Реферат по предмету "Психология"


Личность, темперамент, характер

План Введение 2 Общие представления и понятия личности. 2 Структура личности 4 Общее понятие о темпераменте 7 Типы темпераментов и их психологическая характеристика 11 История учений о темпераменте 13 Темперамент и характер 19 Заключение 20 Список использованной литературы 21 Введение.

Человек разумный понимается как некая целостность, обусловленная единством биологического и социального. Человек это с одной стороны существо биологическое, а с другой стороны энергетическое существо, с третьей существо общественное. Это существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Концепция системного подхода является одной из ведущих в современном научном познании. Она отражает системность мироустройства.

Одна из областей человеческого знания, где системный подход органически обусловлен и интенсивно развивается это область человекознания. Здесь должно быть сочетание знаний, лежащих как бы в разных плоскостях, но неизменно пересекающих область психологического знания. В результате, компоненты психологического знания оказываются включенными в следование самых различных гуманитарных и естественных наук, а в психологии открываются новые перспективы осмысления психического.

Общие представления и понятия личности. Проблема личности в психологии выступает и как самостоятельная, так как в психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий. Важнейшая задача состоит в том, чтобы вскрыть объективные основания тех психологических свойств, которые характеризуют человека как индивидуума, как индивидуальность и как личность. см. Немова стр.285 Рис. 56. Отечественный психолог Р.С.

Немов графически изобразил соотношение объемов понятий человек, личность, индивид, индивидуальность. Человек рождается на свет уже человеком. Строение тела обуславливает возможность прямохождения, структура мозга потенциально развитый интеллект, строение рук перспектива использования орудий труда и т.д. Всеми этими возможностями оно отличается от детныша животного. Человек как субъект и продукт трудовой деятельности в обществе является системой, в которой физическое

и психологическое генетически обусловлено и сформировано. В понятие индивид выражена родовая принадлежность человека, то есть любой человек это индивид. Если понятие человек включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствует или отсутствует у данного конкретного человека, то понятие индивид характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с

личностными также ему присущих. Кроме того, понятие индивид входит как качество, отличающее данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства. Личность чаще всего определяет как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Появляясь на свет как индивид, человек, приобретает особое социальное качество, он становится личностью. Итак, личность это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально

обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. В понятии личность обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Поэтому индивидуальность это самое узкое по содержанию понятие.

Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, которое данного человека отличает от других людей. Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни личность не состоит из кусочков. Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность является целостность, обусловленная генетически личностью не рождаются, личностью становятся. Сегодня психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется

благодаря жизни человека в обществе. Человек как общественное существо приобретает новые личностные качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся образующими его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приобретаемых личностных качеств. Поскольку личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые природно

обусловлены и не зависят от его жизни в обществе. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе. В понятие личность обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей черты и поступки.

По определению Р.С. Немова, личность это человек, взятый в системе его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Наряду с понятием личность употребляются термины человек, индивид, индивидуальность. Содержательно эти понятия переплетены между собой.

Человек это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы к человеческому роду. В понятии человек утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств. Индивид это единичный представитель вида homo sapiens . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз, но и психологическими свойствами способностями, темпераментом, эмоциональностью.

Индивидуальность это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт. Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса

становления личности и индивидуальности. Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми.

Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме. Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

В понятиях личность и индивидуальность зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом личность обычно употребляются такие эпитеты, как сильная, энергичная, независимая, подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят яркая, неповторимая, творческая, имея в виду качества самостоятельной сущности.

Структура личности СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ - система представлений о личности, обобщающая процессуально-иерархические подструктуры личности с подчинением низших подструктур высшим, включающая наложенные на них подструктуры способностей и характера. Различают статистическую и динамическую структуры личности. Под статистической структурой понимается отвлеченная от реально функционирующей личности абстрактная модель, характеризующая основные компоненты психики индивида.

Основанием для выделения параметров личности в ее статистической модели является различие всех компонентов психики человека по степени их представленности в структуре личности. Выделяются следующие составляющие Все общие свойства психики, т.е. общие для всех людей ощущения, восприятие, мышление, эмоции социально-специфические особенности, т.е. присущие только тем или иным группам людей или общностям социальные установки, ценностные ориентации индивидуально-неповторимые свойства психики,

т.е. характеризующие индивидуально-типологические особенности. Свойственные только той или иной конкретной личности темперамент, характер, способности. В отличие от статистической модели структуры личности модель динамической структуры фиксирует основные компоненты в психике индивида уже не отвлеченно от каждодневного существования человека, а наоборот, лишь в непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности.

В каждый конкретный момент своей жизни человек предстает не как набор тех или иных образований, а как личность, пребывающая в определенном психическом состоянии, которое, так или иначе, отражается в сиюминутном поведении индивида. Если мы начинаем рассматривать основные компоненты статистической структуры личности в их движении, изменении, взаимодействии и живой циркуляции, то тем самым совершаем переход от статистической к динамической структуре личности. Наиболее распространенной является предложенная

К. Платоновым концепция динамической функциональной структуры личности. Которая выделяет детерминанты, определяющие те или иные свойства и особенности психики человека, обусловленные социальным, биологическим и индивидуальным жизненным опытом табл.1. Таблица 1 Динамическая структура личности по К. Платонову Название подструктуры Подструктуры подструктур Соотношение социального и биологи -ческого

Уровень анализа Виды формирова- ния Направление личности Опыт Особенности психических процессов Биопсихичес-кие свойства Убеждения, мировоззре- ние, идеалы, стремления, интересы, желания Привычки, умения, навы- ки, знания Воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память Темперамент, половые, возрастные свойства Биологичес- кого почти нет

Значительно больше социального Чаще больше социального Социального почти нет Социально-психоло-гический Психолого- педагоги- ческий Индивиду- ально- психологи- ческий Психофи-зиологиче-ский Нейропси- хологичес-кий Воспитание Обучение Упражнения Тренировка Различают статистическую и динамическую структуры личности.

Под статистической структурой понимается отвлеченная от реально функционирующей личности абстрактная модель, характеризующая основные компоненты психики индивида. Основанием для выделения параметров личности в ее статистической модели является различие всех компонентов психики человека по степени их представленности в структуре личности. Выделяются следующие составляющие всеобщие свойства психики, т.е. общие для всех людей ощущения, восприятие,

мышление, эмоции социально-специфические особенности, т.е. присущие только тем или иным группам людей или общностям социальные установки, ценностные ориентации индивидуально-неповторимые свойства психики, т.е. характеризующие индивидуально-типологические особенности. Свойственные только той или иной конкретной личности темперамент, характер, способности. В отличие от статистической модели структуры личности модель динамической структуры фиксирует основные

компоненты в психике индивида уже не отвлеченно от каждодневного существования человека, а наоборот, лишь в непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности. В каждый конкретный момент своей жизни человек предстает не как набор тех или иных образований, а как личность, пребывающая в определенном психическом состоянии, которое, так или иначе, отражается в сиюминутном поведении индивида. Если мы начинаем рассматривать основные компоненты статистической структуры личности

в их движении, изменении, взаимодействии и живой циркуляции, то тем самым совершаем переход от статистической к динамической структуре личности. Общее понятие о темпераменте СТРУКТУРА ТЕМПЕРАМЕНТА ТЕМПЕРАМЕНТ лат. Temperamentum - надлежащее соотношение черт от tempero - смешиваю в надлежащем состоянии - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических

процессов и состояний. Темперамент- качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности. Темперамент относится к биологически обусловленным подструктурам личности. Различают четыре основных типа темперамента сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических

процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности не следует

смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями. Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент. 1.Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно.

Можно отметить две крайности с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой - большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов. 2. Двигательная, или моторная, активность показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его

внешней подвижности или, наоборот, сдержанности, говорливости или молчаливости. 3. Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям, импульсивности, эмоциональной подвижности быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их. Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых

свойствах темперамента. Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н.э описал четыре темперамента, которые получили следующие названия сангвинический темперамент, флегматический темперамент, холерический темперамент, меланхолический темперамент. Отсутствие необходимых знаний не позволяло дать в то время подлинно научную основу учению о темпераментах, и только исследования высшей нервной деятельности животных и человека, проведенные И. П. Павловым, установили, что физиологической основой темперамента являются

сочетания основных свойств нервных процессов. Согласно учению И. П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов - возбуждения и торможения

Были установлены три свойства процессов возбуждения и торможения 1 сила процессов возбуждения и торможения, 2 уравновешенность процессов возбуждения и торможения, 3 подвижность сменяемость процессов возбуждения и торможения. Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток переносить продолжительное либо кратковременное, но очень концентрированное возбуждение и торможение.

Это определяет работоспособность выносливость нервной клетки. Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается.

Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию. Важным свойством высшей нервной деятельности является уравновешенность нервных процессов, т. е. пропорциональное соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других этого равновесия не наблюдается преобладает или процесс торможения или возбуждения.

Одно из основных свойств высшей нервной деятельности - подвижность нервных процессов. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и прекращения их когда этого требуют условия жизни, скоростью движения нервных процессов иррадиации и концентрации, быстротой появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстротой образования новых условных связей, выработки и изменения динамического стереотипа.

Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и торможения были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности. Слабый тип. Представители слабого типа нервной системы не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Слабыми являются процессы торможения и возбуждения.

При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность т.е. низкий порог на действия раздражителей. Сильный уравновешенный тип. Отличаясь сильной нервной системой, он характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов - преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Сильный уравновешенный подвижный тип. Процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но

быстрота, подвижность их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной неустойчивости нервных связей. Сильный уравновешенный инертный тип. Сильные и уравновешенные нервные процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы. Тип высшей нервной деятельности относится к природным высшим данным, это врожденное свойство нервной

системы. На данной физиологической основе могут образоваться различные системы условных связей, т. е. в процессе жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей в этом и будет проявляться тип высшей нервной деятельности. Темперамент и есть проявление типа высшей нервной деятельности в деятельности, поведении человека. Особенности психической деятельности человека, определяющие его поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в процессе индивидуальной жизни человека, в процессе воспитания.

Тип высшей нервной деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека - определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев. Установлена зависимость между типом высшей нервной деятельности и темпераментом. Типы высшей нервной деятельности и их соотношение с темпераментом

Сила нервных процессовУравновешенность нервных процессовПодвижность нервных процессовТемпераментСильныйУравновешенны йПодвижныйСангвиникСильныйИнертныйФлегма тикСильныйНеуравновешенныйХолерикСлабыйМ еланхолик Сангвинический темперамент. Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты

с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения, и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения

и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость. У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Флегматический темперамент. Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство.

Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого - уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям

жизни флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. У человека флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе. Холерический темперамент. Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы

протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности

он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность.

Меланхолический темперамент. У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители В работе меланхолики обычно пассивны. Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо.

Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. У меланхоликов легко развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям.

Психологи установили, что слабость нервной системы не является отрицательным свойством. Сильная нервная система более успешно справляется с одними жизненными задачами, а слабая - с другими. Слабая нервная система - нервная система высокой чувствительности, и в этом ее известное преимущество. Знание темперамента, знание особенностей прирожденной организации нервной системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельности человека, необходимо учителю в его учебной и воспитательной работе.

Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. Чистые темпераменты встречаются относительно редко. Типы темпераментов и их психологическая характеристика Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику

психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента. Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Они не только заметны во внешней манере поведения, но словно пронизывают все стороны психики, существенно проявляясь в познавательной деятельности, сфере чувств, побуждения и действиях человека, а также в характере

умственной работы, особенностях речи и т.п. В настоящее время наука располагает достаточным количеством фактов, чтобы дать полную психологическую характеристику всех типов темперамента по определенной стройной программе. Однако для составления психологической характеристик традиционных 4 типов обычно выделяют следующие основные свойства темперамента Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость

возникновения этой реакции. Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействий одинаковой силы критическое замечание. обидное слово, резкий тон - даже звук. Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно энергично человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания. Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависти деятельность человека

от случайных внешних или внутренних обстоятельств, настроения, случайные события или от целей, намерений, убеждений. Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям пластичность или насколько инертно и косно его поведение. Экстраверсия, интраверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений, возникающих в данный момент экстраверт, или от образов, представлений и мыслей,

связанных с прошлым и будущим интроверт. Учитывая все перечисленные свойства. Я.Стреляу дает следующие психологические характеристики основных классических типов темперамента САНГВИНИК. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он хохочет, а несущественный факт может его рассердить.

По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь. Способен быстро сосредоточится, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств

и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость. быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило, он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные

образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт. У сангвиника чувства легко возникают, легко сменяются. Легкость с какой у сангвиника образуются и переделываются новые временные связи, большая подвижность стереотипа, отражается также в умственной подвижности сангвиников, обнаруживают некоторую склонность к неустойчивости. ХОЛЕРИК. Как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью

и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив. Вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен. Чем сангвиник. Отсюда - большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт. ФЛЕГМАТИК обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью

и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить - когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедлены, так же, как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен.

Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт. недостатком флегматика является его инертность, малоподвижность. Инертность сказывается и на косности его стереотипов, трудности его перестройки. Однако это качество, инертность, имеет и положительное значение, содействует основательности постоянству

личности. МЕЛАНХОЛИК Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки.

Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присущее легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, и замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов - интроверты. Меланхолик застенчив, нерешителен, робок. Однако в спокойной привычной обстановке меланхолик может успешно справляться с жизненными задачами. Можно считать уже твердо установленным, что тип темперамента у человека врожденный, а от каких именно

свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца не выяснено. История учений о темпераменте Учение о темпераменте возникло еще в древности. Слово темперамент в переводе с латинского обозначает надлежащее соотношение частей равное ему по значению греческое слово красис ввел древнегреческий врач Гиппократ Y-IY вв. н.э Он впервые дал определение понятия темперамент и более или менее подробно описал темпераменты.

Под темпераментом он понимал анатомо-физиологические и психологические индивидуальные особенности человека. Он, а затем Гален, наблюдая индивидуальные особенности поведения людей, сделали попытку данные особенности объяснить. Согласно теории Гиппократа, различия между людьми определяются соотношением основных видов жидкостей в их организме. При правильном их смешении человек бывает здоров, при неправильном - болен. Одна из жидкостей преобладает, что и определяет темперамент человека.

По Гиппократу, таковых жидкостей четыре кровь, два сорта желчи и слизь или лимфа. У сангвиников преобладает кровь лат. sanguis, у холериков - желтая желчь лат. chole,у флегматиков - слизь лат. phegma. И, наконец, меланхолики - это люди с избытком черной желчи лат. melanos chole. Названия темпераментов сохранились до наших дней. Дальнейшее развитие учения о темпераменте происходило в следующих направлениях.

Все более расширялась психологическая характеристика темперамента. Римский врач Гален II в в отличие от Гиппократа, характеризует типы темперамента наряду с физиологическими, психологическими и даже нравственными свойствами. Немецкий философ И. Кант в конце XYIII в. рассматривает темперамент только как психические свойства. Вплоть до новейшего времени характеристика темперамента оставалась преимущественно психологической.

В связи с этим изменяется понятие о типах темперамента. Они характеризуются пропорцией не физиологических, а психических свойств. У Канта это соотношение разных чувств и разной степени активности деятельности. Он утверждал, что у сангвиника основное стремление есть стремление к наслаждению, соединенное с легкой возбуждаемостью чувствований и с их малой продолжительностью.

Он увлекается всем, что ему приятно. Склонности его непостоянны, и нельзя слишком много на них рассчитывать. Доверчивый и легковерный, он любит строить проекты, но скоро их бросает. У меланхолика господствующая наклонность есть наклонность к печали. Безделица его оскорбляет, ему все кажется, что им пренебрегают. Его желания носят грустный оттенок, его страдания кажутся ему невыносимыми и выше всяких утешений.

Холерический темперамент обнаруживает замечательную силу в деятельности, энергию и настойчивость, когда находится под влиянием какой-нибудь страсти. Его страсти мгновенно воспламеняются от малейшего препятствия, и его гордость, мстительность, честолюбие, сила его чувств не знают пределов, когда душа его находится под влиянием страсти. Он размышляет мало и действует быстро, потому что такова его воля. И, наконец, по мнению Канта, чувствования не овладевают флегматиком быстро.

Ему не нужно делать над собой больших усилий, чтобы сохранить свое хладнокровие. Для него легче, чем для других, удержаться от скорого решения, чтобы обдумать его прежде. Он трудно раздражается, редко жалуется, переносит свои страдания терпеливо и мало возмущается страданиями других. 1, с.208 У Вундта конец XIX в. темперамент это соотношение скорости и силы душевных движений. В процессе развития учения о темпераменте изменяется характеристика четырех основных типов темперамента.

Пересматривается представление об их количестве. Начиная с Канта стали отличать свойства темперамента от других индивидуальных психических свойств характера личности, хотя строгих критериев для такого различения не было предложено. В истории учений о темпераменте изменялось понимание физиологических основ темперамента. Выделялось два основных направления объяснение типов темперамента соотношением деятельности желез внутренней

секреции немецкий психолог Кречмер, американский Шелдон, или соотношением свойств нервной системы И.П. Павлов 1, c. 407-408. С древнейших времен исследователи, наблюдая значительное разнообразие поведения, совпадающие с различиями в телосложении и физиологических функциях, пытались их упорядочивать, каким-то образом их группировать. Так возникли самые различные типологии темпераментов. Наибольший интерес представляют те из них, в которых свойства темперамента, понимаемые как наследственные

или врожденные, связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложения. Эти типологии получили название конституционных типологий. Так наибольшее распространение получила типология, предложенная Э. Кречмером, который в 1921 г. опубликовал свою знаменитую работу Строение тела и характер. Главная его идея заключалась в том, что люди с определенным типом сложения

имеют определенные психические особенности. Им было проведено множество измерений частей тела, что позволило ему выделить 4 конституциональных типа 4,5,6 1. Лептосоматик астенический тип- характеризуется хрупким телосложением высоким ростом, плоской грудной клеткой. Плечи узкие, нижние конечности - длинные и худые. 2. Пикник - человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный. характеризуется малым или средним ростом,

расплывающимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее. 3. Атлетик- человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерен высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра. 4. Диспластик - люди с бесформенным, неправильным строением. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение. С названными типами строения тела

Кречмер соотносит 3 выделенных типа темперамента, которые он называет шизотимик, иксотимик и циклотимик. Шизотимик имеет астеническое телосложение, он замкнут, склонен к колебаниям эмоций, упрям, малоподатлив к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к окружению. В отличие от него иксотимик обладает атлетическим телосложением. Это спокойный маловпечатлительный человек со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления,

часто мелочный. Пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах 4,5. Теория Э. Кречмера была очень распространена в Европе, а в США приобрела популярность концепция темперамента У. Шелдона, сформулированная в 40-х годах нашего столетия.

В основе взглядов Шелдона также лежит предположение о том, что тело и темперамент - это 2 параметра человека, связанных между собой. Структура тела определяет темперамент, который является его функцией. У. Шелдон исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложения, описывая которые он заимствовал термины из эмбриологии. Им выделены 3 типа 4, 5, 6 1. Эндоморфный из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы 2.

Мезоморфный из мезодермы образуется мышечная ткань 3. Эктоморфный из эктодермы развивается кожа и нервная ткань. При этом людям с эндоморфным типом свойственно относительно слабое телосложение с избытком жировой ткани мезоморфному типу свойственно иметь стройное и крепкое тело, большую физическую устойчивость и силу а эктоморфному - хрупкий организм, плоскую грудную клетку, длинные тонкие конечности со слабой

мускулатурой. По У. Шелдону, этим типам телосложений соответствуют определенные типы темпераментов, названные им в зависимости от функций определенных органов тела висцеротония лат. viscera- внутренности, соматотония греч. soma - тело и церебротония лат. cerebrum - мозг. Типы темперамента по У.ШелдонуВисцеротония СоматотонияЦеребротонияРасслабленность в осанке и движениях. Любовь к комфорту. Медленная реакция. Пристрастие к еде.

Социализация пищевой потребности. Наслаждение от процесса пищеварения. Любовь к компаниям, дружеским излияниям Социофилия любовь к общественной жизни. Приветливость со всеми. Жажда любви и одобрения окружающих. Ориентация на других. Эмоциональная ровность. Терпимость. Безмятежная удовлетворенность. Хороший сон. Отсутствие взрывных эмоций и поступков.

Мягкость, легкость в обращении и внешнем выражении чувств. Общительность и расслабленность под воздействием алкоголя. Потребность в людях в тяжелую минуту. Ориентация на детей и семью.Уверенность в осанке и движениях. Склонность к физической деятельности. Энергичность. Потребность в движениях и удовольствие от них.

Потребность в доминировании. Склонность к риску в игре случая. Решительные манеры. Храбрость. Сильная агрессивность. Психологическая нечувствительность. Клаустрофобия боязнь замкнутого пространства. Отсутствие сострадания. С трудом приглушаемый голос. Спартанская выносливость боли. Шумное поведение. Внешний вид соответствует более пожилому возрасту.

Объективное и широкое мышление, направленное вовне. Самоуверенность, агрессивность под воздействием алкоголя. Потребность в действиях в тяжелую минуту. Ориентация на занятия юношеского возраста.Заторможенность в движениях, скованность в осанке. Чрезмерная физиологическая реактивность. Повышенная скорость реакций.

Склонность к уединению. Склонность к рассуждениям, исключительное внимание. Скрытность чувства, эмоциональная заторможенность. Самоконтроль мимики. Социофобия страх перед общественными контактами. Заторможенность в общении. Избегание стандартных действий. Агрофобия боязнь открытого пространства. Непредсказуемость установок поведения.

Тихий голос, избегание шума. Чрезмерная чувствительность к боли. Плохой сон, хроническая усталость. Юношеская живость и субъективное мышление. Концентрированное, скрытое и субъективное мышление. Устойчивость к действию алкоголя и других репрессантов. Потребность в уединении в тяжелую минуту. Ориентация на пожилой возраст.

В психологической науке большинство конституционных концепций стало объектом острой критики. Основной недостаток подобных теорий состоит в том, что в них недооценивается, а иногда просто открыто игнорируется роль среды и социальных условий в формировании психических свойств индивида. Свойства темперамента, например, социализация пищевой потребности, любовь к компаниям и дружеским излияниям, терпимость и отсутствие сострадания, нельзя считать наследственными свойствами того же порядка, что

и телосложение. Известно, что такие свойства, возникая на основе определенных анатомо-физиологических особенностей индивида, формируются под воздействием воспитания и общественной среды 4,5. Гормональные теории темперамента односторонне преувеличивают роль желез внутренней секреции и не в состоянии объяснить приспособление темперамента к требованиям деятельности 1, c. 409. На самом деле, давно известна зависимость протекания психических процессов и поведения человека

от функционирования нервной системы, выполняющей доминирующую и управляющую роль в организме. Теория связи некоторых общих свойств нервных процессов с типами темперамента была предложена И.П. Павловым и получила развитие и экспериментальное подтверждение в работах его последователей 4. Наиболее успешную попытку связать темперамент с особенностями организма человека предпринял русский ученый-физиолог И.П. Павлов, открывший свойства высшей нервной деятельности.

В лабораториях Павлова, где на собаках изучали условные рефлексы, обнаружили, что у разных животных условные рефлексы образуются по-разному у одних они образуются быстро и долго сохраняются, у других же, напротив, медленно и угасают быстро одни животные могут переносить большие нагрузки при сильных раздражителях, а другие при тех же условиях впадают в тормозное состояние. 1, с.208-209 На основе полученных результатов исследований

Павлов показал, что в основе каждого из четырех темпераментов лежит то или иное соотношение основных свойств, которое было названо типом высшей нервной деятельности. В отличие от предшественников, он взял для исследования не внешнее строение тела, как это делал немецкий психиатр Кречмер, и не строение сосудов П.Ф. Лесгафт, а организм как целое и выделил в нем мозг 2, с.307. Учение И.П.Павлова. Им выделено три основных свойства нервной системы 1. сила процесса возбуждения и

торможения, зависящая от работоспособности нервных клеток 2. уравновешенность нервной системы, т.е. степень соответствия силы возбуждения силе торможения или их баланс 3. подвижность нервных процессов, т.е. скорость смены возбуждения торможением и наоборот. Сила возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в функциональной выносливости, т.е. в способности выдерживать длительное или кратковременное,

но сильное возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения. Сила торможения понимается как функциональная работоспособность нервной клетки при реализации торможения и проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций, таких, как угасание и дифференцировка. Говоря об уравновешенности нервных процессов, И.П. Павлов имел в виду равновесие процессов возбуждения и торможения.

Отношение силы обоих процессов решает, является ли данный индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит силу другого. Подвижность нервных процессов проявляется в быстроте перехода одного нервного процесса в другой. Подвижность нервных процессов проявляется в способности к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Мерой этого свойства нервной системы является быстрота перехода от одного действия

к другому, от пассивного состояния к активному, и наоборот. Противоположностью подвижности является инертность нервных процессов. Нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому 4, С.384. И.П. Павлов выяснил, что темперамент каждого животного зависит не от одного из свойств, а от их сочетания. Такое сочетание свойств нервной системы, которое определяет и индивидуальные

особенности условно-рефлекторной деятельности и темперамент, он назвал типом нервной системы, или тип нервной деятельности. 1, c. 408. И.П. Павлов различал 4 основных типа нервной системы 1,3,4 1. сильный, уравновешенный, подвижный живой по И.П. Павлову сангвинический темперамент 2. сильный, уравновешенный, инертный спокойный по И.П. Павлову флегматический темперамент 3. сильный, неуравновешенный тип с преобладанием процесса возбуждения безудержный тип, по И.П. Павлову холерический темперамент 4. слабый тип слабый,

по И.П.Павлову меланхолический темперамент. Выявленные И.П. Павловым основные комбинации свойств и типы нервной системы, от которых зависит темперамент, являются общими у человека и животных. Поэтому они получили название общих типов. Таким образом, физиологической основой темперамента является общий тип нервной системы 1, c. 408 Павлов связывал общие типы нервной системы с традиционными типами темперамента холерик, сангвиник,

флегматик и меланхолик, хотя понимал, что должны существовать и другие свойства нервной системы, и другие их комбинации, и, следовательно, другие типы темперамента. Итак, И.П. Павлов понимал тип нервной системы как врожденный, относительно слабо подверженный изменениям под воздействием окружения и воспитания 4, С.386. Тип нервной системы это понятие, которым оперирует физиолог, психолог же пользуется термином темперамент.

В сущности, это аспекты одного и того же явления. Именно в этом смысл можно вслед за И.П. Павловым сказать, что темперамент человека есть не что иное, как психическое проявление типа высшей нервной системы. В 50-е годы были предприняты лабораторные исследования поведения взрослых людей. В работах Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына были расширены представления о свойствах нервной системы,

открыты два новых свойства нервных процессов лабильность и динамичность. Динамичность нервных процессов - свойство, которое определяет динамичность возбуждения или динамичность торможения легкость и быстроту образования положительных и тормозных условных рефлексов, лабильность нервных процессов свойство, определяющее скорость возникновения и прекращения нервных процессов возбудительного или тормозного процесса 1, 4. В отличие от И.П. Павлова найдены и другие комбинации свойств нервной

системы. Например, кроме неуравновешенного типа с преобладанием возбуждения существует неуравновешенный тип с преобладанием торможения и т.д. Психические свойства темперамента и физиологические свойства нервной системы тесно взаимосвязаны. Биологический смысл этой взаимосвязи заключается в том, что с ее помощью достигается наиболее тонкое, четкое и своевременное приспособление к среде. Там, где приспособительная функция какого-либо свойства нервной системы не может быть осуществлена

при помощи одного присущего ей свойства темперамента, она осуществляется при помощи другого присущего ей свойства темперамента, которое компенсирует первое. Например, низкая работоспособность слабого типа может иногда компенсироваться длительным отсутствием эмоционального пресыщения. Происхождение типов нервной системы и темперамента и его изменение. И.П. Павлов называл общий тип нервной системы генотипом, то есть наследственным типом.

Это подтверждается в опытах на селекции животных и при изучении одно - и разнояйцовых близнецов у человека, воспитывающихся в разных семьях. Несмотря на это, отдельные свойства темперамента в определенных пределах изменяются в связи с условиями жизни и воспитания особенно в раннем детстве, вследствие перенесенных болезней, под воздействием бытовых условий и в подростковом и даже зрелом возрасте в зависимости от пережитых психологических конфликтов. Например, при суперопеке родителей ребенок может вырасти трусливым,

нерешительным, неуверенным в себе человеком, обидчивым до крайности и ранимым до чрезвычайной степени. От подобных изменений свойств темперамента следует отличать созревание темперамента. Тип темперамента формируется не сразу, со всеми характерными для него свойствами. Общие закономерности созревания нервной системы накладывают отпечаток и на созревание типа темперамента. Например, особенностью нервной системы в дошкольном возрасте является ее слабость и неуравновешенность,

что накладывает отпечаток на свойства темперамента. Некоторые свойства темперамента, зависящие от типа нервной системы, в этом возрасте еще не проявляются в достаточной степени, появляются несколько позднее, фактически уже в школьном возрасте. Основные свойства определенного типа темперамента проявляются постепенно, с возрастом, в зависимости от созревания нервной системы. Этот процесс называется созреванием темперамента.

ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР Темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности мировоззрение, взгляды, убеждения интересы и т.п не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет лишь отношение к динамической стороне деятельности. Хотя темперамент, не может определять отношений личности, ее стремлений, и интересов, ее идеалов, т.

е. всего богатства содержания внутренней жизни человека, однако характеристика динамической стороны имеет существенное значение для понимания сложного образа поведения человека, характера человека. То, насколько человек проявляет уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, говорит о качественных особенностях личности и ее возможностях, определенным образом складывающихся на трудовой и общественной деятельности индивида. Таким образом, темперамент не является чем-то внешним

в характере человека, а органически входит в его структуру. Жизненные впечатления, воспитание и обучение на естественной основной ткани темперамента - типе высшей нервной деятельности - постепенно ткут узоры. Отношение личности, ее убеждения, стремления, сознание необходимости и долга позволяют преодолевать одни импульсы, тренировать другие, чтобы организовать свое поведение в соответствии с общественными нормами. Темперамент не определяет путь развития специфических

особенностей характера, темперамент сам преобразуется под влиянием качеств характера. Развитие характера и темперамента в этом смысле является взаимообусловленным процессом. Заключение. Темперамент был предметом исследования многих ученых с древности до наших дней. Попытки формирования различных подходов к классификации темпераментов привели к тому, что, во всяком случае, в российской науке, наиболее признанным и обоснованным оказался подход, учитывающий особенности

нервной системы и психики человека. До сих пор существуют несколько разные взгляды на природу темперамента. Значительная часть ученых считает темперамент врожденным качеством. Мне ближе подход, сформулированный Крутецким 8, считающим, что роль среды воспитания при формировании темперамента велика и что при правильном учете свойств темперамента и на основе этих свойств возможно формирование полноценной для общества личности. Это перекликается с точкой зрения

Немова 2 о сложном процессе взаимодействия темперамента и характера, темперамента и личности в целом. Исследования связи темперамента и деятельности показывают важность учета этого фактора при выборе профессии, как самим человеком, так и образовательными организациями и производствами при приеме на учебу и работу. Список литературы 1. Общая психология. Учебник для пед. ин-тов Под ред. проф. А.В.Петровского Изд. 2-е, доп. и перераб.

М. Просвещение, 1976. С.405-421. 2. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. 3-е изд. М. Владос, 1999. С.394-402. 3. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. Учебно-методическое пособие. М. Флинта. 1998. С. 167-169. 4. Общая психология курс лекций. Составитель Е.И. Рогов.

М. Владос. 1995. С.379-392. 5. Столяренко Л.Д Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах для студентов вузов М. АСТ, Ростов на Дону Феникс. 1999. С.307-324. 6. Психология. Учебник. Под ред. А.А. Крылова. М. Проспект. 2000. С.287-311. 7. Общая психология. Под ред. В.В.

Богословского, А.Г. Ковалевой, А.А. Степановой, С.Н. Шабалиной. 2-у изд перераб. и доп. М. Просвещение, 1973. С.306-316. 8. Крутецкий В.А. Психология. М. Просвещение, 1986. С. 186-193. 9. Коломинский Я.Л. Человек психология. Книга для учащихся старших классов.

М. Просвещение, 1980. С.207-210. 10. Психология индивидуальных различий ТЕКСТЫ под ред. Ю.Б. Гиппенрейдера, В.Я. Романова - М. изд-во МГУ, 1982 г. 11. Краткий словарь системы психологических понятий К.К. Платонов - М. Высшая школа 1984 г.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.