Реферат по предмету "Психология"


Теория личности (психоаналитическая, гуманистическая)

Содержание
Введение
1. Личность, как научныйпредмет исследования
2. Характеристикагуманистической теории личности
3. Психоаналитическаятеория личности
Заключение
Список используемойлитературы

Введение
Личность — человеческийиндивид, субъект отношений и сознательной деятельности.[1, стр.425]
Личность в психологии — системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности вобщении, характеризующее его со стороны вовлеченности в общественные отношения.
В философскойэнциклопедии, личность это человеческий индивид как продукт общественногоразвития, субъект труда, общения и познания, детерминированныйконкретоисторическими условиями жизни общества.[2, стр.154 ]
В педагогическойэнциклопедии, личность — человек как общественный индивидуум, субъект познанияи активного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью испособностью к трудовой деятельности. [1, стр. 449]
Тугаринов В. П. пишет:«Личность — это человек, обладающий исторически обусловленной степеньюразумности и ответственности перед обществом, пользующийся (или способныйпользоваться ) в соответствии со своими внутренними качествами определеннымиправами и свободами, вносящий своей индивидуальной деятельностью вклад вразвитие общества и ведущий образ жизни, соответствующий идеалам его эпохи иликласса. «Чувствует, как по ходу ступеньками такими, сначала все понятно, яследующую ступеньку читаю, начало забылось, я следующую читаю — середказабылась ».[1, стр.450]
Платонов придерживалсятеории структуры личности, которую называют трехчленной теорией или трехчленноепонимание процесса отражения. Он идет через ленинскую теорию отражений. Естьотражаемое, отражающая система и отраженное. Отражаемое — это объективнаяреальность, отраженное это то, что мы потом имеем как картину, а вот отражающаясистема это то, что обрабатывает получаемую информацию и делает ее тем самымотражением. Она и есть личность. [1, стр.450]
Напротяжении 20 века в мировой психологии сложилось 3 основных направления, вконтексте которых были разработаны наиболее значительные теории личности:гуманистическая, глубинная или психоаналитическая психология и топологическаяпсихология. [2, стр.47]
Гуманистическаяпреимущественно американская теория, получившая в последние десятилетия широкоераспространение на Западе, в понимании личности она, на первый взгляд, кажется противоположнойпсихоаналитической психологии, однако их объединяет наличие одних и тех жехарактеристик.
Психоаналитики пытаютсяоткрыть источник активности, обращаясь к прошлому, к вытесненнымбессознательным впечатлениям и переживаниям ребенка, гуманистическая психология,чье развитие связано с трудами К. Роджерса, А. Маслоу и др., основным факторомактивности личности яаляется устремленность к будущему, к максимальнойсамореализации (самоактуализации). [3, стр.211]
Цель данного исследованиясостоит в том, чтобы выявить главные характеристики основных теорий личности.
Для достижения цели,автор поставил следующие задачи:
1.        Дать понятиеличности.
2.        Охарактеризоватьосновные положения гуманистической теории личности.
3.        Охарактеризоватьосновные положения психоаналитической теории личности.
4.        Выявитьотличительные черты двух теорий.
Предметом исследованияявляется изучение теории личности.

1.Личность, как научный предмет исследования
Личность относительноустойчивая совокупность интраиндивидных ее качеств: симптомокомплексы психисвойств, образующих ее индивидуальность, мотивы, направленности личности;особенности темперамента, способности ( работы Теплова, Небылицина, Мерлина).
Личность, каквключенность индивида в пространство меж индивидных связей, где взаимоотношенияи взаимодействия, возникающие в группе, могут трактоваться как носители Л. ихучастников. Тем самым преодолевается, например, ложная альтернатива в пониманиимежличностных взаимоотношений либо как феноменов группы, либо как феноменовличности. Личностное выступает как групповое, групповое как личностное. [4,стр.95]
Личность характеризуетсяактивностью, стремлением субъекта расширять сферу своей деятельности,действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний,направленностью устойчивой доминирующей системой мотивов, интересов, убежденийи т. д., глубинными смысловыми образованьями — »динамическими смысловымисистемами" по Выгодскому, [4, стр.42] формирующимися в совместнойдеятельности групп и коллективов, степенью осознанности своих отношений кдействительности: установки (установки по Узнадзе и др. ), [4, стр.58 ]диспозиции(по Ядову) и т. п.
Развитая личность.обладает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психическойрегуляции некоторых важных сторон активности личности. Субъективно для индивидаличность. выступает как его «Я» (образ «Я»,«Я»-концепция), система представлений о себе, конструируемаяиндивидом в процессе деятельности и общения, обеспечивающая единство итождественность его личность. и обнаруживающая себя в самооценках, в чувствесамоуважения, уровне притязаний т. д. Образ «Я» представляет собойто, каким индивид видит себя в настоящем, в будущем, каким он хотел бы быть,если бы сумел, и т. д. Соотнесение образа «Я» с реальными обстоятельствамижизни индивида позволяет личности изменять свое поведение и осуществлять целисамовоспитания. Апелляция к самооценке и самоуважению личности является важнымфактором направленного воздействия на личность в процессе воспитания. [4, стр.60]
Личность, как«идеальная представленность» индивида в жизнедеятельности другихлюдей, в том числе и за пределами их наличного взаимодействия, как результатактивно осуществляемых человеком смысловых преобразований интеллектуальной иаффективно-потребностной сфер личностей других людей. Индивид в своем развитиииспытывает социально детерминированную «потребность быть личностью.», т. е. полагать себя в жизнедеятельности других людей, продолжая своесуществование в них, и обнаруживает способность быть личностью, реализуемую всоциально значимой деятельности.
Развитие личностиосуществляется в деятельности в условиях социализации индивида ицеленаправленного воспитания. Задачей коммунистического воспитания являетсявсестороннее и гармоническое развитие личности человека, имеющее комплексныйхарактер (умственное, трудовое, нравственное, эстетическое, физическое) приведущей роли школы, семьи и общественности. [7, стр.104]
Важное значение в этомпроцессе имеет воспитание в труде, прежде всего путем включения в трудовыеколлективы, где создаются необходимые условия для формирования впроизводительном труде общественно ценных качеств Л. (А. С. Макаренко, В. А.Сухомлинский и т.д. ). Закономерности, а также возрастная периодизация развитияличности описывается обычно путем обращения к общим закономерностям ивозрастной периодизации психического развития индивида.
Межу тем, единствопсихического развития и развития личности не предполагает их тождественности. Вэтой связи осуществляется попытка построения гипотетической модели развитияличности и на ее основе возрастной периодизации, в соответствии с которымвозрастное развитие определяется типом взаимоотношений, складывающихся уиндивида с наиболее референтной для него в этот период группой. в дошкольном имладшем школьном возрасте это группы, управляемые педагогом, в подростковомпреимущественно группы сверстников или старших по возрасту, в юношескомвозрасте — коллективы, как группы высокого уровня развития, в отдельных случаяхпри серьезных дефектах воспитания это корпоративные группы. [12, стр. 84]
Западная психологияабсолютизирует возрастные периоды развития личности., строя на основе каждогоиз них особые психологические теории личности: психоаналитическая на основеабсолютизации развития личности в раннем детском возрасте, необехейвиористская,теория социального научения, теория ролей в развитии личности до школы и вмладшей школе, гуманистическая психология с ее акцентированием самоактуализациина основе абстрагирования подросткового самоутверждения.
Таким образом, в качествемодели социально зрелого человека неправомерно принимается личность индивидаеще не интегрированного в общественной жизни. Большинство современных западныхтеорий личности носит индетерминистский и телеологический характер, игнорируяобусловленность личности ее реальным предметом практической деятельности.Большинство современных западных теорий личности носит индетерминистский ителеологический характер, игнорируя обусловленность личности ее реальнымпредметом практической деятельности, поэтому несмотря на некоторые достижения вконкретно методическом плане, в частности, в области психотерапии, дляразработки психологии личности в капиталистических странах характерны кризисныеявления, что признается самими западными учеными.

2.Характеристика гуманистической теории личности
Преимущественноамериканская гуманистическая психология, получившая в последние десятилетияширокое распространение на Западе, в понимании личности и ее активности напервый взгляд кажется чем-то противоположным психоаналитическому направлению. Однако,как это далее станет очевидным, они смыкаются в своих основных характеристиках.
В отличие отпсихоаналитиков, которые, пытаясь открыть источник активности, обращаются кпрошлому, к вытесненным в бессознательное впечатлениям и переживания ребенка, гуманистическаяпсихология, чье развитие связано c трудами К.Роджерса, А.Маслоу, Г.Олпорта идр., главным фактором активности личности считает устремленность к 6v дущему, кмаксимальнойсамореализации (самоактуализации). [4, стр.45]
В понимании гуманистическойтеории личности, природа человека, в сущности хороша или, по крайней мере,нейтральна. Человек свободен и ответственен за принятие своих решений. Человек- активное существо, ориентированный на отдаленные цели, способный вести себя кним. В качестве основной движущей силы функционирования личностирассматривается тенденция к самоактуализации или потребность человекареализовать свои врожденные потенциальные возможности. Одной из важныхособенностей гуманистической теории является феноменологический и холистическийподходы.
Согласно первому, основойличности выступает психологическая реальность, т.е. субъективный опыт,cooтветственно которому интерпретируется действительность. Согласно второму,человек представляет собой интегрированное целое, несводимое к отдельным частямего личности.
В развитии личности,согласно гуманистической теории, значимым являются отношение к человекузначимых людей, прежде всего родителей. Если ребенок получает от значимыхдругих полное принятие иуважение (безусловноепозитивное внимание), тогда его формирующаяся Я-концепция соответствует всемврожденным потенциальным возможностям. В зависимости от того, какое позитивноевнимание испытывал человек в течение жизни, формируется тот или иной типличности. [11, стр.254]
Согласно гуманистическойтеории Роджерса, существует два противоположных типа:«полноценнофункционирующая личность» и «неприспособленнаяличность».
1. Признание того, чточеловек стремится к самоактуализации, то есть, как желание человека стать тем,кем он может стать. Человек, достигший этого уровня, добивается полногоиспользования своих способностей и талантов. Самоактуализация человеканевозможна без поэтапного удовлетворения потребностей от низших к высшим.
Выделяются:физиологические потребности, потребности в безопасности, потребности впринадлежности и любви, потребности в самоуважении, потребности всамоактуализации.
2. Признание приоритетатворческой стороны в человеке, которая присутствует в каждом из нас отрождения.
3. Концентрация вниманияна особенностях здорового человека. Изучение здоровых людей в психологическомплане для создания универсальной науки психологии.
4. Внимание к настоящемуопыту. Признание влияния прогнозов на поведение человека. [10, стр.54]
Природа человеческихзатруднений связана с фрустрацией базовых потребностей в детстве, а такжепотребностей в любви и самоуважении.
Кроме того, возникновениедискомфорта, тревоги, невротических реакций связано с рассогласованием междупредставлением человека о самом себе и текущими переживаниями. Как правило,такое несоответствие вызвано условным принятием со стороны близких в детскиегоды.
Основной подход терапии — клиентцентрированный подход. Клиент обладает способностью к самонаправленномуизменению личности. Ввиду этого, применяются менее директивные методикиотражения и пояснения. [10, стр.108]
Достоинствагуманистической теории личности
Ориентация на человекакак на активного строителя собственного бытия, обладающего неограниченнымиспособностями и возможностями.
Недостатки:
Индетерминизм. Игнорированиеестественной обусловленности человеческого бытия.
3. Психоаналитическаятеория личности
Уже в начале века венскийпсихиатр и психолог З.Фрейд предложил свою трактовку личности человека,оказавшую огромное влияние не только на психологическую науку ипсихотерапевтическую практику, но и в целом на культуру во всем мире.
Дискуссии, связанные санализом и оценкой фрейдовских идей, длились не одно десятилетие. Согласновзглядам Фрейда, разделяемым значительным числом его последователей, активностьчеловека зависит от инстинктивных побуждений, прежде всего полового инстинкта иинстинкта самосохранения. Однако в обществе инстинкты не могут обнаружить себястоль же свободно, как в животном мире, общество накладывает на человекамножество ограничений, подвергает его инстинкты, или влечения, «цензуре», чтовынуждает человека подавлять, тормозить их. [4, стр.84]
Инстинктивные влеченияоказываются, таким об­разом, вытесненными из сознательной жизни личности какпозорные, недопустимые, компрометирующие и переходят в сферу бессознательного,«уходят в подполье», но не исчезают. Сохраняя свой энергетический заряд, своюактивность, они исподволь, из сферы бессознательного, продолжают управлятьповедением личности, перевоплощаясь (сублимируясь) в различные формы человеческойкультуры и продукты человеческой деятельности.
В сфере бессознательногоинстинктивные влечения объединяются в зависимости от своего происхождения вразличные комплексы, которые и являются, по утверждению Фрейда, истиннойпричиной активности личности. Соответственно одной из задач психологиипризнается выявление бессознательных комплексов и содействие осознанию их, чтоведет к преодолению внутренних конфликтов личности (метод психоанализа). Кчислу таких побуждающих причин, например, относили эдипов комплекс.
Суть его в том, что враннем детстве у каждого ребенка, как предполагается, возникает драматическаяситуация, которая напоминает конфликт, составляющий основное содержаниетрагедии древнегреческого драматурга Софокла «Царь Эдип»: по неведению кровосмесительнаялюбовь сына к матери и убийство отца. [3, стр 74]
По Фрейду, эротическоевлечение мальчика в возрасте четырех лет к матери и желание смерти отца (эдиповкомплекс) сталкивается с другой силой — страхом перед ужасным наказанием закровосмесительные сексуаль­ные побуждения (катастрационный комплекс).Стремление Фрейда вывести всю активность личности из одних лишь сексуальныхпобуждений (потом к ним прибавилось «влечение смерти») встречало возражения умногих психологов, что стало одной из причин зарождения неофрейдизма (К. Хорнии др.), для которого характерно сочетание классического фрейдизма сопределенными отступлениями от него. В понимании личности неофрейдистыотказываются от приоритета сексуальных влечений и отходят от биологизациичеловека. [3, стр.80]
На первый планвыдвигается зависимость личности от среды. При этом личность выступает вкачестве проекции социальной среды, которой личность якобы автоматическиопределяется.
Среда проецирует наличность свои важнейшие качества, они становятся формами активности этойличности (например, поиски любви и одобрения, погоня за властью, престижем иобладанием, стремление покориться и принять мнение группы авторитетных лиц,бегство от общества).[3, стр.95]
К.Хорни связываетосновную мотивацию поведения человека с «чувством коренной тревоги» — беспокойством, объясняя егозпечатлениями раннего детства, той беспомощностью ибеззащитностью, которые переживает ребенок, сталкиваясь с внешним миром.«Коренная тревога» стимулирует действия, способные обеспечить безопасность.Таким образом, формируется ведущая мотивация личности, на которой базируетсяего поведение. [4, стр.112]
Психоанализу характернаидея о признании бессознательного, как фактора детерминирующего поведение,часто противоположное осознаваемым целям.Признании того, что «вещи не являютсятакими, какими они кажутся», что человеческое поведение и сознание в высокойстепени детерминированы бессознательными мотивами, которые могут пробуждатькажущиеся иррациональными чувства и поведение.
Объяснение продолжающимсявлиянием специфики обращения со значимыми другими в очень раннем детстве нахарактер переживаний взрослого человека. С этой точки зрения, ранний жизненныйопыт приводит к формированию устойчивых внутренних миров, которые эмоциональнозаряжают конструкции внешних миров и их эмоциональное переживание. Внутренниемиры создаются в очень раннем детстве и представляют сконструированныеоснования прохождения жизни – психической реальности. [4, стр.110]
Констатация в качествеосновного регулятора психической жизни индивида психологической защиты,направленной на преодоление внутреннего беспокойства. Практически для всех школпсихоанализа характерно признание того, сто сознание и наши внутренние версиимира – установленные в детстве – систематически изменяются с целью избеганиябеспокойства. Психологическая защита направлена на создание внутренних версиймира, уменьшающих беспокойство и делающих жизнь более терпимой. Так какпсихологическая защита часто проявляется бессознательно именно с действием ее механизмови связаны многие наши иррациональные поступки и представления.
Природа человеческихзатруднений связана с разрешением основного конфликта между Я и Сверх-Я, тоесть требованиями личности и требованиями социума, который порождает тревогу.Что бы справиться с тревогой человек включает психологические защиты. Однакотакое включение приводит порой к неполному развитию личности. Человек являетсобой не то что он есть на самом деле. А то, каким он должен быть дляокружающих (как правило те жесткие образцы поведения, которые закладывались враннем детстве). [10, стр.117]
Основной метод: анализсвободных ассоциаций, который используется при анализе ошибок, очиток,оговорок, описок, случайных или симптоматических действий, анализе сновиденийклиента, самоанализ, анализ трансфера, интерпретация сопротивления,эмоциональное переучивание.
Цель — довестивытесненный, аффективнозаряженный материал бессознательного на свет сознания, сцелью включения его энергии в жизненно важную деятельность. Что возможно по-мнениюЗ.Фрейда при эмоциональном отреагировании (катарсисе
Достоинствапсихоаналитической теории личности:
Исследование сферыбессознательного, использование клинических методов, нетрадиционные инсайты,методы терапевтической практики, изучение реальных переживаний и проблемклиента.
Недостатки:
Высокий субъективизм,метафоричность, низкая валидность, ориентированность на прошлое в ущербнастоящему и будущему в развитии субъекта.

Заключение
Какие бы критическиесоображения не высказывались по поводу охарактеризованных здесь психологическихтеорий личности, творческий вклад их создателей и разработчиков невозможнопереоценить.
В результате построенияпсихоаналитических и других теорий личности психология обогатилась огромнымчислом понятий, продуктивных исследовательских методик и тестов.
Им она обязана обращениемк области бессознательного, возможностями осуществления широкомасштабнойпсихотерапевтической практики, усилением связей между психологией и психиатриейи другими значительными продвижениями, обновившими облик современнойпсихологии.
В процессежизнедеятельности люди зачастую проявляются как социальные индивиды, подчиняясьопределенной технологии общества, тем правилам и нормам, которые к нимпредъявляются. Но система предписаний не может предусмотреть всехконкретных вариантов ситуаций или жизненных случаев, и человек вынужденвыбирать. Свобода выбора и ответственность за него и являются критериямиличностного уровня самосознания.

Списокиспользуемой литературы:
1.        Большая СоветскаяЭнциклопедия Т4., М.:-1980
2.        Леонтьев А.Н.Избранные психологические произведения. 3-2 том: — М; 1983
3.        Мадди С. Теорииличности: Сравнительный анализ. – СП б: Изд-во «Речь», 2003.
4.        Петрошевский А.В., Ярошевский М.Т. Психология. Учебник для высш. Пед. Ун. –2-е изд.-М.: — Издательский центр «Академия», 2000. –512с.
5.        Плаже Ж.Избранные психологические труды. — М.%, 1994
6.        Психологияличности: Под. Ред. Ю.Б. Гиппеннрейтер. – М :, 1985
7.        Райгородский Д.Я.Психология личности: Том 1,2. Хрестоматия. Изд.
8.        второе, доп-ное.-Самара: Изд-кий дом, БАХРАХ; 1999-484 с., 512с.
9.        Холл К.С.,Линдсей Г. Теории личности. – М.: КСП+, 1997
10.       Хьелл Л., ЗиглерД. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СП б.:Питер Пресс, 1997
11.      Янчук В.А. Методология,теория и метод в современной социальной психологии и персонологии:интегративно-эклектический подход. – Мн.: Бестпринт, 2000.
12.       Ярошевский М.Г.История психологии. – М.: Мысль, 1985.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Системогенез адаптивных помехоустойчивых характеристик координации функций дыхания и кровообраще
Реферат Biotech Essay Research Paper Insects are neumerout
Реферат 1744 -1835 восстановление
Реферат 2. Работа по формированию техники чтения
Реферат Акционерное Общество «Нефтегазспецстрой»
Реферат Romeo And Juliet 4 Essay Research Paper
Реферат Планирование в системе государственного управления
Реферат 1992 года вооруженные подразделения Нагорно-Карабахской Республики предприняли операцию по подавлению огневых точек и разблокированию аэропорта поселка Ходжалу
Реферат What Daddies Do Essay Research Paper What
Реферат Социальные проблемы российского сельского хозяйства в условиях рыночных реформ
Реферат 3: философия средневековья
Реферат Таврида КНБатюшкова романтизм или ампир
Реферат Drugs Should Not Be Legalized Essay Research
Реферат Лекции - Терапия (Дифференциальная диагностика выпота в плевральную)
Реферат Представления славян о болезнях