Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Разное"


82. о русском национальном самостоянии

82. О РУССКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ САМОСТОЯНИИСовременные поколения русских людей проходят через трудную историческую школу, которая должна освободить их от всяких политических и национальных иллюзий и открыть им глаза на своеобразие русского народа, на драгоценную самобытность его культуры, на его государ­ственные задания и на его врагов. Довольно слепоты, наивности и легковерия! Тот, кто любит Россию, обязан зорко наблюдать, предметно мыслить и делать выводы. Только тогда ниспосланные нам уроки не пропадут даром. Живя в дореволюционной России, никто из нас не учи­тывал, до какой степени организованное общественное мнение Запада настроено против России и против Право­славной Церкви. Мы посещали Западную Европу, изучали ее культуру, общались с представителями ее науки, ее религии, ее политики и наивно предполагали у них то же самое дружелюбное благодушие в отношении к нам, с ко­торым мы обращаемся к ним; а они наблюдали нас, не понимая нас и оставляя про себя свои мысли и намерения. Мы, конечно, читали у прозорливого и мудрого Н. Я. Да­нилевского («Россия и Европа», стр. 50) эти предупреж­дающие, точные слова: «Европа не знает (нас), потому что не хочет знать; или лучше сказать, знает так, как знать хочет, — то есть как соответствует ее предвзятым мнениям, страстям, гордости, ненависти и презрению» (добавим только еще: и ее властолюбивым намерениям}. Мы читали и думали: «Неужели это правда? Но ведь у нас есть союз­ники в Европе? Ведь Европа считается с голосом русского Правительства и даже заискивает перед Россией! Не все же люди там заражены ненавистью... Да и за что же им нас ненавидеть?!» Ныне мы обязаны точно ответить себе на все эти во­просы. Данилевский был прав. Западные народы боятся нашего числа, нашего пространства, нашего единства, на­шей возрастающей мощи (пока она, действительно, вы­растает), нашего душевно-духовного уклада, нашей веры и церкви, наших намерений, нашего хозяйства и нашей армии. Они боятся нас; и для самоуспокоения внушают себе — при помощи газет, книг, проповедей и речей, кон­фессиональной, дипломатической и военной разведки, за­кулисных и салонных нашептов, — что русский народ есть народ варварский, тупой, ничтожный, привыкший к рабству и деспотизму, к бесправию и жестокости; что религиозность его состоит из темного суеверия и пустых обрядов; что чиновничество его отличается повальной продажностью; что войну с ним всегда можно выиграть посредством подкупа; что его можно легко вызвать на революцию и заразить реформацией — и тогда расчленить, чтобы подмять, и подмять, чтобы переделать по-своему, навязать ему свою черствую рассудочность, свою «веру» и свою государственную форму. Русские эмигранты, любящие Россию и верные ей, не пропадающие по чужим исповеданиям и не служащие в иностранных разведках, обязаны знать все это, следить за той презрительной ненавистью и за вынашиваемыми планами; они не имеют ни оснований, ни права ждать спасения от Запада, ни от «Пилсудского», ни от «Гитлера», ни от Ватикана, ни от «Эйзенхауэра», ни от мировой закулисы. У России нет в мире искренних доброжелателей. Русский народ может надеяться только на Бога и на себя. Русский народ может освободиться только сам: в медлен­ной муке перетереть большевистское иго; привить нацио­нальную русскость партийной периферии; укрепить свои духовные силы в катакомбном Православии; и медленно, но неуклонно расшатывать советчину, ее бюрократию и ее территористический зажим; и затем — выждать благо­приятную мировую конъюнктуру, сбросить гипноз ком­мунистической дьявольщины и возвратиться на свой исто­рический путь. А мы, рассеянные повсюду русские пат­риоты, должны понять это, выговорить это самим себе и, помогая изо всех сил этому внутреннему процессу, го­товиться к этому историческому часу, чтобы вовремя по­спешить на помощь нашему народу, — с твердою верою в Бога, с новыми творческими идеями, с продуманными планами, со всею волевою энергией, которая потребует­ся тогда от русского человека. Русский народ освободится и возродится только само­стоянием, и каждый из нас (независимо от возраста и поколения) будет ему тем нужнее, чем больше ему удастся соблюсти в эмиграции свою самостоятельность, свой независимый взгляд, свою энергию, свою духовную «непроданность» и «незаложенность». Знаем мы, что есть люди, думающие и действующие иначе, все время пытаю­щиеся «привязать свой челнок к корме большого корабля»: примазаться то к «Пилсудскому», то к «Гитлеру», то к Ва­тикану, то к мировой закулисе. И, зная это, предупреждаем их: пути их антинациональны, духовно фальшивы и исто­рически безнадежны. Если их «поддержат», то только на определенном условии: служить не России, а интересам поддерживателя; считаться не с русским национальным благом, а с программою деньгодателя. Им, может быть, и помогут — но не спасать и строить Россию, а действовать в ней по указанию чужого штаба или чужого правитель­ства; иными словами — им помогут приобрести звание ино­земных агентов и русских предателей и заслужить навеки презрение русского народа. Неужели нам надо вспоминать историю этих тридцати лет? Историю о том, как русские белые армии были поки­нуты французами на юге, англичанами на севере и чехо-словаками в Сибири; историю о том, как Пилсудский от­несся к Деникину и Врангелю; как барон Мальцан122 дого­ворился с Советами в Рапалло; как Ллойд-Джордж по­спешил начать торговлю с «людоедами», а германский рейхсканцлер Вирт123 инвестировал капиталы Ватикана в лесные концессии на русском севере; как в Москве Брок-дорф-Ранцау по ночам развлекался с Чичериным124 музы­кой и еще кое-чем; как патер (а потом прелат) Мишель дґЭрбиньи125 дважды (1926 и 1928) ездил в Москву для заключения «конкордата» с заведомым для него сатаною и, возвращаясь, печатал мерзости о русском народе и о Пра­вославной Церкви... Неужели все это и многое, многое другое забыто? Было бы необычайно интересно прочитать честно напи­санные воспоминания тех русских патриотов, которые пы­тались «работать» с Гитлером: встретили ли они понимание «русской проблемы»? сочувствие к страданиям русского народа? согласие освободить и возродить Россию? хотя бы на условиях «вечной германо-русской дружбы»? И еще: когда же им удалось рассмотреть, что их нагло проводят? Когда они догадались, что ни иностранная политика (вообще!), ни война (вообще!) — не ведутся из-за чужих интересов? Когда у каждого из них пришел тот момент, что он, ударив себя кулаком по голове, назвал себя «политическим слепцом, замешавшимся в грязную исто­рию», или еще «наивным оруженосцем у русского нацио­нального врага?».. Мы годами наблюдаем все подобные попытки русских эмигрантов и все вновь и вновь спрашиваем себя: из каких облаков упали эти обыватели на землю? откуда у них эти сентиментальные мечты о «бескорыстии» международной политики и о «мудрости» иностранных штабов? откуда у них эта уверенность, что именно им удастся «уговорить» и повести за собою такой-то (все равно какой!) сплочен­ный иностранный центр с его предвзятыми решениями, а не он их разыграет и использует, как забеглых полупредате­лей? Сколько их было, таких затей! Затевали, надеялись, рассчитывали, писали, подавали, «стряпали», шептались и хвастались успехами... И что вышло из всего этого?.. Но были и более «умные»: эти скоро догадывались, что русский патриотизм не обещает успеха, что надо идти на сепаратизм и расчленение России. На наших глазах один такой «деятель» изобрел идею «туранского национального меньшинства, угнетаемого русским деспотизмом и жажду­щего принять католическую веру»; и вот, ему уже устроили выступление перед членами венгерского парламента, ко­торым он излагал свои «проекты», и он уже получил венгерский орден... А потом? Потом — он умер, а Венгрия подпала сначала Гитлеру, а потом Сталину. А в это время группа эмигрантских сепаратистов шепталась с немцами об «освобождении» (?!) Украины и создавала в Берлине мощный центр сепаратистской и антирусской пропаганды, пока Гитлер не разогнал их за ненадобностью. И тут, на наших глазах, русские эмигранты вливались в мировую закулису, надеялись привить ей понимание и сочувствие к России и сходили со сцены: одни гласно объявив, что наткнулись на требование слепого повиновения и на твер­докаменную вражду к национальной России, другие добро­вольно исчезая за железным занавесом, третьи, сда­вая свои позиции и заканчивая свою жизнь на клад­бище. Шли годы, закончились конвульсии второй мировой войны. И вот, опять начались те же попытки «привязать свой челнок к корме большого корабля»; заранее солидаризуясь с его курсом и направлением. И опять спра­шиваешь себя: что же это такое — все та же ребячес­кая наивность или гораздо хуже?! Ибо, по существу никто из иностранцев нисколько не прозрел, ни в чем не передумал, никак не изменил своего отношения к на­циональной России и не вылечился от своего презрения и властолюбия. И те из нас, которые имеют возможность следить за мировым общественным мнением, с тревогой предвидят в будущем все то же движение по тем же рель­сам, ведущим западных политиков в тупик прежних оши­бок. Нет, Россия спасется только самостоянием, и нам всем надо блюсти свою полную духовную независимость!^ 83. ПАРТИЙНОЕ СТРОЕНИЕ ГОСУДАРСТВАКазалось бы, что может быть естественнее и драгоцен­нее в свободном государстве, как не свободное образова­ние партий? Свободные граждане ищут себе единомышлен­ников, находят их, организуются и выставляют на выбо­рах своих кандидатов! Ведь это входит в самую сущность демократии!.. Нет этого, и демократия гибнет... Не так ли? Однако, история последних десятилетий показала, что демократия разваливается именно вследствие ее партий­ного строения. Если образование партии свободно, то кто же может помешать людям организовать партию, требую­щую для себя монополии? Не предотвратили этого в Рос­сии; не помешали тому в Италии; не сумели противостать этому в Германии, в Австрии, в Польше, в Латвии, в Эсто­нии, в Испании и Португалии. А ныне в Югославии, в Венг­рии, в Чехии, в Румынии, в Болгарии и в Китае... А разве Англия при социалистическом правительстве запретила у себя англо-фашизм? А куда тяготеет ход дела в государст­вах Южной Америки, где партии вот уже полтораста лет заняты гражданской войной и ныне только и думают о том, чтобы удачно воспроизвести европейские «уроки»? Не в самой ли партийной демократии заложены те начала, которые губят ее, открывая двери то правому, то левому тоталитаризму?!. Мы понимаем, что сторонники партийной свободы охот­но замалчивают это вырождение демократии через партийность, эту анти-демократическую эпидемию, захватив­шую современные демократические государства: им все ка­жется, что это целый ряд «несчастных случаев» или «воз­мутительных злоупотреблений», о которых «в порядочном обществе» лучше совсем не упоминать, наподобие того, как в доме повешенного не говорят о веревке. Они боятся выговорить, что современные демократии гибнут и разла­гаются именно от партийного строения и от доктринерс­кого либерализма. Боятся и не умеют бороться. А мы попытаемся извлечь из уроков истории ответственные вы­воды. Партия есть союз граждан, сорганизовавшихся для того, чтобы захватить государственную власть в свои руки. К этому стремятся все партии — и демократические и анти-демократические. Различие между ними в том, что демократы считают нужным соблюдать правила конститу­ции, а анти-демократы склонны пренебрегать ими. Среди этих правил есть писаные и неписаные (традиционные, «само-собою-подразумевающиеся»), соблюдать все — значит «вести честную игру» (по-английски: «фер плей»). Такая игра является, конечно, редким исключением. Так, демагогические обещания, партийное кумовство, не­прозрачное или просто темное финансирование, инсинуа­ции против честных людей чужой партии при покрывании собственных безобразий, лишение противников сво­бодного слова в собраниях и все махинации мировой закулисы — никак не составляют «честной» игры, но прак­тикуются более или менее везде в демократических государствах. И вот, демократические партии рвутся к захвату власти позволенными и полупозволенными путями, а анти-демократические — позволенными и непозволен­ными средствами. Первые — с тем, чтобы спустя некоторое время возобновить «игру», т. е. борьбу, а вторые — с тем, чтобы уничтожить другие партии и оставить власть за собою «навсегда» (что им, конечно, не удастся). Само собой разумеется, что тоталитарные партии не заслуживают ни малейшего сочувствия: мы вдоволь на­гляделись, как и из кого они слагаются и куда они ведут. Однако, теперь нам надо «взять под лупу» не только тоталитарные партии, но идею партии как таковую — принцип партийности вообще. Политическая партия есть всегда часть целого, малая часть всех граждан, и только; и она сама знает это, по­тому и называет себя «партией» (от латинского слова «парс»= часть). Но посягает она на гораздо большее, на целое, на власть в государстве, на захват ее. Она стре­мится навязать государству свою частную (партийную) программу всю целиком, вопреки сочувствию и желанию всех остальных граждан, которые или совсем не выска­зались (25 проц. абсентеизма на выборах!), или же вы­сказались не в ее пользу. В силу одного этого, каждая пар­тия представляет из себя меньшинство, подзывающее свою волю большинству. И в силу одного этого всякий демократический строй должен был бы допускать только одни коалиционные правительства, которые и должны бы­ли бы находить спасительный компромисс между партия­ми («частями»), для того, чтобы представлять Целое. Но история показывает, что при современном, страстном и распаленном духе партийности — такой сговор достигает­ся лишь с большим трудом: партии не желают друг друга. Таким образом, партийный строй разжигает честолюбие и партийное соревнование и «части» оттесняют друг друга от власти. В лучшем случае из этого возникают вредо­носные для государства «качели»: правее, левее, правее, левее — независимо от подлинного государственного дела. Коренник топчется на месте, пристяжные по очереди срывают экипаж в свою ближайшую канаву, кучера нет или он растерянно бездействует, а едущие пассажиры с тревогой следят за своевольными пристяжными и ждут своей судьбы... При этом считается, будто победившая партия получи­ла «большинство» голосов на выборах. Какое же это «большинство»? В лучшем случае — большинство-подан­ных голосов, и притом совсем не всегда — абсолютное большинство оных (больше половины), а иногда и отно­сительное большинство (т. е. больше, чем у других пар­тий) . Но редко бывает, чтобы в выборах участвовало боль­ше 75 проц. избирателей; а бывает, что число голосовав­ших падает и до 60 и до 55 проц. всех, имеющих право голоса. Тогда власть может захватить партия, получившая от 38 проц. до 28 проц. всех избирателей, а может быть и менее того. И это формально-фиктивное «большинство», т. е. заведомое меньшинство претендует на государствен­ную власть; а в некоторых государствах (Румыния) ему «в виде премии» приписывается на бумаге еще 10—20 проц. голосов («мертвых душ»). Но если бы даже какая-нибудь партия получила 51—60 проц. голосов всех избирателей, то это «большинство» сла­гается обычно, даже в самых старых и почтенных демо­кратиях, совсем не из сознательных и убежденных сто­ронников ее. Статистика выборов давно уже отметила, что дело решается непартийной, колеблющейся, «плавучей» массой, которая не связана с партийной программой, а голосует «по настроению». Так, в Англии — победу всег­да дает «полая вода» общественного настроения: то она хлынет направо, и завертятся колеса консервативной мель­ницы; то — налево, и запрыгают жернова все-перемалывающего социализма. Не поучительно ли, что, например, в Швейцарии из 100 проц. избирателей — только 14 проц. имеют партийную принадлежность, а 86 проц. голосуют «по настроению». И партийные комитеты во всех странах знают это и потому заводят «рыболовную сеть» как мож­но дальше и шире, чтобы партийно злоупотребить непар­тийными голосами. Так «большинство» голосов добывают напором («аги­тацией») и случаем, властолюбием и демагогией; и как часто оно складывается в силу самых нелепых и нелояль­ных оснований. Одни поверили демагогическим, почти всегда неисполнимым и невыполняемым обещаниям; дру­гие были подкуплены — перед избирательным помещением прямо выдавались чеки (см. исследование Брайса); третьи голосовали сослепу, по недоразумению или от бес­толковости; четвертые потому, что предпочитали «меньшее из зол»; пятые были застращены; шестые поддались мас­совому психозу и т. д. «Это», скажут нам, «безразлично: он подал бюллетень за нашу партию, а остальное нас не касается... Мы не можем разбирать, почему он голосовал так, а не иначе: от страха, из-за личной выгоды, по убеждению, вслед­ствие невежества или от глупости. И какое нам дело до его правосознания? Важен бюллетень в урне, а не право­сознание голосующего»... И вот — эти-то бреши в живом правосознании и были подмечены и употреблены во зло тоталитарными партиями: если правосознание голосующего безразлично — то почему же не построить выборы на сплошной глупости, лжи, трусости, продажности и порочной демагогии?.. Но если даже условно «забыть» это все и, сделав глупопочтительное лицо, согласиться, что такая-то партия «действительно» получила на выборах «боль-шин-ство», то останется еще решить самый глубокий и ответствен­ный вопрос: разве большинство (самое арифметически-точное! самое лояльное!) — есть, действительно, критерий государственной доброкачественности? Разве правота, достоинство, полезность, государственность программы — решается количеством? Разве история не знает таких примеров, когда народ голосовал за тиранов, за авантю­ристов, за тоталитарные партии, за изгнание лучших лю­дей (Аристид126), за смертную казнь для праведника (за смертный приговор Сократу было подано 360 голосов из 500)? Конечно, кто-нибудь может стать на ту точку зрения, что «большинство голосов есть мера добра и зла», «пользы и вреда», «здоровья и болезни», «спасения и гибели»; но вряд ли можно будет признать это воззрение самым умным, вдумчивым и глубоким. Мы спросим себя, как русские: не меньшинство ли в стране дало России ре­форму Петра Великого, освобождение крестьян, земское самоуправление и земельную реформу Столыпина? и не большинством ли голосов было избрано в 1917 году по­гибельной памяти «учредительное собрание»? С нас пока довольно! Партийный принцип переживает в современных государствах великий и глубокий кризис. Он сводит политику к количеству и к условным формаль­ностям. Он пренебрегает живым правосознанием, расщепляет государство и растит в народе дух гражданской вой­ны. Мало того: он подготовляет крушение для взлелеяв­шей его формальной демократии. Мы не сомневаемся в том, что человечество, рано или поздно, вынуждено бу­дет искать новых путей и решений; — и чем скорее нач­нется это искание, тем лучше. Но к этому вопросу нам надо будет еще вернуться.^ 84. НЕРАВНАЯ БОРЬБА15>9>1>I В мире ведется борьба — между мировым коммунис­тическим центром и всеми остальными, доселе еще не порабощенными им народами и государствами. Эта борь­ба слагается при неравных условиях и ведется в неравных формах; и именно потому она затягивается и исход ее не поддается еще уверенному предвидению. Русские антикоммунисты поняли это давно, с самого начала, и сделали все возможное, чтобы объяснить это руководящим народам мира. Им упорно не верили; не верили до тех пор, пока не начались «предметные уроки». Тогда заколебались и начали медленно догадываться о том, что происходит в действительности. Догадывались неохотно, отвертыва­лись, шептались, перетолковывали, сомневались и недоду­мывали до конца. Это относится не только к политикам малого калибра и ума, как деятели «Второго Интер­национала», но и к таким крупным умам, как Муссолини и Черчилль; ибо и они недодумывали основных пред­посылок нашей эпохи и именно поэтому срывались: Мус­солини — в несвоевременные войны, Черчилль — в гибель­ные соглашения и уступки (Тегеран, Ялта, Потсдам). По мере того, как предметные уроки «раскрывали» близорукие или спящие глаза и люди «просыпались» к действительности, они упирались в западную политичес­кую традицию и доктрину, поддерживаемую массовой психологией, и становились в тупик. Из этого тупика они не вышли и доселе; многие и доселе не понимают, что в ту­пике нельзя оставаться; и первый проблеск понимания обнаруживается разве лишь в том, что ныне «собираются» признать новую Испанию, созданную генералом Каудильо Франко. Но борьба по-прежнему остается неравною — вслед­ствие близорукости, в силу государственной традиции, политической доктрины и массовой психологии. Это нера­венство — в пользу коммунистического центра. Он имеет целый ряд преимуществ. Однако, это не превосходство ценности или достоинства, ибо таковых у него нет; это преимущество целесообразности в борьбе; это преобла­дания «стратегические» и «тактические». Еще точнее: это преобладание зоркого над близоруким, беззастенчивого над наивным, гангстера над обывателем. Установим это по пунктам. 1. — Мировой коммунистический центр («Коминтерн» во главе со своим тираном) есть организованное, силовое единство; он ведет борьбу деспотическими приказами, передающимися по всей вселенной. А это составляет огромное организационное преимущество в борьбе. Его противники, преобладая в числе, в территории и (потен­циально) в технике, выступают в виде неорганизованного, разбросанного, несогласованного множества. Здесь воз­можен только сговор (который не удается) и стратеги­ческое «федерирование» (которое всегда грозит несогла­сием и распадом). История войн показывает, что такие рыхлые коалиции бывают нередко расколоты и биты по частям. 2. — Коминтерн есть диктатура последовательная и свирепая, с длинною, казнящею рукою (например Дмитров). Его противники ведут свое дело при помощи за­седаний, обсуждений и голосований. Они принципиально дорожат свободной пропагандой, идеею «большинства» и правилами парламентарной демократии. Древние рим­ляне воевали всегда диктаториально. Эйзенхауэр недавно формулировал: «демократия никогда не бывает готова к войне». А эта война ведется уже давно. 3. — Итак, злой и напряженной воле Коминтерна про­тивостоит многоволие, а нередко и просто безволие в ос­тальном мире. Многоволие и безволие погубили Китай и грозят Индии. Они обнаруживаются и в других странах Европы и Америки. Они ведут повсюду к колебаниям, к нерешительности, противоборству и вечной готовности пересматривать и перерешать все, кое-как уже решенные, вопросы. 4. — Злая воля Коминтерна отлично знает, чего она хо­чет: у нее есть единая, отвратительная, но совершенно определенная программа. Противоположная сторона не умеет противопоставить этой отвратительной программе ничего определенного, что могло бы зажечь надеждою сердца народов, вдохновить интеллигенцию и сплотить по­литические силы. Здесь все расплывчато, неустойчиво, неопределенно и противоречиво, кроме социалистической программы, которая пытается наскоро предвосхитить и в смягченном виде осуществить все тот же кошмар ком­мунизма. 5. — Коминтерн несет народам открытую проповедь социальной зависти и мести; он поднимает в мире бурю ненависти, взывает к хаосу, разлагает мораль, разжигает все дурные страсти человека, чтобы влить их энергию в свое дело, а затем подмять и поработить душевно разло­жившиеся в этом кипении массы. Этому противопостав­ляются, с другой стороны, великие, но психологически по­бледневшие и поколебленные идеи — любви, мира и со­циальной справедливости; идеи — программно никак не воплощенные и на каждом шагу попираемые. 6. — Итак, Коминтерн толкает народы по линии наименьшего сопротивления, неистово поощряя разруше­ние исторически-унаследованной духовной культуры. — Противники его уговаривают массы стараться идти по линии наибольшего сопротивления: по пути полуутрачен­ной религиозной веры, добровольной дисциплины, для коей не хватает доброй воли, опостылевшего долга и социально не выкристаллизовавшейся свободы. А раз­рушать гораздо легче, чем строить. 7. — Коминтерн делает ставку на озлобленного бед­няка, на ожесточившегося нищего, на неверующего слеп­ца, на честолюбивого предателя, на аморального вла­столюбца, на салонного фантазера и на всех «попут­чиков» (хотя бы самых краткосрочных). Противники его делают ставку на колеблющийся здоровый инстинкт массы; на разлагающееся от войн и от пропаганды пра­восознание народов; на «порядочного человека», который давно уже не тверд ни в вере, ни в морали; и на, увы, столь редких людей героической убежденности. 8. — Коминтерн не дорожит своей международной репутацией; он презирает все начала морали, лояльности и корректности; для него «хороши» все подходящие сред­ства; а изобличения во лжи и преступлении ему без­различны. — Страны другого лагеря дорожат своей репу­тацией и хотят блюсти начала корректности и лояльности. В этой борьбе нет «арбитра» и «дисквалификации», и правительства демократических стран вечно забывают, что они должны быть готовы ко всему, даже к самому не­слыханному и невероятному.^ 85. НЕРАВНАЯ БОРЬБАII 9. — Коминтерн последователен: ему нужны худшие люди и рабы; поэтому он систематически истребляет луч­ших и свободолюбивых людей. — Противники его обеспе­чивают свободу и безнаказанность именно худшим людям (коммунистам) на том основании, что те прикрываются «политическим мировоззрением» и принадлежностью к «политической партии». 10. — Коминтерн ведет нападение: хищный напор, не­прерывное наступление. — Противники его ведут слабую и расхлябанную оборону, отступая, негодуя и сдавая позицию за позицией. Рассчитывают ли они на «истоще­ние» нападающего? Или, может быть, на восстание русского народа? Не просчитаются ли? 11. — Коминтерн засел в стратегической крепости, территорию которой он все время расширяет, то на Запа­де, то на Дальнем Востоке. «Сила» его в том, что крепость его имеет почти все данные для хозяйственной и амму-ниционной автаркии127; и еще в том, что вымирание гарнизона ему «не страшно». Оборона его есть, в сущ­ности, активное нападение: вылазка следует за вылаз­кой, вражеский стан наводняется агентурой и заражает­ся духовною чумою. — Противники же его никакой осады, в сущности, не ведут. Они топчутся на пограничной линии, кое-как отбивают вылазки, ловят и высылают на­зад в крепость вражьих агентов и все грозят «рассер­диться». А когда начинают сердиться, то разражаются упреками и обличениями... 12. — Коминтерн «невидим» в своей крепости: желез­ный занавес закрывает к нему доступ; террор и. зоркая слежка внутри, конспирация вовне закрепляют его «не­видимость».— Наоборот, страны, враждебные ему, от­личаются полной доступностью: их правительства впус­кают враждебных дипломатов и военных представителей, советских торговых агентов, спортсменов, журналистов и «доверяют» им; они знают, что туземные коммунисты об­служивают этих агентов, печатают об этом статьи и... не мешают. Поэтому эти страны инфильтрированы — от ра­бочих союзов до радиоговорилен, от фильмовых центров до министерств иностранных дел (срв. сенсационные про­цессы в Соед. Штатах). Они живут под коммунистической лупой в потоках коммунистической пропаганды; и дорожат советскими заказами. 13. — Коминтерн тонет во мраке. Он окружен угрожаю­щей тайной; его «ученые» и его «парламентарии» молчат как рыбы (и притом как дохлые рыбы); его пресса по­строена на конспирации.— В странах противоположного лагеря царит болтовня: их парламентарии, ученые и прес­са «информируют» вселенную и разглагольствуют обо всем, о чем необходимо молчать (вплоть до атомных сек­ретов). 14. — Коминтерн ведет тайную дипломатию, диплома­тию подрыва, раскола, неожиданностей и «совершивших­ся фактов». — Страны противоположного лагеря отрекают­ся от тайной дипломатии, считая ее проявлением «анти­демократическим» и потому зазорным. В кулуары и в га­зеты выносится все: все политические слухи, сплетни, тай­ны, до «сора из избы» включительно. Публикуются даже такие соображения: «мы опасаемся, как бы наш миролю­бивый жест не был принят за проявление слабости». 15. — Коминтерн особенно блюдет свои стратегические тайны. — Противоположная сторона все время публикует подробности — о числе своих войск, об их вооружении, о количестве военных кораблей и бомбовозов и даже о мес­тонахождении своих укреплений, военных заводов, радар­ных станций и атомных мастерских. 16. — Коминтерн стремится «разделять и повелевать»; для этого он раскачивает восстания в «колониях», чтобы обеспечить себе их изолированность, беззащитность и легкое порабощение. — Державы другого лагеря тревож­но цепляются за свои отпадающие колонии, пытаются пре­дотвратить их отпадение, делают вынужденные и поздние уступки — и в конце концов сдают их на волю судьбы и Коминтерна. Таково психологическое, политическое и стратегичес­кое положение этой мировой борьбы. Но это совсем не значит, что мировая победа обеспечена коммунистам. Техническое преобладание Соединенных Штатов не подлежит сомнению. Коминтерн знает это и старается не доводить дела до новой мировой войны: он желает мировой революции, а не атомных и водородных бомб. А между тем прорыв железного занавеса (1941—1946) и отодвижение его на запад (1946—1950) имели огромное значение: с одной стороны, русский народ, замаринованный в со­ветской лжи, узнал правду о «внешнем мире»; с другой стороны, для «внешнего мира» обнажилась живая траге­дия русского народа. События в Греции окончательно разоблачили тактику Коминтерна. События в оккупиро­ванных странах Европы подтвердили его политическую программу. Коминтерн «проболтался» на всю Европу и Америку. Удары по азиатским народам (китайцам и ко­рейцам) довершили картину. Предметные уроки приносят пользу: массы медленно прозревают; руководители ми­ровой закулисы объяты тревогой. Кто хочет «поглотить все» — неминуемо «подавится» и «лопнет». Чем больше захваченная территория, тем тоньше становится слой коммунистической оккупации и агентуры (стратегическая ошибка Гитлера в России!). Время идет, одержимая и вышколенная коммунистическая элита «вы­матывается», редеет и сил у нее не хватает. Поэтому вре­мя и пространство работают против Коминтерна. А внутри России идут свои процессы, медленно «пе­ретирающие» головку Коминтерна, давно уже заряженную взаимной ненавистью не на живот, а на смерть. И в русском народе медленно, но неотвратимо зреет нацио­нальная реакция на долгие годы страданий и унижений.^ 86. ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ГРЯДУЩЕЙ РОССИИI Нам не дано предвидеть грядущего хода событий. Мы не знаем, когда и в каком порядке будет прекращена ком­мунистическая революция в России. Но мы знаем и по­нимаем, в чем будет состоять основная задача русского национального спасения и строительства после революции: она будет состоять в выделении кверху лучших людей, — людей, преданных России, национально чувствующих, го­сударственно мыслящих, волевых, идейно-творческих, не­сущих народу не месть и не распад, а дух освобождения, справедливости и сверхклассового единения. Если отбор этих новых русских людей удастся и совершится быстро, то Россия восстановится и возродится в течение несколь­ких лет; если же нет, — то Россия перейдет из револю­ционных бедствий в долгий период послереволюционной деморализации, всяческого распада и международной за­висимости. Всякое государство организуется и строится своим ведущим слоем, живым отбором своих правящих сил. Всегда и всюду правит меньшинство: в самой полной и последовательной демократии — большинство не правит, а только выделяет свою «элиту» и дает ей общие, направ­ляющие указания. И вот, судьбы государств определяются качеством ведущего слоя: успехи государства суть его ус­пехи; политические неудачи и беды народа свидетельст­вуют о его неудовлетворительности или прямо о его не­состоятельности, — может быть, о его безволии, безыдей­ности, близорукости, а может быть, о его порочности и продажности. Такова судьба всех народов: они распла­чиваются унижениями и страданиями за недостатки своего ведущего слоя. Однако, эти унижения и страдания являют­ся не только тягостными последствиями совершенных ошибок или преступлений; они являются в то же время подготовкою будущего, школою для новой элиты; они длят­ся лишь до тех пор, пока эта новая национальная элита не окрепнет религиозно, нравственно и государственно. В этом — смысл исторических провалов, подобных рус­ской коммунистической революции: в страданиях рож­дается и закаляется новый дух, который в дальнейшем поведет страну. Это зарождение и закаление нового духа происходит ныне в России вот уже тридцать с лишним лет. Оно совер­шается негласно, в подспудном молчании. Мы можем быть твердо уверены, что русские сердца не разлюбили Россию и не разучились верить, но научились верно видеть зло и злобу, научились ценить свою историю, научились и еще учатся келейной молитве и зрелым волевым реше­ниям. Этот процесс начался еще в первые годы революции, и многие из нас участвовали в нем и наблюдали его. Ныне русскому народу, как еще никогда ни одному другому, дана была в историческом опыте злая государственная власть,— дана была очевидность лжи, пошлости и наси­лия, жестокости и порабощения. И все это — при дли­тельной неосуществимости протеста, при невозможности достойно ответить на недостойное и возмутительное. Это скопление злого опыта, это нарастание негодования и страха — ставило всякую живую душу перед выбором: или согнуться, приспособиться и примириться с происхо­дящим, стать «ловчилой» и заглушить в себе веру и совесть; или же выработать защитную маску условной «лояльности» и уйти в духовную катакомбу. В этой духов­ной катакомбе люди научались сосредоточиваться на главном и пренебрегать неглавным в жизни; они научи­лись зажигать незримую врагам лампаду и творить при ее свете новую подспудную культуру; они научались молиться по-новому и любить по-новому и внутренне, беззвучным шепотом, произносить клятвы служения и верности. Они духовно обновлялись. В первые годы большинство русских людей колебалось между этими двумя возможностями: между духовным разложением и обновлением. Но некоторое, неподдаю­щееся учету меньшинство вступило на этот путь сразу. Возможно, что немногие из них пережили эти мучитель­ные десятилетия и что немногие доживут до возрождения России. Но они могут быть уверены в том, что ни одно усилие их, ни один вздох не пропали бесплодно. Задача их состояла в том, чтобы заткать немедленно, — во всем этом крушении и вопреки всему этому распаду, — ткань новой России и постепенно вовлекать в эту ткань все но­вых и новых людей. Они могли быть уверены, что данная русскому народу очевидность зла будет непрестанно по­полнять их ряды, медленно, но верно увеличивая число обновляющихся. В этом был смысл того исповедничества и мученичества, на которое шли с самого начала лучшие люди России, принимавшие гонение, аресты, суд, ссылку, медленное умирание и расстрел. Они понимали, что они призваны противостать и стоять до конца; что одним своим, с виду обреченным и безнадежным «стоянием»они делают главное и необходимое, служат той России, в которую надо верить, которая ныне выстрадывает себе духовную свободу и, не поддаваясь соблазнам, ищет хрис­тианского братства и справедливости. Так священному-ченики строили Православную Церковь, а политические герои — гражданственную природу России*. Они совер­шили свое дело и достигли многого. И если мы читаем в советских газетах признания, что в высшие учебные за­ведения «пошла верующая молодежь», что в советской России священники «увлекают наиболее живые умы» и что «нынешние верующие совсем другие люди по сравне­нию с тем, что представляли они собою в начале револю­ции»; если мы видим, что половина российского населе­ния, несмотря на двадцатилетние гонения, открыто при­числила себя п


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Криминальный конфликт
Реферат Хрущев против Сталина. Доклад на XX съезде партии
Реферат Nuclear Weapons Essay Research Paper A major
Реферат Структуры и алгоритмы обработки данных
Реферат Топливо и расчеты процессов горения
Реферат The AIDS Epidemic Versus The Plague Essay
Реферат Us Players Essay Research Paper Us PlayersWe
Реферат Abstract For Water Lab Essay Research Paper
Реферат Music Worlds Essay Research Paper There are
Реферат Виды ценных бумаг. Особенности правового регулирования ценных бумаг
Реферат Промышленное производство и качество окружающей среды
Реферат Проблемы осуществления прав и свобод в сфере труда, провозглашенных Конституцией РФ
Реферат Недостаточность аортального и митрального клапана. Диспансеризация и тактика ведения больных с протезами сердечных клапанов
Реферат Разработка туристского продукта для установленного целевого сегмента
Реферат Goals Essay Research Paper GOALS IN LIFEHigh