Реферат по предмету "Разное"


3 теоретические основы изучения особенностей уровня субъективного контроля у военнослужащих

СОДЕРЖАНИЕ:ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 31. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ............................................................................. 5 1.1. Уровень субъективного контроля как психологическая проблема.......... 5 1.2. Особенности профессиональной Я-концепции военнослужащих........... 112. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ............................................................................. 19 2.1. Ход эксперимента......................................................................................... 19 2.2. Описание используемых методик............................................................... 19 2.3. Анализ полученных результатов................................................................. 27ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................... 34^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................... 36ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................................................................... 38ВВЕДЕНИЕСпецифическим и весьма важным видом человеческой деятельности во все времена была и остается воинская деятельность. На протяжении всей истории России наши соотечественники постоянно вставали на вооруженную защиту Родины, посвящали себя военной службе. Не потерял, а укрепил свою значимость и актуальность ратный труд воинов и на сегодняшний день. Кардинальные изменения в обществе и Вооруженных Силах РФ определяют необходимость тщательной разработки проблем психологического обеспечения служебной деятельности военнослужащих. В изменяющихся условиях оборонного строительства проблема оптимизации военной службы занимает центральное место. Её стержневым компонентом и основой выступает воинский труд. Сегодня войсковая действительность требует всестороннего его изучения. Изучение профессионального становления военнослужащих как системы требует выделения всеобщих, общих и конкретных закономерностей. Они проявляются во всех структурных и функциональных составляющих – в военно-профессиональном, гносеологическом, социально-психологическом, акмеологическом, управленческом, организационном. Важнейшим объектом научных исследований является изучение личностно-профессиональной Я-концепции военнослужащих, внутренним фактором которой является уровень субъективного контроля. Стратегии, которые выбирает человек для своего поведения, могут быть разными. Принимая решение «действовать или бездействовать», «молчать или говорить», «бороться или смириться», «учиться или мучиться», человек характеризует события и ситуации по их доступности своему влиянию. Существует огромная зона событий, на наступление которых нельзя повлиять, сколько бы сил к этому ни прикладывать; например, нельзя предотвратить смерть человека или сделать всех людей счастливыми, нельзя полностью контролировать жизнь своих детей после того, как они выросли. Но у каждого человека есть и такой круг событий, развитие которых зависит от его усилий, от затрат физической энергии и интеллекта. Представления человека о том, от кого зависят значимые для него события выявляются специальными тест-опросниками по определению локуса контроля. Этот параметр рассматривается как особый, фундаментальный тип обобщенных ожиданий, как «степень понимания человеком причинных взаимосвязей между собственным поведением и достижением желаемого». Проблемой уровня субъективного контроля, в том числе и у военнослужащих, занимались следующие исследователи: Р. С. Немов, И. М. Кондаков, М. Н. Нилопец, А. П. Корнилов, В. А. Чепляев, А. В. Сухарев, Г. С. Абрамова, А. К. Маркова, Л. М. Митина, И. Н. Торгаева, Л. В. Бороздина, О. Н. Молчанова и др.^ Цель исследования – изучить особенности уровня субъективного контроля у военнослужащих.Гипотеза: уровень субъективного контроля, являясь внутренним фактором, влияющим на формирование личностно-профессиональной Я-концепции военнослужащих, выше у лиц данной профессии, чем у представителей рабочих профессий; соответственно, уровень самоуважения и самоуверенности у военнослужащих также выше.^ Объект исследования: уровень субъективного контроля.Предмет: особенности уровня субъективного контроля у военнослужащих.Задачи: Дать характеристику уровня субъективного контроля как психологической проблемы. Выявить особенности профессиональной Я-концепции военнослужащих. Провести экспериментальное исследование и на основании анализа полученных результатов сделать вывод об истинности или ошибочности выдвинутой гипотезы.Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, тестирование, анкетирование, эксперимент.^ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ1.1. Уровень субъективного контроля как психологическая проблемаПредметом психологического анализа все чаще становятся различные формы произвольной активности индивида, его обыденное сознание, типы объяснения окружающего мира, мировоззренческие установки, отношение человека к своей судьбе. Одним из критериев самоопределения личности является уровень субъективного контроля, т.е. умение человека принимать на себя ответственность за собственное поведение, за результат деятельности в разных ситуациях. Понятие субъективного контроля является составной частью теории Джорджа Роттера о локусе контроля. Локус контроля – понятие, характеризующее локали­зацию причин, исходя из которых человек объясняет свое соб­ственное повеление и наблюдаемое им поведение других лю­дей. Внутренний локус контроля – это поиск причин поведения в самом человеке, а внешний локус контроля – их локализация вне человека, в окружающей его [12, с.443]. Теория социального научения Роттера появилась в середине 1950–х годов и за 20 лет окончательно сформировалась. Она возникла в контексте американской науки, направленной на позитивное знание. Правда, большое влияние на выбор ценностных оснований оказала адлеровская психология, ориентированная на социальные детерминанты поведения. Так, например, появились аксиомы: психология должна исследовать индивида в контексте значимого для него окружающего мира (аксиома 1); личностные конструкты не могут быть редуцированы к конструктам других наук (аксиома 2). Но сильнее оказалось воздействие психологии Э. Толмена, ориентированной на естественнонаучный подход. Это отразилось в следующих аксиомах: поведение целенаправленно и зависит от подкрепления (аксиома 6); целеориентация определяется антиципацией, основанной на опыте уже имеющихся действий (аксиома 7). При этом необихевиористкая традиция проявляется в теории социального научения и как некоторый эталон научности, предписывающий строгую формализацию исходных понятий [7, с.37]. Поэтому, переходя от методологических постулатов к построению теоретической модели, Роттер старается выводить сложные, «молекулярные» формы поведения, на которые нацелена социальная или клиническая психология, из элементарно простых, «молярных», воспроизводимых в регламентированных условиях эксперимента. Основная задача теории Роттера – прогноз поведения в ситуации выбора из четко определенных альтернатив. В соответствии с первым концептом теории в ситуации выбора будет реализовываться то действие, «поведенческий потенциал» которого выше. Сам «поведенческий потенциал» предстает как интеграция двух составляющих: субъективной вероятности подкрепления после действия, или «ожидания», и субъективной «ценности» этого подкрепления [7, с.38]. В концепции Дж. Роттера контроль означает «ожидание, связанное с инструментальностью собственных действий». Роттеровская теория самовосприятия человека послужила, по мнению X. Хекхаузена, толчком как к оформлению психологических теорий атрибуции, так и к детализации в эмпирических исследованиях когнитивных и мотивационных факторов регуляции действий, нацеленных на достижения [16, с.65]. В отечественной психологии в разрабатываемой с позиций деятельностного подхода концепции В. В. Столина качество личности, измеряемое как локус контроля, рассматривается в качестве функционального показателя отражения в самосознании личности ее включенности в деятельность, переживания «субъектом его связанности или несвязанности с событиями собственной жизни» [13, с.208]. Аналогично и в концепции Г. Крампена не сама по себе личностная переменная «локус контроля», а общая структура всех используемых понятийных связей раскрывает представления автора о высших уровнях личностной регуляции действий. По Г. Крампену, исследования локуса контроля проводились в двух направлениях, которые не следует смешивать: выявление убеждений личности о контроле (Kontrollüberzeugungen); анализ контролируемости (Kontrollierbarkeit) как ситуативных компонентов самоконтроля [8, с.159]. Выявляя связи эмпирических исследований с психологическими конструктами в рамках определенных теорий, свою основную задачу Г. Крампен видит в интеграции направления, представленного теориями «ожидаемых ценностей», с идеями поуровневой регуляции действий субъекта. Он вводит новый конструкт «генерализация ожиданий», который завершает личностную иерархию структур убеждений и ожиданий личности; эти структуры могут быть разного типа и в разной степени связаны с Я-концепцией личности. Гипотетическая модель формирования собственно личностного самоконтроля основывается автором в значительной степени на факторном представлении личности в модели Г. Айзенка. В качестве собственного оригинального вклада автор рассматривает механизмы и результаты переходов между четырьмя постулируемыми им уровнями контроля способов поведения. Переход от I ко II уровню предполагает генерализацию связей между ожидаемыми способами поведения и требованиями ситуации, от II к III – генерализацию сфер поведения как видов активности, от III к IV – генерализацию убеждений личности относительно контроля за действиями на уровне Я-концепции [8, с.161]. Существует два крайних типа локуса контроля: интернальный и экстернальный. Экстернал полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил – случая, других людей и т.д. Интернал интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности. Любому человеку свойственны признаки того или иного типа, причем, в разных ситуациях может преобладать то один, то другой тип, внутренний контроль которых универсален и характерен по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. По данным психологов, если человек выраженный интернал, т.е. считает себя ответственным за все события, которые с ним происходят, то для него, как правило, характерны вера в свои силы, удовлетворенность трудом, как сферой приложения своих сил. Он более ответственен, вынослив, последователен, эмоционально стабилен, склонен к лидерству, у него высока готовность к самообразованию и самосовершенствованию. Такой человек может отличаться некоторой категоричностью и быть недостаточно восприимчивым к окружающей среде. Экстерналы – люди внешней стратегии. Они усматривают источник неудач и двигатель успеха вовне себя. Для этих людей характерны такие особенности: несклонность к самокритике и самосовершенствованию, острое чувствование социальной ситуации, перемены в ней, восприимчивость к среде. По их мнению, в их деятельности большую роль играют внешние обстоятельства (судьба, случай, люди), они склонны к тревожности, прислушиваются к чужому мнению, не избегают обмана как тактики самооправдания. Казалось бы, позиция экстерналов удобнее и должна обеспечивать им более благоприятное положение в социальном окружении. Однако многочисленные психологические наблюдения и эксперименты обнаружили устойчивую закономерность: интерналы чаще достигают успеха в творческой и профессиональной деятельности, менее тревожны и агрессивны, способны более стойко защищать свои принципы, чем экстерналы. Интерналы менее подозрительны во взаимоотношениях, чаще вызывают доверие, добиваясь своих целей. «Чистых» интерналов или экстерналов практически не существует. В каждом человеке есть доля уверенности в своих силах и способностях и доля психологической зависимости от обстоятельств [7, с.37]. В. А. Чепляев отмечает, что сихологическая характеристика экстерналов включает в себя следующие личностные особенности: выраженные самозащитные реакции и механизмы по типу «агрессии и нападения»; осознание причин личностных событий как расположенных вовне (в других людях, событиях, случайностях), в отличие от «интерналов, которые интерпретируют значимые события как результат собственной деятельности»; экстрапунитивность, обвинение других в конфликтах; конформность, зависимость от других людей, уступчивость; неуверенность в себе, частая несогласованность образов реального и идеального «Я»; неадекватность самооценки; тревожность, склонность к депрессивным состояниям и психическим заболеваниям; недостаточно развитая саморегуляция, эмоциональная неустойчивость, низкая самоактуализация; нерациональное использование психической энергии, недостаточная реализация творческого потенциала. Интернально ориентированные субъекты в отличие от экстерналов имеют высокие баллы (Калифорнийский психологический опросник) по степени доминантности, толерантности, социабельности, умственной подготовленности, ответственности, самоконтроля, принятия своего «Я». Интерналы оценивают себя как приспособленных, выносливых, последовательных, достигающих цели, уверенных в себе, защищенных. Характерными чертами интерналов (опросник Кэттела) являются: эмоциональная стабильность, моральная нормативность, доверчивость, воображение, общительность, сила воли. Большое число исследований показало значимую и положительную корреляцию экстернальности с тревожностью и депрессивностью, догматизмом, авторитаризмом. В целом экстерналы характеризуются фаталистическими наклонностями [17, с.12]. Обобщенный образ интернала-экстернала поможет прогнозировать трудности и проблемы того и другого типа людей, более точно определять особенности и мотивы поведения, прогнозировать особенности выбора профессии и профессионального развития личности. Итак, локус контроля (от лат. locus – место и controle – проверка) – теоретическое понятие модели личности Дж. Роттера. Вера индивида в то, что его поведение детерминируется по преимуществу либо им самим (интернальный локус контроля), либо его окружением и обстоятельствами (экстернальный локус контроля). Формируясь в процессе социализации, становится устойчивым личностным качеством. Субъективным контролем называется склонность человека брать на себя и возлагать на других людей ответственность за то, что происходит. В отличие от субъективного может существовать так называемый ­­объективный контроль событий, при котором они происходят по воле обстоятельств, случая, независимо от желания человека [12, с.455]. Уровень субъективного контроля – индивидуальная особенность контроля над разнообразными жизненными ситуациями. Уровень субъективного контроля, обладая известной инвариантностью у данной личности, все же может изменяться в зависимости от того, представляется ли ей ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т.д. Уровень субъективного контроля связан с осознанием и оценкой собственных действий, с чувством достоинства, ответственности за происходящее, с самоуважением, саморегуляцией, самостоятельностью и зрелостью личности. Люди с низким уровнем субъективного контроля характеризуют себя как эгоистичных, зависимых, нерешительных, неискренних, несамостоятельных, раздражительных. Люди с высоким уровнем субъективного контроля считают себя, наоборот, добрыми, независимыми, решительными, справедливыми, способными, дружелюбными, честными, самостоятельными, невозмутимыми.^ 1.2. Особенности профессиональной Я-концепции военнослужащихВ психологической науке принято сле­дующее определение: «Совокупность психических процессов, по­средством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о са­мом себе складываются в определенный «образ «Я» [15, с.164].       Я-концепция (self-concept) как интегральное образование психики – это относительно устойчивая, осознанная система взглядов человека на самого себя, складывающаяся на более позднем этапе развития на основе представлений о себе и определяющая его поведение и деятельность.    Наиболее часто выделяют  Я-концепцию возрастную, социальную, физическую и профессиональную.         В процессе профессиональной жизни происходит поэтапное развитие представлений человека о самом себе (Д. Сьюпер). Профессиональная Я-концепция формируется в три этапа: Формирование представления о себе и окружающем мире (становление «Я-концепции» и образа «Я»); Взаимодействие «Я-концепции» с представлением о профессии (представление себя в профессиональной жизни); Реализация «Я-концепции» (здесь происходит либо закрепление, либо модификации профессиональной «Я-концепции» в зависимости от успешности или не успешности профессиональной деятельности) [6, с.162].         Основной идеей Я-концепции, разработанной К. Роджерсом, является положение о том, что личность вступает  во взаимодействие со своей собственной реальностью, руководствуясь при этом основной тенденцией к актуализации.         Исходя из структуры Я-концепции личности, разработанной К. Роджерсом, профессиональное Я является составляющей реальной Я-концепции, наряду с социальным Я, моральным Я, умственным Я, телесным Я, семейным Я и т.д. Профессиональную Я-концепцию можно определить как совокупность представлений о себе как о профессионале,  формирующихся под влиянием определенной субкультуры, профессии, исполнения социальной роли [1, с.201].         Формирование профессиональной Я-концепции включает в себя основное противоречие – между  «Я профессиональным реальным» - представление индивида о том, каков он есть профессионал на самом деле,  и «Я профессиональным идеальным» - установки, связанные с представлением индивида о том, каким бы профессионалом он хотел стать. Я профессиональное идеальное формируется под воздействием требований общества к профессии, самооценки, самоуважения, уровня профессиональных притязаний, мотивации самосовершенствования, самообразования, самоконтроля на фоне опыта профессиональной практики. Эти механизмы ориентирует профессионала на создание своего образа «Я профессионального фантастического» [14, с.112].         Некоторые ученые рассматривали личностный и профессиональны аспекты Я-концепции как целостный, единый процесс. Так, в контексте положений, разработанных А. К. Марковой [9], Л. М. Митиной [11] .профессиональную Я-концепцию понимают как осознание себя в каждом  из трех составляющих труда:  в системе своей профессиональной деятельности;  в системе общения;  в системе собственной личности.         А. К. Маркова в профессиональном самосознании как интегративной характеристике личности выделяет: осознание личностью норм, правил, модели своей профессии как эталонов для осознания своих качеств; здесь складываются основы профессионального мировоззрения и личная концепция труда; осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким профессионалом средней квалификации; учет ожиданий и оценка себя как профессионала со стороны других людей; самооценивание личностью своих отдельных сторон по когнитивным, эмоциональным и поведенческим основаниям; положительное оценивание личностью самой себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив создания позитивной Я – концепции [9, с.48].         Нами рассматривается формирование профессиональной Я-концепции личности в особых условиях деятельности – воинском труде. Для военнослужащего такой труд представляет собой исполнение воинского долга, в котором он реализует себя как субъект военно-профессиональной деятельности, повседневных служебных отношений и собственного развития. Учитывая тот факт, что военная служба для военнослужащего – это его образ жизни, нам представляется возможным систематизация, интеграция и уточнение понятия – личностно-профессиональная Я-концепция.         Личностно-профессиональная Я-концепция – сложившаяся,  относительно устойчивая, иерархически  организованная, обобщенная система  функционирования представлений, знаний индивида о себе, как о личности, и как о субъекте  профессиональной деятельности, сопряженная с самооценкой [15, с.26].         Структура личностно-профессиональной Я-концепции не является статичной, она динамична, и взаимосвязи между компонентами не являются однонаправленными. Как совокупность профессионально-деятельностных, профессионально-личностных и нормативно-поведенческих компонентов взаимосвязана с  уровнем сформированности личностно-профессиональной Я-концепции, так и внутренние психолого-акмеологические факторы через регуляционные механизмы самооценки перестраивают личностно-профессиональные образования личности военнослужащего, способствуя повышению уровня сформированности личностно-профессиональной Я-концепции. Внешние психолого-акмеологические факторы опосредуют формирование личностно-профессиональной Я-концепции военнослужащих в условиях специфической военно-профессиональной деятельности. Воинская деятельность – сложное социальное явление. Как часть общественной жизни, она представляет собой материальную, чувственно-предметную и целесообразную деятельность людей в области военного дела и включает в себя военно-практическую и военно-исследовательскую деятельность. Содержание и формы воинской деятельности постоянно изменяются и развиваются. В процессе исторического анализа ее проявлений выделяют военный опыт прошлого и современную воинскую деятельность. Воинская деятельность осуществляется в форме вооруженной борьбы, боевого дежурства, боевой и морально-психологической подготовки войск, управленческой деятельности штабов и других органов военного управления, подготовки военных кадров, военно-научной деятельности и др. Формы воинской деятельности неразрывно взаимосвязаны, дополняют и обусловливают друг друга. Воинскую деятельность можно рассмотреть с точки зрения анализа последовательности основных этапов деятельности вообще: целеполагание и планирование предстоящих действий; организация условий деятельности, выбор средств и методов; реализация программы деятельности, ее осуществление; обеспечение контроля и оценки результатов, сопоставление их с целями деятельности и продолжение дальнейшей деятельности на основе промежуточного результата. Представление о воинской деятельности можно отразить как единство двух ее сторон – субъективной и объективной. Субъективная сторона – это человек (субъект) с его мотивами, знаниями и навыками, а также осуществляемые человеком операции целесообразной деятельности. Объективная сторона представляет собой совокупность объектов, которые включаются человеком в определенные взаимодействия и выступают в качестве предметов, средств и продуктов воинской деятельности. Рассмотрим подробнее взаимосвязь структурно-содержательных компонентов, факторов формирования и уровней сформированности личностно-профессиональной Я-концепции.         ^ Профессионально-деятельностный компонент реализуется на уровне когнитивного осознания, представления военнослужащим о себе, о  своей: военно-профессиональной пригодности;  военно-профессиональной направленности; морально-психологической и профессиональной подготовленности; профессиональной компетентности, профессионально-важных качествах в соответствии с требованиями к профессии  военнослужащего и идентификацией с социальной военной средой.        ^ Профессионально-личностный компонен^ 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ2.1. Ход экспериментаИсходя из теоретического анализа литературных источников по проблеме исследования, нами была сформулирована следующая гипотеза: уровень субъективного контроля, являясь внутренним фактором, влияющим на формирование личностно-профессиональной Я-концепции военнослужащих, выше у лиц данной профессии, чем у представителей рабочих профессий; соответственно, уровень самоуважения и самоуверенности у военнослужащих также выше. Для подтверждения или опровержения данной гипотезы нами было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 25 военнослужащих и 25 рабочих разных специальностей.^ Цель эксперимента: изучить уровень субъективного контроля у военнослужащих и представителей рабочих профессий и сделать вывод об особенностях УСК у военнослужащих.Задачи: Подобрать методики исследования. Провести экспериментальное исследование и сделать вывод об истинности или ошибочности выдвинутой гипотезы. В ходе исследования были использованы следующие методики: опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК) (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд) и методика исследования самоотношения (МИС) (С. Р. Пантилеев). Тестирование проводилось анонимно.^ 2.2. Описание используемых методикОпросник «Уровень субъективного контроля» (УСК) (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд) [10, с.334-337].Наибольшее распространение в нашей стране получила методи­ка УСК (уровень субъективного контроля), авторами которой явля­ются Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд. В основе данной методики лежит концепция локуса контроля Дж. Роттера. Однако у Роттера локус контроля считается универсальным по отношению к любым типам ситуаций: локус контроля одинаков и в сфере достижений, и в сфере неудач. При разработке методики УСК авторы исходили из того, что иногда возможны не только однонаправленные сочетания локуса контроля в различных но типу ситуациях. Это положение имеет и эмпирические подтверждения. В связи с этим разработчики теста предложили выделить в методике диагностики локуса контроля субшкалы: контроль в ситуациях достижения, в ситуациях неудачи, в области производственных и семейных отношений, в области здоровья. Опросник УСК состоит из 44 пунктов. Существует два вари­анта ответов. При одном варианте ответы даются по 6-баллыюй шкале: от -3 до +3. Причем ответ «-3» означает полное несогла­сие с пунктом шкалы, а ответ «-3» - полное согласие. При другом варианте ответы даются в традиционной для тестовых опросников форме: «Да – Нет». В нашем исследовании испытуемым предлагался текст опросника (приложение 1) и инструкция: «Ответьте на предлагаемые вопросы «да» или «нет»^ Обработка результатов С помощью ключа подсчитываются «сырые» баллы по каждой шкале: Шкала Σ1 Σ2 Σ = Σ1 – Σ2 Ио 2; 4; 11; 12; 13; 15; 16; 17;, 19; 20; 22; 25; 27; 29; 31; 32; 34; 36; 37; 39; 42; 44 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 43 Ид 12; 15; 27; 32; 36; 37 1; 5; 6; 14; 26; 43 Ин 2; 4; 20; 31; 42; 44 7; 24; 33; 38; 40; 41 Ис 2; 16; 20; 32; 37 7; 14; 26; 28; 41 Иу 19; 22; 25; 31; 42 1; 9; 10; 24; 30 Им 4; 27 6; 38 Из 13; 34 3; 23 «Сырые» баллы (Σ) переводятся в стены по таблице: Стены Ио Ид Ин Ис Иу Им Из 1 -132...-14 -36…-11 -36…-8 -30…-12 -30…-5 -12…-7 -12…-6 2 -13…-3 -10…-7 -7…-4 -11…-8 -4…-1 -6…-5 -5…-4 3 -2…9 -6…-3 -3…0 -7…-5 0…3 -4…-3 -3…-2 4 10…21 -2…1 1…4 -4…-1 4…7 -2…-1 -1…0 8 22…32 2…5 5…7 0…3 8…11 0…1 1…2 6 33…44 6…9 8…11 4…6 12…15 2…4 3…4 7 45…56 10…14 12…15 7…10 16…19 5…б 5…6 8 57…68 15…18 16…19 11…13 20…23 7…8 7…8 9 69…79 19…22 20…23 14…17 24…27 9…10 9…10 10 80…132 23…36 24…36 18…30 28…30 11…12 11…12 ^ Выводы об уровне субъективного контроля: 1 – 3 стен: низкий уровень субъективного контроля. Экстерналы не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действия других людей. 8 – 10 стенов: высокий уровень субъективного контроля над значимыми ситуациями. Интерналы считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, их компетентности, целеустремленности и способностей, что они могут ими управлять, и, следовательно, чувствуют собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом.^ Описание шкалШкала общей интернальности (Ио). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контро­ля над любыми значимыми ситуациями: интернальный контроль, интернальная личность. Низкий показатель по этой шкале соответствует низкому уров­ню субъективного контроля: экстернальный контроль, экстернальная личность. Такие люди не видят связи между своими действия­ми и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие. Они полагают, что большинство событий их жизни является результатом случая или действия других людей. Обобщение различных экспериментальных данных позволяет говорить об экстерналах как о людях с повышенной тревожностью, обеспокоенностью. Их отличает конформность, меньшая терпимость к другим и повышенная агрессивность, меньшая популярность в сравнении с интерналами. ^ Шкала интернальности в области достижений (Ид). Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успе­хом преследовать свои цели в будущем. Низкие показатели по шка­ле свидетельствуют о том, что человек приписывает своп успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам – везению, счаст­ливой судьбе или помощи других людей. ^ Школа интернальности в области неудач (Ин). Высокие пока­затели по этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообраз­ных неприятностях и страданиях. Низкие показатели свидетель­ствуют о том, что человек склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения. ^ Шкала интернальности в области производственных отно­шении (Ип). Высокие показатели свидетельствует и том, что че­ловек считает свои действия важным фактором организации соб­ственной производственной деятельности, складывающихся отно­шении в коллективе, своего продвижения и т.д. Низкие указывают на то, что человек склонен приписывать более важное значе­ние внешним обстоятельствам — руководству, товарищам по рабо­те, везению-невезению. ^ Шкала интернальности в области межличностных отноше­ний (Им). Высокие показатели свидетельствуют о том, что человек считает именно себя ответственным за построение межличностных отношений с окружающими. Низкие указывают на то, что чело­век склонен приписывать более важное значение в этом процессе обстоятельствам, случаю или окружающим его людям. ^ Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из). Высокие показатели свидетельствуют о том, что человек считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом себя и полагает, что выздоровление во многом за­висит от его действий. Человек с низкими показателями по этой шкале считает болезнь и здоровье результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других лю­дей, прежде всего врачей. ^ Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис). Высо­кие показатели означают, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. Низкие указыва­ют на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.Методика исследования самоотношения (МИС) (С. Р. Пантилеев) [2, с.112-118].Назначение теста: изучение эмоционально-ценностного компонента самосознания. Многомерный опросник исследования самоотношения (МИС – методика исследования самоотношения) создан С. Р. Пантилеевым в 1989 году, содержит 110 утверждений, распределенных по 9 шкалам (приложение 2). Инструкция: «Вам предлагается ответить на вопросы (в форме возможных утверждений) об особенностях Вашего характера, привычках, интересах и т.п. На эти вопросы не может быть «правильных» или «неправильных» ответов, т.к. каждый человек имеет право на свою собственную точку зрения. Для того, чтобы полученные на основании Ваших ответов результаты оказались наиболее информативными и плодотворными для конкретизации собственного представления о себе, Вам нужно постараться выбрать наиболее точные и правильные ответы. Отвечая, помните простые правила: Вопросы составлены так, что особого времени на обдумывание не требуется. Давайте первым ответ, который придет Вам в голову (как правило, он оказывается наиболее естественным). Конечно, вопросы слишком коротки, чтобы в них содержались все необходимые подробности. Поэтому отвечайте, представляя себе самые типичные ситуации, не задумываясь над деталями. Возможно, некоторые вопросы Вам трудно отнести к себе. В таком случае постарайтесь дать наилучший предположительный ответ. Помните, что плохих ответов быть не может. Не пытайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление. Свободно выражайте свое собственное мнение. Читайте последовательно каждое из приведенных выше утверждений и решайте, верно оно по отношению к Вам или неверно».Обработка результатов Номера пунктов опросника и знак, с которым пункт входит в соответствующий фактор. Ключ к тесту Шкала 1. Открытость «+»: 1, 3, 9, 53, 56, 65. «-»: 21, 48, 62, 86, 98. Шкала 2. Самоуверенность «+»: 7, 24, 30, 35, 36, 51, 52, 58, 61, 73, 82. «-»: 20, 80, 103. Шкала 3. Саморуководство «+»: 43, 44, 45, 74, 76, 84, 90, 105, 106, 108, 110. «-»: 109. Шкала 4. Зеркальное Я «+»: 2, 5, 29, 41, 50, 102. «-»: 13, 18, 34, 85. Шкала 5. Самоценность «+»: 8, 16, 39, 54, 57, 68, 70, 75, 100. «-»: 15, 26, 31, 46, 83. Шкала 6. Самопринятие «+»: 10, 12, 17, 28, 40, 49, 63, 72, 77, 79, 88, 97. Шкала 7. Самопривязанность «+»: 6, 32, 33, 55, 89, 93, 101, 104. «-»: 96, 107. Шкала 8. Конфликтность «+»: 4, 11, 22, 23, 27, 38, 47, 59, 64, 69, 81, 91, 94, 99. Шкала 9. Самообвинение «+»: 14, 19, 25, 37, 60, 66, 71, 78, 87, 92. За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Полученные «сырые» результаты переводятся в стены в соответствии с таблицей: Шкалы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 0 0 1 2-3 4-5 6-7 8 9 10 11 2 0-1 2 3-4 5-6 7-9 10 11-12 13 13 14 3 1-1 2 3 4-5 6 7 8 9-10 11 12


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Статистичний аналіз діяльності комерційних банків (умовна вибірка показників по 20 банках)
Реферат Television And How It S Changed Essay
Реферат Специфика психолого-педагогической диагностики детей 5-7 лет
Реферат Тема снов в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Реферат Развитие марийского края в 19 веке
Реферат Психологические особенности социализации современных подростков
Реферат Голощёкин, Филипп Исаевич
Реферат Развитие древнерусского права в XII-XV веках
Реферат Stonehenge Essay Research Paper Many have wondered
Реферат Владимир (Василий) Всеволодович Мономах
Реферат Пластические массы и синтетические смолы
Реферат Радикальные республиканцы в конгрессе США в условиях гражданской войны и реконструкции
Реферат Неравномерность экономического развития как глобальная проблема современности
Реферат Інфікованість мікроміцетами і пневмоцистами нижніх дихальних шляхів хворих на хронічні неспецифічні
Реферат Conflict In The Middle East Essay Research