Артур Шопенгауэр (1788-1860). Родился в нынешнем Гданьске. В 16 лет его отец покончил с собой. Блестящее образование во Франции, в Англии и в Германии. Очень любил Канта. Всячески подчёркивал свой космополитизм, пацифизм: «Я предпочитаю служить Отечеству не руками, а мозгом». Главный труд – «Мир как воля и представление», 1819. Представлена философская идея, которая «не приходила в голову ещё не одному человеку»: Пока каждый не признает, что мир есть моё представление, не наступит философского самосознания. Кантовское «явление» (есть вещь-в-себе и есть явление) заменяет на «представление». Представление объемлет всё, что дано нам в чувственном восприятии, и всё, что обобщено рассудком в понятиях. Субъект – подлинный носитель мира, постоянное и необходимое условие всякого явления и всякого представления, так как всё, что существует, всё существует для нас. Субъект представляет собой единство чувственности и рассудка. Прежде чем начать познавать, рассудок сам должен создать для себя объективный мир, то есть мы познаём результат деятельности нашего рассудка. Истинная философия может быть только идеалистической философией, то есть весь так называемый физический мир есть мир представлений. Этот мир вторичен по отношению к миру вещей-в-себе (метафизическому миру). Поэтому Физика нуждается в опоре Метафизики. Интуиция – не интеллектуальная интуиция, а самосознание. Когда мы начинаем что-то познавать, то нам необходимо свести весь мир явлений к тому состоянию, при котором оно находится под наиболее прозрачным покровом, а таким состоянием являемся мы сами («познавая себя, мы познаём мир» - из античности). Кантовские непознаваемые «вещи-в-себе» Ш. называет Волей. Воля – единственная реальность, первооснова, метафизическое начало в этом мире. Воля первична и не зависит от познания. Познание вторично и вырастает из Воли. Высшая ступень воли – сознательная воля. Материя – правдоподобная ложь и сама по себе, она лишь ничто, так как все, что нас окружает, есть объективация воли. Во всём мире царит эта воля, она абсолютно всемогуща и абсолютно свободна. Универсальным объектом воли является воля к жизни. В человеке она реализуется так: главной причиной всех поступков человека является эгоизм – «всё для меня, и ничего для другого». Два уровня эгоизма: эгоизм, хотящий благо для себя, и эгоизм, хотящий гадости для другого. Воля к жизни проявляется во всех страданиях, радостях и т.д. Ш. увлекался буддизмом (жизнь есть страдание). Пресечённое хотение есть страдание, но и претворение всех желаний тоже ведёт к страданию, так как ведёт к пресыщению и скуке (что есть страдание). Идеальное состояние человека – нирвана (полное безжелание, спокойствие). Его концепция называется волюнтаризмом (воля – первооснова всего сущего). Вводит понятие мировой воли, воля – ядро всего сущего, а природа – лишь оболочка. Когда мы говорим, что видим солнце, или чувствуем землю, то мы можем сказать лишь то, что мы знаем глаз, который видит солнце, что мы знаем руку, которая чувствует землю. Но проблема знания руки и глаза у Ш. не решена. Мир сам не знает ничего о том, что он мир. И он становится миром, с того времени, как появляется первый познающий субъект. Его книга не пользовалась популярностью; он стал преподавать в Берлинском Университете, причём свои лекции он проводил в то же время, что и Гегель, рассчитывая переманить умных студентов, которые всё поймут и пойдут к нему, а не к Гегелю. Но этого не произошло, как он сам говорил, по глупости студентов. Он очень обижался на это, говорил, что живёт в окружении двуногих обезьян, что «если мир не желает вращаться вокруг меня, то я и подавно не буду вращаться вокруг него». После этого его фобии усилились – он жил только на первом этаже, ел только из своей посуды (и носил её с собой, если ел не дома). В 1851 году опубликовал двухтомник с «афоризмами житейской мудрости», которые вызвали колоссальный отклик, появилось много учеников. Мы живём в наихудшем из миров, так как он наполнен кретинами. Все различия между людьми могут быть сведены к 3 пунктам: что есть сам человек, личность (ум, темперамент, характер), то, что имеет индивид (владения, собственность), и что, чем этот индивид представляет (мнение: честь ранг и слава). Личность: человек, обладающий богатым внутренним миром, даже находясь в одиночестве, получает удовлетворение от общение с самим собой; тупицу же от смертельной скуки не убережёт даже постоянная смена компании, развлечений; для умного человека увеселения представляются тягостным, мешающим жить. Во всех сложностях, бедах в жизни виновато то, что мы постоянно оглядываемся на других. Умный человек будет стремиться к одиночеству, дабы эта проблема отпала сама собой. Стремление к одиночеству – результат развития аристократического духа. Подобное тяготеет к подобному (умный стремится к умному, а дурак к дураку), но умных очень мало, и соединиться сложно – и лучше сиди один.Фридрих Ницше (1844-1900). Сын лютеранского пастора. Ему прочили пасторскую карьеру, но в 1865 году он от этой карьеры отказывается и начинает изучать филологию. В 25 лет предложили профессуру в Базельском университете, хотя он не был ещё даже кандидатом филологии. Лейпцигский университет сразу присудил ему докторскую степень без диссертации. Очень любил Шопенгауэра. «Только три вещи доставляют удовольствие в мире: чтение Шопенгауэра, музыка Шумана и пешие прогулки». С 1856 года начали постоянно мучить головные боли, с 1876 – всерьёз заболевает, с 1789 – в психиатрической лечебнице. В 1868 познакомился с Вагнером. Никогда не женился. «Когда идёшь к женщине, возьми плётку» - для защиты. 1883 г. – «Так говорил Заратустра». Учение о сверхчеловеке – о той стадии, которая должна превзойти человека. Наша душа – грязный поток, надо быть морем, чтобы поглотить эту грязь и не запачкаться. Этим морем, опять-таки, должен стать сверхчеловек.3 стадии превращения духа:стадия верблюда. Ждёт, когда его нагрузят, и тащит в пустыне свой грузстадия льва. Дух хочет добыть себе свободу, стать господином самому себе в этой пустыне. И начинает он борьбу с неким Великим Драконом – «ты должен» (лев – «я хочу»).Стадия ребёнка. Лев не может создавать ценности, но может расчистить поле для деятельности. С каждым ребёнком мир возникает снова, то есть ребёнок строит мир для себя заново.Государство. В мире рождается слишком много людей. Для них и создаётся государство – самое холодное и лживое из всех чудовищ. Всё, что оно говорит, оно лжёт, а всё, что имеет – украло. Если у вас есть враги, то не платите врагам за зло добром. Если с вами поступили несправедливо, то вы тоже поскорее причините кому-нибудь 5 мелких несправедливостей, потому что неприятно смотреть, как одного гнетёт несправедливость. Мужчина да убоится женщины, когда женщина ненавидит, ибо мужчина в глубине души только зол, а женщина ещё и дурна. «Антихрист». Книга направлена против христианства (не только против церкви, но и против самой идеологии). Затрагивается проблема сверхчеловека. Что хорошо в жизни? – всё то, что повышает волю к жизни и волю к власти. Что дурно? – всё, что происходит от слабости. Что есть счастье? – чувство преодолеваемого противодействия, чувство растущей власти. Слабые и неудачные должны погибнут – сами или не сами. Вреднее всякого порока – сострадание к слабому и помощь несчастному (один из столпов христианства). Христианство объявило войну всему, что повышает в человеке волю к жизни, инстинктам. Только христианство объявило, что человек рождается во грехе (против инстинкта продолжения рода). В христианстве нарушен естественный отбор. Сострадание противоречит закону развития, есть закон борьбы за существование, а не закон взаимопомощи. Христианство противопоставило тело духу – пусть оно (тело) бренно, а дух должен быть велик. Мир состоит из людей, принявших эту идеологию. Всё, что говорит теолог, как истинное, должно восприниматься как ложное. Христос – святой антихрист: он выступил против церковной иерархии (иудейской), когда положение у иудеев и так было сложным. Чисто антигосударственный мятеж. История это путь для рождения 6 великих людей и его – седьмого.