Реферат по предмету "Экология"


Универсальный эволюционизм и самоорганизация

Н.Н. Моисеев
Мыпродолжаем разговор об основных тенденциях в развитии современного научногознания. Публикуемый отрывок из книги Н.Н. Моисеева обращает внимание нахарактерные свойства систем. Неоднократно в работах 1980–1990-х гг. Н.Н.Моисеев высказывает предположение, что дарвиновские принципы эволюции естьчастное проявление более общих закономерностей развития, свойственных всемпроцессам в Универсуме, в том числе и процессам самоорганизации. Движение к«универсальному эволюционизму» — характерная черта многих работ ученого (см.,например, «Алгоритмы развития» — М., Наука, 1987).
Этотпоиск общих законов развития дает импульс для перехода к следующему этажубесконечной лестницы познания.
Яуже использовал и дальше часто буду использовать термин «система», причем в егосамом простом смысле. В силу особого значения для целей этой работы, повторюеще раз некоторые положения.
Условимсяназывать системой любую совокупность взаимодействующих элементов. Этоопределение совершенно тривиально, но, как мы это увидим ниже, имеет совершеннонетривиальные следствия. Прежде всего заметим, что любой объект нашего изученияпредставляет собой систему. Этот факт имеет глубокое значение для научногопознания. И он был понят очень давно, вероятно, еще в античные времена. И былобъектом изучения классического рационализма.
Однакоэто направление научной мысли связывало представления о свойствах системы сосвойствами ее элементов. Более того, молчаливо предполагалось, что свойствасистемы можно вывести (изучить) на основе изучения свойств элементов, еесоставляющих. Такой подход к изучению свойств системы получил названиередукционизма. Он сыграл огромную положительную роль в развитии естествознания.
Новсё оказалось гораздо сложнее. Прежде всего обнаружилось, что изучение далеконе всех свойств системы может быть сведено к изучению свойств ее отдельныхэлементов. Простейший пример: аномальная зависимость плотности воды оттемпературы не выводима из свойств ее элементов — кислорода и водорода. Другимисловами, система обладает особыми системными свойствами. Их изучениепредставляется важнейшим направлением современной науки. Его можно было быназвать и так: изучение свойств кооперативных взаимодействий.
Ноимеют место и гораздо более глубокие связи между свойствами системы исвойствами ее элементов. Некоторые системы как бы определяют свойства своихэлементов, элиминируют, исключают некоторые из них, если эти элементыоказываются неспособными выполнять некоторые функции, необходимые длясуществования (наверное, точнее — стабильности) системы. Порой мнепредставляется, что многие системы напоминают инженера, управляющего сложноймашиной. Если какая-либо деталь не удовлетворяет его требованиям, он неисправляет ее, а просто выбрасывает и подбирает новую, лучше соответствующуютребованиям к системе. Это обстоятельство особенно хорошо просматривается науровне систем общественной природы.
Другимисловами, взаимосвязь свойств системы и ее элементов гораздо более глубокая, чемэто принято думать: не только свойства системы зависят от свойств элементов, нои обратно — свойства элементов, составляющих систему, могут зависеть от свойствсистемы. И по мере восхождения по ступеням сложности эта взаимозависимостьпроявляется все более и более отчетливо. Особенно тогда, когда речь заходит обизучении систем общественной природы. Но это вовсе не означает запрета наизучение элемента системы как некоторую выделенную данность…
Ипоследнее. Можно говорить о «целях» системы, какой бы природы она ни была. Внеживых системах это стабильность и развитие, т. е. непрерывное усложнениеорганизационной структуры и многообразия элементов. В системах, принадлежащихмиру живого, цель элемента — стабильность, которую принято называтьгомеостазом. В системах общественной природы возникает целый спектр целей.Поскольку элементы системы в свою очередь являются системами, можно говорить ио целях элементов (подсистем). И они, эти цели подсистем, далеко не всегдасовпадают с целями самой системы. Поэтому возникает представление о соразвитии,или коэволюции (термин стали употреблять последние 30 лет не только вбиологии). Это важное понятие. Оно означает такое развитие подсистем (системнижнего уровня), которое не нарушает развития исходной системы.
Вэтом смысле влияние системы на ее элементы качественно отличается от роликонструктора, поскольку элементы сами развиваются в силу механизмовсамоорганизации, о которых я буду говорить ниже. Система не конструируетэлементы, а лишь отбраковывает негодные, т. е. служит фактором отбора.
…Новернемся к описанию простейшей интерпретации Универсума и особенностямразвития, которое она отражает.
Сегоднявсё чаще и чаще, даже в областях, далеких от физики, используют термин«самоорганизация». Что он означает?
Единого,всеми принятого определения термина «самоорганизация» не существует. Разныеавторы используют разные определения, бытует и термин «синергетика», который ястараюсь не использовать. …Условимся называть самоорганизацией системы такойпроцесс изменения ее состояния (или характеристик), который происходит безцеленаправленного (может, лучше — целенаправляемого) начала, каковы бы ни былиисточники целеполагания. Можно говорить и о стихии самоорганизации — здесь мыошибки не сделаем. Причины, побуждающие процесс самоорганизации, могут быть каквнешними, так и внутренними. Если же речь идет об Универсуме как единойсистеме, то процесс ее изменения идет только за счет внутренних взаимодействий,т. е. за счет факторов, принадлежащих Универсуму. Никаких внешнихвзаимодействий мы не наблюдаем, значит, согласно принципу Бора, мы не имеемправа говорить, что они существуют. И центральной проблемой теории системявляется проблема описания этого процесса.
Механизмысамоорганизации Универсума, т. е. материального мира и многих подсистем, егосоставляющих, далеко не познаны. Последнее означает, что для многих из них ещене создано интерпретаций, имеющих смысл эмпирических обобщений, и мы вынужденыопираться на те или иные гипотезы. Я думаю, что познание механизмовсамоорганизации и составляет суть фундаментальных наук.
Однакосегодня мы уже понимаем, сколь разнообразны и многочислены эти механизмы. Ивозникает естественный вопрос: не существуют ли некоторые общие принципы илиинтерпретации, позволяющие увидеть их общность (сделать шаг к простоте, которыйнам позволит приблизиться к пониманию сложности)?
Несмотряна ограниченность наших знаний, все же просматривается некоторая общая логикаэтого процесса. Ее можно будет увидеть, если мы сумеем найти общий язык, годныйдля описания схемы процесса самоорганизации для всех трех этажей мироздания —неживой, или косной, материи, живого вещества и общества. Пока же, в этойглаве, мы будем говорить лишь о первом этаже, имея в виду в дальнейшем показатьуниверсальность этой логики.
Вкачестве основы языка описания схемы механизмов самоорганизации мне кажетсянаиболее удобным (если угодно, даже естественным) использовать языкдарвиновской триады — «изменчивость», «наследственность» и «отбор». Смысл этихтерминов, разумеется, должен быть существенным образом расширен по сравнению стем, который в них вкладывал знаменитый автор теории происхождения видов. Крометого, как мы увидим ниже, одного этого языка заведомо недостаточно. По меревосхождения по ступеням сложности его придется непрерывно расширять. Но точкизрения, выработанные в процессе анализа систем (этот термин я предпочитаюшироко распространенному термину «системный анализ»), дают определенныеоснования для рационального расширения языка, удовлетворяющего принципу Оккама— минимальному привлечению новых понятий.
Вовсяком случае, язык, основанный на использовании дарвиновской триады, позволяетувидеть то, что лежит в основе общей логики развития материального мира, логики,которая просматривается в основе развития всех трех этажей Универсума —неживой, или косной, материи, живого вещества и «мира человека». При всемкачественном различии этих форм существования материи их развитие связываетобщая логика! И переоценить значение этого факта невозможно.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.ecolife.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.