Реферат по предмету "Психология"


Диагностика лжи при проверке на "детекторе лжи"

ВЕРОЯТНОСТЬ ПРОГНОЗА ДИАГНОСТИКИ ЛЖИ ПРИ ПОЛИГРАФНОЙ ПРОВЕРКЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДА Слово полиграф, в переводе с греческого языка, значит множество записей. Не будучи по существу детектором лжи, полиграф позволяет осуществить процедуру детекции лжи, т.е. выявить ложь человека через специально организованный опрос. Иное название полиграфа измеритель психологического стресса, или измеритель эмоциональной напряженности.


Экспертная оценка полиграмм запись психофизиологических сигналов опрашиваемого предусматривает регистрацию не менее трех каналов, два из которых - канал дыхания и канал сердечно-сосудистой системы. Существуют две точки зрения на информативность показателей каналов 1 наиболее информативна по мнению Леонарда Киллера кожно-гальваническая реакция далее по тексту КГР 2 по мнению Дж. Рейда и Ф. Инбау более информативны сердечно-сосудистая система и дыхание.


Также нам следует обратить внимание на высказывание авторитетного полграфолога России Варламова В.А. на то, что при анализе сигналов кожной реакции необходимо учитывать характеристики подвижности нервной системы людей с учетом региональных и национальных особенностей. По кривой КГР нельзя определить, представитель какой национальности проходит тестирование, грузин или чеченец, но то, что они представители южных народов, оба темпераментные, с подвижной нервной системой


определить можно. Многие известные полиграфологи - практики в своих книгах В.А. Варламов, 2000 С.И. Оглоблин, 2004, в основном ведут речь о том, что когнитивные процессы влияют главным образом на формирование показаний, предтестовую и послетестовую беседу, составление опросника, но не на снимаемые психофизиологические реакции полиграммы. Авторы излагают различные теории психологии для полиграфологов не ссылаясь на эмпирический материал,


так как он отсутствует. То есть, непосредственно по степени прогноза полиграфных проверок и индивидуально-психологических особенностей каких-либо отечественных или зарубежных публикаций нет. Из вышеизложенного мы предполагаем, что вероятность прогноза полиграфной проверки граждан может быть различной. На степень выявления скрываемой информации могут влиять многочисленные факторы состояние субъекта, его интеллектуальные и психологические особенности и так далее.


С целью изучения зависимости вероятности прогноза при полиграфной проверке и индивидуально-психологических особенностей опрашиваемого нами было проведено эмпирическое исследование. Объектом исследования являлись темпераментальные особенности, стиль саморегуляции и некоторые когнитивные стили лиц, которые проходили реальные специальные психофизиологические исследования по расследованию уголовных дел. Предметом нашего эксперимента была степень вероятности прогноза степень выявления скрываемой


информации по регистрируемым психофизиологическим сигналам от опрашиваемого субъекта, полиграфом при ложных высказываниях. В ходе эмпирического исследования нами проводилось психофизиологическое исследование по методике контрольных вопросов, теста виновных знаний и тестов проверочно-нейтральных вопросов. Эксперимент включал в себя - процедуру проведения опроса граждан с использованием полиграфа при расследовании преступлений - процедуру проведения детекции лжи в отношении лиц, которые не являются участниками в


уголовных делах контрольная группа - обработку данных полученных инструментальным методом по программному обеспечению и экспертным методом - психологическую диагностику вышеперечисленных лиц по следующим методикам личностный опросник Айзенка. Опросник формально-динамический свойств индивидуальности ОФДСИ В.М. Русалова, опросник В.М. Моросановой на определение стиля саморегуляции, тест включенные фигуры Готтшальдта и тест Струпа с целью выявления преобладания тех или иных индивидуально-психологических


особенностей. Процедура исследования В эксперименте участвовало 140 человек. Среди них 40 студентов заочного отделения со 2 и 3 курсов Филиала Российского государственного социального университета в г. Сургуте в возрасте от 19 до 45 лет. Остальные, 100 испытуемых, являлись потерпевшими, свидетелями, подозреваемыми и т.д проходившими полиграфные проверки по различным видам преступлений, совершенных


на территории Ханты-Мансийского автономного округа. Причем, в вышеназванной группе опросы, результаты которых в ходе следственных мероприятий в дальнейшем подтвердили причастностьнепричастность испытуемого к расследуемым правонарушениям. За день до ОИП опрашиваемому предлагалось пройти личностный опросник Айзенка, Опросник формально-динамический свойств индивидуальности


ОФДСИ В.М. Русалова, опросник В.М. Моросановой на определение стиля саморегуляции, тест включенные фигуры Готтшальдта и тест Струпа с целью выявления преобладания и оценки тех или иных индивидуально-психологических особенностей субъекта. На следующий день испытуемый проходил полиграфную проверку с целью проверки показаний или выявления причастностинепричастности детекцию лжи по расследуемому преступлению. Эксперимент в частности, СПФИ проводился в тихом помещении, согласно методическим требованиям к процедуре


СПФИ. Опросы с использованием полиграфа проводились стационарно. В ходе эксперимента максимально уменьшены внешние воздействия, которые могут оказывать влияние на результаты проводимого опроса шумы, высокая или низкая температура и т.д Стены и потолок кабинета имеют звукоизоляционное покрытие и окраску мягкого светло-зеленого тона. Кабинет имеет двойные, облицованные звукопоглощающим материалом двери.


Температура воздуха около 20 градусов С и соответствующую гигиеническим нормам влажность около 30-60. Контрольная группа студентов опрашивалась по психологическим методикам и на полиграфе в период с 2003-2004 гг. При инструментальной детекции лжи использовался новейший профессиональный компьютерный полиграф Диана-01 производитель ЗАО Поликониус. Программное обеспечение ДИАНА ПО, предназначено для использования в комплекте с профессиональным компьютерным полиграфом


ДИАНА-01. ПО разработано с учетом использования в среде WINDOWS 98, 2000, ХР. Нами были использованы следующие далеко не все функции данной техники при проведении эксперимента Ш фиксировались графиков физиологических показателей ФП человека фазическая составляющая кожно-гальванической реакция КГР, плетизмограмма ПГ регистрация работы сердца через периферические кровеносные сосуды, дыхание грудное


ВДХ регистрация изменения объема груди, дыхание брюшное НДХ регистрация изменения объема живота, маркеры, обозначающие моменты предъявления оператором стимулов Ш вычисление количественной оценки психофизиологических реакций человека на стимулы вопросы на основе компьютерной обработки его психофизиологических показателей Ш ввод и расчет метрической оценки реакций при экспертном анализе


Тестирование по Айзенку производилось на компьютере при помощи автоматизированной системы психологического тестирования Зеркало, версии 1.16, 1990 года производитель МП Инсайт, остальные методики проводились с помощью письменного опроса. Результаты эксперимента по контрольной группе по процедуре полиграфной проверки мы разделили испытуемых лиц на три группы экспертным методом 1 высокая степень вероятности прогноза по выявлению скрываемой


информации 71 2 низкая степень вероятности прогноза по выявлению скрываемой информации 19 3 неопределенная степень вероятности прогноза по выявлению скрываемой информации 10. Экспериментальная группа испытуемых, где проводились специальные психофизиологические исследования на полиграфе при расследовании уголовных дел по различным правонарушениям, также экспертным методом по снятым психофизиологическим сигналам нами были поделены на три подгруппы 4 высокая степень вероятности


прогноза по выявлению скрываемой информации 65 5 низкая степень вероятности прогноза по выявлению скрываемой информации 26 6 неопределенная степень вероятности прогноза по выявлению скрываемой информации 9. После обработки полученных результатов в процентном соотношении был сделан кластерный анализ с помощью статистического пакета STATISTICA 6.0. По результатам кластерного анализа экспериментальная группа нами была разделена на три подгруппы с высокой вероятностью прогноза, со средней или неопределенной и с низкой


вероятностью выявления скрываемой информации. Нас интересовало наличиеотсутствие разницы в индивидуальных характеристиках контрастных групп высокий-низкий прогноз выявления скрываемого стимула. Их мы и сравнивали. Нами был использован непараметрический критерий Вилкоксона. По методике Айзенка мы оценивали лиц по шкале экстраверсииинтроверсии. Интроверсия экстраверсия Разница между этими показателями нами обнаружена не была.


W 289 р 0,117. Отсутствие разницы мы видим на графике кривых плотности распределения английская буква H соответствует группе с высоким прогнозом, а L - с низким Далее по тесту Айзенка мы оценивали испытуемых по шкале нейротизма. Нейротизм. Разница была выявлена значимая. Это видно из вышеуказанного графика. Критерий W 16, р 1,00001710-7 . Таким образом, мы наблюдаем очень большую разницу.


Среднее значение нейротизма для высокого прогноза 22, а для низкого 8. Как известно, опросник Айзенка включает ряд вопросов для оценки социальной желательности испытуемого оценки по шкале лжи. Мы сравнивали субъектов по вышеназванной шкале. Ложь По шкале лжи разницы значимой нет, несмотря на то, что само распределение ответов различается W 463,5, р0,246. Далее нами оценивались лица по методике


В.М. Моросаной по определению стиля саморегуляции. Результаты распределились следующим образом по шкалам методики В.М. Моросановой 1. Планирование - разница выявлена. 2. моделирование - разница не выявлена. 3. программирование разница выявлена. 4. оценка результатов разница не выявлена. 5. гибкость разница не выявлена.


6. самостоятельность разница выявлена. 7. общий уровень саморегуляции выявлена высокая разница. Данную разницу по шкале саморегуляции как комплексной характеристики мы можем показать наглядно на графике Таким образом, испытуемые с низким уровнем прогноза обладают гораздо более высоким уровнем саморегуляции. По методике Русалова нами были получены следующие различные индексы по ряду шкал 1. Эргичность интеллектуальная - разница выявлена. Графически эта зависимость выглядит следующим образом


Интересно, что для группы с низким прогнозом по полиграфной проверке характерна низкая интеллектуальная эргичность, что соответствует нежеланию вовлекаться в умственную деятельность, низкому уровню интеллектуальных возможностей. 2. эргичность коммуникативная разница выявлена. У группы с низким прогнозом ниже уровень коммуникативной эргичности. 3. пластичность интеллектуальная разница выявлена.


4. скорость моторная разница выявлена. 5. эмоциональность моторная разница выявлена. 6. эмоциональность коммуникативная разница выявлена. Люди с высокой вероятностью прогноза очень тревожны в процессе социального взаимодействия, они неуверенны, раздражительны и пр. в ситуации общения, вообще, и в частности, в экспериментальной ситуации, то есть во время полиграфной проверки. По общим индексам методики


Русалова результаты распределились следующим образом Интеллектуальная активность По интеллектуальной активности испытуемые различаются. Причем, у испытуемых с низким прогнозом эта активность находится значительно ниже нормы. Норма от 78 до 102, а у вышеописанных лиц средняя 64. Получается, что чем ниже уровень интеллекта, тем лучше для испытуемого в ситуации распознавания скрываемого


стимула то есть сокрытия информации. Для группы высокого прогноза по СПФИ уровень интеллектуальной активности находится в зоне нормы 82. Коммуникативная активность Разница по коммуникативной активности выявлена не значимая, хотя можно говорить о том, что группа с высоким прогнозом не очень однородна. Общая эмоциональность Разница определенно значимая, у группы с низким прогнозом она даже ниже нормы 78-102


и составляет 69 баллов. Общая активность Разница значимая, у группы с низким прогнозом она ниже нормы 234-306, а у них 206, у второй группы 250 т.е. с точки зрения темперамента норма. Методика Струпа. Данный тест определяет когнитивный стиль гибкость-ригидность познавательного контроля и характеризует степень жесткости в организации познавательного контроля. Это проявляется в трудности смены способа деятельности или в переключении с одного информационного


алфавита на другой. Для гибких характерна высокая степень автоматизации познавательных функций, для ригидных низкая степень автоматизации. Основным показателем является разница во времени выполнения второй и третьей карты. Чем больше эта разница тем больше интерференция, тем, соответственно, более ригиден испытуемый. Низкая интерференция говорит об умении тормозить сильные по своей природе вербальные функции. Второй показатель определяется в результате деления времени выполнения карты 2 цвет на время выполнения


карты 1 слова и говорит о преобладании знаково-понятийного способа переработки информации высокие значения либо перцептивно-моторного способа низкие значения переработки информации. Нами были получены следующие цифровые значения Выявлена значимая разница по показателю гибкости. Испытуемые с низким прогнозом переключаются гораздо быстрее. Для них средний показатель 0,37, а для испытуемых с высоким прогнозом 1,19.


Второй показатель называется вербальность На основе полученных эмпирических данных простой сравнительный анализ групп можно сделать следующие выводы по психологической диагностике - испытуемые лица экспериментальной и контрольных групп по шкале интроверсииэкстраверсии не различны - яркие различия обнаружены по шкале нейротизма. То есть эмоциональная стабильностьнестабильность влияет на степень прогноза выявления скрываемой информации по стилям саморегуляции нами были выявлены значимые различия по шкалам - планирование, самостоятельность


и общий уровень саморегуляции. Таким образом, высокая степень значимости различий по уровню саморегуляции свидетельствует о том, что данный показатель влияет на степень прогноза по СПФИ. Следующие шкалы моделирование, оценка результатов и гибкость не являются значимыми при прогнозе вероятности выявления скрываемого стимула - по методике Русалова были получены данные, что для группы с низкой вероятностью выявления скрываемой информации


по полиграфной проверке характерна низкая интеллектуальная эргичность, что соответствует нежеланию субъекта вовлекаться в умственную деятельность и низкому уровню интеллекта - по общим индексам теста Русалова в моторной сфере разница нами выявлена не значимая, т.е. данный показатель не влияет на успешность СПФИ - по интеллектуальной активности оцениваемые группы различаются. Причем, у испытуемых с низкой вероятностью выявления скрываемой информации эта активность находится


значительно ниже нормы - по шкале общей эмоциональности выявлена значимая разница, что, как нам кажется, соответствует показателям по шкале нейротизма теста Айзенка. Следовательно, эмоциональная стабильностьнестабильность влияет на степень прогноза выявления скрываемой информации при СПФИ - по одному из основных когнитивных стилей полезависимостьполенезависимость, как мы видим по полученным данным существенных различий не наблюдается.


То есть, данная особенность не влияет на степень сокрытия информации при полиграфных проверках - нами была получена значимая разница по показателю гибкости тест Струпа в исследуемых группах. У испытуемых с низким прогнозом выявления скрываемой информации процесс переключения при переработке поступления сенсорно-перцептивной информации. Список литературы 1. Книга Варламов В.А Варламов Г.


В. Психофизиология полиграфных проверок. Краснодар, 2000. 239 с. Варламов В.А Коровин В.В Варламов Г.В. Тесты полиграфных проверок. Краснодар, 2000г. 189 с. Варламов В.А Варламов Г.В Власова Н.М Зубрилова И.С Котомин М.Б. Углубленные кадровые проверки. М 2003. 389 с.


2. Журнал Холодный Ю.И. Голос молчащего Служба безопасности, 1993, 4. с. 23-26 Холодный Ю.И Савельев Ю.И. Проблемы использования испытания на полиграфе приглашение к дискуссии Психологический журнал. Т. 17. 1996 3 ТЕКСТ ЭЛЕКТРОННОГО ПИСЬМА Направляю в Ваш адрес статью по специальности 19.00.01. 1. Номер квитанции бланка банковского перевода Сбербанка


РФ 2. Направляю 1 текстовый файл на 10 страницах, включая список литературы. 3. Контактные данные а Грузьева Ирина Владимировна б аспирантка, лаборант в Тюменская область, Ханты - Мансийский автономный округ Югры, г Сургут, д. т. 8-3462 24-49-53 сот. 8-9222-59-48-25 д 628412, Тюменская область, город Сургут, ул. Энергетиков, д.11, кв.83. е


Электронный адрес AOvchinnikovsvrw.ru 4. Сведения о специальности направленной публикации 19 психологические науки



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Уткин, Николай Иванович
Реферат Трансформация экономических систем моделирование состояний равновесия
Реферат ЛФК при Вегето-сосудистой Дистонии
Реферат Облік депозитних та інших зобов'язань банку
Реферат Общая характеристика теории государства и права
Реферат A Midsummer Night S Dream Essay Research
Реферат Основні учасники спадкових правовідносин. Порядок оформлення права на спадщину
Реферат Роман об Александре
Реферат Классификация логистических систем
Реферат Международные транспортные коридоры
Реферат Духовно-нравственное и физическое здоровье: параметры взаимозависимости
Реферат Расчет и проектирование привода тяговой лебедки для транспортирования ЛА на стартовой площадке
Реферат Реализация национального проекта в сфере совершенствования образования Кемеровской области
Реферат Теория личности (психоаналитическая, гуманистическая)
Реферат 1 блок (общие вопросы для всех специализаций)