Реферат по предмету "Разное"


86. Направления воспитательной

86. Направления воспитательнойработы В комплексном воспитательном процессе можно выделить следующие направления: физическое, умственное, нравствен­ное, эстетическое, трудовое и профессиональное воспитание. Кратко раскроем основные направления воспитательной ра­боты. Содержание физического воспитания включает: в совершенствование организма человека предполагает развитие двигательной и костнр-мышечной систем, нервной системы, пропорций тела при сохранении и укреплении здо­ровья человека. От физического состояния зависит успешность учебной, профессиональной деятельности, счастье всей жиз­ни человека; в просвещение учащихся в вопросах физической культу­ры и личной гигиены; В формирование механизма физического самовоспитания, стимулирование самовоспиатния воли, выносливости, настой­чивости, самодисциплины; в разностороннее развитие конкретных спортивных уме­ний и мастерства ^ развитие профессионально значимых физических ка­честв, обеспечивающих повышение работоспособности, ус­тойчивости нервной системы, появление хорошего самочув­ствия. в индивидуальная работа с физически одаренными ребя­тами с учетом их интересов и склонностей. Содержание умственного (интеллектуального) воспитания: в развитие интеллекта посредством развития всех позна-вательных функций человека: психических процессов ощуще­ния, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи; в умственное просвещение учащихся в области наук, де­ятельности, общения; в формирование механизма самоорганизации умственной деятельности; в развитие индивидуальных интеллектуальных способно­стей и познавательных возможностей учащихся; в развитие сознания и самосознания учащихся, их твор­ческого потенциала;профессионального мышления; умствен- ное воспитание осуществляется прежде всего через образова- ние и обучение; Содержание нравственного воспитания составляет: —моральное воспитание - ^формирование сознания, нрав- ственных чувств и навыков нравственного поведения ; —этическое воспитание — формирование правил хорошего тона, культуры поведения и отношений; — патриотическое воспитание — формирование чувствалюбви и ответственности за свою Родину, формирование го­товности встать на защиту Родины и своего народа; —формирование чувства собственного национального до­стоинства и уважения к другим нациям и народам; —политическое воспитание — формирование политичес­кого сознания. В свою очередь, каждое из этих направлений включает: —формирование духовных начал человека, его стремле­ния к познанию себя и своего места на земле, в космосе; нравственное просвещение в вопросах морали, этики,политики (мораль представляет собой совокупность правил,норм поведения людей, их обязанности по отношению к себе,к другим людям, к обществу, критерии различения зла и доб­ра, хорошего и плохого, достойного и позорного); развитие механизмов нравственного самовоспитания,саморегуляции поведения; воспитание чувства личной ответственности за своипоступки и деятельность; формирование не только взглядов и отношений, но иубеждений человека, требующих реализации в поведении ипоступках человека. Содержание трудового и профессионального воспитания: воспитание челс века-труженика, способного к созданию материальных и ду­ховных ценностей для себя и общества; формирование общетрудовых знаний, умений и навы­ков; положительного, сознательного и творческого отноше­ния к труду; профессиональное просвещение в области труда и про­изводственной деятельности, экономики и права; развитие механизма самообучения в сфере труда и про­фессиональной деятельности; профессиональная ориентация — подготовка молоде­жи к выбору профессии, формирование интереса к ней; профессиональное образование на основе профессио­нально-производственного труда учащихся; профессионально-правовое воспитание — передача уча­щимся сведений о законах и нормах, имеющих юридическуюсилу в области трудовых и производственных отношений; Содержание эстетического воспитания: - развитие эстетического восприятия окружающего мираи способности ценить и создавать прекрасное; развитие эстетических чувств и эмоций, развитие вооб­ражения; эстетическое просвещение учащихся в области искус­ства, культуры, объектов природы; индивидуальное эстетическое воспитание, направлен­ное на развитие художественных задатков, способностей исклонностей учащихся; - формирование механизма эстетического самообразова­ния, — формирование эстетических отношений, восприятия, чувств, вкуса и.1 !риемы воспитания Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приемов, соответствующих педагогической си­туации, особенностям учащихся, индивидуальному стилю пе­дагогической деятельности учителя. При этом реализация раз­личных методов может быть осуществлена при помощи одних и тех же приемов. Приемы воспитания — это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позиции вос-питумого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение. Следует сразу же отметить, что далеко не всякое педагоги­ческое воздействие ведет к позитивным изменениям в процес­се воспитания, а только то, которое принимается учащимся, соответствует его внутренним устремлениям, становится для него личностно значимым. Существует различная классификация приемов воспитания. За основу одного из вариантов такой классификации можно принять приемы, когда педагог добивается изменений как в отношениях с учеником, так и в его взаимоотношениях с окру­жающими. Прежде всего мы должны говорить о коммуникативных при­емах, то есть приемах общения педагога и учащихся. Ниже предлагаются некоторые приемы, разработанные нами совмест­но с Ю.С. Тюнниковым.«Ролевая маска». Учащемуся предлагается войти в некоторую роль и выступить уже не от своего имени, а от лица соответствующе­го персонажа.«Непрерывная эстафета мнений». Учащиеся «по цепочке» вы­сказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным являет­ся само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) необ­ходимо перейти к аналитическим, предварительно выдвинув соответству­ющие требования, а затем и к проблемным высказываниям учащихся.«Самостимулирование». Учащиеся, разделенные на группы, го­товят друг другу определенное количество встречных вопросов. По­ставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллектив­ному обсуждению.«Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определен­ный интерес, творчески развивают основные сюжетные линии, пере­носят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т.п.«Импровизация на заданную тему». Учащиеся свободно импро­визируют на обозначенную учителем тему (моделируют, конструиру­ют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зари­совки, комментируют, разрабатывают задания и т.п.). В отличие оа приема «импровизация на свободную тему» учащиеся в данном слу­чае поставлены в более творческие условия, причем учитель може! постепенно поднимать «планку трудности».«Обнажение противоречий». Это разграничение позиций учащих­ся по тому или иному вопросу в процессе выполнения творческогс задания с последующим столкновением противоречивых суждений, различных точек зрения. Прием предполагает четкое разграничение расхождений во мнениях, определение главных линий, по которым должно пройти обсуждение. Вторая группа приемов связана с организаторской деятель­ностью учителя, направленной на существование ситуации во­круг ученика.«Инструктирование». На время выполнения того или иного твор­ческого задания устанавливаются правила, регламентирующие об­щение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких тре­бований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в зна­чительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.«Распределениеролей». Это четкое распределение функций и ролей учащихся в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умения­ми и навыками, которые потребуются для выполнения задания.«Коррекция позиций». Это тактичное изменение мнений учащих­ся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения и препятствующих выполнению творческих заданий (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказ­ка и т.п.).«Самоотстранение учителя». После того как определены цели и содержание гадания, установлены правила и формы общений в ходе его выполнения, учитель как бы самоустраняется от прямого руко­водства или же берет на себя обязательства рядового участника.«Распределение инициативы». Предполагает создание равных ус­ловий для проявления инициативы всеми учащимися. Он применим в ситуации «задавленной инициативы», когда позиционные выступ­ления и атаки одних гасят инициативу и желание общаться у дру­гих. Главное здесь добиться сбалансированного распределения ини­циативы по всей программе выполнения задания, с вполне конкрет­ным участием всех обучаемых на каждом этапе.«Обмен функциями». Учащиеся обмениваются ролями (или функ-'^ ' циями), которые они получили при выполнении заданий. Другой ва-га^т этого приема предполагает полную или частичную передачу учителем своих функций группе учащихся или отдельному ученику.«Мизансцена». Суть приема состоит в активизации общения и из­менения его характера посредством распределения учащихся в клас­се в определенном сочетании друг с другом в те или иные моменты выполнения творческой работы. Среди множества педагогических приемов большое место за­нимает юмор, личный пример учителя, изменение обстановки, обращение к независимым экспертам и т.п.Педагогических приемов может быть бесконечное множе­ство. Каждая ситуация рождает новые приемы, каждый учи­тель из множества приемов использует те, которые соответству­ют его индивидуальному стилю. Прием, который подходит од­ному ученику, может быть неприемлем для другого^ Формы коллективной творческой деятельности Имея в виду большое разнообразие форм воспитательной работы, на наш взгляд, особенно важно овладеть методикой создания и реализации форм коллективной творческой деятель­ности. К сожалению, часто обычные мероприятия педагоги называют коллективными делами, что связано с искаженным пониманием творческой деятельности, ее идей, логики и прин­ципов организации, которые разработаны И.Т. Ивановым и его последователями1. Форма воспитательной работы может быть коллективной и творческой, если она создается участниками деятельности в процессе совместного поиска, при этом: 1) учитываются интересы и потребности каждого; 2) инди­видуальные цели не противоречат общим целям группы, объ­единения; 3) коллективная работа позволяет каждому найти значимое место в общем деле; 4) данная форма является по ис­полнению неповторимой. Формы коллективной творческой деятельности от других форм отличаются прежде всего характером постановки воспи­тательных задач и освоения опыта учащимися. В воспитатель­ном мероприятии педагог открыто ставит задачу перед детьми, передает им готовый опыт. В процессе коллективной творчес­кой деятельности воспитатель тоже ставит задачи, но делает это незаметно. Школьники как бы сами «открывают» эти вос­питательные задачи, вместе со взрослыми и под их руковод­ством создают новый опыт, применяют ранее усвоенные зна­ния и умения, приобретая новые. Основу, сущность этой методики составляет тесное сотруд­ничество, совместная деятельность всех членов коллектива, старших и младших, взрослых и детей, педагогов и школьни­ков, при этом они сообща планируют, готовят, проводят и оце­нивают работу, отдавая свои знания, умения и навыки на об­щую пользу и радость. На каждой стадии творческой совмест­ной деятельности члены коллектива ведут поиск лучших пу­тей, способов, средств решения жизненно важных практичес­ких задач, находя каждый раз новый вариант. К формам коллективной творческой деятельности во вне-учебное время относят коллективные творческие дела, чередо­вание традиционных поручений (ЧТП), сюясетно-ролевыё игры, коллективное планирование, коллективный анализ иНаиболее распространенными являются коллективные твор­ческие дела (КТД), организация которых предусматривает шесть стадий. Методика работы педагога и коллектива на каж­дой стадии подробно описана в литературе1. Первая стадия— предварительная работа. Педагоги, взрос- ге устанавливают место предстоящего КТД в воспитательной работе, планируемой на новый период с данным коллективом, определяют конкретные воспитательные задачи, выясняют р ^ личные варианты, которые могут быть предложены ка вы-.-::: нетям, продумывают способы проведения своих замыслов, намечают действия, которые могут настроить детей на работу, увлечь перспективой, определяют ;во^ОЖй^^^.М^таъ^М1,Щ1 деятельности каждого участника. Что лучше сделать? С кем? Для кого? Когда? При этом взрослые не диктуют, не навязыва­ют, а размышляют вместе с учащимися. Вторая стадия — коллективное планирование. Теперь дей­ствуют сами дети. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микроколлективах (группах, звеньях). Этот разговор услов­но называют сбором-стартом. Успех его во многом обеспечива­ет ведущий. Он составляет выдвинутые варианты, задает наво­дящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать выдвину­тые идеи, ставит дополнительные «задачи на размышление». Завершается поиск выбором совета дела. Третья стадия — коллективная подготовка дела. Руководящий орган, совет дела уточняет, конкретизирует план подго­товки и проведения КТД, затем организует его выполнение поощряя инициативу каждого участника. Подготовка можеч идти по группам.Возможна ситуация, когда дети слабо включаются, а то в вовсе не включаются в практическую работу. Бывает так, что в самом начале некоторые ученики увлекаются, а потом быстро охладевают к делу, так_как не приобрели еще умения преодо­левать трудности. Поэтому велика роль взрослого, старшего то­варища, характер его воздействия на детей, взаимодействия с ними. Не допуская открытого давления, взрослый по-товари­щески побуждает детей к целенаправленному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла. Как? Может увлечь добрым сюрпризом или заинтересовать «трудного» секретным договором с ним. Оказать особое дове­рие ответственным поручением: «Только ты можешь это сде­лать». В некоторых случаях педагог подсказывает варианты выполнения работы, дает совет по использованию источников для поиска. Четвертая стадия — проведение КТД, подведение итогов подготовки. На этой стадии осуществляется конкретный план, составленный советом дела, с учетом того, что наработано груп­пами (бригадами, звеньями). Школьники в разных формах де­монстрируют опыт, накопленный в ходе планирования и под­готовки дела. Не нужно бояться отклонений от замыслов, воз­никающих во время проведения КТД из-за разных непредви­денных обстоятельств. Не следует также бояться и ошибок, допущенных участниками. Все это тоже школа жизни. Педа­гог, по возможности, незаметно для всех участников дела, для которых оно организуется, направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудавшиеся моменты. Пятая стадия — коллективное подведение итогов КТД. Это может быть общий сбор коллектива, посвященный итогам КТД, или по группам. Каждый высказывает свое мнение, обсужда­ются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД. Кроме общего сбора, участие каждого в оценке проведенно­го КТД может осуществляться и другими средствами: опросом, заполнением анкеты через стенгазету, творческими отчетами. Главное, чтобы каждый участвовал в размышлении об опыте (своем собственном и своих товарищей) проведенных КТД, учился анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее, выдвигать более сложные, чем прежде, задачи-вопросы. Школьники учатся вырабатывать общественное мнение, созда­вать добрые традиции. Шестая стадия — ближайшее последействие КТД. На общем сборе в анкете дети и взрослые высказали предложения, поде-лились своими впечатлениями, переживаниями. Говорили о том, чему научились. Педагогу все это надо взять на заметку, чтобы использовать в дальнейшей работе. Известно, что дале­ко не все школьники готовы осуществлять свои собственные решения, закреплять приобретенный опыт. Поэтому сразу же после подведения итогов КТД необходимо приложить макси­мум усилий для того, чтобы коллективно приняться за осуще­ствление тех предложений, которые были высказаны на ито­говом сборе. Намечается программа последовательных дей­ствий, определяются новые дела. Коллективные творческие дела могут быть самые различ­ные, они постоянно рождаются в работе объединений, исполь­зующих эту методику. Каждое КТД неповторимо, но можно назвать некоторые приемы, которые используются почти на всех стадиях КТД. Прежде всего, невозможно начать поиск, побудить к творчеству без четко поставленной проблемы или задачи. Важно, чтобы она была определена самими детьми. А для того, чтобы она была предложена школьниками, нужно создание специальных ситуаций. Если задача поставлена пе­дагогом, необходимо убедиться, что она привлекательна и по­нятна детям. В зависимости от того, сколько проблем и какие из них выбраны для решения, определяется методика органи­зации коллективной работы. Один из эффективных приемов, применяемых почти на всех стадиях проведения коллективных творческих дел, — это со­здание микроколлективов, групп, бригад для решения конк­ретной задачи или выполнения творческого задания. В зави-симости от содержания:, вида КТ$ф Часто используется еще один прием — отбор идей, когда нужно из множества возможных решений, вариантов выбрать один или два-три. Выбор этих идей может осуществляться с по­мощью голосования или естественным путем, то есть участни­ки поиска выбирают характер, форму своего участия реальным добровольным действием.Когда выбор осуществить сложно, используется еще одив прием — защита идей. Каждый член коллектива или микро­коллектив защищает свой вариант, подводится итог этого по­иска, и в результате рождается окончательное решение. Чтобы обеспечить реализацию воспитательных возможнос­тей КТД, педагогу необходимо соблюдать определенные усло­вия. Во-первых, нельзя нарушать последовательность действий (стадий) при подготовке и проведении любого КТД, допускать изменения позиции, роли, которая определена педагогу как старшему товарищу. Во-вторых, подготовка и проведение лю­бого КТД требует того, чтобы взрослые вместе с детьми опира­лись на опыт предшествующих дел. В-третьих, необходимо учитывать опыт и знания учащихся, полученные в учебно-вос­питательном процессе; ранее используемые формы. КТД — лишь один из компонентов общей системы средств воспитания. Важнейшим условием является реализация и развитие идеи за­боты о себе, друг друге, родителях, близких людях, окружаю­щем мире. Коллективное творческое дело — это уникальное и в то же время естественное социальное и педагогическое явление, ко­торое может быть положено в основу всей деятельности кол­лектива. Как педагогическая технология коллективная твор­ческая деятельность или отдельные ее элементы могут быть использованы педагогами и учащимися при подготовке и про­ведении различных форм работы. Сегодня можно спорить о жизнеспособности коммунарства как социально-педагогичес­кого явления, но совершенно очевидно, что многие идеи, мето­дические рекомендации по организации коллективной творчес­кой деятельности успешно используются практиками. В современных условиях целесообразно сделать некоторые акценты, связанные с сущностью методики и ее практической реализацией: доминирование целей развития индивидуальности и реа­лизации личности каждого в коллективной творческой дея­тельности; выработка ценностей, идеалов, образцов в коллективе, ис­ходя из личностных интересов и потребностей; определение творческих задач, проблем для решения са­мими участниками деятельности; создание условий для включения детей в творческую де­ятельность различных групп, объединений; от личности к делу, а не от дела к личности; не отбор пред­ложений и идей при планировании работы, а предоставлениеас-:м::~:ностп :-:а.:т:~::•:*/ ьь::т;.ть то. что соответствует его инте­рн им и желаниям;создание условий для самоопределения участниками де­ятельности своей роли, характера поведения;оценка результатов, анализ коллективной деятельностис точки зрения проявления и развития личности каждого, фор­мирования его отношений с участниками деятельности.Формой коллективной творческой деятельности могут стать сюжетно-ролевые игры, если идеи, содержание и способы орга­низации, правила игры разрабатываются в ходе коллективно­го творчества. Безусловно, этот поиск направляет педагог. Так, например, в школе-интернате № 11 поселка Константиновский Ярославской области дети придумали игру «Шоу-бизнес».В процессе коллективного планирования внеучебной работы на учебный год родилась идея проведения игры «Шоу-бизнес», в кото­рой имитировались бы современные рыночные отношения. Цель игры «Шоу-бизнес» — формирование у детей умений пользо­ваться деньгами, начиная от способов их заработать до умения разум­но их потратить.Достижение цели предусматривает решение ряда задач:ознакомление детей с простейшими функциями таких органи­заций, как банк, биржа труда, налоговая инспекция, юридическаяконтора и т.д.;включение ребенка в условия конкурентной борьбы;формирование у детей самостоятельности в поступках, уменшнести ответственность за них, развитие волевых усилий, чувства уверенности в своих действиях;воспитание уважения к окружающим людям и труду.В игре «Шоу-бизнес* участвовали все дети без ограничения в воз расте. Продолжительность игры составляла около трех часов, хот^ требовалась длительная предварительная подготовка.За неделю до проведения игры участники определили объекты тру да, службы, которые выполняли основную функцию в ходе игры: бир жа труда, банк, налоговая инспекция, юридическая контора, милк ция, пресс-центр, рекламное агентство, магазин, салон красоты, фо тосалон, детский мир, скорая помощь и др. Дети по желанию выбра ли службы и подготовили их к работе. Были определены следующи правила игры.Всех участников игры можно условно разделить на две группк первая — это те, кто работает в названных службах и получает зарг ботную плату; вторая группа — основное количество — это те, кт пользуется их услугами и получает определенную сумму денег за вые ранную работу. Для этого участнику игры, желающему заработать необходимо прийти на биржу труда, где он сможет выбрать работу есписка трудовых и творческих заданий, предложенных ему биржей, Каждому участнику игры выдается чековая книжка, в которой име­ется описание работы и сумма оплаты за нее. Например, повесить стенд в кабинете физики — оплата 15—20 тысяч интерн (интерна — название денежной единицы). После выполнения работы необходимо обратиться к налоговому инспектору для осуществления контроля и уточнения оплаты за ра­боту. Чем выше качество выполнения, тем выше цена. Инспектор за­веряет работу штампом на чековой книжке., Далее участник следует в банк, где получает заработную плату, которую может потратить в магазине, фотосалоне, салоне красоты. При желании он может еще заработать, повторно обратившись на биржу труда. Кто окажется трудолюбивым и более экономным, тот сможет стать участником аукциона, на котором разыгрывается более ценный то­вар, чем продается в магазине. Во время игры работает юридическая контора, которая занимает­ся разрешением конфликтных ситуаций, а также выдачей справок тем, кто не понял условий игры. Милиция следит за порядком и впра­ве взимать штрафы с нарушителей. В процессе игры активно работают корреспонденты из пресс-цент­ра. Они берут интервью у участников игры^ описывают наиболее яр­кие события и чрезвычайные происшествия, случившиеся за время игры. Результатом их работы является экстренный выпуск газеты, вышедший в конце игры. Деятельность рекламного агентства предусматривает предвари­тельную работу за несколько дней до начала игры. Его задача — вы­полнение заказов клиентов на изготовление рекламы различных служб и товаров. Прием готовой продукции производится во время игры специалистом по рекламе. В зависимости от качества выполне­ния назначается цена. Если кто-то почувствовал недомогание, то решить эти проблемы призвана скорая помощь, выдав порцию витаминов. ; Для младших детей, живущих в интернате, организуется работа салона «Детский мир». Здесь они смогут заработать деньги за отга­дывание загадок, участие в конкурсах, выполнение творческих зада­ний и т.п. Все служащие в данных органах получают зарплату за час до окон­чания игры, когда будет закрыта биржа труда и все задания уже бу­дут выданы. Размер зарплаты установлен заранее. Участники игры также договорились о следующем: Размер оплаты за один вид работы не должен превышатьбины заработка служащего. Количество служащих в налоговой инспекции должно б* Во избежание очереди в магазине целесообразно сделать несколь­ко торговых точек. Милиционер вправе взять не более трех штрафов за время игры. Фотографу не назначать зарплату, так как он может заработать,получая деньги за фотографии.Подготовка игры: 1. Педагоги и дети установили: необходимый список трудовых и творческих заданий; денежную единицу; название служб и количество служащих в них, а также размерих зарплаты, их отличительные особенности; правила игры, за несоблюдение которых будет взиматься штраф; дату и точное время проведения игры. 2. Был вывешен информационный стенд, на котором отражены: условия игры; список трудовых и творческих заданий и соответственная пла­та за них; список требующихся вакансий и размер зарплаты по каждой изних; месторасположение служб, организаций и салонов; рекламные плакаты различного характера. Напечатаны деньги и чековые книжки. Подготовлены: а) товар для продажи на аукционе и в магазине;б) различные инструменты для организации работы участников.План проведения: Сбор-старт, на котором объявляются условия игры. Начало работы биржи труда, распределение трудовых и твор­ческих поручений. Выполнение работы участниками (1—2 часа). Открытие магазина и начало работы салонов. Закрытие биржи труда и выдача зарплаты служащим. Аукцион. Заключительный сбор для подведения итогов игры. Часто игра создается на основе формы ее проведения. Так, например, подросткам предлагается придумать игру «Экспе­диция X». Форма — экспедиция, а куда и как она будет орга­низована — решают дети, определяя ее направление, символы, правила, форму подведения итогов, названия и роли для учас­тников игры. На наш взгляд, формы коллективной творческой деятель­ности являются наиболее эффективными, если педагог овла­дел методикой их разработки и проведения. Такие формы спо­собствуют развитию отношений между участниками воспита­тельного процесса, носят комплексный, деятельный характер,


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.