Реферат по предмету "Психология"


Личность.Развитие личности по З.Фрейду.

Содержание: Введение…2 Структура личности… 4 Движущие силы поведения….6 На грани внутреннего взрыва… 7 Защитные механизмы личности… 8 Первозначность развития личности через внутреннюю суть человека… 10 Психоанализ З. Фрейда….11 Прорыв в бессознательное…13 Заключение….14 Список использованной литературы…15

ВВЕДЕНИЕ Психологическое познание столь же древне, как сам человек . Он не мог бы существовать, не ориентируясь в мотивах поведения и свойствах характера своих ближних. В последнее время растет интерес к вопросам человеческого поведения и поискам смысла человеческого существования. Руководители изучают как работать с подчиненными, родители посещают курсы по воспитанию детей, супруги учатся общаться друг с другом и “грамотно ссориться“, преподаватели изучают как помочь

справиться с эмоциональным волнением и чувством растерянности своим студентам и учащимся других учебных заведений. Наряду с интересом к материальному благосостоянию и к бизнесу многие люди стремятся помочь себе и понять, что значит быть человеком. Стремятся разобраться в своем поведении, развить веру в себя, свои силы. Осознать неосознанные стороны личности, сосредоточиться прежде всего на том, что происходит с ними в настоящее время. Когда психологи обращаются к изучению личности, что, пожалуй, первое, с чем

они сталкиваются, это многообразие свойств и их проявлений в ее поведении. Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и несознательного (подсознательного) и многое другое - вот далеко неполный перечень характеристик, с которыми приходится иметь дело, если мы пытаемся нарисовать психологический портрет личности.

Обладая многообразием свойств, личность вместе с тем представляет собой единое целое. Отсюда вытекают две взаимосвязанные задачи: во-первых, понять все множество свойств личности как систему, выделив в ней то, что принято называть системообразующим фактором (или свойством), и, во-вторых, раскрыть объективные основания этой системы. Разработанную З.Фрейдом психоаналитическую теорию личности, весьма популярную в странах

Запада, можно отнести к типу психодинамических, неэкспериментальных, охватывающих всю жизнь человека и использующих для описания его как личности, внутренние психологические свойства индивида, в первую очередь его потребности и мотивы. Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается.Ни одно направление не приобрело столь известности за пределами психологии, как фрейдизм.

Это объясняется влиянием его идей в странах Запада на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие области науки, связанные с человеком. Фрейд выступал против традиционной психологии с ее интроспективным анализом сознания. Основной проблемой психоанализа являлась проблема мотивации. Подобно тому как образ и действие суть реалии, выполняющие жизненные функции в системе отношений индивида и мира, а не внутри замкнутого в самом себе рефлектирующего сознания, одной из главных психологических

реалий является мотив. Структура личности. Представления Фрейда о конфликтной природе человека были развиты им в структурной теории личности. Согласно этой теории, личность являет собой противоречивое единство трех взаимодействующих сфер: «Оно», «Я» и «Сверх-Я» («Идеал-Я», «Я-идеал»), содержание и действие которых отражает ее существо и многообразие. Рассмотрим поподробнее все три структуры. ИД. «Деление психики на сознательное и бессознательное является

основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни» (З.Фрейд «Я и Оно»). Фрейд предавал огромное значение этому делению: «здесь начинается психоаналитическая теория». Слово «ИД» происходит от латинского «ОНО», в теории Фрейда означает примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, такие как сон, еда, дефекация,

копуляция и наполняет наше поведение энергией. Ид имеет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей жизни, оно не имеет каких либо ограничений, хаотично. Являясь исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными биологическими побуждениями, сдерживание которых приводит к напряжению в личностном функционировании.

Эта разрядка и получила название принцип удовольствия. Подчиняясь этому принципу и не ведая страха или тревоги, ид, в чистом его проявлении, может представлять опасность для индивидуума и общества. Также оно играет роль посредника между соматическими и психическими процессами. Фрейд также описал два процесса, посредством которых ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы. Примером рефлекторных действий является кашель на раздражение

дыхательных путей. Но не всегда эти действия приводят к снятию напряжения. Тогда вступают в действия первичные процессы, которые формируют психические образ, непосредственно связан с удовлетворением основной потребности. Первичные процессы - нелогичная, иррациональная форма человеческих представлений. Она характеризуется неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереальное. Проявление поведения как первичного процесса может привести к гибели индивидуума, если

не появятся внешние источники удовлетворения потребностей. Так младенцы, по утверждению Фрейда не могут откладывать удовлетворение своих первичных потребностей. И только после осознания ими существования внешнего мира, появляется способность к отсрочке удовлетворений этих потребностей. С момента появления этого знания возникает следующая структура – эго. ЭГО. (Лат. «ego» – «я») Компонент психического аппарата, отвечающий за принятие решений.

Эго, является отделением от ид, черпает от него часть энергии, для преобразования и реализацию потребностей в социально приемлемом контексте, таким образом обеспечивая безопасность и самосохранение организма. Оно использует когнитивные и перцепционные стратегии в своем стремлении удовлетворять желания и потребности ид. Эго в своих проявления руководствуется принципом реальности, цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения до нахождения возможности его разрядки и/или соответствующих

условий внешней среды. Эго было названо Фрейдом вторичным процессом, « исполнительным органом» личности, областью протекания интеллектуальных процессов решения проблем. Освобождение Некоторого количества энергии эго для решения проблем на более высоком уровне психики, является одной из основных целей психоаналитической терапии. Таким образом, мы подошли к последней структуре психики.

СУПЕРЭГО. «Мы хотим сделать предметом этого исследования Я, наше наисобственнейшее Я. Но возможно ли это? Ведь Я является самым подлинным субъектом, как же оно может стать объектом? И все-таки, несомненно, это возможно. Я может взять себя в качестве объекта, обращаться с собой, как с прочими объектами, наблюдать себя, критиковать и бог знает, что еще с самим собой делать.

При этом одна часть Я противопоставляет себя остальному Я. Итак, Я расчленимо, оно расчленяется в некоторых своих функциях, по крайней мере, на время…Я мог бы сказать просто, что особая инстанция, которую я начинаю различать в Я, является совестью, но более осторожным было бы считать эту инстанцию самостоятельной и предположить, что совесть является одной из ее функций, а самонаблюдение, необходимое как предпосылка судебной деятельности

совести, является другой ее функцией. А так как, признавая самостоятельное существование какой-либо вещи, нужно дать ей имя, я буду отныне называть эту инстанцию в Я "Сверх-Я"»(Фрейд З. Лекции по психоанализу. Л.№31) Так представлял Фрейд суперэго – последний компонент развивающейся личности, функционально означающую систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в окружении индивидуума.

Будучи морально-этической силой личности, суперэго является следствием продолжительной зависимости от родителей. «Роль, которую позднее берет на себя Сверх-Я, исполняется сначала внешней силой, родительским авторитетом…Сверх-Я, которое, таким образом, берет на себя власть, работу и даже методы родительской инстанции, является не только ее преемником, но и действительно законным прямым наследником» (Фрейд

З. Лекции по психоанализу.Л.№31). Далее функцию развития берет социум (школа, сверстники и т.д.). Можно также рассматривать суперэго как индивидуальное отражение «коллективной совести» социума, хотя ценности общества бывают искажено восприятием ребенка. Суперэго подразделяется на две подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть приобретается посредством родительских наказаний.

Она включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка. Поощрительный аспект супереэго – эго-идеал. Он формируется из положительных оценок родителей и ведет индивидуума к установлению у себя высоких стандартов. Суперэго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется на самоконтроль. Однако принцип самоконтроля не служит принципу реальности.

Суперэго направляет человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. Оно пытается убедить эго в преимуществе идеалистических идей над реалистическими. ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПОВЕДЕНИЯ Этими силами Фрейд считал инстинкты, психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний. Используя общеизвестный закон природы, – сохранение энергии, он сформулировал, что источником психической энергии служит нейрофизиологическое состояние возбуждения.

По теории Фрейда, каждый человек имеет ограниченное количество этой энергии, и цель любой формы поведения является снятие напряжения, вызванного скоплением этой энергии в одном месте. Таким образом, мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения, производимого телесными потребностями. И хотя количество инстинктов неограниченно, Фрейд разделял две группы: Жизни и Смерти. Первая группа, под общим названием

Эрос, включает в себя все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающих размножение вида. Общеизвестно, что Фрейд считал сексуальный инстинкт одним из ведущих; энергия этого инстинкта получила название либидо, или энергия либидо –термин, употребляемый для обозначения энергии жизненных инстинктов в целом. Либидо может находить разрядку только в сексуальном поведении. Вторая группа – инстинкты Смерти или Тонатос – лежит в основе всех проявлений агрессивности, жестокости,

убийств и самоубийств. Правда существует мнение, что Фрейд создал теорию об этих инстинктах под влиянием смерти его дочери и страхом за своих двоих сыновей, находящихся в то время на фронте. Вероятно, поэтому это наиболее и наименее рассматриваемый в современной психологии вопрос. Любой инстинкт имеет четыре характеристики: источник, цель, объект и стимул. Источник – состояние организма или потребность, вызывающая это состояние.

Цель – инстинкта всегда состоит в устранении или редукции возбуждения. Объект – означает любого человека, предмет в окружающей среде или в теле самого индивидуума, обеспечивающего цель инстинкта. Пути, ведущие к цели не всегда одни и те же, впрочем как и объекты. Кроме гибкости в выборе объекта, индивидуумы обладают способностью откладывать разрядку на продолжительные отрезки времени. Любой поведенческий процесс может быть описан в терминах: •

Привязки или направление энергии на объект (катексис) • Препятствия, мешающего удовлетворению (антикатексис) Примером катексиса может служить эмоциональная привязанность к людям, увлечение чужими идеями. Стимул представляет собой количество энергии, необходимой для достижения цели, удовлетворения инстинкта. Для понимания динамики энергии инстинктов и ее выражения в выборе объектов является понятие смещение

активности. Согласно этой концепции, высвобождение энергии происходит благодаря смене поведенческой активности. Проявления смещенной активности можно наблюдать, если выбор объекта по какой либо причине не возможен. Такое смещение лежит в основе творчества, либо, что более распространено, домашние конфликты из-за проблем на работе. По мнению Фрейда, многие социально-психологические феномены можно понять в контексте смещения двух первичных инстинктов: сексуального и агрессивного.

Не имея возможности получать удовольствие прямо и немедленно, люди научились смещать инстинктивную энергию. На грани внутреннего взрыва. Фрейд подчеркивал, что между тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как не только их содержание, но и направления их развития противоположны друг другу. Инстинкты, содержащиеся в “Оно” стремятся к своему удовлетворению, диктуя человеку такие желания, которые практически не выполнимы ни в одном обществе. “Сверх-

Я”, в содержание которого входит совесть, самонаблюдение и идеалы человека, предупреждает его о невозможности осуществления этих желаний и стоит на страже соблюдения норм, принятых в данном обществе. Таким образом “Я” становится как бы ареной борьбы противоречивых тенденций, которые диктуются “Оно” и “Сверх-Я”. Такое состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, делает его потенциальным невротиком. Поэтому Фрейд постоянно подчеркивал, что не существует четкой грани между

нормой и патологией и испытываемое людьми постоянное напряжение делает их потенциальными невротиками. Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить (так как это фактически не возможно), то хотя бы смягчить конфликт между “Оно” и “Сверх-Я”. Защитные механизмы личности. Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний человек с помощью “Я“ вырабатывает у себя

так называемые защитные механизмы. 1)Отрицание. Когда реальная действительность для человека весьма неприятна, он “закрывает на нее глаза”, прибегает к отрицанию ее существования, или старается снизить серьезность возникающей для его “Сверх-Я” угрозы. Одна из наиболее распространенных форм такого поведения неприятие, отрицание, критики в свой адрес со стороны других людей, утверждение, что то, что критикуется, на самом деле не существует. В некоторых случаях такое отрицание играет определенную психологическую

роль, например, когда человек действительно серьезно болен, но не принимает, отрицает этот факт: Тем самым, он находит в себе силы продолжать бороться за жизнь. Однако чаще всего отрицание мешает людям жить и работать, поскольку не признавая критики в свой адрес, они не стремятся избавиться от имеющихся недостатков, подвергающихся справедливой критике. 2)Подавление. В отличие от отрицания. которое большей частью относится к информации, поступающей извне,

подавление относится к блокированию со стороны “Я” внутренних импульсов и угроз, идущих от “Сверх-Я”. В этом случае неприятные признания самому себе и соответствующие переживания как бы вытесняются из сферы сознания, не влияют на реальное поведение. Чаще всего подавляются те мысли и желания, которые противоречат принятым самим себе человеком моральным ценностям и нормам. Известные случаи внешне необъяснимого забывания, не сопровождающиеся выраженными

психическими расстройствами, являются примерами активной работы бессознательного механизма подавления. 3)Рационализация. Этот способ разумного оправдания любых поступков и действий, противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство. Обращение к рационализации характерно тем, что оправдание поступка находится обычно уже после того, как он совершен. Наиболее типичные приемы рационализации следующие: а)оправдание своей неспособности что-либо сделать; б)оправдание совершенно нежелательного действия,

объективно сложившимися обстоятельствами. 4) Формирование реакции. Иногда люди могут скрывать от самих себя мотив собственного поведения за счет его подавления через особо выраженный и сознательно поддерживаемый мотив противоположного типа. К примеру, бессознательная неприязнь к военнослужащему может выражаться в нарочитом внимании к нему. Такая тенденция и получила название “формирование реакции”.

5)Проекция. Все люди имеют нежелательные свойства и черты личности, которые они неохотно признают, а чаще совсем не признают. Механизм проекции проявляет свое действие в том, что собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде. 6)Интеллектуализация. Это своеобразная попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации путем не как бы отстраненного обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах.

7)Замещение. Оно выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлемого мотива каким-либо нравственно допустимым способом. Однако наиболее эффективным является механизм, который Фрейд назвал сублимацией. Этот механизм помогает направить энергию, которая связана с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло, реализовать ее. в частности, в художественной деятельности. Механизм сублимации трактуется как основной источник творчества.

В принципе Фрейд и считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства, научные открытия. Наиболее успешной эта деятельность является потому, что в ней происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис (см. приложение) или очищение человека от нее. Если эти и другие защитные механизмы не сбрасывают, то неудовлетворенные импульсы, исходящие из “Оно”, дают о себе знать в закодированной, символической форме, например, в сновидении, описках, обмолвках,

шутках, странностях поведения человека, вплоть до появления патологических отклонений. Теория личности З.Фрейда и концепция неофрейдистов неоднократно подверглись критике и в нашей и в зарубежной литературе. Эта критика касалась крайней биологизации человека, отождествления мотивов его социального поведения с биологическими потребностями животных и принижения роли сознания в управлении его действиями. Но несомненно изложенная выше информация о защитных механизмах личности представляет огромный интерес

для нас. Например взять такой момент, как адаптация личности к воинской среде и вытекающей от сюда вопрос о формировании воинского коллектива. Ведь непременно на этих этапах определенная часть коллектива будет “ставить” свои защитные механизмы. У одних они будут слабо выражаться, но будут и ярко выраженные случаи отрицания, подавления или например рационализации. Именно в этот момент особо важную роль для офицера-воспитателя играет умение проследить за тем, чтоб

эти защитные механизмы не обратились негативной направленностью, как по отношению к самой личности, так и по отношению к окружающим. Первозначность развития личности через внутреннюю суть человека. Либидозная энергия, которая связана с инстинктом жизни, является также основой развития личности, характера человека. Фрейд говорил о том, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни.

При этом Фрейд уделяет большое внимание тому, каким именно способом происходит фиксация и нуждается ли человек при этом в посторонних объектах. Исходя из этого он выделяет три больших этапа, распадающиеся на несколько стадий. Первый этап — либидо-объект, характерен тем, что ребенок нуждается в постороннем объекте для реализации либидо. Этот этап длится до 1 года и носит название оральной стадии, так как удовлетворение происходит при раздражении полости рта.

Фиксация на этой стадии происходит в том случае, когда ребенок в этот период не смог реализовать свои либидозные желания и для этого типа личности характерна, с точки зрения Фрейда, определенная зависимость, инфантильность (см. приложение). Вторая стадия, которая длится до начала полового созревания, называется либидо-субъект и характеризуется тем, что для удовлетворения своих инстинктов ребенку не требуется никакой внешний объект.

Иногда Фрейд называл также эту стадию и нарциссизмом, считая, что для всех людей, у которых произошла фиксация на этой стадии, характерна ориентация на себя, стремление использовать окружающих для удовлетворения собственных нужд и желаний, эмоциональная отгороженность от них. Она состоит из нескольких стадий. Первая, которая длится примерно до 3-х лет — анальная, при которой ребенок не только учится определенным навыкам туалета, но у него начинает формироваться и чувство собственности.

Фиксация на этой стадии формирует анальный характер, который характеризуется упрямством, часто жесткостью, аккуратностью и бережливостью. С трех лет ребенок переходит на следующую, фаллическую стадию, на которой дети начинают осознавать свои сексуальные отличия, интересоваться своими гениталиями. Эту стадию Фрейд считал критической для девочек, которые впервые начинают осознавать свою неполноценность в связи с отсутствием у них пениса. Это открытие, считал он, может привести к позднейшей невротизации

или агрессивности, которая вообще характерна для людей, фиксированных на этой стадии. Во многом это связано с тем, что в этот период нарастает напряженность в отношениях с родителями, прежде всего с родителем своего пола, которого ребенок боится и к которому ревнует родителя противоположного пола. Эта напряженность ослабевает к 6 годам, когда наступает латентный период в развитии сексуального инстинкта. В этот период, который длится до начала полового созревания, дети обращают большое внимание

на учебу, спорт, игры. В подростковом возрасте дети переходят на последнюю стадию, которая также называется либидо-объект, так как для удовлетворения сексуального инстинкта человеку опять необходим партнер. Эта стадия также называется генитальной, так как для разрядки либидозной энергии человек ищет способы половой жизни, характерные для его пола и его типа личности. Практика. Обобщая, можно сказать так: неудовлетворенные сексуальные влечения под влиянием “Сверх-

Я” вытесняются из области сознания “Я” в область бессознательного. И весь период роста и развития ребенка предстает, с точки зрения психоанализа, как эмоциональный конфликт между неосознанными влечениями и возможностями их удовлетворения. Дезорганизация социальной жизни представляет собой следствие дезорганизации жизни отдельного человека в силу его неприспособленности и сложности современной цивилизации.

Либидозную энергию Фрейд считал основой не только развития индивидуального человека, но и человеческого общества. Он писал о том, что вождь племени является своего рода его отцом, к которому мужчины испытывают Эдипов комплекс, стремясь занять его место. Однако с убийством вождя в племя приходит вражда, кровь и междоусобица, оно слабнет, и такой негативный опыт приводит к созданию первых законов, табу, которые начинают регулировать социальное поведение человека.

Позднее последователи Фрейда создали систему этнопсихологических концепций, которая объясняла особенности психики различных народов способами прохождения основных этапов в развитии либидо. Психоанализ З. Фрейда. Важнейшее место в теории Фрейда занимал его метод — психоанализ, для объяснения работы которого и были собственно созданы остальные части его теории. Психоанализ: основные концепции и принципы Термин «психоанализ» имеет три значения: •

Теория личности и психопатологии • Метод терапии личностных расстройств • Метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума Ортодоксальный психоанализ – это разработанные З. Фрейдом 1) метод лечения психических расстройств; 2) учение о бессознательных психических процессах. Стержнем всей системы психоанализа является предложенная

З. Фрейдом структурная модель личности, базирующаяся на т. н. топографич. модели психики, включающей три слоя – сознательный, предсознательный и бессознательный. Уровень сознания – это мысли, ощущения, переживания, которые человек осознает в данный момент времени. Область предсознательного включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание. Бессознательное – самая глубокая и значимая область психического, содержащая

инстинктивные влечения, желания, воспоминания, др. материал, выход которого на сознательный уровень сопряжен с чувством угрозы, беспокойства, тревоги. Согласно Фрейду, такой неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование и может выражаться в замаскированной или символ, форме – в сновидениях, ошибочных действиях, шутках и оговорках. В своей психотерапии Фрейд исходил из того, что врач занимает в глазах пациента место родителя,

доминирующее положение которого он признает безусловно. При этом между ними как бы устанавливается канал по которому происходит беспрепятственный обмен энергией между терапевтом и пациентом, то есть появляется трансфер. Благодаря этому терапевт не только проникает в бессознательное своего пациента, но и внушает ему определенные положения, прежде всего свое понимание, свой анализ причин его невротического состояния.

Этот анализ происходит на основе символической интерпретации ассоциаций, снов или ошибок пациента, то есть следов его вытесненного влечения, о котором мы говорили выше. При этом врач не просто делится с пациентом своими наблюдениями, но внушает ему свое толкование, которое пациент некритично принимает. Это внушение, по мнению Фрейда, и обеспечивает катарсис, так как принимая позицию врача пациент как бы осознает свое бессознательное

и освобождается от него. Так как основа такого выздоровления связана с внушением, такая терапия была названа директивной, в отличии от той, которая основана на равноправном отношении пациента и врача. Психоаналитическая терапия направлена на изучение бессознательного с целью осознания неосознаваемых мотивов, фиксаций, защитных механизмов, способов поведения и т. п что, в свою очередь, ведет к усилению Эго и построению более реалистичного поведения. Основные методы психоаналитической психотерапии – метод

свободных ассоциаций, анализ сновидений, интерпретация сопротивления и анализ переноса . Психоанализ оказал исключительное влияние не только на психологию и психотерапию, но и на философию, культурологию, социологию, во многом определив культурную ситуацию XX в. Прорыв в бессознательное. Позже, в работе “Психопатология обыденной жизни” (1901), Фрейд укажет и на другие способы прорыва Бессознательного в жизнедеятельность человека: в основе психической

деятельности лежит либидо – психическая (у Фрейда почти везде - сексуальная) энергия (влечения, желания), которая может быть измерена; она создает перенапряжение, может перетекать или изменять форму (сублимироваться), чтобы найти доступ в систему Предсознание – Сознание. Возникает догадка об определяющей роли детской сексуальности в психической жизни человека. Постепенно вырисовывается и содержание Бессознательного –

Эдипов комплекс, каннибализм, комплекс кастрации, зависть к пенису, объединенные неким первомифом о взаимоотношениях в первобытной семье между отцом и его детьми в (“Тотем и табу”, 1912). Меняется фрейдовское понимание Бессознательного: помимо вытесненного содержания, которому ученый первоначально сводил Бессознательное, появляется представление о филогенетическом (не индивидуальном, а унаследованном от предков) его компоненте – первофантазмах (внутриутробная жизнь, первосцена, соблазнение,

отходящая в эту область кастрация). Заключение. Культурологическое понимание учения Фрейда связано прежде всего с выявлением последовательности перехода ученого от узконаучного знания к формированию комплекса идей, которые относятся к философии, эстетике, этике, религии, шире – теории и истории всей человеческой культуры. Фрейд – атеист. Он склонялся к выводу о врожденном характере религиозной потребности, рассматривая религию как “коллективный

невроз навязчивости”, как “массовую иллюзию”. Религия – спасительное средство от индивидуальных форм невротизации. Помимо обращения к мировым культурным вершинам, Фрейд не обходит вниманием и низовые сферы культуры (например, опыт создания различных сонников), и факты, связанные с обыденным сознанием. Хотя не все аспекты теории Фрейда получили научное признание, а многие его положения на сегодняшний день кажутся принадлежащими

скорее истории, чем современной психологической науке, невозможно не признать, что его идеи повлияли на развитие мировой культуры, не только психологии, но и искусства, медицины, социологии. Фрейд открыл целый мир, который лежит за пределами нашего сознания и в этом его огромная заслуга перед человечеством. Без преувеличения можно сказать, что австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд является одним из тех ученых, кто во многом повлиял на все дальнейшее развитие современной

психологии, а может быть и направил ее по определенному пути развития. Психоаналитическая теория Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека. Теория считает поведение человека полностью детерминированным, зависимым от внутренних психологических конфликтов. Также эта теория рассматривает человека как целое, т.е. с точки зрения холизма, так как была основана на клиническом методе. Из анализа теории следует, что

Фрейд больше чем другие психологи, был привержен к идее неизменяемости. Он был убежден, что личность взрослого формируется из опыта раннего детства. С его точки зрения изменения, происходящие изменения в поведении взрослого человека неглубинные и не затрагивают изменения структуры личности. Считая, что ощущение и восприятие человеком окружающего мира является чисто индивидуальным субъективным, Фрейд предположил что, поведение человека регулируется стремлением

редуцировать неприятное возбуждение, возникающее на уровне организма при возникновении внешнего раздражителя. Мотивация человека, согласно Фрейду, основана на гемеостазе. И так как он считал, что поведение человека полностью детерминировано, то это дает возможность полностью исследовать его с помощью науки. Теория личности Фрейда послужила основой для психоаналитической терапии, успешно применяемой в настоящее время. Список использованной литературы:

1.Ф. Виттельс «Фрейд, его личность, учение и школа»Ленинград ЭГО 1991 2.Матушкин А.В. Структура личности по З. Фрейду. 3.Н. В. Чепелева. Психоанализ (3.Фрейд) 4.З.Фрейд “Психология бессознательного”. М 1990г. 5.З.Фрейд “Психоанализ и русская мысль”. М 1994г. 6.Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции.

М 1991. 7.Фрейд 3. Психоаналитические этюды. Мн 1991. 8.Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Кн. 1, 2. Тбилиси, 1991



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :