Реферат по предмету "Разное"


1986—1989 гг. Формирование концепции обратимых денег

Глава 3 1986—1989 гг. Формирование концепции обратимых денег È.Â.Íèò, Â.Ä. Áåëêèí, ПЕРЕХОД К ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ Ï.À. Ìåäâåäåâ ПРОДУКЦИЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННО- ТЕХНИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ –СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ Экономика и математические методы. 1986. № 6. XXVII съездом КПСС всесторонне обоснована необходимость радикальной реформы хозяйственного механизма, сформулированы ее цели и задачи, определено основное содержание. Видное место занимает здесь перестройка материально-технического снабжения, развитие оптовой торговли средствами производства. Материально-техническое снабжение в процессе общественного разделения труда опосредует связи между предприятиями-производителями и предприятиями-потребителями. В настоящее время эти связи характеризуются господством производителя, что противоречит программной установке XXVII съезда КПСС – на деле подчинить все наше производство общественным потребностям. Как показывает многолетняя практика, а также опыт крупномасштабного экономического эксперимента, материально-техническое снабжение – это едва ли не самое узкое место в нашем народном хозяйстве, и «расшить» его можно лишь мерами принципиального характера. Централизованное снабжение предприятий по заранее выделяемым фондам было введено в экстремальных условиях, когда материальных ресурсов было крайне недостаточно и требовалась их концентрация на немногих приоритетных направлениях в качестве вынужденной меры. Однако в дальнейшем с увеличением их объема подобный способ распределения ресурсов сделался едва ли не главным фактором их расточительства и дефицита. Остановимся хотя бы кратко на коренных причинах этого парадоксального на первый взгляд явления. В сложившейся практике управления народным хозяйством для увязки планов производства и производственного потребления проводится так называемая заявочная кампания. Каждый год в марте—мае предприятия составляют заявки на материальные ресурсы, которые им нужны для выполнения еще неизвестного плана будущего года. Эти заявки суммируются. Номинально сумма включает в себя всю продукцию производственно-технического назначения, которую предстоит поставить предприятиям, стройкам и организациям в течение планового периода. Чтобы эту продукцию поставить, ее необходимо произвести. Следовательно, суммарную заявку нужно распределить на задания тому же множеству предприятий, от которого исходили заявки. Но для выполнения этих заданий предприятиям во многих случаях требуются не те ресурсы и не в таких объемах, которые фигурируют в их заявках. Это логическое противоречие пытаются иногда разрешить, предлагая сначала утвердить предприятиям производственную программу, а затем уже спрашивать с них заявки на ресурсы. Однако легко видеть, что и эта идея заводит в подобный же порочный круг: поскольку производственная программа предприятий составляется до того как получены заявки, нет оснований надеяться, что она включает изготовление продукции, необходимой для материального потребления совокупности все тех же предприятий. Стало быть, начинать с производственной программы ничем не лучше, чем с заявок, как это делается в настоящее время. Формируемые предприятиями заявки охватывают, во-первых, то, что потреблено в отчетном году; во-вторых, добавку таких же материалов на гипотетический прирост прежних видов продукции в плановом году; в-третьих, разного рода другие материалы, главным образом наиболее дефицитные – на непредвиденное обновление производственной программы, а также для предстоящего натурального обмена с другими предприятиями. При этом свои потребности в материалах предприятия почти всегда преувеличивают, резонно полагая, что их заявки будут при рассмотрении в Госснабе или других органах снабжения существенно урезаны. Что касается выделяемых фондов, то во многих случаях они включают продукцию предприятий, ввод которых хотя и был предусмотрен планом, но отложен. В результате суммарная производственная программа оказывается заведомо ниже совокупности заявок и их действительно приходится урезать. В то же время по некоторым позициям она выше заявок – производится ненужная продукция. Кроме того, даже выделенные на уровне урезанных заявок фонды «отовариваются» не полностью. И наконец, фактический объем поставок по ряду позиций больше того, что требуется на выполнение плановых заданий, а по некоторым другим позициям эти задания не обеспечиваются. Так, по предприятиям Минстанкопрома, Минприбора и других министерств заявки на 1984 г. превышали потребности почти в 1,5 раза, выделенные фонды – на 25—37%, материалов было завезено на 17% больше потребности. Еще сильнее, чем в промышленности, недостатки действующей формы материально-технического обеспечения проявляются в сельском хозяйстве, строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве. Выделяемые предприятиям и организациям данных отраслей фонды на материальные ресурсы существенно ниже их платежеспособного спроса и «отовариваются» эти фонды хуже, чем в промышленности. При отсутствии оптовой торговли значительная часть материально-технического обеспечения колхозов осуществляется полулегальными способами. Трудности в удовлетворении платежеспособного спроса колхозов снижают стимулы к повышению доходности сельскохозяйственного производства, не способствуют выполнению Продовольственной программы. Неудовлетворительное материально-техническое обеспечение строительства, наряду с другими факторами, срывает планируемый ввод мощностей, вызывает недопоставку продукции с этих мощностей, что в свою очередь затрудняет обеспечение производства материальными ресурсами. Необходимо отметить еще и то, что применяемые методы директивно-адресного планирования обеспечивают тем большую сбалансированность между производством и производственным потреблением, чем меньше структура и объем воспроизводства планового периода отличаются от отчетного. А это затрудняет осуществление прогрессивных структурных сдвигов, столь необходимых для ускорения социально-экономического развития. В условиях принятой технологии планирования производства и снабжения объективное положение и усилия работников предприятий, министерств, Госснаба и Госплана способствуют инертности экономики, воспроизводству прежней ее структуры. Действительно, предприятиям и ведомствам проще обосновать и «защитить» заявки, повторяющие прежние запросы на материалы, а Госснабу менее хлопотно их контролировать. Госплан при разработке производственной программы вынужден, в свою очередь, ориентироваться на указанные заявки, во-первых, по той очевидной причине, чтобы их удовлетворить и, во-вторых, чтобы не усугубить несбалансированности плана, предусматривая задания, не обеспеченные материальными ресурсами. Таким образом, нынешняя технология планирования и централизованного снабжения не может обеспечить сбалансированности между производством и производственным потреблением. К ней в полной мере относится высказывание М.С. Горбачева о том, что «в современных условиях недопустимо решать из центра все вопросы, да это практически и невозможно». Несоответствие планов производства и производственного потребления вызывает законный вопрос: каким образом все же удается согласовывать взаимодействия хозяйственных ячеек хотя бы в той мере, в которой это наблюдается в действительности? Социально-экономическая реальность породила определенный механизм демпфирования постоянно возникающих во времени и пространстве неувязок между потребностями предприятий и возможностями их удовлетворения. Суть этого механизма – сложившееся в дополнение к централизованному распределению ресурсов децентрализованное их перераспределение – натуральный обмен между предприятиями. Этот обмен осуществляется на основе чрезмерных, технологически неоправданных запасов товарно-материальных ценностей у экономических субъектов и прямых личностно-производственных связей между хозяйственными руководителями. В настоящее время часть обменных операций узаконена. Предприятиям разрешен обмен материалами в пределах ассортиментных групп и с уведомлением соответствующих территориальных органов Госснаба. Например, металл одного сортамента можно обменять на металл другого. Однако большая часть натурального обмена законом не предусмотрена и не контролируется. Механизм обмена одновременно обеспечивает стабилизацию положения хозяйственных ячеек и сдерживает, хотя и в небольшой мере, тенденцию к натурализации народного хозяйства. На первый взгляд обмен представляется явлением отрицательным, но оценить его объективно можно лишь рассматривая в рамках сложившегося хозяйственного механизма. Разумеется, личные связи чреваты весьма негативным проявлением принципа «ты мне – я тебе». Однако в условиях несбалансированности между производством и его материальным обеспечением натуральный обмен помогает преодолевать связанные с этим трудности, хотя и весьма дорогой ценой. Так, с 1960 по 1984 г. запасы товарно-материальных ценностей росли в 1,6 раза быстрее, чем валовой общественный продукт, и достигли к началу 1985 г. 444 млрд. руб. Особенно быстро шло накопление запасов в одиннадцатой пятилетке. Как отмечал М.С. Горбачев, «отвлечение этих средств из народно-хозяйственного оборота полностью «съедает» эффект, получаемый от экономии материальных ресурсов». Наряду с прочими недостатками, присущими всякому натуральному обмену, форма последнего, сложившаяся в недрах директивно-адресного централизованного распределения, унаследовала и его целевые установки — «работает» на оценочные, во многом промежуточные показатели планов производства и снабжения. В итоге конечные результаты – интересы потребителя – учитываются при обмене совершенно недостаточно. Понятно, что натуральный обмен ослабляет централизованное управление. Представляется, что симбиоз реально существующих форм распределения продукции — фондируемого материально-технического снабжения и натурального обмена — необходим в направлении из трансформации в централизованно регулируемую с помощью кредитно-финансовой системы оптовую торговлю. Такой подход наилучшим образом соответствовал бы известному положению Ф.Энгельса: «… средства для устранения обнаруженных зол должны быть… . Налицо — в более или менее развитом виде — в самих изменившихся производственных отношениях. Надо не изобретать эти средства из головы, а открывать их при помощи головы в наличных материальных фактах производства» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 278).^ Постановка проблемы перехода к оптовой торговле Переход от нынешнего материально-технического снабжения к оптовой торговле продукцией производственно-технического назначения означает, по формальному определению, замену фондов на получение той или иной продукции деньгами, либо попросту отмену фондов, ибо распределение по фондам и теперь сопровождается денежными расчетами. Но деньги здесь играют второстепенную роль. Их отсутствие у потребителя не служит препятствием для получения выделенной по фондам продукции. В то же время отсутствие фондов даже при наличии денег не позволяет, как правило, получить на законном основании такую продукцию. Однако приведенное формальное определение перехода к оптовой торговле не раскрывает всей сложности проблемы и ее масштабов. Фонды на материальные ресурсы нельзя просто так взять и отменить, не затрагивая сложившуюся кредитно-финансовую систему. Их можно заменить деньгами, действительно заработанными, причем количество денег в народном хозяйстве должно соответствовать объему реального экономического оборота. Такие требования к деньгам отнюдь не соответствуют фактическому положению дел. Как отмечалось на XXVII съезде КПСС, в больших масштабах практикуется административное перераспределение доходов. Убытки отстающих предприятий покрываются за счет работающих прибыльно, а также посредством банковского кредита. Обращающаяся в стране масса платежных средств существенно превышает допустимый уровень [4]. Поэтому платежеспособный спрос предприятий, организаций и строек на продукцию, реализуемую в порядке оптовой торговли, формировался бы во многом за счет «незаработанных» денег. Что же касается объема такого спроса, то он оказался бы чрезмерным. В нашей экономической печати неоднократно указывалось, что из финансово-кредитной системы в народное хозяйство поступают избыточные деньги. Налог с оборота изымается в бюджет независимо от того, продан товар конечному потребителю или остался не реализованным. Подобно этому платежи в бюджет вносятся исходя из плановой, а не из фактически полученной прибыли. Кредит под запасы материальных ценностей, в том числе под залежалые товары и прочие неликвиды, выдается, по существу, без перспективы возврата. В результате, по свидетельству В.С. Павлова, создаются условия для появления все возрастающего количества «легких денег», ведущего к переполнению каналов денежного обращения платежными средствами [5, с. 71—72]. Кредит утратил свое назначение. Нарушена сбалансированность между деньгами и товарами. При нынешних негибких ценах общая, объемная несбалансированность усугубляется структурной. Дефицит одних видов продукции производственно-технического назначения обусловлен не только недостаточным их производством, но и ценами, индифферентными к относительной их нехватке. В то же время на другие виды продукции установлены несоответственно завышенные цены. Следовательно, если цены оставить прежними, то в порядке оптовой торговли спрос на одни товары удовлетворить не удастся, а сбыт других окажется затрудненным. Сказанное означает, что без финансово-кредитной реформы и перестройки цен переход к оптовой торговле в полном смысле этого понятия невозможен. При первоначальном рассмотрении получается, что названные мероприятия должны ему предшествовать. Между тем дальнейший анализ показывает, что последовательное (поочередное) их проведение наталкивается на непреодолимые препятствия. Подобно тому как нельзя перейти к оптовой торговле средствами производства без кредитно-финансовой реформы, последняя неосуществима без перехода к оптовой торговле. Невозможно, в частности, снизить объемы денежных средств, используемых предприятиями для пополнения и содержания запасов товарно-материальных ценностей. Соответствующее сокращение запасов в условиях нынешнего неудовлетворительного материально-технического обеспечения может привести к простоям предприятий. Нельзя ограничить также и платежный кредит, ибо в условиях централизованного фондового распределения предприятия-поставщики не выбирают себе покупателей и если им придется поставлять продукцию неплатежеспособным потребителям, то без нынешнего, относительно дешевого банковского кредита они сами – не по собственной вине – останутся без денег. Что касается перестройки цен, то ее принципы определены в Политическом докладе ЦК КПСС ХХVII съезду партии: уровень цен следует увязывать не только с затратами, но и с потребительскими свойствами и эффективностью товаров, степенью сбалансированности продукции, с общественными потребностями в ней. Многое в этом отношении можно сделать и до перехода к оптовой торговле и кредитно-финансовой реформы. Многое, но далеко не все, ибо в условиях общей несбалансированности даже приближенная оценка степени удовлетворения общественных потребностей и реальной сбалансированности по отдельным видам продукции, необходимая для установления цен, затруднительна. При одновременной с переходом к оптовой торговле перестройкой системы финансов, кредита и цен названные трудности устранимы. Не понадобятся чрезмерные запасы товарно-материальных ценностей и соответственно кредит под эти ценности; покупать продукцию производственно-технического назначения смогут лишь платежеспособные предприятия-потребители на заработанные или полученные «по-настоящему» в кредит деньги. Можно будет дать оценку структурной сбалансированности, столь нужную для формирования рациональной структурной политики и установления экономически обоснованных цен. Таким образом, переход к оптовой торговле, кредитно-финансовая реформа и перестройка цен — это единый, общий процесс, охватывающий сферу обращения в целом. Реформа сферы обращения — сложнейшее комплексное мероприятие, требующее немалых усилий и затрат. Однако в сложившихся условиях ее проведение — необходимая предпосылка успешного решения важнейших взаимосвязанных задач – ускорения развития народного хозяйства и повышения его сбалансированности. Следует еще раз подчеркнуть сложность этих задач. Экономическая история не знала прецедентов сколько-нибудь удовлетворительного одновременного из решения. Усиление материально-финансовой сбалансированности позволит улучшить использование ресурсов, повысить роль потребителя и на этой основе его воздействие на качество продукции. Укрепление товарно-денежных связей даст возможность покончить с тенденциями натурализации нашей экономики, обеспечит необходимые условия и стимулы рациональной специализации и кооперирования производства, углубление общественного разделения труда. Влияние этого фактора на повышение производительности труда, на ускорение развития экономики трудно переоценить. Как указывал К.Маркс, «уровень развития производительных сил нации обнаруживается всего нагляднее в том, в какой степени развито у нее разделение труда» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 20).^ Пути перехода к оптовой торговле В настоящее время, когда развитие оптовой торговли поставлено в повестку дня, было бы недостаточным ограничиться выяснением принципиальных особенностей этой проблемы. Необходимо обсудить конкретные пути перехода к оптовой торговле, в особенности первого этого этапа. Прежде всего следует остановиться на вопросе о том, как осуществить этот переход – единовременно или постепенно. С одной стороны, одновременный перевод на оптовую торговлю всех хозяйственных ячеек представляется невозможным. Если бы даже и удалось создать его теоретически безукоризненный алгоритм, осуществить это было бы крайне рискованно. Неподготовленные перемены могут привести к неожиданным последствиям. Хозяйственникам, нерадивость или даже ошибки которых в течение ряда десятилетий оплачивались государством, нелегко будет сразу перестроиться, отречься от, казалось бы, незыблемого принципа «деньги — ничто, фонды — все», пересмотреть отношение к ритмичности поставок и техническому уровню продукции, целиком подчинив их требованиям потребителя, и т.п. Иными словами, непременным условием проведения таких радикальных изменений, как переход от фондового распределения средств производства к оптовой торговле, является наличие экспериментальной составляющей. Понадобится отслеживать социально-экономические результаты нововведения и накапливать информацию для корректировки в дальнейшем правил достижения поставленной цели. При единовременном переходе на оптовую торговлю не исключены неожиданные, слишком крупные по масштабам нежелательные результаты этого процесса, которые трудно будет ликвидировать в достаточно короткое время и без особого ущерба. Если даже негативные тенденции и удастся приостанавливать за счет изменений правил, то это придется делать, скорее всего, лишком часто, ибо во всей экономике недопустимы даже кратковременные нежелательные тенденции. Отсутствие стабильности в правилах может пагубно отразиться на всей системе мероприятий по переходу к оптовой торговле. Таким образом, напрашивается вывод, что переход к оптовой торговле, кардинально изменяющий существенные характеристики сложившейся социально-экономической действительности, должен быть локализован по организационным хозяйственным структурам и проводиться постепенно. С другой стороны, сторонники единовременного перехода к оптовой торговле приводят веские доводы против постепенного проведения этого мероприятия. Они небезосновательно опасаются нежелательных эффектов, связанных с привилегированным положением, в котором могут оказаться отдельные предприятия и отрасли при постепенном переходе к оптовой торговле. Мы все же полагаем, что единовременный переход к оптовой торговле сразу во всем народном хозяйстве нереален. Несмотря на указанные трудности, предпочтительна постепенность. Для элиминирования этих трудностей нужно добиться, чтобы на каждом этапе развития оптовой торговли включенные в нее экономические ячейки были бы способны существовать в «окружающей среде» предприятий, пока еще не охваченных экономической реформой, за счет своих собственных сил и средств и если и получать во взаимоотношениях с партнерами какие-то привилегии, то не с помощью административного патронажа вышестоящих организаций, а как справедливую плату за особо успешную работу. Необходимо далее создать такую систему взаимоотношений между переведенными на оптовую торговлю предприятиями и «окружающей средой», чтобы первые заинтересовывали своих партнеров в переходе на новые условия обмена, побуждали бы их готовиться к переходу морально, экономически и технологически. Это обеспечит распространение оптовой торговли как бы в саморегулирующемся режиме. Тогда органам управления нужно будет давать не предписания, а разрешения включаться в нее готовым к этому предприятиям. Было бы целесообразно подобные функции возложить в первую очередь на банк, поскольку он лучше какого-либо другого органа осведомлен о хозяйственно-финансовом положении предприятий и тесно взаимодействует с ними. В 1918 г. в специальных «Тезисах банковой политики» В.И. Ленин писал: «Банковая политика, не ограничиваясь национализацией банков, должна постепенно, но неуклонно направляться в сторону превращения банков в единый аппарат счетоводства и регулирования социалистически организованной хозяйственной жизни всей страны в целом» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 36. С. 220). Теперь крупнейший из крупнейших – Госбанк СССР – с его отделениями и агентствами, находящимися в каждом районе, охватывает все народное хозяйство, связан со всеми без исключения объединениями, предприятиями, организациями, колхозами, регистрирует и контролирует все хозяйственные операции, опосредуемые безналичными денежными расчетами. Переход к оптовой торговле предполагает создание необходимых для этого специализированных хозяйственных подразделений. Естественно использовать здесь учреждения, базы и склады Госснаба СССР, преобразовав их надлежащим образом. Организации оптовой торговли должны стать равноправными партнерами предприятий, наладить с ними «горизонтальные» взаимовыгодные хозяйственные связи. Большое значение для оптовой торговли имеет информация. Помочь предприятию-потребителю найти оптимальных для него поставщиков, а поставщикам — наиболее надежных и удобно дислоцированных потребителей в нашем огромном народном хозяйстве — задача не из легких. Отсюда необходимость глубокого и вместе с тем оперативного изучения хозяйственной конъюнктуры. Для этого было бы, на наш взгляд, целесообразно создать соответствующие конъюнктурные центры. Их функции окажутся в новых условиях хозяйствования чрезвычайно важными, сложными и вместе с тем принципиально новыми, неотработанными в рамках прежнего хозяйственного механизма. Конъюнктурные центры следовало бы сделать хозрасчетными (в полном смысле этого понятия): с одной стороны, их услуги оплачивались бы заинтересованными организациями, а с другой, они несли бы материальную ответственность за качество работы: им пришлось бы покрывать убытки своей клиентуры, вызванные ошибками в прогнозах. Конъюнктурные центры не следует рассматривать как эквивалент традиционных органов хозяйственного управления. В отличие от последних они представляются консультативно-информационными. Они не ущемляют интересов предприятий, но зато не снимают с них ответственности. Такое функциональное выделение хозрасчетных организаций с диспетчерскими функциями позволяет освободить от последних центральные управляющие органы. «Задуманный при создании как мозговой центр руководства экономикой, Госплан во многом продолжает выполнять диспетчерские функции... В то же время не делается того, что составляет главное назначение стратегического планового органа страны» [Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 16 июня 1986 года. М.: Политиздат, 1986. С. 35]. Работа по изучению конъюнктуры приобретает в новых условиях хозяйствования свое содержание. Организациям оптовой и розничной торговли, производственным предприятиям и объединениям недостаточно будет знать конъюнктуру конечного спроса. Изменение ее означает изменение спроса, притом неоднозначное, на средства производства предприятий, непосредственно выпускающих товары народного потребления. Это, в свою очередь, порождает следующий этап изменения спроса и т.д. Поскольку за все приходится платить деньгами, заработанными предприятиями, то к точности прогноза спроса будут предъявляться высокие требования. Работа по оценке изменения спроса всех стадий производства не может вестись последовательно. Конъюнктурный центр уже на этапе изменения конечного спроса должен будет хотя бы приблизительно оценивать обусловленные этим возможные изменения спроса во всех эшелонах воспроизводства с постепенным уточнением их количественных и качественных характеристик. Зная возможности общественного производства и структуру конечного спроса, конъюнктурный центр, по существу, сможет влиять на техническую и технологическую политику, помогая предприятиям в определении наиболее рациональных вариантов производства, прогрессивных видов сырья, материалов, оборудования и т.п., позволяющих произвести продукцию с необходимыми потребителю свойствами и наиболее экономичным способом. Последовательное и эффективное осуществление оптовой торговли станет возможным при одновременной радикальной перестройке экономического механизма основного хозяйственного звена — предприятий и объединений — переходу к полному хозрасчету, самоокупаемости и самофинансированию, остаточному принципу формирования заработной платы. В этих условиях всякое решение по выполнению договорных обязательств, по замене одних видов ресурсов другими, по изменению качества или потребительских свойств выпускаемой продукции и т. п. непременно должно сказываться на оплате труда. И притом не символическими надбавками из фонда материального поощрения, а реально и ощутимо. Для того чтобы не было без вины виноватого, штрафы и прочие санкции должны полностью возмещать ущерб, нанесенный трудовому коллективу вследствие нарушения сроков поставки, задержки платежей и т.п. Рост производительности труда, который будет достигаться в результате перевода предприятий на оптовую торговлю за счет повышения ритмичности производства, качества продукции, сокращения производственных запасов и потерь, вызовет увеличение заработной платы. В связи с этим возникает чрезвычайно важное обстоятельство, которое необходимо учитывать при перестройке сферы обращения. Выплаченные населению дополнительные деньги предстоит обеспечивать товарным покрытием; в противном случае возрастет товарно-денежная несбалансированность, что, в свою очередь, отрицательно скажется на распространении оптовой торговли. Исходя из сказанного рассмотрим теперь принцип, по которому целесообразно осуществить постепенный переход к оптовой торговле. Наиболее часто предлагавшиеся здесь принципы: региональный, продуктовый, отраслевой. Переход к оптовой торговле в отдельном регионе невозможен хотя бы потому, что ни один регион не замкнут относительно материальных потоков. Продуктовый принцип уже однажды пытались применить в Госснабе СССР и ни к чему хорошему это не привело [6]. Тесная взаимосвязь различных видов продукции в процессе воспроизводства повлекла за собой урезание списка изделий, поставляемых через оптовую торговлю, до небольшой и малозначащей номенклатуры. Таким образом, ни региональный, ни продуктовый принципы перехода к оптовой торговле несостоятельны. Иначе обстоит дело с отраслевым принципом. С 1987 г. на оптовую торговлю переводятся научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, Минздрав, Минкультуры, Минвуз и другие непромышленные министерства, а также предприятия Минстройдормаша, что позволит отработать технологию материально-технического обеспечения потребителей в порядке оптовой торговли. Всего путем оптовой торговли будет снабжаться относительно небольшая часть – около 10 тыс. потребителей – и распределяться еще меньшая доля материальных ресурсов. Как резонно отмечается в [7], это слишком робко; при подобных масштабах переход на оптовую торговлю растянется на десятки лет. Таким образом, вопрос о дальнейшем распространении оптовой торговли остается открытым. Между тем, как свидетельствует опыт крупномасштабного экономического эксперимента, это проблема первостепенной важности. До тех пор, пока министерств и предприятий, охваченных экспериментом, было сравнительно немного, Госснаб обеспечивал им приоритетное снабжение за счет других; потом, когда «других» осталось слишком мало, возникли затруднения. И в рассмотренном случае платежеспособный спрос 10 тыс. потребителей, обусловленный в том числе и легкодоступными «незаработанными» деньгами, Госснаб, несомненно, сумеет удовлетворить. Но когда на снабжение посредством оптовой торговли будет переведен более широкий круг потребителей, положение из-за избыточных платежных средств неизбежно осложнится. Мы видим выход из указанных трудностей в том, чтобы начать переход к снабжению на условиях оптовой торговли с предприятий второго подразделения, выпускающих товары народного потребления. Особенность положения этих предприятий в том, что они имеют максимально объективного судью, оценивающего успешность их деятельности и расплачивающегося за свои оценки лично заработанным рублем – рублем, направление использования которого можно свободно выбирать в относительно широких пределах. Таким судьей является население. Чтобы сделать его мнение более весомым, нужно поставить экономическое положение предприятий, переводимых на оптовую торговлю, и зарплату их трудовых коллективов в полную зависимость от суммы денег, заплаченных населением за выпущенную ими продукцию. Но отсюда следует, что и среди предприятий второго подразделения имеется немало таких, которые не могут быть переведены на оптовую торговлю. Речь идет о предприятиях, выпускающих продукцию, не пользующуюся спросом, «работающих на склад». Такие предприятия сразу разорились бы. Стало быть, на первом этапе на оптовую торговлю нужно перевести лишь те, которые и ныне работают рентабельно, производят товары, имеющие устойчивый сбыт. Это, конечно, обеспечивает благоприятные стартовые условия для оптовой торговли, но не создает для переводимых на нее предприятий административно регламентируемый тепличный режим, позволяющий им жить или даже процветать за счет других. Необходимость поставить переводимые на оптовую торговлю предприятия в полную зависимость от покупателя влечет за собой требование передавать в их распоряжение деньги за выпущенную продукцию лишь после ее продажи населению, что, конечно, замедлит оборот финансовых ресурсов предприятий и вызовет определенные трудности учетного характера. Однако первая проблема решается с помощью кредита (который и теперь приходится предоставлять организациям оптовой торговли потребительскими товарами). Вторая тоже не создает непреодолимых препятствий, тем более что некоторый опыт ее решения уже имеется. Отказываться от принципа оплаты продукции после продажи ее населению нельзя еще и по другой причине. Необходимо, чтобы увеличение массы денег, выплаченной работникам предприятий, переведенных на оптовую торговлю, в результате повышения производительности их труда постоянно и с избытком перекрывалось массой товаров, а товарно-денежная сбалансированность при этом не только не снижалась, но непрерывно и существенно возрастала. В будущем, когда организации оптовой торговли предметами потребления перейдут на новые условия хозяйствования и им можно будет продавать готовую продукцию, ее сбыт и учет существенно упростятся. Чтобы работникам магазинов было выгодно оперативно продавать продукцию предприятий, переведенных на оптовую торговлю, коллективы магазинов должны получать некоторую долю выручки от ее продажи. Эти средства они смогут использовать по своему усмотрению, главным образом для дополнительной оплаты труда, что послужит вознаграждением предприятия партнеру за эффективную помощь в работе. Отношения переведенного на оптовую торговлю предприятия с поставщиками сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов и оборудования и строителями следует строить аналогично его отношениям с розничной торговлей: им тоже нужно платить за эффективную помощь в работе. О моменте перевода предприятия на снабжение в порядке оптовой торговли ему должно быть сообщено заранее, чтобы оно успело подтвердить, отклонить или скорректировать запланированные поставки оборудования, сырья и т.п. Ведь одно дело получать их по карточкам, а другое – приобретать за свои деньги. Согласованные с поставщиком и своевременно сообщенные плановым органам заказы предприятий на стандартное сырье, оборудование или стандартные услуги следует включать в план поставщика. За запланированные продукцию и услуги предприятию нужно будет расплачиваться по действующим ценам с некоторой фиксированной надбавкой. Если же заказ не стандартный или срочный, то он оплачивается по договорным ценам и выполняется за счет резервов, которых сейчас почти всюду более чем достаточно. Деньги заказчика могут помочь вовлечению в производство резервов. На них, кроме того, можно купить дополнительное сырье, материалы и т.п. и тем самым вовлечь резервы других предприятий. Для дополнительного производства было бы целесообразно широко использовать уже накопленные запасы. Для этого вместо натурального обмена материалами между предприятиями, который приобрел в последнее время значительный размах, представляется полезным восстановить коммерческий кредит. Фиксированные надбавки и дополнительный доход, полученный благодаря договорным ценам, поступают на специальные банковские счета поставщиков и могут расходоваться по усмотрению их коллективов: на развитие производства, социально-бытовые мероприятия, на премии и т.п. Такие же счета должны быть открыты для доплат, получаемых магазинами. Подчеркнем, что деньги, «обслуживающие» оптовую торговлю, попадают на специальные счета на всех этапах своего оборота и могут одинаково свободно использоваться. Необходимость платить надбавку за продукцию и услуги создаст известные трудности для предприятий, переводимых на оптовую торговлю. Но избежать их нельзя: иначе смежники осложнят переход на оптовую торговлю. Предприятия должны будут заработать деньги на доплаты за счет роста производительности своих коллективов и экономии материалов. Эти доплаты — средство подготовки «окружающей среды» к переводу на оптовую торговлю. Аналогично предприятиям, производящим товары для населения, на материально-техническое обеспечение в порядке оптовой торговли могут быть переведены предприятия, изготовляющие продукцию на экспорт. Мировой рынок – «судья» еще более взыскательный, чем население. Поэтому деньги, полученные предприятиями-экспортерами от внешнеторговых хозрасчетных экспортно-импортных объединений, обладают тем же свойством, что и полученные предприятиями, выпускающими товары народного потребления, от продажи их населению. Они – заработанные. Здесь, однако, возникает вопрос о том, как повлияет на сбалансированность возмо


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.