Парахина О.В. ст. преподаватель Московского государственного технологического университета «Станкин» parakhina@yandex.ru РОЛЬ ПОИСКОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭЛЕКТРОННЫХ БИБЛИОТЕК В ИТ-ОБРАЗОВАНИИ30 лет назад автору довелось вести курс «Вычислительная техника в инженерных и экономических расчетах» в одном из технических вузов. В то время компьютерное обучение происходило без непосредственного контакта студентов с компьютерами, в пакетном режиме. Студенты сдавали бланки с текстами программ и через несколько дней получали результаты своей деятельности в виде бумажных листингов. В процессе отладки эти операции повторялись вновь и вновь. Основными дисциплинами тогда были программирование и алгоритмические языки (как правило, алгол, фортран или PL/1), а компьютерная грамотность понималась исключительно как искусство программирования (педагоги со стажем помнят знаменитый тезис А.П.Ершова «Программирование – вторая грамотность»). Большинство учебных заведений страдало от дефицита компьютеров и квалифицированных преподавателей, поэтому эффективность обучения была явно недостаточной. Словосочетание «домашний компьютер» звучало не менее экзотично, чем сейчас «личный самолет». Позднее, в конце 80-х, в продаже появились 16-разрядные «Электроника БК-0010» с бытовым телевизором вместо монитора и кассетным магнитофоном в качестве внешней памяти; стоили они 650 рублей – в несколько раз больше средней зарплаты инженера, а цена IBM PC XT тогда доходила до 40-50 тысяч рублей. Автор принимал активное участие в разработке учебно-методического обеспечения для первых вузовских компьютерных классов, оснащенных отечественными диалоговыми микроЭВМ1. Нынешние студенты, как правило, имеют дома компьютеры с выходом в Интернет и немалый стаж общения с этой техникой. Привыкнув с детства относиться к компьютеру как к обычному атрибуту быта – наряду с телефоном, телевизором, видеоаппаратурой и т.п., студенты склонны считать себя компьютерными знатоками, в то время как весь их опыт порой ограничивается несколькими игровыми программами и примитивным общением. Зачастую студенты понятия не имеют о том, что было до процессора «пентиум» и убеждены, что вся вычислительная техника разработана в США. Не лучшим образом обстоят дела у студентов и с техникой информационного поиска. При достаточно высокой самооценке в реальности их навыки сводятся к вводу одного-двух слов в окно запроса какой-либо поисковой системы (обычно Яndex или Google). Напомним, что по наблюдениям разработчиков поисковых систем, средняя длина запроса не превышает 2.5 слов. Лишь немногие пользователи пользуются специальными поисковыми методами. Опыт работы в системе повышения квалификации показывает, что даже многие преподаватели компьютерных дисциплин не владеют синтаксисом специализированных языков, позволяющих существенно повысить пертинентность результатов поиска. Между тем умение пользоваться рациональными приемами поиска и критически оценивать найденную информацию крайне существенно для специалистов и студентов, особенно в условиях дефицита профессиональной литературы1. При выполнении Интернет-практикума в курсе информатики студентам предлагается за ограниченное время найти ответ на конкретный вопрос, текст того или иного произведения, сайт частного лица или организации. Задания для подобных упражнений берутся из самых различных источников; в частности, в последние годы используются методики и вопросы кубка России по поиску2. Выполнение таких заданий требует применения различных поисковых инструментов – тематических баз данных и рейтингов, поисковых машин, универсальных и специализированных каталогов, метапоисковых средств. Использование языков запросов, уточнение ключевых слов в ходе диалога, ряд других приемов позволяют добиться обозримого и информативного результата и значительно сократить время поиска. Поиск в Интернете как вид интеллектуальной деятельности имеет широкие методические перспективы. Выбирая оптимальный вариант решения поисковой задачи, студент обучается не только работе в сети, но и логическому мышлению, развивает навыки обработки информации, необходимые для дальнейшей научной работы и практической деятельности3. В спецкурсе «Теория и методика информационного поиска» рассматриваются такие вопросы как методы анализа текста (статистический, лингвистический, семантический, синтаксический анализ); модели информационного поиска, синтаксические особенности и лингвистическое обеспечение информационно-поисковых систем и другие. При преподавании истории информатики существенную сложность (наряду со стремительным развитием объекта рассмотрения) представляет почти полное отсутствие информационной поддержки изучения этой дисциплины. В этих условиях на передний план выходят такие источники информации как личные воспоминания, специальные периодические издания и материалы конференций, сетевые публикации (в т.ч. виртуальные компьютерные музеи). В России наиболее представительным и профессиональным является «Виртуальный компьютерный музей Эдуарда Пройдакова»1. Уникальной особенностью этого музея стало активное участие в его работе выдающихся ученых, инженеров и конструкторов, создававших первые советские компьютеры. На сайте музея помещены их воспоминания, научные биографии, материалы по истории отечественной вычислительной техники, технические данные многих ЭВМ. Отметим также новосибирский проект «Мемориальный музей академика А.П. Ершова»2. Архив включает порядка 35000 документов и 120000 фотографий; в материалах упоминаются более 6000 человек. Преодолению упоминавшегося дефицита учебной литературы успешно способствуют сетевые источники информации, в первую очередь электронные образовательные библиотеки и каталоги образовательных ресурсов. Необходимость каталогизации образовательных Интернет-ресурсов возникла в середине 90-х годов, когда ведущие вузы начали обзаводиться веб-сайтами. В 1996 г. появляется первый отечественный печатный каталог3, содержащий несколько десятков ссылок на вузовские сайты из 28 городов России и достаточно полно отражавший тогдашний Интернет-ландшафт страны. В последующие годы выпуски «Желтых страниц» и «Навигатора российского Интернета» содержали порядка тысячи аннотированных ссылок на образовательные ресурсы и подразделялись на 20 тематических рубрик. За рубежом, особенно в США, где Интернет и, естественно, сетевые информационные ресурсы появились значительно раньше, в описываемый период тоже создавались каталоги веб-адресов как универсальные, так и специализированные. Один из лучших справочников в сфере образования подготовила Кристина де Мелло из Массачусетского технологического института. По состоянию на июль 1996 г. в нем содержалось 3040 адресов, среди которых значились 19 российских университетов, а также вузы стран бывшего СССР. Страница Кристины1 еще существует, правда, на ней появилось грустное признание автора: «В 1998 году я еще надеялась найти время для поддержки моих сайтов. Двое детей и куча работы помогли понять, что я была неправа». Заметим от себя, что даже будь Кристина бездетной домохозяйкой, ей было бы очень сложно продолжать актуализацию своего каталога на прежнем высоком уровне из-за колоссального роста объемов сетевой информации. Для выявления и упорядочения наиболее значимых ресурсов в этой области огромную роль сыграли различные мероприятия, среди которых выделяется всероссийский конкурс образовательных ресурсов Интернета «Образование в рунете», организованный в 2002 г. институтом «Открытое общество» (фонд Сороса) совместно с Министерством образования РФ при участии ГНИИ «Информика». Продуманная реклама и солидный призовой фонд конкурса позволили привлечь около 1500 участников, многие из которых представили весьма интересные, профессионально выполненные проекты. Конкурс, безусловно, способствовал популяризации лучших ресурсов российского Интернета, направленных на развитие отечественного образования. В дальнейшем список организаторов подобных мероприятий сократился, однако ГНИИ ИТТ «Информика» продолжил свою работу в полном объеме. Этот же институт стал головным разработчиком проекта «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»2, ведущегося с 2005 г. по заказу Федерального агентства по образованию (ФАО). Цель этого проекта унификация доступа к полным текстам учебной и научной литературы, необходимой для поддержки образовательного процесса. Можно утверждать, что «Единое окно» представляет собой наиболее авторитетную подборку полнотекстовых учебно-методических материалов, а также каталог образовательных ресурсов. В разделе «Библиотека» представлено более 17000 учебно-методических материалов, разработанных и накопленных в системе федеральных образовательных порталов, а также изданных в университетах, вузах и школах России. В «Каталоге» хранится более 45000 описаний образовательных Интернет-ресурсов, систематизированных по дисциплинам профессионального и предметам общего образования, типам ресурсов, уровням образования и целевой аудитории. Нами совместно с Российской ассоциацией электронных библиотек в 2006-2008 гг. проводилась работа по каталогизации электронных библиотек, содержащих полнотекстовые учебно-методические материалы. По существу это фрагмент более общего проекта ассоциации «Реестр электронных библиотек», который формируется на основе нескольких информационных источников. Скомпонованный массив данных имеет структуру рубрикатора ГРНТИ. Был также выполнен поиск полных текстов доступных в Интернете изданий (монографий, сборников, отдельных статей), указанных в библиографических списках к примерным программам по гуманитарным дисциплинам, находящимся на федеральном портале «Российское образование». В результате была сформирована таблица, где для 200 учебно-методических материалов приведены их актуальные веб-адреса. Приведем краткие характеристики нескольких электронных библиотек, которые могут быть весьма полезным источником информации для научной, педагогической и учебной деятельности. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ)1 — это сетевая многофункциональная информационная система, аккумулирующая информацию различных видов (текстовую, звуковую, изобразительную и т. п.) в области русской литературы XI-XX вв. и русского фольклора, а также истории русской филологии и фольклористики. Электронная библиотека получила название “фундаментальной”, так как она создается с установкой на глобальный охват и полноту представления материалов. Материалы для ФЭБ подбираются с учетом практических нужд профессиональной научной деятельности и требований современного гуманитарного образования. Все источники воспроизводятся с максимальной полнотой (основной текст, иллюстративный ряд, служебные страницы), с сохранением структуры и пагинации оригинального издания. Во всех случаях сохраняются орфография и пунктуация источников, а также их графика. Все включенные в ФЭБ издания и входящие в них произведения снабжены точными библиографическими описаниями. Строгий научный подход характерен и для Русской виртуальной библиотеки (РВБ)2, задача которой электронная публикация классических и современных произведений русской литературы по авторитетным источникам с приложением необходимого справочно-комментаторского аппарата. РВБ отличает глобальный охват материала и установка на высокие филологические и технологические стандарты публикаций. Создатели электронной полнотекстовой «Библиотеки Ихтика»3 провозглашают цель проекта: способствовать реализации права граждан на свободный доступ к информации, свободное гуманитарное развитие, а также на культурную, научную и образовательную деятельность; развитие и информационную поддержку отечественной науки. Однако эти лозунги пока не подкрепляются серьезной работой по структурированию массива текстов, каталоги организованы неряшливо (вероятно, из-за отсутствия квалифицированных кадров). К сильным сторонам проекта относится большой объем библиотеки (несколько тысяч текстов, в основном по гуманитарным дисциплинам). Значительный интерес для научной и педагогической общественности будет представлять разрабатываемый в последние годы проект электронной библиотеки «Научное наследие России»1. В число разработчиков входят организации РАН во главе с Межведомственным суперкомпьютерным центром (МСЦ РАН) и других государственных академий. Задача сохранения научного наследия и создание условий его эффективного освоения рассматривается как составная часть стратегии развития отечественной науки и, шире, развития отечественной культуры. ЭБ «Научное наследие России» предоставит пользователям информацию о выдающихся российских ученых, внесших вклад в развитие фундаментальных естественных и гуманитарных наук, и полные тексты опубликованных ими наиболее значительных работ. Источниками комплектования библиотеки являются библиотечные, архивные, музейные фонды участников, в электронном виде отражающих научное наследие России и российских ученых. Обсуждаемые вопросы регулярно рассматриваются на заседаниях Научного совета по развитию информационных ресурсов образования2 при Научной педагогической библиотеке им. К.Д.Ушинского Российской академии образования. Сетевые технологии появились в школьных и вузовских программах лишь в последнем десятилетии. Десятки миллионов людей, получивших образование ранее, продолжают находиться в трудоспособном возрасте. Даже те из них, чья работа не связана с информационными технологиями, являются потенциальными пользователями интенсивно создаваемых систем электронных госуслуг, дистанционного банкинга, заказа билетов, электронной торговли, телемедицины. По данным Российского агентства развития информационного общества (РАРИО), лишь 3% наших соотечественников старше 55 лет имеют доступ в Интернет (для сравнения, в США 55%, в Европе 37%). Отсутствие навыков пользования компьютером приводят к тому, что пожилые люди боятся пользоваться банкоматами, платежными терминалами, информационными киосками. Часто люди старшего возраста находят помощь в собственных семьях: молодежь помогает им освоить компьютер, научиться пользоваться сервисами мгновенного обмена сообщениями, Интернетом, порталами органов власти и Интернет-магазинами. Для старшего поколения это не только вопрос получения знаний и навыков, но и важный опыт социальной адаптации и межпоколенческого общения. По инициативе РАРИО возникло детско-юношеское общественное движение «Тимуровцы информационного общества»: планируется, что старшеклассники возьмут шефство над пожилыми людьми и будут обучать их основам компьютерных знаний. Такое общение с людьми старшего возраста поможет развитию у молодых волонтеров внимания к пожилым людям, сострадания, стрессоустойчивости, преподавательских навыков; ускорит процесс социализации молодых людей, улучшит их контакты со старшим поколением1. Разумеется, для решения более серьезных задач усилий новых тимуровцев недостаточно. В современных условиях многократно возрастает роль повышения квалификации, переподготовки – всего того, что описывается емким выражением lifelong education. Особенно важно поддерживать на должном уровне компьютерную квалификацию педагогов, ведь известно немало случаев, когда они заметно уступают своим ученикам в этом важном компоненте2. Здесь необходимо отметить весьма существенный вклад крупных компаний, филантропов, благотворительных фондов. Так, фонд Сороса еще в конце прошлого века открыл Интернет-центры в 33 российских университетах. C 2000 г. по проекту компании ЮКОС «Поколение.ru» начали работу центры Федерации Интернет-образования для обучения учителей основам Интернет-технологий. Для эффективной реализации этого проекта была разработана специальная конвейерная технология создания и поддержки региональных центров, основанная на использовании типовых решений. Это повысило эффективность вложения средств и позволило обеспечить одинаково высокий уровень обучения на всей территории страны. Авторы проекта считают, что начинать надо именно с обучения учителей и убедительно обосновывают свою точку зрения3. Годом позже в Россию пришла программа фирмы Intel «Обучение для будущего» (“Teach to the Future”), направленная на расширение применения передовых технологий в учебном процессе. Обучение по этой программе прошли сотни тысяч учителей и студентов педагогических вузов. Во многих регионах программа вошла в официальные списки для направления учителей на повышение квалификации4. С 2003 г. реализуется программа Microsoft «Партнерство в образовании»1, главной целью которой является предоставление образовательному сообществу (школьным учителям, ученикам, методистам, руководителям школ) дополнительных возможностей и ресурсов для эффективного изучения и встраивания ИКТ в процесс обучения. В её рамках разработано порядка 25 учебных курсов и программ, которые могут использоваться как дополнение к стандартной программе обучения в качестве факультатива, спецкурса, элективного курса, внеклассной работы. На недавней конференции Microsoft «Образование в 21 веке. Трансформация образования в условиях информационного общества»2 директор Федерального института развития образования Минобрнауки А.Г. Асмолов указал: «Сейчас появляются конкуренты традиционной классной системе обучения. Это информационные технологии. Меняется сам подход: образование перестает быть системой передачи знаний, а превращается в систему коммуникаций». В то же время в образовании назревают серьезные проблемы: «Мы учим профессиям, которых, возможно, не будет через три-четыре года, и даем знания, которые устаревают с космической скоростью. И перед нами стоит вопрос, как догнать и перегнать время». Для решения этих проблем нужны системные преобразования, требующие серьезной государственной поддержки. Поэтому так важна национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»3, утвержденная 4 февраля 2010 г. президентом РФ Д.А.Медведевым, которая подразумевает, что современная школа должна стать высокотехнологичным учебным заведением, оснащенным современным оборудованием, широкополосным Интернетом и интерактивными учебными пособиями. Таким образом, одним из пунктов данной инициативы является расширение использования ИКТ в российских учебных заведениях. 1 См.: Парахина О.В. Эволюция преподавания компьютерных дисциплин в московских вузах за 40 лет // Первая международная конференция «Развитие вычислительной техники в России и странах бывшего СССР: история и перспективы». - Петрозаводск, 2006. 1 Свидетельствует директор Библиотеки по естественным наукам РАН Н.Е.Каленов: «С финансированием комплектования библиотеки положение близко к катастрофическому. Если в 1991 году библиотека выписывала около 2800 наименований зарубежных журналов в среднем по 3 экземпляра и столько же мы получали по международному книгообмену, то сейчас мы можем выписать лишь 180 наименований в одном экземпляре, книгообмен также сократился на порядок из-за отсутствия средств на покупку отечественных изданий для целей книгообмена» см. http://www.poisknews.ru/2008/04/20/kak_nerodnye.html. Подобная ситуация и в других библиотеках. 2 http://kubok.yandex.ru. 3 См.: Parakhina O. Competitive and Game Components in Teaching Search Strategies // Proceedings of the 4th International Workshop on Computer Science and Information Technologies CSIT’2002. - Patras, Greece, 2002; Парахина О.В. Поиск в Интернете как раздел университетского курса информатики // 6-я Международная конференция «НТИ-2002. Россия на пути к информационному обществу». - М.: ВИНИТИ, 2002; Парахина О.В. Проблемы каталогизации электронных образовательных ресурсов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». – М., 2006. - № 2 (7). 1 http://www. computer-museum.ru. 2 http://ershov.iis.nsk.su. 3 Вовченко Т.О., Кузьмин С.К., Поляк Ю.Е. Информационные ресурсы Интернета (краткий справочник) // Технологии электронных коммуникаций, том 68. М.: Эко-Трендз, 1996. 1 http://www.mit.edu/people/cdemello/univ.html. 2 http://window.edu.ru/ 1 http://feb-web.ru/ 2 http://rvb.ru/ 3 http://www.ihtika.net/ 1 http://nasledie.enip.ras.ru/ 2 http://gnpbu.ru/index.php?file=scientific_unit.htm. 1 http://www.rario.ru/projects/timurovci.php. 2 Автору в 1984-1986 гг. довелось заниматься повышением квалификации преподавателей в связи с появлением в школьной программе курса информатики. 3 Мушер С.Л., Тарев В.Ю. Центры Федерации Интернет-образования основа общегосударственной системы обучения информационным технологиям. // IX конференция ассоциации научных и образовательных сетей RELARN-2002. Нижний Новгород. 2002. 4 http://www.iteach.ru/abo/program_results.php. 1 http://www.microsoft.com/Rus/Education/PiL/default.mspx. 2 http://www.microsoft.com/rus/edu2010. 3 http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/