Реферат по предмету "Разное"


28. 10. 06. Гуманистическое направление в развитии психологической науки

История Психологии28.10.06.Гуманистическое направление в развитии психологической наукиЛичностно-ориентированное направление в развитии психологии1. Основные черты гуманистической психологии2. Основные идеи психологов-гуманистовА. МаслоуК. Роджерс (1902-1987)Г. Оллпорт (1897-1967)I. Гуманистическая психология возникла в середине XX века в США, как альтернативное направление бихевиоризму и психоанализу.a) Психологи-гуманисты критиковали бихевиоризм за увлечение бессознательными проявлениями психики человека, при их исследовании.b) Психологи-гуманисты критиковали бихевиоризм за игнорирование личностных проявлений человека, его сознание и самосознание.c) Считали, что современная психология мало внимания уделяет проблеме личности, её развитию в ситуациях социального взаимодействия.d) Объектом исследования гуманистов, является психика личности или личность, а предметом — психологические закономерности развития личности.Оллпорт провозгласил «благородные цели исследования психологических закономерностей развития личности». Реально, эти исследование носили абстрактно-социальный характер.^ II. Основные положения гуманистической психологии. (Сформулированы Г. Оллпортом).a) Оллпорт дал определение личности — это открытая, саморазвивающаяся сущность, обладающая уникальными особенностями.b) Личность развивается и проявляется во взаимодействии и общении с другими людьми.c) Во взаимодействии и общении она приобретает уникальные качества и свойства.Обладая потребностями, личность стремится к их удовлетворению, и в этом стремлении она вынуждена овладевать необходимыми качествами и проявлять их.— Активность— Аккуратность— Целеустремлённость— Настойчивость И Др.Эти качества, Оллпорт назвал инструментальными.Совокупность качеств образует ядро личности.Каждая личность осознаёт эти качества и действует во взаимодействии с другими самостоятельно.Закрепляясь в личности, эти черты дают ей возможность действовать в окружающем мире самостоятельно и противостоять давлению окружающих.Оллпорт разрабатывал методику системного изучения качеств, черт личности, которая называется ^ MMPI (Многофакторный личностный опросник).Абрахам Маслоу — американский социальный психолог, долгое время являлся президентом американской психологической ассоциации.^ Идеи Маслоу:В работах — острая критика психоанализа и бихевиоризма, которые мало внимания уделяли изучению сознания и личности.Маслоу поставил целью — исследовать психологические закономерности самоактуализирующейся личности. (Личности, которая свободно развивает свои способности и таланты, самоактуализируется в обществе).В связи с этим он считал, что у высокоразвитой личности существует потребность в самоактуализации.Особое внимание Маслоу уделял исследованию структуры человеческих потребностей.В частности, психологической науке известна иерархичная система человеческих потребностей.По признанию гуманистов, 5-й группой потребностей обладает около 3% представителей американского общества.Маслоу считал, что человек не может удовлетворять высшие потребности, если неудовлетворенны низшие. Но есть исключения.Движущей силой развития личности является её стремление к удовлетворению возрастающих потребностей.Маслоу ввёл и сформулировал черты самоактуализирующейся личности.—^ Принятие себя и окружающих людей такими, какие они есть.— Адекватное восприятие окружающей действительности.— Центрированность на решаемых задачах.— Стремление к автономии и независимости от людей и культуры.— ^ Контактность, общительность.— Сознательное стремление к развитию своих способностей и талантов.— Внешняя идентификация с внешним миром и отчуждение во внутреннем плане.— Внутренняя свобода.^ Карл Роджерс — американский психолог, работал профессором психологии (Чикаго, Огайо).Некоторые взгляды:a) Личность — уникальная и самая высшая ценность общества.b) Личность осуществляет деятельность и взаимодействие с другими людьми, приобретая опыт.c) Опыт — феноменальное психологическое поле или психический мир.d) Психический мир личности должен быть тождественным реальному миру окружающих предметов и людей.Черта самоактуализирующейся личности — принятие себя и мира такими, какие они есть.Совпадение реального и психического мира Роджерс называл конгруэнтностью. (Если совпадение есть — человек адекватен). Нарушение конгруэнтности приводит к психическому напряжению, неврозам.По мнению Рджерса — это уход от идентификации, отказ от самоактуализации личности.В структуре личности Роджерс принимал за основу самооценку, считал, что она должна быть адекватной, гибкой, в зависимости от ситуации, условий, обстоятельств.Адекватная самооценка способствует самоактуализации личности. Завышенная или заниженная — не соответствует ей. В случае возникновения психоэмоционального напряжения, неврозов, личность нуждается в психотерапевтической помощи. Психолог в этой ситуации не должен навязывать человеку своего мнения, а должен подводить к правильному решению, которое человек принимает самостоятельно. Решает трудную проблему, реализуется, самоактуализируется.Роджерс организовал психотерапевтическую работу в «группах встречи».Исходя из краткого анализа постулатов гуманистической психологии, становится ясно, что усилиями психологов-гуманистов так и не была создана концепция развивающейся личности, не была выявлена ни одна закономерность личностного развития.Гуманистическая психология возникла не на пустом месте. Она во многом использовала идеи немецкого психолога В. Штерна (1871-1938), автора «теории Персонализма».^ Основные положения теории ПерсонализмаВ. Штерн — немецкий детский психолог, профессор берлинского университета.В 1933 году жил в Голландии, потом в США.В1906 году в Берлине основал институт прикладной психологии и журнал — «Прикладная психология».1) Объектом изучения детской психологии является личность ребёнка.2) Предмет изучения — закономерности психического развития личности ребёнка.3) Личность — самоопределяющаяся, сознательно и целенаправленно действующая целостность.Личность действует во взаимодействии с другими людьми и развивается, а точнее саморазвивается.Факторами саморазвития личности ребёнка являются: наследственность и среда.Эти идеи назвали теорией конвергенции (трансформации), и в ней учитывалась роль двух факторов в психическом развитии ребёнка — наследственность и среда.Под саморазвитием Штерн понимал рост дифференциации и преобразования психических структур ребёнка.Штерн считается одним из основоположников психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии), поскольку сформулировал следующие понятия:— ^ Индивидуальные нормы развития— Индивидуальный темп развития (проявляется в скорости овладения знанием).Штерн стал инициатором использования тестов интеллекта с расчётом коэффициента умственного развития (IQ).Источником психического развития являются противоречия (внутренние конфликты между внешними требованиями и способностями, подготовленностью, наклонностями, желаниями). Преодолевая их, посредством действий, ребёнок развивается.Глубинная психология^ I. Психоанализ (Зигмунд Фрейд, Анна Фрейд)II. Индивидуальная психология (Альфред Адлер)III. Аналитическая психология (Карл Густав Юнг)Данное направление называется глубинной психологией потому, что её представители, преимущественно изучали подсознательные проявления человеческой психики.Зигмунд Фрейд — первым из психологов изучал бессознательное экспериментально.Представители глубинной психологии не отрицали, не игнорировали сознание, но сосредотачивались, преимущественно, на познании бессознательного.Психоанализ З. ФрейдаЗ. Фрейд (1856-1939) — австрийский врач психиатр, психолог.Основные работы:«Толкование сновидений»«Психопатология обыденной жизни»«Теория сексуальности»«О психоанализе. 5 лекций»«Лекции о введении в психоанализ»«Психология масс и анализ человеческого Я»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.