Реферат по предмету "Разное"


2006 Ильин А. Ю. Мировоззренческие и методологические основы политической философии И. А. Ильина

2006Ильин А.Ю.Мировоззренческие и методологические основы политической философии И. А. ИльинаОпределяя важнейшие задачи, стоящие перед страной, размышляя над способами их решения, русский ученый, философ, правовед, мыслитель Иван Александрович Ильин полагал, что Россия сегодня больше всего нуждается в самостоятельном национальном творчестве, исходящем из любви к своей Родине. Научные интересы и исследования, проводимые И.А.Ильиным в различных областях общественных наук, способствовали формированию мыслителя национального масштаба. Он становится одним из ведущих представителей философии и теории права, русской философии религии и политики первой половины 20-го столетия, создавшим оригинальную концепцию политического устройства и управления обществом. Мировоззренческие и методологические основы политической философии И. А. Ильина формировались под воздействием ряда обстоятельств. ^ К первой группе факторов относятся условия, в которых складывалось мировоззрение, идейные и научные ориентиры мыслителя. И.А.Ильин был современником событий, которые оказались поворотными в судьбе России. Духовное, политическое и cоциально-экономическое состояние России в первой трети двадцатого столетия определили направленность и тему исканий ученого. На формирование ценностных установок, смысла теоретических изысканий оказывало влияние его ближайшее окружение. В начальный период его жизни исключительное воздействие оказывала религиозно-нравственная атмосфера, царившая в семье ученого, воспроизводимая несколькими ее поколениями. По воспоминаниям самого ученого и его знакомых, это способствовало восприятию ценностей христианского верования и “секретов земного счастья”, бережного сохранения и передачи их от поколения к поколению. Важнейшее значение имели наставления прадеда-философа, о которых, в частности, говорит И.Н.Смирнов: “Тут главное в том, - чтобы не зависеть от своего имущества, не присягать ему. Имущество должно служить нам и повиноваться... Оно призвано служить нашему сердцу и выражать нашу любовь... Дело в том, чтобы, не отменяя имущество, победить и стать свободным. Эта свобода не может прийти от других людей; ее нужно взять самому, освободить свою душу.”1 Для молодого И. А. Ильина жизнь, философия прадеда были живым примером неистребимости русского духа, возвышающего себя над традициями типичного для многих людей русского быта. И.А.Ильин воспринимает от прадеда талант усматривать в простом, обычном для повседневного взора, глубины прекрасного и великого, не отвергая значимости обыденного опыта, каким бы во внешних своих проявлениях он ни был уныл и безрадостен. Эту способность И. А. Ильин лелеет, культивирует на протяжении всей своей жизни. Она стала основой его душевного и духовного мира. Вспоминая же своего деда, он писал, что его философия вырастала из сердца, питалась созерцанием и сливалась с жизнью. В тяжелые минуты жизни он признавал, что нередко обращался, как бы ища совета, помощи к памяти своего глубоко почитаемого деда, получая требуемую духовную поддержку. Уроки нравственности, полученные в детстве, формировали характер, отношение к миру, способу бытия. Впоследствии, это проявится в понимании А. Ю. Ильиным существа жизни, в стремлении, не присягая форме, отыскивать в каждом явлении его сущность в соответствии с конкретными обстоятельствами. А такие понятия как “сердце”, “любовь”, “свобода” станут ключевыми категориями его философии. Постепенно окрепнет сознание, что духовность - ключ к истинному счастью. Этим убеждением будет пронизана и освещена вся жизнь И. А. Ильина, его мысли и каждая написанная им строка. Много позже он создаст одну из лучших своих работ - триптих, в которой попытается “заткать ткань новой философии”.2 Она будет проникнута тихим “усматриванием” “трепетным сердцем” привычных и от этого неприметных для человека предметов.Важнейшим источником и фактором, пронизавшим все творчество И.А. Ильина, был Новый Завет, Священное писание. Через все творчество И.А. Ильина красной нитью проходит мотив соотнесения его мыслей, поступков с идеалами Нового Завета и святоотеческой традицией. Достаточно рано он обращается к вопросам религиозного осмысления действительности, проявляя интерес к работам религиозного характера. Так, в переписке с Л.И. Гуревич, обнаруживается его интерес к религиозной литературе и желание просвещать через духовные книги своих близких. Среди этих книг встречаем: “Путь ко спасению” Феофана Затворника, “Религиозный идеал св. Афанасия Великого” и “Мистическое описание аскетизма в творениях Макария Египетского” И. В. Попова, “Добротолюбие”, труды Экхарта, Конфуция, Бхавагад-Гита, В. С Соловьева и другие. Кроме того, анализ событий, свидетелем и участником которых он был и определяемый им как мировой кризис религиозности, когда “живое, жизнестроительное отношение к Божественному, заглохло, замерло в народах” и, тем не менее утверждая: “Я вижу на небе далекую зарю религиозного обновления, мечтаю о нём и всеми силами пытаюсь начать навстречу ей “взрыв Его нивы”3, говорит о религиозной направленности и стилистики его мысли. Выбор друзей И. А. Ильина, круг его близких знакомых свидетельствует о желании общаться, находить силы с людьми, для которых духовность, искренняя религиозность являются главными составляющими их миропонимания. Среди друзей которыми окружил себя И. А. Ильин были: в среде музыкантов - Н. К. Метнер, художников - М. В. Нестеров, писателей - И. С. Шмелёв. Для окружения и друзей И.А. Ильина не модная, но искренняя религиозность в их трудах, мыслях была наиболее важным моментом их творчества и жизни. ^ Не современность ("не модность") их взглядов проявлялась в том, что в тот период, в России, в русской философии появилась и господствовала над умами общественности плеяда мыслителей, поставивших перед собой задачу религиозного осмысления действительности, что послужило толчком к своеобразному религиозно-философскому ренессансу в русской философии. И.А. Ильин своими работами не стремился задать, сконструировать новую религию, а ставит задачу осознания утерянного понимания и пути постижения Бога в христиански - православной традиции, заявляя, что не богоискательством и богостроительством следует заниматься, а постичь и вернуть себе Христа. А своими духовными учителями И. А. Ильин мог назвать таких представителей русской культуры, как Феофан Затворник, Св. Серафим Саровский и других святых подвижников веры и святых отцов церкви. А также А.С. Пушкина, А.К. Толстого, Л. С. Хомякова, Ф.М. Достоевского и многих других мыслителей, ученых и политических деятелей, глубоко верующих и преданных России. Людей, способных видеть не только предметно лучшее в своём народе (следовательно, ценить и культивировать это лучшее), но и нелицеприятно выговаривать об ужасающих пороках своего отечества. При этом, не отрекаться от него, а на основе творческого возрождения лучших качеств изживать и преодолевать негативные стороны общества, задавать импульс и направленность для возрождения и развития страны – качества высоко ценимые Иваном Александровичем. Если проследить основные вехи эволюции его как ученого - исследователя, философа, можно выделить следующие этапы. Первый этап его научной деятельности связан с учебой, а в дальнейшем и работой в Московском университете, двухгодичной командировкой в университеты Европы и сотрудничеством с П. И. Новгородцевым. В этот период свой интерес он концентрирует “на логической чистоте” используемых понятий, суждений. Тем самым, он стремится определить возможные опасности и последствия от ошибок при неверном сведении и использовании последних. Подтверждением данного положения служит его первая научная печатная работа “Понятия права и силы” (1910 г.) Кроме неё в этот же период он публикует работы “Идея личности в учении Штирнера ”Опыт по истории индивидуализма”, “Шлейермахер и его Речи о религии”, “О любезности”, “О возрождении гегельянства”, “Кризис субъекта в наукоучении Фихте Старшего. Опыт систематического анализа”. Такие работы как “Бунт Стеньки Разина” (самая первая его печатная работа), “Что такое политическая партия” и “Свобода собраний и народной представительство”, вышедшие в книгоиздательстве “Труд и Воля” в 1906 г., являются его первой попыткой определить пути выхода из гражданского, политического кризиса. В них он обосновывает принципы и способы участия в политической жизни общества. И. А. Ильин в первых своих работах просветительского плана предстает сторонником политической либерализации общественных отношений. В этот же период, в области “чистой юриспруденции” он занимался тремя вопросами: - идеей государственного суверенитета; - анализом двух форм правления монархии и республики, и - природой международного права. Особое место в эволюции Ильина как ученого оказала двухгодичная командировка, в процессе которой произошло его непосредственное знакомство с ведущими учеными и философами Европы Иеллинком, Фрайбургом, Риккертом, Зиммелем, Иельсоном и Гуссерлем. Он выступает с докладами на проводимых ими семинарах в университетах Гейдельберга, Берлина, Геттингена. Работает в Париже в Сорбоне и Национальной библиотеке, что приводит к интенсивному усвоению новейших направлений европейской философии: феноменологии, персонализма, интуитивизма, психоанализа. Он знакомится с концепциями З. Фрейда, Э. Гуссерля и многих других законодателей западной и мировой философской и научной мысли. Однако, возможно, решающее влияние на формирование гносеологических взглядов ученого оказало его знакомство с Э. Гуссерлем. На протяжении нескольких месяцев И. А. Ильин живет в доме Гуссерля, что позволяет непосредственно окунуться в его научную лабораторию. На втором этапе, который также выпадает на до эмигрантский период его жизни, он заостряет внимание на вопросах гносеологии и методологии исследования. Как на первом так и на втором этапах своей научной деятельности И. А. Ильин в качестве основного инструментария ,естественно, использует категории, методы, главным образом, представителей западноевропейской науки, что в полной мере соответствовало требованиям и направлению исследований школы П. И. Новгородцева, к которой он примыкал. Этим объясняется и акцент на правовые аспекты действительности, философское, метафизическое их обоснование. Завершающим итогом большого периода его научной деятельности можно назвать его магистерскую диссертацию “Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и Человека”, по результатам защиты которой ему присваивают магистерскую и докторскую степени. По оценкам специалистов творчества Гегеля, работа была признана одним из лучших исследований первой половины 20 столетия в Гегелеведении. На третьем этапе своей творческой деятельности он обращается к вопросам метафизических основ общественного бытия, анализируя протекание социально - политических процессов в России и формулирует основополагающие аксиомы политического устройства общества. Данный период совпадает с революционными событиями в России 1917 г. и последовавшей с 1922 г. принудительной эмиграцией ученого. В эмигрантский период основной формой изложения своих взглядов он избирает научную политическую публицистику, как одну из наиболее доступных в материальном и просветительском плане форму изложения своих мыслей и взглядов. При этом, именно в этот период выходят и его фундаментальные труды в области духовной культуры. В его работах четко начинает прослеживаться тенденция на постановку проблем в свете духовного, религиозно - православного характера. Будь это работы, в которых освещаются проблемы сугубо религиозного или политического, правового или эстетического планов. Собственно, именно его акцент на признание важности для человека и общества духовных, а в пределе религиозно - православных принципов жизни для ряда исследователей его творчества стало поводом говорить о трансформации взглядов ученого.Вторую группу факторов составляет качественная особенность российской интеллигенции, одним из ярких представителей которой он являлся.- Это способность постигать глубины достижений мировой науки, стремление хорошо ориентироваться в современных ему течениях философии и науки. Особенно следует сказать о духовном и интеллектуальном влиянии Павла Ивановича Новгородцева, профессора Московского университета на И. А. Ильина. Именно под его непосредственным руководством проходило становление будущего ученого, педагога, философа, общественного деятеля. Связь между учителем и его учеником проявилась в последствии и в судьбах и логике развития их учений. Они схожи – от защиты, объяснения категорий естественного права и выведения, метафизических начал к непосредственному использованию и приходу к религиозным основам в духе русского православия. Естественно предположить, что в результате их общения, первыми научными ориентирами для И. А. Ильина стали Платон, Аристотель, а среди представителей Нового Времени особенно важное значение в формировании мировоззрения и философии мыслителя оказали концепции Фихте, Гегеля, Брентано, Шеллинга. При этом, сам П. И. Новгородцев требовал от своих учеников и последователей глубокого знания не только истории философской мысли, но и современных концепций представителей общественно-политической и философской наук, в частности, исследований английских, французских, немецких ученых и политических деятелей, таких как Зиммель, Гуссерль, Буржуа, Дюги и мн. др. Как их постигать, как мыслить, - этому их учил П. И. Новгородцев: "Мы, начинающие студенты, слушали его по-особому, много не понимая, напряженно ловя каждое его слово, напряженно внимая, - пишет И. А. Ильин в своей работе "Памяти Новгородцева", - он говорил о главном; не о фактах и не о средствах, отвлеченно, но о живом; он говорил о целях жизни, и прежде всего, о праве ученого исследовать и обосновывать эти цели... Слагалось идейное бродило, закладывались основы духовного понимания жизни, общественности и политики". Собственно, эта характеристика предмета и способа его познания является основной парадигмой и для творчества самого И.А. Ильина, которой он придерживался на протяжении всей своей жизни. Главное жить и постичь жизнь, т.е. обнаружить постоянное (сущность), принципиальное, аксиоматическое, что, в свою очередь, можно получить только особым способом. Но только так можно понимать и творить жизнь. Для поиска и нахождения основ не подходят надуманные, абстрактные, отвлеченные от жизни способы и средства её постижения. Они неуловимы для поверхностного наблюдателя, ученого-формалиста, способного лишь регистрировать, но не постигать сущность. ^ Теоретические источники и особенности методологии философии ученого При определении источников политической философии И. А. Ильина необходимо помнить, что сам ученый в принципе не придавал значения классификации своих взглядов. Позиция И.А. Ильина к любым попыткам подведения, какой либо исследуемой задачи к заранее готовым схемам, концепциям всегда была негативной.^ Основными теоретическими источниками политической философии ученого, помимо научных взглядов, положений его учителя и представителей западноевропейской философии и политической мысли 18-начала 20 века, таких как И. Г. Фихте, И. Канта, Г. Гегеля, О. Конта, Э. Гуссерля и др., были идеи и традиции русских мыслителей первой половины 19 века – А. Хомякова, И. Киреевского, М. Сперанского, К Аксакова. Однако, учитывая выше сказанное, необходимо отметить, формирование взглядов И.А. Ильина его философии происходило в период своеобразного религиозно-философского ренессанса в России. Религиозное сознание в Российском обществе начала века было не однородным. Религиозно-философская мысль развивалась по нескольким направлениям: - это модернизация православной традиции, одним из ярких представителей, которой можно назвать О. П. Флоренского; другое направление - этическое сентиментальное морализаторство, в духе христианской любви и апологетирования непротивления (Л. Н. Толстой); а так же примыкающее к нему, но составляющее самостоятельное направление в философско-религиозном преображении общественного сознания - авангардистское, конструирующее или, по-другому, "новое религиозное сознание", для которого отдельный человек является высшей ипостасью сравнимой с Богом. К этому направлению следует отнести концепции известных в России людей - Н. И. Бердяева, Д. С. Мережковского, В. В. Розанова др. Оппонентами этому направлению следует назвать позиции о. О. Н. Булгакова, бр. Трубецких и конечно И. А. Ильина, своими трудами стремившихся выявить и сохранить древнюю православную традицию в религии и, главное, в философии и общественном сознании. Философия И.А. Ильина по своей сути есть продолжение древней, классической православной традиции для которой окружающий мир есть ни что иное, как дар Божий, познание которого возможно лишь как самораскрытие для духовно подготовленной свободной, цельной, органичной личности, а не “конструирование”, “моделирование” мира. Согласно данной традиции человек строит свое отношение с миром не в рамках господства, противопоставления, завоевания последнего и тем самым самоутверждения себя, а как служение и самоотдача, стремление к сохранению мира и органичного единения с ним. Уже в ранних работах И. А. Ильин стремится к определению Абсолютного, Божественного через познание явлений мира, обнаружение в каждой из них определяющего основания, которое для него есть проявление Божественного, "искры Божьей". При этом он оставался мыслителем светским, не занимаясь проблемами богословия и религиозной философией. В основных положениях политической философии И. А. Ильина обнаруживается генетическая связь с положениями славянофилов первой половины 19 века и “почвенничеством” Ф. М. Достоевского. В духовном аспекте И. А. Ильин продолжает онтологическую и гносеологическую традиции А. Хомякова и И. Киреевского. И наконец, "русскость" И. А. Ильина проявляется в стремлении органичного сочетания достижений европейской культуры с приобретениями и богатствами русской культуры. На политическую философию И. А. Ильина помимо влияний традиций русской философской мысли, особенно в вопросах теории познания, как отмечалось выше, заметный след оставили идеи западноевропейской философской культуры. Так, в традициях немецкой философии он использует, в частности, методы Фихте, Шеллинга, Гегеля и, особенно, Гуссерля. Так, следуя в рамках гносеологических традиций И. Г. Фихте в познании предмета, И. А. Ильин требует от исследователя личного непосредственного опыта.4 Сам опыт требует не чувственного содержания, а через него сверхчувственное содержание предмета. Следовательно, исследуя сущность бытия, жизни, духовную природу человека, научная философия исследует их сверхчувственную первооснову. В то же время, утверждая реальность, объективность предмета, для его восприятия необходим настрой и метод его постижения. В работе "Философия и жизнь"5 И. А. Ильин выстраивает своеобразную структуру познания, где на первом этапе исследователь стремится воспринимать предмет так, как он есть на самом деле, "т.е. , как он есть для всех и для каждого сам по себе". Это необходимо, чтобы затем сосредоточить всё внимание на постижении мыслью и словом его сущности и содержания. На этом этапе необходима и своеобразная «утонченная индуктивно-экспериментальная проверка внутреннего опыта - то скепсис и осторожное, крадущееся вопрошание, то наблюдение за собою, самоанализ, самоирония, то забвение о себе и сосредоточенное погружение в непосредственное переживание предмета. Более того, исследователь обязан овладеть силами своего бессознательного, очистить их, придать им гибкость и покорность, сделать их совершенным орудием предметовидения». Современная философия, по его убеждению, должна подготовить душу исследователя к способности произвольного свободного фокусирования внимания; полностью отдаться предмету познания так, чтобы сам предмет стал собственным содержанием души, когда личная жизнь становится жизнью предмета в нём. Фактически, его гносеология является органичным развитием общей мировоззренческой установки ученого. В ней просматривается влияние и той атмосферы, которая царила в его семье, и той научной школы, к которой он принадлежал. И.А. Ильин осознаёт и опасности своего метода, когда человек оказывается, практически, неподконтролен для большинства. "В своей душевной и душевно-духовной жизни, замечает он, - каждый человек уединён и непрозрачен; трудно бывает людям сказать о чужой душе - пещера ли это, в которой тлеет колдовской огонь, или келья, в которой возжена молитвенная лампада". Осознавая всю опасность метода, он всё же утверждает, что личный опыт есть первая гарантия подлинности. "Общий закон духа, духовной культуры, всей науки...,- пишет он в работе “ О возрождении философского опыта”6,- гласит - общение с предметом никто никому никого не заменяет, и заменить не может”. Таким образом, исходная онтологическая природа научного опыта в его подлинности. Чтобы познать, необходимо организовать в себе подлинный духовный опыт, т.е. "самому духовно быть". Инструмент, посредством которого познается предмет - имеет духовную природу - это такие "духовные органы" как "Очевидность, Совесть, Правосознание, Художественное видение, Любовь". Все они даны каждому человеку. Но только тот способен приобщиться к новому способу быть, действовать, кто сделает их главными органами и орудиями своей жизни. В дальнейшем, практически во всех своих работах И.А. Ильин воспроизводит основные элементы своего метода: от "катарсиса", очищения, погружения, до самозабвения в предмете исследуемого объекта, при полном сохранении себя, до формулирования основных принципов тех сфер человеческих отношений, которые являются объектом его внимания. Свой метод он создает под непосредственным воздействием феноменологии Э. Гуссерля. Ещё в письме к Гуревич Л.Я. от 13 августа \31 июля 1911 г. он излагает своё понимание школы Гуссерля и его метода. И здесь обнаруживаются "генетические” связи с его собственным методом: "...в последнее время стал вырабатываться так называемый феноменологический метод, сущность которого состоит... в следующем правиле: "анализу того или иного предмета должно предшествовать интуитивное погружение в переживание анализируемого предмета" ...фиксируй прежде всего то, что подлежит исследованию... выбери ряд более или менее ярких случаев несомненной наличности (исследуемого предмета), закрыв глаза на: 1. предрассудки, 2. всякие уже готовые на этот счёт теории, 3. на свои собственные предубеждения. 4. на себя, как переживающую или преломляющую среду, 5. уйди с головой в переживание..., при этом проделывай (противоестественное для цельного переживания) рефлектирующее образование его для ради наиболее адекватной фиксации данного тебе (чувства - знания) в его сущности. Добытое опиши так, как оно было дано тебе. Материалы таких описательных анализов дадут путь к прорыву круглого вопроса...! Но главное... - это есть единственный путь".7 Итак, И.А. Ильин придаёт большое значение познавательному приёму и выдвигает ряд концептуальных требований, впоследствии составляющих его гносеологию: - это интуитивное погружение в объект и предмет исследования; - направленность мышления только на предмет; - непосредственность самостоятельного личного опыта, что, в частности сближает его понимание Гуссерлианского метода познания с православной идеей наличия непосредственного личного контакта с Богом как условия подлинности веры и очевидности знания. Кроме того, он по сути воспроизводит классическую схему Ф.Бэкона - концепцию идолов сознания, как необходимые ступени к очищению и подготовки сознания к восприятию очевидного, т.е. такого знания, которое очевидно только подготовленному сознанию. Уточняя метод И. А. Ильина, необходимо отметить то значение, которое он придавал такой категории как "очевидность". Как и Э. Гуссерль И. А. Ильин кладет в основу своего видения идею очевидности. По его мнению, приступая к анализу явления необходимо “осуществить и накопить в себе обширный разносторонний опыт очевидности”.8 Очевидно то, что дано непосредственно. Подлинной очевидностью обладает то, что лежит в основе всех других форм, т.е., то, что постоянно, что является смыслом и открывается сознанию в случае его направленности на предмет. Более того, сама очевидность служит методологической посылкой для воспроизводства различных актов познания наблюдаемых объектов. При этом, он уточняет, что способ накопления опыта очевидности специфичен для каждой формы очевидности. Ибо, акт очевидности имеет разное строение в различных науках, он слагается в религии иначе, чем в искусстве или в нравственной жизни, а значит и требует иного аппарата и источников его постижения. Каждый опыт очевидности возможен не столько "посредством умозаключения, сколько инстинктом, чувством, ощущением, эмоциями. Через радость, страдания, разочарования. В любви, добродетели, добре и зле. Только так можно познать для себя происходящее. Через прожитие его вместе с ним и в нём".9 Главное - избегать формального, бессодержательного абстрагирования или преувеличения значимости собственных ощущений, умозаключений, улавливая трепет, волнение предмета. Для И. А. Ильина любой предмет требует определенного акта, где учитываются все его специфические условия. 10 Наиболее последовательное использование своего метода И. А. Ильин проводит в книге "Философия Гегеля, как учение о конкретности Бога и человека". Он был убежден, что подлинное понимание гегелевской мысли невозможно без непосредственного чувствования её, без живого видения вместе с ним его мира и осознанием одной лишь мыслью его воззрений. Ибо "всякой критике и всякому научению необходимо предшествует понимание отвергаемого и приемлемого", это значит "необходимо овладеть системой изнутри: принять её в себя, потерять себя в ней и усвоить её так, как если бы она была его собственным созданием, - усвоить её стиль, её акт и её содержание, не уничтожая своего миропонимания. Главным же для И.А. Ильина было то, что философия Гегеля есть философия духа, а в пределе религиозная философия. Принципиальное отличие его позиции от позиции Гегеля заключалось в отказе построения "априори" законченных систем, что совершенно логично соотносится с его положениями о познании. В своей философии он стремится обнаружить в бесконечном множестве жизненных проявлений незыблемые принципы-аксиомы. Но проявляющиеся и действующие не как рок, а как тенденция обязательная для гармоничного развития, и возможная по воли человека Таким образом, творчески перерабатывая достижения немецкой классической философии, опираясь на экзистенциализм начала века в лице Э. Гуссерля, И. А. Ильину удалось плавно, органично соединить их с традицией религиозно-православной русской философии. При этом в своей политической философии он стремится избегать отвлеченного подхода к человеку, т.е. не использовать его формальный элемент целого, что характерно для западноевропейских политических теорий. В этом он является продолжателем русской философской традиции. Однако в его трактовках политики и целей государства прослеживается преломление неолиберальной традиции, получившей свое развитие в конце 19 века в странах Европы - в Англии, Франции, Германии и в России, в частности, в “школе П.И. Новгородцева”, что нашло свое отражение в использовании категории “солидарность”, с одной стороны. И консервативных течений, с другой, для которых человек как рационально-мыслящая личность не в состоянии выступать высшим непререкаемым авторитетом. Следовательно, при выработке моделей общественного и политического развития требуется более осторожный подход к политическому анализу жизни, а главными принципами должны стать принципы “непредрешения” и “целесообразности”. Естественно, политическая философия И. А. Ильина, его позиция претерпевала определенное изменение в отдельных её акцентах, эволюционируя от традиций классического либерализма, с отстаиванием принципов свободы, правового ограничения власти к органичному сочетанию политических традиций каждого отдельного общества с его реальными возможностями и апеллированием к священным и религиозным обоснованиям политики и смысла жизни. При этом проблема человека, понимание его как личности, гражданина, субъекта политических отношений является одним из важнейших аспектов политической философии И.А. Ильина. Его подход к проблеме человека позволяет раскрыть как механизмы ее решения, так и сущность его политической философии. Если попытаться классифицировать его работы по темам и предметам исследований, то можно условно сгруппировать их в 4 группы: - философия и религия; - правоведение и политика; - Россия и революция; - Искусство и литература. Итак, в своей основе политическая философия И.А. Ильина социальна и антропологична. Основной формой выражения философской и политической позиции стало формирование принципов (аксиом) как для характеристики собственной научной позиции, так и социально - политического устройства. При этом основными источниками его философии стали: – религиозная атмосфера семьи, – политические и правовые взгляды его учителя П. И. Новгородцева, – традиции русской политической и правовой мысли 19 - н. 20 в.в. сочетание идей как либеральной так и консервативной волны; – немецкая философия в лице Гегеля, Фихте, Гуссерля, – новейшие методы познания, – современные тенденции в развитии политико-правовой теории и политической практики государств Западной Европы, а также, – история, религия и культура страны, предопределившие своеобразие творчества Ивана Александровича – несхожего и отличного от большинства представителей русского общественно-политического ренессанса первой половины 20 в.Примечание: 1. Смирнов И.Н. вступ. ст. в кн. И.А. Ильина "Аксиомы религиозного опыта". С. 4. 2. Ильин И.А. Путь к очевидности; Поющее сердце. Книга тихих созерцаний и Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий. в кн. Собр. соч. Т. 3. М. 1994. 3. Ильин И.А. Собр. соч. Т. I., М., 1993., С. 22-24; Вопросы философии. 1996., № 2. С. 104-126. 4. И это соответствовало утверждениям немецкого философа, который считал, что "можно быть убежденным только в том, что нашел сам, не передоверяя решение важнейших вопросов другим". Фихте И.Г. в 2-т. С.-Пб. 1993., Т.2., С. 70. 5. Ильин И.А. Собр. соч. Т.3., С. 52. 6. Там же С. 62. О возрождении философского опыта. 7. Вопросы философии - 1996 г. - № 2. - С. 112. 8. Ильин И.А. Путь к очевидности. Собр. соч. Т.3 ,С. 500 9. Там же. С. 500-501 10. Эту же методологическую особенность он использует в дальнейшем при обзоре и выборе политической организации общества, где одним из условий стоит учет всех факторов, образующих её духовные и материальные условия, что объясняет и его приход на позиции “непредрешения” при формировании политических и правовых структур и процессов в обществе.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.