Реферат по предмету "Разное"


«Адаптация системы социальной защиты к новым условиям Российского рынка труда»

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «…» Факультет экономики и управления Кафедра прикладных экономических дисциплинКурсовая работа по дисциплине «Экономика труда» на тему: «Адаптация системы социальной защиты к новым условиям Российского рынка труда»Выполнил:Проверила: ________________________Орел, 2009 Содержание Введение…………………………………………………………………………...............31. Сущность и назначение системы социальной защиты населения в условиях рынка……………………………………………………………………………… ………4 2. Анализ изменений в системе социальной защиты населения в России в 1992-2007 гг и оценка их эффективности…………………………………………………………...9 3. Пути модернизации системы социальной защиты населения в России…………..18Заключение……………………………………………………………………………….22 Библиографический список ………………………………………….............................23Введение Актуальность выбранной темы заключается в том, что с переходом России на путь рыночной экономики в стране появилось много групп населения, которые столкнулись с различными проблемами социального неблагополучия. Население стало остро нуждаться в государственной поддержке и развитие экономики в целом стало зависеть от стабильности социального сектора в стране. На пути адаптации Российского рынка труда к новым правилам и механизмам работы, постоянно появляются новые очаги социальной напряженности. Главной целью социально-экономической политике, является защита данных групп населения от социальных проблем. Основной целью исследования настоящий курсовой работы является рассмотрение системы социальной защиты к новым условиям Российского рынка труда. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть теоретические аспекты системы социальной защиты населения; исследовать изменений в системе социальной защиты населения на Российском рынке труда; дать оценку системы социальной защиты населения на современном этапе; изучить основные методы и способы улучшения социальной защиты населения; Объектом настоящей курсовой работы является система социальной защиты населения в условиях рынка, а предметом является меры и способы социальной защиты на Российском рынки труда. Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили труды отечественных ученых экономистов, законодательные и нормативные акты РФ.1 Сущность и назначение системы социальной защиты населения в условиях рынка Современная рыночная экономика в процессе своего развития постоянно сталкивается с различными проблемами, которые обуславливает потребность населения в социальной защите. Россия, являющаяся в соответствии с Конституцией социальным государством, где существует широкий набора мер, направленных на профилактику социального неблагополучия, поддержку социально уязвимых групп населения и всего социального сектора в целом. В действующем законодательстве Российской Федерации понятие «социальная защита» используется в сравнительно узком смысле: оно подразумевает политику государства, направленную на обеспечение прав и гарантий человека в сфере уровня жизни. В то же время, если обратиться к международной практике, концеп­ция социальной защиты населения включает законодательное закрепле­ние минимальных гарантий, предоставляемых государством (либо под его контролем) любому гражданину, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, независимо от его трудового стажа, размера страховых взносов и т.п. Следовательно, социальная защита населения — это система мер правового, социально-экономического и организационного характера, гарантируемая и реализуемая государством для обеспечения достойной жизни, т.е. материальной обеспеченности на уровне стандартов совре­менного развития общества и свободного развития человека. [2.c. 19-23] Основные права граждан в сфере социальной защиты закреплены в ст. 18 Конституции Российской Федерации. Регулирование социаль­ной защиты населения относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Нормативные правовые акты по социальной защите населения имеют форму федеральных и региональных законов, в которых закреп­ляются права граждан в этой области и меры по осуществлению норма­тивных положений в сфере защитных функций государства. К числу иных правовых актов, регулирующих процедуры социальной защиты, относятся указы Президента РФ, постановления и распоряжения Пра­вительства РФ; правила, инструкции, приказы и другие нормативные акты министерств и федеральных ведомств, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления. Социальная защита населения – это комплекс экономических, социальных и правовых мер, а также совокупность институтов, обеспечивающих всем гражданам равные возможности для поддержания определенного уровня жизни, а также поддержку определенных социальных групп населения. В формировании системы социальной защиты населения принимают участия минимальные социальные стандарты и нормативы. Под государственными минимальными социальными стандартами принято понимать установленные законами Российской Федерации или решениями представительных органов государственной власти на определенный период времени минимальные уровни социальных га­рантий, выраженные через социальные нормативы и нормы, отражаю­щие важнейшие потребности человека в материальных благах, обще­доступных и бесплатных услугах, гарантирующие соответствующий уровень их потребления и предназначенные для определения обяза­тельного минимума бюджетных расходов на эти цели. Формирование и введение в действие государственной системы социальных стандартов направлено на создание принципиально ново­го механизма нормативно-правового регулирования государством раз­вития разнообразной по своей структуре социальной сферы в целях обеспечения основных социальных гарантий гражданам на основе по­вышения социальных расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.[3.с. 36-38] В настоящее время при формировании бюджетов различных уровней применяются социальные нормы и нормативы по широкому кругу показателей. Зна­чительная их часть, закрепленная законами или иными правовыми ак­тами, определяет минимальные государственные гарантии в сфере труда, его оплаты, занятости и социального обеспечения. В то же время следует иметь в виду, что нередко эти нормативы определены таким образом, что пересматриваются в зависимости от темпов инфляции и имеющихся финансовых возможностей. Такая ситуация придает им рекомендательный характер, поскольку они, по существу, связаны с величиной текущих расходов и капитальных вложений, выделяемых на цели социальной защиты населения. Органы власти субъектов РФ вправе корректировать нормы и нормативы исходя из региональных особенностей и наличных финансовых ресурсов. Помимо прожиточного минимума в числе минимальных стандартов в области уровня жизни населения, обеспечивающих ми­нимально необходимый уровень удовлетворения основных потребно­стей человека, экономическая наука называет устанавливаемые в законодательном порядке нормативы в области обеспеченности жильем, охраны здоровья и образования, культуры, условий и охраны труда, занятости, нормативы в области состояния окружающей среды.[15.c. 480] Выделяют четыре институциональные формы социальной защиты населения: Государственная социальная помощь лицам, которые в силу нетрудоспособности, отсутствия работы, источников дохода не в состоянии самостоятельно материально обеспечить свое существование. Финансовыми источниками данного института защиты являются государственный, региональные и муниципальные бюджеты, формируемые за счет общей налоговой системы. Определяющая характеристика данного института защиты социально-алиментарные внедоговорные отношения государства с уязвимыми категориями населения (инвалидами; гражданами, не имеющими необходимого страхового стажа для получения пенсий и пособий по обязательному социальному страхованию). Выплаты в рамках этой системы осуществляются после проверки нуждаемости и призваны обеспечить минимальный доход, размеры которого сопоставимы с уровнем, определяющим черту бедности. Обязательное (по закону) социальное страхование- это разновидность социальных гарантий, установленных действующим законодательством, в связи с утраты дохода (заработной платы) из-за потери трудоспосо6ности (болезни, несчастного случая, старости) или места работы. Финансовые источники – страховые взносы работодателей, работников (иногда государства), а также средства государственного бюджета. Правовая природа этого вида страхования – замещение утраченной заработной платы и других трудовых доходов. В его основе лежат солидарность страхователей и застрахованных. Добровольное (личное) страхование строиться на принципах коллективной солидарности и самопомощи при отсутствии страховой поддержки государства (бюджетов всех уровней) . Финансовые источники – страховые взносы самих работников (иногда в их пользу – работодателей), организованные на принципах и с помощью механизмов личного страхования. Определяющие характеристики - наличие страхового договора.[15.c. 502] Корпоративные системы социальной – это система социальной защиты работников, организуемые работодателями (медицинская и оздоровительная помощь, оплата жилищных, транспортных, учебных и культурных услуг, фирменные пенсионные выплаты). Финансовые источники – средства предприятий. Среди названных институтов социальной защиты базовым (по объему финансовых средств, массовости охвата разнообразию и качеству услуг) является обязательное социальное страхование (пенсионное и медицинское, от несчастных случаев на производстве и в связи с безработицей). Мировой опыт подтверждает, что система социального страхования - один из основных институтов социальной защиты в условиях рыночной экономики, призванный обеспечить реализацию конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности (или отсутствия таковой от рождения), потери кормильца безработицы. Размеры получаемых средств регулируются законами и зависят от продолжительности страхового (трудового) стажа величины заработной платы (которая служит базой для начисления страховых взносов), степени утраты трудоспособности. В отличие от социальной помощи, когда нуждающийся человек получает пособия за счет общественных средств (фактически за счет других лиц), финансовыми источниками выплат и услуг по программам социального страхования являются специализированные фонды, формируемые при непосредственном участии самих застрахованных. Исходя из источников финансирования, социальное обеспечение можно разделить на социальное страхование и социальную помощь. Страхование, помощь и попечительство представляют собой в каждом отдельном случае некоторую комбинацию из социальных услуг и денежных трансфертов. Характерной чертой принципа страхования является финансирование предоставляемой помощи за счет взносов и тесная взаимозависимость между взносами и объемом социальных услуг. Размер выплат в этом случае ориентируется на объем индивидуальных взносов, т.е. на предварительный вклад застрахованного. Тем самым принцип страхования в наибольшей степени соответствует рыночным принципам справедливости, вознаграждения согласно личному вкладу и личной ответственности. Это ограничивает возможности системы в регулировании доходов, хотя и снижает последствия социального риска. Современная реакция на риски - страхование, суть которого в объединении рисков. Существует два основных вида страхования: Осуществляется частными компаниями (добровольное); Осуществляется государством (принудительное);[4.c. 24-37] Для развитых стран общепринятым является обязательное страхование, обеспечивающее выплаты на случай безработицы, нетрудоспособности, наступления старосты. Но и на этих направлениях государство берет на себя не все, а только те участки, на которых частное страхование не срабатывает. Но страхование не может перекрыть все варианты социальных бедствий. В общем, страхование может дополняться социальной помощью. Между социальной помощью и общественным страхованием существует ряд схожих черт: То и другое предполагает перераспределение доходов. То и другое связано со сложившимися в обществе представлениями о справедливости. То и другое имеют поля пересечения. Но также имеются и отличия, одно дело, когда нуждающийся получает помощь за счет других лиц, и совсем другое дело, когда для него осязаема зависимость размеров помощи в зависимости его вклада в общественный фонд. Во втором случае стимулируется индивидуальное накопление, а в первом - иждивенчество. Поэтому там, где страхование и социальная помощь пересекаются, предпочтение надо отдавать страхованию. Принцип социальной помощи предполагает финансирование из бюджета. При определении размеров выплат возможны четыре альтернативных подход: помощь всем покупателям выплачивается в одинаковом размере; помощь ориентирована на индивидуальную обеспеченность; размер помощи может быть ориентирован на величину прежней заработной платы или же на величину страховых взносов получателя; величина помощи зависит от потребностей получателя. Одинаковый размер помощи для всех получателей - наиболее простой в организационном отношении вариант. Этот способ оказывается, однако непригодным, если речь идет о возмещении утраченного заработка, т.к. размер потери дохода сильно колеблется у различных получателей. Кроме того, одинаковая помощь может понизить мотивацию к труду. В пользу учета индивидуальной обеспеченности при установлении величины социальной помощи говорит и то, что таким способом эффективно используются средства соцобеспечения и исключаются случаи необоснованных переплат. Ввиду финансирования из бюджета все системы социального обеспечения, в основе которых лежит этот принцип, в высокой степени зависят от финансового положения государства. Все три принципа организации социальной обеспеченности занимают в странах с рыночной экономикой свое определенное место. Система социальной обеспеченности способна действовать с максимальной отдачей только при взаимодействии страхования, помощи и попечительства. Характерной чертой попечительства является финансирование за счет налогов. Однако если значительная часть системы социального обеспечения построена по принципу попечительства, то это может приводить к перегрузке государственных финансов. На современном этапе развития рыночной экономике в стране создана комплексная система социальной защиты населения, решающая задачи: снижения социальной напряженности в обществе; оказания социальной помощи семьям, отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию; адаптации населения к новым социально-экономическим условиям, социальной реабилитации граждан, в том числе несовершеннолетних, являющихся инвалидами; создания благоприятных условий для людей, нуждающихся в стационарном социальном обслуживании, а также во временном приюте; защиты прав и интересов детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. [8.c. 42] Формирование системы социального обслуживания населения потребовало не только новой концепции социальной работы, но и огромных усилий по подготовке необходимых кадров, обеспечению нормативно-правового регулирования вопросов, связанных с обеспечением деятельности социальных служб. В конце первой главы необходимо отметить, что социальная защита включает широкий перечень мер направленных на поддержку как трудоспособного, так нетрудоспособного населения России. Социальная защита населения в социальной рыночной экономике не направлена на создание особых привилегий тем или иным группам граждан. Не прекращается развитие новых и доработка старых законов фиксированных в Конституции Российской Федерации и других правовых актов, отвечающих за осуществление защитных функций государства.2 Анализ изменений в системе социальной защиты населения в России в 1992-2007 гг и оценка их эффективностиДля нынешнего этапа развития теории и практики социальной работы в России характерны: целенаправленные усилия государства на всех уровнях (от федерального до муниципального) по обеспечению здоровой социальной среды жизнедеятельности человека, созданию системы поддержки людей; инициирование потенциала самопомощи человека, оказавшегося в трудной жизненной ситуации; предоставление социальной помощи отдельному человеку или группе лиц путем поддержки, консультирования, реабилитации, социального патронажа и использования других видов социальных услуг. Приоритеты социальной политики - повышение жизненного уровня населения, инвестиции в человека - сформулированы в Программе социально-экономического развития Российской Федерации до 2010 г. и Плане действий Правительства РФ. Рассмотрим тарифную политику государства в системе социального страхования, как одно из важных направлений в системе социальной защиты населения в РФ. Началом проведения современной государственной тарифной политики в системе обяза­тельного социального страхования (ОСС) можно считать март 1991 г., когда был введен в действие Закон "О государственных пенсиях в РСФСР". В соответствии со ст.8 данного за­кона выплата пенсий осуществлялась за счет средств Пенсионного фонда РСФСР. Источником их формирования стали страховые взносы работодателей и работников. Отчисления на пенси­онное страхование были установлены законодательством в размере 26%.[16] В том же году в связи с выведением пенсионного страхования из Фонда социального стра­хования тариф был разделен между Пенсионным фондом (20,6%) и фонд социального страхования (ФСС) (5,4%). Стра­ховой тариф в размере 11%, взимаемый во внебюджетный стабилизационный фонд, в свою очередь, был разделен между Пенсионным фондом (7,4%) и Фондом обязательного меди­цинского страхования (3,6%). Таким образом, величина страховых взносов в Пенсионный фонд составляла: для работодателей 28% от фонд оплаты труда (ФОТ), для работников -1%. Тогда же (апрель 1991 г.) вступил в силу Закон "О занятости населения в Россий­ской Федерации", согласно которому был создан Государственный фонд занятости РСФСР. Его финансовая база формировалась за счет страховых взносов работодателей (2% от ФОТ). Одновременно произошла реорганизация ФСС РФ, который получил статус государствен­ного, став правопреемником фонда с таким же названием, находившемся до этого в ведении профсоюзов. Фонд также перешел на страховые принципы финансирования (тариф - 5,4%). "Объекты" страхования: временная нетрудоспособность, материнство и детство, санаторно-ку­рортное лечение, детский отдых и др. В соответствии с Законом "О медицинском страховании граждан в Российской Фе­дерации" в 1993 г. были образованы федеральный и территориальные фонды медицинского страхования. Формирование их финансовой базы носило достаточно специфический характер. Частично она складывалась за счет страховых взносов, которые вносились ра­ботодателями/частично - за счет платежей региональных органов власти, перечисляемых ими за неработающее население. В свою очередь, страховой взнос распределялся между ФФОМС и территориальными фондами. Размер платежей за неработающих граждан ус­танавливался в виде фиксированной суммы за каждого из них. Это решение негативно повли­яло на финансовое состояние ФФОМС.[12.c. 64] Совокупная нагрузка на работодателей по обязательному социальному страхованию соста­вила 40% от ФОТ. Такова фактологическая сторона тарифной политики государства в системе ОСС на этапе ее становления. Что касается содержательной стороны, то ее суть заключалась в создании принципиально новой системы - института социального страхования как основной формы социальной защиты населения в новых экономических реалиях. В тот период, размер страховых тарифов определялся с учетом предполагаемых социальных выплат, позволяющих выполнять обязательства перед застрахованными, установленные законодательством. Конечно, случались задержки при выплате пенсий, несвоевремен­ная их индексация, размер страховых выплат был низким. Тем не менее формирование финансовых механизмов и инструментария системы ОСС позволили избежать в непростых со­циально-экономических условиях переходного периода крайнего обнищания основной массы населения, сохранить приемлемый уровень медицинского обслуживания. Так же, прово­димая государством тарифная политика позволила сконцентрировать в системе ОСС значи­тельные финансовые ресурсы и на этой основе обеспечить функционирование внебюджетных фондов социального страхования без привлечения средств из бюджетов всех уровней, включая федеральный. Один из основополагающих принципов ОСС - автономность бюджетов - был ре­ализован на практике. В-третьих, установленную законом выплату в пенсионный фонд России (ПФР) страхового взноса в размере 1% от дохода непосредственно самим работником также можно оценить положитель­но: участие каждого застрахованного в построении финансовой базы страхования - один из ос­новных принципов ОСС (в индустриально развитых странах такая практика носит повсемест­ный характер). Дело здесь не только в расширении источников формирования финансовых ре­сурсов ОСС, главное, что таким образом у граждан вырабатывается социально-рыночная пси­хология, предполагающая сочетание личной ответственности за свое материальное благополу­чие и солидарной взаимопомощи.[6.c. 34-35] Однако позитивные тенденции в рассматриваемой сфере развития не получили. Более того, существенные изменения наметились в тарифной политике государства, которое, стремясь к уменьшению налоговой нагрузки на бизнес, стало понижать Страховые тари­фы. Например, страховой взнос в фонд занятости сначала был уменьшен до 1,5%, затем (в 2001 г.) отменен вообще, а государственный фонд занятости населения (ГФЗН) расформирован. В результате затраты на социальное обеспечение незанятых, которые во всех цивилизован­ных странах несут работодатели, перекладываются на бюджет, то есть на всех граждан. Заме­нив страховые пособия по безработице на госпособия, государство ушло от необходимости ус­танавливать их размеры на уровне, обеспечивающем нормальное воспроизводство рабочей силы. Неизбежным следствием таких действий стало снижение качества социальной защиты потерявших работу: уменьшен по отношению к ПМ минимальный размер страховых пособий по безработице (в 2006 г. он составил 720 руб. в месяц), ликвидированы доплаты на иждивен­цев. В итоге большинство незанятых граждан не встают на учет в качестве безработных. Высво­бодившиеся ресурсы от отмены страховых взносов на социальную защиту населения пополни­ли предпринимательские доходы. Торможение введения страхования досрочных пенсий за работу в районах Крайнего Севе­ра и приравненных к ним местностях, профессиональных пенсий за работу на особо опасных и вредных производствах и т.п. также является продолжением политики снижения социальной нагрузки на работодателей. Например, пенсионное страхование граждан, занятых на особо опасных работах, предполагает введение страхового тарифа в размере 4-7% от ФОТ. Пока же эти расходы, как и другие подобные, несет общая система пенсионного страхования. Во-пер­вых, это несправедливо: платить должен работодатель, платят же - работники. Во-вторых, сни­жается уровень и качество социального обеспечения застрахованных.[14.c. 47] Политика прямого снижения стра­ховых тарифов проводится последова­тельно и целенаправленно. Так, если общая нагрузка обязательного соци­ального страхования на бизнес в 1991 г. составляла 40%, то с 2005 г. она снижена до 26% (без учета тарифов на страхование от несча­стных случаев на производстве). Положение системы ОСС при этом практически не учитыва­лось. Поэтому не случайно удельный вес расходов на социальное страхование в ВВП в послед­ние годы снизился. При установлении размера страховых тарифов государственная тарифная политика в сис­теме ОСС не опиралась на общепризнанные теоретические и методологические принци­пы. Определение величины общей нагрузки социального страхования на бизнес в целом и по отдельным внебюджетным фондам социального страхования, очевидно, базировалось на бухгалтерском подходе и волевых решениях: главное, чтобы доходы покрывали расходы на со­циальные выплаты (причем - минимизированные). Замена страховых взносов на единый социальный налог стала в некотором роде закономерным шагом. Вместо должного и необходимого актуарного обоснования величина ставки единого (ЕСН) устанавли­вается исходя из логики развития самой налоговой системы, решения ее собственных задач. К их числу относится выведение из тени "черной" и "серой" зарплат для расширения налоговой базы, уменьшение диспропорций между различными видами налогов, выполнение нестраховых функ­ций (например, обеспечение выплаты базовой пенсии), стремление снизить налоговую нагрузку. При этом интересы собственно социального страхования в расчет практически не принима­лись. Строго говоря, без актуарных расчетов невозможно определить основные параметры каж­дого направления социального страхования: уровень замещения страховой выплатой утраченно­го заработка, покупательной способности пенсий, социальных пособий и т.д. При установлении размера страховых тарифов эти "детали" практически выпали из поля зрения чиновников. [10.c. 47] Подтверждением субъективизма при установлении страховых тарифов может служить и че­харда с изменением размера тарифа в фонд социального страхования (ФСС): с 5,4% от ФОТ он был снижен в 2001 г. до 4%, в 2005г. -до 3,2%, в 2006 г. -до 2,9%. Кроме того, государственная политика тарифообразования по рискам, которые страхуются в ФСС, одновременно сопровождалась целенаправленным сокращением качества и объема страховых услуг. В частности, оплата больничных листов в 2002 г. была уменьшена более чем на треть. Сложность системы социального страхования как объекта управления не позволяет достичь долгосрочной оптимизации с помощью лишь одного из управленческих инструментов: актуар­ные технологии в ОСС предусматривают использование многовариантных расчетов и на этой ос­нове - выбор оптимального решения, фундаментом актуарных расчетов, как известно, являют­ся статистические данные. Размер страхового взноса определяется средним значением выплат конкретному застрахованному. Среднее же значение нельзя вычислить, не зная вероятностей наступления случаев, в результате которых происходят подобные выплаты.[1.c. 36-37] Отдельно следует отметить накопительные виды страхования, к которым относится, напри­мер, пенсионное: при расчете соотношения "взнос - выплата" определяющее значение приобре­тает прогноз ставки доходности, которая будет начисляться на собранные в качестве взносов средства. Из-за долгосрочности их нахождения в инвестировании даже небольшие ошибки в выборе расчетной ставки доходности могут спровоцировать огромные несоответствия тарифов. Для государственной тарифной политики характерно и отсутствие обоснованного распре­деления размера тарифа по отдельным видам страховых рисков. Наиболее яркий пример - ситуация с ОМС. Размер страхового тарифа (ставки ЕСН) и платежей, вносимых ре­гионами за неработающее население, покрывает лишь 40% необходимых средств для выпол­нения обязательств в рамках Базовой программы ОМС. Недостающие средства доплачивают пациенты. В результате снижения страховых тарифов (ставки ЕСН) было заблокировано повы­шение уровня и качества страховых выплат и медицинского обслуживания. Эта тенденция про­явилась во всех внебюджетных фондах социального страхования. Особо сложная ситуация - с пенсионным обеспечением. В частности, за последние годы резко снизилось соотношение минимальной пенсии и ПМ пенсионера; также далеко от опти­мального соотношение среднего размера пен­сии и ПМ пенсионера. Таблица 1 - соотношение среднего размера пен­сии и ПМ пенсионера. [8.c. 28] Соотношение минимального и среднего размера пенсий с величиной прожиточногоминимума пенсионера, % Год 1991 2000 2001 2002 2003 2004 2005 Минимальный размерОплаты труда 47.1 41,4 36,5 36,8 35,7 34,8 34,2 Средний размер пенсии/ ПМ 227,0 76,4 89,5 100,0 102,0 106,3 107,0 С 2002 г. размер базовой пенсии. О неблагоприятном" матери­альном положении пенсионеров в сравнении с работающими свидетельствует постоянное снижение коэффициента замещения. Приведенные в таблице данные свидетельству­ют, что при выходе на пенсию материальное положение человека ухудшается в 3-4 раза. Таблица 2 - Коэффициент замещения пенсией зарплаты. [8.c. 28] Коэффициент замещения пенсией зарплаты год 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 Коэффициент замещения, % 27,9 34,5 37,9 36,0 34,0 32,3 30,6 28,0 26,0 Не лучше обстоит дело и при страховании других рисков. Низкий размер ставки ЕСН, взно­сов в ФСС не позволяет фонду выполнять обязательства перед застрахованными. Как след­ствие, введение ограничений на размер страховых выплат (до 15 тыс. руб). Такая ситуация сло­жилась с выплатами пособий по беременности и родам, в связи с временной нетрудоспособ­ностью; предельные выплаты установлены при страховании от несчастных случаев на произ­водстве и профессиональных заболеваний. Обязательное медицинское страхование не имеет достаточного финансового обеспечения для оказания бесплатной медицинской помощи даже в объеме Базовой программы. Также программы по социальной защите населения ведутся в организована система санаторно-курортного обслуживания, ориентированная на восстановительное лечение и оздоровление инвалидов войны и труда, лиц пострадавших от аварии на ЧАЭС, репрессированных и других категорий граждан. Ежегодно лечение проходят около 160 тыс. человек. Особое направление работы - социальная защита граждан, пострадавших вследствие радиационных катастроф и испытаний ядерного оружия. Базовый законодательный акт, который регулирует эти вопросы, - Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", действие отдельных статей которого в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Федеральным законом "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" распространено на другие категории граждан. [5.c. 23-24] Существенно увеличились бюджетные расходы на социальные нужды. При общем увеличении расходов федерального бюджета на 39%, расходы на социальную сферу выросли на 49%. Доля социальных расходов увеличилась с 13 до 16%. В России созданы основы полноценной системы социального обслуживания населения, сформированы условия для ее дальнейшего развития. На территории страны действует 1037 стационарных учреждений социального обслуживания престарелых и инвалидов на 229,5 тыс. мест, в том числе 534 дома-интерната общего типа на 90,2 тыс. мест, 444 психоневрологических интерната на 131,2 тыс. мест. Во многих регионах России с учетом демографической ситуации применяются новые формы стационарного социального обслуживания пожилых людей и инвалидов. Функционируют 31 реабилитационный центр для лиц с умственной отсталостью, 15 домов милосердия и 10 геронтологических центров. Стабильно работает сеть учреждений и служб, оказывающих социальные услуги в нестационарных и полустационарных условиях. Из 1744 действующих центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов 675 центров являются комплексными. При них существуют отделения дневного пребывания на 27 тыс. мест, которые посещают почти 600 тыс. человек. Расширяется сеть отделений временного проживания. [9.c.42] Помимо традиционных учреждений помощи престарелым и инвалидам, в 90-е годы стала создаваться принципиально новая, личностно-ориентированная разветвленная система учреждений социального обслуживания семьи и детей. Ее основные задачи - профилактика семейного неблагополучия, индивидуальная помощь семье и детям, детям-инвалидам, детям-сиротам в их социальной реабилитации и адаптации в семью и общество. В конце данной главы следует отметить, что положительные последствия от изменений в системе социальной защиты наблюдаются не по всем направлениям ее работы. Улучшение социального сектора распределено крайне не равномерно и проявляется не во всех направлениях. Говоря о страховой сфере, необходимо отметить недостатки. Если до 2000 г. экономика России находилась в глубоком кризисе (ВВП начала XXI в. составлял 50% ВВП 1990 г.), то последние шесть лет она развивается довольно вы­сокими темпами (порядка 6-7% в год). Однако ситуация в страховой сфере остается чрезвычай­но неблагоприятной. 3 Пути модернизации системы социальной защиты населения в РоссииОсновным направлением модернизации и совершенствования системы социальной защиты населения в России, можно выделать следующие текущие и перспективные задачи. Намечено принять дополнительные меры для обеспечения перехода к адресному принципу оказания социальной помощи. Определено несколько стратегических направлений: развитие законодательной базы. Прежде всего имеются в виду законопроекты "О порядке расчета среднедушевого дохода и учета доходов семьи и одиноко проживающих граждан", "О переводе в денежную форму некоторых социальных льгот и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Первый законопроект устанавливает порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов семьи и одиноко проживающих граждан (в том числе доходов от принадлежащего на правах собственности имущества) для отнесения семей и граждан к малоимущим и оказания им государственной социальной помощи. Во втором законопроекте п


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.