УТВЕРЖДЕНО решением Президентского Совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» (протокол № 3/11 от «31» марта 2011 г.) Программаподготовки и аттестациипрофессиональных бухгалтеровгосударственных (муниципальных) учреждений (240 часов)ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 8РАЗДЕЛ 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И ЭТИКА 9 Тема 1. Формирование профессиональной этики в бухгалтерской профессии 9 Тема 2. Основы профессиональной этики бухгалтера 9 Тема 3. Общие требования этики, предъявляемые к профессиональному бухгалтеру — члену ИПБ России 9 Тема 4. Этические нормы поведения публично практикующих профессиональных бухгалтеров 10 Тема 5. Этические нормы поведения профессиональных бухгалтеров, работающих по найму 10^ РАЗДЕЛ 2. БЮДЖЕТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ОРГАНИЗАЦИЯ КАЗНАЧЕЙСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11 Тема 6. Бюджетная система и бюджетное устройство РФ 11 Тема 7. Бюджетная классификация РФ 11 Тема 8. Доходы бюджетов 11 Тема 9. Расходы бюджетов 12 Тема 10. Государственный (муниципальный) долг 13 Тема 11. Государственные внебюджетные фонды 13 Тема 12. Участники бюджетного процесса, их полномочия и обязанности 14 Тема 13. Организация деятельности казначейства. Казначейское исполнение бюджетов 15 Тема 14. Порядок открытия и ведения в казначействе лицевых счетов казенных, бюджетных и автономных учреждений 16 Тема 15. Порядок применения органами Федерального казначейства и другими финансовыми органами мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации 17^ РАЗДЕЛ 3. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ 19 Тема 16. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ. Конвергенция национальных и международных стандартов по бухгалтерскому учету и финансовой отчетности. 19 Тема 17. Единый порядок организации ведения бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях 20 Тема 18. Учет основных средств 22 Тема 19. Учет нематериальных активов 24 Тема 20. Учет непроизведенных активов 25 Тема 21. Учет материальных запасов, товаров, наценки на товары 26 Тема 22. Учет затрат на изготовление продукции, выполнение работ, оказание услуг 28 Тема 23. Учет имущества казны 30 Тема 24. Учет вложений в нефинансовые активы 30 Тема 25. Учет нефинансовых активов в пути 31 Тема 26. Учет денежных средств учреждения 32 Тема 27. Учет средств на счетах бюджетов 35 Тема 28. Учет средств на счетах бюджета, в органе Федерального казначейства 36 Тема 29. Учет финансовых вложений 38 Тема 30. Учет расчетов по доходам 39 Тема 31. Учет расчетов по выданным авансам 41 Тема 32. Учет расчетов по кредитам, займам 42 Тема 33. Учет расчетов с подотчетными лицами 43 Тема 34. Учет расчетов по ущербу имущества 44 Тема 35. Учет расчетов с прочими дебиторами 45 Тема 36. Учет расчетов с кредиторами по долговым обязательствам 47 Тема 37. Учет расчетов по принятым обязательствам, в том числе по оплате труда 48 Тема 38. Учет расчетов по платежам в бюджет 50 Тема 39. Учет прочих расчетов с кредиторами 51 Тема 40. Учет внутренних расчетов по поступлениям в бюджет и по выбытиям из бюджета 52 Тема 41. Учет финансовых результатов 53 Тема 42. Санкционирование расходов хозяйствующего субъекта 55 Тема 43. Учет на забалансовых счетах 57 Тема 44. Инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств 58 Тема 45. Порядок составления и представления государственными (муниципальными) учреждениями бухгалтерской отчетности 59^ РАЗДЕЛ 4. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА И ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ОБЩЕСТВЕННОМ СЕКТОРЕ 61 Тема 46. Основы управленческого учета 61 Тема 47. Финансы и финансовый механизм бюджетного учреждения 62 Тема 48. Сущность и организация финансового менеджмента в общественном секторе 62 Тема 49. Система управления бюджетными инвестициями 64 Тема 50. Планирование государственных (региональных) и муниципальных финансов 64 Тема 51. Смета доходов и расходов: порядок составления, согласования, утверждения и исполнения 65 Тема 52. Управление доходами и ликвидностью при реализации государственной и муниципальной финансовой политики 65 Тема 53. Управление расходами 66 Тема 54. Механизмы повышения эффективности использования финансовых (бюджетных) ресурсов 67 Тема 55. Управление государственным и муниципальным имуществом 67 Тема 56. Обеспечение прозрачности в бюджетно-налоговой сфере 68 Тема 57. Анализ финансово-хозяйственной деятельности в системе управления государственным (муниципальным) учреждением 68 Тема 58. Методика анализа финансово-хозяйственной деятельности 69 Тема 59. Анализ эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений по данным бухгалтерской отчетности 69 Тема 60. Анализ пояснительной записки к годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) учреждений 70^ РАЗДЕЛ 5. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ 72 Тема 61. Система налогов и сборов в Российской Федерации 72 Тема 62. Участники налоговых отношений 72 Тема 63. Налоговое обязательство и его исполнение 72 Тема 64. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение 73 Тема 65. Налог на добавленную стоимость 74 Тема 66. Налог на доходы физических лиц 74 Тема 67. Страховые взносы на обязательное социальное, медицинское, пенсионное страхование 75 Тема 68. Налог на прибыль организаций 75 Тема 69. Имущественные налоги 75 Тема 70. Транспортный налог 76 Тема 71. Государственная пошлина 76 Тема 72. Особенности ведения налогового учета в государственных (муниципальных) учреждениях 77 Тема 73. Налоговая отчетность учреждений 77 Тема 74. Налоговые, таможенные, финансовые органы, органы внутренних дел и другие государственные органы: их права и обязанности в области налогообложения и сборов 78^ РАЗДЕЛ 6. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ И АУДИТ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ 79 Тема 75. Теоретические и организационно-правовые основы государственного (муниципального) финансового контроля 79 Тема 76. Основы аудита 82 Тема 77. Аудит эффективности использования бюджетных средств и государственной (муниципальной) собственности 83^ РАЗДЕЛ 7. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ 85 Тема 78. Общие положения. Судебная защита прав субъектов бюджетной сферы 85 Тема 79. Субъекты предпринимательской деятельности 85 Тема 80. Организационно-правовые формы юридических лиц 86 Тема 81. Имущественная основа предпринимательской деятельности 87 Тема 82. Сделки и договоры 87 Тема 83. Основы правового регулирования трудовых отношений 88 Тема 84. Правовое регулирование деятельности государственного (муниципального) учреждения 90 Тема 85. Правовое регулирование деятельности автономного учреждения 91 Тема 86. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд 92^ РАЗДЕЛ 8. СПРАВОЧНО-ПРАВОВЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ БУХГАЛТЕРСКИЕ СИСТЕМЫ 93 Тема 87. Информационные бухгалтерские системы (ИБС) и их роль в управлении финансами государственных (муниципальных) учреждений 93 Тема 88. Общие требования к бухгалтерским информационным системам. Обзор существующих ИБС для государственных (муниципальных) учреждений 93 Тема 89. Выбор информационной системы. Этапы внедрения. Сопровождение ИБС 93 Тема 90. Работа в ИБС 94 Тема 91. Обмен данными. Администрирование ИБС. Защита информации 94 Тема 92. Системы нормативного обеспечения бухгалтерского учета – справочно-правовые информационные системы 95 ^ УЧЕБНЫЙ ПЛАНподготовки к сдаче квалификационного экзаменадля аттестации бухгалтеров государственных (муниципальных) учрежденийОсновные (базовые) курсы – 240 часов Профессиональные ценности и этика Бюджетное законодательство и организация казначейского исполнения бюджетов Бухгалтерский учет и отчетность государственных (муниципальных) учреждений Основы управленческого учета и финансового менеджмента в общественном секторе Налогообложение Финансовый контроль и аудит в бюджетной сфере Правовое регулирование деятельности государственных (муниципальных) учреждений Справочно- правовые и информационные бухгалтерские системы 4 36 96 24 24 24 24 8 Сдача экзамена на получение квалификационного аттестата профессионального бухгалтера государственного (муниципального) учреждения; резерва профессионального бухгалтера государственного (муниципального) учреждения № раздела Наименование раздела Кол-во часов 1 Профессиональные ценности и этика 4 2 Бюджетное законодательство и организация казначейского исполнения бюджетов 36 3 Бухгалтерский учет и отчетность государственных (муниципальных) учреждений 96 4 Основы управленческого учёта и финансового менеджмента в общественном секторе 24 5 Налогообложение 24 6 Финансовый контроль и аудит в бюджетной сфере 24 7 Правовое регулирование деятельности государственных (муниципальных) учреждений 24 8 Справочно-правовые и информационные бухгалтерские системы 8 ВВЕДЕНИЕ Настоящая Программа разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к бухгалтерам казенных, бюджетных и автономных учреждений, и призвана подтвердить компетентность и высокий профессионализм аттестуемого работника, способного не только организовать качественную работу бухгалтерской службы, но и соблюдать нормы профессиональной этики. Претендент на получение квалификационного аттестата должен обязательно проходить профессиональную подготовку по данной Программе в одном из Учебно-методических центров, аккредитованных при Институте профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБ России).^ РАЗДЕЛ 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И ЭТИКА Тема 1. Формирование профессиональной этики в бухгалтерской профессии Становление и развитие профессиональной этики бухгалтера. Кодекс этики профессионального бухгалтера: назначение и порядок его применения. Кодекс этики профессиональных бухгалтеров, принятый Международной федерацией бухгалтеров.Литература: 1. Кодекс этики профессиональных бухгалтеров и аудиторов - членов Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (утв. Решением Общего Собрания членов ИПБР, протокол № 2 от 28.05.2009 г.). Тема 2. Основы профессиональной этики бухгалтера Статус профессионального бухгалтера. Фундаментальные моральные принципы: честность, объективность, профессиональная компетентность и должная тщательность, конфиденциальность, профессиональное поведение. Угрозы нарушения фундаментальных моральных принципов. Меры предосторожности в отношении угроз нарушения фундаментальных моральных принципов. Этические конфликты и их разрешение: суть этических конфликтов; порядок их разрешения; действия публично практикующего профессионального бухгалтера и профессионального бухгалтера, работающего по найму по разрешению этических конфликтов.Литература: 1. Кодекс этики профессиональных бухгалтеров и аудиторов - членов Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (утв. Решением Общего Собрания членов ИПБР, протокол № 2 от 28.05.2009 г.). Тема 3. Общие требования этики, предъявляемые к профессиональному бухгалтеру — члену ИПБ России Цели и особенности деятельности членов ИПБ России. Соблюдение профессиональных интересов бухгалтеров, работодателей и общества. Дисциплинарные санкции за несоблюдение профессиональных этических норм.Литература: 1. Кодекс этики профессиональных бухгалтеров и аудиторов - членов Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (утв. Решением Общего Собрания членов ИПБР, протокол № 2 от 28.05.2009 г.). Тема 4. Этические нормы поведения публично практикующих профессиональных бухгалтеров Финансовая заинтересованность. Кредиты и гарантии. Тесные деловые отношения с клиентом. Семейные и личные отношения. Длительные контакты старшего персонала с клиентом. Активы, доверенные клиентом. Оплата и расценки: относительный размер гонорара; просроченная оплата услуг; расценки; условная оплата услуг. Подарки и знаки внимания. Настоящее и будущее судебное разбирательство.Литература: 1. 1. Кодекс этики профессиональных бухгалтеров и аудиторов - членов Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (утв. Решением Общего Собрания членов ИПБР, протокол № 2 от 28.05.2009 г.). 2. Кодекс этики аудиторов России (одобрен Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, протокол № 56 от 31.05.07 г.). 3. Этический кодекс сотрудников контрольно-счетных органов Российской Федерации от 18.05.07 г. № 22К/16 (принят Второй конференцией Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации. Введен в действие в Счетной палате Российской Федерации решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации). Тема 5. Этические нормы поведения профессиональных бухгалтеров, работающих по найму Подготовка информации и представление её в отчётности. Необходимый уровень квалификации. Финансовая заинтересованность. Провокации: получение предложения взятки в различных формах; предложение взятки другому лицу.Литература: 1. Кодекс этики членов Института профессиональных бухгалтеров России (утв. Решением Президентского Совета ИПБР, протокол № 09/07 от 26.09.07 г.).^ РАЗДЕЛ 2. БЮДЖЕТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ОРГАНИЗАЦИЯ КАЗНАЧЕЙСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Тема 6. Бюджетная система и бюджетное устройство РФ Структура бюджетного законодательства Российской Федерации. Правоотношения, регулируемые Бюджетным кодексом РФ. Нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления. Бюджетная система и бюджетное устройство РФ. Структура. Правовая форма бюджетов. Принципы.Литература: 1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 г. № 145-ФЗ. Ст. 10–15, 28–38, 38.1, 38.2, в редакции Закона №83-ФЗ от 08.05.10 г. 2. Врублевская О.В., Романовский М.В. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: Юрайт, 2007. – 837 с.^ Тема 7. Бюджетная классификация РФ Сектор государственного управления и его субъекты. Понятие и состав бюджетной классификации РФ. Классификация доходов бюджетов РФ. Функциональная и экономическая классификация расходов бюджетов РФ. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ. Классификация операций сектора государственного управления. Ведомственная классификация расходов федерального бюджета. Единство бюджетной классификации Российской Федерации. Применение бюджетной классификации в бюджетном учете и бюджетной отчетности. Классификация источников внутреннего и внешнего финансирования дефицитов бюджетов РФ и бюджетов субъектов РФ.Литература: Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ. Ст. 18–21, 23, 23.1, в редакции Закона №83-ФЗ от 08.05.10 г. 2. Приказ Минфина России от 28 декабря 2010г. № 190н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" ^ Тема 8. Доходы бюджетов Общие положения о доходах бюджетов: формирование и виды доходов, собственные доходы бюджетов. Классификация доходов. Доходы федерального бюджета. Доходы бюджетов субъектов РФ. Доходы местных бюджетов. Полномочия органов законодательных (представительных) и исполнительных органов по формированию доходов бюджетов.Литература: 1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ. Ст. 10–15, 39-43, 49-61, 61.1, 61.2, 62-64, в редакции Закона №83-ФЗ от 08.05.10 г. 2. Врублевская О.В., Романовский М.В. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: Юрайт, 2007. – 837 с. 2. Приказ Минфина России от 28 декабря 2010г. № 190н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" ^ Тема 9. Расходы бюджетов Общие положения о расходах бюджетов: составные части и формы расходов бюджетов; расходы государственных (мунициальных) учреждений. Закупки товаров, работ и услуг государственными (муниципальными) учреждениями; государственный (муниципальный) заказ, государственный (муниципальный) контракт, реестры закупок, осуществленных без заключения государственных (муниципальных) контрактов. Бюджетные кредиты; бюджетные инвестиции и расходы на их финансирование. Разграничение расходных обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Реестры расходных обязательств и санкционирование расходов бюджетов с учетом среднесрочного (трехлетнего) бюджетного планирования.Литература: 1.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ. Ст. 65, 69, 69.1, 69.2, 74.1, 78, 79-87, в редакции Закона №83-ФЗ от 08.05.10 г. 2.О порядке ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 16.07.05 г. № 440. 3.О порядке представления реестров расходных обязательств субъектов Российской Федерации и сводов реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации: Приказ Минфина РФ от 7.09.07 г. № 76н. 4.О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон РФ от 21.07.05 г. № 94-ФЗ. 5.Об утверждении рекомендаций по заполнению форм реестров расходных обязательств субъектов Российской Федерации и сводов реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации: Приказ Минфина РФ от 7.09.07№ 77н. 6.Письмо Минфина РФ от 12.02.08 № 02-14-10а/282.7.Врублевская О.В., Романовский М.В. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: Юрайт, 2007. – 837 с. 8.Приказ Минфина России от 28 декабря 2010г. № 190н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" ^ Тема 10. Государственный (муниципальный) долг Дефицит бюджета, источники финансирования дефицита федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета. Государственный долг РФ и его формы. Муниципальный долг. Управление государственным (муниципальным) долгом. Реструктуризация долга. Предельный объем государственного (муниципального) долга. Предельные объемы расходов на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, их превышение. Отражение в бюджетах поступлений средств от заимствований и расходов на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга. Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг. Предоставление государственных и муниципальных гарантий. Единая система учета и регистрации государственных и муниципальных заимствований в РФ; долговая книга и порядок ее ведения. Литература: Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ. Ст. 92, 92.1, 93.1-93.5, 94-96, 97-98, 98.1, 99-99.1, 100-100.1, 101, 107, 111-112, 112.1, 113-115, 115.1, 115.2, 116-117, 119–121, в редакции Закона №83-ФЗ от 08.05.10 г. О государственной регистрации нормативных правовых актов, содержащих условия эмиссии ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг, и об отчетах о проведенной эмиссии: Постановление Правительства РФ о 30.09.2000 г. № 754. Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг: Федеральный закон от 29.07.98 г. № 136-ФЗ. Об утверждении генеральных условий эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций: Постановление Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 г. № 790. Об утверждении порядка ведения государственной долговой книги Российской Федерации в Министерстве финансов Российской Федерации: Приказ Минфина РФ от 20.12.07 № 140н. Об утверждении условий эмиссии и обращения облигаций федерального займа с амортизацией долга: Приказ Минфина РФ от 27.04.02 г. № 37н. Об эмиссии облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом: Приказ Минфина РФ от 26.07.05 г. № 197. Врублевская О.В., Романовский М.В. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: Юрайт, 2007. – 837 с. 9. Приказ Минфина России от 28 декабря 2010г. № 190н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" ^ Тема 11. Государственные внебюджетные фонды Общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондов. Состав государственных внебюджетных фондов. Порядок составления, представления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов. Доходы, расходы и исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов. Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов.Литература: Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ. Ст. 144–150. Врублевская О.В., Романовский М.В. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: Юрайт, 2007. – 837 с.^ Тема 12. Участники бюджетного процесса, их полномочия и обязанности Система органов, обладающих бюджетными полномочиями. Участники бюджетного процесса. Бюджетные полномочия законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), Центрального банка Российской Федерации, органов государственного и муниципального финансового контроля, главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета, получателя бюджетных средств. Главный распорядитель бюджетных средств, его полномочия и ответственность. Распорядитель бюджетных средств, его полномочия и ответственность. Получатель бюджетных средств, его права и обязанности. Государственное бюджетное учреждение : понятие, виды, принципы составления и исполнения сметы доходов и расходов. Права учреждения при неполном финансировании и задержке финансирования. Исполнение бюджетов, кассовый план, бюджетная роспись, лицевые счета.Литература: Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 г. № 145-ФЗ. Ст. 6, 38.1, 70, 72-73, 152–158, 160.2, 161-162, 164-166, 166.1, 166.2, 167, 167.1, 219.1, 215.1, 217, 217.1, 218-219-219.1, 219.2, 220.1, 221, 226.1, 231, 236. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон РФ от 21.07.05 № 94-ФЗ в ред. Федерального закона от 03.11.2010 г. №290-ФЗ. Федеральный закон от 08.05.2010 года № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" Совершенствование учета, отчетности и аудита в секторе государственного управления. – М.: ЛЕНАНД, 2005. – 536 с. (издание подготовлено в рамках субпроекта «Бюджетный учет, отчетность и аудит» проекта «Техническое содействие реформе на региональном уровне» Минфином РФ, Международным банком реконструкции и развития, Некоммерческим фондом реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов). Мороз И.А., Рыбакова Н.Н. Бюджетная реформа: результативность полномочий обособленных подразделений учреждений // Бюджетный учет, 2007. № 9 [КонсультантПлюс: Финансовые Консультации: Приложение: Бухгалтерская пресса и книги].^ Тема 13. Организация деятельности казначейства. Казначейское исполнение бюджетов Федеральное казначейство в системе федеральных органов исполнительной власти. Система территориальных органов казначейства. Основные функции, полномочия и права органов казначейства. Казначейство и федеральный (или региональный, или местный) бюджет. Полномочия казначейства в отношении главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета. Общий порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Организация исполнения бюджетов на основе единства кассы и подведомственности расходов. Бюджетная роспись. Исполнение бюджетов по доходам и расходам. Уведомление о бюджетных ассигнованиях, их изменение. Бюджетное обязательство; утверждение, доведение лимитов бюджетных обязательств и их изменение. Принятие и подтверждение денежных обязательств. Сокращение и блокировка расходов бюджета. Финансирование расходов путем зачета денежных средств. Недопустимость размещения бюджетных средств на банковских депозитах, передачи бюджетных средств в доверительное управление. Задачи и цели Концепции функционирования единого счета казначейства Минфина РФ по учету доходов и средств федерального бюджета (ЕКС). Понятие ЕКС. Виды доходных счетов, открываемые органами казначейства. Порядок функционирования ЕКС.Литература: Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 г. № 145-ФЗ, Ст. 166.1, 168, 267. О Федеральном казначействе: Постановление от 1.12.04 г. № 703 (ред.от 28.01.2011 г.). Об утверждении Общего порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов Российской Федерации: Приказ Федерального казначейства от 25.08.05 г. № 12н. Приказ Федерального казначейства от 7 октября 2008 г. N 7н "О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами". Гусев А. Комментарий к Приказу Федерального казначейства от 29.10.2010 N 13н "О внесении изменений в Приказ Федерального казначейства от 10 октября 2008 г. N 8н "О Порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов" // Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера, 2011, N 1. Зырянова Т.В., Даниленко Н.И., Даниленко Д.Н. Федеральное казначейство в системе органов государственного финансового контроля РФ // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2006. № 13(157). С. 17. Король Е.А. Об изменениях в работе органов Федерального казначейства в связи с подписанием Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ //Советник бухгалтера бюджетной сферы, 2010, N 9. Сильвестрова Т. Контроль, осуществляемый органами Федерального казначейства // Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение, 2010, N 2). Федеральное казначейство в системе органов государственного финансового контроля РФ // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2005. № 10. Функции органов федерального казначейства // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2005. № 6. ^ Тема 14. Порядок открытия и ведения в казначействе лицевых счетов казенных, бюджетных и автономных учреждений Понятие лицевого счета клиента и виды лицевых счетов. Порядок открытия органами казначейства лицевых счетов для учета операций по исполнению бюджета. Правила переоформления и закрытия лицевых счетов. Порядок отражения операций по использованию расходов бюджета на лицевых счетах распорядителей и получателей средств. Порядок ведения органами казначейства лицевых счетов, предназначенных для учета операций по исполнению расходов бюджета. Выписки из лицевых счетов. Общие сведения о порядке открытия и ведения органами казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение бюджетных учреждений в соответствии с законодательством РФ. Порядок открытия и закрытия лицевых счетов для учета операций со средствами во временном распоряжении. Учет операций на лицевых счетах для учета операций со средствами во временном распоряжении. Порядок ведения лицевых счетов для учета операций со средствами во временном распоряжении. Выписки из лицевых счетов. Общие сведения о порядке открытия и ведения органами казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов, государственных (муниципальных) учреждений . Характеристика средств, полученных от приносящей доход деятельности, счетов доходов и расходов по внебюджетным средствам, а также лицевого счета для учета операций с указанными средствами. Выписки из лицевых счетов.Литература: О порядке ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации: Постановление от 16.07.05 г. № 440. Об утверждении Порядка сокращения лимитов бюджетных обязательств главным распорядителям средств федерального бюджета по фактам нецелевого использования средств федерального бюджета, установленным Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и Счетной Палатой Российской Федерации: Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 26.12.05 г. № 162н (ред. 26.11.2010 г.) 3. Приказ Минфина России от 28 декабря 2010г. № 190н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" 4. Приказ Минфина России от 16 июля 2010г. № 72н «О санкционировании расходов федеральных государственных учреждений, источникам финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым п.1 ст.78 БК РФ» 5. Приказ Минфина России от 08 июля 2010г. № 82н «О взыскании в соответствующий бюджет не использованных остатков субсидий предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ государственным (муниципальным) учреждениям» Приказ Федерального казначейства от 7 октября 2008 г. N 7н "О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами" Сизонова О. Комментарий к Приказу Федерального казначейства от 23.08.2010 N 7н "О внесении изменений в Приказ Федерального казначейства от 7 октября 2008 г. N 7н "О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами" // Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера, 2010, N 12. Сизонова О. Открытие и ведение лицевых счетов АУ в органах Федерального казначейства // Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 1. Тема 15. Порядок применения органами Федерального казначейства и другими финансовыми органами мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации Меры принуждения, применяемые органами казначейства к нарушителям бюджетного законодательства. Основания применения мер принуждения. Порядок исчисления пени и штрафа за нарушение действующего законодательства. Порядок применения мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства по материалам проверок органов государственного финансового контроля. Порядок приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета в случае несоблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации условий их предоставления. Порядок удержания средств, подлежащих возврату в федеральный бюджет. Административная и уголовная ответственность за нарушения бюджетного законодательства.Литература: Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 г. № 145-ФЗ, Ст. 281-284, 284.1, 289-306. Об утверждении порядка приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета в случае несоблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации условий их предоставления: Приказ Минфина РФ от 12.11.07 № 105н. Об утверждении порядка удержания средств, подлежащих возврату в федеральный бюджет: Приказ Минфина РФ от 26.12.07 № 152н. Об утверждении правил приостановления операций по лицевым счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открытым в органах Федерального казначейства: Постановление Правительства Российской Федерации от 5.06.03 г. № 328. Уголовный кодекс Российской Федерации, глава 9. 6. Приказ Минфина России от 28 декабря 2010г. № 190н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" Приказ Минфина России от 16 июля 2010г. № 72н «О санкционировании расходов федеральных государственных учреждений, источникам финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым п.1 ст.78 БК РФ» 7. Приказ Минфина России от 08 июля 2010г. № 82н «О взыскании в соответствующий бюджет не использованных остатков субсидий предоставленных из бюджетов РФ государственным (муниципальным) учреждениям» Беляев А. Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств // Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности, 2010, N 6. Бычков С.С. Нецелевое использование бюджетных средств: проблемы квалификации и ответственность // Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2010, N 8.^ РАЗДЕЛ 3. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ Тема 16. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ. Конвергенция национальных и международных стандартов по бухгалтерскому учету и финансовой отчетности. Гармонизация и регулирование бухгалтерского учета и отчетности на международном уровне. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ. Национальные бухгалтерские стандарты. Необходимость и предпосылки гармонизации, конвергенции и международной стандартизации бухгалтерского учета. Базовые понятия и принципы Статистики государственных финансов, их место и значение в разработке методологии бюджетного учета в РФ. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Особенности МСФО в общественном секторе (МСФООС). Трансформация национальных традиций бюджетного учета в соответствии с требованиями Руководства по статистике государственных финансов (РСГФ) Международного валютного фонда, осуществляемая в целях повышения качества учета органов государственного (муниципального) управления и прозрачности их отчетности. Необходимость, задачи и цели реформирования бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений в интересах внешних и внутренних пользователей. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России. Базовые принципы МСФО и их реализация в Концепции. Литература: Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу: Приказ Минфина РФ от 01.07.04 г. №180. Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности: Постановление Правительства от 06.03.98 г. № 283 3. Руководство по статистике государственных финансов, Международный валютный фонд, 2001г. 4. Справочник по международным стандартам финансовой отчетности для общественного сектора. Издание 2010 в 2 томах. http://www.minfin.kz/index.php?uin=1247459164〈=rus 5. Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с