Тема: “Warming-up” как средство активизации учебного процесса.Подготовила Бородко И.А. учитель английского языка МОУ «СОШ №6»Новозыбков, 2011«Warming-up» как средство активизации учебного процесса. Каждый учитель знает, как важно уже при первом знакомстве учащихся с предметом пробудить интерес к его изучению, уйти от формальной зубрежки, внести в учебный процесс развлекательные элементы, активизировать познавательные мотивы обучения. В этом отношении иностранный язык – особый предмет. Ученикам предстоит долгий путь усвоения чужого языка, и еще очень нескоро они смогут уверенно применить полученные знания на практике, свободно прочитать выбранную по своему вкусу статью, книгу и получить подлинное удовлетворение от общения с иной языковой культурой. В ближайшей перспективе их ждет заучивание новых слов, работа со словарем, анализ грамматических конструкций. А как хочется уже сейчас, если не в первые дни и недели, то в первые месяцы обучения самостоятельно попробовать свои силы, прочитать по-английски занимательный текст, оценить своеобразный английский юмор, удивить родных и друзей знанием английских пословиц, скороговорок, считалок, рифм, загадок. Творческий учитель всегда помнит об этом. Урок как организованная единица обучения, как известно, длится 40-45 минут. Как цельное произведение структура урока включает начало, центральную часть и завершение. Каждая из названных частей выполняет присущую ей функцию, отражающую специфику предмета. Но, наполняя каждый этап содержанием, творческому учителю можно уделить особое внимание заданиям типа «Warming-Up». Это особый вид учебной деятельности, который позволяет: удачно приблизиться к реальной действительности; практически использовать приобретенные речевые навыки; вести процесс обучения без обширной подготовки для выполнения; придать занятию соответствующую атмосферу. С помощью «Warming-Up» можно «запустить урок», придавая занятию нужный ритм и психологический фон, соответствующий состоянию учащихся. В практике средней школы начало урока обычно проводится двумя разными способами, которые можно назвать: традиционный (формальный) и «естественный». Приверженцы традиционного способа начинают урок с доклада дежурного о готовности класса к уроку, об отсутствующих, о погоде, дате. Высказывания учащихся заученные и повторяются из урока в урок. Возможно, следует иногда практиковать подобное начало, но важно помнить, что в начале урока обычно отмечается иноязычно - речевая скованность и учителю важно постараться настроить учащихся на общение, создать рабочий контакт как можно с большим числом учеников, т. е. осуществить речевую подготовку естественным путем. Зарубежные методисты считают, что «Warming-Up» – это такой вид деятельности в начале урока (обычно не более 5 минут), который преследует две цели: первая – помочь учащимся войти в языковую среду после того, как они приходят на урок английского языка после изучения других школьных предметов; вторая - послужит введением в тему урока и является переходным этапом к дальнейшей работе. Так, в самом начале занятия, когда учащиеся 7-го класса еще только настраиваются на работу по теме «Национальные парки природы», хорошим организующим моментом может послужить следующее несложное задание. Учитель просит прочитать числительные в русском тексте на английском языке:^ Could You Read the Numerals in English?В Челябинской области 182 памятника природы, 4 заповедника, 2 национальных парка, 20 заказников (19 охотничьих и 1 ботанический). На территории области произрастает более 1000 цветковых растений, мхов, лишайников, грибов. Только на Троицкой земле насчитывается более 40 видов почв. Это большая редкость. Здесь 22000 часов солнечного света в год, больше чем в Сочи. При определении содержания и выборе форм речевой зарядки автору своего урока можно руководствоваться следующими правилами: 1. Потрудиться придумать такое начало урока, чтобы вызвать у учащихся желание говорить по-английски. 2. Связать речевую зарядку с задачами урока. 3. Помнить, что речевая зарядка, совершенно неподкрепленная последующим ходом урока, просто теряет смысл. Необходимо сделать так, чтобы речевая зарядка не была «инородным телом». 4. Подготовить (желательно, но не обязательно) несколько вариантов речевой зарядки. А избранный вариант будет зависеть от обстоятельств, с которыми столкнется учитель, входя в класс. Ученики могут быть усталыми, пассивными или, наоборот, излишне возбужденными. Одним из наиболее эффективных средств воздействия на эмоции и чувства обучающихся является фонетическая зарядка. Примером фонетической зарядки могут быть рифмовки, скороговорки, стихи: на звук [ε:]: 1. Girls heard a bird on the fir-tree. 2. A little girl with a pretty curl. 3. Learn thirteen words of lesson Thirty. Скороговорки, рифмовки или короткие стихотворения позволяют отчитать и закрепить фонетический звук, а также обогатить вокабуляр учащегося введением новых лексических единиц. Более того, чтение и заучивание скороговорок стимулирует учащихся на дальнейшее изучение иностранного языка, вызывает интерес и поднимает настроение. Работа над фонетикой более результативна, если она сочетается с другими видами деятельности. Упражнение в произношении побуждает учителя быть бдительным не только при становлении произносительных, но и лексических и грамматических навыков. Но фонетическая зарядка может выполнять и другие задачи, например: развитие речевого аппарата; снятие напряжения; учет индивидуальных особенностей учащихся. Поэтому место фонетической зарядки не может быть постоянным, оно варьируется в зависимости от задач, стоящих перед нею. В целях активизации учебного процесса целесообразно кроме традиционной фонетической зарядки в учебном процессе использовать: лексические фонетические зарядки при работе над лексическим материалом; грамматические при работе над грамматикой; интегрированные при работе над аудированием, говорением, чтением, письмом; общеобразовательные при работе над общим развитием; релаксационные для снятия напряжения и усталости. Любая группа слов либо грамматических явлений может стать поводом для совершенствования произносительных навыков. Поэтому есть смысл готовить фонетические зарядки в комбинации с речевыми зарядками. Используя «Warming-Up» для логичного завершения урока, учитель планирует вызвать положительные эмоции у обучаемых, распространяющиеся на последующие занятия. В преддверии государственного праздника учащимся можно предложить рифму с заданием перефразировать ее в микромонологическое либо микродиалогическое высказывание: You should remember The 4-th of November. Of our country the great holiday. You have to remember The 4-th of November. The Russian Unity Day! «Warming-Up» - важный вид активной учебной деятельности, способствующий повышению интереса к изучению иностранного языка. «Warming-Up» обеспечивает практическое пользование иностранным языком в ситуациях, моделирующих реальную действительность.