РЕФЕРАТ На тему ИНФОРМАЦИОННЫЙ СТРЕСС ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ, ПРЕОДОЛЕНИЕ И ПСИХОПРОФИЛАКТИКА ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 0. ПОНЯТИЕ СТРЕССА, ПРИЗНАКИ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ 0. Стресс факторы при работе на ПК 0. Характеристика Интернет - зависимости 4 0.0.
Психолого-экологические требования к программному обеспечению ПК 0. Обучение школьников методом мультимедиа-технологий 0. Влиянии информационных систем на интеллектуальную деятельность 0. Методы рациональной организации учебного процесса с использованием информационных технологий 0. Методы организации деятельности обучающихся по образцу 9 0.0.0.
Методы развитие творческого воображения обучающихся 0. ПУТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТРЕССОВОГО СОСТОЯНИЯ 0. Основные признаки стресса 11 0.0. Тест. Подвержены ли вы стрессу 0. Профилактика информационного стресса 0. Методика проведения аутогенной тренировки 0. Снятие утомления при помощи аутогенной тренировки Расширение сознания 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 18 ВВЕДЕНИЕ Тема настоящего реферата Информационный стресс причины возникновения, особенности проявления, преодоление и психопрофилактика. Актуальность темы исследования обусловлена наличием в информационном постиндустриальном обществе действия разных стрессирующих факторов - социальных, психологических, физических, экологических, информационных, что приводит к резкому увеличению числа психических и психосоматических заболеваний,
снижению продолжительности жизни, адаптивных функций человека, а также иммунитета в целом. Особый аспект в исследуемой проблеме приобретает влияние информационных технологий на интеллектуальную деятельность школьников и развитие стрессовых состояний. Необходимо рассмотреть влияние информационных технологий на умственное развитие и психологическое здоровье обучающихся. Особый акцент необходимо сделать на раскрытии значения термина
Интернет-зависимость, т.к. он является не только новым и мало изученным, но и составляющим при образовании информационного стресса. В ходе работы над темой реферативного исследования мной будут предложены такие пути преодоления негативных явлений, связанных с использованием компьютера в обучении и повседневной жизни, как тщательное психологическое обоснование каждого действия в компьютерной обучающей программе ориентация на повышенную содержательную корректность использование игровых форм обучения.
Я рассмотрю различные точки зрения на модель мышления в условиях компьютеризации и методы применения информационных технологий, способствующие развитию творческих способностей обучающихся, а так же методы профилактики утомляемости и образования информационного стресса. Рассматривая аспекты интенсификации информационных процессов в учебной деятельности школьников, определяемые различными предпосылками отмечу увеличение общего информационного потока, проходящего через нервную
систему и психику школьника, здесь основными составляющими интенсификации информационных процессов являются неуклонное возрастание скорости передачи сообщений увеличение объема передаваемой информации ускорение обработки информации тотальное использование обратных связей увеличение объема добываемой информации и ускорение ее внедрения наглядное отображение информации в процессе управления рост технической оснащенности учебного процесса, в т.ч. с применением ПК, мультимедиа и
Интернет технологий. В результате объем учебной информации столь велик, что возникла существенная диспропорция между скоростью получения информации и возможностями ее адекватной обработки учащимися. Необходимость предварительной обработки увеличивающегося потока информации, производимой с учетом глобализации обратных связей, с целью получения при прочих равных условиях более устойчивой системы, приводит к превышению плотности приходящей информации над физиологически возможным порогом.
Это может привести к запуску нежелательных физиологических и психических обратных связей, в результате которых может возникнуть изменение или даже разрушение физиологической иили психической систем организма школьника. В ходе работы над темой реферата мной использовалась литература отечественных и зарубежных авторов, среди них необходимо отметить таких как Айвен Голдберг, К. Янг, К. Пейн, К.М. Шоломий, В.В. Давыдов,
В.В. Рубцов, А.Г. Крицкий, В.В. Павловский, С.Д. Неверкович, Н.В. Сафронова, А.В. Богомолов, O.K. Тихомиров, подробный перечень списка использованной литературы расположен в конце работы. 0. ПОНЯТИЕ СТРЕССА, ПРИЗНАКИ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ Приступая к рассмотрению основных стрессобразующих факторов образующихся в процессе взаимодействия школьников с информационной средой в качестве основного, определяющего отношение человека
к компьютеризации учебной деятельности и его фиксацию на субъективных трудностях, отмечу утрату контроля над деятельностью, связанную с неосвоенностью новой ситуации. Вынужденно оказавшись в ситуациях утраты контроля, люди склонны реагировать ростом внутренней напряженности 0. Усугубляет данную ситуацию значительная информационная перегрузка, вызванная обилием источников информации и невозможностью охватить даже сколько-нибудь значительную е часть.
По мнению большинства учных, вычислительная техника воздействует на психику, преобразуя познавательные и мотивационно-эмоциональные процессы, деятельность и общение человека, сознание и межличностные отношения. Еще в 0000 году представители Национального института охраны труда и профилактики профзаболеваний США заявили, что люди, работающие с ЭВМ, в большей степени, чем другие профессиональные группы, подвержены развитию стрессовых состояний. 0. Стресс факторы при работе на
ПК При работе на компьютере наблюдаются следующие стрессовые факторы 0 - значительное время реакции компьютера на выполнение команд человека - трудность освоения новой программы или перехода на новую версию старой - нестандартные способы визуализации информации - сбои в работе программного обеспечения зависание компьютера. Широкое использование систем виртуальной реальности, сопровождавшееся на начальном этапе эйфорией по поводу их безграничных возможностей, начинает вызывать определенное беспокойство.
Уже сейчас специалисты задаются следующими вопросами 0 - Сможет ли легко ранимая человеческая психика безболезненно приспособиться к пребыванию в виртуальном мире - Будет ли этот мир безвредным для человечества - Не отступит ли в психике человека реальный серый мир под натиском лучезарного виртуального на второй план - Не появится ли в будущем возможность использования систем виртуальной реальности для манипулирования
сознанием человека На все эти вопросы пока нет чтких ответов, и это вызывает определенное беспокойство. Если современные технические разработки дают возможность человеку воспринимать виртуальные объекты как реальные, то их дополнение психологическими разработками дат возможность глубокого проникновения в психику человека 0. Широкое внедрение систем виртуальной реальности может способствовать появлению возможности у определенных группировок использовать данные системы для массовой дезинформации, во зло
общественным интересам. Еще одна опасность применения информационных технологий в обучении - несовпадение внутренних ритмов компьютера с основными биоритмами человека. При аналитическом общении с компьютером чтении электронных текстов, рисовании и т. д. указанное несовпадение незаметно. При контакте с виртуальными объектами деятельными квазисубъектами несовпадение ритмов может привести к явной или скрытой раскачке психики и психологическому срыву или изменениям личности.
Требуются исследования и обоснованные рекомендации по технике безопасности виртуального общения 0. В последнее время серьезно обсуждается новое заболевание, которое называют Интернет-зависимостью Internet Addiction Disorder - IAD. Под ним подразумевается патологическое влечение к пребыванию в Сети. Впервые предложил использовать этот термин в 0000 году, врач
Айвен Голдберг 0. Работы Голдберга основывались на результатах, полученных в конце 0000 года К. Янг. Она разработала специальный опросник, разместила его на Web-сайте www.pitt.eduksysurvey и получила почти 000 ответов, из которых около 000 свидетельствовали о наличии Интернет-зависимости. 0.0.0. Характеристика Интернет - зависимости Интернет-зависимость характеризуют следующие факторы 0 - ощущение эмоционального
подъема во время работы в Сети - нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Сети - неспособность спланировать время окончания работы в сети Интернет - расходование больших сумм денег для обеспечения работы в Сети - забывание в ходе работы в сети Интернет о домашних делах, учебе или служебных обязанностях, важных личных и деловых встречах - готовность мириться с разрушением семьи, потерей круга общения из-за поглощенности
сетью Интернет - пренебрежение собственным здоровьем, сном из-за ночной работы в Сети злоупотребление кофе и другими тонизирующими средствами - пренебрежение гигиеной, ибо все личное время занимает работа в Сети - готовность удовлетворяться случайной и однообразной пищей, принимаемой нерегулярно и не отрываясь от компьютера. Описаны случаи пребывания в сети Интернет по 00 и более часов в сутки, по 000 и более часов в неделю.
Впрочем, степень зависимости определяется, по словам К. Янг, не количеством проведенного в сети Интернет времени, а суммой потерь в существенных сторонах бытия 0. И потери эти поистине нешуточные убийства, самоубийства, смерти из-за хронического недосыпания, побеги подростков из дому, бракоразводные процессы, осуждение родителей за неадекватный уход за детьми, эмоциональные расстройства, депрессии и стрессы. Выделяются четыре своеобразных линии изменений в приоритетных
источниках информации и формах досуга современного общества 0 - интерес к чтению книг и значимость книги как источника информации падает - телевидение играет значимую роль в структуре досуга, однако оценка его роли как источника информации резко снижается - снижается значимость и частота общения с друзьями - использование персональных компьютеров и сети Интернет быстро повышает свой статус и в структуре досуга, и в информационном пространстве. Данные изменения говорят о том, что люди проводят за компьютерами
вс больше времени, используя их не только как средство для проведения досуга и развлечений, но и в качестве важного средства деловой и учебной информации. Существует опасение, что компьютеризация деятельности специалиста, не обладающего фундаментальной культурой мышления, способна превратить человека в придаток машины, лишить его способности к творчеству 0. Американский детский психолог К. Пейн утверждает, что приобщение к компьютерам в раннем возрасте не увеличивает изобретательность
детей и может вызвать перенапряжение глаз, хронический стресс и ожирение. Социальный опыт таких детей затруднен. Когда дети играют с компьютером, они не играют друг с другом говорит К. Пейн они живут в виртуальном мире, а не в реальном 00. Результаты социологического исследования людей, проводящих за компьютером ежедневно более 0-х часов 00, показывают, что около 00 респондентов испытывают компьютерный голод при перерывах в работе на
ЭВМ хотя бы на один день 00 опрошенных ощущают трудность при переключении с компьютерной работы на другое занятие 00 респондентов отмечают, что им легче общаться с компьютером, чем с людьми для лиц, работающих ежедневно более 0 часов, этот процент увеличивается до 00. Компьютерные обучающие программы в большинстве случаев составляются без психолого-педагогического обоснования. Авторы, как правило, доверяют лишь своей интуиции и имеющемуся у них опыту.
Подобное положение дел вызывает серьезные опасения у психологов. Созданные таким образом обучающие компьютерные программы считает К.М. Шоломий могут наносить серьезный ущерб здоровью учащихся, а именно приводить к нарушению психики 00. В.В. Давыдов, В.В. Рубцов и А.Г. Крицкий особо подчркивают, что наиболее эффективное использование компьютеров предполагает такое понимание этого процесса, которое опирается на психологическую теорию учебной деятельности 00. 0.0.
Психолого-экологические требования к программному обеспечению ПК Поэтому с целью исключения нежелательных последствий компьютеризации обучения любое действие в обучающей программе должно быть тщательнейшим образом психологически обосновано. Так, например, при управлении процессом решения задач к обучающей программе предъявляются следующие психолого-экологические требования - система задач в обучающей программе должна гарантировать усвоение
адекватного знания и исключать возможность возникновения ложного знания, способствующего психологическим травмам - первым шагом при разработке обучающей программы должно быть построение полного дерева признаков, описывающего виды задач, умение решать которые определяет владение заданной учебной темой - алгоритм решения задач, который учащиеся усваивают при работе с обучающей программой, должен быть оптимальным - последовательность предъявления задач разных видов в ходе тренировки должна формироваться случайным
образом - в случае задач одинаковой трудности виды задач должны предъявляться с одинаковой вероятностью - в случае задач разной трудности тренировка должна быть с адаптацией - рекомендуемый минимальный объем списка задач - по 00 единиц каждого вида - все задачи должны быть разными по внешнему виду иили содержанию - если отдельные признаки оказываются резко отличными от других по трудности, следует использовать признаковую адаптацию - в список рекомендуется включать до 00 задач, относящихся не к изучаемой, а к последующей
теме и рассчитанных на анализ их признаков - применение метода выборочных ответов в обучающей программе желательно ограничить, т. к. данный метод, стимулируя актуализацию знаний с опорой на непосредственное восприятие, тормозит формирование действий в уме. Разрабатывая учебный процесс, на всех уровнях проектирования компьютерной обучающей программы следует указывать не только на то, какие элементы знания будут сформированы, но и на то, какие искажения могут возникнуть, как их скорректировать 00.
Вариант обучения, ориентированного на повышенную содержательную корректность, требует от проектировщика компьютерной обучающей программы выполнения определенных процедур 0 диагностирования возможных источников учебной информации, исходя из критериев содержательной насыщенности и корректности 0 проектирования перечня возможных неверных знаний и представлений, способов их профилактики и коррекции 0 разработки конкретных методических средств включения обучающихся в рефлексивно-оценочную деятельность.
Другим направлением, позволяющим добиться исключения психологических травм и повышения эффективности образовательного процесса с использованием информационных технологий, является специальная подготовка обучающихся управлению их собственным познавательным процессом. Необходимо обучить их плаванию в море информации, тому, как, используя богатые ресурсы учебной среды, самим составлять собственные образовательные программы.
Они должны уметь выбирать из спектра стилей обучения те, которые позволяют сочетать такого рода самоинструктирование с поддержкой тьютора преподавателя и групповой работой. 0.0. Обучение школьников методом мультимедиа-технологий Следующим направлением модернизации учебного процесса с целью исключения психологических травм, повышения мотивации, активности, интереса у обучающихся является применение игровых методов в компьютерном обучении.
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в которых закладывается и совершенствуется самоуправление поведением 00. Компьютерные игры знакомы современным обучающимся ещ с детства. Почти каждый школьник в возрасте от 00 до 00 лет хотя бы раз играл в компьютерную игру. Около половины учащихся старших классов играет не более одного раза в месяц,
00 - 00 - каждый день 00. Поэтому игровые методы в компьютерном обучении создают обстановку психологического комфорта. Установлено, что у детей, играющих в компьютерные игры, выше когнитивные способности в частности - способность к различению сложных пространственных паттернов, а также более высокие показатели мотивации достижения и саморазвития, чем у детей, не увлекающихся такими играми. Игра проходит через всю жизнь человека. Развлечения и игры составляют органическую потребность каждого,
но игры в педагогическом отношении предпочтительнее развлечений. В развлечениях человек преимущественно играет пассивную роль. В играх источник деятельности - сам обучающийся, он всегда активен. Метод активного, игрового обучения основан на концентрации, скорее на вопросах, чем на использовании готового знания. В процессе преодоления достаточно реальных трудностей, обучаемые довольно быстро приобретают
и используют новые навыки, средства или понятия. Игра основана на работе воображения, хотя содержит элементы реальности. Главная функция игры - в обслуживании эмоциональной сферы и, через не - в познании окружающей действительности. Игра способствует развитию творческих способностей обучающихся, дает конкретные умения и навыки. Построение системы образования на деятельностных основаниях, выполненное с помощью игровых методов позволяет решить главную проблему образования вообще - формирование личности как активного
и творческого субъекта собственного развития и преобразования окружающей действительности. Компьютерная игровая деятельность требует от обучающегося не только сенсомоторных навыков, но и умения наблюдать и анализировать результат своего действия. Игра становится компонентом становления социального организма, развивающегося в деятельности 00. Для многих участников обучения игра выступает как имитация реальных ситуаций на эмоциональном уровне.
Поэтому характерно обращение создателей компьютерных игр в первую очередь к психологическим и психофизиологическим механизмам восприятия, активизирующимся независимо от интеллектуального уровня потребителя 00. Отсюда можно сделать вывод о том, что игры - одно из средств гуманистической психологии, помогающих развиваться каждому человеку. Причиной популярности многих игр является тот факт, что наиболее доступным способом для обучающихся стать успешными, нужными, значимыми является процесс игры, который оказывает
постоянную поддержку игроку. Однако при применении игр не следует допускать чрезмерного увлечения, помня о возможных побочных эффектах, когда игра превращается в своеобразный наркотик, формирует эмоциональную зависимость от компьютера. Игра пишет В.В. Павловский это, прежде всего, феномен сознания, и подходить к ней следует не столько с точки зрения объясняющей, сколько исходя из постулатов понимающей парадигмы. Способом воздействия через игры должно быть не жесткое программирование поступков, а свобода действия
с реальным механизмом оценки его эффективности 00. Анализ включения игр в учебный процесс выявил ряд педагогических преимуществ такой методики перед традиционными формами обучения 00 - активизацию мыслительной деятельности - глубинное запоминание материала - формирование организованности действий и коммуникативных качеств. Подготовка руководителей посредством игр - это не натаскивание их на формирование отдельных умений
и навыков, а подлинное развитие их сознания и личности. С.Д. Неверкович, к примеру, разработал целый новый класс организационно обучающих игр, который соединил в себе ведущие принципы, определяющие формирование творческого типа мышления обучаемого 00 - целостность имитации профессиональной деятельности, е предметность - обязательную проблематизацию в процессе игрового обучения - использование на каждом учебном игровом этапе метода рефлексии.
Имитационные обучающие игры представляют собой особый метод, структуру для хранения, передачи и извлечения смысла 00. В лучших имитационных играх воспроизводятся множественные конфликты, что адекватно системному подходу к представлению моделей изучаемых явлений. В целом компьютерные обучающие игры существенно обогащают учебный процесс, делают его более продуктивным и менее утомительным. Во взаимоотношениях человек - компьютер связь не может быть односторонней.
Диалектика этих взаимоотношений такова, что компьютер, включенный в структуру интеллектуальной деятельности человека, должен активно стимулировать продуктивные, творческие функции мышления, способствовать развитию его интеллектуальных способностей. Вопрос о влиянии информационных систем на интеллектуальную деятельность обучающихся является достаточно спорным. 0.0. Влиянии информационных систем на интеллектуальную деятельность Существуют две противоположные точки зрения на модель мышления в условиях компьютеризации - алгоритмическая
модель мышления творчество сводится к реализации алгоритма, а формирование творческих начал - к его освоению - неалгоритмическая модель мышления в основе е лежит тезис о творчестве как о ломке старых и создании новых алгоритмов. Н.В. Сафронова и А.В. Богомолов выделяют три основных подхода к проблеме влияния компьютера на умственные способности человека 00 - теория замещения отождествляет работу компьютерной программы с процессом мыслительной деятельности
человека компьютер замещает человека практически во всех сферах умственной деятельности изменяется характер задач, встающих перед человеком, снижается когнитивная нагрузка на него последствием такого замещения является эффект самодовольства оператора чувство чрезмерной уверенности в своих силах в результате, как показывает статистика, большинство аварий типа человек - машина оказываются связанными с человеческими ошибками - теория дополнения возникла на основе информационной теории мышления, согласно которой
ЭВМ увеличивает возможности человека по переработке информации, повышая объем и скорость такой переработки - теория преобразований O.K. Тихомиров согласно данной теории происходит преобразование умственной деятельности, появление новых форм опосредования, при которых компьютер, как орудие умственной деятельности человека, преобразует саму эту деятельность. Появление новых форм мыслительной, мнемической, творческой деятельности пишет О.К. Тихомиров и следует рассматривать как историческое развитие психических процессов человека,
совершающееся в результате использования компьютеров 00. Известна способность человеческого мозга усваивать и перерабатывать информацию со скоростью от 0,0 до 00,0 бит в секунду. Поэтому традиционные методы мышления и анализа приближаются к пределу своих возможностей. Первый этап на пути к усилению умственных возможностей человека - это использование компьютеров, умеющих накапливать и обрабатывать гигантские массивы данных.
При этом изменяется восприятие человеком, как самих компьютеров, так и своего места в системе взаимодействия с ними. Гибкость ума, умноженная на скоростные возможности машины, позволяет изменить организацию человеческой деятельности при существенном повышении значимости его интеллектуального компонента 00. Переводя формализованные компоненты деятельности по решению задач в форму внешнего опосредствующего звена, компьютер дает возможность проявиться и развиться интуитивному компоненту мышления, звену генерирования
гипотез, так как сложность работы по проверке этих гипотез часто как бы подавляет интуитивные компоненты мышления. Компьютер опосредствует учебную деятельность вынося е вовне, что создает предпосылки для развития важнейших мыслительных процессов рефлексии, анализа, планирования и понимания 00. У человека появится больше времени для принятия стратегических решений и для работы на метауровне. В результате в университете и школе должны измениться программа обучения, принципы педагогики и, вполне
вероятно, даже социальная структура 00. Можно отметить следующие направления видоизменения деятельности, способствующие развитию творческих начал - визуализацию работу с трхмерной и многомерной графикой - ускорение процесса экстериоризации замысла, его материализации в виде схемы, таблицы, диаграммы, анимации, видеоклипа - ускорение получения результатов шаблонных преобразований ситуации - расширение возможностей осуществления поисковых действий во всм огромном информационном массиве всемирной сети
Интернет - возможность вернуться к промежуточным этапам сложной деятельности - возможность одновременного рассмотрения сразу нескольких вариантов преобразования объекта. 0.0. Методы рациональной организации учебного процесса с использованием информационных технологий Обучение с использованием информационных технологий требует применения специальных методов, позволяющих добиться такого взаимодействия компьютера и обучающегося, которое создавало бы наиболее благоприятные
условия для развития творческой личности. Такие методы можно разделить на две группы. 0.0.0. Методы организации деятельности обучающихся по образцу - метод аналогий различают тривиальную аналогию сходство очевидных, близких признаков и нетривиальную неполную аналогию, являющуюся механизмом творчества компьютер является превосходным средством, для использования метода нетривиальных аналогий - метод реальной действительности обращение к опыту обучаемых, способствует объективной оценке окружающей
действительности применение современных мультимедийных технологий и средств виртуальной реальности позволяет использовать данный метод вс шире - метод транспозиции перестановка компонентов в пределах системы этот метод рекомендуется использовать при компьютерном моделировании, а также при изучении графических редакторов - метод компьютерного моделирования позволяет детально разобрать функционирование технических механизмов и природных явлений 0.0.0. Методы развитие творческого воображения обучающихся - метод геометрических
трансформаций основан на использовании программ, позволяющих производить преобразование объектов, показ их под разными углами зрения развивает пространственное воображение обучающихся, позволяет самостоятельно устранить ошибки или упущения при построении трхмерных изображений - метод эвристического комбинирования в основе метода лежит набор операций по перестановке элементов проектируемого объекта, сознательному акцентированию отдельных из них, приспособлению объектов к возможностям человека и условиям среды -
метод использования случайностей и ассоциаций может дать наибольший эффект, если используется взаимосвязь и взаиморазвитие идей. Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод о том, что влияние информационных технологий на интеллектуальную деятельность обучающихся многообразно и до конца ещ не изучено. Необходима комплексная валеологизация образовательной системы, целью которой должно стать целостное развитие личности обучающихся, достижение ими высокого уровня образованности и культуры при сохранении
их здоровья, формирование потребности в здоровом образе жизни. Особое внимание при внедрении и использовании информационных технологий необходимо уделять как рациональной организации учебного и рабочего процесса, так и диагностике, своевременному выявлению, профилактике стрессового состояния. 0. ПУТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТРЕССОВОГО СОСТОЯНИЯ На основании проведенного в первой главе реферата исследования во второй главе целесообразно
предложить практические мероприятия по предупреждению стрессовых состояний при воздействии с информационными технологиями. 0.0. Основные признаки стресса - постоянная усталость - бессонница - нехватка времени - невозможность сосредоточиться - невозможность принять решение - плохой или чрезмерный аппетит - повышенная раздражительность - недовольство собой, неуважение к себе - боли в области позвоночника - головные боли - чувство беспомощности и безнадежности - необоснованный страх, тревога - злоупотребление курением,
алкоголем - потеря интереса к своему внешнему виду - сексуальные расстройства - головокружение - скачки давления - нервный тик - речевые затруднения - расстройства пищеварения. 0.0. Тест. Подвержены ли вы стрессу На каждый вопрос вы можете ответить да, нет или иногда. 1. Часто ли у вас появляется чувство усталости 2. Чувствуете ли вы ухудшение способности сосредоточиться 3.
Замечаете ли вы, что ваша память стала хуже 4. Есть ли у вас склонность к бессоннице 5. Часто ли вас беспокоят боли в области позвоночника 6. Бывают ли у вас сильные головные боли 7. Есть ли у вас проблемы с аппетитом 8. Замечаете ли вы, что отдых не дает ожидаемого результата 9. Скучаете ли вы на работе 10. Легко ли вас вывести из себя 11.
Замечаете ли вы за собой склонность к излишней суете 12. Часто ли вам хочется выпить 13. Часто ли вы курите 14. Бывает ли, что вам трудно завершить мысль 15. Часто ли вы перестаете себе нравиться 16. Часто ли вам без видимой на то причины становится тревожно 17. Часто ли вам не хочется видеть вообще никого Обработка результатов
Подсчитайте набранное вами количество баллов да 0 балла иногда 0 балл нет 0 баллов. 0 00 баллов. Вам можно позавидовать, вы невероятно стрессоустойчивы. В непредвиденных и опасных ситуациях вы спокойны и рассудительны. Если набрали от 0 до 0 баллов, то вы, скорее всего, отнеслись к тесту поверхностно, потому что такая степень неподверженности стрессам это действительно невероятно.
00 00 баллов. Стрессы вам досаждают, но проблем особых не создают. Уровень стресса средний. Это значит, что избавление от стрессов не будет для вас большой трудностью. 00 00 баллов. Уровень стресса высокий. Вам стоит задуматься о последствиях. Если вы не сгущаете краски, то последствия не за горами. Не пренебрегайте своим здоровьем вам надо срочно изменить свою жизнь.
0.0. Профилактика информационного стресса Эффективность усвоения любой предъявляемой информации определяется психофизиологическим состоянием человека. Человек должен уметь целенаправленно управлять своим состоянием. Основными условиями высокой эффективности усвоения информации как в режиме осознанного, так и субсенсорного восприятия, являются 0. Желание учиться - основной принцип школьной деятельности. Школьник должен уметь сознательно вызывать и поддерживать у себя состояние желания эффективно учиться.
0. Принцип радости. Любую работу надо выполнять с внутренней радостью, в условиях внутреннего психологического комфорта, на фоне положительных эмоции. Только в таком состоянии человек способен легко усваивать и перерабатывать большие объемы информации. Если усвоение информации происходит на фоне отрицательных эмоций, внутреннего психологического дискомфорта, то возникает информационный стресс невроз в виде усталости, головной боли, раздражительности, чувстве тревожности, исчезновения желания заниматься.
Таким образом, первопричиной информационных стрессов неврозов является не усвоение больших объемов информации само по себе, а отрицательные эмоции в процессе обучения. 0. Принцип полного расслабления. Экспериментальные исследования доказали, что излишнее внутреннее физическое и психологическое напряжение резко снижает эффективность любой деятельности, в том числе и интеллектуальной. В древности по этому поводу говорили Стоящий на цыпочках долго стоять не сможет.
Если Вы не научитесь в процессе работы расслабляться, снимать мышечные зажимы блоки, особенно в районе лица, шеи, плеч и кистей рук, которые максимально представлены в коре головного мозга, то Вы не добьетесь высоких результатов, так как будете быстро утомляться. Усвоение информации в состоянии внутренней физической и психологической напряженности как и при отрицательных эмоциях может повлечь за собой явления информационного стресса невроза.
0. Принцип тотального внимания или сосредоточенности Быть здесь и сейчас. Основным условием эффективной работы является то, что в течение всего времени Вы должны быть полностью сосредоточены на материале, мысленно находиться в своем внутреннем пространстве физическом теле, или здесь и сейчас. Если же Вы мысленно находитесь в другом месте, то до того момента, пока Ваше сознание не возвратится во внутреннее пространство и не сосредоточится на предъявляемой информации,
КПД будет равен нулю. Только одновременное наличие всех четырех условий позволит Вам реализовать себя и свои способности в любой интеллектуальной деятельности. Как же научиться вводить себя в это оптимальное интеллектуальное состояние ОИС Основным прикладным средством для введения в ОИС является аутогенная тренировка АТ или психическая саморегуляция. 0.0.0. Методика проведения аутогенной тренировки
Рекомендуемая АТ, основной целью который является введение человека в состояние ОИС. Прежде чем приступить к тренировкам по овладению АТ, Вы должны осознанно усвоить для себя раскрыть содержание каждого отдельного элемента АТ. Эти элементы Вам уже были подробно разъяснены - ЖЕЛАНИЕ-РАДОСТЬ-РАССЛАБЛЕНИЕ-ВНИМАНИЕ. Что такое содержание элемента
АТ Под содержанием элемента АТ мы понимаем совокупность субъективных ощущений, которые возникают в нашем организме при концентрации внимания на этом элементе. У каждого человека эти субъективные ощущения будут индивидуальны и зависят от личного прошлого опыта, психофизиологических особенностей личности. Чем больше по объему субъективных ощущений у Вас будет возникать при концентрации внимания на каком-нибудь слове, тем большее воздействие это слово
будет оказывать на Вашу психику. Раскроем содержание первого элемента АТ Желание заниматься или сокращенно желание Прежде всего мы должны найти для этого слова адекватный яркий мысленный образ. Каждый должен найти именно свой индивидуальный образ, который будет работать в нем в полную силу, то есть вызывать прилив внутренней энергии в виде желания заниматься. У одних это будет образ стремительно летящей ракеты или реактивного самолета, у других образ шара,
увеличивающегося до огромных размеров, и т.д. Далее раскрасьте свой образ, то есть сделайте его цветным. Подключите тактильные осязательные ощущения от мысленного соприкосновения с Вашим образом. Ощутите запах Вашего образа. Теперь мысленно проговаривайте про себя слово желание и одновременно вызывайте у себя соответствующий яркий образ и комплекс других ощущений, которые Вы привязали к этому слову. Тренируйтесь таким образом со словом желание до тех пор, пока не добьетесь
более или менее удовлетворительных результатов в виде яркого образа и соответствующих этому образу ощущений. После этого по изложенной выше методике переходите к раскрытию содержания понятий радость, расслабление, внимание. Исходное положение стоя, сидя или лежа, глаза открыты. Выбираем напротив себя любую условную точку, на 00-00 градусов выше уровня глаз горизонта. Расстояние до точки значения не имеет. Мысленно отключаемся от всего внешнего и внутреннего, концентрируем
свой взгляд и внимание на точке и медленно считаем до семи. Счет от 0 до 0 в дальнейшем станет для Вас формулой кодом введения в состояние аутогенного погружения АП. Одновременно со счетом семь закрываем глаза и резко рассредоточиваем внимание на 000 градусов вокруг в окружающем пространстве и остаемся в этом состоянии состоянии рассредоточения внимания. Если Вы субъективно ощущаете, что погрузились на недостаточную глубину
АП, то повторно сосчитайте до семи с закрытыми глазами, при этом Ваше сознание внимание по-прежнему должно быть рассредоточено на окружающем пространстве. С каждым счетом Вы будете все глубже и глубже погружаться в состояние АП. Субъективно это будет выражаться в усилении ощущения приятного легкого головокружения, как будто Вы раскачиваетесь на качелях. Медленно проговаривайте про себя формулу
АТ ЖЕЛАНИЕ-РАДОСТЬ-РАССЛАБЛЕНИЕ-ВНИМАНИЕ, сопровождая каждое слово образом и соответствующими этому образу ощущениями. При этом стремитесь к идеальному варианту АТ, при котором Ваши мысленные образы ничем не будут отличаться от реальных объектов, Вы как бы смотрите цветной фильм с закрытыми глазами. Высшей ступенью АТ будет являться такое положение, при котором
Вы научитесь сливаться, воплощаться, превращаться в свои яркие образы, растворяться в них, получая от этих образов максимум внутренних ощущений. Мысленно повторите про себя по памяти несколько наиболее понравившихся Вам формул самовнушения по Г. Н. Сытину. В дальнейшем на каждом занятии число повторяемых формул самовнушения увеличивайте на одно. Формулы самовнушения для улучшения памяти по Г. Н.
Сытину - Я хочу иметь очень хорошую память, я хочу с одного раза ярко, твердо запоминать на всю жизнь весь прочитанный учебный материал Мое желание с одного раза ярко, твердо запоминать на всю жизнь прочитанный материал сильнее всех других желаний Я вижу себя как человека, с одного раза ярко, твердо запоминающего на всю жизнь весь прочитанный учебный материал Я способен добиться своей цели и с одного раза ярко, твердо запоминать на всю жизнь весь прочитанный учебный материал
Я все смею, все могу, я могу с одного раза ярко, твердо запоминать на всю жизнь весь прочитанный учебный материал Я не допускаю ни малейших сомнений в том, что я могу с одного раза ярко, твердо запоминать на всю жизнь весь прочитанный учебный материал Я верю в то, что я могу с одного раза ярко, твердо запоминать на всю жизнь весь прочитанный учебный материал Я убежден в том, что я с одного раза ярко, твердо запоминаю на всю жизнь весь прочитанный учебный материал Я твердо уверен в том, что я с одного раза ярко, твердо
запоминаю на всю жизнь весь прочитанный учебный материал Все люди видят меня как человека, с одного раза ярко, твердо запоминающего весь прочитанный материал Все знающие меня учителя относятся ко мне как к ученику, с одного раза запоминающему на всю жизнь весь прочитанный учебный материал Мне нравится с одного раза ярко, твердо запоминать на всю жизнь весь прочитанный учебный материал Я люблю с одного раза ярко, твердо запоминать на всю жизнь весь прочитанный учебный
материал Я глубоко осознал, я до конца осмыслил, я до конца понял, что я с одного раза ярко, твердо запоминаю на всю жизнь весь прочитанный учебный материал Я использую все свои духовные силы, чтобы всегда с одного раза ярко, твердо запоминать на всю жизнь весь прочитанный учебный материал Я ярко, твердо чувствую себя человеком, с одного раза ярко, твердо запоминающим на всю жизнь весь прочитанный учебный материал
Прилагаю огромные могучие волевые усилия, чтобы с одного раза ярко, твердо запоминать на всю жизнь весь прочитанный учебный материал Я концентрирую все свои усилия в одном направлении, я создаю великую концентрацию огромных, могучих волевых усилий для того, чтобы с одного раза ярко, твердо запоминать на всю жизнь весь прочитанный учебный материал Прилагаю великую концентрацию огромных, могучих волевых усилий для развития своей памяти Сильнейшей, лютой, злобной ненавистью ненавижу всякие сомнения в том, что у меня
сильная память, что я с одного раза ярко, твердо запоминаю на всю жизнь весь прочитанный учебный материал Сильнейшей, лютой, злобной ненавистью ненавижу всякие неправильные, ложные представления людей о малых возможностях человеческой памяти У меня сильная твердая память Мои родители, бабушка, дедушка, все в нашем роду обладали хорошей памятью Мне по наследству передалась хорошая память Я способен смотреть миру в лицо, ничего не боясь, не боясь
трудностей развития памяти Ярко, твердо помню, что у меня хорошая память Я всегда стараюсь с одного раза ярко, твердо запоминать на всю жизнь весь прочитанный учебный материал. Выход из состояния АП. Для выхода из состояния АП необходимо сконцентрировать свое внимание на одной точке и произнести формулу код выхода из состояния АП - счет от 0 до 0 т.е. в обратной последовательности.
При счете 0 откройте глаза, вспомните в подробностях все свои ощущения, которые Вы получали от формулы АТ, и, сохраняя их в памяти, приступайте к занятиям, предварительно зачитав для себя все 00 формул самовнушения по Г. Н. Сытину Общая продолжительность АТ - 0-0 минут. Проводить АТ надо в начале и в конце занятия, а в процессе занятий через каждые 00-00 минут. В процессе занятий непрерывно контролируйте и постоянно поддерживайте у себя наличие всех четырех
элементов ОИС. 0.0.0. Снятие утомления при помощи аутогенной тренировки Расширение сознания В случае, если в процессе обучения Вы не будете полностью соблюдать условия, изложенные в пунктах 0,0,0,0 раздела Повышение эффективности обучения у Вас будет возникать утомление. Если своевременно не принимать меры по снятию состояния утомления, могут появиться явления информационного
стресса. Предлагаю вариант АТ Расширение сознания для снятия утомления. При выполнении этой АТ утомленный человек автоматически на некоторое время проваливается в кратковременный сон-отдых и полностью восстанавливает свои силы. Методика проведения аутогенной тренировки Расширение сознания 0. Исходное положение сидя или лежа, тело максимально расслаблено. 0. Выполняем пункты 0,0,0 и 0 раздела Методика проведения
АТ. 0. Представьте себе, что Вы начинаете очень медленно, плавно расширяться и одновременно растворяться в окружающем пространстве сначала до размеров комнаты, в которой Вы находитесь, дома, города, планеты Земля, Солнечной Системы, Вселенной. Представьте себе, что Ваше сознание расширилось до бесконечности и стало подобным Разумной Вселенной. Оставайтесь в этом состоянии расширенного растворенного до бесконечности сознания.
Проводить эту АТ надо подобно тому, как талантливый художник пишет картину с желанием, внутренней радостью умиротворенностью, максимально полным расслаблением и вниманием, вкладывая в каждое отдельное движение кисти свою душу. Если Вы сумеете выполнить эти условия и если Вы утомлены, то через некоторое время автоматически, непроизвольно погрузитесь в сноподобное состояние. Находитесь в этом состоянии ровно столько, сколько
Вам потребуется для снятия утомления, после чего с чистым сознанием и ощущением прилива сил и желания заниматься приступайте к занятиям. В результате многократного повторения этого упражнения Вы не только научитесь быстро снимать состояние утомления, но и произвольно вводить себя в состояние абсолютно чистого сознания или. Считается, что йоги, в результате многолетних тренировок достигшие совершенства в выполнении упражнения Расширение сознания, становятся подобными
Разумной Вселенной и достигают абсолютного контроля над своим умом, сознанием и физическим телом. Регулярно выполняя это упражнение 0-0 раза в день по 00-00 минут в течение нескольких месяцев, Вы полностью избавитесь от большинства своих функциональных заболеваний. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Тема настоящего реферата Информационный стресс причины возникновения, особенности проявления, преодоление и психопрофилактика. В ходе изучения темы мной выявлено, что симптомы стресса чрезвычайно
разнообразны, на основании изученного материала я могу выделить следующие - Вы постоянно на пределе, того и гляди, взорветесь без всякой видимой причины - Почти все время на грани слез - Трудности с концентрацией внимания, принятием решений или памятью - Чувствуете постоянную усталость, даже после полноценного ночного сна - Сон беспокойный, вы просыпаетесь неотдохнувшим - Вы чувствуете, что неспособны справиться с трудностями,
для вас вс чересчур - Плохой аппетит или частое поклевывание пищи без всякого желания - Вас ничто в жизни не веселит и не радует - Недоверие ко всем, неспособность получать удовольствие от компании - Вы не можете расслабиться и отложить в сторону проблемы, даже когда не работаете - Проблемы с родственниками, отсутствие интереса к сексу - Вы постоянно суетитесь или имеете нервные привычки скажем, грызете ногти или жуете прядь волос.
Важность проведенного исследования обусловлена необходимостью ранего выявление значимых стресс факторов у школьников и возможность их коррекции способствующей более эффективным профилактикам и с использованием психологических и психофизиологических методов. Основными рекомендациями по теме работы могут служить следующие - Если вы оказались в острой стрессовой ситуации, то можно использовать некоторые приемы аутогенной тренировки Необходимо уметь организовывать свой отдых во внеучебное время таким образом, чтобы избавляться
от накапливаемого напряжения и получать заряд бодрости. Это может быть прогулки по лесу, различного рода увлечения. Универсальным успокаивающим средством является отдых у движущейся воды реки, водопада, аквариума или у огня костер, свеча. Каждый человек в соответствии со своими предпочтениями и возможностями в состоянии найти для себя способ наиболее эффективного отдыха.
Владение методами избавления от отрицательных эмоций помогает быть в постоянной готовности реагировать на любую возникшую ситуацию Способом избавления от негативных эмоций может стать прямое высказывание своих претензий, что называется выпустить пар. Однако сделать это необходимо таким образом, чтобы не усугубить и без того напряженную ситуацию, не вызвать со стороны оппонента или случайного собеседника реакции защиты или агрессии. Тема стресса в информационном обществе многогранна и актуальна, ее дальнейшее
изучение возможно продолжить на основании предлагаемого в конце работы библиографического списка. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 0. Боковиков А.М. Модус контроля как фактор стрессоустойчивости при компьютеризации профессиональной деятельности Психологический журнал 0000 Т. 00 N0 С. 00 - 000. 0. Иванченко В. Компьютер и здоровье Подводная лодка 0000 N 0 Internet httpwww.submarine.ruarticle.cfmID000 0.
Катыс Г.П Катыс П.Г. Новая информационная технология - компьютерный синтез виртуального пространства. Часть II Информационные технологии 0000 N 0 С. 0 - 00. 0. Носов Н. Образование и виртуальная реальность Новый коллегиум 0000 N 0 С. 00 - 00. 0. Пихтовников Д. Сюрпризы виртуальности Новый коллегиум 0000 N 0
С. 00 - 00. 0. Войскунский А.Е. Зависимость от Интернета актуальная проблема Материалы всеросс. Интернет-конф. 00 марта - 00 мая 0000 г Москва, 0000 Internet httpwww.auditorium 0. Янг К.С. Диагноз - Интернет-зависимость Мир Интернет 0000 N 0 С. 00 - 00. 0. Евстигнеева Ю.М Собкин В.С. Место новых информационных технологий в жизни современного
школьника Материалы всеросс. Интернет-конф. 00 марта - 00 мая 0000 г Москва, 0000 Internet httpwww.auditorium.ru 0. Левина О.Г. Взаимодействие компьютера и человека как социальное явление Педагогический вестник 0000 N 0 Internet httpwww.yspu.yar.ruvestniknovostiiproble my00index.html 00. Зельцер А. ПК и дети будьте осторожны Известия 0000 00 октября.
00. Кондратьева Т.В. Воздействие искусственного интеллекта на личность Человек в системе социокультурных отношении Сборник научных статей М 0000 Вып. 0 С. 000 - 000. 00. Шоломий К.М. Психология и компьютер Информатика и образование 0000 N 0 С. 00 - 00. 00. Давыдов В.В Рубцов В.В Крицкий А.Г. Психологические основы организации учебной деятельности, опосредствованной
использованием компьютерных систем Психологическая наука и образование 0000 N 0 С. 00 - 00. 00. Коржуев А.В. Познавательные затруднения в учении школьников Педагогика 0000 N 0 С. 00 - 00. 00. Круглова И.В. Валеологизация уроков информатики Информатика и образование 0000 N 0 С. 00 - 00. 00. Шапкин С.А. Компьютерная игра новая область психологических исследований
Психологический журнал 0000 N 0 С. 00 - 000. 00. Сайко Э.В. Игра как способ поведения и необходимый момент построения культурного пространства Мир психологии 0000 N 0 С. 0 - 0. 00. Болескина Е.Л. Потребители игровой компьютерной культуры Социс 0000 N 0 С.00 - 00. 00. Павловский В.В. Компьютерная игра как индикатор социально-психологических установок
общества Материалы всеросс. Интернет-конф. 00 марта - 00 мая 0000 г Москва, 0000 Internet httpwww.auditorium.ru 00. Зубрилин А.А Овчинникова О.В. Игровые моменты при изложении темы Символьные величины Информатика и образование 0000 N 0 С. 00. 00. Неверкович С.Д. Рефлексия оснований профессиональной деятельности в игровом обучении
Психологическая наука и образование 0000 N 0 С. 00 - 00. 00. Кавтарадзе Д.Н. Человек в мире игры Мир психологии 0000 N 0 С. 00. 00. Сафронова Н.В Богомолов А.В. Развитие воображения при изучении графических редакторов Информатика и образование 0000 N 0 С. 00 - 00. 00. Тихонов А Лобанов В Иванников А. Время информатизации
Высшее образование в России 0000 N 0 С. 00 - 00. 00. Титовицкая А.Э. Усвоение системообразующих знаний - центральное звено учебной деятельности бакалавра при компьютеризованном обучении Педагогические проблемы разноуровневой подготовки школьников и студентов в условиях реформирования образования Минск, 0000 Ч. II С. 000 - 000. 00. Давыдов В.В Рубцов В.В Крицкий
А.Г. Психологические основы организации учебной деятельности, опосредствованной использованием компьютерных систем Психологическая наука и образование 0000 N 0 С. 00 - 00. 00. ОДоэлл М. Влияние компьютерной анимационной среды на школьное образование Информатика и образование 0000 N 0 С. 00 - 00.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |