Реферат по предмету "Психология"


Конфликты поколений в современной семье и причины их возникновения

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации Новосибирский государственный технический университет Кафедра Педагогики и Психологии Реферат По теме: “Конфликты поколений в современной семье и причины их возникновения” Факультет: ФЭН Группа: Студент: . Преподователь: Дата сдачи: Отметка о защите: Оглавление

Оглавление 2 Введение. 3 Семья в современной России и проблемы в ней. 4 Конфликты поколений. 7 Причины зарождения конфликтов. 7 Причины конфликтов. 8 Непонимание, разные взгляды на жизнь 9 Моя успеваемость 12 Мало помогаю по хозяйству 15 Мой внешний вид (прическа, одежда) 16 Из-за моей компании 17 Заключение. 19 Список литературы.

21 Введение. У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение и часто затрудняемся объяснить, что же это такое - хорошие родители. На этот вопрос ответь очень сложно. Я не буду в этом реферате довать развернутый ответ на этот вопрос, хотя он неразрывно связан с моей темой. Ответить на этот вопрос можно так: для каждого идеальные родители различны, нельзя дать строго определенные критерии, можно лиш дать рекоминдации и некоторые правила

за которые лудше не переходить во время воспитания ребенка. Вопрос об идеале в любой отрасли нашей жизни очень субьективен и врятли кто либо сможет на него ответить. Лудше поговорить о семье в общем смысле слова. Семья – важный социальный институт, который играет основную роль в воспитании и первичной социализации детей. В литературе принято выделять два основных стиля отношений в семье, а значит и два стиля воспитания и социализации: "авторитарный" (традиционный) и "

свободный" (современ-ный). Обновление жизни в различных обществах сопровождается переходом от традиционно-го стиля к современным образцам семейного воспитания. Авторитарный стиль отношений к детям в семье основан на жестком соблюдении инте-ресов родителей, беспрекословной власти старших, подчинении их воле. Авторитаризм в воспитании игнорирует права и свободы личности, индивидуальные особенности ребенка, проявление инициативы "снизу", подавляет самостоятельность человека.

Такой способ воспитания вызывает детский страх и подавляет инициативу, порождает протест и конфронтацию в семье, приучает к показному поведению, приводит к падению авторитета родителей в глазах детей. А.С.Макаренко характеризовал "авторитет подавления" как "самый страшный сорт авторите-та". Свободный стиль отношений к детям ориентирован на потребности ребенка. Процесс воспитания характеризуется: 1) большей дозволенностью по отношению к спонтанным жела-ниям ребенка;

2) более свободным выражением любви и привязанности к детям со стороны родителей; 3) увеличением роли психологических методов воздействия и уменьшением или полным устранением физических наказаний, брани или угроз. Свободный (современный) стиль семейного воспитания приводит к появлению в обще-стве "современных" детей. Тесные семейные связи и прямой контроль за детьми в родитель-ском доме частично замещаются активностью ребенка вне семьи и возросшей ориентацией на группы сверстников.

Я бы хотел сначала поднять вопрос о семье в условиях современной России и проблем в ней, и затем расмотреть уже конфликт поколений который чаще всего является следствием отношения родителей к детям, а не наоборот. Семья в современной России и проблемы в ней. Современная российская семья переживает сейчас ряд проблем. Прежде всего, эти проблемы связаны с внешними факторами: социально-экономической ситуацией в стране,

духовным и культурным кризисом. Но существенную роль играют и внутренние факторы, такие как межличностные отношения в семье и некоторые другие. Ни для кого не секрет, что до сих пор экономическая ситуация в России оставляет желать лучшего. Чтобы выжить, многие люди вынуждены работать не покладая рук, некоторые трудятся на нескольких работах. В таких условиях естественно, что на воспитание детей времени не остаётся. Взрослые, заботясь о материальном положении семьи, забывают о важности эмоциональных контактов с детьми.

Часто дети с утра до вечера, даже в выходные, одни, они предоставлены сами себе. Многие проводят всё время на улице, попадают в плохие компании. Ведь в 10-12 лет мало кто способен самостоятельно жить, бесконечно ожидая, когда усталые папа и мама обратят на тебя внимание. К сожалению, когда родители замечают свои ошибки, в большинстве случаев оказывается трудно что-либо изменить. Экономический фактор влияет не только на утрату эмоциональной связи между

поколениями. Дефолт, произошедший в августе 1998 года, сыграл огромную роль в увеличении количества разводов, так как поставил многие семьи на грань выживания. По данным администрации Санкт-Петербурга, количество разводов стало резко увеличиваться с 1998 года – 21671 случай, пик же наступил в 2002 году – 32637. Тяжёлое материальное положение негативно отразилось на взаимоотношениях супругов.

И снова больше всего пострадали дети: хорошо известно, что часто при разводе ребёнок переживает сильнее всех. Важная проблема – неблагоприятные жилищные условия. Особенно это актуально для молодых семей. Ипотека, долевое строительство, кредиты зачастую оказываются недоступны людям. В этой ситуации просто необходима государственная поддержка и участие, так как плохие жилищно-бытовые условия являются одной из основных причин набирающего обороты демографического кризиса.

Переезжая с одной съёмной квартиры на другую, тяжело воспитать даже одного ребёнка, не говоря о нескольких. Социологи утверждают: ценность семьи в традиционном её понимании слишком многими молодыми людьми ставится под сомнение. Да и сама российская семья находится в переходном состоянии от авторитарного уклада к более демократическому. Всё это происходит в условиях духовного и культурного кризиса. Большинство семей не может позволить себе пользоваться учреждениями культуры, организовать семейный

летний отдых. Однако несмотря на это, по данным социологических исследований Санкт-Петербурга, ориентация населения на брак в России сохраняется. Образ идеальной семьи у каждого свой. Одни ориентированы на духовные ценности, другие – на материальное благополучие и социальную стабильность. Для первых важно рождение и воспитание детей, независимо от социально-экономических условий. Вторые не хотят брать на себя ответственность, не будучи уверенными

в завтрашнем дне, хотят пожить для себя, достичь определенного социального статуса. Однако для всех главным является воспитание детей в условиях целостности и единства семьи, на основе взаимопонимания и любви. Существуют также и внутренние причины проблем семьи. И, прежде всего, это вечный конфликт поколений. В наше время разрыв между поколениями особенно велик. Это связано с тем, что Россия за последние два десятилетия пережила множество потрясений.

Наши родители выросли в другой стране с другими ценностями и установками. К этому добавляется также утрата эмоциональной связи между поколениями из-за недостаточного внимания взрослых к детям, вследствие чего противоречия между родителями и детьми часто становятся трудно разрешимыми. К внутренним причинам относится и неготовность людей к вступлению в брак. Безусловно, данный фактор в основном касается молодых семей.

Юноши и девушки идеализируют образ партнёра, их представления о браке и семье часто не совпадают с реальностью. Многие люди, создавая семью, оказываются не готовы к различным трудностям. Всё это является причиной большого количества разводов в первые годы семейной жизни. Таким образом, современная российская семья переживает целый ряд трудностей и различных проблем, которые вызваны как внешними, так и внутренними причинами, о которых в сложившейся ситуации можно говорить довольно

долго. Выделим основные группы проблем. 1. Экономические проблемы, которые можно разделить на следующие подгруппы. • Недостаточный доход, который не обеспечивает семьям удовлетворения всех потребностей. • Нехватка жилплощади, бытовая неустроенность. Ипотечное кредитование находится на начальной стадии развития, проблема жилья особенно остро стоит у молодых семей. • Нехватка рабочих мест, невозможность найти работу.

Это касается молодых мам, выпускников вузов, а также пожилых людей. 2. Проблемы психологического характера. В данной категории можно выделить следующие подгруппы. • Деформация системы ценностей. Развод воспринимается сегодня как норма, логическое завершение отношений. Кроме того, во время развода многие родители не учитывают интересы детей, большей частью психологические. • Незнание основных навыков воспитания. Дети противопоставляются родителям, их поведение априори воспринимается

как девиантное. Обе стороны не хотят вступать в диалог, напротив, только разжигают вражду. • Незнание психологии личности, нежелание вступать с членами семьи в продуктивное сотрудничество, основанное на взаимоуважении и компромиссах. Нацеленность на индивидуализацию, отрицание другого человека как равноценной личности. Причины сложившихся проблем нельзя рассматривать по отдельности, необходим комплексный подход, учитывающий в равной степени внешние и внутренние факторы.

В изменении ситуации должны участвовать государство, общество и индивиды. Если в обществе будут высоко цениться такие понятия, как «семья», «материнство», «отцовство», нам удастся избежать многих проблем, в том числе и демографического характера. Только здоровые семьи способны изменить социальную среду к лучшему, основываясь на взаимопомощи, любви и уважении друг к другу. В сложившейся ситуации нельзя забывать о роли государства.

Необходимо разработать новые жилищные программы и сделать жильё более доступным для населения. Но и не менее важно восстановить наши старинные ценности бережного отношения к семье, к родному очагу. Как писал Лихачёв, «любовь к родному краю, к своей стране начинается с любви к своей семье». Конфликты поколений. Давайте взлянем на семью, в которой стоит так называемая проблема “отцов и детей”. Мы увидим семью в которой идет сталкновение 2-х сторон, обладающий своими интересами взлядами, приоритетами,

можно сказать своими совершенно разными жизнями. Непонимае между разными поколениями – это нормальное явление. Ну на мой взляд: можно и так сказать. Ведь действительно столкновение интересов происходит и между взрослыми людьми. Но во взрослом возрасте эта проблема не стоит рак остро, более того она вообще не стоит. Вы наверно спросите: Почему же так? Хороший вопрос. Чаще всего то что мы называем конфликтом поколений в семье, тоесть непониманием представителей различных

поколений точек зрения и мативов друг друга, совсем этим не является. Скорее это нежелание понять, отстаивание своей точки зрения не взирая на последствие. Подобные ситуации возникают в следствии ошибок в воспитании допущенных родителями и нежелание их исправлять. Причины зарождения конфликтов. Причины возникновения могут быть различными. Это и обстановка в семье и малое время проводимае родителями с детьми, но чаще всего они всетаки кроются

в другом. Влияние семьи на социальное и духовное становление подростков трудно переоценить, поэтому интерес социологов к детско-родительским взаимоотношениям не случаен. Разрушение семейных связей, отсутствие любви в отношениях между родителями и детьми - одна из главных причин неполноценной социализации личности. Дети, лишенные социализирующего воздействия семьи, оказываются наименее подготовленными к взаимодействию с другими людьми.

Степень их социальной свободы незначительна. Дестабилизирующее влияние на функционирование семьи как социального института оказывают структурные изменения, происходящие в обществе: экономический кризис, тяжелый переход к рыночным отношениям, безработица, введение платных медицинских и образовательных услуг, в том числе в системе государственных образовательных учреждений все это снижает способность большинства семей удовлетворять насущные потребности детей.

Кроме того, многи родители считают, что маленькому ребенку можно все позвалять, почти все прощать они не относятся к нему как к личности, хотя на стадии младенчества у ребенка формируется личность и черты характера которые останутся с ним на всю оставшуюся жизнь. Необходимо уже в раннем возрасте пытатся общатся, не только по средствам разговора, с ребенком на одном уровне не превознося себя над ним. Делать это не только снижая свой уровень до уровня общения ребенка

но и стараясь поднять его уровень общения, в последствии до равноправного общения с вами и принятия участия в большинстве аспектов жизни его семьи, не позваляя ему лишнего, но предоставляя достаточно свободы выбора. Сегодня специалисты отмечают, что далеко не все дети чувствуют себя комфортно в собственной семье. "Каждого седьмого подростка беспокоят отношения с родителями, 12% опрошенных ребят регулярно конфликтуют с ними, у 59% конфликты возникают иногда" .

Исследователи утверждают, что семья в современной России уже не может дать детям полноценные уроки нравственной и здоровой жизни, так как: даже культурные и нравственно здоровые родители потеряли четкие ориентиры относительно ценностей и норм, к которым следует стремиться . Современная российская семья переживает не лучшие свои времена. Комитет по правам ребенка в Женеве принял документ по итогам анализа доклада

Правительства РФ " о ходе реализации требований Конвенции ООН о правах ребенка". В документе Комитет с особым беспокойством отмечает тенденции к разрушению культуры семьи, рост детской преступности и уязвимости детей в том, что касается сексуального совращения, злоупотребления наркотиками и алкоголизма. Комитет озабочен случаями грубого жестокого обращения с детьми как в семье, так и вне ее и предлагает

разработать процедуры и механизмы для рассмотрения жалоб детей на грубое и жестокое обращение с ними. Семья как социальное сообщество носит закрытый характер, и жертвы семейных конфликтов редко обращаются в правоохранительные органы за защитой, тем более дети, поскольку они всецело зависят от своих родителей - и психологически, и материально, и в правовом отношении. В связи с этим очень важными являются любые научные данные, отражающие морально-психологическую обстановку

в семье. Причины конфликтов. Это пожалуй и есть тот конфликт “отцов и детей”, так как в этом возрасте почуствовав свою самостоятельность и желание чегото достич в обществе. В подрасковом возрастве дети чаще всего выходят из под контроля, и в это время лудше всего виден конфликт поколений в семье. Социологическое исследование, проведенное в апреле 1999 года, выявило ряд типичных причин конфликтов подростков с родителями. Распределение ответов старшеклассников на вопрос "

Если у вас с родителями возникают конфликты, то по каким причинам?", % 12 причин конфликтов с родителями Юноши Ранг Девушки Ранг Непонимание, разные взгляды на жизнь 39,5 1 42,4 1 Моя успеваемость 33,6 2 17,7 7 Мои поздние возвращения домой 31,3 3 25,9 3 Мало помогаю по хозяйству 21,7 4 23,6 4 Несправедливость родительских требований 21,4 5 22,7 5 Мой плохой характер 16,5 6 29,1 2 Мои вредные привычки, табак, алкоголь 15,8 7 8,2 8

Из-за денег, из-за покупки вещей 11,7 8 19,3 6 Из-за моей компании 10,3 9 7,1 9 Плохой характер родителей 4,7 10 4,8 10 Мой внешний вид (прическа, одежда) 4,1 11 4,2 11 Поведение родителей, выпивки, скандалы 2,4 12 2,9 12 Конфликтов почти не бывает 31,5 34,2 Сделаем социологический анализ основных причин конфликтов подростков в семье. Все причины, указанные в таблице, можно разделить на две категории: виноваты "они"

(родители) или - "мы" (дети). Начнем с причин, в которых, по мнению подростков, "повинны" родители: "Непонимание, разные взгляды на жизнь", "Несправедливость родительских требований", "Плохой характер родителей" и " Поведение родителей, выпивки, скандалы". Непонимание, разные взгляды на жизнь. Эту причину конфликтов с родителями подростки поставили на первое

место. Указанная причина намного опередила все остальные. И это не случайно: она может иметь "тройное происхождение": 1) социокультурное (как отра-жение конфликта поколений, "отцов и детей"); 2) социально-психологическое (как отражение поло-возрастных особенностей людей); 3) социально-ролевое (как отражение представлений родителей о собственных правах и обязанностях и правах

и обязанностях своих детей). Можно привести пример жизненного наблюдения Марка Твена: "Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я еле его переносил. Но когда мне исполнился 21 год, я был изумлен, насколько старый человек за истекшие 7 лет поумнел" В подростковом возрасте происходит открытие своего внутреннего мира, своего "Я". Подростка начинают волновать проблемы нравственных норм, ценностей, смысла жизни.

Пе-реживания эти часто глубоко спрятаны и непонятны взрослым. Дети этих проблем еще не ви-дят, взрослые так или иначе разрешили их и больше не замечают. И подросток становится одиноким в своих исканиях. Как показывают данные опросов, подростки значительно чаще взрослых людей чувствуют себя одинокими и непонятыми [2]. Вместе с осознанием своей уникальности и неповторимости приходит потребность в интимности,

в том, чтобы передать кому-либо свои мысли и чувства и быть понятым. Взрослые часто бывают не готовы к интимно-личностному, равноправному общению с подростками. Дети для них остаются в статусе детей, и перевести их в статус взрослых ро-дители не спешат. Взаимоотношения в рамках уже усвоенных детских ролей перестают удовлетворять подростков. Причем, для них недостаточным становится не только репертуар ролей, не толь-ко ограниченные возможности

наличных ролей, но и во многом безличный характер выпол-няемых ролей. Это понятно, личность ребенка еще только формируется, индивидуально-личностные составляющие роли очень слабо прорисовываются, а подросток уже считает себя личностью и хочет, чтобы окружающие считали так же. Он принципиально не хочет скры-вать свое "Я" под маской роли. Эта ситуация часто приводит к следующему:

1. Подросток "перегибает палку" в стремлении к индивидуально-личностным прояв-лениям, формально-ролевое поведение взрослых при этом он воспринимает как ложь, фальшь, неискренность. 2. Стремясь к открытым отношениям, подросток еще не умеет соблюдать меру, про-порции, уместность личностного и ролевого поведения. Он еще не осознал выгод ролевого поведения, за маской которого можно спрятаться от "психологических уколов" окружающих, и, в свою очередь, не задеть самолюбие окружающих,

если они будут истолковывать нежела-тельные по отношению к ним поступки не как проявления личного отношения, а как требо-вания роли. Этим, думается, во многом и обусловлена повышенная ранимость подростков, чувствительность к оценкам их поведения и внешности. Взрослые, укрытые "броней" роле-вых одежд, часто даже не замечают, как психологически ранят подростков своими неосто-рожными замечаниями, упреками, требованиями. 3. Переход ко взрослости предполагает в той или иной мере отдаление подростков от родителей.

Это обусловлено тем, что роль взрослого имеет своими атрибутами самостоя-тельность и независимость, отсюда возникает стремление к эмансипации от родителей. Роди-тели уже успели забыть свои подростковые трудности и часто не в силах понять мятущейся души своих детей, поэтому подростки ищут понимания за пределами семьи, в среде своих сверстников-товарищей "по несчастью". Особенностью возраста является то, что подростку подчас легче открыть душу свер-

стнику (он такой же, он поймет) или даже чужому человеку, чем родителям [8]. Поэтому для сохранения доверительных отношений очень важны такт и выдержка родителей. Если роди-тели сумеют терпеливо и сочувственно отнестись к трудностям подростка, то конфликты во многом сглаживаются. Характерные в этом возрасте жалобы подростков на непонимание со стороны родите-лей во многом обоснованы. Родители, особенно в последнее экономически нестабильное время озабочены тем, как

обуть-одеть-накормить своих любимых чад, духовная связь с деть-ми при этом часто терпит ущерб, уходит на второй план. Многие родители заняты бизнесом, карьерой, самоутверждением, своими "взрослыми" проблемами. Между тем, растущим, осваивающим социальный мир детям, в первую очередь необ-ходимы поддержка, понимание, мудрый совет своих родителей. Французский психолог Р.Томе выявил, что в трудной ситуации морального, материального и эмоционального по-рядка подростки

предпочитают обращаться за помощью и поддержкой к родителям и только в эмоциональной поддержке приоритет принадлежит друзьям [2]. К сожалению, родители не всегда на высоте в умении понимать своих детей. Исследо-вания И.С.Кона и В.А.Лосенкова (1974), а также Р.Томе (1972, 1973) показали, что дети го-раздо точнее представляют себе, как их оценят родители, чем родители - юношеские само-оценки. Поэтому не удивительно, что каждый пятый юноша и девушка в наших исследовани-

ях указали на то, что взаимоотношения в их семьях "не совсем хорошие" или вовсе - "плохие". Распределение ответов на вопрос Оценка Юноши Девушки Хорошие 79,6 80,0 Не совсем хорошие 17,5 16,3 Плохие 1,6 2,6 Не знаю 1,3 1,1 ИТОГО 100,0 100,0 Общий взгляд на характер отношений в семьях наших респондентов производит более или менее благополучное впечатление: 80% подростков оценили их как хорошие. "

Несправедливость родительских требований". Если общение, на основе взаимопони-мания и взаимного интереса не получается, то оно неизбежно принимает формальный, ру-тинный характер. И чем больше родители "нажимают" на формально-ролевые обстоятельст-ва жизни детей (поведение, успеваемость), тем "казеннее" и суше становятся их взаимоотно-шения. Детско-родительские отношения по своей природе интимны и не терпят формализма.

Тем печальнее, когда между родителями и детьми появляется невидимая стена непонимания и отчуждения. В этих условиях даже справедливые и обоснованные требования родителей субъективно воспринимаются как несправедливые. А если эти требования еще высказывают-ся в категорической, безапелляционной форме, что часто и делают родители, не замечая, что "ребенок" уже готов к равноправному общению, то тем более трудно согласиться с такой "справедливостью".

А родители достаточно часто бывают и справедливы, и разумны в своих требованиях и ограничениях. Бывают ситуации, когда родители вполне понимают детей, но вынуждены отказывать в их неразумных или чрезмерных запросах и желаниях. в этом случае в слова "они меня не понимают" подростки вкладывают иной смысл. И на самом деле это подростки не понимают своих родителей. Не понимают, что те, обладая большим жизненным опытом, ограждают их от соблазнов и опасностей "

взрослого" мира. Сетования подростков по поводу "различных взглядов на жизнь" с родителями явля-ются традиционными, но чаще всего эти различия касаются вопросов вкуса (музыка, одежда, увлечения и др.), привычек и других "мелочей". Базовые жизненные ценности и образцы по-ведения, как правило, дети перенимают у своих родителей. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей по-ведения взрослых членов семьи. По исследованиям западных ученых подростки в большин-

стве своем все еще направляемы родителями и разделяют их ценности [12]. Многие родители забывают, что слова ничему не учат. Работы по социальной теории научения А.Бандуры показывают, что поступки взрослых и подаваемые ими ролевые приме-ры гораздо сильнее влияют на поведение подростков, чем любые слова. Об этом же говорит социолог В.А.Сысенко: "Не следует забывать того обстоятельства, что юноши и

девушки на-следуют от родителей не только темперамент, характер, но также стиль поведения, общения, формы ответных реакций. Здесь действуют законы социального наследования" [10]. "Разные взгляды на жизнь" родителей и подростков в современной России объектив-но обусловлены еще и тем, что страна переживает критический этап своего развития. Проис-ходит резкая смена ценностных ориентаций, и молодежь легче воспринимает веяния време-ни, их родители

переориентируются значительно труднее. Причины конфликтов "плохой характер родителей" и "поведение родителей (выпив-ки, скандалы)" называли в наших исследованиях не более 3-7% опрошенных. Здесь, конечно, присутствует нежелание "выносить сор из избы". Подобную информацию с полным основа-нием можно назвать латентной - скрытой не только от постороннего наблюдателя (исследо-вателя), но и скрываемой от себя.

Дети чрезвычайно трудно переживают плохое поведение родителей, испытывают стыд за них, если те выпивают, и, безусловно, понимают, что роди-тели все же их любят и, как умеют, выполняют свой родительский долг. По-видимому, дети много прощают своим родителям и детско-родительские отноше-ния носят неоднозначный характер. Научные исследования показывают, что насилие распро-странено в 25% семей, в исследованиях В.И.Журавлева 51% опрошенных указали, что у них с родителями было "много конфликтов".

Однако по данным того же В.И.Журавлева, в разря-де "любимые взрослые" с большим отрывом лидируют родители (44%), а на "равнодушное отношение" и "полное взаимонепонимание с родителями" указывают лишь 3-4% опрошен-ных [1]. Моя успеваемость. Эта причина заняла второе место. Она отражает не только ес-тественное для этого возрастного периода поведение, сколько меру выполнения школьника-ми своей социальной функции - роли учащегося.

Частота конфликтов школьников с роди-телями по поводу успеваемости в наших исследованиях в 2,5 раза выше, чем с учителями. Это естественно, так как для родителей успехи их детей более значимы, чем для учителей. Часто родители хотят в детях реализовать то, что у них в свое время не получилось, компенсировать жизненные неудачи: "Вот мне не удалось получить высшее образование, так пусть хоть мой сын (дочь) ". Отсюда более ревностное и придирчивое отношение к успе-ваемости своего ребенка.

Очень многие родители видят свои главные функции по отношению к детям в прямом контроле за их учебной деятельностью и поведением, который чаще всего сводится к кон-тролю за оценками, а не за знаниями и умственным развитием детей. Как показали наши ис-следования, у родителей гораздо больше проблем связанных с успеваемостью сыновей, чем с учебными делами дочерей. Конфликты с дочерями из-за успеваемости у родителей бывают в два раза реже, чем с сыновьями: конфликты

по поводу успеваемости у юношей оказались на втором месте, у девушек - на седьмом. "Мой плохой характер". Нужно, конечно, учитывать, что и родителям трудно со своими чадами, особенно, когда они вроде бы уже не дети, но и еще пока не взрослые. Юно-ши и девушки на пороге взрослости активно ищут себя: они то требуют к себе отношения, как к автономной личности, имеющей право свободно выбирать друзей и время возвращения вечером домой, то "впадают

в детство", не желая брать на себя ответственность, например, за ведение домашнего хозяйства, то шокируют родителей псевдовзрослым поведением - куре-нием, употреблением вина. Родители от этого часто в панике, они не знают, что им делать, как воспитывать своих великовозрастных детей. Очень точно заметил один из педагогов Ф.В.Ферстер: "У родителей просто не хватает нервов, чтобы терпеть ребенка в процессе его нормального развития"

. И сами юноши и девушки тоже видимо понимают, что с ними не легко. В наших ис-следованиях пятая часть юношей причиной конфликтов с родителями назвала "мой плохой характер", а у более самокритичных девушек эта причина и вовсе вышла на первое место среди других причин (32,1%). Поздние возвращения домой, как причина конфликтов с родителями, занимает третью позицию и у юношей, и у девушек по частоте упоминаний лишь немного отставая в процент-ном отношении от успеваемости.

Нам думается эта причина конфликта (и ей подобные) пре-тендуют на наименование "вечная". Вечное столкновение двух стремлений: с одной стороны, стремление растущих, становящихся личностей к автономии, свободе; с другой стремле-ние зрелых людей оградить от ошибок, опасностей и соблазнов этого мира неокрепшие души своих любимых детей. А "ловушек" на пути взросления достаточно много. Прежде всего, желание поскорее получить статус взрослого приводит к тому, что молодые люди начинают

копировать внеш-ние, не всегда самые лучшие, атрибуты ролевого поведения взрослых людей. Они начинают курить, употреблять алкоголь, пускаются в сексуальные эксперименты, не понимая, что это лишь фетиш. У многих представления о социальной зрелости укладываются в такую схему: ослабление опеки и контроля, самостоятельность, когда сняты все ограничения возраста (приходить домой, когда захочешь, и т.п.). Юноши и девушки не понимают еще, что свобода в поведении, как атрибут взрослости дополняется

ответственностью и внутренними ограни-чениями своего поведения, налагаемыми на себя зрелыми людьми. Следует все же отметить, что родители часто перегибают палку в стремлении контро-лировать жизнь своих детей. Родители здесь проявляют непоследовательность: готовя ребен-ка ко взрослой жизни, они не могут принять проявления самостоятельности детей буквально в преддверии зрелости. Возникает впечатление, что родители даже как бы противостоят это-му [8].

Подросток, между тем, может, а значит, и должен проявить самостоятельность. И если родители излишне регламентируют его поведение, деятельность, общение, то они часто стал-киваются с характерной реакцией подросткового возраста - реакцией эмансипации. Она не-избежна там, где присутствует мелочная опека, чрезмерный контроль, пренебрежительное отношение к интересам подростка. Излишняя зажатость подростка может привести не только к игнорированию указаний

родителей, она может распространиться на общепринятые стан-дарты поведения на духовные ценности. "Мои вредные привычки". По данным В.И.Журавлева (1995), в поведении подростков просматриваются следующие негативные черты: 1) курение - 50%; 2) употребление спирт-ных напитков - 44%; 3) распущенность в половой жизни - 10%; 4) наркомания - 6%. Данные наших исследований (1999 г.) несколько отличаются от только что приведен-ных.

Так, признались, что курят в среднем 24% юношей и девушек, употребляют спиртное - 16,5%, пробовали наркотики - 17,5%. Различие в данных, видимо, обусловлено тем, что в исследовании В.И.Журавлева оп-рашивались первокурсники педвуза и уже окончившие школу молодые люди других учебных заведений. Оценка давалась по ретрофактам, то есть встречались ли опрашиваемые с данны-ми явлениями во время учебы в школе. В наших же исследованиях опрашивались юноши и девушки, на данный момент продолжающие

свое обучение в 10 или 11 классе, и вопрос был личностно ориентирован: "Ты куришь?", "Употребляешь ли спиртное?", "Приходилось ли тебе пробовать наркотики?". Следует отметить, что вредные привычки (табакокурение, винопитие, наркомания, токсикомания) обусловлены не только желанием казаться взрослым, но и стремлением найти компенсацию своим неудачам и неуспехам. "

Самолечение" алкоголем и наркотиками хоть на время, но снимает эмоциональное напряжение. Результаты наших исследований показали, что чем хуже учатся подростки, тем чаще у них конфликты с родителями из-за вредных при-вычек, поздних возвращений домой и плохой компании. "Если у вас с родителями возникают конфликты, то по каким причинам?" Распределение ответов старшеклассников в зависимости от успеваемости, %

Можно было указать несколько причин, которые приводят к конфликтам чаще всего Хорошо и отлично Хорошо и удовлетворительно Удовлетворительно и плохо Непонимание, разные взгляды на жизнь 39,9 41,3 46,2 Моя успеваемость 10,7 27,9 51,4 Мои поздние возвращения домой 23,0 29,3 38,2 Мало помогаю по хозяйству 23,2 22,2 26,6 Несправедливость родительских требований 20,3 23,0 24,9

Мой плохой характер 25,0 23,8 23,1 Мои вредные привычки, табак, алкоголь 4,4 13,1 26,0 Из-за денег, из-за покупки вещей 13,9 18,3 17,3 Из-за моей компании 5,2 9,0 16,2 Плохой характер родителей 5,7 4,1 4,6 Мой внешний вид (прическа, одежда) 4,9 3,4 5,2 Поведение родителей, выпивки, скандалы 2,5 3,0 2,3 Конфликтов почти не бывает 41,6 30,0 17,9 Так или иначе, но конфликты на почве вредных привычек неизбежны.

В нашем ис-следовании пятая часть юношей отметила причиной конфликтов с родителями "мои вредные привычки (табак, алкоголь и др.)" и, к счастью, только 8,2% девушек имеют столкновения с родителями на этой почве. Мало помогаю по хозяйству. По данным нашего опроса, юноши и девушки назы-вают эту причину конфликтов довольно часто (4 место по частоте). Это, конечно, претензии со стороны тех родителей (сами юноши и девушки вряд ли так думают), которые хотят вос-питать своих детей трудолюбивыми и хозяйственными,

да и самим разгрузиться от домаш-них дел. Но, по-видимому, имеют в этом стремлении не очень хороший результат. Выросшие дети, сызмальства привыкшие к опеке пап и мам, не спешат взвалить на свои хрупкие "детско-взрослые" плечи груз хозяйственных забот. Обследования Детского фонда России показали, что практически у всех детей есть домашние обязанности. Так, отвечая на вопрос: "Какую работу Вы обычно выполняете по дому?", от 50 до 70% школьников

отметили: "Помогаю в саду, огороде, на дачном участке", "Убираю в своей комнате, во всем доме", "Хожу в магазин за продуктами". "Однако, -пишет Г.В.Ермоленко бытовой труд подростки часто воспринимают как "обязаловку". Не пото-му ли понятие "мой дом", "домашний уют" вне эмоциональной сферы детей, вне осознания? Дом для них не понятие очага, а лишь строение, место проживания [5]."

Следует сказать, что на данном возрастном этапе и дети, и их родители часто прояв-ляют непоследовательность. Подросшие чада требуют к себе уважения и предоставления но-вых прав, но когда речь заходит об обязанностях, налагаемых статусом взрослого, диспози-ция меняется на противоположную. Равно как и родители: они призывают детей к самостоя-тельности и ответственности, но как только "дитя" подает свой голос на семейном совете по поводу серьезных проблем, так сразу окрик: "

А ты в разговор взрослых не мешайся, мал еще!" Мой внешний вид (прическа, одежда). На удивление не велика частота конфлик-тов по этой причине - всего лишь 4 %. Видимо, это связано с тем, что из моды ушли край-ности, так раздражающие родителей: нет моды на слишком широкие ("клеш") или слишком узкие ("дудочка") брюки у парней, прическу сейчас юноши предпочитают короткую (не раз-дражают длинными "патлами"); у девушек нет ярко

выраженной моды на мини. Да и дети свои притязания на модную одежду, видимо, измеряют толщиной кошелька своих "предков". Однако сбрасывать со счетов "вкусовые", "гардеробные", "модные" и др. разногласия подростков с родителями вовсе не стоит. Переживания по таким "несерьезным" причинам бывают очень тяжелыми, а семейные ссоры "по мелочам" приводят к невыносимости отно-шений, к отчуждению любящих людей, неуважению друг к

другу на долгие годы. Специалисты-конфликтологи утверждают, что именно частые стычки по мелочам яв-ляются наиболее распространенной причиной охлаждения семейных отношений [11], и во-обще - эмоционально неприязненных отношений между людьми. Здесь действует законо-мерность перехода затяжных деловых конфликтов, где есть объективная причина конфликта, в эмоциональные конфликты, где причина формируется перманентно враждебными межлич-ностными отношениями [9]. Эмоциональные конфликты с трудом поддаются (а чаще всего и вовсе не

поддаются) разрешению, а потому особо опасны. Следует отметить, что родители, как правило, не понимают того, что забота о внеш-ности - это не проявление поверхностности и несерьезности их детей. Это проявление по-требности в поиске и выражении собственной идентичности и в принадлежности к опреде-ленной социальной группе. Одежда и внешность - это способ самовыражения, и подростки стремятся управлять впечатлением, которое они производят на окружающих.

С помощью одежды человек может сообщить окружающим о том, какую роль он хочет играть в жизни. Из-за моей компании - отмечали в наших исследованиях юноши и девушки и та-кую причину разногласий с родителями. Причина, в общем, естественная - родители опа-саются дурного влияния улицы. Но зачастую сами родители, не сумев наладить отношения с выросшими детьми, способствуют их стремлению найти недостающую им равноправность и искренность в общении за пределами семьи. "

Если учесть пишет Г.В.Ермоленко что общение родителей с детьми часто огра-ничивается нотациями, то и семья для подростков перестает быть источником, объектом при-вязанности" [5]. Подростки в этом случае предпочитают уличные "тусовки", "моталки", их совершенно не интересуют корни - только 2 % подростков знают родословную своей семьи. Р.Джаковетта (1975) отмечает, что существует следующая закономерность - чем ху-же отношения юноши со

взрослыми, тем чаще он будет общаться со сверстниками, тем выше его зависимость от сверстников, и тем автономнее будет это общение от взрослых [2]. Но даже если отношения юношей с родителями складываются благоприятно, им все равно необходимо интенсивное общение со сверстниками. Юноши и девушки ощущают тягу к тем, чей статус аналогичен их собственному. Общение в юношеском возрасте самоценно само по себе.

Можно утверждать, что юность является возрастом взаимоотношений и свя-занного с ними общения. Характер взаимоотношений, в которые вступают юноши и девушки, становится более сложным, утонченным и интимным, то есть допускающим, а часто и требующим максималь-ного и очень нужного юности самораскрытия. Эти отношения являются более разносторонними, представляющими огромные воз-можности для самовыражения, перебора и проигрывания будущих ролей. В общении юноши и девушки последовательно примеряют роли взрослых,

подбирая стиль и характер их испол-нения во взаимоотношениях друг с другом, подготавливая себя к будущему полноценному включению в социум. В отношениях со сверстниками реализуются возможности взаимодействовать с дру-гими на равных, оттачивать свои коммуникативные навыки и умения; постигать науку взаи-мовлияния и самоопределения в коллективе. И происходит это в психологически комфорт-ных условиях, так как в целом взаимоотношения со сверстниками являются менее напряжен-ными и более благоприятными, чем со взрослыми,

и к тому же весьма регулируемыми. В кругу сверстников юноши и девушки также удовлетворяют потребность в свобод-ном, нерегламентированном взрослыми общении. Обо всем этом необходимо помнить роди-телям, перед тем как укорить своего ребенка за "плохую", по их мнению, компанию. Выявленные нами основные причины конфликтов подростков с родителями позволя-ют указать на некоторые болевые точки в их взаимоотношениях.

Эта информация позволяет принимать квалифицированные меры по коррекции этих общественно значимых отношений. Заключение. В переходном возрасте, когда своё «Я» ощущается уже не как детское, а начинается подготовка к взрослой, самостоятельной жизни, конфликт интересов родителей и детей усиливается и нередко доходит до противостояния. Впрочем, в гармоничных семьях конфликты разрешаются безболезненно, и родители с детьми становятся во многом единомышленниками. И нужно учесть, что критическое отношение к позиции родителей

не всегда играет отрицательную роль, так как конфликт мнений приводит к пересмотру позиций родителей, что помогает детям лучше адаптироваться в новых условиях, изменившихся в течение одного поколения. Но тут уже нужна мудрость родителей, которые должны не давить на детей, навязывая собственные нормы, а обосновывать их и обсуждать, и постараться с высоты своего жизненного опыта понять своих детей. Для этого родители должны «идти в ногу со временем», понимать интересы молодого поколения, с уважением

относиться к новым веяниям в обществе и культуре, ведь каждое поколение обогащает культуру, пересматривая достижения предыдущих поколений. Без этого прогресс может остановиться. Конфликт поколений, обеспечивающий поступательное движение общества, в гармоничной семье приводит не к противостоянию, а к взаимному уважению позиций «отцов» и «детей». В дисгармоничных же семьях родители навязывают детям свои часто устаревшие понятия, не вписывающиеся

в изменившиеся условия жизни нового поколения, давя на детей и вынуждая их противопоставлять родительским понятиям - свои. Для этого им приходится часто для усиления своих позиций «перегибать в противоположную сторону» и переходить в непримиримую оппозицию даже в незначительных вопросах. Чем меньше родители будут «пенять» на гены и чем больше будут видеть в поведении детей собственные ошибки, тем больше вероятность создать душевно близкие взаимоотношения с детьми и избежать «острых углов»

в конфликте поколений, правда, лишь в условиях гармоничного брака. К тому же в гармоничных семьях у родителей больше возможностей уделять внимание детям и жертвовать супружескими интересами ради интересов детей. Ведь потребности у счастливых супругов довольно скромные – основное-то у них уже есть. А достигнутая семейная гармония позволит передавать стереотипы счастливого супружества из поколения в поколение. Из приведенного выше расмотрения вопроса о конфликте поколений.

И приведенных выше мнений опрошеных учащихся 11-ых классов по поводу этого вопроса, видно что в конфликте “отцов и детей”, дети не стараются идти на подобный конфликт, ведь такие факторы как пьянство и другие вредные превычки родителей становятся причиной подобных конфликтов менее чем в 2% случаях, однако теже вредные привычки у детей вызывают резкое противоречие их с родителями и является причиной конфликтов в 15-25% случаях. Мир изменился и он некогда не станет таким как тот в котором жили наши родители.

Родителям необходимо пересматривать свое отношение в жизни и к своим детям, не требовать от них слишком много и показывая хоть какойто пример для подражания. При этом дети, в свою очередь, не должны сдерживать этот конфликт и не выплескивать его в более зрелом возрасте, необходимо решать проблемы, прибегая к помощи родителей и получая от них как советы, так и помощь, в любом возрасте по мере их возникновения.

В этом случая конфликт конфликт поколений в семьях живущий в современном обществе, так называемый конфликт “отцов и детей” не будет такой глобальной проблемой. Из проблемы он перейдет в обыкновенную стадию взрасления любого подростка, которая безбалезненно и для него и для его родителей будет способствовать формированию его, полноценной здоровой личностью, как равноценного члена семьи и общества в целом. Список литературы.

Часть материала опубликована в книге: Социальное качество российской молодежи на рубеже веков. Барнаул, 2001, с.96-110. http://www.websib.ru/noos/sociology/zvya gintsev.html http://on-ona.info/articles.php?do=viewa rt&id=53&cat=16 http://www.spbumag.nw.ru/2006/20/17.shtm l



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.