1. Цели и задачи дисциплины. Целью изучения психиатрии и наркологии на лечебном факультете является освоение навыков первичной диагностики психических расстройств и расстройств поведения для их своевременного обнаружения, направления больного к специалисту, оказания неотложной психиатрической и наркологической помощи, а также фармакологической и психотерапевтической коррекции мягких психических нарушений в условиях общей медицинской практики. В процессе преподавания педагог решает несколько основных задач: обучить студентов основам профессиональной деятельности врача-психиатра: диагностики, фармакотерапии, психотерапии, личностной коррекции и реабилитации пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения; познакомить обучающихся с современными возможностями лечения и коррекции психических расстройств и расстройств поведения; привить обучающимся навыки деонтологии, морально-этической и правовой культуры, необходимые для обслуживания пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. По завершении обучения студент обязан знать: принципы построения международной и отечественной классификации психических расстройств; юридический порядок психиатрического освидетельствования и недобровольной госпитализации в психиатрический стационар; принципы организации психиатрической службы в Российской Федерации; основные лекарственные средства, используемые в психиатрии, принципы их подбора, противопоказания к их назначению, возможные побочные эффекты; методы исследования, применяемые в психиатрии, их диагностические возможности, показания к проведению; основные симптомы и синдромы психических расстройств, их диагностическое значение, роль этих синдромов в выработке врачебной тактики; данные о распространенности, проявлениях, течении, терапии, прогнозе наиболее распространенных психических заболеваний, об их влиянии на адаптацию пациентов и возможности их трудовой и социальной реабилитации; основные типы патологии характера и то влияние, которое они могут оказывать на течение психических и соматических заболеваний, на выбор методов психотерапии; лекарственные средства, медицинские манипуляции, экологические и социальные факторы, повышающие риск возникновения психических расстройств, принципы профилактики психических заболеваний. По завершении курса обучения студент обязан уметь: своевременно выявлять наиболее острые психические расстройства, которые могут представлять непосредственную опасность для жизни и здоровья больного и лиц, его окружающих; сформулировать предварительное заключение о психическом состоянии больного и грамотно составить направление в психиатрическое или наркологическое учреждение; оказать помощь в ургентной ситуации и по возможности купировать наиболее опасные и неотложные психические расстройства (психомоторное возбуждение, агрессивное и суицидальное поведение, отказ от еды, эпилептической статус, тяжело протекающий делирий, отравление психоактивными веществами); организовать надзор, удержание и транспортировку возбужденного и социально опасного больного; собрать субъективный и объективный анамнез и провести их предварительный анализ; распознавать психические расстройства, проявляющиеся соматическими симптомами для своевременного направления пациента к врачу-психиатру; грамотно, психотерапевтично проводить беседу с больными различного профиля и их родственниками с учетом их личностных особенностей, осведомленности и ведущих мотивов; использовать элементы психотерапии в комплексном лечении самых различных заболеваний (включая соматические).3. Объем дисциплины и виды работ Согласно учебному плану психиатрия и наркология изучается в ММА на 5 году обучения (9 или 10 семестр). Всего на аудиторные занятия отводится 88 часов (22 рабочих дня по 4 академических часа). Это время используется для проведения лекций (22 часа), практических занятий (60 часов), совместного клинического разбора больного под руководством профессора (2 часа), самостоятельной курации больных (2 часа) и тестового контроля (2 часа). Самостоятельная работа запланирована в объеме 45 часов и предполагает изучение материала по учебнику и написание учебной истории болезни.4. Почасовой план занятий День 1 ^ Лекция (2 часа) Предмет и задачи психиатрии. Классификация психических расстройств. Организация психиатрической помощи в России. Закон о психиатрической помощи. Цель: освоить принципы распознавания психических расстройств, научиться отделять их от вариантов здорового поведения, определять учреждения, в которые может быть направлен больной для оказания помощи, проводить освидетельствование и госпитализацию больных в соответствии с современным законодательством с соблюдением принципов гуманизма, правильно использовать принятые в законодательстве термины (невменяемость, дееспособность, правоспособность).^ Практическое занятие (2 часа) Понятия синдрома, психоза, продуктивной и негативной симптоматики. Цель: освоить принципы синдромальной диагностики, уметь использовать понятия невроз, психоз, продуктивная и негативная симптоматика для формирования диагноза, врачебной тактики и прогноза.День 2 ^ Лекция (2 часа) Общая психопатология: регистры психопатологических расстройств, расстройства познавательной деятельности. Цель: научиться использовать понятие регистров психопатологических расстройств для формирования диагноза, врачебной тактики и прогноза, выявлять расстройства познавательной сферы (восприятия, мышления, памяти и интеллекта), отличать их от вариантов здоровой психической деятельности.^ Практическое занятие (2 часа) Расстройства ощущений. Расстройства восприятия. Иллюзии, галлюцинации. Психосенсорные расстройства. Дереализация и деперсонализация. Синдром галлюциноза. Цель: освоить диагностику основных симптомов и синдромов расстройств восприятия, уметь использовать эти знания для формирования нозологического диагноза, врачебной тактики и прогноза.День 3 ^ Лекция (2 часа) Общая психопатология: аффективные синдромы, расстройства двигательно-волевой сферы, синдромы расстроенного сознания. Цель: научиться использовать понятия настроение, аффект, воля, влечение, возбуждение и ступор, выявлять состояния расстроенного сознания для своевременного обнаружения расстройств этих функций и определения дальнейшей тактики ведения больного. ^ Практическое занятие (2 часа) Нарушения мышления: расстройства ассоциативного процесса. Цель: освоить диагностику основных симптомов расстройств ассоциативного процесса, уметь использовать эти знания для формирования нозологического диагноза, врачебной тактики и прогноза.День 4 ^ Лекция (2 часа) Эндогенные заболевания: шизофрения и аффективные психозы. Цель: научиться использовать понятие эндогенный, изучить основные критерии диагностики эндогенных заболеваний, возможности современной купирующей и поддерживающей терапии для своевременного обнаружения этих заболеваний, правильной оценки прогноза и организации социальной поддержки.^ Практическое занятие (2 часа) Нарушения мышления: патология суждений и умозаключений (бред, навязчивости, сверхценные идеи), классификация бреда. Цель: освоить диагностику основных симптомов патологии суждений и умозаключений, уметь использовать эти знания для формирования нозологического диагноза, врачебной тактики и прогноза.День 5 ^ Лекция (2 часа) Психоорганический синдром. Органические заболевания головного мозга, вызванные внешними факторами (травмы, интоксикации, инфекции). Цель: научиться использовать понятие органический психосиндром, изучить основные критерии диагностики органических заболеваний, возможности инструментальной диагностики, особенности терапии для своевременного обнаружения этих заболеваний и выработки верной тактики ведения больного.^ Практическое занятие (2 часа) Нарушения мышления: синдромы расстройств мышления (паранойяльный, параноидный, парафренный, Кандинского-Клерамбо, обсессивно-фобический, острый чувственный бред). Цель: освоить диагностику синдромов расстройств мышления, уметь использовать эти знания для формирования нозологического диагноза, врачебной тактики и прогноза.День 6 ^ Лекция (2 часа) Невротические и другие психогенные заболевания. Психотерапия. Цель: научиться использовать понятие «психогенный», изучить основные критерии диагностики психогенных заболеваний, возможности современной терапии для своевременного обнаружения этих заболеваний и выработки верной тактики ведения больного.^ Практическое занятие (2 часа) Нарушения памяти. Синдром Корсакова. Цель: освоить диагностику основных симптомов и синдромов расстройств памяти, уметь использовать эти знания для формирования нозологического диагноза, врачебной тактики и прогноза.День 7 ^ Практическое занятие (4 часа) Оценка интеллекта. Расстройства интеллекта: умственная осталость (олигофрения) и деменция. Цель: освоить диагностику основных симптомов и синдромов расстройств интеллекта, уметь использовать эти знания для формирования нозологического диагноза, врачебной тактики и прогноза.День 8 ^ Лекция (2 часа) Расстройства личности - психопатии. Цель: научиться использовать понятия «психопатия», «гармоничная» и «акцентуированная» личности, изучить основные критерии диагностики расстройств личности, проявления декомпенсации, возможности терапии и психологической коррекции для своевременного обнаружения этих расстройств и выработки верной тактики ведения больного.^ Практическое занятие (2 часа) Патология воли, влечений. Цель: освоить диагностику основных симптомов и синдромов расстройств воли и влечений, уметь использовать эти знания для формирования нозологического диагноза, врачебной тактики и прогноза.День 9 ^ Лекция (2 часа) Медицинские и социальные аспекты злоупотребления алкоголем и другими психоактивными веществами. Цель: научиться использовать понятие «наркотическое» и «психоактивное» средства, «зависимость», «толерантность», «злоупотребление», изучить основные критерии диагностики болезней зависимости, состояний алкогольного и наркотического опьянения, абстинентного синдрома, особенности терапии для своевременного обнаружения этих заболеваний и выработки верной тактики ведения больного.^ Практическое занятие (2 часа) Эмоциональные расстройства. Синдромы аффективных расстройств (маниакальный, депрессивный, апатико-абулический). Цель: освоить диагностику основных симптомов и синдромов расстройств эмоциональной сферы, уметь использовать эти знания для формирования нозологического диагноза, врачебной тактики и прогноза.День 10 ^ Лекция (2 часа) Психофармакотерапия и другие методы лечения психических расстройств. Цель: изучить механизм действия, показания, противопоказания, побочные эффекты основных групп психофармакопрепаратов для их использования в общесоматической практике и при острых психических нарушениях, требующих немедленного вмешательства.^ Практическое занятие (2 часа) Двигательные расстройства, кататонический синдром. Цель: освоить диагностику основных симптомов и синдромов расстройств двигательной сферы, уметь использовать эти знания для формирования нозологического диагноза, врачебной тактики и прогноза.День 11 ^ Лекция (2 часа) Психические расстройства в терапевтической, хирургической и гинекологической практике. Соматоформные психические расстройства. Цель: изучить психические расстройства, проявляющиеся соматическими симптомами, или возникающие вследствие тяжелого течения соматических заболеваний для своевременного обнаружения этих расстройств и выработки верной тактики ведения больного.^ Практическое занятие (2 часа) Критерии нарушения сознания. Синдромы выключения и помрачения сознания. Цель: освоить диагностику основных синдромов расстройств сознания, уметь использовать эти знания для формирования нозологического диагноза, врачебной тактики и прогноза.День 12 ^ Лекция (2 часа) Особенности психических расстройств, возникающих в различные возрастные периоды: детском, подростковом, зрелом, инволюционном, старческом. Цель: изучить особенности психических расстройств, возникающих в различные возрастные периоды для своевременного выявления этих расстройств и выработки верной тактики ведения больного.^ Практическое занятие (2 часа) Аффективные психозы (маниакально-депрессивный психоз). Цель: научиться диагностировать типичные формы аффективных психозов, распознавать маскированную депрессию в общеврачебной практике, выявлять состояния угрожающие жизни больного и окружающих, проводить профилактику повторных приступов, уметь оценить прогноз и сформировать примерный план реабилитации больныхДень 13 ^ Практическое занятие (4 часа) Шизофрения (определение, принципы диагностики). Цель: освоить принципы диагностики шизофрении, распознавать ее ранние проявления для своевременного направления к психиатру, уметь сформировать план обследования больного для уточнения диагноза. День 14 ^ Практическое занятие (2 часа) Шизофрения (синдромальные формы) Цель: научиться диагностировать типичные формы шизофрении, уметь оценить прогноз при каждой из форм, выявлять состояния угрожающие жизни больного и окружающих.^ Самостоятельная курация больного (2 часа) Цель: освоить на практике методики сбора анамнеза при психических заболеваниях и оценки психического состояния больного. Содержание: самостоятельная оценка состояния больного в процессе беседы и физикального осмотра (2 учащихся на одного пациента)День 15 ^ Практическое занятие (4 часа) Шизофрения (типы течения, лечение) Цель: научиться диагностировать основные типы течения шизофрении, проводить надзор и лечение больных в состоянии возбуждения, осуществлять контроль над приемом поддерживающей терапии, знать принципы профилактики повторных приступов, уметь оценить прогноз и сформировать примерный план реабилитации больныхДень 16 ^ Практическое занятие (4 часа) Органические поражения головного мозга. Понятие психоорганического синдрома. Дегенеративные заболевания (болезнь Альцгеймера, болезнь Пика, сенильная деменция). Прогрессивный паралич. Сосудистые заболевания головного мозга. Опухоли мозга. Цель: научиться распознавать ранние признаки органических психических расстройств, сформировать план обследования для установления диагноза, своевременно выявлять заболевания, угрожающие жизни (СПИД, прогрессивный паралич, внутричерепные опухоли, дегенеративные заболевания), знать современные возможности лечения этих болезней, уметь организовать уход за беспомощным пациентом с деменцией.День 17 ^ Практическое занятие (4 часа) Эпилепсия (определение, основные варианты пароксизмов, изменения личности, лечение). Понятие эпилептического статуса и его лечение. Цель: научиться диагностировать типичные психические расстройства при эпилепсии, уметь отличить их от симптоматических эпилептиформных пароксизмов (внутричерепные опухоли, алкогольный абстинентный синдром, детские фебрильные судороги, тики), организовать поддерживающее лечение и сформировать примерный план реабилитации больных, своевременно поставить диагноз эпилептического статуса и оказать необходимую в этом случае помощь.День 18 ^ Практическое занятие (4 часа) Психогении, критерии диагностики. Реактивные психозы. Неврозы (определение, классификация, дифференциальная диагностика с вялотекущей шизофренией, лечение). Цель: научиться диагностировать расстройства, вызванные эмоциональным стрессом, оказать помощь участникам чрезвычайных событий, знать условия возникновения неврозов, использовать эти знания для психотерапевтической коррекции и профилактики, уметь своевременно выявлять неврозоподобные проявления тяжелых психических заболеваний (шизофрении, депрессии, органических заболеваний).День 19 ^ Практическое занятие (4 часа) Психопатии (определение, этиология, основная динамика, классификация, способы коррекции, клинические типы). Цель: научиться диагностировать типичные варианты расстройств личности, знать условия формирования декомпенсации и способы поддержания психологического равновесия для каждого из типов, уметь оценить прогноз и сформировать примерный план реабилитации больныхДень 20 ^ Практическое занятие (2 часа) Психотерапия. Цель: знать эффективность психотерапии при различных психических и психосоматических заболеваниях, иметь представление об основных психотерапевтических приемах и их применении в зависимости от черт личности пациента и ведущих симптомов болезни.^ Совместный клинический разбор больного под руководством профессора (2 часа) Цель: уметь применить, полученные диагностические навыки в реальной клинической ситуации, в случае сложной, сочетанной психической патологии, сформулировать основные диагностические задачи и план обследования. День 21 ^ Практическое занятие (4 часа) Экзогенно-органические поражения (травмы, инфекции, соматические заболевания). Понятие экзогенного типа реакций. Алкоголизм, алкогольные психозы. Цель: научиться выявлять неспецифические симптомы общие для всех экзогено-органических заболеваний, знать принципы их дифференциальной диагностики; уметь своевременно выявлять начальные признаки алкоголизма и алкогольных психозов, оказывать помощь при психомоторном возбуждении, осуществлять контроль за психическими и соматическими функциями при состояниях, угрожающих жизни (тяжелое алкогольное опьянение, тяжелый абстинентный синдром, делирий, энцефалопатия Гайе-Вернике), проводить экспертизу алкогольного опьянения.День 22 ^ Практическое занятие (2 часа) Наркомании и токсикомании. Цель: уметь своевременно выявлять начальные признаки наркоманий и токсикоманий, проводить экспертизу наркотического опьянения и состояния абстиненции, оказывать помощь при состояниях, угрожающих жизни (тяжелое опьянение, тяжелый абстинентный синдром).^ Тестовый контроль (2 часа) Цель: объективно оценить эффективность обучения в процессе решения заданий в тестовой форме Содержание: в течение 50 минут решение 40 заданий, изученной и математически доказанной валидности, ранжированных и стандартизованных по степени трудности5. итоговая оценка Проводится на основании нескольких показателей:оценка преподавателя, суммирующая прилежность, активность и успешность студента в освоении материала в процессе практических занятий;оценка практических навыков на основании истории болезни, написанной в процессе самостоятельной курации;оценка, определенная на основании тестового контроля (итоговый тестовый контроль проводится на последнем занятии цикла, каждому учащемуся предлагается за 50 минут ответить на 40 заданий в тестовой форме).Окончательная оценка определяется в процессе устного собеседования (ЭКЗАМЕН), которое проводится в период сессии. Собеседование включает решение ситуационной задачи и ответ на 3 практически значимых вопроса по дисциплине. Студенты, отлично оцененные по всем трем перечисленным выше показателям, от устного собеседования освобождаются.