Реферат по предмету "Разное"


10. Выделение в РФ регионов как субъектов РФ края, области и т д

1. Что изучает предмет «введение в регионоведение» 32. Основные направления региональной политики за рубежом 43. Сходные черты и различия понятий «регион-субъект федерации» и экономический район 44. Политико-правовой смысл понятий «регион», «район» 75. Классификация регионов – субъектов Федерации по величине природно-ресурсного потенциала 76. Социально-экономическое и административно-территориальное деление РФ 77. Дать определение понятий: «трудовые ресурсы», «экономически активное население», «занятость», «уровень безработицы» 78. Основополагающие черты региона 89. Роль экономической истории в изучении прошлого территорий России 810. Выделение в РФ регионов как субъектов РФ (края, области и т.д.) 911. Демографическая ситуация в современной России 1012. Проблемные регионы РФ, деление их на группы 1113. Природоресурсный потенциал экономических районов РФ 1214. Что понимается под понятиями «федерализм», «федерация» 1215. В чём сущность экономической самостоятельности и экономической устойчивости региона 1316. Региональная политика: цели и задачи 1317. Внутренние регионообразующие факторы 1418. Региональная экологическая политика 1419. Внешние регионообразующие факторы 1420. Проявление регионализации в современном мире 1421. В чём проявляется сбалансированность регионального развития? 1522. Роль природных ресурсов в развитии социально-экономического комплекса региона 1623. Федеральные округа РФ (количество, название, привести пример субъектов ФО РФ) 1624. Особенности общественного развития региона 1725. Национально-территориальное устройство РФ 1726. Межрегиональные экономические отношения 1827. Политико-правовая основа формирования и функционирования регионов РФ 1828. Федеративное устройство РФ, аспекты противоречия 1829. Региональная политика в сфере обеспечения экологической безопасности 1830. Экономические аспекты развития региона. 1931. Принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов РФ 2032. Проблемы экономической самостоятельности и устойчивого развития регионов РФ 2133. Национальная безопасность России 2134. Проявление глобализации в современном мире 2235. Особенности религиозной ситуации в России в целом и в отдельных регионах 2336. Региональные аспекты национальной политики 2337. Социально-экономическое развитие субъектов Юга России 2338. Бюджетный федерализм РФ 2539. Элементы региональной политики РФ 3040. Дать определения понятий «этнос», «народность», «нация», привести примеры. 3041. Цивилизационные и формационные подходы в регионоведении 3342. «Международное» и «внутреннее» регионоведение 33Терминологический словарь: 40 ^ 1. Что изучает предмет «введение в регионоведение» Регионоведение - научно-образовательное направление, изучающее региональные группировки1, страны и их регионы как субъекты международных отношений; пользуется геополитическими и цивилизационными подходами. «Регионоведение» предполагает изучение различных дисциплин: язык изычаемого региона (страны) историю изучаемого региона культуру, литературу и религию изучаемого региона этнологию изучаемого региона экономику и экономическую географию изучаемого региона социально-политическую систему изучаемого региона международные отношения и внешнюю политику изучаемого региона мировую экономику и международные отношения мировое право историю и теорию международных отношений конституционное (государственное) право международные интеграционные процессы и международные организации региональные конфликты в современном мире региональную и национальную безопасность процессы формирования внешней политики и дипломатии основные направления региональной политики рф муниципальное управление и местное самоуправление государственную службу в регионе дисциплины, учитывающие национально-региональный компонент.Растущее в мире внимание к регионоведению вытекает из самого принципа территориальной дифференциации природных, людских и материальных ресурсов, учет и тщательное изучение которой создает условия для рационального использования этих ресурсов. Пристальный интерес к проблемам регионоведческой науки в нашей стране обусловлен динамикой социально-экономических преобразований последних лет, поиском путей и средств регулирования отношений между центром и периферией. Регионоведение не является пока самостоятельной наукой: специалисты относят его к комплексной дисциплине, изучающей социально-экономическое, политическое, культурное, этноконфессиональное, природное, экологическое развитие относительно целостных территориальных образований как в мире (макрорегионоведение), так и в пределах Российской Федерации (внутристрановое регионоведение). Профессиональная деятельность выпускника направлена на комплексное изучение соответствующего региона, группы стран или страны: их населения, истории и этнографии, экономики и политики, науки и культуры, религии, языка и литературы, традиций и ценностей. Она осуществляется в виде разработки научно обоснованных практических рекомендаций по соответствующим вопросам деятельности государственных органов, участвующих в проведении региональной и внешней политики, различных научных, образовательных, информационных и культурных обменов, в реализации торгово-экономического сотрудничества, современных двусторонних и многосторонних коммуникационных связей. Квалификация регионоведа предусматривает выполнение функций референта, эксперта, консультанта в данной области, переводчика (переводчика-референта) по соответствующему языку (языкам) изучаемого региона (страны) при работе в государственных органах, научных и образовательных учреждениях Российской Федерации.^ 2. Основные направления региональной политики за рубежом Региональная политика – важная составная часть экономической политики государства. Она охватывает комплекс различных законодательных, административных и экономических мероприятий, проводимых как центральными, так и местными органами власти направленных на регулирование процессов размещения производительных сил. Региональная политика представляет собой составную часть национальной стратегии социально-экономического развития и охватывает следующие основные направления: 1) Определение соотношения движущихся сил регионального развития и обеспечение их взаимодействия; 2) Соотношение общегосударственного и регионального аспекта развития, центрального и регионального уровней управления экономикой; 3) Подъем экономики отсталых районов и освоение новых районов и ресурсов; 4) Национально-экономические вопросы; 5) Проблемы урбанизации. К направлениям региональной политики следует отнести также региональные аспекты демографической, аграрной политики и другие мероприятия государственной власти. ^ Направления региональной политики в развитых и развивающихся странах Развитые страны Развивающиеся страны освоение слаборазвитых территорий, реконструкция экономики депрессивных промышленных районовдецентрализация агломераций и районов концентрации промышленного производстваобразование новых промышленных узлов за пределами городских поселений, не связанных с существующими центрами. Интеграция всех районов страны в единый национальный рынок 2. смягчение региональных диспропорций и подъем экономики особо отсталых аграрных районов 3. смягчение противоречий между городом и деревней, регулирование процесса урбанизации 4. более полное освоение природных и людских ресурсов 5. рациональное размещение новых промышленных объектов. ^ 3. Сходные черты и различия понятий «регион-субъект федерации» и экономический район Важно определиться с понятием "регион". Но в нашей и в зарубежной научной литературе нет четкого определения данного понятия, что является одной из причин многообразия направлений и методологических концепций в современных региональных исследованиях. В экономической литературе чаще всего фигурируют два понятия региона, причем довольно часто между понятиями "регион" и "район" ставится знак равенства. Регион – определенная часть народнохозяйственного комплекса страны, отличающаяся географическими условиями и природно-ресурсной специализацией. Эти районы являются относительно замкнутыми как в производственно-техническом, так и в экономическом отношениях; это единица административного деления страны: край, область, город. "Регион" - целостный участок территории, отличающийся некоторой однородностью в своей основе, но не обладающий четкими границами. Более того, это слово часто употребляют для обозначения весьма больших территорий, образующих главные подразделения континентов. Регионами России необходимо считать субъекты Федерации. Регион — целостная система со своими структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения. Ее характеризуют: высокая размерность; большое количество взаимосвязанных подсистем различных типов с локальными целями; многоконтурность управления; иерархичность структуры; значительное запаздывание координирующих воздействий при высокой динамичности элементов; неполная определенность состояний элементов. В функционировании региона определяющую роль играет население, трудовые коллективы. Эффективное управление регионом, городом принципиально невозможно без учета социального фактора. Зависимости между элементами этой сложной системы не могут быть описаны линейными функциями, так как жизнь общества обычно характеризуется нелинейными процессами. Изучение общественной жизни в регионе возможно только на основе структуризации, т.е. выделения подсистем, совместное функционирование которых определяет динамику развития региона. Но в профессиональном языке географов слово "регион", или "район", применяют по отношению к территориям самой разной площади, которые характеризуются определенной однородностью, являющейся специфической и служащей основанием для того, чтобы выделить эти территории. ^ Наиболее часто употребляемыми критериями для формирования понятия "регион" являются: • географические (расположение, величина территории и количество населения); • производственно-функциональные (специфика преобладающих видов деятельности); • градостроительные (характер застройки объектов производственной деятельности, жилья и обслуживания); • социологические (нормы общения, поведения). Такое разнообразие критериев затрудняет полное раскрытие сущности региона в одном определении. Ведь регион должен рассматриваться одновременно и как элемент территориальной организации национального хозяйства, и как элемент системы расселения, и как элемент социальной организации общества — места всех сфер жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека. Как социально-экономическая система регион может быть представлен совокупностью пяти основных подсистем, к которым относятся: • системообразующая база; • системообслуживающий комплекс; • экология; • население; • инфраструктура рынка. Главным фактором, обеспечивающим взаимосвязь и взаимодействие указанных подсистем, интегрирующим их в единую социально-экономическую систему, является деятельность людей. Человек — органическая часть каждой из подсистем. Он представляет собой часть природы, основной компонент производительных сил национального хозяйства и, наконец, часть населения, так как через связи и отношения с другими людьми образует собственно социально-территориальную общность. Регион — это территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т.е. наличием политико-административных органов управления. Существует немало вариантов классификации регионов России по уровню социально-экономического развития. Так, специалисты федеральных ведомств России и ученые РАН выделяют три группы регионов с качественно различными характеристиками состояния экономики и социальной сферы: развитые регионы с достаточно высоким уровнем производства и жизни людей; регионы со средним экономическим потенциалом; проблемные регионы с низким уровнем социально-экономического развития. В группе последних выделяются депрессивные и отсталые регионы. Одним из основных признаков регионального определения выступает целостность. Она означает вполне рациональное использование природно-ресурсного потенциала региона, пропорциональное сочетание различных отраслей, формирование устойчивых внутрирегиональных и межрегиональных производственных и технологических связей, наличие особого сообщества людей с определенными традициями и образом жизни.^ Под районом вообще следует понимать территорию, xaрактеризуемую однородностью в одном или нескольких отношениях (аспектах). Район - это территория, внутри которой имеется однородность в одном или нескольких отношениях. Район — территория, в пределах которой сочетание природных и экономических факторов создало однородность экономической, социальной структуры. Район — это непрерывная территория, в пределах которой имеется в некоторой степени однородность в общем (природном культурном) ландшафте. "Район" — это территория, выделенная на основе общей однородности характера земли и общей однородности ее использования. Экономический район – целостная территориальная часть национального хозяйства страны со своей специализацией и прочными внутренними экономическими связями, основное звено в системе экономического районирования страны. По своему внутреннему содержанию термин соответствует более гибкому понятию "регион".^ Экономический район – территориально и экономически целостная часть народного хозяйства, для которой характерны производственная специализация (обусловленная главным образом наличием определенных эконов, в т. ч. трудовых ресурсов, экономико-географическим положением данного района), внутрирайонные производственные связи, отличающиеся большой устойчивостью и интенсивностью. Различают интегральные экономические районы (или собственно экономический район), при этом хозяйство каждого района рассматривается в комплексе; и отраслевые экономические районы, которые выделяются исходя из какого-либо одного или нескольких экономических признаков (районы размещения какой-либо отрасли хозяйства и т. п.). Один из основных признаков выделения экономического района — иерархичность построения их систем в масштабе стран или крупных регионов (см. также Экономическое районирование).^ Экономические районы: Северный Северо-Западный Прибалтийский Дальневосточный Восточносибирский Западносибирский Уральский Волго-Вятский Поволжский Центральный Центрально-Чернозёмный Северокавказский Основные контуры границ районов в наибольшей мере определяются ареалом специализированных отраслей и важнейших вспомогательных производств, связанных с ними производственной кооперацией, - поставками сырья, материалов, узлов и деталей. Среди других районообразующих факторов: природные условия (крупные месторождения полезных ископаемых, гидроресурсы, естественное плодородие почвы, климатические условия и т.д.), трудовые ресурсы (плотность населения, накопленный трудовой опыт, этнический состав населения, его концентрация в крупных городах), технико-экономические условия (уровень развития производительных сил, производственная и социальная инфраструктура, прогрессивные формы общественной организации производства - концентрация, специализация, комбинирование), территориальное политико-административное устройство страны. Материально-технической основой формирования Э.р. служат территориально-производственные комплексы.^ 4. Политико-правовой смысл понятий «регион», «район» 5. Классификация регионов – субъектов Федерации по величине природно-ресурсного потенциала Составить примерную карту прир.богатств регионов нашей страны (точностью можно пренебречь!) Миниральные-природные ресурсы Людские ресурсы^ 6. Социально-экономическое и административно-территориальное деление РФ Социальная сфера экономикафедеральные округа (АдмТерДелен) – есть администрация субъекты РФ (культ.принцип) муниципальн. образов (АТД+культ.принцип)^ 7. Дать определение понятий: «трудовые ресурсы», «экономически активное население», «занятость», «уровень безработицы» Трудовые ресурсы, понятие отечественной экономической науки, близкое по значению к экономически активному населению. Включает население трудоспособного возраста (мужчин 16-59, женщин 16-54 лет), обладающее необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для работы в народном хозяйстве, а также занятое население моложе и старше трудоспособного возраста.Экономически активное население, часть населения, занятая общественно полезной деятельностью, приносящей доход. Статистика ООН включает в экономически активное население также и безработных. Доля экономически активного населения составляет в среднем св. 45% в экономически развитых странах и менее 42% в развивающихся.Занятость - участие населения в трудовой деятельности, включая учебу, службу в армии, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми. В экономической науке занятость описывается системой показателей, отражающих: - полноту включения в общественное производство активной части населения; - уровень сбалансированности рабочих мест и трудовых ресурсов; - соответствие занятости социально-экономическим запросам населения. Неполная занятость: наличие в стране или в регионе лиц, обладающих возможностью и желанием работать, но не имеющих работы. система трудоиспользования, при которой продолжительность рабочего времени значительно ниже нормативной, установленной для данного вида деятельности или профессии в данной организации или в отрасли.Центр занятости - государственное агентство по трудоустройству, которое: - подыскивает работу тем, кто ее не имеет; - помогает нанимателям найти подходящих работников и - предоставляет возможности для профессиональной подготовки по специальностям, по которым не хватает специалистов; - оказывает консультационные услуги по профессиональной ориентации и переподготовке.Безработица - незанятость части экономически активного населения в хозяйственной деятельности; существует в скрытой и явной, хронической и краткосрочной формах. Причины безработицы: экономическая конкуренция, в частности на рынке труда; несовпадение спроса и предложения рабочей силы по профессиям, специальностям; спад производства; свертывание производства в традиционных отраслях, закрытие технически отсталых предприятий и др. В большинстве развитых стран государственное регулирование занятости и помощи безработным включает подготовку и переподготовку рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, выплату пособий по безработице, страхование безработицы. Уровень и масштабы безработицы — один из важнейших показателей состояния экономики. В 1980-90-х гг. средний уровень безработицы в развитых странах — 6-8% всей рабочей силы.^ 8. Основополагающие черты региона Целостность, комплексность, специализация, управляемость и экономическая самостоятельность, т.е. наличие политико-административных органов управления.^ 9. Роль экономической истории в изучении прошлого территорий России Экономическая история изучает этапы становления народного хозяйства и государственности, формирования социальных слоёв населения на протяжении IX – XX веков, анализирует череду экономических реформ, проводившихся в России в разное время. Экономическая история – составная часть истории, изучает развитие региональных средств производства и производственных отношений, выявляет причинно-следственные связи между принятием федеральных законов и к чему приводит их реализация на региональном уровне, изучает характеристики хозяйственной деятельности разных народов и разных регионов, рассматривает историю России и развитие государственных структур с точки зрения совершенствования хозяйственного уклада на федеральном и региональном уровнях. ^ Историческая география, её структуры, роль в изучении прошлого территорий России Историческая география – география какого-либо региона в отдельный исторический этап. Основными направлениями научных исследований исторической географии являются: теория и методология исторической географии; историография исторической географии как научной дисциплины; научные школы в современной зарубежной и отечественной исторической географии; историческая география и смежные географические, гуманитарные и социальные науки; историческая география населения; историческая социальная география; историческая география культуры; историческая этногеография и этноэкология; историческая география хозяйства; историческая политическая география; историко-географическое районирование: теория и практика; историческая картография, топонимика и ономастика; историческая география разных стран мира и отдельных регионов; комплексные историко-географические исследования на локальном уровне; географические представления в разные исторические эпохи; исторические этапы развития географической науки.Отчёты промышленных, торговых и иных кампаний рассматриваются как показатель состояния экономики на конкретный период времени, позволяют увидеть динамику и делать прогноз^ 10. Выделение в РФ регионов как субъектов РФ (края, области и т.д.) Конституция, Глава 3. Федеративное устройство, Статья 65, Статья 66 1. Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики. 2. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ. 3. По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. 4. Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области. 5. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом. Второй по степени дискуссионности вопрос (после национально-территориального) российского государственного устройства – фактическая неравностатусность (или статусная асимметрия) субъектов РФ. Конституция РФ, установив пять статусных наименований субъектов РФ – республики, края, области, города федерального значения (в том числе один из них имеет сверх статус столицы России), автономная область, – определила только их равноправие в отношениях с «центром». Конституция РФ не устанавливает иерархии статусов. В России понятие «статус субъекта РФ» не является строго установленным. Конституция РФ, формально не делая содержательных различий между отдельными статусами субъектов РФ, тем не менее, указывает, например, что республики имеют свои конституции, а все прочие субъекты РФ – уставы, что эти уставы (в отличие от республиканских конституций) должны приниматься представительными органами субъектов РФ, что Республики к тому же имеют право устанавливать свои государственные языки (ст. 68), что изменение статуса, в принципе, возможно при «взаимном согласии» федерации и её субъектов (ст. 66). Согласно ч. 1 ст. 72 Конституции РФ федерации совместно с республиками могут контролировать соответствие Конституции РФ и федеральным законам только республиканских конституций и республиканских законов; а по отношению ко всем «нереспубликанским» субъектам РФ контроль «соответствия» распространяется не только на уставы и законы, но и на любые иные (т. е. вообще на все) нормативные правовые акты. Особые статусные характеристики имеют и такие субъекты РФ, как автономные округа, которые могут функционировать и выстраивать отношения с субъектом РФ на основе специально принятых федеральных законов (ч. 3 и 4 ст. 66); такие нормы правового регулирования не предусмотрены ни для республик, ни для областей и краев. Отметим, что статусная асимметрия в том или ином виде обнаруживается и в других федерациях. Разные статусы имеют, например, субъекты федерации Бельгии, Индии, США (в составе этого государства – федеральный округ Колумбия и ассоциированный Пуэрто-Рико). Однако, нигде нет таких статусноразличных групп регионов, как, например, ни на что не похожие города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) и автономные округа, находящиеся на территории других субъектов РФ и т. п. Тем не менее, такая самоочевидная разностатусность субъектов РФ спокойно воспринимается Конституционным Судом РФ, который в Постановлении от 27 июня 2002 г. указывал, например, что «понятие республика (государство) не означает признания государственного суверенитета этих субъектов РФ, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера». Но для многих региональных лидеров эти «определенные особенности» представляются весьма существенными.^ 11. Демографическая ситуация в современной России В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ в 2006 году было отмечено, что демография является самой острой проблемой современной России. В среднем число жителей нашей страны становится меньше ежегодно на 700 тысяч человек.Улучшение демографической ситуации В 2007 году родилось свыше 1,3 млн. детей. Около 300 тыс. семей получили сертификаты на материнский капитал, размер которого в 2008 году возрастет до 267,5 тыс. рублей. Суммарный объем выплат пособий по материнству возрос почти в 2 раза до 72,7 млрд. рублей. Размер пособия по беременности и родам увеличен до 23 400 рублей (27,3 млрд. рублей). В 4 раза увеличены расходы на пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет для работающих матерей (31,5 млрд. рублей); более миллиона неработающих матерей ежемесячно получали пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет (23 млрд. рублей); более 30 тыс. беременных женщин воспользовались бесплатными путевками в санатории. Для укрепления института семьи и семейных ценностей 2007 год объявлен Годом семьи. В целях устойчивого демографического развития утверждена Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года. К числу основных задач концепции отнесены: снижение уровня смертности и повышение уровня рождаемости, сохранение и укрепление здоровья населения, укрепление института семьи, регулирование миграции. Концепция определяет комплексные меры, осуществляемые в три этапа, следствием которых должно стать улучшение демографической ситуации в стране.^ Утверждена федеральная целевая программа "Дети России" на 2007-2010 гг, ориентированная как на улучшение демографической ситуации в стране, поддержку материнства и детства (подпрограмма "Здоровое поколение"), так и на профилактику семейного неблагополучия и поддержку семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в первую очередь семей с детьми-инвалидами (подпрограмма "Дети и семья"). Объем средств, направленный на организацию детского отдыха, возрос до 15 млрд. рублей, что обеспечило 5 млн. детей школьного возраста лечение и курсы оздоровительных процедур в санаторно-курортных учреждениях, из них более 300 тыс. детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. В целях сохранения здоровья детей внедрены методические рекомендации по ежедневному набору продуктов, примерному меню школьного питания и ассортименту школьных буфетов.^ 12. Проблемные регионы РФ, деление их на группы Типология российских регионов по признаку инвестиционной привлекательности Регионы-«локомотивы» Московская обл., г. Москва, г. Санкт-Петербург, Свердловская обл., Ханты-Мансийский АО - Юрга Опорные регионы Нижегородская обл., Самарская обл., Респ. Татарстан, Краснодарский край, Ростовская обл., Красноярский край, Челябинская обл., Пермский край, Респ. Башкортостан, Кемеровская обл. Регионы – «полюсы роста» Ямало-Ненецкий АО, Иркутская обл., Новосибирская обл., Ленинградская обл., Респ. Саха (Якутия), Волгоградская обл., Белгородская обл., Воронежская обл., Ставропольский край, Хабаровский край, Оренбургская обл., Омская обл., Тульская обл., Алтайский край, Приморский край, Саратовская обл. Регионы – «точки роста» Калининградская обл., Липецкая обл., Тюменская обл., Ярославская обл., Чувашская Респ, Орловская обл., Респ. Мордовия, Новгородская обл. «Регионы с неопределившимися перспективами» Мурманская обл., Курская обл., Владимирская обл., Удмуртская Респ., Тверская обл., Архангельская обл., Ульяновская обл., Рязанская обл., Пензенская обл., Смоленская обл., Кировская обл., Астраханская обл., Тамбовская обл., Псковская обл., Респ. Бурятия, Респ. Карелия, Костромская обл., Респ. Хакасия, Респ. Адыгея, Ивановская обл. «Проблемные регионы» Респ. Алтай, Ненецкий АО, Агинский Бурятский АО, Респ. Коми, Брянская обл., Читинская обл., Сахалинская обл., Респ. Северная Осетия – Алания, Курганская обл., Респ. Марий Эл, Чукотский АО, Еврейская автоном.обл., Амурская обл. «Регионы особого внимания» Респ. Дагестан, Кабардино-Балкарская Респ., Респ. Ингушетия, Респ. Калмыкия, Чеченская Респ., Усть-Ордынский Бурятский АО, Корякский АО, Респ. Тыва, Магаданская обл., Карачаево-Черкесская Респ., Камчатская обл. ^ Источник: Рейтинговое агентство «Эксперт-РА» Типы проблемных регионов: слаборазвитые регионы (80% населения ниже черты бедности) - Тыва депрессивные (сокращение производства, низкий уровень жизни населения) кризисные (спад производства) – Ингушетия, Сев. Осетия, Дагестан, Ивановская обл. предкризисные - Орловская обл., Удмуртия, Сахалинская обл. с экологическими проблемами (наличие вредных производств, были экологические катастрофы)^ 13. Природоресурсный потенциал экономических районов РФ Экономический район - территориальная часть народного хозяйства страны, характеризующаяся определённым экономико-географическим положением, территориально-хозяйственным единством, своеобразием природных и экономических условий и исторически сложившейся производственно-территориальной специализацией регионов. Э.р. планомерно и комплексно развиваются, их специализация сочетается с рациональным размещением производительных сил, развитием в районах комплекса отраслей и производств, повышающих эффективность хозяйства и обеспечивающих разностороннее использование природных, людских и технических ресурсов районов, увеличение общего экономического потенциала страны. Границы экономического района Климатические и географические особенности района Полезные ископаемые района: нефть, уголь, газ, руды, металлы. Природные ресурсы района: леса (лесодобыча и деревообработка), реки (рыболовство), с/х.^ 14. Что понимается под понятиями «федерализм», «федерация» Федерализм (франц. federalisme, от лат. feodus - договор, союз), 1) форма государственного устройства, существующая обычно в многонациональных государствах (см. Федерация). 2) В ряде стран политическое движение за федеративное устройство. 3) Принцип взаимоотношений гос. управления с местным самоуправлением.^ Характерная черта федерализма в России: ассиметричность в правах субъектов.Федерация (от позднелат. foederatio — союз, объединение) (союзное, федеративное государство): 1) форма государственного устройства, при которой государство образует федеральные единицы — члены, субъекты федерации (напр., земли, штаты). В федерации действуют единая конституция, единые союзные (федеральные) органы государственной власти, устанавливаются единое гражданство, денежная единица и т. д. Члены федерации имеют, как правило, собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы. Федерацией являются США, Индия, Германия и др. 2) В Российской Федерации субъектами федерации, кроме республик в составе России, являются края, области, города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономные области и автономные округа. 3) Международная или национальная общественная организация (напр., Международная шахматная федерация).^ Основные принципы организации федеральной системы: - добровольность - равноправие - демократизм во взаимоотношениях центра и периферии - возможность учавствовать в региональных и федеральных процессахФедеративное устройство: гос.целостность единство системы гос.власти разграничение предметов ведения и полномочий равноправие и самоопределение народов равноправие субъектов закрепленые в Конституции основы федеративноего устройства ^ 15. В чём сущность экономической самостоятельности и экономической устойчивости региона 16. Региональная политика: цели и задачи Минэкономразвития и торговли РФ в 2008-2010 гг. обращает особое внимание на: уточнение задач, показателей деятельности и расходных обязательств Минэкономразвития России; определение показателей деятельности Минэкономразвития России по реализации программ социально-экономического развития РФ, в том числе в региональном разрезе; корректировку показателей деятельности Минэкономразвития России по обеспечению прогнозирования качества разработки, мониторинга реализации программ социально-экономического развития, повышению эффективности использования федерального имущества, а также по подготовке административных регламентов оказания федеральными органами исполнительной власти государственных услуг. Правительство РФ приняло решение регулярно рассматривать на своих заседаниях вопросы, касающиеся социально-экономического развития субъектов РФ, а также о результатах и основных направлениях деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ.Целью региональной политики является снижение существующих между регионами различий в уровнях социально – экономического развития путем осуществления важных инвестиционных проектов, способствующих укреплению инфраструктуры, хозяйственной деятельности и улучшению уровня жизни населения в сочетании с политикой избирательной поддержки проблемных регионов.^ К задачам региональной политики относятся: обеспечение поступательного и сбалансированного соц


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.