«Где живут белые медведи?»Тип урока: усвоение навыков и уменийФорма урока: урок – практикумПересечение образовательных областей: технология, география.Цели урока: формировать у учеников представление о разнообразии природы Земли; познакомить детей с холодными районами Земли; учить приёмам работы с глобусом.Оборудование: 1. Глобусы. 2. Плакаты животных Северного и Южного полюсов. 3. Видеофильмы из серии «Твои весёлые друзья зверята ». 4. Компьютер. 5. Проектор. 6. Образец аппликации; шаблоны медведя для аппликации. 7. У каждого ученика – картон голубого цвета, клей – карандаш. :Задачи: формировать представления о разнообразии природы Земли, познакомить детей с холодными районами планеты, показать связь между природными условиями и животным миром; учить элементарным приемам работы с глобусом. развитие логического мышления, мыслительных операций (сравнение, анализ, обобщение), развитие речи; воспитание познавательного интереса у учащихся, экологической культуры познания^ Ход урока.I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока- Отгадайте загадку.Слайд.1. Я среди торосов В тёплой белой шкуре Прячусь от морозов И от снежной бури. (Белый медведь.)- Правильно, белый медведь. Сегодня на уроке мы узнаем, где живут белые медведи.^ II. Повторение пройденного – фронтальная работа с классомВнимательно прослушайте сказку – загадку «Старик – годовик» и отгадайте, о каких птицах идёт речь?- Вышел Старик – годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул Старик – годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. - Кто догадался, какие птицы полетели? (^ Это три зимних месяца – декабрь, январь и февраль.) Слайд.2. - Махнул Старик – годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. - Что за птицы полетели? (^ Весенние месяцы – март, апрель, май.) Слайд.3. Махнул Старик – годовик четвёртый раз – и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы. - Какие это птицы? (^ Осенние месяцы – сентябрь, октябрь, ноябрь.) Слайд.4.- - Махнул Старик – годовик третий раз – и полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. - Что за птицы третьей тройки? (^ Летние месяцы – июнь, июль, август.) Слайд.5.Демонстрация рисунка. - А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле семь перьев. Каждое перо тоже со своим именем. - Почему у птиц четыре крыла? (^ В месяце четыре недели.) Слайд.6. - Почему в крыле семь перьев и как они называются? (Семь перьев в крыле – это дни недели.).Назовите по порядку дни недели. Четыре ученика у доски выполняют индивидуальные задания.^ Первое задание. На доске записаны названия месяцев: декабрь, июнь, январь, март, май, ноябрь, февраль. Подчеркните названия зимних месяцев. Второе задание. На доске записаны названия дней недели. Расставьте числа в пустые квадратики, чтобы получилась правильная последовательность:Суббота Понедельник Среда Воскресенье Вторник Пятница Четверг Третье задание. На доске записана группа слов. Зачеркните лишнее слово: осень, зима, весна, март, лето. (Лишнее слово – март, так как это месяц, а осень, зима, весна, лето – это времена года.)Слайд.7.Четвертое задание (даётся хорошо читающему ученику). Прочитайте и отгадайте загадки Мудрой Черепахи.^ В чёрных фраках,В белых майках круглый годХодит этот удивительный народ. (Пингвины.)Среди снегов и льда не голодает. За рыбой в холодную воду ныряет.Густая белая шерсть спасает.От морозов согревает. (Белый медведь). Слайд.8.Задания проверяются по порядку. После того как последний ученик прочитал загадки и назвал отгадки, можно перейти к работе над темой урока. III.Новая тема^ 1.Игра – путешествие Слайд.9. - Ребята, а Муравьишка Вопросик хочет узнать, где живут эти животные. Кто знает? (Ответы детей.) - Чтобы поближе познакомиться с жизнью белых медведей, пингвинов и слонов, мы отправимся в путешествие! - Как вы думаете, что понадобится в путешествии? ( ^ Предметы тёплой одежды.)Подвожу итог: И на Северном и на Южном полюсе, очень холодно. Надо взять шапку, куртку, варежки, могут пригодиться лыжи, аэросани. Рассказ о белом медведе. Белые медведи обитают на Крайнем Севере, за Полярным кругом, среди вечных льдов и снегов - на островах и холодном побережье Северного Ледовитого океана. Это самое большое, самое сильное и могучее животное из семейства медвежьих. Он весит около 700 кг, а длина его туловища достигает 3 метров.Белые медведи с головы до ног покрыты густым белым мехом. Мех растет даже на подушечках лап, поэтому животные легко и быстро передвигаются по снегу и льду. Мех медведя отлично сохраняет тепло его тела. Благодаря густому подшерстку им не страшны даже самые лютые морозы.Белые медведи – отличные пловцы и могут часами находиться в воде. Вода не проникает им под шубу, поэтому даже в мороз они остаются сухими и им не страшна никакая простуда. В самые лютые морозы они купаются в ледяной воде. Отлично плавают, ныряют и нередко совершают длительные прогулки, удаляясь от суши в открытое море на десятки километров.Излюбленная пища белых медведей – тюлени, рыба, морские водоросли, птичьи яйца, песцы.Зимуют белые медведи в берлоге изо льда. В ноябре или декабре медведица выкапывает в снегу глубокую берлогу. Через месяц – два на свет появляются два-три малыша, которые спят вместе с ней остаются с матерью ещё примерно два года после рождения. Всё это время медведица их кормит и заботится о них. Просмотр видеофильма о белых медведях.^ 2. Работа по учебнику (с. 72-73) - Прочитайте текст. - Как называются холодные районы Земли? (Северный Ледовитый океан и Антарктида) - Чем покрыта большая часть Северного Ледовитого океана? (^ Льдом и снегом.) - Какой полюс расположен в этом районе Земли? (Северный полюс.) Слайд.1-7. Просмотр видеофильма о белых медведях.Работа с глобусом. Рассматривание Северного Ледовитого океана и Северного полюса.- Как называется ещё один холодный район Земли? (Антарктида.)- Какой полюс расположен в этом районе? (Южный полюс.) Слайд.8-13. Просмотр видеофильма о пингвинах. Работа с глобусом. Рассматривание Антарктиды и Южного полюса. - Ребята, вы должны внимательно рассмотреть рисунки и рассказать о том, что увидели, по плану: 1) где вы побывали; 2) что увидели вокруг; 3) какие животные, птицы вам встретились. Подведение итога: -В каких районах мы побывали? (^ Северный Ледовитый океан и Антарктида.) Какие полюса здесь расположены? (Северный полюс и Южный полюс?) Чем похожи эти районы? ( Здесь холодно, много снега и льда.) Одни и те же или разные животные встречаются в этих районах? (Разные.) какие? - Ребята, а теперь правильно ответьте на вопрос Муравьишки Вопросика: «Где живут белые медведи?» ( ^ На крайнем Севере, на островках и побережье Северного Ледовитого океана.) - Ребята, Мудрая Черепаха приготовила для вас очень интересный вопрос. Прочитайте его на с. 9 учебника. Подумайте, охотятся ли белые медведи на пингвинов? ( Нет, потому что они живут в разных районах Земли.)Физкультминутка^ 3.Работа в Рабочей тетради - Мы с вами путешествовали к Северному и Южному полюсам. - Рассмотрите рисунки. - Кто из этих животных обитает в районе Северного Ледовитого океана? Слайд.14. - Кто из этих животных обитает в Антарктиде? Слайд.15. Найдите на рисунке альбатроса. Слайд.16. - Какие предметы вам необходимы? Обведите эти предметы, синим карандашом. Проверка. -Какие предметы вы обвели? (Шапку, куртку, варежки, могут пригодиться лыжи, аэросани.) Слайд.18. - Кого можно встретить на Северном полюсе? - Рассмотрите рисунки. Чем они похожи? - А теперь найдите отличия на этих рисунках. Слайд.19.^ IV. Практическая работа - А сейчас попробуем сделать своих белых медведей. Демонстрация образца аппликации.План работы 1. Возьмите шаблон медведицы и медвежонка (заранее приготовленные детьми шаблоны медведей). 2. Распределите на голубом картоне эти детали. 3. Приклейте эти детали к бумаге. 4. Покажите друг другу.V. Итог урока.- Ребята, наше путешествие завершилось. В каких районах Земли мы побывали? - Скажите, пожалуйста, где живут белые медведи? Слайд.20. - Скажите, пожалуйста, где живут белые пингвины?