10. Снижение и ликвидация просроченной кредиторской задолженности бюджетных учреждений и муниципальных унитарных предприятий10.1 АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКАИнвентаризация кредиторской задолженности бюджетных учреждений и муниципальных унитарных предприятий, анализ факторов ее возникновения за последний отчетный год ( 2010 год) и текущий финансовый год ( 2011) по муниципальному образованию « город Бугуруслан».Большое значение в процессе оптимизации долговой политики играет инвентаризация кредиторской задолженности, а так же анализ факторов ее возникновения. Такой анализ позволит исключить возможность принятия бюджетными учреждениями обязательств, не покрываемых источниками финансирования. При анализе факторов возникновения кредиторской задолженности необходимо выделить следующие причины: несоответствие сроков возникновения фактических расходов за уплату коммунальных услуг, выставленным счетам- фактурам бюджетным учреждениям, ресурсоснабжающими предприятиями; наличие факторов, влияющих на доходную и расходную составляющие бюджета, сроки поступления налоговых доходов в бюджет. Учреждениями, финансируемыми из бюджета муниципального образования, в соответствии с постановлением главы муниципального образования от 21.05.2009 г № 482-п « Об организации работы с кредиторской задолженностью бюджетных учреждений, подведомственным главным распорядителям средств бюджета муниципального образования « город Бугуруслан», по итогам финансового года проводится инвентаризация кредиторской задолженности, по каждому контракту (договору), заключенному до 1 января года, следующего за отчетным, по которому существует задолженность. Данный анализ позволяет, с одной стороны, исключить возможность принятия бюджетными учреждениями обязательств, не покрываемых источниками финансирования, а с другой стороны, разработать систему мер, обеспечивающих оперативную отчетность о состоянии кредиторской задолженности, ее переоформлении и реструктуризации. Динамика кредиторской задолженности бюджетных учреждений муниципального образования « город Бугуруслан» представлена следующим образом: (тыс.руб.) Отчетная дата 01.01.2011 01.04.2011 01.07.2011 Объем кредиторской задолженности бюджетных учреждений в т.ч.: 11208 15517,8 10516,2 -заработная плата( текущая задолженность) 1989 2859 3251 -прочие выплаты 84 137,5 11,3 -начисления на выплаты 199 1027,4 1275,3 -услуги связи 98 202 166,4 -транспортные услуги 29 57 29,4 -коммунальные услуги 733 6747,7 1593,6 -арендная плата - 3,8 1,3 -содержание имущества 1852 1071,8 893,4 -прочие услуги 1865 638,7 741,6 -пособия по социальной помощи 378 - - -прочие расходы 37 131,9 236,5 -увеличение стоимости основных средств 11 156,6 61,8 -увеличение стоимости материальных запасов 3933 2484,4 2254,6 В том числе просроченная задолженность бюджетных учреждений 3881 9216 3216 Рост кредиторской задолженности объясняется тем, что большинство контрактов заключается на срок исполнения в течение одного финансового года. В конце года обязательства по большинству контрактов прекращаются, и данная задолженность значительно снижается. Просроченная кредиторская задолженность сложилась по итогам 2010 года в связи с отсутствием денежных средств в бюджете. Основными причинами возникновения текущей кредиторской задолженности бюджетных учреждений (не просроченной) является текущая задолженность по хозяйственным операциям, в том числе по поставленным товарам и услугам в конце месяца. Динамика кредиторской задолженности муниципальных унитарных предприятий представлена следующим образом: (тыс.руб.) Отчетная дата 01.01.2011 01.04.2011 01.07.2011 Объем кредиторской задолженности МУП 17744 22728,9 17238,4 В том числе просроченная задолженность муниципальных предприятий 8968 9024,5 6678,2 Инвентаризация кредиторской задолженности производится предприятиями ежеквартально. По итогам отчетного года финансово- хозяйственная деятельность муниципальных унитарных предприятий рассматривается на заседаниях балансовых комиссий. Основные источники формирования кредиторской задолженности – это текущая задолженность перед поставщиками и подрядчиками, а также текущая задолженность перед персоналом по выплате заработной платы, которая неизбежно формируется на каждое первое число месяца и погашается в первые дни месяца, следующего за отчетным. Большую часть просроченной кредиторской задолженности составляет задолженность МУП «Универсалсервис», на 01.07.2011г. она составляет 6489 тыс. рублей. Данная задолженность сложилась как неуплата налоговых платежей и коммунальных услуг. Предприятием разработаны мероприятия по ее снижению. В динамике по сравнению с данными на 01.01.2011 года она сократилась на 1516 тыс. рублей. ^ 10.5 АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКАПрирост кредиторской задолженностибюджетных учреждений и муниципальных унитарных предприятий в одном месяце не превышает 1/12 годовых расходов бюджета.Анализируя образовавшуюся кредиторской задолженность необходимо отметить, что прирост кредиторской задолженности муниципальных учреждений в первом квартале 2011 года не превышает ¼ годовых расходов бюджета (по уточненному плану). Во втором квартале 2011 года кредиторская задолженность имеет тенденцию к снижению к данным на 01.04.2011 г. (тыс.руб.) Отчетная дата 01.01.2011 01.04.2011 01.07.2011 Объем кредиторской задолженности бюджетных учреждений и муниципальных унитарных предприятий 28952 38246,7 27754,6 ^ Годовые расходы бюджета на 2011 (по уточненному плану) 1038618,3 1/12 годового объема бюджета муниципального образования (тыс. руб.) 86551,5 ^ Прирост кредиторской задолженности +9294,7 -10492,1 Процентное соотношение прироста кредиторской задолженности к расходам 0,09% 1/12 годового объема бюджета муниципального образования составляет 86551,5 тыс. рублей, прирост кредиторской задолженности бюджетных учреждений и муниципальных предприятий не превышает указанный порог. Проведенный анализ кредиторской задолженности и факторов ее возникновения позволяет сделать следующие выводы: - кредиторская задолженность бюджетных учреждений находится на невысоком уровне. Возникновение новых объемов кредиторской задолженности невозможно в связи с действующей казначейской системой контроля за обязательствами бюджетных учреждений; - кредиторская задолженность муниципальных унитарных предприятий с одной стороны не является прямым обязательством городского бюджета, с другой стороны ее размер контролируется в целях недопущения банкротства предприятий. В большей части данная кредиторская задолженность обусловлена сезонными факторами и к концу года ожидается ее снижение. В целях повышения эффективности расходования средств городского бюджета, укрепления финансовой дисциплины, обеспечения своевременности расчетов с физическими лицами и организациями по принятым обязательствам, а также повышения платежеспособности муниципальных унитарных предприятий, снижения рисков утраты муниципального имущества, в связи с признанием предприятий-должников несостоятельными (банкротами), администрацией муниципального образования « город Бугуруслан» принято постановление от 03.07.2009г. № 605-п «Об утверждении порядка проведения мониторинга и плана мероприятий по урегулированию просроченной кредиторской задолженности муниципальных унитарных предприятий муниципального образования « город Бугуруслан». Управление кредиторской задолженностью бюджетных учреждений является необходимым мероприятием повышения качества управления финансами, позволяет сделать бюджетный процесс прозрачным и существенно сократить потери бюджета. Оперативный учет задолженности перед бюджетом положительным образом повлияет на работу всей бюджетной системы в целом. Управление кредиторской задолженностью муниципальных унитарных предприятий – необходимое условие реализации мероприятий по повышению финансовой стабильности муниципальных унитарных предприятий муниципального образования. Учет обязательств муниципальных унитарных предприятий позволит снизить риски штрафных санкций, судебных издержек, а также способствует поддержанию деловой репутации предприятий.