано пером — не вырубишь топором». Культура речевого общения включает в себя прежде всего свободное владение языком: умение четко и ясно выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме. Речевая культура в общении выражается также в оценке уровня мышления собеседника, его жизненного опыта для того, чтобы обращаться к собеседнику на понятном для него языке, ориентироваться на собеседника. В книге В. Зигерта и Л. Ланг «Руководить без конфликтов» выделяются типичные ошибки, связанные с ориентацией на себя, которые не позволяют донести свою мысль до собеседника. Если в общении мы ориентированы на себя, а не на собеседника, то мы: • не организуем свои мысли перед тем, как их высказываем а говорим спонтанно, надеясь, точнее, требуя, чтобы другие поняли нас; • из-за небрежности или неуверенности не выражаем своих мыслей точно, поэтому они приобретают двусмысленность; • говорим слишком длинно, так что к концу нашего высказывания собеседник уже не помнит, что было в начале; • продолжаем говорить, даже не замечая, реагирует слушатель или нет.^ Потеря и искажение смысла информации. В процессе вербальной коммуникации даже при условии ориентации на партнера по общению неизбежно происходит частичное искажение информации, частичная ее потеря. Очевидно, что сам процесс словесного оформления мыслей и их понимание с неизбежностью порождают деформацию смысла сообщения. Рассмотрим потери информации при сообщении на основе схемы, разработанной П. Мицичем8 (рис. 3). При передаче информации нужно возникшую идею, мысль сначала словесно оформить во внутренней речи, затем перевести из внутренней речи во внешнюю, т.е. высказать. Это высказывание должно быть услышано и понято. На каждом этапе происходят потери информации и ее искажение. Величина этих потерь определяется и общим несовершенством человеческой речи, невозможностью полно и точно воплотить мысли в словесные формы, о чем образно сказал русский поэт Ф. Тютчев: «Мысль изреченная есть ложь», и наличием или отсутствием доверия к собеседнику, и личными целями, устремлениями (когда желаемое принимается за действительное), и совпадением или несовпадением словарного запаса, и многим другим. Предел воображения Активный языковой фильтр Языковой Объем барьер словарныхзапасов Фильтрвоображения, Задумано100 % Приобрелословесные внимания изапоминания формы Высказано 80% Услышано 70% Понято Осталось 60% в памяти 24% ^ Рис. 3. Потери информации при сообщенииМаксимальное сближение между передающим и воспринимающим информацию существует тогда, когда отправителю информации подаются сигналы об уровне понимания и он может узнать что получатель информации действительно воспринял. Необходимы обратные связи между отправителем и получателем информации. Отправителю информации недостаточно спросить «Вы меня поняли?». Получатель информации будет считать, что он понял, на самом деле, возможно, что не совсем так понял. Поэтому отправителю информации нужно удостовериться в том, что содержание информации действительно понято, а получателю по ходу поступления информации уточнять: «Я правильно понял, что ....», «Вы, значит, думаете, что...... Такими фразами получатель информации сигнализирует, что старается понять собеседника и дает ему возможность еще яснее и более четко сформулировать свои мысли.^ Невербальная коммуникация Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. В процессе общения невербальное поведение выступает объектом истолкования не само по себе, а как показатель скрытых для непосредственного наблюдения индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик личности. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности. Люди довольно быстро приспосабливают свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным, что связано с тем, что, пока мы живы, душа и тело едины, образуя целостную психосоматику. У человека нет отдельно тела и отдельно души: тело человека влияет на его психику, а психика очень интенсивно влияет на тело. Душу человека видеть нельзя; но его тело разговаривает языком души, отражая его внутренний мир и представляя на невербальном уровне. Причины поведения тела возникают в психике человека. Например, пока мысли человека настроены на дружеский лад, выражение лица у него дружелюбное, и наоборот. Язык может лгать, тело — нет. 3. Фрейд придавал большое значение невербальному языку своих пациентов. Его клинические отчеты представляют собой подробное описание особенностей их невербального поведения. Характеризуя невербальное выражение внутреннего состояния человека, он писал: «Имеющий глаза да видит, имеющий уши да слышит и убеждается, что нет такой тайны, которую бы мог скрыть простой смертный. Губы его сомкнуты, но он пробалтывается кончиками пальцев, из всех пор его рвется наружу признание. Поэтому задача заключается в том, чтобы увидеть самое сокровенное и разгадать его»9. Знание невербального языка поможет лучше понять, что происходит внутри человека, каково его психическое состояние, как он относится к нам. Язык тела — это универсальный язык человечества. В социально-психологических исследованиях разработаны различные классификации невербальных средств общения, к которым относят все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственную организацию общения. Кинесика Просодика и экстралингвистика Такесика Проксемика Экспрессивно-выразительные движения Визуальный контакт (взгляд) Интонация Рукопожатие Ориентация Громкость Поцелуй Дистанция Тембр Похлопывания Пауза Поза Длина паузы Вздох Жест Смех Мимика Плач Походка Кашель Частота визуального контакта ^ Рис. 4 . Невербальные средства общения Рассмотрим кратко основные невербальные средства общения. Наиболее значимые невербальные средства — кинесические средства — зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке. Особая роль в передаче информации отводится мимике — движениям мышц лица, поскольку ни один человек не может сделать так, чтобы на протяжении длительного времени его лицо не отражало его внутреннюю жизнь. В выражении лица проявляются не только соматические, но и психологические особенности человека. Когда о человеке говорят, что у него «добрые глаза», «упрямый рот», «тупое выражение лица», «умный взгляд» и т.д., то подразумевают не анатомические особенности, а выражение в мимике психологических особенностей данного человека. Исследования показали, что при малоподвижном и невыразительном лице в процессе общения теряется до 10—15% информации. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и отвращения) все движения мышц лица скоординированы. С мимикой очень тесно связан взгляд, или визуальный контакт, составляющий исключительно важную часть общения. Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт, если мимика отсутствует. Взгляд связан с процессом формирования высказывания и трудностью этого процесса. Когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону («в пространство»), когда мысль полностью готова — на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят реже, когда трудность преодолевается — чаще. Вообще же, тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера — смотрит только для того, чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающий же больше смотрит в сторону говорящего и «посылает» ему сигналы обратной связи. Такое распределение взглядов объясняется тем, что говорит, тот, кто активен, а кто слушает — тот пассивен, расположен к восприятию. Говорящий смотрит на собеседника, чтобы придать своим словам больше выразительности и убедительности. Когда говорит партнер, то ни в коем случае не нужно вступать с ним в единоборство взглядов, ибо это пробуждает агрессивность, которую следует избегать. В деловом общении, когда говорит партнер, нужно концентрировать свой взгляд на его губах, тем самым внушая ему на подсознательном уровне, что внимательное слушание еще не означает позволение оказывать влияние. Визуальный контакт свидетельствует о расположении к общению. Если глаза собеседника в процессе общения встречаются с вашим взглядом редко, значит, он к вам или к содержанию вашего сообщения относится негативно. Когда же взгляд собеседника обращен на вас чаще, это может означать, что: • он считает вас очень интересным и привлекательным, при этом зрачки его глаз будут расширены; • его очень интересует предмет беседы — зрачки глаз также будут расширены; • он настроен враждебно по отношению к вам и невербально посылает вызов, в этом случае зрачки его глаз будут сужены. С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю. При постоянном освещении зрачки могут расширяться или сужаться в зависимости от настроения. Если человек возбужден, заинтересован чем-то или находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза по сравнению с нормальным состоянием. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться. Глаза называют зеркалом души человека, поскольку они являются окнами вовнутрь и наружу. Все тело человека может излучать спокойствие или беспокойство, но особенно интенсивно это излучение проходит через глаза. Беспокойные глаза указывают на внутреннее волнение, а взгляд демонстрирует, что он ни на чем не может фиксировать свое внимание. Спокойный же взгляд означает внутреннее спокойствие человека, которое передается партнеру по общению через взгляд. Хотя лицо, по общему мнению, является главным источником информации о психологических состояниях человека, оно во многих ситуациях гораздо менее информативно, чем его тело, поскольку мимические выражения лица сознательно контролируются во много раз лучше, чем движения тела. При определенных обстоятельствах, когда человек, например, хочет скрыть свои чувства или передает заведомо ложную информацию, лицо становится малоинформативным, а тело — главным источником информации для партнера. Поэтому в общении важно знать, какую информацию можно получить, если перенести фокус наблюдения с лица человека на его тело и его движения, так как жесты, позы, стиль экспрессивного поведения содержат очень много информации. Информацию несут такие движения человеческого тела, как поза, жест, походка.^ Поза — это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Общее количество различных устойчивых положений, которое способно принять человеческое тело, около тысячи. Из них в силу культурной традиции каждого народа некоторые позы запрещаются, а другие — закрепляются. Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные. Одним из первых указал на роль позы человека как одного из невербальных средств общения психолог А. Шефлен. В дальнейших исследованиях, проведенных В. Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположенности к общению. Показано, что «закрытые» позы (когда человек как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; «наполеоновская» поза стоя: руки, скрещенные на груди, и сидя: обе руки упираются в подбородок и т.п.) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. «Открытые» же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта. Есть ясно читаемые позы раздумья (поза роденовского мыслителя), позы критической оценки (рука под подбородком, указательный палец вытянут к виску). Известно, что если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, если не очень заинтересован, наоборот, отклоняться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, «поставить себя», будет стоять прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе. При восприятии позы человека нужно особое внимание обращать на его ноги. Согласно М. Биркенбилю10, ноги человека говорят нам о том, какую «опору» имеет собеседник. Многие люди стараются следить за выражением лица, но их выдают ноги. Ноги — это наши корни, наше подсознание, они выражают: горит ли у нас земля под ногами? перескакиваем ли мы с одной точки зрения на другую? или мы непреклонны? стабильно ли наше положение? и т.д. Человек, неуверенный в себе или в своем сообщении, будет переминаться с ноги на ногу. Человек, который имеет свою позицию, должен показать это и с помощью своих ног, продемонстрировать, что он уверен в себе и непреклонен. Практически все люди умеют хорошо «читать» позы, хотя, конечно, далеко не всегда понимают, как они это делают. Так же легко, как и поза, может быть понято и значение жестов, тех разнообразных движений руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон. Об информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего важно количество жестикуляции. Как бы ни отличались разные культуры, везде с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, его взволнованности, растет интенсивность жестикуляции, как и при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно почему-то затруднено. Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить: • коммуникативные — жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запретов, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.; • модальные — выражают оценку и отношение (жесты одобрения и неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности и т.п.); • описательные — жесты, имеющие смысл только в контексте речевого высказывания. В процессе общения не нужно забывать о конгруэнтности, т.е. совпадении жестов и речевых высказываний. Речевые высказывания и жесты, их сопровождающие, должны совпадать. Противоречие между жестами и смыслом высказываний является сигналом лжи. И, наконец, походка человека, т.е. стиль передвижения, по которой довольно легко распознать его эмоциональное состояние. Так, в исследованиях психологов испытуемые с большой точностью узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Причем оказалось, что самая тяжелая походка при гневе, самая легкая — при радости, вялая, угнетенная походка — при страданиях, самая большая длина шага — при гордости. С попытками найти связь между походкой и качествами личности дело обстоит сложнее. Выводы о том, что может выражать походка, делаются на основе сопоставления физических характеристик походки и качеств личности, выявленных с помощью тестов. Следующие виды невербальных средств общения связаны с голосом, характеристики которого создают образ человека, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности. Характеристики голоса относят к просодическим и экстралингвистическим средствам общения. Просодика — это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения.^ Экстралингвистическая система 28.3.3. Интерактивная сторона общения. Теории межличностного взаимодействия. Взаимодействие в группеОбщение и деятельность неразрывно связаны: деятельность невозможна вне общения, а общение наряду с восприятием и коммуникацией включает в себя и взаимодействие партнеров в той или иной форме. Взаимодействие (или интеракция) является совокупностью связей и взаимовлияний, складывающихся в совместной деятельности. В психологическом плане главное содержание общения — это воздействие на партнера. При описании его чаще всего используются термины действий. Например: «Он на меня давил, но я не поддался», «Он подстраивался под меня» и т.д. В общении происходит постоянная реакция на действия другого, которые проявляются в позитивных эмоциях при согласии и негативных эмоциях при несогласии с действиями партнера. Реакция на действия другого проявляется в просьбах, предложениях, указаниях, выражении мнения, выдачи информации. Реакция на действия партнера по общению может быть разная и зависит от того, как мы его воспринимаем и оцениваем его действия. В одном случае может казаться, что партнер нас к чему-то подталкивает и мы осознанно или неосознанно сопротивляемся его воздействию, в другом — что наши действия «заодно», в третьем — что партнер затрагивает наши интересы и мы отстаиваем их и т.д. За словами стоят действия и, общаясь, мы постоянно отвечаем для себя на вопрос: «Что он делает?» — и наше поведение строится исходя из полученного ответа. Выделяют следующие ведущие тактики поведения во взаимодействии: • сотрудничество — такая форма взаимодействия, когда оба партнера по общению содействуют друг другу в достижении индивидуальных и общих целей совместной деятельности; • противоборство — партнеры противодействуют друг другу в достижении индивидуальных целей, ориентируясь только на свои цели без учета целей партнера; • компромиссное взаимодействие — партнеры по общению в чем-то содействуют, в чем-то противодействуют друг другу; • уклонение от взаимодействия — партнеры стараются избегать активного взаимодействия, уходят от контактов, идут на потерю собственных целей для того, чтобы исключить выигрыш другого; • контрастное взаимодействие — один из партнеров старается содействовать другому, а тот активно противодействует ему; • однонаправленное содействие — один из партнеров приносит в жертву собственные цели и способствует достижению целей другого, который уклоняется от сотрудничества. В западной психологии и социологии разработано несколько концепций, объясняющих межличностные взаимодействия. К ним относятся: концепции обмена Дж. Мида и Г. Блумера, концепция управления впечатлениями Э. Гофмана и трансактный анализ Э. Берна. Согласно концепции обмена, каждый из нас стремится уравновесить вознаграждения и затраты, чтобы сделать наше взаимодействие устойчивым и приятным. Поведение человека в настоящий момент общения определяется тем, вознаграждались ли его поступки в прошлом и как именно. Теория обмена соответствует американскому менталитету и получила определенное признание. С ее позиций написана работа Р. Хьюсмана «Принцип справедливости», где отношения между людьми рассматриваются через призму вклада и отдачи. Сущность символического интеракционизма заключается в том, что взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Центральная идея данной концепции — личности формируются во взаимодействии с другими личностями. Механизмом этого формирования является установление контроля действий личности над теми представлениями о ней, которые складываются у окружающих. Для практики общения наибольший интерес представляет трансактный анализ американского психолога Э. Берна, который разрабатывался первоначально для психотерапевтических целей, но затем нашел более широкое применение. Наблюдения психологов за деятельностью людей показали, что наборы поведенческих характеристик (позы, интонации голоса, темп речи, жесты, мимика, разговорный словарь и т.п.) меняются в различных ситуациях: например, характеристики поведения человека в ситуациях взаимодействия с коллегами, руководителем, супругой, ребенком и т.д. будут существенно различны. Изменение поведения сопровождается изменением эмоционального состояния. Существует прямая связь между схемой поведения человека и состоянием его психики, что позволило Берну выделить типичные состояния сознания. Состояние «Я» определяется им как система чувств, выражающаяся в согласованной с ней схеме поведения. Репертуар этих состояний Э. Берн разбил на следующие категории12: 1) состояния «Я», сходные с образами родителей или с образами значимых для человека людей, заменявших родителей. Человек хранит в своем сознании набор воспринятых им состояний «Я» его родителей, активизируемых в некоторых обстоятельствах. На основе идентификации человек сначала перенимает у родителей или у других, значимых для него людей, систему ценностей, состоящую из этических категорий, которые становятся основой совести. Кроме этической системы ценностей в состоянии родительского «Я» (формируемом также благодаря школе, средством массовой информации), сохраняются и другие ценности: мировоззренческие, политические. Помимо этого перенимаются также и предрассудки, В родительском «Я» заложены и социальные нормы, которые указывают, как нужно и как не нужно себя вести; 2) состояния «Я», направленные на объективную оценку реальности, — все нормальные люди способны на объективную переработку информации при активизации соответствующих состояний их «Я»; 3) состояния «Я», все еще действующие с момента их фиксации в раннем детстве, — каждый человек несет в себе впечатления своего детства, активизируемые при определенных условиях. В терминологии трансактного анализа эти состояния «Я» именуются как состояние «Я» Родителя, или Родитель, состояние «Я» Взрослого, или Взрослый, состояние «Я» Детское, или Дитя (табл.).Основные характеристики позиций Родителя, Взрослого, Ребенка Родитель Взрослый Ребенок Характерныесловаи выражения Все знают, что ... Ты не должен никогда... Ты всегда должен... Я не понимаю, как это допускают... и т.д. Как? Что? Когда? Почему? Возможно... Вероятно... Я сердит на тебя! Вот здорово! Отлично!Отвратительно! Интонация Обвиняющая, снисходительная, критическая Связанная с реальностью Очень эмоциональная Состояние Надменное, сверхправильное, очень приличное Внимательное, поиск информации Неуклюжее, подавленное, угнетенное, игривое Выражение лица Нахмуренное, неудовлетворенное, обеспокоенное Спокойное, максимум внимания Угнетенное, удивленное Позы Руки на бедрах, указывающий перст, руки сложены на груди Наклон к собеседнику и ориентация на него Спонтанная подвижность (ходьба, сжатие кулаков) Трансакция, по определению Э. Берна, представляет собой единицу общения, состоящую из стимула (С) и реакции (Р) между двумя состояниями сознания. Вербальное общение в трансакции сопровождается невербальным, выражающимся во взгляде, интонации, рукопожатии и т.д. Э. Бер