Реферат по предмету "Разное"


12 Обзор ветхозаветных историй

12Обзор ветхозаветных историй«Чем больше пруд, тем тоньше лед» - это первое, что нужно запомнить начинающим любителям фигурного катания. Чем большую площадь покрывает лед, тем он будет тоньше. В этой главе мы сделаем обзор основных повествовательных книг Ветхого завета, и у нас нет возможности сделать это достаточно глубоко. Мы намерены определить лишь основные направления дальнейших исследований. Больше информации и альтернативные точки зрения можно найти в стандартных предисловиях и комментариях. Каждая книга Ветхого завета сохраняет свои особые черты и предназначение, тем не менее, их можно распределить по четырем группам: 1. Моисеево Пятикнижие (Быт, Исх, Числа и Втор) 2. Исторические книги (ранние пророки) (Ис Нав, Суд и Цар) 3. Летописи (Пар, Ездр и Неем) 4. Другие книги (Руф, Есф и Ион) Мы сделаем краткие пояснения к каждой группе и к тем книгам, которые к ней относятся. ^ Пятикнижие Моисеево Первые ветхозаветные повествования появляются именно в Книгах Моисеевых (Бытие, Исход, Числа и Второзаконие).1 Иудейские и христианские толкователи традиционно усматривают между ними связь. Кн. Бытие начинает историю, Кн. Исход и Числа – продолжают, а Кн. Второзаконие излагает последующие события. Таким образом, Книги Моисеевы описывают период от сотворения мира до смерти Моисея. Тем не менее, они не составляют одно произведение. Каждая книга имеет определенные черты, указыающие на ее независимость.2 После того, как Кн. Бытия заканчивается смертью Иосифа (Быт 50:22-26), Исход кратко ее повторяет (Исх 1:1-7). Книга Исход завершается упоминанием «всех странствований» израильтян (Исх 40:38), а повествование Книги Числа начинается с Синайской пустыни (Числ 1:1) и описывает путь Израиля к земле обетованной и события на равнинах Моавитских (Числ 21:10 – 36:13). Второзаконие представляет слова Моисея, сказанные на равнинах Моава, и некоторые следующие за ними события. Не забывая о связи между Книгами Моисея, не будем упускать из вида их индивидуальность. Придерживаясь библейского свидетельства, евангельские богословы утверждают, что авторство Пятикнижия принадлежит Моисею.3 Представители библейской критики традиционно отказываются от этой точки зрения в пользу документальной гипотезы (J, E, D, P).4 Действительно, Моисей мог использовать источники5 и диктовать текст6, Второзаконие содержит рассказ о кончине Моисея7, - но нельзя отрицать авторство Моисея, не подвергнув при этом сомнению авторитетность Писания и слова Самого Христа8. Большинство евангельских ученых согласны в том, что Пятикнижие написано Моисеем, но большей частью они не основывают на этом своего толкования, которое остается несвязанным со служением Моисея. В нашем исследовании мы увидим, однако, как каждая книга согласуется со временем автора. Почему он написал эти книги? Что хотел сказать читателям? Такой подход поможет нам увидеть исходный замысел Пятикнижия. БытиеКнига Бытие описывает некоторые события, происшедшие в период от сотворения мира до смерти Иосифа. Все они имели место до Моисея. Однако материнское воспитание (Исх 2:8-9), образование, полученное при дворе в Египте (Исх 2:10) и особое откровение от Бога подготовили его к написанию этой истории для Израиля. В некоторых отрывках обнаруживается более поздняя правка9. Орфография текста также свидетельствует об обновлении еврейского языка. Однако же убедительные доказательства того, что свою окончательную форму книга получила после Моисея, отсутствуют. Действительно, мы не можем знать точно, когда именно Моисей написал Бытие. Он мог написать книгу в Египте, во время странствования по пустыне или на равнинах Моавитских. Книга могла быть составлена постепенно в ходе всех этих событий. Он мог сделать это в любой период со времени своего призвания (Исх 3:1 – 4:31) до смерти (Втор 34:5) (см. сх. 50). ^ Сх. 50. История в Пятикнижии Сотворение Эпоха патриархов Исход из Египта Странствования по пустыне Равнины Моавитские Завоевание Ханаана Бытие События Написание Исход События Написание Числа События Написание Второзаконие События Написание Многие толкователи предлагают делить Бытие по «родословиям» (Быт 2:4; 5:1; 6:9; 10:1; 11:10; 11:27; 25:12; 25:19; 36:1; 37:2).10 Но такой подход придает слишком большую значимость роду Измаила (25:12-18) и Исава (36:1-43), роль которого в книге второстепенна. Родословия скорее указывают на источник, литературный стиль и предназначение текста, а Книга Бытие легко делится на следующие части: Древнейшая история (1:1 – 11:9) Начало эпохи патриархов (11:10 – 37:1) Времена Иосифа (37:2 – 50:26)12. Моисей написал книгу Бытия, чтобы научить своих читателей, что исход Израиля из Египта и овладение Ханааном произошли согласно Божьему замыслу. Бог привел мироздание от состояния хаоса к покою, осудил падшее человечество и воссоздал его после потопа, избрал потомков Сима для завоевания Ханаана и поразил Вавилон – все эти события делали понятным Исход Израиля из Египта (I). Жизнь Авраама, Исаака и Иакова объясняли умножение израильского народа и обретение им земли обетованной, а также отношения с окружающими народами (II). Отношения между патриархами определяли взаимоотношения между коленами в дни Моисея и придавали Израилю уверенность в своей участи в Ханаане (III). Рассказ Моисея о прошлом побуждал его первых читателей отвернуться от Египта и уверенно вступить во владение Ханааном. Цель написания книги определенно раскрывают последние слова Иосифа: «Но Бог посетит вас, и выведет вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову» (Бытие 50:24). Такая основная тема полностью согласуется с вероятными датами окончательного составления книги. Если Бытие было написано в Египте, значит, Моисей писал, чтобы убедить израильтян покинуть Египет и отправиться в обетованную землю, поскольку: 1) Бог будет действовать для них, как и в древнейшие времена (I); 2) Бог обещал патриархам щедро благословить их потомков (II); 3) Бог создаст из колен Израиля один народ и приведет его в Ханаан так, как показал это в дни Иосифа (III). Если же Бытие было написано в пустыне или на равнинах Моава, значит, Моисей призывал народ к завоеванию.14 Израиль мог быть уверен в успехе, поскольку: 1) Божьи деяния древнейших времен являют Его замысел отдать им Ханаан во владение (I); 2) Бог дал обетования патриархам, вел и защищал их, и то же сделает для народа, входящего в Ханаан (II); 3) Бог организовал двенадцать колен во времена Иосифа, чтобы привести их в предназначенную для них страну (III). Бытие излагает историю от начала времен до смерти Иосифа. И эта история имела огромное значение для читателей Моисея. Узнавая об этих событиях, они осознавали значимость происходящего с ними, свою ответственность и свою надежду на будущее. ИсходКнига Исход охватывает события от рождения Моисея до прибытия народа на равнины Моава. Ее основнная тема – это избавление Израиля из Египта под водительством Моисея, и правила правового и обрядового устройства, данные через него у Синая. Возможный период написания книги достаточно узок. В ней сказано, что народ Израиля ел манну, «доколе не пришел к пределам земли Ханаанской» (Исход 16:35). А в последнем стихе говорится, что столп огненный и облачный был «пред глазами всего дома Израилева, во все путешествие их» (Исх 40:38). То есть, книга была написана после того, как народ пришел на равнины Моава. Мы также знаем, что Кн. Исход была окончательно составлена прежде смерти Моисея. Некоторые вставки могли быть сделаны позднее15, но маловероятным представляется то, чтобы основная часть книги была написана уже после смерти Моисея. Следовательно, она могла быть написана незадолго до смерти Моисея (см. сх. 50). Кн. Исход делится на три основные части: Избавление при Моисее (1:1-18:27) Завет при Моисее (19:1-24:18) Поклонение Богу при Моисее (25:1-40:38) Исход затрагивает много тем, но главной является то, что завет, данный народу через Моисея, установлен Богом17. Кнага многократно рассказывает о великих деяниях Бога для Своего народа, но мы не должны упустить из виду особую роль Моисея. Его чудесное спасение в младенчестве, его сочувствие братьям-израильтянам, Божье призвание, чудеса в Египте и в пустыне показывают, что Бог поставил Моисея вождем Израиля (I). Также, через него народу был дан закон. Закон дал Бог, и лишь Моисею было дозволено взойти на Синай в святое присутствие и получить его (II). Скинию также придумал не Моисей, - указания касательно богослужения он получил от Бога (III). Исход неоднократно объясняет и обосновывает служение Моисея, - подобно тому, как Евангелия подтверждают деяния Христа18. При первой встрече с израильтянином Моисею был задан вопрос: «Кто поставил тебя начальником и судьею над нами?» (Исх 2:14). Книга Исход отвечает на этот вопрос, что вождем Израиля Моисея поставил Бог. Тема власти Моисея согласуется со временем окончательного написания книги. Израильтяне неоднократно ставили под сомнение его полномочия (Исход 5:19-21; 14:10-12; 16:1-3; 32:1; Числа 12:1-16). Против его руководства роптали и бунтовали, его новый порядок представлялся насильственным, а общественные и обрядовые установления нарушались уже при их введении. В ответ на вопросы и обоснование своего служения Моисей написал Книгу Исход. В ней доказывается, что он вывел Израиль из Египта, следуя водительству Бога (I), что Закон Моисеев дан Самим Богом и должен строго соблюдаться (II), и что установленные им правила поклонения в скинии также исходят от Бога (III). Книга Исход описывает множество событий: от тягот рабства до путешествия Израиля к пределам Ханаана. Когда жизнь Моисея близилась к концу, а народ готовился войти в землю обетованную, вопрос о власти Моисея был жизненно важен. Книга в первую очередь посвящена полномочности его служения и обоснованию всего, что он совершил под Божьим водительством.Числа Книга Чисел сосредоточивает вниминие на событиях между Синаем и Моавом. Путешествие проходит в несколько этапов; за периодами послушания следуют благословения, а за противлением – наказание. Написание книги было завершено на равнинах Моавитских. За исключением нескольких стихов, мы не имеем свидетельств о ее редактировании после смерти Моисея19. Книга заканчивается на том, что израильтяне останавливаются «на равнинах Моава, при Иордане, против Иерихона» (Числ 22:1; также 26:3; 26:63; 31:12; 33:48, 50; 34:15; 35:1; 36:13). Частые упоминания Иерихона указывают, что она могла быть написана в самом конце жизни Моисея, когда Израиль готовился овладеть землей (см. сх. 50). В Кн. Чисел три основных раздела: Создание первой армии (1:1 – 10:10) Поражения в походе (10:11 – 25:18) Создание второй армии (26:1 – 36:13)20 Моисей написал Числа, чтобы призвать к оружию второе поколение израильтян как святую армию Божью. Книга начинается с формирования армии первого поколения и святых уставов, которые эта армия должна соблюдать (I). Затем описывается продвижение от Синая до равнин Моавитских. По пути армия противится Богу и теряет мужество. Бог защищает свой народ, но признает первое поколение негодным (II). Последний раздел описывает создание святой армии следующего поколения. Новое поколение организовано, испытано и получает уставы (III). Книга Чисел обращена непосредственно к тем, кто расположился на равнинах Моава. Эти истории давали им ощутить себя святой Божьей армией. Книга обращает внимание на то, 1) какую сильную армию создал Бог из первого поколения (I); 2) как Бог благословил первую армию, как она проявила непригодность и была наказана Богом (II); 3) как Бог по милости Своей организовал второе поколение в мощную армию и дал ему установления о войне и жизни на земле после победы (III). Книга Чисел учила израильтян, что Бог призвал их быть святой армией. Первое поколение не справилось с задачей. В Ханаан должно вступить второе поколение. Как поведут себя они? ВторозакониеВторозаконие кратко повествует о событиях на равнинах Моава. Основное вниманик книга уделяет завещанию Моисея народу и передаче власти Иисусу Навину и завершается смертью Моисея. Сказанное Моисеем повторяет историю Исхода и предваряет события в обетованной земле. Датировать Второзаконие сложно. Бóльшая часть книги была написана самим Моисеем, - оснований сомневаться в его авторстве нет. Тем не менее, сама книга говорит, что окончательную форму она получила уже после смерти Моисея.21 Самым явным тому свидетельством является информация о смерти Моисея (Втор 34:1-12). Эта запись представляет собой не просто незначительную редакторскую поправку, - она определяет толкование всей книги: Второзаконие представляет посмертные наставления Моисея.22 Сходство Второзакония с договорами, которые заключались во втором тысячелетии, говорит о том, что эта книга обрела свою окончательную форму в дни Иисуса Навина.23 Второзаконие представляет его верным хранителем Закона Моисеева (Втор 1:38; 31:7-8; 34:9) и указывает народу на необходимость следовать словам книги, входя в Ханаан (Втор 11:29-32). Целая глава содержит подробные указания о том, как завет Моисея следует обновить на горе Гевал (Втор 27:1-26). Как сообщает книга Иисуса Навина, эти определения были тщательнейшим образом соблюдены (Ис Нав 8:30-35). Вероятно, книга была завершена до обновления завета при Иисусе Навине (см. сх. 50). Второзаконие состоит из речей Моисея и описания последних событий его жизни. Тематическая организация этих материалов по форме напоминает древние ближневосточные соглашения. Вводная часть (1:1-4) Первая речь (1:5 – 4:43) Пролог-обзор (1:5 – 4:43) Вторая речь (4:44 – 28:68) Условия (4:44 – 26:19) Благословения, проклятия и утверждение (27:1 – 30:20) Третья речь (29:1 – 30:20) Передача власти (31:1 – 34:12)26 Книга описывает события времен Моисея, чтобы вести народ в обновлении завета при Иисусе Навине. Она определяет происхождение завета (I); рассказывает о проявлении милости Божьей на протяжении истории (II); рассказывает о предстоящей жизни в завете (III), говорит о благословениях, проклятиях и утверждении завета (IV); разъясняет исполнение завета (V). Входя в Ханаан, израильтяне сталкивались со многими искушениями и трудностями. Второзаконие увещевало народ помнить: 1) Бога, который установил через Моисея завет с ним (I); 2) Божьи дела для него на протяжении истории (II); 3) Его требование праведной жизни (III); 4) благословения, проклятия и утверждение завета (IV); 5) необходимость следовать за Иисусом Навином как за вождем народа завета (V). Таким образом, Второзаконие прямо говорило о потребностях его первых читателей. Пятикнижие Моисеево образует первую часть повествовательных материалов в Писании. Оно касается вопросов, которые возникли в первые десятилетия после формирования Израиля как нации. Оно обосновывает Исход из Египта (Бытие), утверждает авторитет Моисея и законность проводимого им в жизнь порядка (Исход), направляет народ вперед как святую армию (Числа) и учит в обретенной земле хранить верность завету (Второзаконие). Написанная Моисеем история образует основу всех тех историй, которые Бог замыслил дать Своему народу. ^ Исторические книгиВторой основной частью традиционного еврейского канона являются книги пророков. Пророческий материал делится на две группы: «ранние пророки» (книги Иисуса Навина, Судей и 1 и 2 Царств) и «поздние пророки».27 Здесь мы рассмотрим ранних пророков. Эти книги дают пророческую оценку истории Израиля от завоевания Ханаана до Вавилонского пленения. Существует ряд мнений касательно авторства книг ранних пророков. Преобладают два из них. Во-первых, последователи библейской критики продолжают искать в этих книгах источники Пятикнижия. Но, в общем, этот подход не получил широкой поддержки.28 С другой стороны, немецкий богослов Мартин Нот высказал мнение, которое получило большее распространение.29 Он утверждает, что книгам от Второзакония по Книги Царств (за исключением Кн. Руфь) окончательную форму придал в изгнании некий автор – «Второзаконник». М. Нот признает наличие стилистических и смысловых различий между книгами и объясняет их тем, что священнописатель пользовался различными источниками.30 И все же, как считает Нот, все эти книги пронизаны одним богословским мотивом: Израиль нарушал законы Второзакония до такой степени, что был справедливо осужден на изгнание.31 Признавая единство этих книг, поправку в их предназначение вносит фон Рад. Он подчеркивает мессианскую надежду – прежде всего в Книгах Царств – и утверждает, что Второзаконник сделал ударение на милость Божью, - несмотря на грех и заслуженное наказание народа, - обещанную Давиду.32 В последние годы преобладает тенденция принимать во внимание обе темы. Кросс утверждает, что выбор между судом и надеждой зависит исключительно от редакции.33 Позитивная тема надежды на дом Давида исходит от редактора, писавшего во время реформ Иосии (4 Цар 22:1 – 23:30). А негативную тему осуждения привнес редактор во время плена. Более продумано подходит к негативному и позитивному аспекту Вольфф. Он связывает суд и надежду темой покаяния. Если изгнанники полностью раскаются в нарушении завета, они вернутся из изгнания.34 Среди современных евангельских ученых нет единого мнения о датировке и назначении книг ранних пророков. Их внимание привлекают вопросы места Второзакония и единства исторических книг. ^ Место Второзакония Сторонники библейской критики обычно относят Второзаконие в его окончательном виде к Пророкам35. Но, как мы знаем, евангельские христиане убеждены в том, что его автор - Моисей, и исключают вероятность более позднего написания этой книги. Нельзя отрицать большого значения Второзакония для книг ранних пророков (Ис Нав – Цар), хотя последние основывались и на других книгах Пятикнижия. Богословские понятия, тема завета и другие идеи большей частью происходят из Второзакония.36 Поэтому можно сказать, что Второзаконие выполняло двойную функцию: завершало Историю Моисееву и предоставляло богословское основание для Истории Пророков. ^ Единство исторических книгВторой вопрос, который занимает внимание толкователей, - это отличительные черты каждой книги. Относя их окончательное оформление к периоду изгнания, Нот волей-неволей сводит эти различия до минимума. Однако мы убедимся, что различия между книгами Иисуса Навина, Судей и Царств весьма существенны. Для правильного понимания этих книг их нужно рассматривать по отдельности. Исходя из единства между этими книгами и одновременно их разнообразия, разумнее всего предположить, что книги ранних пророков принадлежат разным авторам, стоявшим на единой богословской позиции. Согласие между ними объясняется главным образом воздействием Второзакония. Тем не менее, каждая книга характеризуется своим особым ракурсом, поскольку каждый автор писал в своих особых обстоятельствах. ^ Книга Иисуса Навина Книга Иисуса Навина повествует о событиях в начале завоевания Ханаана Израилем: о разделе земли, о начале жизни в Ханаане, о смерти Иисуса Навина. Книга содержит свидетельства очевидца (Ис Нав 2:21; 5:1,6; 7:21; 8:26; 14:6-12; 15:16-19; 17:14-18), то есть частично она была написана одновременно с описываемыми событиями.37 В книге говорится, что Раав «живет среди Израиля до сего дня» (Ис Нав 6:24).38 Сидон был величайшим из финикийских городов (Ис Нав 19:28).39 Иевусеи еще жили в Иерусалиме (Ис Нав 15:8; см. 2 Цар 5:6ff), а гаваонитяне прислуживали при святилище (Ис Нав 9:27; см. 2 Цар 21:1-6). Однако другие тексты книги говорят о том, что эти упоминания, вероятно, основаны на использованных источниках. Ряд стихов указывают на то, что окончательную форму книга обрела значительно позже описанных событий. В нескольких случаях автор заменил прежние названия новыми (Ис Нав 15:9,49,54). Некоторые события, отмеченные в книге, произошли после Иисуса Навина. Например, писатель упоминает завоевание Хеврона Халевом (Ис Нав 15:13; Суд 1:8-10), Давира – Гофониилом (Ис Нав 15:15-17; Суд 1:11-13) и поселение сынов Дановых на севере Израиля (Ис Нав 19:47; Суд 18:27-29). В последней главе рассказывается о смерти Иисуса Навина (Ис Нав 24:29-30) и Елеазара (Ис Нав 24:33). Книга даже дает оценку старейшин, «которых жизнь продлилась после Иисуса» (Ис Нав 24:31).40 В свете этих доказательств можно сделать вывод, что свою окончательную форму книга Иисуса Навина получила не ранее чем через одно или два поколения после смерти Иисуса Навина. Указание на предельную позднюю дату написания мы находим в 3 Цар 16:34, где упоминается проклятие тому, кто отстроит Иерихон (Ис Нав 6:25). 3 Цар могла быть написана в проомежутке между освобождением из плена Иехонии (561 до Р. Х.) и указом Кира (538 до Р. Х.). Следовательно, написание книги Иисуса Навина было завершено не позднее периода изгнания (см. сх. 51) ^ Сх. 51. История у ранних пророков Завоевание Судьи Единое царство Разделенное царство (922) Падение Самарии (722) Падение Иерусалима (586) Указ Кира (538) Ис Нав События Написание Суд События Написание 1, 2 Цар События Написание 3, 4 Цар События Написание Книга Иисуса Навина делится на три основные части: Завоевание земли (1:1 – 12:24) Наследование земли (13:1 – 22:34) Жизнь по завету в земле обетованной (23:1 – 24:33) Внимание книги Иисуса Навина сосредоточено на днях завоевания, чтобы научить своих читателей, как жить в земле, которую дал Бог. Победы и поражения Иисуса Навина показывали, что Израиль должен был продолжать сражаться за землю (I). Разделение уделов земли и отношения между коленами учили Израиль тому, как следует обращаться с наследованной землей (II). Обряд обновления завета в конце жизни Иисуса Навина показал необходимость соблюдать верность Божьему завету (III). С этими идеями соотносится датировка окончательного оформления книги. Если книга была написана до становления царства, она увещевала: 1) продолжать начатую Иисусом Навином священную войну (I); 2) уважать земельные наделы колен и сохранять единство (II); 3) хранить верность обновленному завету (III). Если же книга обрела окончательную форму во времена пленения, она: 1) давала изгнанникам надежду победить врагов (I); 2) напоминала им об их национальном наследии в обетованной земле (II); 3) призывала их к обновлению завета и верности ему (III). Книга Иисуса Навина возвращается к дням, когда Израиль только занял землю, чтобы указать читателям уже в их время путь к победе, безопасности и верности завету в Ханаанской земле. ^ Книга Судей Книга Судей повествует о событиях между завоеванием земли и становлением израильского царства. Как и в книге Иисуса Навина, некоторые события были записаны приблизительно в то же время, когда они происходили. О иевусеях сказано, что они «живут в Иерусалиме до сего дня» (Суд 1:21); Сидон считается главным финикийским городом (Суд 18:28).44 Эти указания, по всей вероятности, сделаны в результате использования источников. Некоторые места в тексте говорят, что книга не могла быть написана ранее становления царства.45 Четыре раза автор сравнивает свое время с историческими событиями книги, говоря: «В те дни не было царя у Израиля» (Суд 17:6; 18:1; 19:1; 21:25). Текст Суд 18:30 «до дня переселения [жителей той] земли» неоднозначен46, но по крайней мере он подразумевает начало царства (1 Цар 4:1b-11). Есть указания на предельную позднюю дату написания книги. 1 Кн. Царств хронологически следует за кн. Судей, а описание рождения Самуила дано по образцу описания рождения Самсона. Это может означать, что ко времени написания 1 и 2 книг Царств книга Судей была уже написана. Промонархический настрой книги может указывать на то, что она была написана до великих поражений Израильского царства, однако народ продолжал возлагать надежды на своих царей и после того, как Давид и его потомки принесли ему беды. Наличие царей в дни написания книги (Суд 17:6; 18:1; 19:1; 21:25) свидетельствует о том, что книга могла быть окончательно составлена до переселения, но эти стихи могут указывать и на надежду на царей в плену. Хотя более предпочтительным отнести представляется написание книги к периоду раннего царства, мы не можем исключить и более позднюю датировку (см. сх. 51). Материал книги можно разделить на три основных раздела: Нетвердые завоевания (1:1.2:4) Перепады при судьях (2:5.16:31) Безвластие при левитах (17:1.21:25) Книга Судей – это апология царской власти в Израиле.49 Почему Израилю нужен благочестивый царь? Книга дает три ответа: без царя колена Израилевы действовали нерешительно при завоевании (I); судья в состоянии дать лишь временное облегчение между периодами отступничества (II); без царя левиты не могли обеспечить в Израиле стабильность религиозной и общественной жизни (III). С этими идеями соотносится датировка составления книги. Если книга Судей написана еще при вступлении Давида на престол, она говорила о необходимости в Иудейском царе, который поведет народ в бой (I), обеспечит мир и безопасность (II) и соблюдение Моисеева закона в богослужении и общественной жизни (III). Если же книга получила окончательное оформление в период плена, она говорила народу о потребности в царе из рода Давидова, который возглавит народ (I), о слабости родового руководства (II), о потребности в новом царе на престоле Давидовом, который защитит Израиль от беспорядка в богослужении и общественной жизни (III). Книга Судей описывает мрачный период в истории Израиля. Почти на каждой ее странице – беды и неудачи. Писатель рассказывает о них, чтобы показать нужду в благочестивом царе. Эта книга прямо обращалась к обстоятельствам, в которых находился народ Божий – от начала царствования Давида до конца изгнания. ^ 1 и 2 книги Царств1 и 2 Кн. Царств повествуют о событиях истории Израиля от правления судей до последних лет царствования Давида. Последователи библейской критики определили предположительные источники50, относившиеся ко времени описанных событий. Их заключения неодинаково правдоподобны, однако нет сомнений в том, что составитель книг действительно имел доступ к пророческим и царским летописям. Два соображения ограничивают нижний предел датировки книг. Они рассказывают о проблемах Давида (2 Цар 11 – 20), а также приводят его «последние слова» (2 Цар 23:1). Следовательно, они не могли быть написаны раньше этих событий. Возможное время написания книг ограничивается и словами «Секелаг и остался за царями Иудейскими доныне» (1 Цар 27:6) , - таким образом, книги были завершены не ранее разделения51. Верхний предел написания определяется свидетельствами других книг. Например, 1 и 2 книги Царств были использованы как источник при написании книг Паралипоменон, то есть, 1 и 2 книги Царств были написаны перед или во время изгнания. Кроме того, на них в определенной мере основываются 3 и 4 книги Царств. Например, 3 Цар 1:1 продолжает историю Израильского царства с того момента, где останавливается 2 Цар 23:1-7. Также, 3 Цар 2:27 рассказывает об исполнении пророчества, данного в 1 Цар 2:27-36. Поскольку мы знаем, что 3 и 4 кн. Царств были написаны в последние годы изгнания, мы можем считать, что 1 и 2 кн. Царств были завершены не позднее (см. сх. 51). 1 и 2 кн. Царств построены следующим образом: Основание царства (1 Цар 1:1 – 7:17) Царство Саула (1 Цар 8:1 – 15:35) Царство Давида (1 Цар 16:1 – 2 Цар 20:26) Будущее царства (2 Цар 21:1 – 24:25)52 Главная тема книг: Израиль должен уповать на дом Давидов – несмотря на беды, причиненные недостатками Давида53. Линия Давида законна, поскольку он был помазан на царство Самуилом, благословленным Богом (I). Саул со своим домом лишился царства, отвернувшись от Бога (II). Бог благословлял Давида, когда он был верен, но навел на него беду, когда он пал (III). Тем не менее, заключительные главы доказывают, что род Давида остается законной династией, на которую все поколения Израиля должны возлагать свою надежду (IV). В разделенном Израиле эти темы непосредственно касались народа. Семья Давида явилась основной причиной разделения Израиля (3 Цар 11:9-13) и неоднократно сбивала народ с пути. Однако, несмотря на эти недостатки, род Давида по-прежнему оставался законной династией, потому что: 1) его помазал Самуил (I), 2) царство Саула было отвергнуто (II), 3) дом Давида был утвержден как вечная династия Израиля (III), 4) Бог избрал дом Давида, чтобы через него обильно благословить народ (IV). В тот период, когда дом Давидов подвергался критике, книга давала спокойную и небходимую надежду. В изгнании надежду поддерживали эти же темы. Несмотря на то, что вина за изгнание практически полностью лежала на доме Давидовом (4 Цар 21:10-15), оставалась надежда на потомка Давида, который однажды приведет царство к славному восстановлению. ^ 3 и 4 книги Царств3 и 4 кн. Царств охватывают историю Израиля от смерти Давида до освобождения Иехонии из темницы в Вавилоне. Неоднократно автор ссылается на определенные источники, относящиеся ко времени событий. Он упоминает «книгу дел Соломоновых» (3 Цар 11:41), «летопись царей Иудейских» (3 Цар 14:29; 15:7,23) и «летопись царей Израильских» (3 Цар 14:19; 15:31). Используя формулировку «до сего дня», он иногда подразумевает время источника, а в других случаях имеет в виду свое время. Книги датируются достаточно определенно. Они не могли быть написаны ранее освобождения Иехонии (561/2 г. до Р.Х.) (4 Цар 25:27-30). Выражение «во все дни жизни его [Иехонии]» (4 Цар 25:29) неоднозначно: во время написания Иехония мог быть, а мог и не быть жив. Поскольку в книгах не упоминается Кир, они должны были быть написаны до указа этого царя (538 г. до Р. Х.), по которому израильтяне получили разрешение вернуться в свою землю (см. сх. 51). В 3 и 4 кн. Царств четко видны три раздела: Беда и надежда при Соломоне (3 Цар 1:1 – 12:24) Беда и надежда в годы разделения (3 Цар 12:25 – 4 Цар 17:41) Беда и надежда в последние годы Иуды (4 Цар 18:1 – 25:27-30) 3 и 4 кн. Царств показывали, что народ заслужил изгнание, и восстановление возможно лишь при полном покаянии.57 Автор передал эту мысль, говоря о славе Соломона, когда он был верен, и о разделении и бедствиях, которые принесло народу его противление (I). Затем он привел примеры верности и отступничества в период разделения, особенно выделив неверность северного Израиля и справедливость его переселения (II). И, наконец, он показал непослушание, которое привело Иуду в плен, и проблеск надежды в освобождении Иехонии (III). Если 3 и 4 Цар были написаны при жизни Иехонии, они призывали народ посвятить себя полному покаянию, потому что: царство Соломона было славно, когда он служил Богу, а поклонение иным богам навело проклятие на народ (I); во времена разделенного царства послушание приносило обильные благословения, а неверие стало причиной проклятия и плена (II); этот же принцип благословения и проклятия действовал в Иудейском царстве (III). Освобождение Иехонии было воспринято как знак возможных грядущих благословений. Если народ раскается, Бог может снять с него проклятие. Если же книги написаны после смерти Иехонии, они были направлены против разочарования, вызванного его кончиной. Они показывали, что Бог справедливо отправил народ в изгнание, и что освобождение зависит от их полного покаяния и веры. Исторические книги ранних пророков представляет собой второй основной раздел ветхозаветных повествований, который на основе Закона Моисеева оценивает различные события в истории Израиля от завоевания земли до освобождения Иехонии в Вавилоне. Книги придерживаются единой точки зрения, но не следует упускать из виду особый ракурс, характеризующий каждую из них. Книги наставляли, как жить в земле обетованной (Ис Нав), доказывали нужду в царе (Суд) и законность царского рода Давида (1, 2 Цар), а также объясняли причину изгнания и указывали путь к возвращению (3, 4 Цар). ЛетописиТретья основная группа ветхозаветных повествований состоит из книг Паралипоменон, Ездры и Неемии. В Септуагинте, английских и русских Библиях эти книги следуют сразу после книг Царств. Однако в Еврейском каноне они появляются в другом порядке (Ездра, Неемия, Паралипоменон) в конце «писаний». Еврейская традиция приписывает авторство большей части всех трех книг книжнику Ездре. Мнение библейских критиков и евангельских толкователей не столь однозначно.58 Нельзя исключать возможность, что Ездра принимал участие в окончательном составлении этого материала, но подтверждений этому недостаточно. Несомненно, воспоминания Ездры (Ездр 7:1 – 10:44)59 автобиографичны, но могли быть использованы и другие источники. На протяжении уже нескольких столетий исследователи придерживаются рабочей гипотезы, что заслуга окончательного оформления этих трех книг принадлежит одному человеку, - как, по мнению Нота, у исторических книг (ранних пророков) один автор, так и Паралипоменон, кн. Ездны и Неемии были написаны неким летописцем.60 И это не удивительно, так как книги в значительной степени взаимосвязаны. Например, повторяется запись об указе царя Кира (2 Пар 36:22-23; Ездр 1:1-4).61 Все книги были написаны в Палестине в течение короткого периода времени. Все говорят о важности восстановления храма и сохранения народом Божьим чистоты. Однако мы должны видеть и различия между ними. Современные исследователи продолжают говорить о возможном изначальном единстве книг Ездры и Неемии. Некоторые толкователи утверждают, что эти книги с самого начала были отдельными,62 но большинство согласится с Уильямсоном, что «есть основания рассматривать книги Ездры и Неемии как две части одной книги».63 Однако современные исследования в то же время отделяют Паралипоменон от кн. Ездры-Неемии.64 Ряд идеологических различий указывают на то, что книги написаны разными авторами. Например, Паралипоменон делает акцент на учении о Божьем воздаянии и Божьем завете с Давидом, а в кн. Ездры и Неемии эти темы практически отсутствуют.65 Паралипоменон снисходительнее к северным коленам, чем кн. Ездры-Неемии.66 Паралипоменон выражает надежду на воссоединение царства, а книги Ездры и Неемии не отводят северянам никакой роли.67 Но наиболее разительное отличие – в отношении к чужеземным женам Соломона.68 Паралипоменон пропускает события 3 Цар 11:9-13, где причиной разделения царства названы браки Соломона с иноплеменницами. Этот пропуск поразителен – в свете проблемы смешанных браков как во время, так и после служения Ездры и Неемии (Ездр 10:1-44). Более того, кн. Неемии (13:26) прямо критикует Соломона за его браки с иноземками.69 Эти идеологические различия веско свидетельствуют в пользу разделения авторства книг Паралипоменон и Ездры-Неемии. Подобно ранним пророкам, между хрониками имеется сходство и различия. Сходство позволяет объединить их в хроники, основывающиеся друг на друге и выражающие сходные взгляды. Но книги Паралипоменон и Ездры-Неемии были, по все вероятности, отдельными произведениями, посвященными разным вопросам. ПаралипоменонПаралипоменон охватывает широкий период истории, начиная от Адама (1 Пар 1:1) и заканчивая указом Кира (2 Пар 36:22-23). Летописец проходит по событиям, предшествовавшим Давиду, используя родословия, списки и небольшие рассказы (1 Пар 1:1 – 9:44), однако историю от Давида до указа Кира он рассматривает очень подробно. Летописец пользовался многими источниками,70 прежде всего книгами Царств.71 Он также ссылается на ряд других источников:72• Пятикнижие, Суд, Руф, Пс, Ис, Иер, Зах; • неизвестные нам исторические источники: «летопись царя Давида» (1 Пар 27:24), «книга царей» (2 Пар 24:27), «книга царей Израильских» (1 Пар 9:1; 2 Пар20:34), «книга царей Израильских и Иудейс


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Julius Caesar Background Knowledge Is Needed To
Реферат Влияние художественной литературы на развитие словаря старших дошкольников
Реферат Феномен гендерных отношений
Реферат Зависящие от времени процессы в ядерном магнитном резонансе
Реферат Оптимізація хірургічного лікування діабетичної стопи 2
Реферат Влияние личностных характеристик на выбор профессии
Реферат Аудит учебное пособие
Реферат Сутність і призначення санації підприємств
Реферат Queen (English, Music)
Реферат Поліпшення фінансових показників функціонування ВАТ ПБК Славутич в місті Запоріжжя
Реферат Редуктор двухступенчатый соосный двухпоточный с внутренним зацеплением тихоходной ступени
Реферат ЙОЗЕФ ГАЙДН
Реферат Integrated Pest Management Essay Research Paper Integrated
Реферат Отсутствие проблематики в местной периодической печати, на примере издания Подольский рабо
Реферат Історія Спілки Української Молоді